Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ И ГРУЗОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ'

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ И ГРУЗОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
190
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ГРУЗОВЫЕ ТЕРМИНАЛЫ / ФУНКЦИИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / РАЗМЕЩЕНИЕ / СЕТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мустанов О.Г.

В статье рассматриваются проблемы улучшения транспортной и распределительной инфраструктуры. Обозначено наличие грузовых терминалов по обработке, упаковке и хранению продукции. Выполнен анализ существующей сети международных центров логистики в Узбекистане. Международные многофункциональные транспортно-логистические хабы. Создание специализированных продоволственных хабов. Выявлены потребности, специализация и развитие сети логистических центров и грузовых терминалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мустанов О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A PROPOSAL FOR THE DEVELOPMENT OF A NETWORK OF LOGISTICS CENTERS AND CARGO TERMINALS

The article deals with the problems of improving the transport and distribution infrastructure. The presence of cargo terminals for processing, packaging and storage of products is indicated. The analysis of the existing network of international logistics centers in Uzbekistan was carried out. International multifunctional transport and logistics hubs. Creation of specialized food hubs. The needs, specialization and development of a network of logistics centers and cargo terminals are identified.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ И ГРУЗОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ»

DOI 10.46566/2225-1545_2023_1_104_327 УДК: 656.078.1

Мустанов О.Г. старший преподаватель кафедра общетехнических наук Высшее военное авиационное училище Республики Узбекистан

Республика Узбекистан, г. Ташкент

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ И ГРУЗОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы улучшения транспортной и распределительной инфраструктуры. Обозначено наличие грузовых терминалов по обработке, упаковке и хранению продукции. Выполнен анализ существующей сети международных центров логистики в Узбекистане. Международные многофункциональные транспортно-логистические хабы. Создание специализированных продоволственных хабов. Выявлены потребности, специализация и развитие сети логистических центров и грузовых терминалов.

Ключевые слова: логистические центры, грузовые терминалы, функции, специализация, размещение, сет.

Mustanov O. G. senior lecturer Department of General Technical Sciences Higher Military Aviation School of the Republic of Uzbekistan

Republic of Uzbekistan, Tashkent

DEVELOPMENT OF A PROPOSAL FOR THE DEVELOPMENT OF A NETWORK OF LOGISTICS CENTERS AND CARGO TERMINALS

Abstract: The article deals with the problems of improving the transport and distribution infrastructure. The presence of cargo terminals for processing, packaging and storage of products is indicated. The analysis of the existing network of international logistics centers in Uzbekistan was carried out. International multifunctional transport and logistics hubs. Creation of specialized food hubs. The needs, specialization and development of a network of logistics centers and cargo terminals are identified.

Key words: logistics centers, cargo terminals, functions, specialization, location, set.

Учитывая ежегодно возрастающие объемы торговли между Узбекистаном, Юго-Восточной Азией и Европой, а также перспективность использования транспортно-транзитного потенциала Узбекистана, вызывает необходимость улучшения транспортной и торговой инфраструктуры, которые включают в себя создание современных складских комплексов по хранению, переработке, складированию и распределению экспортно-импортных грузов. Несомненно, эти складские терминалы могли бы обслуживать как внутренние грузы, так и грузы, проходящие транзитом через Узбекистан. Создание Логистических Центров с функциями и всей надлежащей инфраструктурой «сухого порта» могли бы стать хорошим решением по оптимизации международных перевозок грузов [1].

Если ранее в Узбекистане наличие логистического центра предполагало его узкую специализацию, ориентированную на экспортную продукцию, то на современном этапе все большую популярность обретают грузовые терминалы широкого спектра услуг, обеспечивающие грузовые перевозки и обслуживание специализированных свободных экономических и индустриальных зон, а также внутриреспубликанского потока товаров.

Стратегия развития транспортного сектора Узбекистана показали необходимость развития логистических центров и складских терминалов (рис.1), как основных компонентов транспортной инфраструктуры [1].

Рисунок-1. Расположение логистических центров Узбекистана

В настоящее время в республике при содействии правительства и причастных министерств и ведомств решаются вопросы развития инфраструктурных объектов логистики и коммуникаций, которые можно

было бы использовать для организации хранения, переработки и упаковки экспортно-импортных грузов, что особенно актуально для продукции аграрного сектора экономики. Наличие современных грузовых терминалов по обработке, упаковке и их хранению позволят продукции стать конкурентной на внешних рынках.

В Республике Узбекистан на системной основе осуществляются мероприятия по созданию международных центров логистики (МЦЛ) и грузовых терминальных комплексов.

Одним из первых в республике был создан на базе аэропорта г.Навои Международный интермодальный центр логистики (хаб) «Навои», интегрированный в Свободную индустриально-экономическую зону «Навои». Соответствующее постановление было подписано Президентом Республики Узбекистан в декабре 2008 года [2]. В аэропорту и прилегающей к нему территории построено 13 инфраструктурных объектов, приобретена специальная аэропортовая техника в количестве 27 ед., к грузовому терминалу подведены транспортные коммуникации, включая автомобильные и железнодорожные подъездные пути, организован круглосуточный таможенный пост. В целях формирования сети интермодальных перевозок с использованием наземного транспорта, соединяющих МЦЛ «Навои» с основными региональными центрами Узбекистана и городами Центральной Азии (рис. 2), между ГАК МАП «Урта Осиё Транс» и Компанией «Ханджин» создано узбекско -корейское СП «Евразия логистик сервис», которое оснащено автопоездами «MAN» отечественного производства [3].

Рисунок-2. Международные связи свободной индустриально-экономической зоны «Навои»

Мощность МЦЛ - перевалка 4 млн.тн. грузов в год. МЦЛ располагает складами, комбинированным терминалом, подъездными путями и маневровыми площадками, экспертными и финансовыми

организациями, гостиницей и охранными структурами. Площадь транзитно-грузового терминала составляет 8,6 га [3].

Современный транспортно-логистический центр «Orient Logistics Center» расположился в центре Ташкента.

ТЛЦ «OLC» совместный проект между АО «Узтемирйулконтейнер» и SIA «SV Gulbis» включает в себя контейнерный терминал, площадки для обработки негабаритных грузов, парковки для грузовых автомобилей и складские помещения класса А и B (рис 3). Объект расположен на грузовом дворе центральной железнодорожной станции «Ташкент-товарная» [4].

Полноценный запуск терминальной площадки был осуществлен в октябре 2019 года, что позволило обрабатывать контейнерный грузопоток, поступающий железнодорожным и автомобильным транспортом, в количестве более 120 000 условных контейнеров в год [4].

Для эффективного выполнения всех вышеперечисленных процессов компания внедряет программное обеспечение SOLVO TOS, посредством которого можно максимально эффективно сократить издержки и контролировать технологические процессы в режиме онлайн [4].

Рисунок-3. Генеральный план ТЛЦ «OLC»

В целом, стоит отметить, что Orient Logistics — это проект, который реализует правительственную программу по развитию сектора транспортной логистики Узбекистана.

Первым логистическим проектом группы компаний Orient стал Universal Logistics Services. Его деятельность была начата в 2014 году, и за период функционирования компания завоевала большой авторитет как на местном, так и на внешнем рынках.

Это - современный терминал по приему и обработке контейнеров, вагонов, негабаритных и тарноштучных грузов. Он расположен на грузовом дворе сортировочной станции «Чукурсай» и на его территории находится таможенный пост «Чукурсай».

Общая площадь терминала составляет 10.9 гектаров, пропускная способность — 120 000 условных контейнеров в год. На терминале имеется 6 железнодорожных подъездных путей для обработки поступающего вагонопотока. На территории объекта функционируют таможенные склады площадью более 6 000 м2 и железнодорожная рампа для приема колесной техники.

Главная особенность терминала — близость к границе с Казахстаном, что имеет первостепенную важность для оперативного вагонооборота. Это единственный терминал по приему поездов, курсирующих между Ташкентом и Владивостоком [5].

В январе 2019 года началось активное строительство проекта Chukursay Logistics Center. Объект площадью 8.5 гектаров включает в себя контейнерный терминал, складской комплекс класса «А» площадью более 7 000 м2, контрольно-пропускные пункты, офисное здание, а также парковку для грузовых автомобилей.

Проект увеличил пропускную способность терминала на дополнительные 100 000 условных контейнеров в год. Территория оснащена тремя железнодорожными путями, обеспечивающими необходимый фронт для выгрузки поступающего вагонопотока [5].

ООО «Термез Карго Центр» — крупный логистический терминал, расположенный в Термезском районе Сурхандарьинской области. Введен в эксплуатацию в 2016 году. Это единственный в своем роде терминал, построенный в непосредственной близости к границе с Афганистаном [6].

Общая площадь терминала составляет 40,7 гектаров. На территории терминала имеется 4 крытых склада площадью 6 тыс. кв. метров каждый, один из которых оборудован четырнадцатью холодильными камерами, площадью 141,6 метров квадратных каждая.

Выделена контейнерная площадка для хранения более 3 тысяч единиц 20 футовых контейнеров или более 2 тысяч единиц 40 футовых контейнеров. Производственная мощность контейнерной площадки позволяет осуществлять переработку 69 единиц 20 футовых контейнеров в сутки.

Введена в эксплуатацию современная дезинфекционно-промывочная станция для промывки и санобработки после выгрузки груза порожних железнодорожных вагонов мощностью 246 вагонов в сутки [6].

На территории терминала таможенные, налоговые, фитосанитарные, ветеринарные, банковские и другие услуги, включая сертификацию и обмен валют, будут оказываться по принципу «единого окна» (а также в интерактивной форме).

«Термез Карго Центр» входит в реестр участников Международного торгового центра в Термезе. Проект последнего был представлен президенту год назад — в июне 2021 года.

МТЦ будет обслуживать грузопотоки в Афганистан и страны Южной Азии, а также обратно — в том числе, транзитные. Несмотря на неспокойную обстановку после смены власти в Афганистане, товарооборот в южном направлении уверенно растёт.

Товары на территорию центра будут ввозить без уплаты таможенных пошлин и экономических мер. Согласно расчётам, через МТЦ будет проходить экспорт на сумму $192 млн в год, а общий товарооборот составит $500 млн [7].

На территории Международного центра логистики «Пап», площадь которого составляет более 60 га, расположены контейнерная и специализированная открытая площадки, крытые склады, железнодорожный подъездной путь от ст.Пап, протяженностью 25 км и другие объекты инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Центр логистики, объемы обработки грузов в котором будут постепенно доведены до 4 млн.тн. в год, обеспечит создание взаимоувязанного перевозочного процесса различными видами транспортного сообщения, в том числе, на основе эффективного использования парка автотранспортных средств Центра логистики «Ангрен» для перевозок грузов через перевал «Камчик». Центром будут использованы складские помещения Ферганского регионального железнодорожного узла с мощностью одновременного хранения 91,7 тыс.тн. грузов [3].

Так, например, в Узбекистане при содействии Объединенных Арабских Эмиратов будут созданы современные логистические центры, специализированные продовольственные хабы и складские комплексы. В связи с этим AD Ports Group (ОАЭ) и SEG (Узбекистан) подписали в Ташкенте соглашение о поддержке сотрудничества, направленного на развитие транспортной инфраструктуры и услуг Узбекистана [8].

Правительством Узбекистана принято решение присоединиться к межправительственному соглашению о сухопутных портах Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) [9].

Одним из перспективных направлений дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере транспорта является создание при участии иностранного капитала таможенно-логистических складов и терминалов на территории других стран. Так, например, сегодня уполномоченными организациями и ведомствами Узбекистана и Латвии прорабатываются вопросы создания подобных хабов в Латвии для организации бесперебойных поставок свежей и переработанной плодоовощной продукции, производимой в Узбекистане, на рынки Латвии, других стран Балтии и Скандинавии. Немаловажным в формировании нового направления сотрудничества является предоставление благоприятных условий и специальных тарифов на перевозку грузов, в том числе, по территориям транзитных стран. Формирование надежной и

эффективной логистической инфраструктуры является составной частью проводимой в республике работы по увеличению мощностей транспортно-коммуникационного комплекса республики, привлечению дополнительных объемов внешнеторговых и транзитных грузов к транспортно-экспедиторскому обслуживанию, а также дальнейшему развитию международных и региональных транспортных коммуникаций [10].

Таким образом, географическое расположение Узбекистана является стратегически важным аспектом и стимулом развития сети современных складских комплексов и логистических центров торговой инфраструктуры, которые могли бы минимизировать логистические затраты производственных и торговых компаний по доставке грузов.

Использованные источники:

1. Транспортный информационно-логистический портал logistika.uz (https://logistika.uz/info/articles/4752)

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по созданию на базе аэропорта города Навои международного интермодального центра логистики» от 31.12.2008 г. № ПП-1027

3. Официальный сайт СЭЗ "Навои" www.feznavoi.uz (https://www.feznavoi.uz/ru/news/perspektivy-dalnejshego-razvitija-logisticheskih-tsentrov-v-respublike-uzbekistan)

4. Ассоциация по развитию бизнес-логистики (https://adbl.uz/ru/vse-o-logistike/orient-logistics-center-sovremennii-transportno-logisticheskii-tsentr-raspolozhennii-v-tsentre-tashk)

5. Новостной портал kun.uz ««Orient Logistics»: как работает транспортная логистика Узбекистана» (https://kun.uz/ru/81942408)

6. Официальный сайт компании ООО «Термез Карго Центр» http ://termezcargo. com/about-company/

7. Новостной портал spot.uz «Услуги в «Термез Карго Центре» будут оказывать через «единое окно»» (https://www.spot.uz/ru/2022/06/23/termez-cargo/)

8. Складской информационно-логистический портал skladi.uz (https:// skladi.uz/ru/v-uzbekistane-pri-sodej stvii-obedinyonnyh-arabskih-emiratov-budut-sozdany-sovremennye-logisticheskie-centry-specializirovannye-prodovolstvennye-haby-i-skladskie-kompleksy)

9. Новостной портал uz.sputniknews.ru «Узбекистан присоединился к соглашению о сухопутных портах ООН» (https://uz.sputniknews.ru/20211005/uzbekistan-prisoedinilsya-k-soglasheniyu-o-suxoputnyx-portax-oon-20777606.html)

10. Новостной портал uz.sputniknews.ru «Порты без моря: новый шаг Узбекистана в глобальную торговлю» (https://uz.sputniknews.ru/20211006/porty-bez-morya-shag-uzbekistana-v-globalnuyu-torgovlyu-20801376.html)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.