Рубцова В.Н.
д.э.н., в.н.с. Института аграрных проблем РАН, г. Саратов
РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ЭФФЕКТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ ПАНДЕМИЙ
В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД1
Ключевые слова: сельские территории, сельское здравоохранение, коронавирусная инфекция, организационные механизмы, противодействие, постковидный период.
Возникновение и распространение коронавирусной инфекции на территории России привело к необходимости срочной разработки и введения в действие государственных механизмов реагирования здравоохранения на противодействие пандемии, рассчитанное на их применение в России. Была подготовлена и введена в действие законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность государственных, региональных, муниципальных органов, медицинских организаций по противодействию коронавирусной инфекции; разработана и реализована система перераспределения материальных и кадровых ресурсов, необходимая для эффективного противодействия коро-навирусной инфекции и предотвращения пандемий в постковидный период.
В декабре 2020 года задача активизации политики противодействия коронавирусной инфекции в регионах России была выдвинута на государственном уровне2. Озвученная задача актуализировала необходимость разработки организационных механизмов, позволяющих как городскому, так и сельскому здравоохранению эффективно противодействовать коронавирусной инфекции.
* * *
Авторская конкретизация научных представлений о нестандартности, структурной сложности и разнообразии проблем развития сельских территорий, произведенная на материале выявления и обоснования специфических причин, вызывающих возникновение и ускоренное распространение коронавирусной инфекции в некоторых сельских территориях предполагает разработку оригинальных организационных механизмов противодействия коронавирусной инфекции. Адаптация теоретических подходов в рамках научных представлений о структурной «пестроте» проблем сельских территорий, приведенная в статье, требует разработки различающихся между собой комплексов организационных механизмов противодействия коронавирусной инфекции и предотвращения угроз возникновения пандемий в постковидный период. Необходимость подобного подхода обусловлена предположением о различающихся между собой причинах появления и распространения коронавирусной инфекции в сельских территориях с мелкодисперсным расселением, социально-экономическим неравенством и разным уровнем обеспеченности населения медицинской помощью.
Организационные механизмы сельского здравоохранения определены как правила, осуществление которых целенаправленно воздействует на организационные отношения в системе сельского здравоохранения в направлении повышения эффективности реагирования на противодействие коронавирусной инфекции и предотвращение угроз возникновения новых пандемий и эпидемий в сельских территориях России в постковидный период.
Выдвинутая в статье задача конкретизации научных представлений о сложности, многообразии, нестандартности проблем, препятствующих развитию сельских территорий и необходимость их адаптации к выявлению причин распространения коронавирусной инфекции в сельских территориях России, нацелила исследование на поиск особых причин, отличающихся от причин возникновения и распространения коронавирусной инфекции в городских условиях. В городах появление и распространение коронавирусной инфекции прямо пропорционально связано с численностью населения, его плотностью, активностью социальных взаимосвязей. Поэтому задачей первого этапа исследования стало выявление и научное обоснование особых причин появления и распространения коронавирусной инфекции в сельских территориях России. Исследование специфических причин появления и распространения коронавирусной инфекции в сельских территориях было проведено на материале сельских административных районов Саратовской области с использованием показателей заболевших коронавирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения3. Ре-
1 Работа выполнена в соответствии с планами научных исследований ИАгП РАН.
2 Заседание президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 7 декабря 2020, 14:30. Дом Правительства, Москва. - http://government.ru/news/41047/
3 Иванова А.В., Поспелов М.В., Зимирова А.А., Карнаухов И.Г., Щербакова С.А., Кутырев В.В., Вяткин И.Н., Матвеева Н.И., Кожанова О.И. 2020. Характеристика эпидемического процесса СОУ1Б-19 в Саратовской области / Российский НИИ противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора; Управление Роспотребнадзора по Саратовской области. - https://covid19-preprints.microbe.ru/article/358; https://doi.org/10.21055/preprints-3111894
зультаты исследования показали, что различие между максимальным и минимальным показателем заболевших коро-навирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения составляет 7,504 раз (от 1876 заболевших коронавирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения в Александрово-Гайском районе до 250 заболевших в расчете на 100 000 населения в Калининском районе)1. Среди сельских административных районов Саратовской области выявлена компактная группа сельских административных районов с максимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения (рис. 1). Установлено, что эта группа сельских административных районов обладает низкими показателями численности и, плотности населения, имеет явно недостаточную обеспеченность медицинскими кадрами2. Сделан вывод о том, что основной причиной ускоренного распространения коронавирусной инфекцией является приграничное расположение этой группы сельских административных районов (см. рис. 1). Остальные сельские административные районы, граничащие с другими областями, имеют более низкие показатели заболевших коронавирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения. Главным организационным механизмом противодействия инфекции в данном случае является соблюдение строгих карантинных мер, временная изоляция населения этой группы районов от всех внешних контактов.
1 - районы с максимальным количеством заболевших на 100 000 нас.; 2 - районы со средним количеством заболевших на 100 000 нас.; 3 - районы с минимальным количеством заболевших на 100 000 нас. Источник: карта разработана автором на основании расчетов НИИ «Микроб» и Управления Роспотребнадзора по Саратовской области3
Рисунок 1.
Сельские административные районы Саратовской области с максимальными и минимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией на 100 000 населения
«Пестрота» причин появления и ускоренного распространения коронавирусной инфекции в сельских территориях была доказана результатами того же авторского исследования на основе данных Института «Микроб» и отделения Роспотребнадзора по Саратовской области. На рис. 1 видно, что среди компактной группы сельских административных районов с максимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения, расположенных на восточной границе Саратовской области, выделяются два района с показателями заболевших коронавирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения, относительно низкими. Это Перелюбский район (705 заболевших коронавирусной инфекцией на 100 000 населения) и Пугачевский район (453 заболевших коронавирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения). В группе с максимальными показателями аналогичные показатели равны 1876 (Александрово-Гайский район) и 864 (Новоузенский район). Причинами относительной нормализации санитар-
1 Иванова А.В., Поспелов М.В., Зимирова А.А., Карнаухов И.Г., Щербакова С.А., Кутырев В.В., Вяткин И.Н., Матвеева Н.И., Кожанова О.И. 2020. Характеристика эпидемического процесса COVID-19 в Саратовской области / Российский НИИ противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора; Управление Роспотребнадзора по Саратовской области. - https://covid19-preprints.microbe.ru/article/358; https://doi.org/10.21055/preprints-3111894
2
Там же. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года. - М.: Росстат, 2020. - 18 с.; О здравоохранении в г. Саратове и муниципальных районах Саратовской области за 2019 год: Статистический бюллетень № 96 (3296) - 06 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. - Саратов, 2020. - 22 с.
3 Иванова А. В., Поспелов М. В., Зимирова А. А., Карнаухов И.Г., Щербакова С.А., Кутырев В.В., Вяткин И.Н., Матвеева Н.И., Кожанова О.И. 2020. Характеристика эпидемического процесса COVID-19 в Саратовской области / Российский НИИ противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора; Управление Роспотребнадзора по Саратовской области. - https://covid19-preprints.microbe.ru/article/358; https://doi.org/10.21055/preprints-3111894
но-эпидемиологической ситуации в этих двух районах являются: наличие в одном из них сильной центральной районной больницы, ускоренное формирование специализированных центров противодействия коронавирусной инфекции и активная политика вакцинации в сельских населенных пунктах. Из этого следует, что программы противодействия коронавирусной инфекции в сельских территориях должны составляться для более мелких единиц сельского расселения; учитывать в каждом случае специфические причины (группы причин) появления и распространения инфекций и применять организационные механизмы противодействия инфекциям, прерывающие механизмы их распространения.
Следующий этап исследования позволил разработать организационные механизмы эффективного реагирования сельского здравоохранения на эффективное противодействие коронавирусной инфекции и предотвращение пандемий в постковидный период.
Разработка организационных механизмов противодействия коронавирусной инфекции в сельских территориях и активизация на ее основе политики противодействия коронавирусной инфекции в первую очередь должна осуществляться в сельских административных и муниципальных районах России с максимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией в расчете на 100 000 населения, особенно в тех случаях, когда население мелких населенных пунктов, расположенных на значительных расстояниях от центров расселения, не имеющих дорог с твердым покрытием, в условиях недоступности медицинской помощи, несоблюдения стандартных санитарно-эпидемиологических мер противодействия коронавирусной инфекции рискует стать источником ее распространения.
К организационным механизмам противодействия коронавирусной инфекции в группах сельских административных районов с максимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией, повышающим внутреннюю упорядоченность и согласование взаимодействий медицинских организаций территориальных систем сельского здравоохранения, могут быть отнесены следующие меры:
- создание на территориях сельских административных районов с неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуацией оперативных штабов по борьбе с коронавирусной инфекцией с широкими полномочиями. В их компетенцию должно входить право принимать решения о введении в сельских административных районах режимов повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, объявления карантина. Штабы должны содействовать выяснению причин распространения коронавирусной инфекции и определению мер по необходимому противодействию инфекции; организовывать сбор информации о заболевших и оказывать помощь медицинским учреждениям в решении проблем подготовленности к приему больных. В их состав должны быть включены главы администрации, представители отделов здравоохранения, аналитики при отделах здравоохранения, врачи, представители среднего медперсонала из медицинских организаций первичного звена территориальной системы здравоохранения;
- развертывание в группах сельских административных районов с максимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией на 100 000 населения дополнительных стационарных медицинских организаций (межрайонных ковидных центров, антиковидных госпиталей, усиление парка машин повышенной проходимости для оказания скорой медицинской помощи в удаленных и лишенных дорог с твердым покрытием сельских населенных пунктах);
- размещение в мелких населенных пунктах сельских административных районов с максимальными показателями заболевших коронавирусной инфекцией, расположенных на значительных расстояниях от центров расселения, не имеющих дорог с твердым покрытием и населением, лишенным доступа к медицинской помощи, домовых хозяйств с правом оказания доврачебной медицинской помощи, фельдшерских пунктов при условии прохождения персоналом онлайн-курсов по соответствующим их квалификационному уровню методикам;
- врачи, средний медперсонал, представители домовых хозяйств с правом оказания доврачебных медицинских услуг в условиях коронавирусной инфекции, подтвердивших прохождение онлайн-курсов, должны быть автоматически включены в категорию медперсонала, подвергающегося риску заражения коронавирусной инфекцией с начислением законодательно установленных надбавок к окладу, рассчитанных на основании средних показателей по России, а не по региону;
- размещение в медицинских организациях прайс-листов с перечислением клинических признаков коронавирусной инфекции в легкой, среднетяжелой, тяжелой форме и правил, разработанных Министерством здравоохранения для безопасного профессионального взаимодействия медицинских работников с пациентами; санитарной обработки помещений, в которых находились больные.
Для подготовки сельской системы здравоохранения к предотвращению рисков возникновения и распространения пандемий и эпидемий в сельских территориях России рекомендуется разработка и применение следующих организационных механизмов:
- восстановление органов санитарно-эпидемиологического надзора в сельских райцентрах, наличие в их структуре баклабораторий, врачей инфекционистов-бактериологов;
- в поселениях с максимальными рисками распространения коронавирусной инфекции представляется необходимым развертывание временных служб санитарно-эпидемиологического надзора на уровне муниципальных поселений и их обеспечение кадрами, в случае необходимости - приглашенными;
- юридическое обоснование перевода и перевод высвободившихся после прохождения пика пандемии инфекционных коек в резервный фонд; доведение численности инфекционных коек в сельской местности до нормативов, принятых Министерством здравоохранения (1250 инфекционных коек на 100 000 населения). Формирование резерва реанимационных коек в селе в соответствии с нормативом 200 коек на 100 000 населения; обеспечение нормативной потребности в аппаратах ИВЛ, средствах индивидуальной защиты и санитарной обработки помещений. Обеспечение необходимыми запасами препаратов широкого спектра действия;
- использование в сельских территориях с максимальными рисками возникновения и распространения коронавирусной инфекции инновационных технологий для выявления рисков и угроз возникновения и распространения новых эпидемий и пандемий.
Предложенные в статье организационные механизмы эффективного реагирования сельского здравоохранения, рассчитанные на противодействие коронавирусной инфекции и предотвращение появления и распространения пандемий и эпидемий в сельских территориях России, могут использоваться в практике противодействия инфекции.
Для формирования и последующего развития сельского здравоохранения в качестве одного из основных социально-экономических ресурсов, обеспечивающих устойчивое положение агропродовольственного сектора России в мировой продовольственной системе, требуется разработка и применение более сложных организационных механизмов.
Анализ современных исследований проблем, связанных с развитием сельского здравоохранения приводит к мысли о том, что в поле зрения исследователей попадают, несомненно, значимые, но, тем не менее, частные причины слабости сельской системы здравоохранения, являющиеся следствием не выявленной до сих пор коренной причины, многие десятилетия препятствующей полноценному и устойчивому развитию сельского здравоохранения.
Коренной причиной многолетней слабости сельской медицины, проявившейся в неэффективном противодействии коронавирусной инфекции, неоднократно зафиксированной как в России, так и в глобальном масштабе, является несоответствие сельского здравоохранения, функционирующего в рамках системы национального здравоохранения, особенностям сельского расселения, его сложной современной структуре, социально-экономической неоднородности сельских территорий, влекущих за собой разнообразие, сложность, спутанность проблем. связанных с восстановлением здоровья сельского населения, на запросы которого должно отвечать сельское здравоохранение.
На этой основе сформирована авторская гипотеза о необходимости переформатирования вектора здравоохранительной политики в селе не на миграционные процессы, в соответствии с которыми осуществляется сокращение сетей медицинских учреждений, а на нужды остающихся в селе людей, продолжающих обеспечивать продовольственную безопасность России.
В условиях сельской местности здравоохранение может успешно развиваться как особая подсистема национального здравоохранения. Это означает, что сельское здравоохранение должно иметь собственные органы управления, обладать нормативно-правовой базой, располагать структурно более сложной по сравнению с городом сетью медицинских учреждений, соответствующей современной системе сельского расселения и способной гибко реагировать на изменение численности населения муниципальных поселений и населенных пунктов, не ограничивая доступ их населения к медицинской помощи; иметь устойчивое финансирование, сбалансированное с ее потребностями.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: реагирование сельского здравоохранения на противодействие коронавирусной инфекции и предотвращение распространения пандемий в сельских территориях в постковидный период может стать эффективным, если будут разрабатываться и применяться комплексы различных организационных механизмов, учитывающих специфические причины появления и распространения пандемий в условиях мелкодисперсного сельского расселения; социально-экономическую неоднородность сельских территорий, различие между собой показателей обеспеченности сельских территорий медицинской помощью.