Научная статья на тему 'Разработка потребительских критериев для оценки качества маркировки пищевой продукции'

Разработка потребительских критериев для оценки качества маркировки пищевой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКИРОВКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / КАЧЕСТВО / CONSUMER / QUALITY / LABELING / CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова О. Ю., Резниченко И. Ю.

В настоящей статье рассмотрена возможность оценки качества маркировки пищевой продукции путем разработки потребительских критериев для ее оценки на основе систематизации и классификации специфичных требований, к ней предъявляемых как нормативными документами, так и потребителями. Проведение оценки потребительских свойств маркировки по предложенным оценочным критериям позволит наиболее полно реализовать все ее функции, определить качественность, удовлетворить любые информационные потребности потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONSUMER QUALITY ASSESSMENT CRITERIA FOR MARKING OF FOOD PRODUCTION

In this article the possibility of assessing the quality of labeling of food products through the development of consumer criteria for evaluation based on the systematization and classification of specific requirements, it imposed as regulations, and consumers in general. The assessment of consumer properties markings on the proposed evaluation criteria will more fully realize all of its functions, to define a high quality, meet all the information needs of consumers.

Текст научной работы на тему «Разработка потребительских критериев для оценки качества маркировки пищевой продукции»

Необходимость охвата большего количества рабочего времени обусловлена спецификой клиента, который стремится сократить время ожидания своего автомобиля, находящегося на обслуживании. Для него желательно, чтобы это было вечернее время, не в ущерб его деятельности. В связи с этим возникает необходимость продлить время работы автосервисного предприятия в вечерние часы, а также выходные дни.

Решение задачи предоставления качественных услуг при наличии вышеуказанных проблем лежит в построении гибкой и эффективной системы мотивации персонала на автосервисном предприятии.

Литература

1. В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. Сервисная деятельность. М. : ИКЦ "МарТ", 2006. стр. 6-8.

2. Р.Спиро, Г.Рич. Управление продажами. М. : Издательский Дом Гребенникова, 2004. стр. 40.

3. Барри, Берман. Розничная торговля: стратегический подход. М. : ИД "Вильямс", 2003. стр. 612.

4. Будрина, Е. В. Логистические методы и модели управления кадрами в условиях усиления культурных и глобальных тенденций в международном бизнесе: монография/Е. В. Будрина, В. С. Лукинский, Е. Р. Счисляева; СЗПИ (ГТУ).-СПб.: Транспорт, 2006.

Тихонова О. Ю. *, Резниченко И.Ю. 2

'Аспирант кафедры товароведения и управления качеством, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности;

2Доктор технических наук, профессор кафедры товароведения и управления качеством Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

РАЗРАБОТКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАРКИРОВКИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В настоящей статье рассмотрена возможность оценки качества маркировки пищевой продукции путем разработки потребительских критериев для ее оценки на основе систематизации и классификации специфичных требований, к ней предъявляемых как нормативными документами, так и потребителями. Проведение оценки потребительских свойств маркировки по предложенным оценочным критериям позволит наиболее полно реализовать все ее функции, определить качественность, удовлетворить любые информационные потребности потребителей.

Ключевые слова: маркировка, потребительские свойства, качество.

Tihonova O.Y1, Reznichenko I.Y. 2

'Graduate student Department of merchandising and quality control, Kemerovo Technological Institute of Food Industry 2Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of merchandising and quality control of the Kemerovo Technological Institute of

Food Industry

DEVELOPMENT OF CONSUMER QUALITY ASSESSMENT CRITERIA FOR MARKING OF FOOD PRODUCTION

Abstract

In this article the possibility of assessing the quality of labeling of food products through the development of consumer criteria for evaluation based on the systematization and classification of specific requirements, it imposed as regulations, and consumers in general. The assessment of consumer properties markings on the proposed evaluation criteria will more fully realize all of its functions, to define a high quality, meet all the information needs of consumers.

Keywords: labeling, consumer, characteristics, quality.

Продвижение товара на рынке сложный процесс, учитывающий различные факторы и рассматриваемый с позиций маркетинга, экономики и управления, товароведения. Товародвижение в товароведении рассматривается как этап в технологическом жизненном цикле товаров. Стадии и этапы жизненного цикла связаны с факторами обеспечения товароведных характеристик, среди которых: спрос, сырье и материалы, технология производства и сохраняющие факторы: упаковка, маркировка, транспортирование и хранение ['].

Но роль маркировки нельзя ограничивать и рассматривать только как фактор, сохраняющий качество. Маркировка включает в себя комплекс операций, обеспечивающих повышение эффективности товародвижения продукции, ее безопасность, качество, соответствие стандартам, законам, а также более действенный контроль состояния на всех стадиях процесса движения товаров.

Качество маркировки на сегодняшний день - очень важный и актуальный вопрос как для производственных и торговых предприятий, так и для потребителей в целом. Появление на рынке множества новых товаров с маркировкой в самом разнообразном исполнении создает необходимость расширения перечня требований, предъявляемых к маркировке. Если рассматривать маркировку как самостоятельный элемент, характеризующий качество товара, не менее актуальной остается задача в ее оценке. В сложившейся ситуации необходима разработка критериев, по которым возможно оценить качество маркировки и тем самым охарактеризовать конкурентоспособность самого товара, как на отечественном, так и на европейском рынке продукции, а также обезопасить потребителя от покупок продуктов, способных нанести вред здоровью. Вопросы маркировки рассматриваются в работах многих современных авторов, в которых раскрыты функции и виды маркировки, общие требования, к ней предъявляемые, однако остаются малоизученными аспекты оценки качества маркировки; отсутствие в классификации специфических требований, касающихся именно пищевой продукции.

На основании систематизации классификационных признаков нами разработаны потребительские критерии для оценки маркировки пищевых продуктов, которые представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1 - Потребительские критерии для оценки маркировки

Маркировка, как фактор, сохраняющий качество

Показатель Коэффи циент весомос ти Уровень качества Характеристика уровня качества

5 4 3 2 Отлично (5) Хорошо (4) Удовл. (3) Неудовл. (2)

1 Свойства назначения (30 баллов)

1.1 Наличие 15 75 30 Отлично (5) Удовл. (3) Неудовл. (2)

73

соответству ющей информации (с требованиям и нормативны х документов) Полное содержание основополагающей информации в соответствии с требованиями нормативной документации, наличие специальной информации для продуктов функционального и специализированного назначения Несоответствие требованиям нормативной документации, отсутствие одного или нескольких элементов, отсутствие информации для продуктов функционального и специализированного назначения

1.2 Наличие дублирующе й информации 5 25 20 15 10 Не имеет дублирующей информации Количество повторов до 2 раз (включительно), если продублированы несколько элементов оценивается максимально продублированны й Количество повторов 3-4 раза Количество повторов 5 и более

Продолжение таблицы 1

Маркировка, как фактор, сохраняющий качество

Показатель Коэф фицие нт весом ости Уровень качества Характеристика уровня качества

5 4 3 2 Отлично (5) Хорошо (4) Удовл. (3) Неудовл. (2)

1.3 Наличие излишней информации 5 25 20 15 10 Не имеет излишней информации Наличие до 20 % излишней информации Наличие от 21 % до 35 % излишней информации Наличие более 35 % излишней информации

1.4 Однозначнос ть информации 5 25 15 10 Отлично (5) Удовл. (3) Неудовл. (2)

Текст истолковывается однозначно Вводит в заблуждение в отношении некоторых сведений о потребительских свойствах товара Вводит в заблуждение в отношении самого товара, его наименования и потребительск их характеристик

2 Свойства надежности (10 баллов)

2.1 Сохраняемос ть маркировки 10 50 40 30 20 Полная сохраняемость в процессе транспортирова ния, хранения и утилизации Незначительны е недостатки внешнего вида (небольшое истирание, надрывы, небольшие блеклые участки от растекания краски, незначительные загрязнения) Значительные недостатки внешнего вида, (существенное истирание, отслоение краски, значительные разрывы, загрязнения) Существенная либо полная утрата информации

Продолжение таблицы 1

Маркировка, как фактор, сохраняющий качество

Показатель Коэф фицие Уровень качества Характеристика уровня качества

74

нт весом ости 5 4 3 2 Отлично (5) Хорошо (4) Удовл. (3) Неудовл. (2)

3 Эргономические свойства (25 баллов)

3.1 Доступность расположени я 10 50 40 30 20 Доступная, удобна для прочтения Недостаточно доступная, неудобная для прочтения Плохо доступны отдельные фрагменты маркировки, неудобная для прочтения, не позволяющая получить полную информацию об отдельных потребительских свойствах товара Не доступная, не позволяющая получить информацию о товаре

3.2 Восприятие маркировкир овки (цвет фона и шрифта) 10 50 40 30 20 Контрастное сочетание основного фона с цветом шрифта, хорошо различимый шрифт Шрифт различим при дополнительных усилиях (другое освещение) Шрифт различим удовлетворительн о при дополнительных усилиях (другое освещение) Шрифт едва различим либо совсем неразличим, цвет основного фона сливается с цветом основного шрифта

3.3 Размер шрифта 5 25 20 15 10 Более 1,5 мм от 1,1 мм до 1,5 мм 1 мм менее 1 мм

Продолжение таблицы 1

Маркировка, как фактор, сохраняющий качество

Показатель Коэф фицие нт весом ости Уровень качества Характеристика уровня качества

5 4 3 2 Отлично (5) Хорошо (4) Удовл. (3) Неудовл. (2)

4 Эстетические свойства (15 баллов)

4.1 Свойственно сть оформления 3 15 6 Отлично (5) Неудовлетворительно (2)

Свойственный для данного вида продукции (свойственность рисунков и графических рисунков природе продукта, соответствие степени оформления статусу продукта) Несвойственный для данного вида продукции

4.2 Однозначнос ть исполнения оформительн ых элементов (рисунков, графических изображений ) 4 20 16 8 Отлично (5) Хорошо (4) Неудовлетворительно (2)

Свойственная ценовой категории товара, не вводящая в заблуждение в отношении состава продукта, его назначения Не свойственная ценовой категории товара, не вводящая в заблуждение в отношении состава продукта, его назначения Не свойственная ценовой категории товара, вводящая в заблуждение в отношении состава продукта, его назначения

4.3 Оформление 8 40 32 24 16 Красочная, художественновыразительная, с использованием рисунков Блеклые цвета, художественновыразительная, с использованием рисунков Не яркие цвета, невыразительная, с использованием рисунков Не выразительная , без использования каких-либо украшений

75

Продолжение таблицы 1

Маркировка, как фактор, сохраняющий качество

Показател ь Коэф фицие нт весом ости Уровень качества Характеристика уровня качества

5 4 3 2 Отлично (5) Хорошо (4) Удовл. (3) Неудовл. (2)

5 Свойства безопасности (20 баллов)

5.1 Безопасно сть, в том числе гиппоалле ргенность 15 75 60 45 30 Полностью прописан состав продукта, с указанием класса, индекса и наименования пищевых добавок, полная информация о пищевой ценности продукта, указание на наличие специальных ингредиентов Состав прописан с незначительны ми недостатками, отсутствуют некоторые элементы (указан класс, индекс, отсутствует наименование пищевой добавки) Состав прописан со значительными недостатками, отсутствуют элементы, (указан класс, отсутствует индекс, наименование пищевой добавки) Значительные пробелы в составе, нет указаний на наличие специальных ингредиентов, отсутствуют указания на наличие пищевых добавок

5.2 Безопасно сть самой маркиров ки для товара 5 25 15 10 Отлично (5) Удовл. (3) Неудовл. (2)

Отсутствие загрязненности продукта, обусловленных потеками краски на маркировке, отсутствие в продукте посторонних привкусов, запахов, обусловленных материалом маркировки и качеством краски для нанесения информации Наличие загрязненности продукта, обусловленных потеками краски на маркировке, отсутствие посторонних привкусов, запахов, обусловленных материалом маркировки Наличие загрязненности товара, обусловленных потеками краски маркировки, наличие в продукте посторонних привкусов, запахов, обусловленных материалом маркировки

Комплекс ный показател ь 100 500 428 278 200

Примечание к пункту 5.1 - для однокомпонентных продуктов, состав которых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 может быть не указан, требование можно считать условно исполненным, если в маркировке прописано полное наименование продукта с приведением всех соответствующих ему характеристик

По результатам балльной оценки в соответствии с таблицей 1 и подсчетом комплексного показателя, образцам маркировки присваивается уровень качества (таблица 2), который в дальнейшем учитывается при оценке качества товара.

________________________________Таблица 2 - Уровни качества маркировки при ее оценке________________________

2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень

От 200 до 277 баллов От 278-427 баллов От 428 до 499 баллов 500 баллов

Качество маркировки является неудовлетворительным, товар с такой маркировкой не должен поступать в реализацию, если товар с такой маркировкой уже находится в продаже, он изымается из реализации Качество маркировки является удовлетворительным, только после обязательной доработки и повторной оценки по той же схеме допускается в реализацию Качество маркировки является хорошим, товар с такой маркировкой допускается в реализацию, с рекомендацией в доработке маркировки Качество маркировки является отличным, товар с такой маркировкой допускается в реализацию

Товар с такой маркировкой не допускается для дальнейшей оценки качества по балльной системе, если в балльных шкалах маркировка используется как показатель Товар с такой маркировкой допускается для дальнейшей оценки качества по балльной системе

Свойство назначения является одним из определяющих свойств качества товара [3]. В отношении маркировки свойства назначения отражаются в соответствии нормативным документам, строго регламентирующим ее содержание [4]. Свойства назначения, являясь общими, предусматривают тот минимум, при котором вообще возможна дальнейшая оценка потребительских свойств маркировки.

Эргономические свойства в отношении маркировки имеют очень большое значение, так как они предусматривают доступность, читаемость и размер шрифта нанесенной информации.

Экологические свойства маркировки предполагают получение потребителем полной информации о безопасности продукта. Это выражается в полностью прописанном составе продукта, с указанием и полной расшифровкой пищевых добавок и консервантов, информации о пищевой и энергетической ценности продукта, указаниях на наличие специальных ингредиентов и генетически модифицированных источников. 76

Эстетические свойства в отношении маркировки реализуют ее эмоциональную и мотивационную функции. Красочно оформленная маркировка вызывает у потребителя положительные эмоции и служит важной мотивацией для принятия решения о покупке товара. Ее внешний вид должен быть характерен для самого продукта, быть ему свойственным, соответствовать тому или иному его виду, стоимости, для того чтобы сам товар был правильно воспринимаем потребителем.

Свойства надежности отражаются в маркировке ее сохраняемостью на протяжении всего периода перемещения и использования (применения) товара. Способы нанесения и применяемые материалы для маркирования должны учитывать особенности маркируемого товара и обеспечивать достаточно высокое качество отображения.

Таким образом, оценка качества маркировки должна проводиться наравне с оценкой качества самого товара, так как она имеет важнейшее значение при покупке продукта.

Литература

1 Тихонова О. Ю. Маркировка - фактор обеспечения качества товаров в процессе товародвижения / О. Ю. Тихонова, И. Ю. Резниченко // Теория и практика инновационной стратегии региона: сб. науч. тр. / Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. -Кемерово, 2005. - С. 123-126.

2 Инновационные подходы к решению актуальных проблем товароведения: монография / О. Ю. Тихонова, И. Ю. Резниченко: глава в коллективной монографии, 2012. - 272 с.

3 Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для ВУЗов. - М.: Норма, 2006. - 448 с.

4 ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. Введ. 2005-01-07. - М.: Издательство стандартов, 2004. - 28 с.

Трибушинина О. С.1, Куркина Н Р.2

'Аспирант, 2доктор экономических наук, профессор, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Рузаевский

институт машиностроения (филиал)

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрена роль финансового мониторинга в современных условиях, необходимость его регулярного проведения на машиностроительном предприятии, определены показатели для финансового мониторинга на примере ОАО «Висмут».

Ключевые слова: финансовый мониторинг, контроль, актив, кредиторская задолженность, кризис.

Tribushinina O. S.1, Kurkina N. R.2

Postgraduate student, 2Doctor of economic Sciences, a professor, Ruzaevka campus of Ogarev Mordovia State University THE ROLE OF FINANCIAL MONITORING AT THE MECHANICAL ENGINEERING ENTERPRISES

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The role of financial monitoring in modern conditions and its necessity at mechanical engineering enterprises are considered, indexes for financial monitoring by the exaple of Public Corporation "Vismut" are defined.

Keywords: financial monitoring, control, asset, bill payable, crisis

Мониторинг финансового предприятия, определяется как механизм осуществления постоянного наблюдения за важнейшими текущими результатами финансовой деятельности машиностроительного предприятия, в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры финансового рынка.

Целями мониторинга являются:

-контроль за исполнением принятого решения о воздействии на риск;

-контроль за изменением оценки риска и корректировка методов воздействия на риск;

-контроль за изменением внешней среды;

-контроль за эффективностью процесса воздействия на риск (оценка снижения риска и эффективности его финансирования) и корректировка применяемых процедур и инструментов;

-выявление новых рисков [1, c. 122].

Задачами финансового мониторинга машиностроительного предприятия являются:

1. Определение финансовых показателей деятельности предприятия: финансовой устойчивости, ликвидности, оборачиваемости и т.д. за определенный период, а главное - определение их тенденции.

2. Анализ полученных результатов деятельности предприятия.

3. Выводы и предложения.

Минимальным сроком, за который необходимо проводить финансовый мониторинг предприятия является один год. Анализируемый период, на который разбивается анализируемый срок, при этом должен быть не более одного квартала.

На машиностроительном предприятии Республики Мордовия ОАО «Висмут» нами был проведен анализ финансовой состояния

предприятия за 2011 год, представленный в таблице 1.

Таблица 1 - Финансовые показатели ОАО «Висмут» за 2011 год

Показатели Единицы измерения I квартал II квартал III квартал IV квартал

Валюта баланса тыс. рублей 67 309 69 452 74 029 72 461

Внеоборотные активы тыс. рублей 38 116 34 936 33 680 32 800

Оборотные активы тыс. рублей 29 193 34 516 40 349 39 661

Долгосрочные обязательства тыс. рублей 500 480 483 470

Краткосрочные обязательства тыс. рублей 12 160 8 161 13 025 11 876

Изменение основных разделов баланса, как правило, имеет ярко выраженную тенденцию. При анализе таблицы 1, мы наблюдаем тенденцию к снижению показателей в IV квартале по сравнению с Ш кварталом. Своевременно выявленная динамика снижения финансовых показателей предприятия ОАО «Висмут» позволит изменить деятельность предприятия.

Сравнение этих итоговых показателей по периодам для наглядности лучше всего проводить на одном графике:

- валюта баланса;

- внеоборотные и оборотные активы; 77

- долгосрочные и краткосрочные обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.