12.Возможность применения метода конечных элементов для электродинамического анализа диэлектрических линз как элементов диаграммообразующих схем антенных решеток РЭС СВЧ и КВЧ диапазонов / В. А. Кочетков [и др.] // Известия Тульского Государственного Университета. Технические науки. 2019. Вып. 10. С. 172-180.
Черкасов Александр Евгеньевич, сотрудник, [email protected], Россия, Орел, Академия Федеральной службы охраны
MATHEMATICAL MODEL OF THE SPATIAL SIGNAL IN THE ANTENNA ARRAY WITH A DIAGRAM-FORMING SCHEME OF THE LENS TYPE
A.E. Cherkasov
The article provides a solution of the integral equation based on the Laplace transform, which allows determining the values of the amplitude and phase of the refracted wave in a dielectric lens in a wide range of wavelengths. An antenna system has been synthesized and analyzed, which includes an antenna array and a diagram-forming scheme based on a Rotman lens.
Keywords: lens antenna arrays, Rotman lens, diagram-forming scheme.
Cherkasov Alexander Evgenievich, employee, [email protected], Russia, Russia, Orel, Russian Federation Security Guard Service Federal Academy
УДК 004.02; 502.1
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-2-289-293
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ МАСЛА ОТ АВТОМОБИЛЕЙ
А.А. Шишкина
В работе приводится описание процесса создания программного обеспечения, которое помогает и автоматизирует расчеты отходов моторного и трансмиссионного масел при экспликации автомобильного вида транспорта. Такие расчеты необходимы для оценки отходов, которые важны для экологии. Программа может при помощи пользовательского интерфейса рассчитать через объём систем смазки или расход топлива объемы образования отходов масла от различных автомобилей. Приведены куски кода программы и описываются функциональные возможности программного обеспечения.
Ключевые слова: обработка информации, программное обеспечение, автоматизация расчетов, экология, автомобили, масло, отработанное.
Современное общество и все виды деятельности человека на данный момент уже нельзя представить без повсеместной компьютеризации и информатизации. Это связано с возможностью автоматизации каких-либо процессов, возможностью быстро и точно выполнять определенные виды деятельности, а также большим удобством. Программное обеспечение и ЭВМ присутствуют во всех областях деятельности человека, в том числе и в научной. Благодаря компьютерам и разнообразному программному обеспечению можно автоматизировать расчеты, быстро обрабатывать базы данных, моделировать всевозможные процессы и многое другое [1-7]. С этими целями и создаются программы, в том числе и для расчета выбросов и отходов, влияющих на экологию.
В данной работе будет приводиться описание процесса создания программы для облегчения и частичной автоматизации расчетов отходов трансмиссионного и моторного масла, образующихся при эксплуатации разного типа автомобилей.
В качестве основного языка программирования был выбран JavaScript, так как при помощи этого языка возможно быстро и просто написать функциональную программу. К тому же для работы и запуска этого языка не требуется специализированное программное обеспечение,
компиляторы, интерпретаторы и пр. Данный язык запускается в браузерах и является не только кроссбраузерным, но и кроссплатформенным, потому что возможна работа программ, написанных на этом языке, на любых компьютерах и платформах (мобильные телефоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки) под управлением любых операционных систем (iOS, Android, Windows, Linux). Для упрощения работы с языком и (Document Object Model) DOM была использована библиотека jQuery, которая значительно упрощает работу и расширяет возможности языка. [8-10]. Для отображения пользовательского интерфейса применяется разметка HTML, с помощью которой возможно отображение информации, ее первоначальная стилизация, а также вывод полей ввода данных и вывода расчетных значений.
Данная программа предназначена для расчета масла, с ее помощью возможен расчет отходов трансмиссионного и моторного масел двумя методами:
1. По объемы смазочной системы;
2. По пройденному пробегу.
При этом в программе заложена база данных автомобилей и их расход топлива на 100 км пути. Для удобства работы с программой существует пользовательский интерфейс с полями ввода и вывода данных, а также понятийной информации.
На рис. 1 приведена разметка необходимая для выбора типа автомобилей, для которого и будет проводится дальнейший расчет, а на рис. 2 - код, отвечающий за вывод полей ввода данных.
< Ь2> 1. Выберете T«n-:/h2>
<input ty|< ' ! ; 11' : " name="e02-type" id="eÖ2-type-01" value="e02-type-01n /> Автомобиль (через расход топлива)<;Ьг />
iinput type="radi.o" nairie="e02-type" id="e02-type-02" value="e02-type-02" /> Автомобиль (через объём систем смазки производится отдельно по виду масла)<Ьг />
<input type="radio" name="eä2-type" id="e82-type-83" value="e02-type-03" /> Автопогрузчики,, строительная и дорожная техникасЬг />
Рис. 1. Часть кода программы, отвечающего за выбор типа автомобилей
<div for="e02-type-01">
<h3 Формула для расчета объемов отходов моторного и трансмиссионного масла от автомобилей через расход топлива :</h3>
<i>M = N*q*L*n*H*r* 0.0001, T/rofl</ixbr /xbr /> <h2>2. Заполните поля</Ь2> N - количество автомашин, шт.;<Ьг />
<input type="rumber" name="e02-type-01-N" plaeeholder="BBeAHTe значение N" /xbr /xbr /> q - норма расхода топлива на 100 км пробег а, л/100 км; href="#" id="show-table">Ca™acHO тэблице^/а> <br />
<ircput type="number" name="e02-type-01-q" placeholder="BBeflHTe значение q" /xbr /xbr /> L - средний годовой пробег автомобиля, тыс, км/год;<Ьг />
<input type="nuinber" name="e02-type-01-L" placeholder="BBeflHTe значение L" /Xbr /Xbr /> n - норма расхода масла на 100 л топлива, л/100 л;<Ьг />
<inpjt type="rumber" name="e02-type-01-n" placeholder="BBeAHTe значение n" /xbr /xbr /> H - норма сбора отработанных нефтепродуктов, доли от 1; H = 0.12 - 0.15;<br /> <ircput type="number" name="e02-type-01-H" placeholder="BBeflHTe значение H" /xbr /xbr /> p - плотность отработанного масла, кг/л, р ■ Ö.9 кг/л;<Ьг />
<input type="number" name="e02-type-01-r" placeholder="BBeflHTe значение p" /Xbr /Xbr /> < i "p.jT type="button" name "г'Р/ тур г 0] button" уа1ие="Рассчитать" /xbr /> <p id="e02-type-01-out"> </p> </div>
Рис. 2. Часть кода программы, отвечающего за ввод пользовательских данных
С помощью представленного выше кода можно передать введенные пользователем данные в саму программу, написанную на JavaScript. Часть текста программы приведено на рис. 3.
$('[name=e02-type-01-button]1).click(function(){
var töl_N = Number($('[name=e02-type-01-N]).val()); var t01_q Number(î('[name=e02-type-01-q]1).val())j var t01_L Number($('[name=e02-type-01-L]').val( ) ); var t01_n = Number($('[name=e02-type-01-n]1).val())j var t01_H Number($(1[name=e02-type-01-H]1).val{)); var t01_r Number($('[name=e02-type-01-r]').val())j
var t01_M t01_N t01_q t01_L t01_n t01_H t01_r 0.0001;
Î("#e02-type-01-out").html("<b>06bem образования отходов составляет:</b><br />М - "+t01_M. toFixed(4)+" т/год");
});
Рис. 3. Часть кода, отвечающего за расчет и вывод информации
Если запустить программу, то результат ее работы будет отображаться на экране пользователя (рис. 4)
Расчет объемов образования отходов моторного и трансмиссионного масла от автомобилей
О Автомобиль I :СрбЭ объём СНС '.'.Ч смаэкн производится отдсяьно По В11лу О Аггопогруэчша!, сгроптслыюя и .'техники
2. Заполните ноли
N - количество автомашин, шт.; [введите значение Н
V - объём масла, заливаемого в автомэпг^ну при ТО. л; Введите значение V
Г - средшш подовой пробег автомобиля, тыс. км/год: | Введите значение I
I _ - норма пробега подвижного состава до -замены масла, тыс. км Введите значение 1_н
k - K- i;t полноты слива масла, к 0.9;
Введите значение к
Ei - плотность отработанного масла, кг/л, р 1 0.9 кг/л;
Введите значение р
Рассчитать
Рис. 4. Вид пользовательского интерфейса
Работа программы осуществляется следующим образом:
1. Пользователь выбирает тип расчета;
2. Заносит требуемую информацию в соответствующие поля на основе подсказок и описания;
3. Программа вычленяет введенные данные, анализирует и преобразует их, а далее производит математические манипуляции согласно формулам;
4. Результат расчета отображается под полями ввода данных;
5. Далее возможно повторить расчет частично изменив данные или полностью их переписав.
Таким образом, было разработано программное обеспечение, которое позволяет значительно упростить и частично автоматизировать расчеты отходов трансмиссионного и моторного масел. Данные расчеты очень важны для правильной и более точной оценки. Данная программа может запускаться на большом числе устройств, управляемых разными операционными системами, что значительно расширяет возможность применения этого программного обеспечения.
К тому же для работы программы не требуется значительных вычислительных ресурсов и мощного аппаратного обеспечения. В дальнейшем планируется расширение функциональных возможностей за счет добавление новых объектов расчета, новых методик, что в дальнейшем еще больше упростит различные виды экологических расчетов.
При этом также возможно портирование программного продукта на большее число компьютеров за счет перевода кода на другие языки, поддерживаемые в лучшем виде и которые более удобны в конечном счете для пользователей. К тому же экологические — это не единственные типы расчетов, которые можно запрограммировать, есть еще ряд программ, которые можно сделать из области охраны труда и безопасности жизнедеятельности.
Список литературы
1. Шишкина А.А. Сравнительный анализ работы климатического оборудования методом математического моделирования // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. Вып. 4. С. 400-403.
2. Шишкина А.А. Аналитический метод выбора места установки климатического оборудования в помещении промышленного назначения // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. Вып. 4. С. 440-443.
3. Коряков А.Е., Шишкина А.А., Шишкина П.А. Влияние автомобиля на окружающую среду // Образование и наука в России и за рубежом. 2021. №6 Vol. 82. С. 109-111.
4. Шишкина П.А. Компьютерное моделирование работы системы вентиляции для определений условий труда в помещении // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. Вып. 10. С. 360-362.
5. Шишкина П.А. Компьютерный анализ воздействия открытого окна для обеспечения комфортных условий труда // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. Вып. 9. С. 281-283.
6. Большаков В.Н. Экология / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г.В. Тягумова, Ю.Г. Ярошенко. М.: Логос, 2005. 504 с.
7. Луканин В.Н. Промышленно-транспортная экология: Учебник. М.: Высшая школа, 2019. 273 с.
8. Брокшмидт К. Пользовательский интерфейс приложений для Windows 8, созданных с использованием HTML, CSS и JavaScript [Текст]: учебное пособие. 2-е изд. М., 2016. 395 с.
9. Зудилова Т.В. Web-программирование JavaScript [Текст] / Т.В. Зудилова, М.Л. Буркова. Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2014. 68 с.
10. Прохоренок Н.А., Дронов В.А. HTML, JavaScript, PHP и MySQL. Джентельмен-ский набор Web-мастера. СанктПетербург, 2015. 768 с.
Шишкина Анастасия Андреевна, лаборант, shishkina5ap@,yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
DEVELOPMENT OF SOFTWARE FOR DETERMINING THE VOLUME OF OIL WASTE
FORMATION FROM CARS
A.A. Shishkina
The paper describes the process of creating software that helps and automates the calculation of engine and transmission oil waste when explicating an automobile mode of transport. Such calculations are necessary for the evaluation of waste, which is important for the environment. The program can use the user interface to calculate through the volume of lubrication systems or ^ fuel consumption volumes of oil waste generation ^ from various vehicles. Parts of the program code are given and the ^ functionality of the software is described.
Key words: information processing, software, calculation automation, ecology, automobiles, oil, waste.
Shishkina Anastasia Andreevna, assistant, [email protected], Russia, Tula, Tula State University