Научная статья на тему 'Разработка подсистемы "Портфолио" для информационно-аналитической системы "Школа лидерства ДГТУ"'

Разработка подсистемы "Портфолио" для информационно-аналитической системы "Школа лидерства ДГТУ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / СТАТУС УЧАСТНИКА / PARTICIPANT STATUS / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / PERSONNEL RESERVE / РАЗВИТИЕ ОПОРНОГО ВУЗА / BASIC UNIVERSITY DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поркшеян Маркос Витальевич

В статье рассмотрены теоретические основы разработки подсистемы «Портфолио» информационно-аналитической системы «Школа лидерства ДГТУ». Концепция построения подсистемы представлена с помощью моделей данных. При этом сочетаются разные подходы моделирования информационных систем: функциональный и структурный анализ данных, ER моделирование. Это позволяет, с одной стороны, понять логическую структуру подсистемы, с другой более детально определить ее составляющие: пользователей, информационные потоки и процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Поркшеян Маркос Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical bases of "Portfolio" subsystem development for the information and analytical system "DSTU Leadership School" are considered in the article. The concept of a subsystem building is presented using data models. At the same time, different approaches to information systems modeling are combined: functional and structural analysis of data, ER modeling. This allows, on the one hand, to understand the logical structure of the subsystem, on the other, to more closely define its components: users, information flows and processes.

Текст научной работы на тему «Разработка подсистемы "Портфолио" для информационно-аналитической системы "Школа лидерства ДГТУ"»

Разработка подсистемы «Портфолио» для информационно-аналитической системы «Школа лидерства ДГТУ»

Поркшеян Маркос Витальевич программист Управления дистанционного обучения и повышения квалификации Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 420015, (843)2314119 baron2012marcos@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы разработки подсистемы «Портфолио» информационно-аналитической системы «Школа лидерства ДГТУ». Концепция построения подсистемы представлена с помощью моделей данных. При этом сочетаются разные подходы моделирования информационных систем: функциональный и структурный анализ данных, ER моделирование. Это позволяет, с одной стороны, понять логическую структуру подсистемы, с другой - более детально определить ее составляющие: пользователей, информационные потоки и процессы. The theoretical bases of "Portfolio" subsystem development for the information and analytical system "DSTU Leadership School" are considered in the article. The concept of a subsystem building is presented using data models. At the same time, different approaches to information systems modeling are combined: functional and structural analysis of data, ER modeling. This allows, on the one hand, to understand the logical structure of the subsystem, on the other, to more closely define its components: users, information flows and processes.

Ключевые слова

портфолио, статус участника, кадровый резерв, развитие опорного ВУЗа portfolio, participant status, personnel reserve, higher education, basic university development

Введение

В связи с изменением статуса Донского государственного технического университета и в целях дальнейшего развития опорного вуза и успешного решения им ряда образовательных задач и инновационных проектов возникла необходимость в создании Школы лидерства университета. Основное ее назначение состоит в формировании кадрового резерва и стратегическом управлении кадрами, обладающими высоким профессиональным и управленческим потенциалом.

О проекте «Школа лидерства ДГТУ»

Проект «Школа лидерства ДГТУ» (рис. 1) создан с целью решения следующих

задач:

• Развитие лидерских компетенций у участников проекта;

Отбор лучших претендентов и их подготовка к трудовой, преподавательской, научно-исследовательской, управленческой деятельности в университете;

Практико -ориентированное обучение участников школы, максимально приближенное к решению стратегических задач ВУЗа; Обеспечение кадровой преемственности, совершенствование и развитие профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава, научных работников и административно-управленческого персонала университета;

Своевременное замещение вакансий университета; формирование карьерных траекторий и прогнозирование служебных перемещений работников университета;

Организация стажировок (привлечение к управлению подразделениями (факультетами, кафедрами, лабораториями и пр.) лучших участников проекта Школы лидерства ДГТУ.

Рис.1. Структура целей «Школы лидерства ДГТУ»

Ряд аналитических функций проекта школы лидерства должна решать информационно-аналитическая система, одной из подсистем которой является подсистема «Портфолио» (рис.2).

Рис.2. Функциональная модель подсистемы «Портфолио»

Проектирование подсистемы «Портфолио»

Предполагается, что база данных подсистемы будет содержать личные данные участников проекта и информацию об их достижениях, на основе которой формируются список кадрового резерва и динамично меняющийся рейтинг

резервиста.

Рис.3. Контекстная диаграмма информационной системы «Портфолио»

Основными сущностями системы «Портфолио» являются администратор, руководитель вуза, резервист и потенциальный резервист. Потенциальный резервист

может подать заявку на рассмотрение включения его кандидатуры в кадровый резерв вуза. Он может ввести персональные данные и информацию о достижениях и предлагаемых проектах в систему. Резервист может корректировать в системе свои достижения. Руководитель может ознакомиться со списком резервистов и для принятия решения узнать личный рейтинг резервистов, рассчитанный в системе. Администратор обеспечивает стабильную работу системы, анализ и корректировку алгоритмов подсчета рейтинга (рис.4).

Рис.4. БРБ диаграмма нулевого уровня иерархии информационной системы

«Портфолио»

Личные данные имеют следующую структуру:

Фамилия, имя и отчество представляют собой отдельные поля строкового

типа.

Год рождения - числовой тип.

Образование - 2 поля строкового типа: наименование ВУЗа, уровень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура)

Кураторство - количество групп.

Трудовой, педагогический стаж (числовые поля).

Повышение квалификации (количество).

Ученое звание (строковое поле).

Дипломы дополнительного образования (количество).

Создание УМК (количество)

Создание ЭУМК (количество)

Подсистема портфолио должна не только предоставлять необходимую информацию об участниках проекта, но и определенным образом осуществлять их сравнение на основе комплекса достижений, формируя тем самым текущий рейтинг участников [1].

Предполагается определять рейтинг на основе вычисляемого статуса участника. Статус предполагается рассчитывать, исходя из характеристик каждого участника программы. Он является натуральным числом. По значению статуса все участники будут делиться на три уровня: базовый, средний и высокий. При этом важно, что переход участника в кадровый резерв не обязательно зависит от уровня статуса или высокий уровень статуса не гарантирует попадание в кадровый резерв. Рассмотрим каждый уровень в отдельности.

Базовый уровень характеризуется незначительными достижениями по направлениям оценки. Попадание в кадровый резерв на этом уровне невозможно.

Средний уровень соответствует хорошим достижениям участника по направлениям оценки, но не является достаточным для попадания участника в кадровый резерв.

Высокий уровень означает, что участник обнаруживает блестящие успехи по направлениям оценки, например, предлагает обоснованные и гибкие решения проблем ВУЗа, выдвигает реальные непротиворечивые идеи по его развитию. При высоком уровне попадание участника в кадровый резерв весьма вероятно, хотя и не гарантировано. Участники с данным уровнем статуса должны подтвердить его, защитив свои проекты перед комиссией во главе с ректором для того, чтобы войти в кадровый резерв.

Границы интервала значений статуса не имеют жесткой структуры. Они измеряются, исходя из низшего и высшего значений статуса всего массива участников в определенный момент времени.

В программе «Школа лидерства ДГТУ» опорного университета есть четыре основных направления развития: преподавательская деятельность, научная деятельность, административно-управленческая деятельность и предпринимательская деятельность. При регистрации каждый участник в обязательном порядке должен указать свое направление, в рамках которого он планирует развиваться. Собственно, от выбора этого направления и будет зависеть статус участника.

Каждому из направлений, в свою очередь, соответствует ряд характеристик деятельности участника. Значения характеристик особым образом преобразуются в числа и суммируются. Полученная сумма составляет основу статуса. Если же у участника присутствуют достижения по иным направлениям, они также переводятся в числа (по другим правилам) и суммируются с уже подсчитанным значением.

Рассмотрим более подробно характеристики одного из направлений оценки.

Преподавательская деятельность

Очевидно, что, поскольку речь идет о ВУЗе, подавляющее большинство сотрудников - это преподаватели. Известно, что преподавательский состав любой кафедры в вузе постепенно обновляется за счет своих выпускников, аспирантов или молодых научных сотрудников университета. Данные обстоятельства объясняют стремление закрепить инициативную, способную, талантливую молодежь в современных вузах. Рассмотрим характеристики [2], которые были выбраны по этому направлению.

Педагогический стаж. С одной стороны, педагогический стаж указывает на квалификацию преподавателя. С другой - между ними нет прямой зависимости. Как правило, чем выше стаж, тем больше возраст преподавателя. Поэтому, исходя из нынешних реалий, когда наблюдаются тенденции омоложения кадрового состава, имеет смысл установить диапазон значений педагогического стажа, который будет влиять на статус участника.

Участие в разработке учебно-методических документов, создание УМК, учебников, учебных видеофильмов, компьютерных пособий, разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) и электронных открытых онлайн курсов (МООК), разработка оценочных средств свидетельствуют об определенном уровне квалификации преподавателя, а также о полном вовлечении его в педагогическую жизнь ВУЗа.

Владение инновационными педагогическими и информационными технологиями в ещё большей степени характеризует преподавателя как высококвалифицированного специалиста.

Участие в оказании дополнительных образовательных услуг говорит о том, что специалист имеет высокую квалификацию и может, как проводить занятия по

повышению квалификации коллег, так и выполнять дополнительную учебную нагрузку.

Рис.5. ER-модель информационной системы «Портфолио»

Отметим, что разрабатываемая подсистема должна извлекать необходимые уже имеющиеся данные из других подсистем не только информационно-образовательной среды вуза, но и информационных систем внешних сетевых ресурсов (рис.6).

Рис.6. Структура данных информационной системы «Портфолио»

Заключение

В целом, такая система оценки участников проекта «Школа лидерства ДГТУ» удобна и практична. Руководству ВУЗа не составит труда сформировать кадровый резерв и выбрать кандидатов на руководящие должности подразделений вуза, а также определить тех участников программы, которые в перспективе могут занять в ВУЗе различные должности по всем направлениям развития. Рейтинг участников, применительно к системе портфолио, составит практичное и актуальное дополнение, которое позволит молодым перспективным специалистам продолжать развитие в своей области, а руководству - с большой степенью эффективности распределять ресурсы между сотрудниками.

Литература

1. Лазаренко В.А. , Никишина В.Б. , Петраш Е.А. , Сорокина Н.Н. Компетентностная модель оценки кадрового резерва вуза. // Вопросы управления. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2016/02/33/. (дата обращенияб 13.12.2017).

2. Носов А. Л. Опыт формирования кадрового резерва в учебном заведении [Электронный ресурс] : научная статья / А. Л. Носов, Е. К. Черанева // Траектория науки. - 2015. - № 5. - 0,33 авт. л. - Режим доступа: http://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.