Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ У СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ У СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОХОД / ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипова Наталья Алексеевна, Каймашникова Луиза Александровна, Силина Анна Владимировна

Статья посвящена обзору пособия по грамматике английского языка, подготовленного преподавателями СПбГЛТУ им. С.М. Кирова. Пособие представляет собой сборник упражнений, ориентированных на отработку грамматических навыков по темам, вызывающим трудности у студентов лесотехнических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филипова Наталья Алексеевна, Каймашникова Луиза Александровна, Силина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MANUAL FOR SYSTEMATIC TEACHING OF GRAMMAR IN FORESTRY STUDENTS

The article is devoted to the review of the English grammar manual prepared by teachers of St. Petersburg Forest Technical University. The manual is a collection of exercises focused on the development of grammar skills on the topics that cause difficulties with students of forestry specialties.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ У СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

7. Хабаров, Д.В. Специальная физическая подготовка: учебная программа дисциплины для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска» / Д.В. Хабаров, П.В. Коляго. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 13 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры иностранных языков Филипова Наталья Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры иностранных языков Каймашникова Луиза Александровна Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург); преподаватель кафедры иностранных языков Силина Анна Владимировна Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург)

РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ У СТУДЕНТОВ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена обзору пособия по грамматике английского языка, подготовленного преподавателями СПбГЛТУ им. С.М. Кирова. Пособие представляет собой сборник упражнений, ориентированных на отработку грамматических навыков по темам, вызывающим трудности у студентов лесотехнических специальностей.

Ключевые слова: системный поход, грамматическое пособие, английский язык, грамматические упражнения, высшее образование, лесотехнические направления.

An^tatton. The article is devoted to the review of the English grammar manual prepared by teachers of St. Petersburg Forest Technical University. The manual is a collection of exercises focused on the development of grammar skills on the topics that cause difficulties with students of forestry specialties.

Keywords: system approach, grammar manual, English language, grammar exercises, higher education, forestry specialities.

Введение. В ходе текущей мировой глобализации все больше усиливается важность взаимодействия специалистов из разных стран по многим сферам промышленности и производства, сюда относится и лесотехнический профиль. Несмотря на повсеместное обучение иностранному языку в технических вузах и усовершенствование методики преподавания этого предмета, количество специалистов, которые бы владели иноязычной профессионально-коммуникативной компетенцией на высоком уровне, по-прежнему остается недостаточным. Отчасти это может быть связано с тем, что преподавание иностранного языка студентам лесотехнических направлений не всегда учитывает их последующую специализацию, когда обучающиеся прорабатывают незначительное количество профессиональной лексики, либо, наоборот, акцент делается на узкопрофильные понятия и термины, а построению предложений, грамматике уделяется недостаточно времени.

Поскольку количество часов, выделяемых на дисциплины «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в неязыковых вузах незначительно, «необходимо обновить учебно-методическую литературу и использовать такие методы и технологии, применение которых позволит рационально использовать аудиторные часы и время, выделяемое на самостоятельную работу студентов» [2, с. 78]. Также это обусловлено необходимостью использования системного подхода к обучению грамматике.

Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее востребованных методологических подходов к обучению грамматике иностранного языка является системный подход, когда студенты идут от овладения знанием основных положений грамматики к речевым навыкам и умениям. В результате занятий они получают представление о языке как о системном образовании, в котором все компоненты системы находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Что касается самой концепции системного подхода, она была предложена в отечественной методике во второй половине XX века представителями сознательно-сопоставительного метода обучения (Л.В. Щерба, А.А. Миролюбов, И.М. Берман) с опорой на труды зарубежных ученых (А.И. Берг, Л. Берталанфи, К. Боулдинг, Н. Винер) [3, с. 338].

При системном подходе предусматривается осознание обучающимися значений языковых явлений и способов их применения в речевой деятельности. Помимо этого предполагается опора на родной язык студентов в целях глубокого анализа, сравнения явлений и улучшения понимания иностранного языка. В зарубежной методике концепция системного подхода реализована в рамках когнитивного метода обучения, ее основой является развитие мышления в процессе овладения языком, вовлечение учащихся в активный процесс познания сути изучаемых явлений [4, с. 61]. И именно грамматика при системном подходе овладения иностранным языком играет главенствующую роль за счёт обобщающего характера её законов.

Студентам лесотехнических специальностей легче воспринимать иностранный язык как систему, видеть взаимосвязи внутри языка. Преподнося изучаемый материал схематично и формулами, объясняя те или иные явления в системе, преподаватель облегчает усвоение нового материала. Чтобы студенты лесотехнических направлений активно участвовали в иноязычном общении на занятиях, необходимо создать ситуации, близкие к профессиональным, поставить прагматическую задачу, что невозможно без использования специализированной лексики. Студентам этих профилей подготовки особенно важно осознание ценности и перспективности знания иностранного языка для их будущей профессии [3, с. 338]. Помимо этого,

использование системного подхода, учитывающего все вышеперечисленные параметры, позволяет сократить временные затраты и открывает новые возможности повышения качества обучения иностранным языкам.

С учетом вышеизложенного кафедрой иностранных языков СПБГЛТУ им. С.М. Кирова для реализации системного подхода в преподавании грамматики было разработано и опубликовано учебное пособие «Грамматика английского языка. Теория и практика», авторы: И.С. Ломакина, Ю.М. Бобрицкая, А.А. Липинская, Л.А. Каймашникова, А.В. Силина, Н.А. Филипова, О.Е. Зонова [1]. Его цель - формирование навыков и умений устной и письменной речи у обучающихся лесотехнических специальностей на английском языке посредством правильного использования основных грамматических форм английского языка.

Грамматическое пособие главным образом предназначено для студентов бакалавриата всех направлений подготовки лесотехнического вуза для углубленного изучения отдельных грамматических тем английского языка, вызывающих затруднения у обучающихся при их изучении. В данном учебном пособии используется принцип систематичности и последовательности, который характеризуется следующими правилами: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному.

Учебный материал направлен на формирование у студентов навыков чтения, перевода, развитие умений устной и письменной английской речи. Структура пособия включает в себя введение, 14 разделов, посвященных отдельным грамматическим темам, и заключительный раздел с упражнениями на самопроверку. В пособие включены следующие темы: Времена группы Simple, Progressive, Perfect, Perfect Progressive, Страдательный залог (The Passive voice), Согласование времен (Sequence of tenses), Обстоятельственные придаточные предложения времени и условия (Time and conditional clauses), Модальные глаголы (Modal verbs), Герундий и инфинитив (Gerund and Infinitive), Причастие (Participle), Сложное подлежащее (Complex subject), Сложное дополнение (Complex object^^^^m тематический раздел состоит из теоретического материала, вопросов на самоконтроль, комплекса упражнений по теме. Теоретический материал позволяет повторить основные правила по теме, систематизировать знания практической грамматики, и, кроме того, способствует более глубокому ее изучению, обеспечивая практическое владение нормативной грамматикой на более высоком уровне, в то время как упражнения способствуют репродуктивному и продуктивному усвоению грамматического материала. Упражнения на самопроверку предоставляют дополнительный учебный материал для более детального изучения представленных в пособии тем.

По схожей логике оформлены все грамматические темы. Теория в пособии сводится к ограниченному, но достаточному для обучения в неязыковом вузе количеству правил с примерами использования того или иного грамматического явления. Также теория представлена в виде четких таблиц и схем, благодаря чему студенты воспринимают английский язык понятным и конкретным. Это приводит к повышению мотивации у обучающихся.

Ввиду большого количества материала пособие можно использовать не только для аудиторной, но и для самостоятельной работы студентов. Кроме того, разнообразие упражнений по каждой теме позволяет гибко строить учебное планирование в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, объема дисциплины и видов учебной работы.

При условии систематической работы с пособием на занятиях и во время самостоятельной подготовки студенты отрабатывают и закрепляют грамматические и лексические модели, что дает им возможность извлекать из долговременной памяти английские слова и модели предложения, отдельные фразы в зависимости от содержания высказывания, удерживать в кратковременной памяти достаточное число лексико-грамматических единиц. При осмысленном воспроизведении речевых действий происходит образование и совершенствование речевых навыков, которые являются основой для речевых умений, что особенно ценно при использовании системного подхода в обучении иностранному языку.

Разберем структуру пособия и подбор упражнений для него подробнее. Во введении дается краткое и понятное обзорное сравнение соответствий времен английского и русского языка. Сами упражнения пособия представлены в разнообразных вариантах, в том числе:

1) упражнения на распознавание грамматического явления, например:

Прочтите и переведите предложения. Выпишите английское сказуемое(ые) и определите время.

Образец: studies - Present Simple.

1. This eucalyptus varies in blossom colour from pure crimson to scarlet, orange, salmon, and pink.

2. They came from the other side of the country.

3. She reached the fountain and sat on its edge. She looked miserable. The tears ran down her cheeks.

4. Ivy clings to walls and tree-trunks with its special roots which grow from its stems.

5. I will recognize his voice everywhere.

6. The leaves fall in the autumn. In spring, the buds produce leaves and the terminal bud at the tip produces a flower as well.

7. When our Stone Age ancestors spread from East Africa to the four corners of the earth, they changed the flora and fauna of every continent and island on which they settled.

8. Those first happy days with my newborn children will always live in my memory.

9. Thousands of evergreen trees grow in the vast forest called the taiga, which stretches right across Canada and northern Europe and Asia.

10. The water supports the stems of the aquatic plants and the plants collapse if they are taken out of it.

11. Western businessmen visit Russia frequently and set up business contacts.

2) упражнения на отработку грамматического явления в отрицательных и вопросительных предложениях, например:

Прочтите и переведите предложения в Past Progressive. Найдите сказуемое в Past Progressive. Поставьте предложения в Past Progressive в отрицательную и вопросительную форму (общий вопрос).

1. He came up to Cornelia's house and looked at the balcony where Cornelia was still sitting anобщd reading. He was gazing up at the girl.

2. While they were drinking milk and eating bread, Pete was trying to start fire in the stove.

3. Mark was returning from the market and feeling agony as he knew that his family was waiting for him but he hadn't been able to sell there a thing.

4. Suddenly the huge figure appeared in the window. It was Dr. Cornelius. He wanted to know to whom his daughter was waving.

5. They were staying with their grandparents the whole week already unable to come back home because of the storm.

6. The flowers were dominating the scene forming the colorful carpet in the desert. But after they died completely at the end of their blooming period, the place became dead again.

7. She says she was washing Peter's supper dishes in the mansion's kitchen at the time of his arrival.

8. He was watching a documentary on TV Channel 1 when the phone rang.

9. I was wearing a clown costume with my brother's big shoes and a curly red wig when guests started to arrive.

10. The officers believe she was telling the truth that time in the police station.

11. Franz stood beneath the balcony and wasn't able to move. His heart was overflowing with joy and happiness.

12. In the 1920s, active ethnic life and activities were noted in Leningrad. Many clubs, schools and educational societies belonging to different nationalities were functioning in the city.

13. I was hiking one day over a stretch of hills covered with grey lichens when suddenly at my feet a rock the size of coconut started to move;

3) переводные упражнения, например:

Переведите предложения на английский язык с использованием страдательного залога.

1. Сто лет назад почти все дома в сельской местности строились из дерева.

2. Он получит поддержку от своей семьи в эти трудные дни.

3. Эта территория покрыта лиственными и хвойными лесами.

4. Устойчивое лесопользование и управление продвигаются на министерском уровне.

5. Наша компания вовлечена в настоящее время в разработку нового проекта экологического образования школьников.

6. К настоящему времени правила посещения леса были изменены.

7. Когда я посетил парк, там убирали территорию от опавшей листвы.

8. Не волнуйтесь! Работа выполняется.

9. Все саженцы были высажены к тому моменту, когда я приехал.

10. Заходи в 9 часов вечера. К тому времени машину отремонтируют.

4) коммуникативные и творческие задания, например:

Напишите сочинение. Пофантазируйте и представьте свою жизнь через пятнадцать лет. Предположите, чем вы будете заниматься, вашу работу и хобби, образ жизни и привычки. Что вы умеете сейчас и какие ваши способности могут развиться. Что вам следует сделать. Используйте активно модальные глаголы.

Также в каждый тематический раздел включены задания на аудирование или просмотр видео-отрывков. Например: Используя ссылку, посмотрите видеоролик, посвященный употреблению герундиальных и инфинитивных форм. Проверьте себя, пересказав основные правила применения данных конструкций в английском языке: https://www.youtube.com/watch?v=P3FloKSln5k.

Таким образом, пособие способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности.

Помимо этого в каждом разделе есть упражнения, включающие в себя базовые языковые единицы, которые чаще всего используются в лесотехнических профессиях. Таким образом, студенты не только закрепляют навык владения грамматическими единицами, но и одновременно запоминают специализированную лексику. Кроме того, специализированная лексика не ограничена одним направлением подготовки, что позволяет реализовывать междисциплинарные связи. В пример можно привести следующее задание: Прочтите и переведите предложения с английского на русский. Поставьте предложения в отрицательную и вопросительную форму (общий вопрос).

1. Our engineer has already done all the work.

2. The scientists have grouped the plants of this natural reserve according to similar characteristics.

3. The stem has absorbed water and minerals from soil.

4. The government has protected the forest.

5. Our workers have already been abroad.

6. We have seen such a beautiful scenery.

7. Birches have predominated in this climate and locale.

8. The students have just observed plants from different habitats.

9. Air pollutants have affected many forests.

10. He has just informed logisticians about the situation.

На данном этапе работы авторы апробировали учебное пособие с целью выяснения достаточности объема грамматического материала, понятности его изложения и количества тренировочных упражнений для закрепления изученного материала, внедрили грамматическое учебное пособие в образовательный процесс на кафедре иностранных языков СПБГЛТУ имени С.М. Кирова с последующим анализом результатов и возможным переизданием пособия.

Выводы:

1. Профессионально-ориентированный подход к обучению английскому языку, направленный на формирование у студентов способности иноязычного общения в профессиональной сфере, является ведущим подходом к обучению иностранному языку в неязыковых высших учебных заведениях. Использование системного подхода помогает реализовывать успешное профессионально-ориентированное обучение иностранному языку.

2. Подготовка специалистов лесотехнических специальностей заключается в формировании коммуникативных умений, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях.

3. На формирование таких умений и навыков направлено учебное пособие «Грамматика английского языка. Теория и практика», рассмотренное в статье. В пособии представлены задания, затрагивающие основные разделы грамматики английского языка: задания на распознавание грамматического явления, задания на отработку, переводные задания, коммуникативные и творческие задания. Таким образом, пособие

охватывает все этапы работы над грамматическим материалом, а также способствует развитию умений чтения и перевода.

4. Пособие по грамматике иностранного языка, выпущенное преподавателями кафедры, подготовлено в рамках системного подхода к обучению и позволяет представить грамматический материал в виде единой логичной схемы.

Литература:

1. Грамматика английского языка. Теория и практика: учебное пособие / И.С. Ломакина, Ю.М. Бобрицкая, А.А. Липинская, Л.А. Каймашникова, А.В. Силина, Н.А. Филипова, О.Е. Зонова. - СПб: СПбГЛТУ, 2020. - 140 с.

2. Ежова С.А. Электронное учебное пособие по грамматике английского языка для бакалавров как средство формирования информационной культуры // Инновационная наука. - 2015. - № 5. - С. 77-78.

3. Корягина, И.А. Системный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе / И.А. Корягина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 11 (70). - С. 337-339.

4. Сурикова-Камю Л.Г. Обучение грамматике английского языка с позиций системного подхода // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4-2. - С. 61-63.

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Федорушкина Людмила Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ XIX ВЕКА

Аннотация. В статье авторы анализируют понятие профессиональное мировоззрение учителя. Исследуемый период XIX века обозначился периодом турбулентного реформирования системы педагогического образования, что, безусловно, нашло отражение в подходах к профессиональной подготовке учителя, постановке новых социальных задач и определения его миссии. В статье авторы определяют феномен профессионального педагогического мировоззрения как систему устойчивых взглядов, педагогических убеждений, принципов, профессиональных ценностей учителя, формирующих картину мира педагогической профессии. Период реформирования системы образования сформировал условия трансформации мировоззрения учителя на протяжения XIX века.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение учителя, история образования и педагогики, история педагогического образования, профессиональные ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. In the article, the authors analyze the concept of a teacher's professional worldview. The studied period of the 19th century was marked by a period of turbulent reform of the pedagogical education system, which, of course, was reflected in the approaches to the professional training of a teacher, the formulation of new social tasks and the definition of his mission. In the article, the authors define the phenomenon of a professional pedagogical worldview as a system of stable views, pedagogical beliefs, principles, and professional values of a teacher that form the picture of the world of the pedagogical profession. The period of reforming the education system formed the conditions for the transformation of the teacher's worldview throughout the 19th century.

Keywords: professional worldview of a teacher, history of education and pedagogy, history of teacher education, professional values.

Введение. Обращение к историко-педагогическому наследию в контексте определения портрета педагога, системы профессиональных педагогических ценностей, принципов, убеждений, образующих стержневые параметры профессионального мировоззрения учителя имеет огромное значение в современный период турбулентности и незавершенности процессов модернизации педагогического образования в России.

Сегодня в системе высшего педагогического образования не прекращаются попытки определить вектор профессионального воспитания учителя. Однако, на наш взгляд, осуществить эту задачу сложно без определения четкого образа учителя, модели его личности, профессионального мировоззрения с учетом национального историко-педагогического наследия, раскрывающего аутентичный процесс становления учительства в России как социально-профессиональной группы.

XIX век стал значимым периодом в истории становления отечественной системы педагогического образования, но, вместе с тем, именно в этот период институциональное развитие педагогического образование в Российской Империи носило турбулентный, неустойчивый характер [7]. В приоритетах государственной образовательной политики России XIX века обозначились непрерывные попытки поиска институционального самоопределения педагогического образования и роли учителя в целом.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное мировоззрение педагога мы определяем как динамично развивающуюся интегральную профессионально-личностную единицу, выстраивающую картину мира профессии на основе педагогических ценностей, принципов, убеждений, взглядов, смыслов, мотивов, устремлений, собственных осмысленных норм поступков и действий в профессиональном пространстве, на основе которых формируются система отношений субъектов образования.

Педагогическое образование в исследуемый период истории отечественного образования складывалось достаточно неоднородно, и представлено несколькими институциональными локусами - учительские семинарии в структуре классических университетов, автономные учительские семинарии, педагогические гимназии, учительские институты, педагогические курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.