РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАНДШАФТА ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ НА КАФЕДРЕ «ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА» МАРХИ
П.В. Шабуров
Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия Е.Ю. Прокофьева
Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия Аннотация
В настоящее время в России одной из основных проблем при создании условий комфортного пребывания людей на городских площадях является низкий уровень или отсутствие организации ландшафта этих территорий. Для создания ландшафта площадей, гармонично вытекающего из градостроительной организации городского пространства, были выработаны и апробированы в данной дипломной работе принципы формирования ландшафта городских площадей. Применение их всех на практике в совокупности или части из них одновременно, создает условия для организации ландшафта городских пространств и комфортных условий проживания жителей.
Ключевые слова: площадь, ландшафт площади, многоуровневость, разделение пространства, комфортная среда, создание ландшафта, принцип формирования ландшафта площади
THE DEVELOPMENT OF PRINCIPLES OF SHAPING URBAN LANDSCAPES AS MANIFESTED IN GRADUATION THESES AT THE LANDSCAPE ARCHITECTURE SUBDEPARTMENT OF MOSCOW INSTITUTE OF ARCHITECTURE
P.V. Shaburov
Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia E.Y. Prokofieva
Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract
A low level for lack of landscape organization of urban areas has been a key problem encountered by Russian developers as they try to create conditions of reasonable comfort and amenities for city dwellers. The present graduation thesis outlines some of the main tried and tested principles of shaping the landscape of urban sites with a view to creating townscapes that blend in with the town planning organization of particular urban spaces. The consistent practical application of these principles makes it possible to organize the landscape of urban spaces and create comfortable living conditions for city dwellers.
Keywords: square, landscape square, multilevel, separation of space, comfortable environment, landscape creation, principle of formation of the landscape area
Известно, что во многих студенческих работах, в т.ч. дипломных, предлагаемое проектное решение часто бывает далеко от реальных возможностей его воплощения на практике. Идеи, заложенные в этих работах, во многом прогрессивны, новы и интересны, но выражают скорее желание архитектурного сообщества к их применению в перспективе, нежели возможности общества, государства, муниципальных властей и застройщика к их реализации на сегодняшний день. Но прогресс неминуемо движется вперед и идеи, которые 20-30 лет назад считались сложными в осуществлении, сегодня часто применяются на практике, а отдельные проекты становятся даже повторно применяемыми проектными решениями.
Появление дипломных проектов, выполненных, с одной стороны, в свете перспективного развития той или иной области архитектуры, а с другой - учитывающих возможность их реального и достаточно близкого по времени воплощения, значимо и интересно. Именно к таким дипломным работам относится выполненная в МАРХИ в 2012 году на кафедре «Ландшафтная архитектура» работа Александры Кущ (руководители проекта -профессор П.В. Шабуров, профессор Е.Ю. Прокофьева), получившая диплом 1-ой степени МООСАО и диплом Ассоциации ландшафтных архитекторов России за лучшее архитектурно-ландшафтное решение в дипломном проектировании на Международном смотре-конкурсе дипломных проектов по архитектуре и дизайну в г. Красноярске в 2012 году.
Одной из проблем при создании условий комфортного пребывания людей на городских площадях является низкий уровень или полное отсутствие организации ландшафта этих территорий. Это обусловлено наличием ряда отрицательных факторов. Одним из важнейших среди них является сложившийся приоритет транспортной функции на площадях, которая вступает в противоречие с организацией комфортной среды жизнедеятельности человека в городе. В первую очередь - это прохождение транзитного транспорта через площадь, парковка автотранспорта, а также транспортное обслуживание различных предприятий, находящихся на площади или вблизи нее.
Другим отрицательным фактором является несбалансированность функционального назначения объектов, находящихся на площади и прилегающих к ней территориях. Несоответствие функционального назначения объектов, расположенных на площади, социальному заказу и имеющих в своей основе монофункцию, формирует социальную среду, которая не имеет возможности к развитию - пространства площадей пустеют, стимул для развития ландшафта площади отсутствует [7].
Еще одним отрицательным фактором является раздробленность отдельных частей площади и разобщенность ее территории с близлежащими частями города. Это значительно снижает ее посещаемость, усиливает монофункцию и ограничивает разнообразие средств и приемов ландшафтного проектирования [6]. Отрицательным фактором является также отсутствие сценарного решения городских пространств и их сценографии, основой для которой является ландшафтное решение площади. Для устранения отрицательных факторов необходимо определить пути развития существующих площадей и разработать принципы градостроительного и ландшафтного формирования новых площадей в условиях современного города.
Рассматриваемый в дипломе участок проектирования расположен в городе Жуковском Московской области на месте выводимого предприятия, имеющего непрофильную для города функцию и значительную санитарно-защитную зону, создающую ограничения для развития всей прилегающей территории (Рис.1).
Как известно, главными градообразующими отраслями города являются авиастроительная, научно-производственная и связанные с ними направления деятельности. Ежегодное проведение здесь Международных авиационных салонов, для которых необходимо задействовать работу всей сопутствующей инфраструктуры, дает
основание для рассмотрения данного поселения на ближайшее будущее как перспективного именно с точки зрения градостроительного развития.
Рис. 1. Генеральный план города
Основной идей дипломного проекта Александры Кущ является создание высокотехнологичного и высокоэффективного многофункционального комплекса, обеспечивающего круглогодичное активное функционирование этой территории в качестве района, обслуживающего город на самом современном уровне. Весь комплекс разделен на несколько отдельных функциональных зон и при этом связан в единое целое общей планировочной и транспортно-инженерной инфраструктурой. С западной стороны территория ограничена и одновременно обеспечена трассами железнодорожного и автомобильного транспорта, с восточной - граничит с массивами леса, входящего «зеленой тканью» в планируемую застройку и создающей с ней единый эколого-градостроительный каркас (Рис. 2).
Рис. 2. Генеральный план проектируемой территории
В каждой функциональной зоне проектируемого комплекса организованы общественные пространства (площади, скверы, парки), создающие дополнительные условия комфорта и своеобразие восприятия. Вся рассматриваемая территория разделена на горизонтальные уровни (Рис. 3).
Рис. 3. Структура многофункционального центра:
1. Уровень подземных паркингов и проездов.
2. Уровень «земли» с транспортно-обслуживающей инфраструктурой (улицы, проезды, загрузка и выгрузка товаров, оборудования и т.д.).
3. Поднятый на 4,0-4,5 метров уровень, предназначенный для движения пешеходов с организацией ландшафта и входов в здания.
4. Выше - уровни функционального назначения конкретного здания.
В целом, каждая из частей комплекса имеет сценарное решение своего функционирования в течении дня, недели, года, подчиненная общей планировочной и структурной организации этого многофункционального кластера [5].
В рассматриваемом комплексе имеются отдельные функциональные зоны. Зона жилого района наиболее удалена от центра. В этой части территории формируются наиболее традиционные городские общественные пространства, связанные с функционированием жилья, сопутствующего и обслуживающего его функционала. Здесь размещается школа со спортивным ядром, проектируется внутриквартальный сквер и участки озеленения общего пользования. Взаимосвязь лесных природных и проектируемых озелененных территорий формирует единую систему озеленения многофункционального комплекса.
Гостиничная зона, рассчитанная на размещение в районе гостей как краткосрочного, так и долгосрочного пребывания, примыкает к жилой территории. Здесь спланирован ботанический сад, озелененные дворы, обращенные в сторону леса. Эти озелененные общественные пространства интересны своим раскрытием и объединением с пространствами, образованными лесными массивами. При этом движение пешеходов в большей части не пересекается с движением транспорта. Таким образом, здесь находят свои применения два подхода при разделении общественных пространств: с одной стороны - замкнутые и на раскрытые, с другой - пространства, сформированные на разных вертикальных уровнях (Рис. 4(а,Ь)).
Ь)
Рис. 4(а,Ь). Разрезы по проектируемой территории
Зона научного центра состоит из лабораторных, служебных зданий, и мест отдыха работников этой зоны. Центром композиции, собирающим на себя потоки людей со всей зоны, является расположенный здесь сквер с фонтанами. Разнообразные приемы организации ландшафта обеспечивают высокую степень комфорта для работающих.
Другим общественным пространством является спортивный парк, размещенный в офисной зоне территории. Он содержит как участок для проведения различных спортивных игр, так и участок, где расположены спортивные рампы и установлены различные спортивные тренажеры.
Планируется, что люди, работающие в этой зоне, имеют возможность заняться спортом как внутри помещений, так и под открытым небом. В центральной части комплекса общественные пространства приобретают свойства общественного центра, что относится, в том числе, к формированию пространства площадей. Соответственно усиливается и роль ландшафта, который становится определяющим при организации пространств данного комплекса. Выставочный парк выполнен как площадь, в основу которой легла идея установки на большей части территории многоуровневой каркасной конструкции, на различных частях которой могут размещаться экспозиции выставок (Рис. 5).
Рис. 5. Выставочный парк (перспективное изображение)
Система конструкций образует малые пространства, перетекающие одно в другое и создающие в итоге общее многопрофильное и разноформатное единое пространство, в котором происходят различные действия выставочного и театрального характера. Легкие лестничные марши способствуют дополнительному объединению пространств как с точки зрения удобства передвижений, так и возможности рассмотрения экспонатов. Здесь пространственное решение площади гармонично перетекает в ее ландшафтное решение. Перед главной площадью комплекса проектируется релакс-парк. Он располагается в офисной части комплекса. Основой концепции релакс-парка является совмещение на одной территории функций работы и отдыха, что является актуальным при расположении такого рода кластеров вдали от крупных городских центров [6].
Релкс-парк представляет собой площадь, спланированную в двух уровнях в соответствии с общей концепцией проекта - разделения по уровням транспортных и пешеходных потоков. Верхняя часть площади, нависающая над проектируемыми проездами, является пространством, принимающим пешеходные потоки с различных направлений: с главной площади, со стороны леса, от офисных и общественных зданий. Эта территория сформирована как пространство площади, являющееся транзитным для пешеходных потоков, и в то же время содержащее на своей территории участки зеленых насаждений и мест отдыха, оборудованных малыми формами (Рис. 6).
Рис. 6. Релакс-парк (Верхняя часть, перспективное изображение)
Нижняя часть площади является собственно релакс-парком, состоящим, в свою очередь, из нескольких пространств. В центральной части парка проектируется зона отдыха у искусственного озера. Здесь создается организованная система ландшафта, обустроенная различными местами отдыха с беседками, площадками для пикника, лежаками, навесами (Рис. 7).
Рис. 7. Релакс-парк (Нижняя часть, перспективное изображение)
В другой части парка размещается зона отдыха «Сад ароматов», включающая посадку разнообразных кустарников и цветов, обладающих приятными запахами. Здесь проектируются тропиночная сеть, по которой посетитель парка может обойти различные зеленые насаждения. Рядом размещается зона отдыха с садом непрерывного цветения «Времена года», на которой располагаются зеленые насаждения. Это дает возможность посетителям парка в получении релаксации путем зрительного восприятия красоты цветения, сочетания различных цветов и оттенков (Рис. 8).
Большая часть парка обрамлена по периметру крупным кустарником и озелененными холмами, обеспечивающими защиту от шума и пыли, создаваемыми транспортными потоками. Это же самое озеленение формирует пространство природной среды нижней части площади.
В градостроительном плане особенностью данной площади является ее формирование в виде двухуровневого пространства, где каждый уровень имеет свое функциональное содержание и ландшафтное наполнение. Связаны эти уровни между собой и с другими прилегающими пространствами наземными остекленными переходами с лестницами, мостиками, галереями, и составляют совместно с другими элементами ландшафта площади единый образ эстетического восприятия данной части городской среды.
Одной из основных и наиболее сложных задач данного проекта являлось создание многофункционального пространства главной площади комплекса (Рис. 9).
Доминирующим фактором, влияющим на формирование этой территории, является прохождение через площадь двух проектируемых магистралей городского значения, сливающихся в единую транспортную артерию, выходящую далее через лес к магистрали республиканского значения. Другим важным фактором является ее расположение у слияния трех частей города, и необходимость объединения общим пешеходным движением этих частей: территории нового проектируемого комплекса, территории аэродрома и рекреационной территории, формируемой на берегу реки.
Новые транспортные магистрали проектируются в уровне земли и обеспечивают связь различных частей города и прилегающих территорий в общую транспортно-обслуживающую сеть, основанную на существующей сети и развивающую ее до уровня крупных магистралей. При этом в проекте исключается возможность прохождения магистралей через участки леса.
Рис. 9. Главная площадь (генеральный план)
Поскольку вся система пешеходного движения комплекса спроектирована, в основном, на втором, приподнятом уровне, то ее расположение и развитие на главной площади происходит на этом же уровне, и таким образом обеспечивает прохождение пешеходных потоков над уровнем земли и, соответственно, над транспортными магистралями (Рис. 10).
Рис. 10. Главная площадь (перспективное изображение)
По объемно-планировочному решению площадь делится на три части:
Верхняя часть площади сформирована как аванпространство перед входами в такие общественные здания, как конгресс-холл, комплекс конференцзалов, театрально-концерный зал и гостиничный комплекс. Таким образом, ее основным функциональным назначением является распределение потоков посетителей указанных учреждений и прогуливающихся по площади пешеходов. Поэтому ландшафтная организация этой части площади представляет собой сочетание газонов, цветников, плоскостных фонтанов, размещаемых так, чтобы, с одной стороны, обеспечить удобные проходы пешеходов, с другой - создать для них интересное визуальное восприятие пространства. С верхней части площади, открывается хороший обзор на ее другие части, обеспечивающий их единое визуальное восприятие.
Вторая, центральная часть площади, является местом проведения различных массовых мероприятий и прогулок в парковой зоне. Эта зона формируется с помощью создания на территории спускающегося от верхней части площади к транспортной развязке большого амфитеатра, вписанного в искусственный рельеф. Полукруглый в плане амфитеатр, выполненный в классическом стиле, имеет эстраду и места для сидения со ступенями, спускающимися с верхнего уровня. Вдоль амфитеатра проходят в разных направлениях замощенные дорожки со ступенями, которые органично вписываются в прогулочную сеть парковой зоны, окружающей амфитеатр. В этой зоне, помимо дорожек, газонов, деревьев и кустарников, размещается «Зеленый» театр, где также могут проводиться различные мероприятия под открытым небом. Вдоль проходящих в нижнем уровне транспортных магистралей создается шумозащитный экран из деревьев и кустарников, служащий естественной защитой от шума и обеспечивающий комфортные условия пребывания людей.
Третья часть площади состоит из двух пешеходных переходов или уровней, выходящих из верхней части площади и проходящих с двух сторон от центральной части над транспортными артериями. Эти переходы выполнены в виде озелененных променад, являющихся естественным продолжением верхнего уровня и перетекающих достаточно свободно в зону рекреации вдоль реки и в зону аэродрома. Пройдя примерно на одном уровне от верхней площади над дорогами, проектируемые променады спускаются под небольшим углом на уровень земли прилегающих территорий. Таким образом, для пешехода создаются благоприятные условия для прогулок и переходов из одной части города в другие, не пересекая дороги и не преодолевая сложности с подъемом и спуском по лестницам.
На пешеходных променадах устроены газоны и цветники, а также контейнерное озеленение, что рационально с точки зрения их размещения на перекрытии переходов. В нескольких наиболее высоких местах подъема эспланд над дорогами спроектированы лестничные и лифтовые спуски на уровень земли. Покрытие данных променад планируется в виде разных вариантов тротуарной плитки. Наиболее значимым результатом данного проекта с градостроительной точки зрения является объединение различных территорий единой системой общественных пространств, в которых ландшафтная организация является определяющим фактором для создания градостроительного порядка (Рис. 3).
В данном дипломном проекте Александры Кущ предложен и апробирован комплексный подход к формированию общественных пространств как с позиций градостроительства, так и с позиции организации ландшафта. Автор проекта грамотно решает задачи по созданию комфортной среды жизнедеятельности человека на каждом уровне проектирования этого многофункционального кластера. На уровне генерального плана города предлагается трассировка необходимых для города Жуковский магистралей, которая основывается на существующих дорогах и предполагает их расширение и создание на их базе новой современной транспортной инфраструктуры с сохранением
существующих зеленых насаждений, а также вывод вредного с экологической точки зрения предприятия.
На уровне района - это создание среды, удобной для пребывания людей как во время их работы, так и во время отдыха. Общественные пространства расположены в непосредственной близости друг от друга с различным по функции и качеству наполнением [5]. На уровне же организации городских общественных пространств, парков, скверов и, в особенности, площадей, автором проводится осмысление каждого пространства с точки зрения его комплексного освоения и ландшафтной организации.
Использование в каждой из частей кластера современных приемов ландшафтной архитектуры, логично вытекающих из градостроительного, объемно-планировочного построения общественного пространства, является последним и важным элементом формирования сбалансированной среды обитания, что необходимо для обеспечения комфортного проживания жителей городов урбанизированной европейской части центральной России [2]. Конечно, не только в городах Европейской части требуется создание такого ландшафтно обустроенного градостроительного порядка, но и во всей России в целом. Однако, именно западная часть страны, имеющая, как и собственные исторические традиции, так и общеевропейский многовековой опыт, должна стать положительным примером для дальнейшего внедрения этой системы в практику градостроительного проектирования по всей России.
В данной дипломной работе нашли свое отражение и были опробированы принципы формирования ландшафта городских площадей. Сформируем их в краткой форме:
• Принцип дифференциации пространства, т.е. разделение площади на несколько соподчиненных пространств средствами ландшафтной архитектуры.
• Принцип многоуровневости пространства - освобождение от транспорта территории площади, т.е. создание многоуровневых, различных по функции пространств. Реализация этого принципа дает возможность освобождения от транспортных потоков территории площади, и обеспечивает комфортное пребывание людей на площадях с формированием интересного ландшафта.
• Принцип комфортной доступности, т.е. создание системы пологих променад, лифтов, мостов, включаемых в общее ландшафтное решение площади, обеспечивающих удобство для переходов с площади на улицу, с одной части площади на другую, выход в другие части города.
• Сбалансированность функционального назначения объектов, выходящих на площадь, т.е. размещение объектов с функциями, привлекательными для людей в разное временя суток, что дает возможность наполнить площадь различными элементами ландшафтной архитектуры.
• Принцип сценарного решения городских пространств, лежащий в основе объемно-планировочного и ландшафтного решения площадей. Разработка продуманного и интересно выстроенного сценария пребывания людей на площадях дает возможность создания интересных градостроительно-ландшафтных решений.
• Принцип градостроительного порядка, заключающийся в создании градостроительной и ландшафтной организации городского пространства площади с позиции комплексного освоения, что является основой для создания максимально комфортных условий для проживания жителей.
Таким образом, в данной работе Александры Кущ были апробированы и применены принципы формирования ландшафта городских площадей. Применение их всех на практике в совокупности, или нескольких из них одновременно, создает условия для
организации ландшафта городских пространств и, соответственно, комфортных условий пребывания жителей на площадях современного города.
Литература
1. Глазычев В.Л. Урбанистика. - М.: Европа, 2008.
2. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства, поздний феодализм и капитализм. - М.: Архитектура-С, 2006.
3. Rob Krier. Architecture and Urban Design. - London: Academy Editions, 1993.
4. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. - М.: Комкнига, 2006.
5. Ян Гейл, Ларс Гемзо. Новые городские пространства. - М.: ООО «ПСФ «Крост», 2012.
6. Ян Гейл. Жизнь среди зданий. - М.: ООО «ПСФ «Крост», 2012.
7. Нефедов В. А. Городской ландшафтный дизайн. - Санкт-Петербург, 2012.
References
1. Glazychev V.L. Urbanistics. Moscow, 2008.
2. Savarenskaya T.F., Shvidkovskiy D.O., Petrov F.A. Istorija gradostroitel'nogo iskusstva, pozdnij feodalizm i kapitalizm [A history of townplanning art, late feudalism and capitalism]. Moscow, 2006.
3. Rob Krier. Architecture and Urban Design. London, 1993.
4. Ikonnikov A.V. Prostranstvo i forma v arhitekture i gradostroitel'stve [Space and shape in architecture and townplanning]. Moscow, 2006.
5. Ian Gehel, Lars Gemzo. Novye gorodskie prostranstva [New urban spaces]. Moscow, 2012.
6. Ian Gehel. Zhizn' sredi zdanij [Living among buildings]. Moscow, 2012.
7. Nefedov V.A. Gorodskoj landshaftnyj dizajn [Urban landscape design]. St-Petersburg, 2012.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ П.В. Шабуров
Профессор кафедры Ландшафтной архитектуры, МАРХИ, Москва, Россия; Руководящий партнер архитектурного бюро ООО "Мастер'с план" e-mail: [email protected]
Е.Ю. Прокофьева
Профессор, заведующая кафедрой Ландшафтной архитектуры, МАРХИ, Москва, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTORS P.V. Shaburov
Landscape Architecture Subdepartment, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia; Managing partner of OOO "Master's plan" architectural bureau, Moscow, Russia
e-mail: [email protected] E.Y. Prokofieva
Professor, Head of the Landscape Architecture Subdepartment, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]