INTRODUCTION OF INFORMA TION TECHNOLOGIES INTO THE PROCESS OF PROFESSIONAL MILITARY TRAINING
L.N. Orlova, V.A. Maltsev
Advantages of using digital textbooks in military education are considered, example of digital textbook developed by authors describing the structure and functionality of automated communications means system of «Pantsir-S1» combat vehicle are introduced, measure of efficiency of using digital textbook is calculated.
Key words: information technology, digital textbook, digital simulation, software development.
Orlova Lyubov Nikolaevna, engineer, uoha92 Oamail. ru, Russia, Tula, JSC
"KBP",
Maltsev Vladimir Alexeevich, doctor of engineering, professor, head of specialists training center, [email protected], Russia, Tula, JSC "KBP "
УДК 37.378
РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
М.С. Воротилин, В. А. Никитин, В.Ю. Сладков, С.И. Стреляев, О. А. Фомичева
Рассмотрены вопросы формирования основной образовательной программы подготовки направления высшего образования на примере магистратуры 24.04.03 «Баллистика и гидроаэродинамика».
Ключевые слова: профессиональные стандарты, основная образовательная программа, высшее образование.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 122-ФЗ от 2 мая 2015 года, который вступил в силу 1 июля 2016 года, в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесено существенное изменение - часть 7 статьи 11 изложена в следующей редакции: «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)».
Во исполнение этого закона в настоящее время федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования активно ведется работа по актуализации федеральных государственных об-
266
разовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) с целью учета требований профессиональных стандартов и разработка примерных основных образовательных программ (ПООП) направлений подготовки.
Профессиональный стандарт (ПС) является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования:
- к содержанию и качеству труда;
- к условиям осуществления трудовой деятельности;
- к уровню квалификации работника;
- к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.
ПС состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание:
- необходимых знаний и умений;
- уровня ответственности и самостоятельности;
- уровня сложности выполняемой трудовой функции.
Структурно каждый профессиональный стандарт состоит из единиц, каждая из которых соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, с точки зрения необходимых знаний, умений, уровней ответственности, самостоятельности и сложности.
Каждая единица профессионального стандарта четко описывает следующие параметры:
- название трудовой функции/единицы профессионального стандарта;
- действия, обеспечивающие выполнение этой функции;
- характеристики квалификационного уровня,
- требуемые знания и умения.
В свою очередь, требуемые знания и умения охватывают три группы компетенций:
- профессиональные - относящиеся к собственно области профессиональной деятельности;
- надпрофессиональные (или сквозные компетенции), относящиеся к охране труда и окружающей среды, профессиональному общению и совершенствованию трудовой среды и рабочего места;
- ключевые/базовые компетенции, относящиеся ко всем видам деятельности, в которую включен работник, и предполагающие его способность получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития (интеллектуальные, социальные и межличностные, предпринимательские).
267
В настоящее время еще нет новых утвержденных ФГОС и ПООП. Следовательно, механизм приведения основной образовательной программы (ООП) в соответствие с каким-либо ПС также отсутствует. Тем не менее, объединения работодателей стали проявлять интерес к профессионально-общественной оценке и аккредитации профессиональных образовательных программ отраслевых вузов.
Одним из таких объединений является Госкорпорация «Роскосмос», которая весной 2016 года обратилась в вузы, осуществляющие подготовку специалистов для ракетно-космической отрасли, с предложением пройти профессионально-общественную аккредитацию. Тульский государственный университет (ТулГУ) направил в Аккредитационный совет при Совете по профессиональным квалификациям в ракетной технике заявку на проведение профессионально-общественной аккредитации программы магистратуры по направлению 24.04.03 «Баллистика и гидроаэродинамика» (профиль «Физическое и вычислительное моделирование теплоаэродина-мических и теплогидравлических процессов и конструкция летательных аппаратов»), реализуемую кафедрой «Ракетное вооружение», которая была одобрена.
В результате анализа профессиональных стандартов, утвержденных для ракетно-космической промышленности, были выбраны следующие: ПС 25.039 «Инженер-конструктор по динамике и прочности машин в ракетно-космической промышленности»; ПС 25.045 «Инженер-конструктор по ракетостроению»; ПС 25.039 «Инженер-конструктор по динамике и прочности машин в ракетно-космической промышленности».
Для приведения ООП 24.04.03 «Баллистика и гидроаэродинамика» в соответствие с выбранными ПС в Раздел 6 «Планируемые результаты освоения ООП ВО» общей характеристики ООП в были добавлены дополнительные профессиональные компетенции (ДПК), соответствующие трудовым функциям, выполнение которых может осуществлять выпускник:
ПС 25.039 Инженер-конструктор по динамике и прочности машин в ракетно-космической промышленности:
- применять современные методы обработки экспериментальных данных, в том числе с помощью пакетов прикладных программ (трудовые функции 3.1.1) (ДПК-1);
- применять современные пакеты прикладных программ для создания электронных геометрических моделей (трудовые функции 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2, 3.3.1, 3.4.1, 3.4.2) (ДПК-2);
- проводить расчеты параметров нагружения изделий ракетно-космической техники (РКТ), включая метод конечных элементов (трудовые функции 3.2.1, 3.2.2, 3.3.1, 3.4.1, 3.4.2) (ДПК-3);
- проводить расчеты на прочность и жесткость узлов изделий РКТ, в том числе с использованием метода конечных элементов (трудовые функции 3.3.1, 3.4.1, 3.4.2) (ДПК-4);
ПС 25.045 Инженер-конструктор по ракетостроению:
- подготовка презентаций на вновь разрабатываемую РКТ, с использованием прикладных компьютерных программ (трудовые функции 3.2.1, 3.2.2) (ДПК-5);
ПС 25.041 Инженер-конструктор по теплофизике в ракетно-космической промышленности:
- настройка, регулировка и проверка оборудования для проведения тепловых испытаний элементов РКТ (трудовые функции 3.1.2) (ДПК-6);
- отработка теплозащитных покрытий в составе образцов РКТ в лабораторных и стендовых условиях (трудовые функции 3.1.2) (ДПК-7);
- проведение обработки и систематизации летно-конструкторских испытаний образцов РТК (трудовые функции 3.1.3) (ДПК-8);
- разработка математических моделей и программных продуктов для анализа процессов теплообмена в изделиях РТК (трудовые функции
3.2.1) (ДПК-9);
- проведение тепловых расчетов узлов, систем и изделий РТК с целью обоснования принятых технических решений (трудовые функции
3.2.2) (ДПК-10);
- готовность разрабатывать и применять современные системы автоматизированного проектированного (САПР) РКТ, и разрабатывать программы, базы данных и комплексы информационных систем в области РКТ (трудовые функции 3.2.1) (ДПК-11).
В сентябре - октябре 2016 года в ТулГУ экспертной командой была проведена процедура профессионально-общественной аккредитации ООП 24.04.03 «Баллистика и гидроаэродинамика» для оценки соответствия, разработанных кафедрой методических комплексов профессиональным стандартам. В состав команды вошли Владимир Николаевич Почукаев (д-р техн. наук, профессор, главный специалист ФГУП ЦНИИмаш); Роман Викторович Ельников (канд. техн. наук, доцент кафедры «Космические системы и ракетостроение» МАИ); Инна Петровна Кузьмина (ведущий специалист Департамента развития персонала Госкопорации «Роскосмос»), Наталья Олеговна Авдеенко (руководитель методического отдела ООО «Профаккредагентство»). Результаты работы указанной группы подтвердили правильность предложенного механизма приведения ООП в соответствие с профессиональными стандартами в условиях отсутствия утвержденных ФГОС 3++ и ПООП, который может быть применен к любому направлению подготовки и рекомендован для данного переходного периода.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации № 122-ФЗ от 2 мая 2015 года.
2. Профессиональный стандарт 25.039 «Инженер-конструктор по динамике и прочности машин в ракетно-космической промышленности», утвержденный Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 919н от 1 декабря 2015 года.
3. Профессиональный стандарт 25.041 «Инженер-конструктор по теплофизике в ракетно-космической промышленности», утвержденный Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 963н от 3 декабря 2015 года.
4. Профессиональный стандарт 25.045 «Инженер-конструктор по ракетостроению», утвержденный Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 939н от 2 декабря 2015 года.
Воротилин Михаил Сергеевич, канд. техн. наук, доц., доц., vms-vorotilinaramhler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Никитин Виктор Александрович, канд. техн. наук, доц., доцент, nikitin tulaa,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Сладков Валерий Юрьевич, д-р техн. наук, проф., проф., sladkovvainhox.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
Стреляев Сергей Иванович, д-р техн. наук, доц., проф., sergeystrelaramhler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
Фомичева Ольга Анатольевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE DEVELOPMENT OF BASIC EDUCA TIONAL PROGRAM WITH CONSIDERING OF PROFESSIONAL STANDARDS
M.S. Vorotilin, V.A. Nikitin, V.U. Sladkov, S.I. Strelyaev, O.A. Fomicheva
The aspects of the development of basic educational program of higher education on example of magistracy 24.04.03. are described.
Key words: professional standards, basic educational program, higher education.
Vorotilin Michail Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, docent, vms-vorotilina ramhler. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Nikitin Victor Alexandrovich, candidate of technical sciences, docent, docent, nikitin _tula@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Sladkov Valeriy Yur 'evich, doctor of technical sciences, professor, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Strelyaev Sergey Ivanovich, doctor of technical sciences, docent, professor, sergeys-trelaramhler. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Fomicheva Olga Anatol 'evna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University