Научная статья на тему 'Разработка проекта комплексной постановки бюджетирования'

Разработка проекта комплексной постановки бюджетирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
934
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / BUDGETING SYSTEM / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / SMALL BUSINESS BUDGETING / ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА / FINANCIAL STRUCTURE / БЮДЖЕТНАЯ СТРУКТУРА / BUDGET STRUCTURE / СИСТЕМНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM-PROCESS APPROACH / КОМПЛЕКСНОЙ ПОСТАНОВКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / INTEGRATED BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошникова Татьяна Константиновна

Цель: состоит в разработке проекта комплексной постановки системы бюджетирования на предприятии малого бизнеса. Методы: использован системно процессный подход к постановке системы бюджетирования, комплексный подход к формированию финансовой и бюджетной структур, аналитический подход, предполагающий уточнение категорий и выделение базовых элементов модели процесса бюджетирования малых предприятий. Научная новизна: комплексный подход к управлению, включающий формирование финансовой структуры на базе организационной структуры, определение бюджетной структуры и наличие результата от моделирования элементов процесса. Авторская система бюджетирования для малого предприятия заключается в применении процессно-ориентированного подхода, выделении бизнес-процессов и видов деятельности, определении центров ответственности, а также регламентации процедур бюджетирования. Автором предложена методика комплексной постановки бюджетирования малых предприятий, отличающаяся раскрытием содержания каждого этапа процесса бюджетирования, формированием данных об исполнении на управленческих счетах. Предложено совершенствование информационного обеспечения предприятий малого бизнеса на основе использования системы бюджетов, учитывающей информационные потребности менеджмента и факторы, влияющие на построение системы бюджетирования малых предприятий. Результаты: разработана методика комплексной постановки бюджетирования малых предприятий, для реализации долгосрочной стратегии. Практическая значимость : проект комплексной постановки бюджетирования может выступать основополагающим инструментом в управлении развитием предприятием малого бизнеса, представляющим собой индикатор фактического состояния для целей мониторинга и принятия эффективных управленческих решений. Модель отличается возможностью универсального использования в отношении предприятий малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROJECT OF INTEGRATED BUDGETING

Purpose: is to develop a project for the integrated setting of a budgeting system for a small business enterprise. Methods: the system process approach to the formulation of the budgeting system, an integrated approach to the formation of financial and budgetary structures, an analytical approach involving the specification of categories and the identification of the basic elements of the model of the budgeting process for small enterprises are used. Scientific novelty: an integrated approach to management, including the formation of a financial structure based on the organizational structure, the definition of the budget structure and the availability of the result from the modeling of the elements of the process. The author's budgeting system for a small enterprise consists in applying a process-oriented approach, identifying business processes and activities, identifying responsibility centers, and regulating budgeting procedures. The author suggests a technique for the complex formulation of budgeting for small enterprises, which is distinguished by disclosing the content of each stage of the budgeting process, and the formation of performance data on managerial accounts. The improvement of information support for small businesses based on the use of a system of budgets that takes into account the information needs of management and the factors that influence the construction of the budgeting system for small businesses is proposed. Results: a methodology was developed for the integrated formulation of budgeting for small enterprises, for the implementation of a long-term strategy. Practical significance: the project of integrated setting of budgeting can be a fundamental tool in the management of the development of a small business enterprise, which is an indicator of the actual state for monitoring and making effec

Текст научной работы на тему «Разработка проекта комплексной постановки бюджетирования»

УДК 33.336

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОМПЛЕКСНОЙ ПОСТАНОВКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

© 2018

Мирошникова Татьяна Константиновна, кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры управления

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Цель: состоит в разработке проекта комплексной постановки системы бюджетирования на предприятии малого бизнеса. Методы: использован системно - процессный подход к постановке системы бюджетирования, комплексный подход к формированию финансовой и бюджетной структур, аналитический подход, предполагающий уточнение категорий и выделение базовых элементов модели процесса бюджетирования малых предприятий. Научная новизна: комплексный подход к управлению, включающий формирование финансовой структуры на базе организационной структуры, определение бюджетной структуры и наличие результата от моделирования элементов процесса. Авторская система бюджетирования для малого предприятия заключается в применении про-цессно-ориентированного подхода, выделении бизнес-процессов и видов деятельности, определении центров ответственности, а также регламентации процедур бюджетирования. Автором предложена методика комплексной постановки бюджетирования малых предприятий, отличающаяся раскрытием содержания каждого этапа процесса бюджетирования, формированием данных об исполнении на управленческих счетах. Предложено совершенствование информационного обеспечения предприятий малого бизнеса на основе использования системы бюджетов, учитывающей информационные потребности менеджмента и факторы, влияющие на построение системы бюджетирования малых предприятий. Результаты: разработана методика комплексной постановки бюджетирования малых предприятий, для реализации долгосрочной стратегии. Практическая значимость: проект комплексной постановки бюджетирования может выступать основополагающим инструментом в управлении развитием предприятием малого бизнеса, представляющим собой индикатор фактического состояния для целей мониторинга и принятия эффективных управленческих решений. Модель отличается возможностью универсального использования в отношении предприятий малого бизнеса.

Ключевые слова: система бюджетирования, бюджетирование малых предприятий, финансовая структура, бюджетная структура, системно-процессный подход, комплексной постановки бюджетирования

DEVELOPMENT OF THE PROJECT OF INTEGRATED BUDGETING

© 2018

Miroshnikova Tatyana Konstantinovna, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of Management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St., 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Purpose: is to develop a project for the integrated setting of a budgeting system for a small business enterprise. Methods: the system - process approach to the formulation of the budgeting system, an integrated approach to the formation of financial and budgetary structures, an analytical approach involving the specification of categories and the identification of the basic elements of the model of the budgeting process for small enterprises are used. Scientific novelty: an integrated approach to management, including the formation of a financial structure based on the organizational structure, the definition of the budget structure and the availability of the result from the modeling of the elements of the process. The author's budgeting system for a small enterprise consists in applying a process-oriented approach, identifying business processes and activities, identifying responsibility centers, and regulating budgeting procedures. The author suggests a technique for the complex formulation of budgeting for small enterprises, which is distinguished by disclosing the content of each stage of the budgeting process, and the formation of performance data on managerial accounts. The improvement of information support for small businesses based on the use of a system of budgets that takes into account the information needs of management and the factors that influence the construction of the budgeting system for small businesses is proposed. Results: a methodology was developed for the integrated formulation of budgeting for small enterprises, for the implementation of a long-term strategy. Practical significance: the project of integrated setting of budgeting can be a fundamental tool in the management of the development of a small business enterprise, which is an indicator of the actual state for monitoring and making effective management decisions. The model is characterized by the possibility of universal use in relation to small businesses.

Keywords: budgeting system, small business budgeting, financial structure, budget structure, system-process approach, integrated budgeting

Введение в проблему. Роль постановки системы бюджетирования предприятий в современных условиях заключается в том, что результативность их функционирования выступает важным инструментом поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства. На предприятиях малого бизнеса отсутствует комплексный подход к управлению формированием и использованием финансовых потоков. В настоящее время активно рассматриваются вопросы технологий бюджетирования на таких предприятиях.

Информационное обеспечение процесса бюджетирования малых предприятий не учитывает информационные потребности менеджмента предприятий малого бизнеса и факторы, влияющие на данный процесс. Существуют особенности деятельности малых предприятий, оказывающие влияние на организацию процесса бюджетирования. К ним можно отнести низкую инвестиционную активность, чувствительность ликвидности к изменениям общей экономической ситуации. Имеет место слабая проработанность отдельных элементов

процесса бюджетирования для предприятий малого бизнеса. Управленческие решения, разработанные без комплексной постановки бюджетирования, приводят к неэффективному перераспределению финансовых ресурсов.

Решение данной проблемы опирается на системно - процессный подход к постановке системы бюджетирования. С одной стороны, формирование финансовой структуры на базе организационной структуры предприятия, с другой стороны, определение бюджетной структуры обеспечивает комплексный подход к управлению и наличие результата от моделирования элементов процесса бюджетирования.

Процессно-ориентированное управление (ABM) является основой для ABC (Activity Based Costing) и ABB (Activity Based Budgeting) - процессно-ориентированно-го бюджетирования. По мнению К. Друри, составление смет на основе видов деятельности (система ABB) является более эффективным для организаций, использующих системы калькуляции себестоимости (ABC) [1,

Мирошникова Татьяна Константиновна РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОМПЛЕКСНОЙ ...

с. 353]. Работа данного ученого «Управленческий учет для бизнес-решений» свидетельствует, что отсутствие четких зависимостей между видами деятельности и затратами в бюджетах делает их «плохими индикаторами» функционирования.

Несмотря на то, что проблемам бюджетирования посвящены работы многих экономистов, однозначная позиция по вопросу его связи с управленческим учетов не сформировалась. Вопрос о том, входит ли бюджетирование в систему управленческого учета до сих пор остается дискуссионным.

Исследования зарубежный и российских экономистов, таких как К. Друри, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, В.Ф. Палий, М.В. Вахрушина и др., направлены на раскрытие сущности управленческого учета.

В значимости бюджетирования в системе управления не возникает разногласий у специалистов, однако научная полемика складывается в определении понятий «бюджет» и «бюджетирование».

Профессор А. Апчерч считает, что бюджет - это план, выраженный количественно, ориентирующий на достижение цели организации [2, с. 541]. Данная трактовка понятия бюджета лаконично отражает основные его сущностные характеристики. Однако при рассмотрении бюджета как инструмента системы управленческого учета необходимо более широкое раскрытие его содержания.

Экономисты Дж. Г. Сигел и Дж. К. Шим определили бюджет как количественный план деятельности предприятия и выполнения программ, представляющий собой связанный набор финансовых и (или) натуральных экономических показателей деятельности компании [3, с. 459].

Нидлз Б., Миллз С. и Андерсон Г. также считают, что бюджет - это план действий, который предсказывает будущие операции, деятельность и результаты в финансовом и нефинансовом выражениях [4, с. 264].

Хорнгрен Ч., Фостер Д., Датар Ш. определяют бюджет как количественное выражение предложенного менеджерами плана действий на будущий период времени и помощь в его координации и осуществлении [5, с. 249]. В данной интерпретации бюджет рассматривается в системе управления организацией как инструмент координации действий.

В определении «бюджетирование» как экономической категории выражается его экономическая сущность. Многими отечественными и зарубежными авторами, такими как: А.Апчерч, А.Дейли, К.Друри, Дж. Г.Сигела, Д.Фостер, Д.Хан, Х..Хунгенберг, Ч.Т.Хорнгрен. Дж.К. Шим. Ф.Гюгли, А.М.Галаган, Вахрушина М.А., Хруцкий В.Е. Т.П. Карпова и др., были даны определения понятию «бюджетирование» [6].

В определении Хруцкого В.Е., Сизова Т.В. и Гамаюнова В.В. бюджетирование можно считать технологией финансового планирования и контроля, но не учета. Данные исследователи определяют бюджетирование как технологию финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющую анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели [7, с. 22]. В.Б. Ивашкевич считает, что бюджетирование - это разработка взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения [8, с. 450]. По мнению М.А. Вахрушиной в бухгалтерском учете под бюджетированием понимается процесс планирования. [9. С.12-23]. И.Т. Хорнгерн, Дж. Фостер рассматривают бюджет не как синоним понятия «план», а как количественное выражение плана [10]. В.В. Бурцев считает, что бюджетирование в общем виде можно представить как информационную систему внутрифирменного,

корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами [11. С.32-37]. Однако, данные бюджетов позволяют получить лишь часть информации для управления, основанную на оценке плановых показателей.

Из предложенных авторами определений бюджетирования, однако, резюмируя, сформулируем несколько аспектов, характеризующих рассматриваемую категорию.

Во-первых, бюджетирование является инструментом достижения целей организации. Предварительным этапом к разработке плана, является определение целей, которые формируются на стратегическом уровне корпоративного управления. На данном этапе бюджетирование является инструментом выполнения стратегии организации.

Во-вторых, бюджетирование - это управление бизнесом. Фундаментом постановки бюджетирования является финансовая структура, отражающая состав бизнеса и виды деятельности, которыми занимается организация. Если организация ведет несколько видов бизнеса, которые являются относительно самостоятельными источниками дохода, то каждый бизнес должен иметь собственные бюджеты. Это необходимо для максимально правильной оценки результатов деятельности по каждому направлению, а также для достижения эффективного управления каждым из них.

В-третьих, бюджетирование - это управление на основе сбалансированных финансовых показателей. Перед началом разработки бюджетов, необходимо определить те финансовые показатели, на которые ориентируется руководство организации, какие индикаторы применяются в качестве критериев успеха деятельности компании на период планирования. Данные показатели должны быть установлены предельно конкретно и увязаны с стратегическими целям.

Таким образом, бюджетирование является интегрирующим процессом, который позволяет повысить эффективность и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и контролировать риски хозяйственной деятельности [15]. В конечном итоге эффективность процесса бюджетирования определяет эффективность работы компании в целом. Следует отметить, что бюджетирование занимает ключевое место в системе управления предприятием, так как именно бюджетное управление отвечает за реализацию стратегии, эффективность текущей производственно-финансовой деятельности и за обратную связь в системе управления. Стратегическое планирование невозможно без формирования бюджета как основного инструмента управления.

Методика исследования. В рамках проведенного исследования предполагается использовать системно - процессный подход к постановке системы бюджетирования, комплексный подход к формированию финансовой и бюджетной структур, аналитический подход, предполагающий уточнение категорий и выделение базовых элементов модели процесса бюджетирования малых предприятий. В качестве основного метода решения поставленных задач применен метод сравнения, дающий возможность совершенствовать ранее предложенные подходы.

Малые предприятия являются одной из организационных форм предпринимательства не обеспеченных методикой внедрения управленческого учета как системы и его элементов. Отсутствует системность в планировании, процесс планирования не работает как единый механизм. Отсутствует увязка стратегических и тактических планов, часто не учитывается специфика всех бизнес-процессов на предприятии.

Аавтор предлагает следующую последовательность этапов постановки бюджетного управления малого предприятия:

-анализ имеющейся модели предприятия;

- формирование финансовой структуры предприятия;

-ормирование бюджетной структуры предприятия;

-ормирование и постановка управленческого учета;

-определение методики планирования;

-выбор программы бюджетирования.

Комплексная постановка бюджетирования должна являть собой многоэтапный процесс, состоящий из организационного и методического блоков. На Рисунке 1 представлена модель комплексной постановки бюджетирование, которая была разработана для предприятия, являющегося представителем малого бизнеса на Дальнем Востоке России - ООО «ПКК «Модерн инжиниринг системс».

Компания осуществляет деятельность в области инжиниринга, энергоаудита и разработки энергосберегающих решений, которые успешно используют объекты промышленности, масштабные предприятия и муниципальные учреждения. [16].

Представим основные моменты разработки проекта системы бюджетирования для предприятия малого бизнеса. Во-первых, необходимость формирования финансовой структуры, а не рассмотрение процесса бюджетирования для малого предприятия в целом, как принято осуществлять в деятельности компаний. Во-вторых, выделение центров финансовой ответственности, разделения предприятия на зоны ответственности за планируемый результат, с целью контроля за результатами определенных действий. В-третьих, на основе сформированной финансовой структуры определить бюджетную структуру. Система бюджетирования на основе предлагаемой модели может использоваться в качестве комплексной системы управления и позволяет повышать эффективность предпринимательской деятельности малых предприятий [17].

Бюджетное управление - система управления предприятием по центрам финансовой ответственности (ЦФО) через бюджеты. В связи с этим, одним из первоначальных этапов постановки системы бюджетного управления на предприятии является определение состава и иерархии ЦФО. Список всех ЦФО представляет собой финансовую структуру [18]

Формирование финансовой структуры производится на базе уже существующей утвержденной организационной структуры предприятия. Построение учета затрат в соответствии с организационной структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия.

Перечень организационных звеньев формируется из списочного формата организационной структуры. Определяется к какому типу центра финансовой ответственности может быть отнесено каждое подразделение в зависимости от его функционального назначения: «Центр инвестиций» (ЦИ) (ООО «ПКК «Модерн инжиниринг системс»), «Центр прибыли» (ЦП) (ООО «ПКК «Модерн инжиниринг системс»), «Центр доходов» (ЦД) (дирекция по продажам), «Центр затрат» (ЦЗ) (Администрация) .

На следующем шаге определяется состав центров финансовой ответственности, каждому из которых дано наименование в соответствии с функциональными обязанностями. Например, ЦИ ООО «ПКК «Модерн инжиниринг системс» - Наименование ЦФО: ЦИ «ПКК «Модерн инжиниринг системс» и ЦП «ПКК «Модерн инжиниринг системс». ЦЗ Администрация -Наименование ЦФО ЦЗ «Управление». ЦД Дирекция по продажам - Наименование ЦФО ЦД «Продажи» и т.д.

Полученные центры финансовой ответственности образованы с помощью следующих вариантов:

- один ЦФО из одного подразделения;

- несколько ЦФО из одного подразделения.

ООО «ПКК «Модерн инжиниринг системс» несет ответственность как ЦФО двух типов за два показателя:

отдачу на инвестированный в предприятие капи-

тал;

- величину прибыли, которую компания зарабатывает.

Таким образом, каждый ЦФО было образован из отдельного подразделения. В свою очередь, центры затрат: «Кадры» и «АХР», были образованы путем выделения из одного подразделения «Административная дирекция» двух частей, каждая из которых получила отдельный статус ЦФО.

После определения состава ЦФО необходимо сформировать финансовую структуру как иерархию центров финансовой ответственности. Для этого необходимо провести следующие действия:

- обозначить тот ЦФО, который был отнесен к типу «Центр инвестиций»;

- внутри вышеуказанного центра обозначить ЦФО, отнесенный к типу «Центр прибыли»;

- внутри них обозначить ЦФО, которые были определены как «Центр затрат», «Центр дохода».

На основании приведенных этапов сформирован иерархический список, который имеет следующий вид:

Рисунок 1- Финансовая структура предприятия

Данный список представляет собой финансовую структуру ООО «ПКК «Модерн инжиниринг системс» в списочном формате - по аналогии с организационной структурой.

Центр финансовой ответственности в финансовой структуре является полным аналогом организационного звена в организационной структуре компании и также должен иметь ответственное лицо (руководителя). [19]

Таким образом, следующий шаг - распределение персональной ответственности по центрам финансовой ответственности ЦФО

С помощью финансовой структуры руководство компании в дальнейшем сможет делегировать свои полномочия и определять финансовую ответственность для каждого ЦФО [20]. Разделяя показатели на регулируемые и нерегулируемы, появляется возможность разработать систему показателей и, таким образом, включить в сферу ответственности менеджера только те показатели затрат и выручки, на которые он реально сможет повлиять.

Бюджетная структура представляет собой систему функциональных бюджетов, которые будут вестись на предприятии. Цель составления функциональных бюджетов - определение потребности в ресурсах для различных областей деятельности. Был разработан перечень функциональных бюджетов ООО «ПКК «Модерн инжиниринг системс», каждый из которых отнесен к соответствующему типу:

- натурально стоимостные (НС); стоимостные и денежные, в том числе доходы и расходы (ДР).

Бюджет продаж, Бюджет производства, Бюджет закупок - НС; Бюджет маркетинга, Бюджет административно-хозяйственных расходов, Бюджет по финансовой

Мирошникова Татьяна Константиновна РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОМПЛЕКСНОЙ ...

деятельности - ДР.

Далее представим, какие бюджеты будут вестись по каждому центру финансовой ответственности. Результатом данного этапа является проекция «ЦФО -Бюджет». ЦЗ «Управление»: инвестиционный бюджет и бюджет по финансовой деятельности. ЦД «Продажи»

- бюджет продаж. ЦЗ «Маркетинг» - бюджет марке -тинга. ЦЗ «Строительство» - бюджет производства. ЦЗ «Логистика» - бюджет производства. ЦЗ «АХР» - бюджет АХР. ЦЗ «Кадры» - бюджет АХР. ЦЗ «Финансы»

- бюджет по финансовой деятельности.

Функциональные бюджеты образуются путем группирования статей операционных бюджетов по признаку функциональной принадлежности. Таким образом, следующим этапом разработки системы бюджетирования является установление соответствия «ЦФО - Бюджет

- Статья». Статьи сформированы на основе хозяйственных операций, которые осуществляет компания

Результирующий этап комплексной постановки бюджетирования на малых предприятиях предполагает разработку генерального бюджета. На рисунке 2 схематично представлен план генерального бюджета для исследуемого предприятия.

Рисунок 2 - Структура генерального бюджета ООО «ПКК «Модерн инжиниринг системс»

Авторская система бюджетирования для малого предприятия заключается в применении процессно-ори-ентированного подхода, выделении бизнес-процессов и видов деятельности, определении центров ответственности, а также регламентации процедур бюджетирования.

Заключение.

В исследовании представлен алгоритм разработки проекта становления системы бюджетирования малого предприятия. В результате его внедрения у руководства появится возможность делегировать часть своих полномочий менеджерам второго уровня и включить в сферу их ответственности только те показатели затрат и выручки, на которые он может оказать влияние. Четко выстроенная и отлаженная система бюджетирования дает возможность проследить весь финансовый контур операций и определить ее конечную эффективность. Это дает возможность применения соответствующих систем стимулирования к ответственности за осуществление данной операции. Разработав систему показателей для каждого центра финансовой ответственности и увязав ее с системой мотивации персонала, можно повысить показатели эффективности деятельности каждой структурной единицы (подразделения), а также всего предприятия в целом.

Бюджетное управление позволит реализовать долгосрочную стратегию предприятия. Используя данную систему, в качестве инструмента планирования, у руководства предприятия появится возможность проводить полный финансовый анализ, управлять прибылью и рентабельностью, синхронизировать денежные потоки по видам деятельности. Представленный механизм способствует своевременному выявлению отклонений от запланированных показателей. Это позволит провести своевременную корректировку при необходимости текущих и стратегических целей. Оптимальное использование возможностей, эффективное распределение ресурсов при непрерывном мониторинге показателей позволит скоординировать стратегические мероприятия с тактическими действиями.

Автором предложена методика комплексной постановки бюджетирования малых предприятий, отличающаяся раскрытием содержания каждого этапа процесса бюджетирования, формированием данных об исполнении на управленческих счетах. Предложено совершенствование информационного обеспечения предприятий малого бизнеса на основе использования системы бюджетов, учитывающей информационные потребности менеджмента и факторы, влияющие на построение системы бюджетирования малых предприятий. Полученные результаты могут быть использованы при формировании стратегии предприятия в целях повышения эффективности управленческих воздействий на хозяйственные процессы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Друри, К. Управленческий учет для бизнес-решений : пер. с англ. / К. Друри. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 655 с.

2. Апчёрч, А. Управленческий учет: принципы и практика : пер. с англ. / А. Апчерч ; под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 952 с.

3. Шим, Дж. К. Основы коммерческого бюджетирования: пер. с англ. / Дж. К. Шим, Дж. Г. Сигел. - СПб.: Пергамент, 1998. - 496 с.

4. Нидлз, Б. Принципы бухгалтерского учета: пер. с англ. / Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 496 с.

5. Хорнгрен, Ч. Управленческий учет / Ч. Хорнгрен [и др.]; пер. с англ. - СПб. : Питер, 2005. - 1008 с.

6. Вахрушина, М.А. Управленческий учет / М.А. Вахрушина [и др.]. - М. : Издательский дом БИНФА, 2008. - 172 с.

7. Хруцкий, В.Е., Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В.

- М.: Финансы и статистика, 2002. - 400 с.

8. Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. - М. : Магистр, 2011. - 576 с.

9. Вахрушина, М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учёта / М.А. Вахрушина // Международный бухгалтерский учёт. -2014. - № 33. - С. 12 - 23.

10. Хорнгерн Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М. : Финансы и статистика. 2003.

11. Бурцев, В.В. Бюджетирование в управлении коммерческой организаци-ей / В.В. Бурцев // Аудитор. -2006. - № 3. - с. 32 - 37.

12. Кузина А.Ф. Современная концепция бюджетирования / А.Ф. Кузина, В.Г. Вишневская, Е.И. Кривошеева.

- М.:Издательство Светочъ, 2015. - 149 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Виткалова А.П. Внутрифирменное бюджетирование/ А.П. Виткалова// Дашков и Ко. - 2013. - С. 13.

14. Качурина М.М. Финансовое планирование и бюджетирование / М.М. Качурина, М.П. Мерзлова. -М.:Издатель Степаненко, 2012. - 239с.

15. Шаховская Л.С. Бюджетирование / Л.С. Шаховская, В.В. Хохлов, О.Г. Кулакова. - КНОРУС,

2011. - 127 с.

16 Модерн инжиниринг системс. О компании [Электронный ресурсу/Modern engineering systems: официал. сайт организации. - Режим доступа: http://www. mesgroup.ru.

17 Баровских С.В. Эффективность вариантов внедрения системы бюджетирование на малом предприятии /С.В. Баровских // Байкальский государственный университет, 2012. - С. 34-36.

18 Золотухин О. И. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях / О.И. Золотухин // ГУАП. - 2012. - С. 24-29.

19 Миславский А.В. Центры финансовой ответственности/ А.В. Миславский. - КНОРУС, 2011. - 127 с.

20 Иралина А.Б. Основные принципы совершенствования системы планирования и бюджетирования /А.Б. Иралина // Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - 2015. - С. 7-11.

Статья поступила в редакцию 01.02.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.