Научная статья на тему 'Разработка программы дополнительного образования для обучающихся вуза'

Разработка программы дополнительного образования для обучающихся вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / PROGRAM / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ВУЗ / UNIVERSITY / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / DEMAND / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

В статье представлено описание экспериментальной работы по реализации программы дополнительного образования для обучающихся Мининского университета. Дано обоснование необходимости программ дополнительного образования для обучающихся вуза, представлены результаты изучения отношения к обучающихся к программам дополнительного образования, определена востребованная тематика и формы реализации подобных программ. Проведенное авторами исследование позволило установить, что большинство студентов (более 90 %) интересуются программами дополнительного образования, готовы осваивать их за собственный счет при условии приемлемой стоимости этих программ. Основным мотивом освоения дополнительной образовательной программы студенты назвали желание самостоятельно управлять собственным образовательным маршрутом (примерно 50 %) и неудовлетворенность выбранным профилем подготовки (более 80 % опрошенных). Описано содержание разработанной программы «Эффективные технологии менеджмента и маркетинга», включающее модули «Управление временем», «Управление персоналом», «Управление продажами», «Управление маркетинговой деятельностью». Указаны формы, которые целесообразно использовать для реализации программ дополнительного образования студентов активные формы обучения (кейс-стадии, тренинг, технологии развития критического мышления, проектное обучение). Представлен электронный курс поддержки программы дополнительного образования студентов. Результаты апробации программы дополнительного образования на факультете управления и социально-технических сервисов Мининского университета позволяют сделать выводы о востребованности программ дополнительного образования, о способности и желании студентов совмещать освоение основных и дополнительных образовательных программ, об интересе обучающихся к программам дополнительного образования, связанным с развитием универсальных умений и навыков управленческой деятельности и реализации проектов с использованием сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of an additional education program for students of higher education

The article describes the experimental work on the implementation of the supplementary education program for students of the Minin University. The substantiation of the need for supplementary education programs for students of higher education is given, the results of studying attitudes toward students to supplementary education programs are presented, and the topics and forms for implementing such programs are identified. The research conducted by the authors made it possible to establish that the majority of students (over 90 %) are interested in supplementary education programs, are ready to master them at their own expense, provided that the programs are affordable. The main motivation for the development of the additional educational program was the students' desire to independently manage their own educational route (approximately 50 %) and dissatisfaction with the chosen training profile (more than 80 % of the respondents). The contents of the developed program "Effective technologies of management and marketing", including modules "Time management", "Personnel management", "Sales management", "Management of marketing activities" are described. The forms that can be used to implement the supplementary education programs for students are the active forms of learning (case study, training, technologies for developing critical thinking, project training). The electronic course of support of the program of additional education of students is presented. The results of approbation of the supplementary education program at the Faculty of Management and Social and Technical Services of the University of Minsk make it possible to draw conclusions about the relevance of supplementary education programs, the ability and desire of students to combine the mastering of basic and additional educational programs, the interest of students in supplementary education programs related to the development of universal skills and management skills and implementation of projects using the Internet.

Текст научной работы на тему «Разработка программы дополнительного образования для обучающихся вуза»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/55PDMN118.pdf

Статья поступила в редакцию 04.03.2018; опубликована 24.04.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Прохорова М.П., Лебедева Т.Е. Разработка программы дополнительного образования для обучающихся вуза // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Prokhorova M.P., Lebedeva T.E. (2018). Development of an additional education program for students of higher education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN118.pdf (in Russian)

УДК 378.1 ГРНТИ 14.35.07

Прохорова Мария Петровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: masha.proh@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=618046

Лебедева Татьяна Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: taty-lebed@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=3 65916

Разработка программы дополнительного образования для обучающихся вуза

Аннотация. В статье представлено описание экспериментальной работы по реализации программы дополнительного образования для обучающихся Мининского университета. Дано обоснование необходимости программ дополнительного образования для обучающихся вуза, представлены результаты изучения отношения к обучающихся к программам дополнительного образования, определена востребованная тематика и формы реализации подобных программ. Проведенное авторами исследование позволило установить, что большинство студентов (более 90 %) интересуются программами дополнительного образования, готовы осваивать их за собственный счет при условии приемлемой стоимости этих программ. Основным мотивом освоения дополнительной образовательной программы студенты назвали желание самостоятельно управлять собственным образовательным маршрутом (примерно 50 %) и неудовлетворенность выбранным профилем подготовки (более 80 % опрошенных). Описано содержание разработанной программы «Эффективные технологии менеджмента и маркетинга», включающее модули «Управление временем», «Управление персоналом», «Управление продажами», «Управление маркетинговой деятельностью». Указаны формы, которые целесообразно использовать для реализации программ дополнительного образования студентов - активные формы обучения (кейс-стадии, тренинг, технологии развития критического мышления, проектное обучение). Представлен электронный курс поддержки программы дополнительного образования студентов. Результаты апробации программы дополнительного образования на факультете управления и социально-технических сервисов Мининского университета позволяют сделать выводы о востребованности программ

дополнительного образования, о способности и желании студентов совмещать освоение основных и дополнительных образовательных программ, об интересе обучающихся к программам дополнительного образования, связанным с развитием универсальных умений и навыков управленческой деятельности и реализации проектов с использованием сети Интернет.

Ключевые слова: программа; дополнительное образование; обучающиеся; вуз; востребованность; индивидуальный образовательный маршрут

Введение

Актуализация проблем повышения качества высшего образования во всем мире привела к тому, что в настоящее время мы можем наблюдать устойчивую тенденцию развития системы дополнительного профессионального образования студентов в вузах. Это связано с тем, что постепенно происходит осознание того факта, что многие компетенции выпускника вуза не могут быть сформированы только за счет организации традиционного учебного процесса [1, 2]. Постоянный рост требований работодателя к выпускнику вуза приводит к проблеме конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда.

Среди основных мотивов, побуждающих студентов к получению дополнительного образования является не только успешное трудоустройство, но и постоянное саморазвитие. Также среди причин востребованности дополнительного образования является неудовлетворенность содержанием базового образования, получаемого в вузе [3, 4].

Кроме того, дополнительное образование в настоящее время может рассматриваться как эффективный инструмент реализации индивидуального образовательного маршрута. Посредством курсов и модулей, предлагаемых вузом дополнительно, студент может освоить дополнительные компетенции, получить новый опыт, ознакомиться с современными технологиям и способами профессиональной деятельности. В целом, дополнительное профессиональное образование является важнейшим механизмом, реализующим концепцию образования в течение всей жизни [5, 6, 7].

Целью данной работы выступает описание результатов экспериментальной работы по реализации программ дополнительной подготовки для студентов вуза.

Задачами работы являются:

• представить результаты экспериментальной работы по реализации программ дополнительного образования для студентов вуза;

• описать отношение студентов к дополнительному образованию в вузе;

• сделать выводы о дальнейших перспективах реализации подобных дополнительных программ в процессе профессиональной подготовки студентов.

Методы

Экспериментальная работа по реализации программы дополнительного образования проводилась в Мининском университете на кафедре инновационных технологий менеджмента в 2016-2018 уч. гг. В рамках этой работы сначала проводилось анкетирование потенциальных слушателей относительно тематики программы дополнительного образования, далее осуществлялась разработка выбранной студентами программы, корректировалось её содержание в соответствии с потребностями обучающихся, затем проводилось обучение и выявление отношения студентов к освоенной дополнительной программе. Все опросы в

течение экспериментальной работы осуществлялись с использованием Ооо§1е-форм для проведения он-лайн опросов.

Всего в экспериментальной работе за этот период приняло участие 180 студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение», 44.03.05 «Педагогическое образование», 38.03.02 «Менеджмент».

Результаты

Согласно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды 1 . Таким образом, программы дополнительного профессионального образования направлены на более полное удовлетворение потребностей обучающихся, обеспечивают соответствие подготовки требованиям профессиональных стандартов, содержат возможности более гибкого реагирования на изменение социального заказа [8, 9, 10].

В начале экспериментальной работы нам представлялось необходимым выяснить тематику программ дополнительного образования, которая бы заинтересовала обучающихся. Необходимо отметить, что реализация дополнительных программ в Мининском университете осуществлялась за счет обучающихся с частичной компенсацией стоимости обучения тем, студентам, которые получаю стипендию.

Первоначальный опрос студентов показал, что они заинтересованы в программах дополнительного образования и стараются проектировать маршрут индивидуального развития. На это указали 84 человека (47 %), затруднились ответить на данный вопрос 68 человек (38 %) и 28 человек (15 %) дали отрицательный ответ.

Рисунок 1. Проектирование маршрута индивидуального развития студентами (составлено авторами)

В исследовании приняло участие - 50,6 % девушек и 49,4 % молодых людей.

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. (ФЗ № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г.) II Российская газета. 31 декабря 2012 г. Федеральный выпуск №5976.

Удовлетворенность направлением и профилем подготовки обучающихся представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Удовлетворенность выбором направления и профилем подготовки обучающихся Мининского университета (составлено авторами)

Как мы видим из рисунка 2, наблюдается неудовлетворенность профилем подготовки обучающихся, причем необходимо отметить, что данная картина в первую очередь характерна для обучающихся педагогических направлений подготовки.

другое спортивные секции курсы повышения квалификации мастер-классы и семинары творческие программы и курсы

научные секции %

1 0,6

7,8

25

3 28,9

50

10

20

30

40

50

60

Рисунок 3. Востребованность профессиональных и других дополнительных курсов среди обучающихся Мининского университета (составлено авторами)

Как видно из рисунка 3, более 48 % обучающихся заинтересованы в получении дополнительного образования в рамка курсов повышения квалификации (72 часа / 144 часа), еще 25 % хотели бы поучаствовать в различных профессиональных мастер-классах и семинарах продолжительностью до 8 часов.

Среди наиболее востребованной тематики курсов повышения квалификации можно выделить следующие (таблица 1).

Таблица 1

Востребованность тематики курсов повышения квалификации и мастер-классов для обучающихся

0

Тематика курсов повышения квалификации % ответов

Менеджмент, маркетинг 55,3

Организация собственного бизнеса 54,7

Создание интернет-магазина, 8ММ 54,0

Психология 45,3

Иностранные языки 44,0

Риторика, ораторское искусство и актерское мастерство 43,3

Стратегическое планирование личностного роста 38,7

Спорт 36,7

Обучение игре на музыкальных инструментах 33,3

Тематика курсов повышения квалификации % ответов

Обучение танцам и пластике 32,0

Кулинарные мастер-классы 28,7

Основы робототехники и моделирования 28,0

Изостудия и компьютерная графика 25,3

Составлено авторами

Студенты считают, что им необходимы также образовательные тренинги, тренинги, направленные на командообразование, консультации по вопросам трудоустройства, курсы по проектированию, консультирование студентов по написанию и оформлению статей РИНЦ и ВАК.

Наиболее интересной тематикой образовательных для опрошенных семинаров являются: маркетинг, управление человеческими ресурсами, туризм, психология, тайм-менеджмент, 3Б-моделирование, экономика и предпринимательство, прикладное творчество (воссоздание забытых традиций и ремесел - керамика, декупаж, вышивка золотыми нитями и бисером, лоскутное шитье), искусство, музыка, философия, ИКТ и 1Т-технологии, педагогика, сервисология, бизнес-планирование, финансовая грамотность, иностранные языки, графический и web-дизайн.

Лидирующие позиции маркетинга, менеджмента и вопросов организации собственного бизнеса не случайны, т. к. при ответе на вопрос: "Как Вы относитесь к предпринимательской деятельности студентов?", 131 студент (73 %) - положительно, 48 человек (27 %) - нейтрально и только 1 человек - отрицательно.

Рисунок 4. Отношение студентов к предпринимательской деятельности (составлено авторами)

В соответствии с предпочтениями студентов кафедрой инновационных технологий менеджмента Мининского университета была разработана программа повышения квалификации для обучающихся "Эффективные технологии менеджмента и маркетинга".

Данная программа является модульной дополнительной профессиональной программой, представляющая объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата, которые могут выступать как самостоятельные программы.

1 - Управление временем (тайм-менеджмент).

2 - Управление персоналом.

3 - Управление продажами (тренинг - Активные продажи).

4 - Управление маркетинговой деятельностью организации.

Процесс изучения программы направлен на формирование и развитие компетенций:

• способность квалифицированно решать практические проблемы менеджмента и маркетинга в сфере торговли и воплощать эти решения в жизнь;

• понимать сущность и значимость менеджмента, маркетинга в коммерческой организации;

• иметь целостное представление о способах использования современных технологий маркетинга и менеджмента для решения стоящих перед коммерческой организацией задач.

Коротко охарактеризуем реализуемые модули программы.

Модуль 1 - Управление временем - тайм-менеджмент.

Цели модуля: сформировать общее представление о предназначении, способах и приемах эффективного управления временем - тайм-менеджмента. Овладеть основными методиками анализа времени. Научиться выявлять и анализировать "поглотители времени". Научиться описывать и расставлять приоритет личных и профессиональных ценностей. Овладеть навыками применения "матрицы Эйзенхауэра" для планирования времени.

Модуль 2 - Управление персоналом.

Цели модуля: получение навыков использования эффективных технологий современного управления персоналом от построения личной и организационной стратегии до инструментов контроля деятельности. Формирование общих навыков развития индивидуального стиля лидерства и командообразования.

Модуль 3 - Управление продажами (тренинг Активные продажи).

Цели тренинга: научиться грамотно устанавливать контакт с клиентом. Научиться выявлять потребности клиента, узнать основные мотиваторы клиентов и научиться их определять. Освоить технологии эффективного предложения. Научиться грамотно завершать сделку, подталкивать клиента к покупке. Освоить техники переговоров о цене и технику «упаковки недостатков». Научиться преодолевать безразличие и возражения клиента. Сформировать эффективные для продажи установки.

Модуль 4 - Управление маркетинговой деятельностью организации.

Цели модуля: формирование комплексного представления о целях и видах маркетинговых исследований и их влияние на стратегию развития рынка и организации; раскрытие сущности маркетинговых исследований; рассмотрение критериев сегментации рынка и позиционирования товаров и услуг.

Общая трудоемкость программы составляет 72 часа, 36 из которых-аудиторные, остальные 36 часов - самостоятельная работа в ЭИОС МооШе. В качестве поддержки разработанной дополнительной образовательной программы студентам предложен электронный курс, который включал входную диагностику подготовленности к освоению программы, содержание модулей, контрольные задания по каждому из них, блок рефлексии по всей программе (рисунок 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5. Скриншот страницы курса ДПО "Эффективные технологии менеджмента и маркетинга"2 (составлено авторами)

Обучение по разработанной программе проводилось преимущественно при помощи активных методов и технологий обучения, таких как кейс-стади, тренинг, технологии развития критического мышления, проектное обучение [3]. В конце электронного курса представлен рефлексивный блок, позволяющий слушателям поделиться своими мнениями и впечатлениями о курсе, а преподавателям - улучшить данный курс.

Так, на вопрос "Что главным образом побудило Вас пройти обучение на курсах повышения квалификации" 97,2 % отметили личную потребность, 91,7 % - интересную тематику программ курсов, 63,9 % - статус документа о повышении квалификации, 11,1 % -перспективы профессионального роста на работе.

Особое внимание в результате прохождения дополнительной образовательной программы отводилось на рефлексию слушателей. Этот блок предполагал открытые вопросы, направленные на самооценку полученных результатов, констатацию возникших трудностей и достижений. Например, на вопрос по модулю Управление продажами (тренинг Активные продажи), что было интересно, слушатели отмечали интерес к командной работе, развитие навыков общения, выполнение командных заданий (рисунок 6), а при оценке затруднений при прохождении этого модуля отмечали недостаточно развитые коммуникативные навыки (рисунок 7).

2 Эффективные технологии менеджмента и маркетинга [Электронный ресурс]: сетевой электр. учеб.-метод. комплекс / Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Прохорова М.П., Шкунова А.А., Егоров Е.Е.; Ниж. гос. педаг. ун-т К. Минина: офиц. сайт - Режим доступа: https ://mininuniver. m/training/retraining/pro grams-for-students/effective-organization-of-business-technology-management-and-marketing, для доступа к ресурсу необходима авторизация - Загл. с экрана.

учиться в процессе активного взаимодействия (игры), что поспособствовало наилучшему усвоению

продавать, то что посуди и не нужно было покупателю, так же я научилась не которым хитростям чтобы

Пытаться продать вещи из коробки, создавать воронку, чтобы не разбилось яйцог играли в остров) Общаться с новыми людьми. Играть в познавательные игры. Понравилось участвовать в дискуссиях.

узнать о типах продавцов и покупателей, узнать о том, как вести себя и как демонстррировать товар.

Рисунок 6. Скриншот блока рефлексии по модулю «Управление продажами» (интерес слушателей)3 (составлено авторами)

выстраивать деловые отношения с покупателями, учитывая их особенности

было трудно уговаривать чужих людей чтобы онн тебе сделали что то или купили что то .

Рисунок 7. Скриншот блока рефлексии по модулю «Управление продажами» (затруднения слушателей)3 (составлено авторами)

Обсуждение

Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сделать ряд значимых для дальнейшего развития программ дополнительного образования студентов выводов:

1. Практически половина опрошенных студентов (47 %) рассматривают дополнительное образование как инструмент построения индивидуального образовательного маршрута, что связано также с высоким уровнем неудовлетворенности выбранным профилем профессиональной подготовки (особенно по педагогическим направлениям подготовки).

3 Эффективные технологии менеджмента и маркетинга [Электронный ресурс]: сетевой электр. учеб.-метод. комплекс / Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Прохорова М.П., Шкунова А.А., Егоров Е.Е.; Ниж. гос. педаг. ун-т К. Минина: офиц.сайт - Режим доступа: https://mininuniver.ru/training/retraining/programs-for-students/effective-organization-of-business-technology-management-and-marketing, для доступа к ресурсу необходима авторизация -Загл. с экрана.

Следовательно, продолжение работы по разработке новых образовательных программ дополнительного образования перспективно.

2. Дополнительное образование востребовано и в форме долгосрочных полноценных программ дополнительного образования, и в коротких отдельных мероприятиях - семинарах, мастер-классах, тренингах, что указывает на широкие возможности проектирования различных программ, отличающихся длительностью, направленностью и, что немаловажно, стоимостью для студентов.

3. Среди наиболее востребованных у студентов направлений отмечаются программы, связанные с управлением и маркетингом, организацией собственного бизнеса, созданием и продвижение бизнеса через Интернет. Эта тематика дополнительных образовательных программ может быть предложена всем направлениям и профилям подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разумова Т.О. Дополнительное профессиональное образование в рыночной экономике / Т.О Разумова, П.Р. Алиева, Ф.И. Мирзабалаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 65.

2. Сысоева Е.Л. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования граждан России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 4(18). С. 20-25.

3. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.

4. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2. http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. Волкова Н.С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России в современных условиях // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 412-415.

6. Шкунова А.А., Плесовских Г.А., Шипулло М.С. Содержательный аспект программ дополнительного профессионального образования студентов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

7. Степанова Л.В., Васильева Т.И. Роль дополнительного образования в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 43. С. 341-344. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76490.htm.

8. Лапшова А. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Мининского университета. 2014. №4.

9. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / Автор-составитель: Лямзин М.А., Громкова М.Т. М.: ИРДПО, 2013. 29 с. http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2016/02/slovar-terminov-i-ponjatij-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovanija.pdf. (дата обращения: 25.08.2016.).

10. Маршунова Л.Д. Дополнительное образование в современном мире // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 1, С. 282-288.

Prokhorova Maria Petrovna

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: masha.proh@mail.ru

Lebedeva Tatyana Evgenievna

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: taty-lebed@mail.ru

Development of an additional education program for students of higher education

Abstract. The article describes the experimental work on the implementation of the supplementary education program for students of the Minin University. The substantiation of the need for supplementary education programs for students of higher education is given, the results of studying attitudes toward students to supplementary education programs are presented, and the topics and forms for implementing such programs are identified. The research conducted by the authors made it possible to establish that the majority of students (over 90 %) are interested in supplementary education programs, are ready to master them at their own expense, provided that the programs are affordable. The main motivation for the development of the additional educational program was the students' desire to independently manage their own educational route (approximately 50 %) and dissatisfaction with the chosen training profile (more than 80 % of the respondents). The contents of the developed program "Effective technologies of management and marketing", including modules "Time management", "Personnel management", "Sales management", "Management of marketing activities" are described. The forms that can be used to implement the supplementary education programs for students are the active forms of learning (case study, training, technologies for developing critical thinking, project training). The electronic course of support of the program of additional education of students is presented. The results of approbation of the supplementary education program at the Faculty of Management and Social and Technical Services of the University of Minsk make it possible to draw conclusions about the relevance of supplementary education programs, the ability and desire of students to combine the mastering of basic and additional educational programs, the interest of students in supplementary education programs related to the development of universal skills and management skills and implementation of projects using the Internet.

Keywords: program; additional education; students; university; demand; individual educational route

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.