_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
3. Азгальдов Г. Г., Азгальдова Л. А. Количественная оценка качества (Квалиметрия). Библиография. — М.:Изд-во стандартов, 1971.
4. Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.01.2014 N 16р «Об утверждении стандарта ОАО "РЖД" "Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО "РЖД».
5. Моисеева Ю.П. Процедура проведения внутреннего аудита системы управления промышленной безопасности в организации/ Моисеева Ю.П., Филатова Е.Л, Щетинин И.Н.//Инновационная наука. - 2015. -№ 3.
© Моисеева Ю.П., Филатова Е.Л, Щетинин И.Н., 2016
УДК658.5.012.7
А.В. Новикова
Студентка 2 курса магистратуры РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва РФ
РАЗРАБОТКА ПЕРЕЧНЯ СТАНДАРТОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВНИИКП
Аннотация
В статье показано, что система менеджмента качества есть перечень процессов, для которых необходимо составить нормативную документацию. Разработан перечень стандартов для НИИ кондитерской промышленности.
Ключевые слова
Система менеджмента качества, процессный подход, стандарты предприятия.
Система менеджмента качества (СМК) по стандартам ИСО серии 9000 охватывает процессы не только производства продукции, но и всех этапов ее жизненного цикла [1]. СМК разрабатывается применительно процессам. Система является чем-то большим, чем сумма процессов, поскольку учитывает взаимодействие составляющих ее процессов и функций [2].
Использование в организации системы процессов, их идентификация и описание их взаимодействия, а также управление процессами с помощью различных воздействий можно считать «процессным подходом» [3]. Основное преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое обеспечивается на входах и выходах последовательного ряда взаимодействующих процессов в рамках СМК, а также при их комбинации.
Кроме того, стандарт ИСО 9001 рекомендует применение ко всем процессам цикла Деминга «Plan — Du — Check - Act» (PDCA).
Одним из важнейших и наиболее трудоемких этапов является разработка документации СМК. Стандарт ИСО 9001 предусматривает пять уровней документации (в порядке разработки) [4]:
1) документально оформленные «политика» и «цели в области качества»;
2) Руководство по качеству (базовый документ СМК);
3) документированные процедуры;
4) документы, необходимые в СМК с целью обеспечения грамотного планирования, реализации и мониторинга процессов и управления ими;
5) записи.
Методы стандартизации в СМК играют важнейшую роль [5]. Именно грамотная разработка стандартов организации (СТО) снижает экономические риски [6]. При этом уменьшаются внутренние и внешние потери
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
от возможного брака [7] при научных исследованиях и у потребителя. Это особенно важно для пищевой промышленности, когда исследуются параметры безопасности [8], [9].
Для создания СМК в ФБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт кондитерской промышленности» был разработан перечень стандартов по пяти укрупненным категориям процессов, таблица 1. Каждому документу присваивается соответствующий код и номер [10].
Таблица 1
Структура СТО «ФГБНУ ВНИИКП»
Обозначение СТО Наименование СТО
Процессы организации
СТО СМК 1-2016 Организация, разработка и совершенствование СМК
СТО СМК 2-2016 Организация функционирования СМК
Процессы управления
СТО СМК 3-2016 Организация функционирования процессов
СТО СМК 4-2016 Управление документами
СТО СМК 5-2016 Управление записями
СТО СМК 6-2016 Исследование рынка
СТО СМК 7-2016 Анализ контракта
СТО СМК 8-2016 Внутренний обмен информацией
СТО СМК 9-2016 Анализ удовлетворенности потребителей и других заинтересованных лиц
СТО СМК 10-2016 Анализ СМК со стороны руководства
Процессы управления ресурсами
СТО СМК 11-2016 Управление персоналом
СТО СМК 12-2016 Обеспечение рабочего пространства
СТО СМК 13-2016 Обеспечение оборудованием и транспортом
СТО СМК 14-2016 Обеспечение программными средствами и связями
Процессы управления организацией
СТО СМК 15-2016 Метрологическое обеспечение
Процессы измерения и анализа
СТО СМК 16-2016 Организация анализа СМК
СТО СМК 17-2016 Внутренний аудит СМК
СТО СМК 18-2016 Корректирующие действия
СТО СМК 19-2016 Предупреждающие действия
Для НИИ особенно важно качество метрологического обеспечения [11] в виде применения новых методов и средств измерений [12] (СТО СМК 15-2016), т.к. от точности и достоверности результатов измерений зависит качество конечной продукции - научных исследований. Параллельно с разработкой стандартов организации (СТО) необходимо осуществлять мероприятия по первичному анализу и идентификации процессов.
Список использованной литературы:
1. Леонов О.А., Капрузов В.В., Шкаруба Н.Ж., Кисенков Н.Е. Метрология, стандартизация и сертификация. М.: Издательство КолосС, 2009. 568 с.
2. Леонов О.А., Темасова Г.Н., Вергазова Ю.Г. Управление качеством. М.2015.
3. Леонов О.А., Темасова Г.Н., Шкаруба Н.Ж. Экономика качества, стандартизации и сертификации. М.: ИНФРА-М, 2014. 251 с.
4. Дунченко Н.И., Магомедов М.Д., Рыбин А.В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. М., 2012. 212 с.
5. Леонов О.А., Капрузов В.В., Темасова Г.Н. Стандартизация. М. 2008.
6. Леонов О.А., Темасова Г.Н. Экономика качества. Saarbrucken. 2015. 305 с.
7. Леонов О.А., Темасова Г.Н. Методология оценки затрат на качество для предприятий // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2007. № 5. С. 23-27.
8. Бессонова Л.П., Дунченко Н.И., Антипова Л.В. Научные основы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Воронеж.2008.338 с.
9. Рогов И.А. и др. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов // Современные проблемы науки и образования. 2009. №1. С.34.
10.Леонов О.А., Капрузов В.В., Темасова Г.Н. Стандартизация. М. 2015.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
11.Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Управление качеством метрологического обеспечения предприятий //Сборник научных докладов ВИМ. 2012. Т. 2. С. 412-420.
12. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Методы и средства измерений. М.2014.256 с.
© Новикова А.В., 2016
УДК 004.03
А.У.Нурпейсова
магистрант, КарГТУ г. Караганда, Республика Казахстан Г.У. Макина магистрант, КарГТУ г. Караганда, Республика Казахстан Б.К. Султанова к.п.н., доцент кафедры ИВС, КарГТУ г. Караганда, Республика Казахстан
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Аннотация
В статье рассматривается отличие корпоративной информационной системы от информационных систем предприятия, перечисляются требования к корпоративной информационной систем.
Ключевые слова
Корпоративная информационная система, автоматизация, информационное обеспечение, информационное
пространство, информационная поддержка
До недавнего времени информационное обеспечение предприятий укладывалось в понятие учетно-отчетных информационных систем. Действительно, первым объектом автоматизации и информатизации стала область бухгалтерского учета и отчетности. Эволюция информационных технологий, внедрение WEB-технологий, экономическое развитие предприятий и расширение масштаба бизнеса, в том числе географического, привело к необходимости комплексной автоматизации деятельности и создании корпоративных информационных систем (КИС). КИС отличаются от информационных систем (ИС) как развитием функциональности, так и расширением областей автоматизированной информационной поддержки. В то же время в ряде случаев нет четкого понимания, какие системы относятся к классу КИС, и порой система поддержки распределенного электронного документооборота компании, которая обеспечивает постановку документов на учет, их защиту и сохранность, или корпоративный портал, являющийся средством внутренней и внешней коммуникации, рассматриваются как КИС предприятия. Подавляющее число разработчиков финансово- экономического программного обеспечения также считает, что их продукты относятся к классу КИС.[1, ^ 87]
Поэтому рассмотрим подробнее главные отличия КИС от ИС.
1. Как уже было сказано, основное отличие КИС от ИС состоит в расширении функциональности и класса задач, решаемых системой. КИС - система информационного обеспечения управления предприятием, включающая, помимо учетно-отчетной компоненты, функциональность, обеспечивающую планирование и управление деятельностью предприятия.
2. Понятие Корпоративной информационной системы (КИС) необязательно связывать только с крупномасштабными компаниями. Систему автоматизации управления компании можно называть КИС в