различных медиаплатформах, как в печатных изданиях, так и на телевидении, а также в социальных сетях - Фейсбук, Яндекс. Дзен, канале Youtube.
Выводы. Таким образом, мы можем говорить, что журналистское краеведение - этой серьезный сегмент в крымском медиадискурсе. Крымские журналисты любят свой край, занимаются поиском подлинных сведений о своей малой родине, ставят перед собой исследовательские задачи и успешно решают их. Научный уровень их историко-краеведческих исследований подтверждается не только качественными публикациями в СМИ, но и научными трудами, а также созданием региональных энциклопедий, в частности Большой ялтинской энциклопедии.
Список литературы:
1. Федеральный проект «Патриотическое воспитание». Официальный сайт Министерства образования РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения 02.10.2021)
2. «Столичный Симферополь. Альбом» [Электронный ресурс]. URL: https://www.simfion.ru/stolichnyalbum.htm (дата обращения 02.10.2021)
3. Новая книга Владимира Илларионова: страницы истории в «Крымском маршруте» / «Московский комсомолец» [Электронный ресурс] URL: https://crimea.mk.ru/culture/2021/10/09/novaya-kniga-vladimira-illarionova-stranicy-istorii-v-krymskom-marshrute.html (дата обращения 10.10.2021).
4. Документальную книгу «Ров» представили в Симферополе // Газета Аргументы и факты [Электронный ресурс]. URL: https://krym.aif.ru/society/dokumentalnuyu_knigu_rov_predstavili_v_simferopole (дата обращения 28.09.2021).
5. Архив газеты «Ялтинские вести» // Официальный портал муниципального образования городского округа Ялты [Электронный ресурс]. URL: https://yalta.rk.gov.ru/ru/structure/69(дата обращения 28.09.2021).
6. Страница Большая ялтинская энциклопедия на платформе Фейсбук. URL: https://www.facebook.com/groups/yalta.history (дата обращения 10.10.2021).
7. Расколдование мира, который нам нравится [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/6037eeb17724493a987b34 (дата обращения 10.10.2021).
УДК 74+316.7+004
РАЗРАБОТКА НОВОГО МЕДИА, НА ОСНОВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
КОНЦЕПТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОТОТИПА МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ
«CREATOR»)
Габриелян Тигран Олегович,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры графического искусства и коммуникативного дизайна Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации традиционных социокультурных концептов к формату цифровой коммуникативной среды. На примере прототипа мобильного приложения «Creator», показывается каким образом может быть реализована подобная адаптация, путём: разработки социокультурного концепта, дискретизации его и преобразование в новое медиа - нового коммуникативного посредника (медиума).
Ключевые слова: культура, социум, концепт, коммуникация, новое медиа, мобильное приложение.
Annotation. The article discusses the problem of adapting traditional socio-cultural concepts to the format of the digital communication environment. On the example of the prototype of the mobile application "Creator", it is shown how such an adaptation can be
implemented by: developing a socio-cultural concept, discretizing it and transforming it into a new media - a new communicative mediator (medium).
Keywords: culture, society, concept, communication, new media, mobile application.
Постановка проблемы. Социокультурное пространство существования современного человека - неоднородно. Во многом оно опосредовано различными, искусственно созданными коммуникативными посредниками - «новыми медиа».
Термин «новое медиа» (или их комплекс - «новые медиа»), в современной науке -трактуется и характеризуются очень широко:
- «Новые медиа - это аналоговые медиа, конвертированные в цифровые объекты...»; «Бинарный код.» [4, с. 84]
- «электронные носители информации» [2, с. 83]; «смесь между существующими культурными конвенциями и конвенциями в программном обеспечении» [2, с. 125]; «различные сервисы, расположенные в цифровой среде» [2, с. 137];
- электронные средства массовой коммуникации; новые форматы социокультурной коммуникации [5, с. 27];
- посредник в отношениях между культурой и человеком [3, с. 49]; сетевая (децентрализованная) форма организации, вызывающая к жизни новые социальные движения, обращенные к самобытности личности [3, с. 50];
- формируют образы, которые будут органично вписываться в жизнь человека; «позволяют найти более легкий и экономический рациональный способ воздействия на аудиторию» [1, с. 219];
- и другие, изученные в работе О.С. Рогалева, Т.В. Шкайдерова [7].
Обобщая вышеперечисленные трактовки и характеристики, можно сказать, что в современном понимании «новые медиа» - это цифровые средства коммуникации, репрезентованные различными социокультурными формами взаимодействия людей друг с другом. В этом плане более точным будет употребление термина «медиум» как посредника, благодаря которому - коммуникация, а точнее коммуникативность становится возможной.
Новые медиумы возникают и исчезают в цифровой среде, будучи репрезентованы как синтез технологических образований (веб-сайт, приложение, игра, др.) [6] с социокультурными концептами, приводящими к возникновению: блогов, социальных сетей, подкаст и др.
Целью этой статьи является описание прототипа мобильного приложения «Creator», который целенаправленно был спроектирован как новый медиум, основанные на социокультурном концепте.
Изложение основного материала. Все люди мечтают быть счастливыми. Любая осуществлённая мечта, даёт ощущение счастья. Но, мечты, которые ориентированы только на нас и на наше счастье, как правило, не приносят истинного счастья. Наше счастье - подкрепляется счастьем людей вокруг нас, оно невозможно без наших близких, друзей, коллег, и совершенно незнакомых людей - без той социальной среды, которая нас делает людьми. Быть озадаченным, не только своими проблемами, но также и проблемами своего социального окружения - решать проблемы и воплощать в жизнь мечты других людей - вот на чём должно основываться истинное счастье.
Описанная выше идея, может пониматься как социокультурный концепт, предполагающий преобразование эгоистичного (интровертивного) отношения к жизни в экстравертивное, при котором человек, думает не только о себе, но также и про окружающих. Такой подход, может быть разбит на следующие три компонента, формирующие истинное счастье конкретного человека:
- человек действует в своих интересах, осуществляя свои мечты - счастлив сам;
- человек действует в интересах близких ему людей, осуществляя их мечты -счастливы они;
- человек действует в интересах незнакомых ему людей, делая мир лучше -счастливы все.
Таким образом, личность способная преуспеть по всем трём направлениям, согласно описанному социокультурному концепту - может считаться гармоничной. В свою очередь, описанный социокультурный концепт, состоящий из трёх компонентов - может
быть реализован в виде мобильного приложения. Условно, это мобильное приложение можно назвать «Creator», которое предаёт идею создателя, творца (англ. creator) счастливых судеб. Это тот, кто способен воплощать в жизнь не только свои мечты, но также и мечты окружающих его людей.
«Creator - стань лучше для себя, для близких, для всего мира».
Основная целевая аудитория - лица, старше 25 лет, способные серьёзно воспринять и осмыслить окружающую действительность, проблему современной эгоцентричности. Им нужен помощник, анализирующий их деятельность и формирующий архив их активной жизни. Мотивации, которыми они могут руководствоваться:
- стать гармоничными личностями;
- быть полезными не только для себя, но также и для других;
- нужда в кураторе по жизни.
Визуально, поступки пользователя, в интерфейсе мобильного приложения фиксируются в виде трёх окружностей (рис. 1). Если количество достижений, по каждому направлению - одинаково, тогда окружности становятся равного размера. В противном случае, окружности будут иметь разный размер.
Рисунок 1. Основной экран мобильного приложения «Creator»
Также пользователь мобильного приложения «Creator», будет иметь возможность просматривать свои посты (рис. 2). Для этого он должен нажать на соответствующий кружок, в результате чего откроется лента с постами.
Рисунок 2. Экраны достижений пользователя: «Для себя», «Для близких»,
«Для других»
Также пользователь должен иметь возможность быстрой публикации поста с размещением фото, видео и текстового контента, как это реализовано в Instagram (рис. 3).
Кроме достижения внутренней гармонии, творец - может позволить просматривать свои посты, друзьям и сторонним пользователям. А также оставлять комментарии и ставить лайки.
Рисунок 3. Экран для создания поста
Выводы. Описанный прототип «Creator», можно считать новым медиа (медиумом), т.к. он является синтезом социокультурного концепта с цифровой коммуникационной средой - приводящий к возникновению новой коммуникативной среды.
Этот синтез - является результатом дискретизации ряда общечеловеческих культурных ценностей: нравственных (человек, жизнь, семья, добро, милосердие); духовных (самосознание, мировоззрение); социальных (ответственность, надёжность, справедливость); коммуникативных (честность, искренность).
Процесс дискретизации необходим для перекодирования сложноописываемых социокультурных феноменов в формат новой цифровой среды существования. Далее происходит творческий процесс комбинирования дискретных единиц в цифровой
социокультурный продукт, позволяющий людям взаимодействовать, но уже в иной форме, в ином социокультурном пространстве нового медиума.
Безусловно, перекодирование трансформирует социокультурные ценности. Оно меняет и среду существования человека и самого человека. Но здесь важно помнить, что целью должно быть не сохранение человека прошлого и адаптация его к новому, а поиск гармоничного человека будущего путём создания соответствующих социокультурных продуктов.
Список литературы:
1. Власенко И.С. «Закон красоты» новых медиа // Медиафилософия. - 2009. - Т. 2. -№ 2. - С. 217-220.
2. Долгих М.Н. Дизайн в культуре сетевого общества: интерактивная природа и виртуальная жизнь. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. - 200 с.
3. Клочко В.Е. Новые медиа: психологический механизм воздействия // в сборнике: Connect-Universum-2012: Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи: междисциплинарный подход. сборник материалов IV Международной научно-практической Интернет-конференции. Научный ред. И.П. Кужелева-Саган. - 2012. -С. 49-52.
4. Манович Л. Язык новых медиа / Лев Манович. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. - 400 с.
5. Николаева Е.В. Парадигматические константы и структурно-семантические паттерны цифровой культуры // Обсерватория культуры. - 2014. - № 3. - С. 26-33.
6. Осиповская Е.А. Игровые коммуникации в пространстве новых медиа // В сборнике: горизонты мировой журналистики: история и современность. Сборник научных статей. Министерство образования и науки РФ; Российский университет дружбы народов. - Москва, 2015. - С. 287-294.
7. Рогалева О.С., Шкайдерова Т.В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник Омского университета. - 2015. - № 1 (75). - С. 222-225.
УДК 378.147.88
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Гадзина Екатерина Викторовна,
старший преподаватель кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Институт филологии, истории и искусства Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования эстетической культуры будущих дизайнеров в контексте изучения дисциплины «Пропедевтика». Основой исследования является определение роли художественно-проектной деятельности в данном процессе. Рассмотрены основные факторы формирования эстетической культуры, представлен ряд практических заданий, направленных на культурную идентификацию личности студента.
Ключевые слова: художественно-проектная деятельность, эстетическая культура, дизайн, компетенция, культурная идентификация.
Annotation. The article deals with the problem of forming the aesthetic culture of future designers in the context of studying the discipline "Propaedeutics". The basis of the research is to determine the role of art and design activities in this process. The main factors of the formation of aesthetic culture are considered, a number of practical tasks aimed at the cultural identification of the student's personality are presented.
Keywords: artistic design activities, aesthetic culture, design, competence, cultural identification.