Научная статья на тему 'Разработка модуля «Анализ трудовых ресурсов» на платформе «1С: бухгал-терия 8» для использования в учебном процессе образовательного учреждения'

Разработка модуля «Анализ трудовых ресурсов» на платформе «1С: бухгал-терия 8» для использования в учебном процессе образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
автоматизация / анализ / бухгалтерский учет / информационные ресурсы / информационные технологии / компьютер / компьютерная программа / заработная плата / образование / персонал / труд / учебная дея-тельность / automation / analysis / accounting / information resources / information technology / computer / computer program / salary / education / staff / work / educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. А. Зубренкова, Д. П. Зубенко, А. Д. Черемухин

Современный этап развития экономики выдвигает на первый план вопросы конкурентноспо-собности образования. Изменения любой части современного общества связаны с появлением и активным разви-тием информационных технологий. Это в полной мере относится и к образованию. Многие ученые выделяют решение проблем информатизации процесса образования в отдельную предметную область. С другой стороны, случившийся переход к образовательным стандартам третьего поколения делает необходимым использование компетентностного подхода для подготовки магистров и аспирантов, т. е. выделение наиболее значимых для ис-следователя компетенций, и разработку образовательной программы в целях их наибольшего развития. Все это предъявляет совершенно особые требования к процессу образования в современных ВУЗах. Применение компь-ютерных технологий активизирует учебный процесс, повышает познавательный интерес, ускоряет обобщение и систематизацию знаний, однако само по себе не является достаточным условием для повышения уровня образо-вания. Авторами в работе сформулированы необходимые условия эффективного применения компьютерных тех-нологий обучения, сформулирован тезис о непрерывности перемен при обучении в высшей школе и творческому подходу к нему, выделены категории причин перемен. Преподавателями Нижегородского государственного ин-женерно-экономического университета был разработан программный модуль на базе 1С «Предприятие», позво-ляющий производить анализ оплаты труда сельскохозяйственных организаций. Доказано, что разработанный мо-дуль имеет преимущества перед аналогичными продуктами на рынке. Авторами сформулированы требования к современным программным продуктам, показано, что разработанный модуль может быть использован как для автоматизации анализа деятельности организации, так и в процессе учебной деятельности. Также в работе рас-смотрены основные пути модернизации данного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MODULE «ANALYSIS OF LABOR RESOURCES» ON THE PLATFORM «1C: ACCOUNTING 8» FOR USE IN THE EDUCATIONAL PROCESS EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The modern stage of economic development brings to the fore the issues of competitiveness of education. Modify any part of contemporary society associated with the emergence and active development of information technolo-gies. This fully applies to education. Many scientists produce solution to the problems of Informatization of process of education in a separate subject area ing. On the other hand, happened the transition to educational standards of the third generation makes it necessary to use a competence approach to training of masters and PhD students, i.e. highlight the most significant research competencies, and the development of education programmes to their greatest development. All this places very special demands on the process of education in modern Universities. The use of computer technology activates the learning process, improves cognitive interest, accelerates the synthesis and systematization of knowledge, but by itself is not a sufficient condition for improving education. The authors formulated necessary conditions for the effective application of computer technologies of training, formulated the thesis of the continuity of change in teaching in higher education and the creative approach to it, selected categories of causes of change. The professors of Nizhny Nov-gorod state engineering and economic University was developed by a software module on the basis of 1C «Enterprise», which allows analysis of wages of agricultural organizations. It is proved that the developed module has the advantages over similar products on the market. The authors formulated the requirements for modern software products, it is shown that the developed module can be used to automate the analysis of the organization, and in the process of educational ac-tivity. The work also discusses the main ways of modernization of this product.

Текст научной работы на тему «Разработка модуля «Анализ трудовых ресурсов» на платформе «1С: бухгал-терия 8» для использования в учебном процессе образовательного учреждения»

© 2016

MATHEMATICAL MODELING OF ADAPTIVE AUTOMATIC VOLTAGE

REGULATION SYSTEM

Vinogradov A. Ph.D, associate professor, the head of power supply department Golikov I, Leading programming engineer, post-graduate student of Power Supply Department,

Orel state agrarian university, Orel (Russia)

Annotation. The article deals with the problem of active-adaptive 0,38 kV electric networks considering the actual voltage at consumer inputs connected to these networks. The article is a logical continuation of the research related to the solution to power quality problem, including the negative impact of steady-state voltage deviation in an electric equipment operation and adaptive automatic voltage regulation development. The most common methods for electric network parameters calculation are indicated, including a symmetrical component method and a phase coordinate method. The advantages and disadvantages of these methods are marked. The most suitable method for 0,38 kV electric network modeling is selected. Electric network element modeling is made using the method of phase coordinates at the premises of 0,38 kV electric networks and a transformer with on-load tap changer (OLTC). A mathematical model using a phase coordinate method is developed. It allows calculating electric network parameters and defining the voltage regulation coefficient. The obtained mathematical model can be used in development, calculation and adjustment of adaptive automatic control voltage systems of 0,38 kV electric networks.

Keywords: adaptive automatic voltage regulation system, active-adaptive network, regulation factor, mathematical model, phase coordinate method, calculation procedure, voltage regulation, Smart Grid.

УДК 004

РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ «АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ» НА ПЛАТФОРМЕ «1С: БУХГАЛТЕРИЯ 8» ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2016

О. А. Зубренкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Д. П. Зубенко, ассистент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

А. Д. Черемухин, аспирант кафедры «Физико-математические науки»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Современный этап развития экономики выдвигает на первый план вопросы конкурентноспособности образования. Изменения любой части современного общества связаны с появлением и активным развитием информационных технологий. Это в полной мере относится и к образованию. Многие ученые выделяют решение проблем информатизации процесса образования в отдельную предметную область. С другой стороны, случившийся переход к образовательным стандартам третьего поколения делает необходимым использование компетентностного подхода для подготовки магистров и аспирантов, т. е. выделение наиболее значимых для исследователя компетенций, и разработку образовательной программы в целях их наибольшего развития. Все это предъявляет совершенно особые требования к процессу образования в современных ВУЗах. Применение компьютерных технологий активизирует учебный процесс, повышает познавательный интерес, ускоряет обобщение и систематизацию знаний, однако само по себе не является достаточным условием для повышения уровня образования. Авторами в работе сформулированы необходимые условия эффективного применения компьютерных технологий обучения, сформулирован тезис о непрерывности перемен при обучении в высшей школе и творческому подходу к нему, выделены категории причин перемен. Преподавателями Нижегородского государственного инженерно-экономического университета был разработан программный модуль на базе 1С «Предприятие», позволяющий производить анализ оплаты труда сельскохозяйственных организаций. Доказано, что разработанный модуль имеет преимущества перед аналогичными продуктами на рынке. Авторами сформулированы требования к современным программным продуктам, показано, что разработанный модуль может быть использован как для автоматизации анализа деятельности организации, так и в процессе учебной деятельности. Также в работе рассмотрены основные пути модернизации данного продукта.

Ключевые слова: автоматизация, анализ, бухгалтерский учет, информационные ресурсы, информационные технологии, компьютер, компьютерная программа, заработная плата, образование, персонал, труд, учебная деятельность

38

Переход России от плановой экономики к рыночной привел к кризису системы образования и науки. Уровень образования и науки определяет конкурентоспособность потенциала любого государства, поэтому проблемы в этих сферах в условиях интеграции России в мировое сообщество особенно актуальны.

Опыт наиболее развитых и новых индустриальных стран показывает, что ключевым ресурсом экономического роста стали новые технологии и инновации. Инновации в образовании представляют собой управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения новшеств в системе образовательных учреждений. Они связаны с развитием педагогических принципов и систем, форм обучения и воспитания, управления деятельностью учебных заведений. Изменения, происходящие в мире при переходе к постиндустриальному обществу, связаны с появлением и активным развитием информационных технологий.

Решение проблем информатизации процесса образования стало отдельной предметной областью, к которой относится создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого образования и дистанционного обучения, развитие новых технологий создания баз учебных материалов, разработки автоматизированных систем управления образовательным процессом [8].

В настоящее время задачи автоматизации и управления учебной и научно-исследовательской деятельностью образовательных учреждений носят актуальный характер, так как позволяют повысить уровень научно-образовательного потенциала исследовательских университетов, обеспечить тесную интеграцию науки и образования, помогают получить целевое финансирование на проведение научных исследований. Переход к образовательным стандартам третьего поколения делает необходимым использование компетентностного подхода для подготовки магистров и аспирантов, т. е. выделение наиболее значимых для исследователя компетенций, и разработку образовательной программы в целях их наибольшего развития. Таким образом, подготовка магистров и аспирантов рассматривается в качестве одного из технологических процессов сферы науки и образования как отрасли нематериального производства [1, с. 83].

До развития компьютерной техники вся информация, касающаяся учебного процесса, обрабатывалась вручную и хранилась на бумажных носителях. С развитием компьютерной техники и компьютеризацией учебных заведений появилась необходимость создания информационных систем, позволяющих решать вопросы обработки информации в учебной части.

Информационная система - комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенная для решения задач справочно-информационного обслуживания или информационного обеспечения пользователей информации. Эта система должна обеспечивать средства для протекания информационных процессов: хранения, передачи, преобразования информации.

Автоматизированные информационные системы - наиболее популярный класс информационных систем [6, С. 331-335].

Возможности использования компьютерных технологий в процессе обучения достаточно хорошо известны. Их применение активизирует учебный процесс, повышает познавательный интерес, ускоряет обобщение и систематизацию знаний.

Вместе с тем сам факт применения КТО является необходимым, но не достаточным условием повышения эффективности процесса обучения. Необходимыми условиями эффективного применения компьютерных технологий обучения являются:

- готовность преподавателя к использованию компьютера в учебном процессе;

- разработка педагогического программного обеспечения;

- структуризация и тщательный отбор информационного учебного материала;

- разработка и опытно-экспериментальная проверка методики применения компьютерных программ в процессе обучения.

Таким образом, совершенствование образовательной системы на основе применения компьютерной технологии обучения является комплексной не только технической, но и социально-экономической задачей [18, с. 20].

Одним из направлений применения компьютерных технологий в учебном процессе является использование автоматизированных программных средств различного назначения (специализированных вычислений, контроля, обработки, анализа) [11, С. 70-73].

Автоматизация процесса изучения экономических дисциплин способствует лучшему усвоению материала, экономии времени преподавателя и студента [12, с. 76].

Индивидуализация технического образования -необходимый элемент современных технологий обучения в российских ВУЗах. Это связано с сокращением часов аудиторных занятий, увеличением объема самостоятельной работы студентов, широким спектром методических разработок (учебников, новых методик), ориентированных на особенности личности

39

пользователей, различными целевыми установками студентов.

Главными направлениями развития и внедрения информационных технологий в образовании являются:

- сетевые и телекоммуникационные технологии;

- информационная среда нового уровня;

- новые аппаратно0программные средства для поддержки дистанционного образования;

- многоагентные системы с реализацией самонастраивающихся функций;

- электронные носители для учебнометодических материалов;

- автоматизированные обучающие системы;

- интегрированные учебно-исследовательские среды для обучения профессиональным знаниям;

- специальные программные средства для развития логического и творческого мышления и др. [19, С. 150-160].

Компьютерная технология обучения - это система форм, методов и средств обучения, обеспечивающая достижение поставленных дидактических целей, основанная на принципах информатики и реализуемая с помощью компьютеров [16, с. 296].

Автоматизированная обучающая система - это программно-техническое средство обучения, состоящее из одного или нескольких компьютерных обучающих средств и набора специализированных локальных тренажеров, позволяющих осуществлять формирование профессиональных навыков и умений принятия и выполнения решений по управлению (обслуживанию) рассматриваемых объектов [17].

Автоматизированная обучающая система на базе компьютера дают возможность обучаемому не только получить базовые знания по изучаемой специальной дисциплине, но и усвоить принципы действия сложного технического и технологического оборудования, особенности его эксплуатации и получить понятийные навыки управления им и ремонта. Таким образом, автоматизированная обучающая система обеспечивает решение задачи профессиональной подготовки обучаемого [3, С. 1-5].

В настоящее время в образовательном процессе наметилась устойчивая тенденция автоматизации различных процессов. Это связано с общеми-

ровым трендом компьютеризации и информатизации общества. Для государства важно не отстать в этом процессе и идти в ногу со временем, в противном случае есть риск остаться на обочине стремительно развивающегося информационного общества. Если учесть, что мировое образование интегрируется в рамках Болонского процесса, существует опасность упустить лидирующие позиции на глобальном рынке образовательных услуг. Учитывая, что большую

часть новых знаний граждане получают в учебных заведениях, роль автоматизации, начиная с самых ранних этапов обучения и на всём его протяжении, нельзя недооценивать [2, с. 307].

В литературе часто используется термин «учебный процесс», а в образовательных стандартах (ФГОС) упоминается «образовательный процесс». Оба термина недостаточно однозначны, поэтому будем использовать более точный и однозначный термин - «процесс обучения». Отметим, что исследование не касается дидактической стороны обучения, а посвящено организационной стороне обучения. Процесс обучения рассматривается как один из процессов организации, а управление процессом состоит из моделирования, анализа, совершенствования, автоматизации и контроля.

Процесс обучения в вузе отличается рядом особенностей, затрудняющих управление. Формально обучение в вузе строго регламентируется стандартами, учебными планами и программами. Реально обучение требует постоянных перемен и творческого подхода. Выделим две категории причин перемен:

1) перемены в обществе, научные исследования, состояние экономики и т. п.;

2) уникальность аудитории и индивидуумов, противоречия во взаимоотношениях с бюрократическими структурами, обратные связи, внезапные события и т. п.

Все более важной становится научноисследовательская деятельность, которая включает как научные исследования преподавателей, так и обучение студентов на семинарах, в проектах и т. д. Стремление к получению процедурных знаний - первый шаг к научным исследованиям.

Определим процесс обучения как совместную деятельность участников процесса по организации усвоения учебных дисциплин для получения предметных и процедурных знаний. Термины «субъект» и «субъектность» определим следующим образом: «субъект» - носитель деятельности, сознания, познания и рефлексии; «субъектность» - характеристика субъекта (как носителя деятельности, сознания, познания и рефлексии), отражающая полноту его актуальных и потенциальных возможностей и степень их реализации в настоящем и будущем. Под «обобщенным процессом» обучения будем понимать типовой процесс, содержащий общие черты, схемы, принципы обучения по множеству дисциплин. Под метамоделью процесса обучение будем понимать описание структуры обобщенного процесса, определения взаимодействия элементов его структуры. Совместная деятельность участников процесса по получению знаний предполагает возможность использования субъ-

40

ектности любого участника процесса, независимо от его роли.

Для управления процессом обучения часто используют следующие методы:

1) непосредственные управляющие воздействия обучающего;

2) опосредованные воздействия «обобщенного преподавателя»;

3) самоуправление обучаемого. К недостаткам методов относятся: отсутствие взаимодействия с обучаемыми, ориентация на несуществующего усредненного обучаемого и одностороннее обучение, отсутствие постоянной обратной связи. Взгляд на обучение как на процесс позволяет утверждать, что возможности управления обучением напрямую зависят от возможностей автоматизации процесса. Обычно для автоматизации обучения используется классический подход, основанный на разработке иерархических автоматизированных систем, состоящих из подсистем, каждая из которых, в свою очередь, состоит из модулей. Авторам не известна ни одна из автоматизированных систем, которая предусматривала бы автоматизацию и управление обучением как процессом, все современные системы являются обеспечивающими. С учетом результатов ряда исследований, сформулируем следующие требования к процессу обучения:

- быстрая адаптация процесса к изменениям. Обеспечивается, например, созданием условий для самоорганизации системы;

- гибкое управление процессом, возможность применения различных методов. Обеспечивается самоорганизацией и децентрализацией;

- постоянное взаимодействие участников процесса, как предметное, так и процедурное. Приводит к аддитивному эффекту;

- создание возможностей для рефлексии, творчества, использования субъектности участников процесса. Расширяет использование интеллектуальных ресурсов участников;

- интеграция в процессе документов и обеспечивающих информационных систем. Позволяет рационально использовать необходимые ресурсы;

- оценка эффективности выполнения каждого экземпляра. Повышает возможности по совершенствованию процесса [20, С. 45-52].

Информационные технологии прочно вошли во все сферы общественной жизни, оказывая существенное влияние на развитие образовательной системы. Они являются важным условием для постоянного усовершенствования качества обучения в высших учебных заведениях.

Основная цель работы в этом направлении - эффективное использование современных информаци-

онных и коммуникационных технологий для повышения качества образования и развития подходящей и эффективно используемой инфраструктуры. Особое место в системе информационных технологий занимают программные продукты при изучении экономических дисциплин, включая бухгалтерские дисциплины.

Внедрение информационных технологий способствует расширению доступности образования и социального равноправия (дистанционное образование и предоставление возможности участия в международных научно-практических конференциях, конкурсах и т. д.), а также повышению адаптации выпускников.

Необходимо отметить, что информационные технологии использовались в образовании всегда, так как сам процесс обучения является информационным - от обучающего информация (знания) передаются обучаемому. Но только с введением в образовательный процесс компьютерной техники и коммуникационного оборудования термин «информационные технологии» приобрел свое истинное содержание.

Об информации начинают говорить как о стратегическом ресурсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства. Информация становится перспективным направлением развития практически любой страны, она должна обеспечить переход общества от индустриального типа развития к информационному этапу.

Одним из основных критериев определения качества экономического образования является хороший уровень компьютерной подготовки. В настоящее время большое внимание уделяется применению информационных технологий в экономике и управлении. Перед учебными заведениями стоит задача подготовки специалиста, владеющего практическими навыками работы в современной информационной среде и умеющего использовать эти навыки в профессиональной деятельности. Поэтому при подготовке специалистов значительную часть учебного времени занимает изучение специализированных программных средств и дисциплин.

Информационные системы бухгалтерского учета относятся к одной из важнейших дисциплин для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний о современных информационных системах и подготовка их к пониманию проблем, возникающих при использовании концепции автоматизированной обработки учетной информации на предприятиях и в организациях. При правильной организации учебного процесса данной дисциплины у студентов формируются устойчивые навыки работы с программными продуктами автоматизации бухгал-

41

терского учета. Важнейшим результатом изучения данного курса является также повышение профессиональной грамотности студентов.

Изучение дисциплины «Информационные системы бухгалтерского учета» осуществляется путем решения студентами сквозной задачи, представляющей собой поэтапное выполнение определенных учетных процедур, используя представленные данные. Сквозная задача является основным элементом процесса изучения данной дисциплины, благодаря которой происходит формирование первоначальных знаний об информационной системе бухгалтерского учета. Важной составляющей данной дисциплины является контроль знаний студентов, который позволяет оценить текущее качество обучения и степень достижения поставленных целей обучения. Важным ориентиром для получения знаний являются требования к уровню подготовки бакалавров экономической специальности.

Выпускник, получающий квалификацию «бухгалтер», должен:

- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

- знать состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности бухгалтера;

- позволяет использовать программное обеспечение для ведения бухгалтерской отчетности.

В настоящее время на рынке компьютерных программ предлагается большое разнообразие программных продуктов, среди которых наиболее распространенной и доступной является программа «1C: Бухгалтерия». Это универсальная бухгалтерская программа, разработанная фирмой «1C». Автоматизация учетного процесса не только обеспечивает ряд общеизвестных преимуществ, но частично изменяет саму методику преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет». Поэтому значение программы в практикоориентированном преподавании специальных экономических дисциплин «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и других трудно переоценить.

При работе с программой «1C: Бухгалтерия» на практических занятиях будущие специалисты вводят проводки в журналах операций вручную или автоматически. Параллельно система позволяет печатать первичные документы, получать различные ведомости, формировать произвольные отчеты. Студенты имеют возможность изменять план счетов, систему

проводок, формы первичных документов, формы отчетности.

Полностью возможности программы раскрываются при ведении аналитического учета в денежном и натуральном выражении. Учитывая, что программа «1C: Бухгалтерия» содержит режим для формирования отчетов произвольного вида, набор отчетов для налоговой инспекции (бухгалтерский баланс, приложения, налоговые декларации по налогам), студенты имеют возможность самостоятельно изменить форму отчета и формулы расчета его показателей, что весьма важно для формирования профессиональных навыков.

Программа «1C: Бухгалтерия» очень удобна для решения сквозных задач по учебной дисциплине «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету», так как освобождает студентов от многочисленных арифметических расчетов, тем самым позволяя экономить время и больше внимания уделять решению профессиональных задач. После решения сквозной задачи студенты, опираясь на знания, полученные по дисциплинам «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и другие специальные дисциплины, получают индивидуальные задания и с помощью программы «1C: Бухгалтерия 8.0» прослеживают еще раз весь учетный процесс от ввода первичного документа до получения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Студенты заочного отделения разрабатывают практические задания самостоятельно, для этого могут взять данные из хозяйственной деятельности действующих предприятий. Это вызывает особый интерес, так как подчас они решают свои производственные учетные проблемы.

Опыт работы свидетельствует о том, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс, включая программу «1C: Бухгалтерия», дает следующие результаты:

- позволяет применять разнообразные методы обучения, в том числе метод программированного обучения;

- обеспечивает высокую мотивацию студентов в процессе обучения, особенно основных специальных экономических дисциплин;

- делает обучение деятельным, самостоятельным;

- вырабатывает навыки и умения работы с электронными источниками информации;

- позволяет использовать формы дистанционных образовательных технологий;

- позволяет за учебное занятие изучить большой объем материала;

42

- предоставляет дополнительные возможности выполнения будущими специалистами аналитических отчетов, документации;

- повышает качество подготовки специалистов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

- позволяет совершенствовать методику преподавания специальных экономических дисциплин [4, С. 48-50].

Научные основы исследования элементов и систем автоматизации технологических процессов и производств - это система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики проектирования, изготовления и эксплуатации аппаратных и программных средств и систем автоматизации для современных технологических процессов и производств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные основы методологии элементов и систем автоматизации технологических процессов и производств - это система научных знаний и методов, которая составляет методологическую базу познания процессов проектирования, изготовления и эксплуатации аппаратных и программных средств и систем автоматизации для современных технологических процессов и производств [9, С. 99-102].

Переход на новые образовательные стандарты ведет к дальнейшему усложнению системы управления учебным процессом. Компетентностный подход еще более усложняет взаимосвязь учебных дисциплин между собой, требуя новых подходов к организации учебного процесса, интеграции в систему оценочных средств и методов учета их использования [10, С. 115-117].

Два десятилетия постоянных реформ и модернизаций системы образования, и вузовского обучения в том числе, привели к определенным изменениям как в управлении учебным процессом вузов, так и в оснащении непосредственно занятий новыми технологиями, средствами обучения и методами общения на основе «субъект-субъектных отношений». Однако, высшее профессиональное образование продолжает испытывать потребность во внедрении современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий для осуществления продуктивного, личностно-ориентированного, открытого для творчества учебного (образовательного) процесса. В основе этой проблемы тот факт, что чаще всего информатизация учебного процесса рассматривается как изменение содержания, методов и организационных форм подготовки специалистов (бакалавров, магистров), в котором приоритеты отдаются техническим аспектам, связанным с адаптацией для нужд образования и внедрением ИКТ, имеющихся на рынке. При

этом средств, которые непосредственно разрабатываются для потребностей системы образования и по ее заказам, очень мало [7, С. 204-210].

Для совершенствования образовательного процесса в последнее время широко применяются средства автоматизации. Примером таких средств могут служить электронные материалы и учебном етодические комплексы, разнообразные компьютерные обучающие системы. Однако сами по себе средства не являются достаточным условием для обеспечения эффективности обучения: их необходимо применять грамотно, о чем неоднократно говорится в научных работах. Среди актуальных на сегодняшний день проблем автоматизации учебного процесса можно выделить следующие:

1. Изменилась роль преподавателя в образовательном процессе в высшей школе. Его роль в процессе обучения ключевая, только он не просто транслятор учебного материала, он координатор, организатор учебного процесса, т. е. он определяет, как максимально эффективно распорядиться имеющимся временем, что нужно изучить в аудитории, а что предоставить студенту осваивать самостоятельно, как подать материал с наибольшей наглядностью и т. д. Кроме того, необходимо выделять студентов с различными способностями, т. е. стремиться индивидуализировать процесс обучения. В идеале хотелось бы достичь такой организации процесса, при которой инициатором обучения и, одновременно, исполнителем выступал бы студент, а преподаватель выступал бы консультантом.

2. С введением компетентностного подхода изменилась цель обучения: сейчас главное не знание материала дисциплины, а умение применять эти знания в реальных ситуациях. Поэтому образовательный процесс должен строиться с созданием таких приближенных к реальности ситуациям. И, создавая учебные ситуации, желательно, чтобы использовались информационно-коммуникационные технологии.

3. Изменение целей обучения влечет изменение направленности контрольных мероприятий, которые должны быть скорректированы и согласованы с компетенциями, формируемыми у выпускников. Контрольные задания должны быть компетентностно-ориентироваными.

4. Автоматизация учебного процесса предполагает активную позицию обучающихся. Следовательно, необходимо формировать позитивную мотивацию к учебным действиям. В противном случае никого эффекта от автоматизации не будет [5, С. 483-495].

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных технологических, инженерных

43

дисциплин, имеющих своим основным предметом: методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; непосредственно вычислительную технику и методы организации ее взаимодействия с людьми; их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Из числа функциональных предназначений информационных технологий целесообразно выделить несколько наиболее важных.

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности общества.

3. Информационные технологии сегодня играют важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Речь идет об активном внедрении в учебный процесс дистанционных технологий.

4. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль в процессах получения, накопления и систематизации новых знаний. Перспективное направление представляют собой методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решения плохо формализуемых задач, также задач с неполной информацией и с нечеткими исходными данными. При этом логика автоматизированного поиска решений описанного выше класса задач начинает приближаться к тем метапроцедурам, которые используются человеческим мозгом [15, с. 108].

На результаты производственно-хозяйственной деятельности организации, динамику выполнения планов производства оказывает влияние степень использования трудовых ресурсов.

Анализ трудовых ресурсов позволяет вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих, их рабочего времени.

Однако сбор и обработка информации вручную для проведения анализа являются трудоемкими процессами. Использование специализированных программных продуктов дает компании возможность сократить временные затраты, что является актуальным на современном этапе рыночных отношений в экономике.

Существует множество программных продуктов, автоматизирующих учет и анализ труда и его оплаты. Считаем целесообразным рассмотреть следующие продукты: «1С: Бухгалтерия предприятия», «1С: Зарплата и управление персоналом» и «ИНЭК-Холдинг».

В программе «1С: Бухгалтерия предприятия»: автоматизирован учет движения кадров по каждой организации, включая оформление документов; автоматизированы операции по начислению и выплате заработной платы (через банк или кассу); автоматизировано исчисление налогов и взносов, облагаемой базой которых служит заработная плата работников организаций: НДФЛ и др.

Для управления человеческими ресурсами предприятия фирмой «1С» разработан современный инструмент автоматизации задач управления персоналом, ведения кадрового учета и расчетов в соответствии с требованиями законодательства для коммерческих предприятий различного масштаба - «1С: Зарплата и управление персоналом 8».

В «1С: Зарплата и управление персоналом 8» поддерживаются все основные процессы управления персоналом, а также процессы кадрового учета, расчета зарплаты, исчисления налогов, формирования отчетов и справок в государственные органы и социальные фонды, планирование расходов на оплату труда.

Отметим, что программные продукты «1С: Бухгалтерия предприятия» и «1С: Зарплата и управление персоналом» предназначены для автоматизации учета операций труда и его оплаты.

Говоря о программном продукте «ИНЭК-Холдинг», отметим, что комплекс является аналитическим, поэтому вопросы, связанные с учетом труда и его оплаты, не возникают. В комплексе информацию о трудовых ресурсах можно редактировать, настраивать для себя любую форму для анализа работников. В программном продукте можно анализировать сведения о составе и структуре работников, фонде оплаты труда и среднемесячной заработной плате. Плюсом комплекса является и графический отчет, что позволяет пользователю наглядно проанализировать имеющуюся информация о работниках исследуемой организации.

Рассмотрев данные программные продукты, приходим к выводу об их несовершенстве, так как одни программы автоматизируют учет труда и его оплаты, другие связаны с анализом исследуемой темы, поэтому считаем, что необходимо разработать такой программный комплекс, который бы позволил в себе соединять вопросы учета и анализа оплаты труда в едином контексте. Эти вопросы сочетает в себе предлагаемый нами модуль «Анализ оплаты труда» на базе программы «1С: Бухгалтерия предприятия».

44

Наш модуль обладает следующими основными преимуществами:

1. Позволяет вести бухгалтерский учет труда и его оплаты.

2. Дает возможность анализировать структуру состава рабочих, движение персонала, показатели производительности и трудоемкости труда.

Проводя анализ автоматизированных программ в области труда и его оплаты, считаем необходимым выявить критерии сравнения (табл. 1).

Из данных таблицы 1 видно, что разработанный нами модуль выгодно отличает интеграция бухгал-

терского учета и анализа труда и его оплаты. Отличительной особенностью комплекса является расчет показателей производительности труда и трудоемкости. Производительность труда - важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в целом. Важнейший фактор повышения производительности труда - снижение трудоемкости продукции, то есть затрат рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции.

Таблица 1 - Сравнительные критерии работы программ в области труда и его оплаты

Критерии сравнения «1С: Бухгалтерия предприятия» «1С: Зарплата и управление персоналом» «ИНЭК-Холдинг» Модуль «Анализ оплаты труда»

1. Учет численности работников - - + +

2. Анализ структуры работников - - + +

3. Анализ производительности труда и трудоемкости - - - +

4. Анализ движения персонала - - - +

Помимо этого, комплекс способен анализировать движение персонала через такие показатели, как: Коэффициент оборота по приему; Коэффициент оборота по выбытию; коэффициент замещения; коэффициент общего оборота.

Основные положительные моменты, связанные с разработкой нашего модуля, мы рассмотрели. Теперь применим его для анализа труда в ООО «Ана-нье» Княгининского района Нижегородской области.

Программа позволяет проводить анализ оплаты труда за тот промежуток времени, который потребуется. Для этого вводим год начала и год конца анализа, а также исходные данные по составу рабочих, по выходу продукции и по движению рабочих.

Для получения результатов анализа необходимо нажать кнопку «провести анализ».

В итоге программа выдает расчет показателей за указанный период и компактный анализ, отражающий самое необходимое.

По результатам анализа программа выдала следующий текст: «Анализ динамики производительности труда при производстве зерна в ООО Ананье выявил, что за анализируемый период производительность труда в данном секторе снизилась и в 2014 году составила 292,9 ц/чел.-час., что на -43,3 % ниже показателя 2012 года. Горизонтальный анализ динамики производительности труда в отрасли молокопроизводства ООО Ананье выявил, что в 2014 году 1 чело-

веко-час работы давал 342,9 ц молока, что на 114,7 ц/чел.-час. больше аналогичного показателя 2012 года».

Проведенный программой анализ структуры рабочих позволил сформировать следующий вывод: «Анализ структуры трудовых ресурсов показал, что в 2 014 году служащие составляли большую часть в структуре всех работников организации. Их удельный вес составил 63,5 %. ООО Ананье обладает обширным административно-управленческим аппаратом, доля постоянных рабочих составила 34,9 % от общей численности работников. Оставшуюся долю работников организации (1,6 %) составляют временные рабочие».

За анализируемый период в ООО «Ананье» пришел 41 человек. Коэффициенты оборота по приему составили: в 2012 году - 0,1 в 2013 году - 0,636, в 2014 году число принятых на работу составило 0,016 человек в расчете на 1 среднесписочного работника. За анализируемый период из ООО Ананье уволилось 49 работников. Коэффициенты оборота по выбытию составили: в 2012 году - 0,1 в 2013 году - 0,636, в 2014 году число уволенных с работы составило 0,016 человек в расчете на 1 среднесписочного работника. В 2014 году наблюдалась расширенное воспроизводство рабочей силы организации - коэффициент замещения и коэффициент оборота составил 0.

45

Рисунок 1 - Исходные данные для анализа

Рисунок 2 - Проводка анализа

Рисунок 3 - Анализ производительности труда и трудоемкости

Рисунок 4 - Анализ структуры состава рабочих

46

Анализ оплаты труда 000000002 от 19.11.2015 18:44:32

| Пзрвесги и закрыть ] § [ Щ Провести Все действия ▼ |{ (?)

Номер: [000000002 1

Лата: [1911.201515:44:32 |Bj

Организация [ООО Ананье |... ^]

Годначала анвпиза:[ 2 0121 Год конца анализа: [ 20141

Провести анализ |

Исходные данные для анализа ] [ Результаты анализа ]

Трудоемкость производства 1 цэерна 0,0019 0,0029 0,0034 =

Трудоемкость производства 1 ц молока I ~‘ "" ~ “ '

[Анализ динамики производительности труда при производстве зерна в ООО Ананье выявил, что за анализируемый период производительность труда в данном секторе снизилась и в 2014 году составила 292,9 и/чел.-час , что на -43,3% ниже |-®н

Структур

N Показатель 2012 2013 2014

Число человек Доля, У. Число человек До ля, 7. Число человек Доля, X

[Анализ структуры трудовых ресурсов показал, что в 2 012 году служащие составляли большую часть в структуре всех работников организации Их удельный вес составил 76,7 X. ООО Ананье обладает обширным Ы

Шижени

Hi 2 3 Показатель ^2 012 ^ 2 013 Коэффициент оборота по приему 0,10000 0,63636 Коэффициент оборота по выбытию 0,84000 0,09091 Коэффициент замещения 0,74000 -0,54545 2014 0,01537 0,03175 0,01537

4 Коэффициент общего оборота 0.94000 0,72727 0,04762

За анализируемый периоде 000 Ананье пришло 41 человек. Из них в 2 012 году - 5 человек, в 2 013 году-35 человек, в 2 014 году -1 человек. Коэффициенты оборота по приему составили: в 2 012 гопу -0.1 в 2 013 году - 0.636. в 2 014 году число принятых на работу составило 0,016 человек в расчете на 1 среднесписочного работника За анализируемый период из ООО Ананье уволилось 49 работников Из них в 2 012 году-42 человек, в 2013 лоду -5 человек, в 2014 году -2 человек Коэффициенты оборота по выбытию составили: в 2 012 году-0,1 в 2 013 году -0,636, в 2 014 гопу число уволенных с работы составило 0,016 человек в расчете на 1 среднесписочного работника. 0 2 012 году наблюдалась расширенное во сп рои вводе тбо рабочей силы организации - коэффициент замещения составил 0,7. 2013 год охарактеризовался суженным воспроизводством рабочей силы организации - коэффициент замещения составил -0,5. 5 2 014 году наблюдалась расширенное воспроизводство рабочей силы организации - коэффициент замещения составил 0. В 2 012 году наблюдалась некая пассивность движения рабочей силы - коэффициент оборота составил 0,9. В 2 013 году наблюдалась некая пассивность движения рабочей силы - коэффициент оборота составил 0,7 В 2 014 году наблюдалась некая пассивность движения рабочей силы - коэффициент оборота составил 0.

Рисунок 5 - Анализ движения персонала

Современный этап развития, в частности, анализ финансово-хозяйственной деятельности как науки предъявляет совершенно особый, невиданно высокий уровень требований к людям, занимающимся этим видом деятельности; на настоящее время аналитик должен обладать весьма серьезным багажом знаний в области бухгалтерского и управленческого учета (для понимания механизма возникновения внутренней экономической информации), статистики (эти знания необходимы для обработки информации), экономики (для понимания экономической сути сделанных выводов) и в различных разделах высшей математики (линейная алгебра, теория игр, математический анализ, исследование операций, теория вероятностей и математическая статистика и т. д.), каждый из которых может быть полезен при решении конкретной аналитической задачи.

Соответственно, данная ситуация в условиях компетентностного подхода вынуждает высшие учебные заведения существенно перестраивать механизм обучения специалистов данной категории. Необходимость интеграции в процессе обучения анализу финансово-хозяйственной деятельности столь большого количества разнообразных знаний и навыков актуализирует вопросы применения информационных технологий при преподавании данной дисциплины; более того, авторы считают, что успешное освоение студентами компетенций при изучении дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» попросту невозможно без активного использования современных технологий. Кроме этого, большое количество нерешенных научных, методологических и иных вопросов, по мнению авторов, предъявляют еще одно, достаточно важное требование к преподаванию АФХД - требование неразрыв-

ности взаимосвязи научной и преподавательской работы. Любое новое научное знание после его проверки и рецензирования должно как можно скорее интегрироваться в образовательный процесс - только это позволит готовить ВУЗу компетентных и востребованных на рынке труда специалистов.

По мнению авторов, разработанный программный комплекс соответствует вышеозвученным требованиям. Его ценность заключается не только в возможности использования его в работе реальной организации, но и в возможности практически без адаптации применять его в учебном процессе Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. Данный модуль является классическим представителем программных продуктов нового уровня - он выступает и как источник получения дохода, и как источник нового научного знания, и как необходимый элемент образовательного процесса.

Существуют также два основных направления совершенствования данного модуля:

1. Расширение методологического инструментария анализа.

2. Создание на его основе полноценной сетевой образовательной среды для обучения дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Данные направления работы и будут считаться приоритетными для коллектива авторов в ближайшее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бачурин С. А., Гусева А. И. Метод автоматизированной разработки систем поддержки учебной и научно-исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. с. 83.

2. Блиндюк Р. В., Кочаненков Е. И., Метелица И. Е. Автоматизированное проектирование в образователь-

47

ном процессе школы // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. с. 307.

3. Буцынская Т. А., Орлов П. А. Основные направления применения современных компьютерных информационных технологий для повышения эффективности процесса обучения // Технологии тех-носферной безопасности. 2008. № 1. С. 1-5.

4. Вахорина М. В. Использование программных продуктов в преподавании специальных экономических дисциплин // Все для бухгалтера. 2009. № 3.

С.48-50.

5. Горлушкина Н. Н., Мехоношин А. В. Организация групповых занятий с использованием автоматизированной системы // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 1. С. 483-495.

6. Даненова Г. Т., Сейдыгалымов С. С. Информационные технологии управления учебным процессом // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4-2. С. 331-335.

7. Дочкин С. А., Гутова Е. В. Автоматизация планирования учебного процесса в вузе - сложности реализации // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 32. С. 204-210.

8. Евграшина И. А. Использование автоматизированных систем в образовательном процессе [Электронный ресурс] http://ioumal.vscc.ac.ru/php/iou/ 39/art39 12.php (дата обращения 28.11.2015).

9. Жежера Н. И., Ильин О. Н., Сукнин В. А. «Методология и исследование элементов и систем автоматизации технологических процессов» - учебная дисциплина для магистров по направлению «автоматизация технологических процессов и производств» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2-2. С. 99-102.

10. Зафиевский А. В. Автоматизация управления учебным процессом в вузе // Успехи современного естествознания. 2010. № 1. С. 115-117.

11. Калиберда Е. А., Федотова И. В. Автоматизированное программное средство решения задач теории надежности для студентов непрофильных специальностей // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом ВУЗе. 2014. № 2. С. 70-73.

12. Ларионова О. Б. Автоматизация в преподавании экономических дисциплин // Вестник Ульяновского государственного технического университета.

2005. № 3 (31). с. 76.

13. Официальный сайт 1С : http://www.1c.ru (дата обращения 28.11.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Официальный сайт ИНЭК : http://inec.ru (дата обращения 28.11.2015).

15. Прохоров В. Л., Усов В. В., Костин А. В. и др. Информационные технологии в учебном процессе : монография. М. : РосНОУ, 2010. 108 с.

16. Софиев А. Э., Черткова Е. А. Компьютерные обучающие системы : монография. М. : Де Ли принт,

2006. 296 с.

17. Тренажеры электрических станций и сетей: http://www.testenergo.ru (дата обращения 28.11.2015).

18. Тыщенко О. Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении. Авт. дис. канд. пед. наук. М., 2003. 20 с.

19. Филатова Н. Н., Ахремчик О. Л. Центр «компьютерные технологии образования»: его место в учебном процессе технического университета // Образовательные технологии и общество. 2000. Т. 3. № 2. С. 150-160.

20. Чеботарёв В. Г., Громов А. И. Автоматизация процесса обучения // Бизнес-информатика. 2014. № 4 (30). С. 45-52.

DEVELOPMENT OF THE MODULE «ANALYSIS OF LABOR RESOURCES» ON THE PLATFORM «1C: ACCOUNTING 8» FOR USE IN THE EDUCATIONAL PROCESS EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2016

O. A. Zubrenkova, candidate of economic Sciences, associate professor of department «Accounting, analysis and audit»

D. P. Zubenko, assistant of the department «Accounting, analysis and audit»

A. D. Cheremukhin, postgraduate student of the department «Physics and mathematics»

Nizhny Novgorod state engineering and economic University, Knyaginino (Russia)

Abstract. The modern stage of economic development brings to the fore the issues of competitiveness of education. Modify any part of contemporary society associated with the emergence and active development of information technologies. This fully applies to education. Many scientists produce solution to the problems of Informatization of process of education in a separate subject area ing. On the other hand, happened the transition to educational standards of the third generation makes it necessary to use a competence approach to training of masters and PhD students, i.e. highlight the most significant research competencies, and the development of education programmes to their greatest development. All this places very special demands on the process of education in modern Universities. The use of computer technology

48

activates the learning process, improves cognitive interest, accelerates the synthesis and systematization of knowledge, but by itself is not a sufficient condition for improving education. The authors formulated necessary conditions for the effective application of computer technologies of training, formulated the thesis of the continuity of change in teaching in higher education and the creative approach to it, selected categories of causes of change. The professors of Nizhny Novgorod state engineering and economic University was developed by a software module on the basis of 1C «Enterprise», which allows analysis of wages of agricultural organizations. It is proved that the developed module has the advantages over similar products on the market. The authors formulated the requirements for modern software products, it is shown that the developed module can be used to automate the analysis of the organization, and in the process of educational activity. The work also discusses the main ways of modernization of this product.

Keywords: automation, analysis, accounting, information resources, information technology, computer, computer program, salary, education, staff, work, educational activity.

УДК 631.531.027.34:502.656

ПРОГРЕССИВНЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

© 2016

Н. П. Кондратьева, доктор технических наук, профессор кафедры «Автоматизированный электропривод»

С. И. Юран, доктор технических наук, профессор кафедры «Автоматизированный электропривод»

И. Р. Владыкин, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизированный электропривод»

И. А. Баранова, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Автоматизированный электропривод»

Е. А. Козырева, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизированный электропривод»

В. А Баженов, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизированный электропривод» Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевск (Россия)

Аннотация. Выполняя требования Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо решать проблему энергосбережения путем разработки и внедрения новых прогрессивных электротехнологий и электрооборудования для повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

В статье рассматриваются результаты работы авторского коллектива по научному обоснованию и использованию прогрессивных электротехнологий и электрооборудования в защищенном грунте, для управления температурой горячего водоснабжения на предприятиях АПК, а также для решения экологических задач по оперативному выявлению и устранению аварийных сбросов в системах сточных вод промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

В данной статье раскрыта актуальность производства продукции защищенного грунта в России, экспериментальные исследования, которые показали особенности взаимного влияния параметров микроклимата. Проведено математическое моделирование температурного поля сооружений защищенного грунта. Обоснована актуальность применения усовершенствованного алгоритма управления электрооборудованием в защищенном грунте.

Ключевые слова: горячее водоснабжение, защищенный грунт, контроль аварийного сброса, меристемный картофель, математическая модель, микроклимат, программируемые логические контроллеры (ПЛК), регуляторы, светодиоды, температурное поле, теплица, управление запорно-регулирующим клапаном, управление температурой, LED фитоустановки, фотосинтетически активная радиация (ФАР), экология, энергосберегающие электротехнологии.

Картофель является в нашей стране «вторым хлебом». Обычно его размножают клубнями, но при этом невозможно быстро увеличить площади посадки, т. к. картофель часто поражается вирусными, бактериальными и грибными болезнями, что значительно снижает его продуктивность. В настоящее время единственным способом избавления посадочного материала картофеля от вирусов является его меристем-ное выращивание, которое также позволяет значительно сократить сроки размножения незараженных растений. В Удмуртской Республике меристемный картофель выращивают в ФГБНУ Удмуртском

НИИСХ, используя люминесцентные лампы низкого давления типа ЛБ 80, спектр которых не изменяется. Ввиду того, что растения являются аккумулятивными биообъектами, то для повышения их продуктивности необходимо научно обосновать наиболее эффективные дозы спектральных составляющих оптического диапазона и разработать светодиодные (LED) фитоустановки, способствующие увеличению выхода продукции и снижению энергетических затрат [1, с. 25].

Принимая во внимание, что осветительными установками расходуется около 30 % всей генерируемой в стране электрической энергии, то рациональное

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.