УДК 620.9:502.174
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ С ВУЗАМИ
В.В. Строев, Ю.Н. Линник, В.Ю. Линник, А.Б. Жабин
Приведены результаты исследований взаимодействия компаний нефтегазовых компаний и научно-исследовательских и проектных институтов с вузами. Даны предложения, направленные на развитие взаимодействия Компаний с вузами, предусматривающие подготовку профильных специалистов в течение нескольких этапов, начиная от довузовского образования и заканчивая магистратурой. Дано описание целевых программ, направленных на выявление, отбор, привлечение и удержание молодых и перспективных специалистов в рамках проектов «Скаут» и трехступенчатой программы развития молодого специалиста.
Ключевые слова: нефтегазовая компания, Корпоративный научно-исследовательский и проектный институт, взаимодействие с вузами, подготовка специалистов, бакалавриат, магистратура, проблемная сессия, трехступенчатая целевая программа, молодой специалист.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года особая роль в процессе интеграции науки, образования и производства отводится вузам, которые должны активно участвовать в развитии национальной экономики путем реализации программ обучения высококвалифицированных, компетентных, инициативных специалистов, способных внедрять в производство инновационные продукты и обеспечивать непрерывное развитие производства [1].
Взаимодействуя между собой, вузы и предприятия получают ряд преимуществ, которые состоят в следующем:
- вуз, как участник взаимодействия, повышает свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, получает альтернативные источники финансирования своей образовательной и научной деятельности;
- предприятия приобретают специалистов, выпущенных вузами, с соответствующими практическими и теоретическими знаниями и навыками, развитыми профессиональными компетенциями, что позволяет снизить непроизводственные затраты предприятия на переподготовку кадров, повысить его конкурентоспособность [2].
Выбор форм и методов взаимодействия конкретного вуза и предприятия зависят от ряда условий: от целей, преследуемых предприятиями и вузами; от условий и технологий, на которых основывается производство на предприятиях; от направленности научно-исследовательских разработок вузов; от наличия финансовых ресурсов и др.
Владимиров А.И. выделил такие распространенные формы взаимодействия вузов с отраслью, как: целевая контрактная подготовка, филиал кафедры вуза и базовая кафедра в научной организации (предприятии), ор-
ганизация производственных практик, бизнес инкубаторы, технополисы, малые инвестиционные предприятия, некоммерческое партнерство, создание корпоративных центров [3].
Представители бизнеса предлагают следующие способы повышения эффективности сотрудничества вузов и предприятий [4]:
- участие работников предприятий в разработке учебных курсов, их учебно-методическое обеспечение;
- более тесное сотрудничество кафедр и предприятий в подготовке будущих специалистов;
- чтение некоторых спецкурсов работниками предприятия;
- налаживание информационного обмена между вузами и промышленными предприятиями в области новаций, которые могут быть реализованы совместными усилиями;
- заключение договора на целевые обучения студентов для отдельных предприятий с привлечением средств федерального и регионального бюджета;
- создание системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона;
- участие бизнеса в повышении качества образования в вузах, укреплении материально технической базы и поддержке профессорско-преподавательского состава.
Что касается компаний нефтегазового бизнеса, то между ними и ВУЗами также используются некоторые из вышеприведенных форм взаимодействия: предприятия принимают студентов на практики, проводят ре-крутинговые мероприятия в вузах, оказывают материальную помощь (приобретение оборудования, выдача грантов и т.д.). Однако эффективность такого сотрудничества в части влияния на учебный процесс пока не велика, особенно, на уровне корректировок программ переподготовки и обучения. Анализ показал, что в настоящее время не во всех нефтегазовых компаниях, особенно в их корпоративных научно-исследовательских и проектных институтах (далее КНИПИ) существуют программы взаимодействия с вузами. Большинство КНИПИ ограничиваются привлечением молодых специалистов из региональных вузов и упускают талантливых студентов из других вузов России. Кроме этого КНИПИ сталкиваются с проблемой закрепления (удержания) молодых специалистов и опытных сотрудников, что часто связано с недостаточным уровнем заработной платы и отсутствием социальной поддержки молодых специалистов. Все это требует разработки мер по предотвращению данной угрозы - потери человеческого капитала.
В рамках исследований, выполненных для ПАО «НЕС «Роснефть» были разработаны предложения, направленные на разработку программы взаимодействия Компании и ее дочерних КНИПИ с вузами, предусматри-
вающей подготовку потенциальных специалистов в течении нескольких этапов, описание которых приводится ниже.
Довузовская подготовка школьников с участием специалистов компаний НТК
На первом этапе специалисты кадровой службы нефтегазовой компании осуществляют взаимодействие с выпускными классами школ. На этом этапе рекомендуется:
- посещать школы и проводить беседы с учениками старших классов о специфике работы в сфере НТК, научной и производственной карьере, выборе места для работы;
- ввести систему поощрения и премирования талантливых школьников за выполнение несложных проектов, связанных, например, с обзором по заранее обозначенным темам, актуальным для компании;
- организовать преподавание сотрудниками компании в рамках факультативов дисциплин по проблематике отрасли;
- устраивать школьникам старших классов выезды на производственные площадки или в КНИПИ для экскурсии и обзора места потенциальной работы (день открытых дверей).
Вузовская подготовка студентов в рамках бакалавриата
Основной проблемой, которая затрудняет полноценную адаптацию выпускника ВУЗа к реальной работе, является то обстоятельство, что программы вузовского обучения в настоящий момент довольно серьезно оторваны от реального производства, в том числе и по тематикам КНИПИ. Выпускник, даже имея высочайшую мотивацию к работе и отличную успеваемость, зачастую не владеет современным программным обеспечением и плохо понимает каким образом проходит взаимодействие подразделений компании и интеграция данных при проектировании разработки и обустройства месторождений. Часто не известны ему и нормативные основы ведения нефтегазового бизнеса. Все это существенно снижает качество работы специалиста на первых этапах его работы. Между тем, ведущие нефтегазовые компании и их КНИПИ располагают большими возможностями для подготовки студентов к практической работе, которые могут быть реализованы в учебных проектах, подготавливаемых на основе реальных производственных данных и уже отработанных инструментариев. В этой связи предлагается, используя накопленный положительный опыт ряда отраслевых КНИПИ при реализации работы с опорными ВУЗами, создать обновляемую корпоративную систему учебных проектов по проектированию разработки и обустройства месторождений и разработать региональные программы долгосрочного сотрудничества с вузами региона, предусматривающие открытие базовых кафедр, проведение совместных исследований, выполнение совместных проектов и др.
Программа должна предусматривать:
- привлечение к преподаванию в вузах сотрудников компаний и профильных НИПИ;
- привлечение одаренных студентов к выполнению проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ в рамках реальных проектов;
- проведение дней открытых дверей в компаниях для студентов региональных вузов с адресным приглашением лучших студентов;
- предоставление мест для длительной стажировки преподавателей ВУЗов и практики студентов;
- премирование талантливых студентов и практикантов вузов.
Целевая магистерская программа
В качестве стартового предлагается начать системную реализацию целевой магистерской программы «Проектирование объектов обустройства нефтяных и газовых месторождений». Программа может быть осуществлен на базе одного из ведущих вузов, готовящих специалистов в области добычи и переработки углеводородов, с привлечением профильных преподавателей практиков и зарубежных специалистов. В рамках программы предложено формировать целевые наборы группы магистрантов численностью 30-40 человек ежегодно с последующим их распределением в нефтегазовые компании и КНИПИ на конкурсной основе или в порядке распределения. Основные положения вышеизложенного проекта состоят в следующем.
1. В регионах присутствия конкретных нефтегазовых компаний или КНИПИ отбираются вузы с профильными кафедрами и направлениями обучения студентов;
2. Путем специальных оценочных процедур (успеваемость, БНЬ, тесты технических компетенций, анкеты мотивации и собеседования с кураторами) отбираются наиболее успешные и мотивированные студенты старших курсов с последующей их рекомендацией для поступления в магистратуру.
3. В рамках бакалавриата формируются группы, студенты которые в течении последних 1,5-2 лет получают дополнительные знания в рамках модульных программ, приближенных к реальностям нефтегазового бизнеса.
4. По итогам обучения формируются группы выпускников для их последующего обучения в целевой магистратуре.
5. Программа обучения в магистратуре должна предусматривать:
- теоретические модули по основным направлениям проектирования объектов обустройства нефтегазовых месторождений, включая концептуальное проектирование, основы инженерных изысканий, экономики и управления проектами, экологии, законодательства;
- практическое обучение: стажировки, приближенные к реальности практики, современное программное обеспечение;
- участие в учебном процессе только преподавателей, имеющих практический опыт работы в нефтегазовых компаниях, и действующих ключевых сотрудников профильных НИПИ;
- выполнение индивидуальных и групповых учебных проектов, основанных на производственных данных реальных проектов;
- выполнение реальных проектных работ по заданиям спонсоров для нужд реального производства;
- индивидуальную производственную деятельность в рамках практик, стажировок, договоров подряда;
- индивидуальную карту успеваемости по каждому студенту с последующими рекомендациями их дальнейшего использования в практической деятельности.
После окончания магистратуры по изложенной выше программе выпускник будет располагать углубленными знаниями о реальном производстве, полученными от ведущих отраслевых специалистов-практиков и, что самое главное, он сразу сможет приступать к практической или научно-проектной работе.
Для реализации подобных проектов компании необходимо выстраивать централизованную работу с профильными кафедрами вуза, направленную на выявление перспективных студентов, организацию практик, проведение ежегодных региональных студенческих конференций под патронатом компании или КНИПИ. Основную поддержку по этому направлению должны оказывать HR службы с привлечением группы экспертов.
Проект «Скаут». Современная демографическая ситуация, а также острая конкуренция ведущих компаний топливно-энергетического сектора за молодые таланты, особенно в инженерной сфере, в ближайшем будущем только обострит ситуацию с кадровыми ресурсами. Уже сейчас на российском рынке молодых специалистов ведущие игроки (ПАО «НЕС «Роснефть», ОАО «Газпром» и его ДО, ОАО «Лукойл», Schlumberger, Shell т.д.) проводят масштабные целевые проекты в ВУЗах направленные на выявление, отбор, привлечение и удержание молодых и перспективных специалистов. Наряду с этими проектами, большим конкретным преимуществом нефтегазовых компаний и их КНИПИ в вопросах раннего выявления в ВУЗах талантливых студентов с последующим привлечением их на работу, станет реализация так называемых проектов - скаутов ПАО «НЕС «Роснефть».
Основными задачами проекта является оперативное выявление лучших студентов, молодых ученых, интересных научных разработок и учебных проектов, управление карьерой студентов, head hunting наиболее перспективных студентов (в т.ч. стипендиатов компаний конкурентов), а
также формирование единой для компании и ее дочерних структур базы данных по перспективным студентам ведущих профильных ВУЗов.
Данный проект может быть создан как силами НЯ структур компании с привлечением экспертов, так и передан на аутсорсинг в крупные консалтинговые фирмы.
НЯ бренд компании. Для поддержания имиджа компании и ее дочерних структур, стремящихся к расширению географии и сферы бизнеса, необходимо проводить системную работу, направленную на формирование устойчивого образа компании, как наиболее перспективного работодателя для молодых, инициативных, творческих и талантливых инженеров. Базовой целевой аудиторией в данном случае являются студенты профильных технических ВУЗов, расположенных в регионе деятельности нефтегазовой компании. Для поддержания и дальнейшего развития имиджа компании возможно использовать различные способы и мероприятия, среди которых можно выделить проблемные сессии и трехступенчатую программу развития молодого специалиста.
Проблемные сессии. Суть мероприятия состоит в следующем. Группа сотрудников компании (эксперты ЦАУК, главные специалисты профильных департаментов компании, включая их руководителей и т.п.) готовит перечень технологических, технических, управленческих и т.п. проблем актуальных в настоящий момент для Компании. В вузах перед широкой студенческой аудиторией и молодыми учеными и преподавателями проводятся проблемные сессии в виде презентаций и круглых столов. В качестве примера структура сессии может быть следующей: презентация головной компании; презентация дочернего КНИПИ, презентация актуальных проблем в сфере нефтегазового бизнеса с последующей постановкой задач исследований.
После проведения презентаций формируются проектные команды из числа студентов, куда могут входить молодые специалисты вуза и компании. В течении выделенного времени проектные команды разрабатывают свои варианты решения поставленных задач. После этого проекты представляются и защищаются в рабочих группах компании или КНИПИ.
Трехступенчатая программа развития молодого специалиста. Примерное содержание трехступенчатой программы изложены в нижеприведенной таблице.
Системную работу по подготовке различных мероприятий, в том числе и вышеизложенных, следует поручать Советам молодых ученых и специалистов, которые совместно с кадровой службой компании должны быть ответственными за системную реализацию политики подготовки и развития молодых специалистов и студентов опорных вузов. В качестве примера, рассмотрим практику взаимодействия с региональными вузами ООО «РН-УфаНИПИнефть» и ОАО «ТомскНИПИнефть», которые одни из
первых начали активно сотрудничать с вузами в части формирования кадрового резерва.
Трехступенчатая программа развития молодого специалиста
1 этап 2 этап 3 этап
Адаптация Адаптационные курсы; История компании; Выбор наставника; Разработка индивидуальной программы развития Командные тренинги; Деловые игры; Участие в рабочих группах Совета молодых специалистов (CMC); Организация практики студентов. Деловые игры; Участие в рабочих группах CMC; Организация практики студентов; Стажировка в головной или в дочерней компании; Кадровый резерв.
Развитие Тренинги: управление временем; эффективная коммуникация. Обучение: основы разработки нефтегазовых месторождений (HTM); основы обустройства HTM; современное ПО. Тренинги: Командная работа; Презентации проектов; Развитие системного мышления. Обучение: Управление проектами; Специальные программы; Технический курс лекций и практических занятий Тренинги: Оценочные тренинги; Основы управления в НТК. Обучение: Углубленные курсы; Специальные проекты; Стажировки в ведущих нефтегазовых компаниях.
Наука Поддержка аспирантов; Группы поддержки научной деятельности; Возможное участие в проектах компании Поддержка аспирантов; Группы поддержки научной деятельности; Участие в проектах компании Участие в выездных конференциях. Участие в проектах компании; Участие в выездных конференциях; Написание диссертации; Возможность преподавания в ВУЗе и участи в разработке (обновлении) курсов по дисциплинам.
Мотивация Целевые стипендии; Премии за отличное выполнение инновационных проектов; Форум молодых специалистов и студентов; Спорт и социальная ответственность. Расширенная программа социальной поддержки по итогам выполнение инновационных проектов, в том числе премирование за отличное выполнение инновационных проектов; Повышение разряда молодых специалистов. Расширенная программа социальной поддержки по итогам выполнение инновационных проектов, в том числе премирование за отличное выполнение инновационных проектов; Повышение в должности; Рекомендации в кадровый резерв.
ООО «РН-УфаНИПИнефть» традиционно взаимодействует с такими региональными вузами как Уфимский государственный нефтяной тех-
нический университет (УГНТУ), Башкирский государственный университет (БГУ) и Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ). Взаимодействие в основном осуществляется для отбора талантливых студентов для дальнейшей работы в КНИПИ. С этой целью вузом осуществляется также целевой набор студентов по направлению деятельности компании ОАО «НЕС «Роснефть».
Взаимодействие осуществляется следующим образом. В вузах по результатам успеваемости и склонности к научно-исследовательской и проектной деятельности осуществляется отбор успешных студентов выпускных курсов. Далее, в специально сформированных группах на протяжении последнего курса обучения осуществляется целевая подготовка отобранных студентов с привлечением для чтения лекций и ведения практических занятий ведущих специалистов КНИПИ и других региональных нефтегазовых компаний. В процессе обучения студенты активно участвуют в проектах КНИПИ, проходят там производственную и преддипломную практику. При этом темы дипломных проектов студентов, как правило, направлены на решение практических задач в рамках выполнения ООО «РН-УфаНИПИнефть» реальных НИОКР и ПИР. После стажировки принимается решение о приеме отобранных студентов для работы в КНИПИ.
ОАО «ТомскНИПИнефть» кроме традиционных форм взаимодействия с вузами развивает специальные проекты с углубленным влиянием на учебный процесс. Один из таких проектов, в котором существенную роль сыграл и продолжает играть КНИПИ, - это, теперь уже известный своим десятилетним присутствием на российском образовательном пространстве, совместный с Petroleum Learning Centre университета Heriot-Watt и Томского политехнического университета (PLC центр) учебный центр. Центр реализовал идею углубления образовательных возможностей профессиональной подготовки персонала нефтедобывающей отрасли через реализацию международных образовательных проектов. Эта идея отразила потребности российских нефтегазовых компаний, их заинтересованность в соответствующем качестве образования и готовность финансовой поддержки учебных программ, дающих качественное образование.
В заключение следует отметить, что для эффективного взаимодействия КНИПИ с региональными ВУЗами, особенно в части подготовки высококвалифицированных инженерных кадров - потенциальных работников нефтегазовых компаний и КНИПИ, в структуре последних необходимо предусмотреть специализированное подразделение, отвечающее за данное направление деятельности.
Список литературы
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12
мая 2009 года № 537 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Максимова Е.Н. Механизм взаимодействия высших учебных заведений и промышленных предприятий региона // Современные науки: актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Экономика и право». 2012. №3.
3. Владимиров А.И. О взаимодействии с бизнесом (отраслью). М.: ООО «Издательский Дом Недра», 2010.
4. Меренков А.В., Сивкова Н.И. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий с вузами региона глазами социолога: издание // Университетское управление. 2010. № 2. С. 68-74.
Строев Владимир Витальевич, д-р экон. наук, проф. и.о. ректора, in' stroev'a,gnn. ги, Россия, Москва, Государственный университет управления,
Линник Владимир Юрьевич, д-р экон. наук, доц., d0c3n7(a>,gmail.com, Россия, Москва, Государственный университет управления,
Линник Юрий Николаевич, д-р техн. наук, проф., ylinnik(a),гambler.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления,
Жабин Александр Борисович, д-р техн. наук, проф., Zhabin.tula®,mail.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет
PROPOSAPS FOR THE INTERACTION OF OIT AND GAS COMPANIES
WITH HIGH SCHOOLS
V. V. Stroev, Yu. N. Tinnik, V. Yu, Tinnik, A.B Zhabin
The results of studies of the interaction of oil companies and gas companies, research and design institutes with universities were submitted. Proposals aimed to developing interaction between companies and universities. This would include training of specialized professionals for several stages, from pre-university education to graduate school. The description of the tse-left programs aimed at the identification, selection, attraction and retention ofMolo stomach and future professionals in the framework of the "Scout" projects and a three-stage program for the development of young professionals.
Key words: oil and gas company, Corporate Research and Design Institute, the interaction with universities, training, bachelor, master, problem session, three-stage program, young professionals.
Stroev Vladimir Vitalievitch, doctor of economic sciences, professor, vv stroev(a>,gmi. ru, Russia, Moscow, State University of Management,
Linnik Vladimir Yurievitch, doctor of economic sciences, d0c3n 7(a>,gmail. com, Russia, Moscow, State University of Management,
Linnik Yuri Nikolaevitch, doctor of technical sciences, professor, ylin-nik(a),.rambler, ru, Russia, Moscow, State University of Management,
H3BecTH5i Tyjiry. HayKn o 3eMjie. 2017. Bbin. 4
Zhabin Aleksandr Borisovich, doctor of technical science, professor, Zhabin. tula®,mail, ru, Russia, Tula, Tula State University
Reference
1. Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Utver-zhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maja 2009 goda № 537 // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tantPljus».
2. Maksimova E.N. Mehanizm vzaimodejstvija vysshih uchebnyh zavedenij i promyshlennyh predprijatij regiona // Sovremennye nauki: aktual'nye problemy teorii i prak-tiki. Ser. Jekonomika i pravo. 2012. № 3.
3. Vladimirov A.I. O vzaimodejstvii s biznesom (otrasl'ju). M.: OOO «Izdatel'skij domNedra», 2010.
4. Merenkov A.V., Sivkova N.I. Problemy vzaimodejstvija promyshlennyh predprijatij s vuzami regiona glazami sociologa: nauchnoe izdanie. Universitetskoe upravlenie. 2010. № 2. S. 68-74.