щее этому повышение кредитного риска, стали мощным толчком к развитию ряда направлений страхования. К ним, главным образом, относятся автострахование и страхование залогов, которые пользуются сегодня наибольшим спросом у банков, а также страхование кредитов. Страховой бизнес стал неотъемлемой составляющей инфраструктуры кредитования. При этом банки хорошо понимают, что ответственность за качество управления кредитными рисками лежит, в конечном счете, только на них самих, а страхование является одним из наиболее эффективных инструментов риск-менеджмента.
Последствие возникновения кредитного риска - просроченная задолженность -является объектом деятельности таких организаций-субъектов инфраструктуры кредитования, как коллекторские агентства. Коллекторство - относительно новый вид бизнеса для России, ориентирующийся пока что только на потребительское кредитование. Сегодня российские банки прибегают к помощи коллекторских агентств только в случаях, когда просроченная задолженность уже получила статус безнадежной. Коллек-торские агентства занимаются не только взысканием кредитов, но и профилактикой кредитной задолженности. Профилактика заключается в том, что коллекторы, обладая опытом в сфере потребительского кредитования, работают с банками в режиме предупреждения выдачи ими рискованных кредитов. Кроме того, коллекторство во всем мире не ограничивается только потребительским кредитованием - кредиты, выданные юридическим лицам, тоже имеют вероятность оказаться просроченными, а значит представляют интерес для коллекторов.
УДК 338.439.65
Н.Е. Пимеркова, Т.В. Суркова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УЗЛОВСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ)
The market of ice-cream is the "mature" market. The high level of a competition and absence of an opportunity of attraction of new buyers, makes necessary, for deduction of market positions, application of various tools of stimulation of selling of production: discounts to the wholesale buyers, the thought over advertising program in mass-media, etc.
Рынок мороженого является "зрелым" рынком. Высокий уровень конкуренции и отсутствие возможности привлечения новых покупателей, делает необходимым, для удержания рыночных позиций, применение различных инструментов стимулирования сбыта продукции: скидки оптовым покупателям, продуманная рекламная программа в СМИ и т.д.
Мороженое - лакомство, к которому жители нашей страны привыкли с детства. Очень у многих покупателей с мороженым связаны приятные воспоминания. Для них это один из ярких символов детства и приятных эмоций, связанных с этим счастливым периодом жизни.
Российский рынок мороженого имеет свои особенности, связанные, с типично российскими привычками и особенностями потребления такого продукта, как мороженое. Большинство россиян привыкло доставлять себе удовольствие именно мороженым, а не
какими-либо другими сладостями, кондитерскими изделиями. Это связано, в первую очередь, с недостаточным разнообразием и доступностью других товаров для удовольствия в прошлые годы истории нашей страны. В связи с этим, необходимо отметить, что рынок мороженого является "зрелым" рынком и все надежды на "бурный" рост рынка, как правило, являются следствием намерения выдать желаемое за действительное.
По результатам исследований темп роста рынка мороженного, начиная с 1999 года, и по сей день, составляет не более 1-2% в год (с учетом снижения стоимости рынка в процессе инфляции). А в некоторые годы, как, например, в 2000 и 2004 гг. происходило даже небольшое сокращение рынка. Связано это в первую очередь с тем, что российский потребитель очень хорошо и давно знает, что такое мороженое и потребление мороженого достигло своего естественного максимального значения. Лояльные потребители, которые хотят покупать мороженое, покупают его в том количестве, в котором у них есть потребность. Кроме того, мороженое является самым доступным лакомством (стоимость порции мороженого, как правило, дешевле абсолютного большинства кондитерских изделий, бутылки пива, чипсов и любых других товаров "для удовольствия") - поэтому уровень дохода населения практически не влияет на объем потребления мороженого - даже самые малообеспеченные потребители могут позволить себе покупать мороженое.
Простые расчеты показывают, что покупатели мороженого в России в среднем тратят на мороженое 60,5 рублей в месяц. Учитывая то, что средний размер заработной платы в 2007 году составил 12000 руб., то средние расходы на мороженое составляют меньше 0,5% среднего заработка. Очевидно, что для абсолютного большинства жителей нашей страны такие расходы не являются обременительными. В связи с этим относительно низкий доход жителей нашей страны нельзя воспринимать как фактор, сдерживающий рост рынка. А те потенциальные потребители, которые не покупают мороженое, имеют вполне весомые причины этого не делать - не любят его, предпочитают какие-то другие сладости, часто болеют простудными заболеваниями - и поэтому ограничивают себя в потреблении мороженого и т.п.
Вот и получается, что новым потребителям просто неоткуда взяться. Возможен только небольшой рост объемов потребления у текущих покупателей мороженого, либо колебания спроса внутри рынка, вследствие их перераспределения между конкурирующими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, практически нет внешних сдерживающих факторов, которые ограничивали бы рост рынка. Рынок ограничен только предпочтениями потребителей. То есть, сейчас рынок мороженого имеет как никогда стабильную структуру - существующие потребители - это те люди, которые предпочитают именно мороженое и очень маловероятно, что они когда-нибудь могут переключиться на товары-субституты, даже в случае очень высокого рекламного давления. Однако на фоне позитивных достижений предприятий данной отрасли существует много нерешенных проблем: большая доля ручного труда, устаревшее оборудование, на замену или модернизацию которого требуются большие суммы, постоянное увеличение конкуренции, устаревшая материально-техническая база большинства предприятий, снижение рентабельности производства, плохое обеспечение рекламной поддержки, нерациональная система по обеспечению сбыта мороженого.
В настоящее время на рынке мороженого функционируют около 300 крупных предприятий-производителей. Становится сложно обеспечить себе конкурентные преимущества путем улучшения качества или расширением ассортимента. В связи с этим, одним из способов обеспечения конкурентоспособности производителей мороженого
становится использование новых систем стимулирования и сбыта. Однако большинство российских предприятий недооценивают этот аспект и выбирают традиционные схемы управления продвижением. Подобными недостатками обладает и ОАО «Узловский хладокомбинат», осуществляющий производство мороженного и его сбыт на территории Центрального региона России.
Оценка конкурентной позиции рассматриваемого предприятия на рынках Московской и Тульской области, показала, что учитывая тот факт, что наше предприятие находятся в менее крупном городе в отличие от Москвы его доля рынка достаточно высокая (10%), его продукция пользуется спросом, вследствие умеренной цены и довольно высокого качества. Среди сдерживающих факторов развития рынка Москвы и московской области для ОАО «Узловский хладокомбинат» можно назвать определённые проблемы с транспортировкой продукции (так как она скоропортящаяся) и несформированную по настоящее время систему стимулирования сбыта продукции.
Что касается Тульской области и непосредственно ОАО «Узловский хладокомбинат», то предприятие было образовано довольно давно и положительно зарекомендовало себя на рынке, как производитель высококачественного мороженного без растительных добавок и консервантов. В настоящее время предприятие занимает около 20% рынка Тульской области. Цены на выпускаемую продукцию равны или ниже цен конкурентов.
Проведенный анализ работы данного предприятия на рынке Тульской области свидетельствует о том, что ОАО «Узловский хладокомбинат» не сформировало четкую политику сбыта в этом географическом сегменте. Продукция мало узнаваема, нет практически никаких мероприятий по ее продвижению. Продукция рекламируется только на местном телевидении и в местной газете "Знамя", но это нерационально, поскольку другие города остаются в стороне. Кроме того, в местах продаж продукции комбината развешены буклеты с информацией о товаре (какие новые вкусы, названия появляются в области мороженого).
Определено, что основные усилия фирмы сосредоточены на сбыте мороженного в Москве и Московской области. Именно на Московском рынке данный хозяйствующий субъект проводит самую обширную работу. На данный момент это наиболее привлекательный сегмент, так как он характеризуется крупными объёмами реализации.
Тем не менее, следует отметить, что основные усилия комбината и на этом сегменте сводятся лишь к участию в различных выставках со своей продукцией.
Минимальное значение сбыта для других областей свидетельствует о том, что их расположение не всегда может позволить себе определённые транспортные затраты на перевозку продукции из Тульской области, а также в этих областях существует достаточное количество заводов и фирм, производящих мороженное, которое обойдется им намного дешевле. Исследование особенностей стимулирования сбыта продукции хладокомбината, позволило определить, что, так как основной категорией потребителей являются дети, то очень важную роль в стимулировании продаж мороженного играет упаковка. Она должна быть яркой, возможно, с персонажами из детских мультфильмов и др., что вызывает большой интерес у детей.
В связи с этим в дальнейшем для ОАО «Узловский хладокомбинат» необходимо разрабатывать направления совершенствования системы стимулирования сбыта индивидуально для каждого из выделенных географических сегментов, по нижеследующим направлениям: - Всю систему обслуживания потенциальных потребителей ОАО «Уз-ловский хладокомбинат» необходимо построить таким образом, чтобы активно взаимодействовать с покупателями. То есть покупателю должна предоставляется вся необходимая информация об интересующем его товаре, его составе и при необходимости он
может получить более развернутую информацию от консультанта. Покупатель должен иметь возможность ознакомится с интересующим товаром ближе, посмотреть на работу производственных цехов предприятия, попробовать продукцию на вкус. - Система продвижения продукции комбината обязательно должна включать проведение разных акций с клоунами, розыгрышами призов и подарков в магазинах и кафе. Для взрослых это плакаты в местах продаж с ассортиментом продукции, новинками, листовки, художественно оформленные почтовые открытки и т.д. - Целесообразно также пересмотреть систему отношений с оптовыми покупателями и торговыми агентами предприятия. Так как сбыт мороженного имеет сезонный характер, то особое внимание нужно уделять скидкам для оптовых покупателей, бонусам, увеличению премий дистрибьюторам в зимнее время, снабжение агентов по продаже дешевыми предметами, несущими товарный знак или другую идентификацию фирмы, для шиpoкoмacштaбнoй раздачи потребителям - значки, пластиковые пакеты и т. д. - Из-за высокой степени лояльности покупателей нужно уделять особое внимание рекламе в СМИ (на телевидении, в газетах, в интернете и др.), элементы рекламы, помещаемые внутри упаковки товара (например, портреты известных спортсменов, артистов, изображения героев мультипликаций).
Кроме того, необходимо проведение различных лотерей с призами, для привлечения дополнительной аудитории потребителей.
УДК 005.95(075.8)
К.Б. Плешакова, В.Н. Мыльникова, Н.А. Макрушин, Н.Б. Пашина
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ АУТСОРСИНГА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Some aspects of use of model of outsourcing for management of the personnel of the industrial enterprises are considered. The estimation of advantages of such way of economic activities is given. On an example of the distribution center efficiency of use of outsourcing is shown at a set and management of the personnel.
Рассмотрены некоторые аспекты использования модели аутсорсинга для управления персоналом промышленных предприятий. Дана оценка преимуществ такого способа экономической деятельности. На примере дистрибьюторского центра показана эффективность использования аутсорсинга при наборе и управлении персоналом.
В современном экономическом мире все чаще используется понятие аутсорсинга - одной из моделей применения заемного труда. На русский язык это слово можно перевести как "заимствование ресурсов извне". Иными словами, аутсорсинг - это выполнение сторонней организацией определенных экономических задач, обычно не являющихся профильными в деятельности компании, но от которых в значительной мере зависит эффективность производства. Подобная модель в мировой экономике используется с середины прошлого века. Крупнейшие корпорации, работающие по такой технологии (Adecco, Manpower, Kelly), входят в последние десятилетия в число крупнейших компаний мира на фоне постоянно расширяющегося рынка спроса и предложения услуг с участием заемного труда. В последние 10-15 лет подобные технологии, несмотря на свою неопределенность в правовом отношении, все шире используются в эконо-