Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДЕКС ИНТЕНСИФИКАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова А.И.

В данной статье рассматривается инновационная деятельность предприятия, формулируются определение и цель данной деятельности. Описывается сущность процесса планирования инновационного производства, его целесообразность, а также этапы внедрения инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

УДК 330

А.И. Шакирова

РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В данной статье рассматривается инновационная деятельность предприятия, формулируются определение и цель данной деятельности. Описывается сущность процесса планирования инновационного производства, его целесообразность, а также этапы внедрения инноваций.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, индекс интенсификации, планирование, стратегическое планирование, текущее планирование.

Развитие инновационного сектора экономики на данный момент рассматривается как основной фактор экономического роста и стратегического развития государства в целом. В связи с этим приобретается актуальность вопросов, связанных с планированием инновационной деятельности.

Инновация определяется как конечный результат инновационного процесса, получившего воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции или технологии. [1] Основными критериями инноваций являются: новизна, практическая применимость, обеспечение интенсификации и эффективности производства, а также их реализуемость, т.е. способность удовлетворять определенные потребности и запросы потребителей.

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары (услуги) или товары (услуги) с новыми качествами. Но при этом достигается различная эффективность от инноваций: экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

Инновационной деятельности необходимы научно-техническая новизна, возможность производства, финансовая реализуемость. Соответственно, основными задачами данной деятельности являются

© Шакирова А.И., 2019.

Научный руководитель: Власова Виктория Михайловна - доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 4-1(91)

снижение себестоимости производимой продукции, а также увеличение прибыли путем улучшения технологии, организации труда и развития сотрудников.

Из вышесказанного следует, что целью инновационной деятельности является сокращение удельного веса ресурсов на выпускаемую продукцию на каждом этапе «жизненного цикла». Соответственно, не каждая новация может быть названа инновацией, а лишь та, которая позволяет увеличить интенсивность производства. Индекс интенсификации определяется следующим образом:

/Фи Ми Ки Ти Х Эи\

где Фб, Фи - базовая и инновационная фондоемкость производства, руб.;

Мб, Ми - базовая и инновационная материалоемкость продукции;

Кб, Ки - базовая и инновационная механовооружённость труда;

Тб, Ти - базовая и инновационная трудоёмкость единицы продукции;

Хб, Хи - базовая и инновационная энерговооружённость производства продукции;

Эб, Эи - базовая и инновационная электровооружённость производства продукции;

Мчисло слагаемых коэффициентов, взятых в расчёт (в данном случае N=6).

Деятельность признается инновационной при индексе Ии<1, демонстрирующем снижение расходов на единицу продукции. [2]

Планирование является функцией инновационного менеджмента, заключающегося в оценке факторов внутренней и внешней среды, прогнозированию развития деятельности предприятия, а также разработке стратегии достижения цели. Основные элементы процесса планирования представлены на рисунке 1.

На производственном предприятии первоначально следует ориентировать деятельность на инновации, что также может быть сформулировано в миссии компании. Далее необходимо определить направленность данной деятельности и сформулировать цели по ним, при этом инновации могут распространяться не только на производственные процессы, но и на маркетинговую и кадровую деятельность. По каждому выбранному направлению необходимо контролировать выполнение задач для достижения намеченных результатов.

Важным этапом при внедрении инноваций является доведение информации до сотрудников и создание необходимых условий. Мотивирование сотрудников к изменениям является важным фактором для беспрепятственного внедрения инновационных проектов. На большинстве производственных предприятий основную массу составляют специалисты, работающие по отлаженной системе стандартов и нормативов, поэтому внедрение новой технологии, оборудования или оплаты труда может быть воспринято не одобрительно.

Планирование инновационной деятельности

Стратегическое планирование Текущее планирование Бюджеты проектов

Цель Метод Ресурсы

| Стратегии

Активные (технологические) стратегии Пассивные (рыночные) Планы подразделений

Рис. 1. Планирование инновационного процесса производства. [3]

Таким образом, можно сказать, что планирование является необходимым условием при реализации инновационного проекта, так как позволяет определять сроки и способы внедрения проекта, установить важные компоненты проекта. В большинстве случае правильно составленный план инновационного проекта является залогом его успешного внедрения, эффективной реализации, что положительно влияет на уровень получаемой прибыли.

Библиографический список

1. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 6.

2. Бюджетирование: учебное пособие/ Под общ.ред.В.А.Кожина. Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. - С. 65.

3. Инновационный менеджмент: курс лекций для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Менеджмент организации») / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». - Саратов, 2014. - С. 69.

ШАКИРОВА АЛЬБИНА ИЛДАРОВНА - магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.