Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ'

РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыночная экономика / финансовая система / региональная экономическая система / государственные и муниципальные финансы / управление. / market economy / financial system / regional economic system / state and municipal Finance / man- agement.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ш. А. Далгатов

Необходимость наращивания эффективности функционирования финансовой системы РФ в современных реалиях есть важнейший фактор экономического роста в ходе совершенствования рыночных отношений. Несмотря на некоторую относительную самостоятельность финансовой системы субъектов РФ, тем не менее, можно говорить о возрастании роли ее регионального уровня. Единое рыночное и финансовое пространство страны способствует мобилизации элементов финансовой самостоятельности и самообеспеченности регионов, активизирует деятельность соответствующих региональных органов в поиске резервов устойчивого развития. Эксперты отмечают, что надлежащим образом организованное взаимодействие финансовых, кредитных и бюджетных структур региональной экономической системы крайне значимо воздействует на инвестиционный потенциал территории и качественное решение социально-экономических проблем. системное регулирование и управление финансовыми потоками территорий, их связей общепринятыми рыночными отношениями в стране дают возможность регионам активно вписываться в единой финансово-экономический и социальный процессы. Все это позволяет говорить о значимости роли эффективного использования финансовых ресурсов регионов, необходимости объективной оценки финансовых возможностей для реализации намечаемых проектов. Иными словами, мы говорим о необходимости определения объемов ресурсов, необходимых для оперативного задействования в регионе при заданном финансировании производства и социальной сферы. В условиях возрастающей конкуренции, деления экономики национального хозяйства на государственные и частные секторы, реализуемые на сегодня функции и возможности финансового баланса уже не соответствуют требованиям их скоординированной деятельности. Все это, бесспорно, требует переосмыслить институт свободного финансового баланса, его региональной особенности и значимости при оперативном анализе возможностей государства на всех уровнях обеспечения сбалансированности своих доходов и расходов в кратко-, среднеи долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF STATE AND MUNICIPAL FINANCE

The need to increase the efficiency of the financial system of the Russian Federation in modern realities is an important factor of economic growth in the course of improving market relations. Despite some relative independence of the financial system of the subjects of the Russian Federation, however, we can talk about the increasing role of its regional level. The common market and financial space of the country contributes to the mobilization of elements of financial independence and self-sufficiency of the regions, activates the activities of the relevant regional bodies in search of reserves for sustainable development. Experts note that properly organized interaction of financial, credit and budgetary structures of the regional economic system has a very significant impact on the investment potential of the territory and the qualitative solution of socio-economic problems. system regulation and management of financial flows of territories and their relations with generally accepted market relations in the country allow regions to actively fit into the global financial, economic and social processes. All this allows us to speak about the importance of the role of effective use of financial resources of the regions, the need for an objective assessment of financial opportunities for the implementation of the planned projects. In other words, we are talking about the need to determine the amount of resources needed for operational use in the region with a given financing of production and social services. In the conditions of increasing competition, the division of the national economy into public and private sectors, the functions and capabilities of the financial balance that are currently being implemented no longer meet the requirements of their coordinated activities. All this, of course, requires a rethink of the institution of free financial balance, its regional features and significance in the operational analysis of the state's capabilities at all levels to ensure the balance of its revenues and expenditures in the short, medium and long term.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ»

10. Preez N., Lonw L., Esmann N. An innovation Process Model for Improving Innovation Carability //Jornal of High Technology Management Pesearch. 2009. http://www.indutech.co.ru/188

11. Shaimieva E. Sh., Gumerova G. I. Research of issues of innovative and technological development of the region based on the principles of open //Innovations. - 2010. - No. 7. - Pp. 68-79

12. Ermishov K.V. Comparative analysis of the innovation policy of the European Union and the Russian Federation: regulatory aspect / K.V. Ermishov, M.N. Konyagina // Natural-humanitarian studies. - 2019 .-- No. 25 (3). - S. 67-78.

13. Ugurchiev O.B. Development of indicative parameters for the analysis and diagnosis of economic stability of innovation and investment processes / O.B. Ugurchiev, T.V. Fursova // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 206210.

14. Trifilova A. A. Open innovations-the paradigm of modern innovation management // Innovations. - 2008. - No. 1(111). - Pp. 73-77

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10082

Ш.А. Далгатов - бакалавр финансово-экономического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», mbc_@mail.ru,

Sh.A. Dalgatov - bachelor of financial and economic Department of the «Financial University under the Government of the Russian Federation».

РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ DEVELOPMENT OF PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF STATE AND MUNICIPAL FINANCE

Аннотация. Необходимость наращивания эффективности функционирования финансовой системы РФ в современных реалиях есть важнейший фактор экономического роста в ходе совершенствования рыночных отношений.

Несмотря на некоторую относительную самостоятельность финансовой системы субъектов РФ, тем не менее, можно говорить о возрастании роли ее регионального уровня. Единое рыночное и финансовое пространство страны способствует мобилизации элементов финансовой самостоятельности и самообеспеченности регионов, активизирует деятельность соответствующих региональных органов в поиске резервов устойчивого развития.

Эксперты отмечают, что надлежащим образом организованное взаимодействие финансовых, кредитных и бюджетных структур региональной экономической системы крайне значимо воздействует на инвестиционный потенциал территории и качественное решение социально-экономических проблем. системное регулирование и управление финансовыми потоками территорий, их связей общепринятыми рыночными отношениями в стране дают возможность регионам активно вписываться в единой финансово-экономический и социальный процессы.

Все это позволяет говорить о значимости роли эффективного использования финансовых ресурсов регионов, необходимости объективной оценки финансовых возможностей для реализации намечаемых проектов. Иными словами, мы говорим о необходимости определения объемов ресурсов, необходимых для оперативного задействования в регионе при заданном финансировании производства и социальной сферы.

В условиях возрастающей конкуренции, деления экономики национального хозяйства на государственные и частные секторы, реализуемые на сегодня функции и возможности финансового баланса уже не соответствуют требованиям их скоординированной деятельности.

Все это, бесспорно, требует переосмыслить институт свободного финансового баланса, его региональной особенности и значимости при оперативном анализе возможностей государства на всех уровнях обеспечения сбалансированности своих доходов и расходов в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

Annotation. The need to increase the efficiency of the financial system of the Russian Federation in modern realities is an important factor of economic growth in the course of improving market relations.

Despite some relative independence of the financial system of the subjects of the Russian Federation, however, we can talk about the increasing role of its regional level. The common market and financial space of the country contributes to the mobilization of elements of financial independence and self-sufficiency of the regions, activates the activities of the relevant regional bodies in search of reserves for sustainable development.

Experts note that properly organized interaction of financial, credit and budgetary structures of the regional economic system has a very significant impact on the investment potential of the territory and the qualitative solution of socio-economic problems. system regulation and management of financial flows of territories and their relations with generally accepted market relations in the country allow regions to actively fit into the global financial, economic and social processes.

All this allows us to speak about the importance of the role of effective use of financial resources of the regions, the need for an objective assessment of financial opportunities for the implementation of the planned projects. In other words, we are talking about the need to determine the amount of resources needed for operational use in the region with a given financing of production and social services.

In the conditions of increasing competition, the division of the national economy into public and private sectors, the functions and capabilities of the financial balance that are currently being implemented no longer meet the requirements of their coordinated activities.

All this, of course, requires a rethink of the institution of free financial balance, its regional features and significance in the operational analysis of the state's capabilities at all levels to ensure the balance of its revenues and expenditures in the short, medium and long term.

Ключевые слова: рыночная экономика, финансовая система, региональная экономическая система, государственные и муниципальные финансы, управление.

Keywords: market economy, financial system, regional economic system, state and municipal Finance, management.

В начале нашего исследования при изучении структуры и подходов построения финансовой системы субъектов РФ мы посчитали обязательным уточнить свое понимание термина «финансовая система».

В специальной литературе приводится множество различных трактовок определения сущности понятия «финансовая система», в т.ч. начиная от совокупности определенных отношений, на базе коих формируются и задействуются соответствующие фонды денежных средств, до совокупности финансовых органов и структур, создающих эти отношения. [3]

Анализ и обобщение наиболее популярных подходов к рассматриваемой проблематике позволяет нам рассматривать финансовую систему в виде единого комплекса управления финансовыми отношениями, включающего механизм образования фондов финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, государственные и муниципальные структуры и финансовые службы хозяйствующих субъектов, а также взаимосвязей между ними. [1,7,8]

Принципиальная модель классификации финансовой системы касательно среди финансов, их места в развитии общественно-экономических процессов может быть представлена как:

- совокупность финансовых отношений;

- совокупность фондов денежных средств;

- субъекты финансового аппарата управления. [2,10]

Для любой финансовой системы общехарактерно наличие строгой связи всех ее составляющих элементов, вследствие чего ни одна из ее подсистем не в состоянии самостоятельно функционировать. В числе подобных функциональных подсистем можно отметить налоговую, бюджетную, финансовые планы (прогнозы), законодательное обеспечение финансового контроля и др.

Финансовая система являет собой комплекс финансовых институтов, посредством коих происходит регулирование финансовых отношений, в т.ч. финансовых категорий, финансовых звеньев и сфер, финансового инструментария и т.п.

Одной из важнейших составляющих бюджетной политики является надлежащее управление государственными расходами, ибо это определяет состояние бюджетного процесса, порядок его планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, контроль над его реализацией.

Нам представляется крайне актуальным исследовать проблемы наращивания эффективности задействования государственных финансов в депрессивных республиках Северного Кавказа в условиях жесткой ограниченности бюджетных средств. Такое положение требует разработки новой модели управления государственными финансовыми ресурсами для эффективного взаимодействия с имеющимся финансово-кредитным потенциалом частного сектора, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство и устойчивое социально -экономическое развитие территорий.

Государственные структуры при планировании бюджета исходят, в первую очередь, из заданных целей и ожидаемых конечных результатов реализуемой государственной политики.

Сопоставление ежегодных расходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов депрессивных республик Юга России позволяет утверждать, что посредством консолидированных бюджетов этих регионов РФ происходит финансирование 65% расходов на социальную политику, 90% - на здравоохранение, 100% - на ЖКХ.

Нам представляется, что сохранение тенденции переноса центра тяжести финансирования расходов на реализацию социальной политики в депрессивные регионы является непосильной и негативной тенденцией. Так, например, по сведениям Счетной палаты на текущий период времени до 70% бюджета своих бюджетных средств депрессивные республики вынуждены тратить на выплату заработной платы.

В регионе положение проблем, которые сложились в республиках на местном уровне, крайне сложно, ибо в среднем хронический дефицит местных бюджетов не менее 30%, плюс наличие недопустимых размеров кредиторской задолженности предыдущих лет. Эксперты заявляют, что подобная ситуация будет еще больше ухудшаться ввиду происходящих перераспределений средств в пользу вышестоящих бюджетных уровней и продолжающейся экономической стагнации экономики муниципальных образований.

Нам представляется неправильным все обыденные проблемы депрессивных республик списывать на ненадлежащее управление, на неспособность эффективно воздействовать на экономику. Но при этом надо отметить, что сфера реальных налогово-бюджетных полномочий республик остается очень низкой.

Действительно, трудно уяснить, что возможности региональных органов власти и управления воздействовать на ход сбора налогов, на контроль достоверности формирования налоговой базы конкретного хозяйствующего субъекта, если все это есть исключительное полномочие федеральных структур государственных органов власти, основным приоритетом деятельности коих выступает федеральный бюджет.

Однозначно, что в таких условиях невозможно вести речь об оптимизации налоговой базы...

Нам представляется, что главной целью планирования бюджета (составления и реализации) является не выдача денежных средств предприятиям, а обеспечение высокой эффективности подобных расходов. Такое положение, на наш взгляд, сопряжено с необходимостью уяснения смысла этих денежных трат, выяснения реальных ее последствий и т.д.

Вектор развития экономики как на уровне федерации, так и на уровне регионов непосредственно сопряжен с фактическим положением и конечными результатами функционирования финансовой системы. Ее совершенствование требует решения комплекса актуальных задач, в числе которых можно выделить необходимость:

- непрерывного мониторинга эффективности государственных финансов на региональном уровне в условиях постоянно меняющегося законодательства;

- установления критериев и показателей эффективности бюджетной системы субъекта РФ;

- определение роли и возможности региональных органов государственной власти в устойчивости развития региональной экономической системы и др.

Объективное познание роли и функций региональных государственных финансов в текущих условиях требует построения и выдержки определенного баланса денежных отношений, позволяющего не только сформировать необходимый денежный фонд, но и разработать рациональный механизм их эффективного использования.

Подобные фонды предназначены для расширения возможностей государства в более эффективной реализации своих основных функций.

Построение рационального механизма оперативного регулирования надлежащего развития финансовой системы региона, эффективного взаимодействия ее основных составляющих, в т.ч. институтов территориальных органов власти, хозяйствующих субъектов, функционирующих в данном регионе, может быть обеспечено путем интегрирования текущего, перспективного и стратегического регулирования, объединяющих годовые результаты деятельности финансовой системы с реализацией целей.

Совершенствование бюджетной реформы предполагает, в первую очередь, отход от управления бюджетными затратами к управлению конечными результатами. Однозначно, что это требует реформирования всей системы анализа и диагностирования планов и оценочных показателей деятельности всех органов исполнительной власти. При таком подходе бюджетные ресурсы распределяются между администраторами бюджетных ресурсов и осуществляемыми ими бюджетными программами с учетом достигнутых конкретных результатов. [4,9]

Надо отметить, что в западных странах ЕС давно и успешно используется комплекс методов наращивания эффективности бюджетных расходов, таких как планирование, программирование, бюджетирование. Эти методы эффективно используют крупные корпорации в ходе разработки и организации производства новых видов продукции, при переходе на прорывные технологии и т.д.

Примечательно, что еще в 1950 году в США принят закон «О бюджете и процедурах бюджетной отчетности». Он содержит ряд требований, в т.ч. о необходимости предоставления в бюджете не структуры расходов по видам затрат, а планируемый результат от реализации заданной программы или выполнения государственных функций. [6]

Опыт использования бюджетирования, ориентированного на конечный результат, показывает, что в этих условиях уже невозможно автоматическое принятие решений с распределением средств между приоритетными направлениями. Действительно, бюджетирование, направленное на конечные результаты, сопряжено с обязательностью четкой характеристики цели проекта, формализации поиска оптимального варианта реализации заданных целей посредством задействования методов математического программирования и финансирования выявленного наиболее прагматичного варианта касательно стадий, технологий, видов продукции и т.п.

Вместе с тем, нельзя упрощать бюджет и сводить его лишь к совокупности отдельных программ. Подобное сведение бюджета к обобщающему суммированию отдельных программ существенно препятствует возможности управляющих инвестиций маневрировать соответствующими финансовыми средствами. Надо также учитывать, что само программирование предполагает довольно строгие требования к срокам и объемам осуществления государственных доходов и расходов. [5,10]

В качестве исходной позиции метода бюджетирования выступает необходимость установления прямых и конечных результатов деятельности соответствующих госструктур и комплекса показателей, раскрывающих уровень обеспечения заданных целей. При использовании рассматриваемого подхода бюджетирования используют так называемый количественный анализ, в т.ч, например, метод «издержки-выгоды». При этом, путем сравнения альтернативных вариантов обеспечения подобного результата выбирают именно ту программу, результат которой наиболее близок оптимальному варианту.

Однозначно, что предварительная оценка ожидаемых (прогнозируемых) конечных результатов, проводимая еще и на этапе подготовки проекта бюджета, позволяет существенно усовершенствовать структуру бюд-

жетных расходов посредством исследования соотношения планируемых издержек и результатов осуществления программы. Такой подход позволяет производить оперативную корректировку текущей деятельности и своевременно вносить необходимые изменения в реализуемую программу.

Надо признать, что используемый в депрессивных республиках порядок бюджетного финансирования по смене доходов и расходов изначально уже неэффективен, ибо он не направлен на обеспечение конкретных социально-экономических результатов вследствие того, что в рамках финансирование происходит всего лишь из-за того, что первичным является факт существования учреждения. Речь идет о сметно-бюджетном финансировании.

В ходе нашего исследования мы убедились, что довольно существенно стимулирующим образом воздействует на экономику депрессивных республик Северного Кавказа целенаправленная деятельность государственного и муниципального сектора. В числе основных направлений общественного сектора можно указать осуществление платных услуг хозяйствующим субъектам и населению, развитие производственной и социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств, организацию общественных работ, объективное распределение государственных и муниципальных заказов и др.

В числе факторов производства бюджетных услуг можно назвать заработную плату, цены на топливо, строительные материалы и т.п.

Естественно, что цена этих факторов производства не фиксированная, ибо она зависит от природно-климатических условий, отдаленности региона от природно-климатических условий, отдаленности региона от производителей, транспортной доступности региона, от типа населенной местности, особенно, горных территорий, а также от успешности местных органов власти.

Эффективность проводимой экономической политики, однозначно, во многом зависит от глубины и комплексности анализа фактической ситуации. Такой подход позволяет разработать четкий ориентир проводимой бюджетной политики, выбрать эффективный инструментарий и механизм ее реализации.

Источники:

1. Агафонов С.Ю. Бюджетные инструменты муниципальной финансовой политики: автореф. дисс. канд. экон. наук, Кубанский госуниверситет. - Краснодар,2003. - 27 с.

2. Бюджет глазами экспертов. Прикладной бюджетный анализ в регионах России. - СПб: ИК «Синтез»,2009.

- 326 с.

3. Государственные и муниципальные финансы /Под общ. Ред. И.Д. Мацкуляка РАГС при Президенте. - М.: Изд-во РАГС,2004. - 646 с.

4. Игонина Л.Л. Принципы организации муниципальных финансов //Финансы. - 2003. - №8. - С.12-20

5. Лавров А.Н. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. - М.: Ком-книга,2005. - 315 с.

6. Лавров А.Н. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и российские перспективы //Финансы. - 2004. - №3. - С.10

7. Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика. - М.: Бизнес Атлас,2019. - 406

с.

8. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

9. Овчинникова О.П., Индутенко А.Н. Бюджетный менеджмент в условиях формирования системы бюджетирования, ориентированного на результат //Финансы и кредит. - 2007. - №30. - С. 10-14

10. Топилина Н.С. Дисбаланс бюджетной системы: несоответствие расходных обязательств и доходных полномочий //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2010. - №6. - С.15-19

11. Литовка Н.И. Особенности сбалансированного регионального развития в контексте бюджетного планирования / Н.И. Литовка, Р.М. Никаева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25(3). - С. 109-113.

12. Угурчиев О.Б. Некоторые аспекты формирования механизма государственного регулирования устойчивого развития / О.Б. Угурчиев, И.М. Цулоев // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25(3). - С. 149-153. Sources:

1. Agafonov S. Yu. Budgetary instruments of municipal financial policy: autoref. diss. cand. econ. sciences, Kuban state University. - Krasnodar, 2003. - 27p.

2. Budget through the eyes of experts. Applied budget analysis in the regions of Russia. - Saint-Petersburg: IK "Sin-tez", 2009. - 326 p.

3. Igonina L. L. Principles of municipal Finance organization // Finance. - 2003. - No. 8. - P. 12-20

4. Lavrov A.N. Budget reform in Russia: from cost management to results management. - Moscow: Kom-kniga,2005. - 315 p.

5. Lavrov A.N. Mid-Term result-oriented budgeting: international experience and Russian perspectives // Finance. -2004. - No. 3. - P. 10

6. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

7. Musgrave R., Musgrave P. Public Finance: theory and practice. - Moscow: Business Atlas,2019. - 406 p.

8. Ovchinnikova O.P., Indutance A.N. Budget management in the conditions of formation of system of the budgeting focused on result //Finance and credit. - 2007. - No. 30. - P. 10-14

9. State and municipal finances /Under total Ed. I. D. Maculata in the Russian presidential Academy. - Moscow: rags Publishing house, 2004. - 646 p.

10. Topilina N.S. Disbalance of the budget system: mismatch of expenditure obligations and revenue powers //Accounting in budget and non-profit organizations. - 2010. - No. 6. - P. 15-19

11. Litovka N.I. Features of balanced regional development in the context of budget planning / N.I. Litovka, R.M. Nikaev // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 109-113.

12. Ugurchiev O.B. Some aspects of the formation of the mechanism of state regulation of sustainable development / O.B. Ugurchiev, I.M. Tsuloev // Natural-Humanitarian Studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 149-153.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10083

А.В. Евченко - кандидат экономических наук, доцент, ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, старший научный сотрудник, AVEvchenko@fa.ru,

A.V. Evchenko - candidate of economical sciences, associate professor, FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch, senior researcher;

Ю.В. Вертакова - доктор экономических наук, профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, директор, YVVertakova@fa.ru,

Yu.V. Vertakova - doctor of economical sciences, professor, FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch, director;

Т.П. Алдохина - кандидат экономических наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Курский филиал, заместитель директора, TPAl-dokhina@fa.ru,

T.P. Aldokhina - candidate of economical sciences, FSFEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», Kursk branch, deputy director.

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ РОССИИ ANALYSIS OF REGULATORY DOCUMENTS ON THE APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF INVENTORY, USE, PROTECTION AND REPRODUCTION OF RUSSIAN FORESTS

Аннотация. Необходимость решения вопросов обеспечения достоверности, точности, своевременности и релевантности лесоустроительной информации актуализирует переход на ведение цифровых баз данных лесных участков и использование геоинформационных систем. Учитывая, что в российских условиях величина среднего арендуемого лесного участка составляет пять тысяч выделов, в разумные сроки невозможно обработать получаемые таксационные описания, выполнить их всесторонний анализ и обосновать принимаемые проектные решения без использования современных цифровых технологий. С проникновением информационно -коммуникационных технологий в процессы хозяйственной деятельности арендаторы и другие лесопользователи все более активно применяют геоинформационные системы и базы данных.

Вместе с тем, в нашей стране до настоящего времени отсутствуют законодательно утвержденные работающие геоинформационные системы и цифровые технологии, комплексно автоматизирующие все элементы и этапы функционирования и развития предприятий лесной отрасли. Несмотря на это, понимание необходимости использования цифровых технологий растет быстро и на всех уровнях хозяйствования и управления. В результате, внедрение геоинформационных систем в отрасли ведется децентрализованно, но активно.

Авторами проанализированы действующие в Российской Федерации нормативные документы, регламентирующие процессы инвентаризации и учета, использования и охраны, защиты и воспроизводства лесов, с последующим определением перспективных направлений их системного совершенствования.

Annotation. The need to address issues of ensuring the reliability, accuracy, timeliness and relevance of forest management information actualizes the transition to maintaining digital databases of forest areas and the use of geoin-formation systems. Taking into account that in Russian conditions the average leased forest area is five thousand allotments, it is impossible to process the received tax descriptions in a reasonable time, perform their comprehensive analysis and justify the design decisions made without the use of modern digital technologies. With the penetration of information and communication technologies in the processes of economic activity, tenants and other forest users are increasingly using geo-information systems and databases.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

At the same time, in our country there are still no legislatively approved working geoinformation systems and digital technologies that comprehensively automate all elements and stages of functioning and development of enterprises in the forest industry. Despite this, the understanding of the need to use digital technologies is growing rapidly and at all levels of management and management. As a result, the introduction of geographic information systems in the industry is decentralized, but actively.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.