Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ЭПОКСИДИАНОВОЙ СМОЛЫ'

РАЗРАБОТКА ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ЭПОКСИДИАНОВОЙ СМОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / ЭПОКСИДИАНОВАЯ СМОЛА / ПОЛЫЕ СТЕКЛЯННЫЕ МИКРОСФЕРЫ / ОКСИД ГАЛЛИЯ / ДИЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОНИЦАЕМОСТЬ / ТАНГЕНС УГЛА ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ / COMPOSITE MATERIAL / EPOXY RESIN / HOLLOW GLASS MICROSPHERES / GALLIUM OXIDE / PERMITTIVITY / DIELECTRIC LOSS TANGENT

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Павлычева Е.А.

В данном исследовании представлены результаты разработки полимерного композиционного материала, обладающего хорошими диэлектрическими свойствами, что позволяет использовать его в радиотехнической и электротехнической отраслях промышленности. Данный материал разработан на основе эпоксидиановой смолы, полиэтиленполиамина, полых стеклянных микросфер и оксида галлия. Использование в составе композиции полых стеклянных микросфер в количестве 5-20 мас.ч. позволяет уменьшить диэлектрические потери, а использование оксида галлия (III) в количестве 5-15 мас.ч. дает возможность повысить стабильность диэлектрических характеристик при работе в СВЧ-радиодиапазоне и уменьшить диэлектрические потери. Исследования показали, что на основе разработанной композиции может быть получен достаточно эффективный композиционный полимерный материал с высокими физико-механическими и диэлектрическими свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A POLYMER COMPOSITE DIELECTRIC MATERIAL BASED ON EPOXY RESIN

This study presents the results of the development of a polymer composite material with good dielectric properties, which allows it to be used in the radio and electrical industries. This material is based on epoxy resin, polyethylene polyamine, hollow glass microspheres and gallium oxide. The use of hollow glass microspheres in the composition in an amount of 5-20 wt. h. reduces the dielectric losses, and the use of gallium (III) oxide in an amount of 5-15 wt.h. it makes it possible to increase the stability of the dielectric characteristics when working in the microwave radio range and reduce the dielectric loss. Studies have shown that a sufficiently effective composite polymer material with high physical, mechanical and dielectric properties can be obtained on the basis of the developed composition.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ЭПОКСИДИАНОВОЙ СМОЛЫ»

Разработка полимерного композиционного диэлектрического материала

на основе эпоксидиановой смолы

Е.А. Павлычева

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

Владимир

Аннотация: В данном исследовании представлены результаты разработки полимерного композиционного материала, обладающего хорошими диэлектрическими свойствами, что позволяет использовать его в радиотехнической и электротехнической отраслях промышленности. Данный материал разработан на основе эпоксидиановой смолы, полиэтиленполиамина, полых стеклянных микросфер и оксида галлия. Использование в составе композиции полых стеклянных микросфер в количестве 5-20 мас.ч. позволяет уменьшить диэлектрические потери, а использование оксида галлия (III) в количестве 5-15 мас.ч. дает возможность повысить стабильность диэлектрических характеристик при работе в СВЧ-радиодиапазоне и уменьшить диэлектрические потери. Исследования показали, что на основе разработанной композиции может быть получен достаточно эффективный композиционный полимерный материал с высокими физико-механическими и диэлектрическими свойствами.

Ключевые слова: композиционный материал, эпоксидиановая смола, полые стеклянные микросферы, оксид галлия, диэлектрическая проницаемость, тангенс угла диэлектрических потерь.

Введение

На сегодняшний день полимерные композиционные материалы являются одними из наиболее перспективных, востребованных и широко применяемых во многих отраслях промышленности, в первую очередь в строительстве [1-3], машиностроении и приборостроении [4-6]. Распространению, развитию производства и расширению применения полимерных композиционных материалов способствуют широкие возможности по модификации их свойств путем сочетания характеристик различных наполнителей и полимерных связующих [6-8].

Актуальной и развивающейся областью применения полимерных композиционных материалов является их использование в радиотехнике и электротехнической промышленности, что прежде всего связано с их хорошими физико-механическими и диэлектрическими свойствами [6, 9].

В производстве конструкционных радиотехнических и электротехнических материалов используют различные полимерные связующие [9, 10], но наиболее часто - эпоксидиановые смолы, обладающие хорошими прочностными и диэлектрическими показателями [11-13]. Однако технические характеристики материалов, полученных на основе эпоксидных связующих, не всегда соответствуют возросшим требованиям современной техники. Из этого следует, что разработка полимерных композиционных материалов, обладающих улучшенными показателями, имеет важное научно-техническое значение.

Для улучшения физико-механических и эксплуатационных характеристик полимерных материалов, в частности, на основе эпоксидиановой смолы, их подвергают модификации, например, введению различных наполнителей и специальных добавок [14-16]. Для уменьшения объемной электрической проводимости можно использовать широкозонные полупроводниковые материалы, например, соединения галлия. Наиболее интересным представителем такого рода соединений является оксид галлия (III) - Ga2Oз, который относится к полупроводникам, превосходящим по ширине запрещенной зоны и величине пробивного электрического поля такие известные соединения как нитрид галлия и карбид кремния [17, 18].

Цель данной работы заключалась в разработке полимерного композиционного диэлектрического материала на основе эпоксидиановой смолы, наполненной полыми стеклянными микросферами, и добавки оксида галлия (III).

Материалы и методы исследования

В качестве основы разрабатываемого диэлектрического материала использовалась эпоксидиановая смола марки ЭД-20 по ГОСТ 10587-84. Отверждение смолы производилось полиэтиленполиамином (ПЭПА) по ТУ 2413-214-00203312-2002. В качестве добавки был использован оксид галлия

(III) марки «хч» по ТУ 6-09-3729-80. В качестве наполнителя в полимерной композиции использовались полые стеклянные микросферы (ПСМ) марки МСО-А9 по ТУ 6-11-367-75.

Для получения образцов разрабатываемого материала готовилась полимерная композиция путем смешения компонентов в лабораторном смесителе. Вначале в смеситель заливали эпоксидиановую смолу, затем добавляли заданное экспериментом количество оксида галлия, засыпали полые стеклянные микросферы и тщательно перемешивали в течение 1 часа при температуре 25±10°С. Затем добавляли отвердитель ПЭПА и композицию еще раз тщательно перемешивали. Последняя операция производилась непосредственно перед началом работ по заливке изделия в форму. Жизнеспособность полученной полимерной композиции составляла 40-60 мин при Т= 25±10°С.

Диэлектрические характеристики разработанного композиционного материала были определены в сантиметровом СВЧ-радиодиапазоне (9,8 ГГц) волноводным методом. Измерительный комплекс состоял из прецизионной измерительной линии Р1-20, перестраиваемого генератора М31102-1 на диоде Ганна (8-11 ГГц), ферритового вентиля и отрезка волновода стандартного сечения 10х23 мм. Образец помещали внутри волновода, торец которого накоротко замыкался посеребренной медной пластиной. На основе измерений смещения положения минимума коэффициента стоячей волны по напряжению (КСВН) и по величине КСВН, известным величинам постоянной распространения длины волны в свободном пространстве для данной рабочей частоты и по критической длине волны в волноводе вычисляли тангенс угла диэлектрических потерь и диэлектрическую проницаемость [19].

Результаты и их обсуждение

Из разработанных составов композиций были получены образцы полимерных материалов и определены их диэлектрические характеристики.

В таблице 1 представлены составы разработанных композиций и характеристики материалов, полученные на их основе.

Таблица № 1

Составы разработанных композиций и характеристики полимерных материалов, полученные на их основе

№ Составы композиций*, мас.ч. Характеристики материалов

образца Полимерное Наполнитель Оксид Диэлектрическая Тангенс угла

связующее ПСМ галлия проницаемость диэлектрических

ЭД-20 на частоте 1010Гц потерь на частоте 9,8 ГГц

1 100 10 5 3,2 0,0100

2 100 25 10 2,91 0,0079

3 100 50 15 2,02 0,0068

*- содержание отвердителя во всех композициях, используемых для получения образцов, составляло 10 мас.ч.

Из таблицы 1 видно, что с добавлением оксида галлия (III) и увеличением содержания ПСМ повышаются диэлектрические характеристики получаемого материала. Кроме того, использование оксида галлия (III) повышает стабильность диэлектрических характеристик при работе в СВЧ-радиодиапазоне. При введении указанных добавок в количествах, выходящих за пределы указанных в таблице 1 диапазонов, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения содержания данных компонентов приводят к ухудшению диэлектрических показателей материала.

Для оценки диэлектрических свойств разработанного полимерного материала было проведено его сравнение с известным диэлектрическим полимерным материалом, на основе аналогичного связующего, также содержащего в качестве наполнителя полые стеклянные микросферы, но в качестве оксида металла - диоксид титана [20]. Данная диэлектрическая композиция предназначена для использования в радиотехнике и, в частном случае, в технике линзовых антенн. Результаты сравнения известного и разработанного материалов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Диэлектрические показатели известного и разработанного полимерных

композиционных материалов

Наименование показателя Значение показателя

Известный диэлектрический материал Разработанный диэлектрический материал

Диэлектрическая проницаемость на частоте 1010 Гц 2,45-3,3 2,02-3,2

Тангенс угла диэлектрических потерь на частоте 9,8 ГГц 0,0110 0,0100-0,0068

Из данных таблицы следует, что разработанный полимерный композиционный материал обладает более высокими диэлектрическими показателями, чем известный материал.

Выводы

В результате выполнения данной работы получен диэлектрический материал на основе композиции, состоящей из 100 мас. ч. эпоксидиановой смолы, 10 мас. ч. подиэтиленполиамина, 10-50 мас. ч. полых стеклянных микросфер и 5-15 мас. ч. оксида галлия (III). Применение полых стеклянных

микросфер и оксида галлия (III) повышает диэлектрические показатели композиционного материала.

Разработанный полимерный композиционный диэлектрический материал обладает высокой работоспособностью в условиях механических нагрузок в диапазоне температур от -60 до +85°С. Использование эпоксидиановой смолы обеспечивает высокую адгезионную и когезионную прочность, высокую стабильность размеров при отверждении, стабильность физико-механических и диэлектрических свойств, в т.ч. радиотехнических характеристик.

Литература

1. Власенко Ф.С., Раскутин А.Е. Применение полимерных композиционных материалов в строительных конструкциях // Труды ВИАМ. 2013. №8. С. 3.

2. Торлова А.С., Виткалова И.А., Пикалов Е.С., Селиванов О.Г. Утилизация керамических и полимерных отходов в производстве облицовочных композиционных материалов // Экология и промышленность России. 2019. №7. С. 36-41.

3. Колосова А.С., Пикалов Е.С., Селиванов О.Г. Теплоизоляционный композиционный материал на основе древесных и полимерных отходов // Экология и промышленность России. 2020. № 2. С. 28-33.

4. Баурова Н.И., Зорин В.А. Применение полимерных композиционных материалов при производстве и ремонте машин: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 2016. 264 с.

5. Данюшина Г.А., Дерлугян П.Д., Стрельников В.В., Шишка Н.В. Композиционный антифрикционный полимерный материал // Инженерный вестник Дона. 2017. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/4053

6. Колосова А.С., Сокольская М.К., Виткалова И.А., Торлова А.С., Пикалов Е.С. Современные полимерные композиционные материалы и их

применение // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 5. С. 245-256.

7. Бондалетова Л.И., Бондалетов В.Г. Полимерные композиционные материалы (часть 1): Учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. 118 с.

8. Виткалова И.А., Торлова А.С., Пикалов Е.С., Селиванов О.Г. Разработка способа получения облицовочного композиционного материала на основе полимерных и стекольных отходов // Экология промышленного производства. 2018. № 3. С. 2-6.

9. Сокольская М.К., Колосова А.С., Виткалова И.А., Торлова А.С., Пикалов Е.С. Связующие для получения современных полимерных композиционных материалов // Фундаментальные исследования. 2017. №102. С. 290-295.

10. Торлова А.С., Виткалова И.А., Пикалов Е.С. Технологии производства, свойства и области применения композиций на основе фенолформальдегидных смол // Научное обозрение. Технические науки. 2017. № 2. С. 96-114.

11. Павлычева Е.А. Разработка композиционного термостойкого полимерного диэлектрического материала // Инженерный вестник Дона. 2020. № 7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2020/6548

12. Чухланов В.Ю., Селиванов О.Г. Диэлектрические свойства герметизирующей композиции на основе эпоксидиановой смолы, модифицированной полиметилфенилсилоксаном, в сантиметровом СВЧ-радиодиапазоне // Клеи. Герметики. Технологии. 2015. №3. С.6 -10.

13. Чухланов В.Ю., Селиванов О.Г. Связующие для радиопрозрачных композиционных материалов на основе эпоксидной смолы, модифицированной алкоксисиланами // Материаловедение. 2015. № 6. С. 3136.

14. Брусенцева Т.А., Смирнова Е.О., Веретенникова И.А. Исследование влияния природы наполнителя на механические характеристики эпоксидной смолы DER-330 // Diagnostics, Resource and Mechanics of Materials and Structures. 2018. № 6. С. 27-36.

15. Улегин С.В., Кадыкова Ю.А., Артеменко С.Е., Демидова С.А. Наполненные базальтом эпоксидные композиционные материалы // Пластические массы. 2013. № 2. С. 31-33.

16. Камаев А.О., Шорникова О.Н., Солопченко А.В., Кепман А.В., Малахо А.П. Влияние мелкодисперсного углеродного наполнителя на механические свойства эпоксидных матриц // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2015. № 6. С. 28-33.

17. He H., Blanco M.A., Pandey R. Electronic and thermodynamic properties of Ga2O3 // Applied physics letters. 2006. Vol.88. Iss. 3. Р. 9041-9042.

18. Oon H.S., Cheong K.Y. Recent development of gallium oxide thin film on GaN // Materials Science in Semiconductor Processing. 2013. Vol. 16. Iss. 5. P. 1217-1231.

19. Томилин В.И., Томилина Н.П., Бахтина В.А. Физическое материаловедение. Красноярск: Сибирский федеральный университет. 2008. 324 с.

20. Композиционный диэлектрический материал и антенная линза из этого материала / Патент РФ № 2307432. 2007. Бюл. № 27 // Перлина Т.А., Кудрин О.И., Зайцева Н.В.

References

1. Vlasenko F.S., Raskutin A.E. Trudy VIAM. 2013. №8. P. 3.

2. Torlova A.S., Vitkalova I.A., Pikalov E.S., Selivanov O.G. Ekologiya i promyshlennost' Rossii. 2019. №7. P. 36-41.

3. Kolosova A.S., Pikalov E.S., Selivanov O.G. Ekologiya i promyshlennost' Rossii. 2020. № 2. P. 28-33.

4. Baurova N.I., Zorin V.A. Primenenie polimernyh kompozicionnyh materialov pri proizvodstve i remonte mashin: Textbook. M.: MADI, 2016. 264 p.

5. Danyushina G.A., Derlugyan P.D., Strel'nikov V.V., Shishka N.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2017. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/4053

6. Kolosova A.S., Sokol'skaya M.K., Vitkalova I.A., Torlova A.S., Pikalov E.S. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2018. № 5. pp. 245-256.

7. Bondaletova L.I., Bondaletov V.G. Polimernye kompozicionnye materialy (chast' 1): Textbook. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2013. 118 p.

8. Vitkalova I.A., Torlova A.S., Pikalov E.S., Selivanov O.G. Ekologiya promyshlennogo proizvodstva. 2018. № 3. pp. 2-6.

9. Sokol'skaya M.K., Kolosova A.S., Vitkalova I.A., Torlova A.S., Pikalov E.S. Fundamental'nye issledovaniya. 2017. №10-2. pp. 290-295.

10. Torlova A.S., Vitkalova I.A., Pikalov E.S. Nauchnoe obozrenie. Tekhnicheskie nauki. 2017. № 2. pp. 96-114.

11. Pavlycheva E.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2020. № 7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2020/6548

12. Chuhlanov V.Yu., Selivanov O.G. Klei. Germetiki. Tekhnologii. 2015. №3. pp. 6 -10.

13. Chuhlanov V.Yu., Selivanov O.G. Materialovedenie. 2015. № 6. pp. 31-36.

14. Brusenceva T.A., Smirnova E.O., Veretennikova I.A. Diagnostics, Resource and Mechanics of Materials and Structures. 2018. № 6. pp. 27-36.

15. Ulegin S.V., Kadykova Yu.A., Artemenko S.E., Demidova S.A. Plasticheskie massy. 2013. № 2. pp. 31-33.

16. Kamaev A.O., Shornikova O.N., Solopchenko A.V., Kepman A.V., Malaho A.P. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2015. № 6. pp. 28-33.

17. He H., Blanco M.A., Pandey R. Applied physics letters. 2006. Vol.88. Iss. 3. pp. 9041-9042.

18. Oon H.S., Cheong K.Y. Materials Science in Semiconductor Processing. 2013. Vol. 16. Iss. 5. pp. 1217-1231.

19. Tomilin V.I., Tomilina N.P., Bahtina V.A. Fizicheskoe materialovedenie. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet. 2008. 324 p.

20. Kompozicionnyj dielektricheskij material i antennaya linza iz etogo materiala. Patent RF. [Composite dielectric material and antenna lens from this material]. № 2307432. 2007. Bull. № 27. Perlina T.A., Kudrin O.I., Zajceva N.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.