Научная статья на тему 'Разработка модели жизненного цикла виртуального предприятия'

Разработка модели жизненного цикла виртуального предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / LIFE CYCLE OF A VIRTUAL ENTERPRISE / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайкова Светлана Сергеевна

На сегодняшний день в условиях современной экономики появляются новые формы организации бизнеса, одной из которых является виртуальное предприятие. В данной статье представлена модель жизненного цикла бизнес-процессов виртуальных предприятий, разработанная на основе зарубежного опыта для реализации в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELING DEVELOPMENT OF THE LIFE CYCLE OF A VIRTUAL ENTERPRISE

As of today the new forms of business organization appear in the terms of modern economy. The one of such forms is a virtual enterprise. The model of life cycle of virtual enterprise business processes based on foreign experience is represented to realization in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Разработка модели жизненного цикла виртуального предприятия»

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 338.001.36

Светлана Сергеевна Зайкова

аспирант кафедры Стратегического управления информационными системами, НИУ-ВШЭ Тел. 8 917 564 2229 Эл. почта: sszaikova@ya.ru

На сегодняшний день в условиях современной экономики появляются новые формы организации бизнеса, одной из которых является виртуальное предприятие. В данной статье представлена модель жизненного цикла бизнес-процессов виртуальных предприятий, разработанная на основе зарубежного опыта для реализации в российской экономике.

Ключевые слова:жизненный цикл виртуального предприятия, моделирование, бизнес-процесс.

Svetlana S. Zaykova

Post-graduate student, the Department of Information Systems Strategic Management, National Research University Higher School of Economics Tel.: 8 917 564 2229 E-mail: sszaikova@ya.ru

THE MODELING DEVELOPMENT OF THE LIFE CYCLE OF A VIRTUAL ENTERPRISE

As of today the new forms of business organization appear in the terms of modern economy. The one of such forms is a virtual enterprise. The model of life cycle of virtual enterprise business processes based on foreign experience is represented to realization in the Russian economy.

Keywords: life cycle of a virtual enterprise, modeling, business process.

1. Введение

Обострение конкурентной среды, глобализация компаний и поиск инновационных решений приводят к появлению новых форм предпринимательской активности. В новых формах ключевым фактором является создание и функционирование гибкой динамической сетевой организационной структуры компании. Одной из таких форм является виртуальное предприятие. В данной статье представлена модель жизненного цикла бизнес-процессов виртуальных предприятий, разработанная на основе зарубежного опыта для реализации в российской экономике.

Концепция виртуального предприятия приобретает популярность с 1990-х гг. Данная форма сетевого партнерства представляет временное объединение территориально распределенных, юридически независимых друг от друга компаний путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции в гибкую и динамическую структуру для реализации определенного заказа или списка заказов [6]. В соответствии со структурой взаимосвязей и уровнем централизации управления в данной модели виртуальные предприятия можно подразделить на три основных вида:

- центральное управление лидирующей компанией,

- управление компанией-брокером,

- распределенное управление участниками кооперации.

2. Модель создания виртуального предприятия

На сегодняшний день наибольшее число динамических бизнес-систем представлено альянсами компаний, действующими ограниченный временной промежуток и организующимися вокруг компании-лидера. Каждый из таких партнеров обладает самостоятельностью, и сотрудничество внутри группы осуществляется на основе специфического проекта. На основе анализа деятельности таких крупных компаний как «UBS», «Virtual university Enterprises», «Amazon.com», «Greyhound», «VeriFone», «Barney & Noble», «Motorola», «Apple» была сформирована модель создания виртуальных предприятий с центральным типом управления лидирующей компанией (рис.1).

На перовом уровне модели находится виртуальный рынок. Он состоит из реальных, независимых организаций, потенциально готовых стать участниками виртуального партнерства. Виртуальное управление организуется через проекты, создающиеся для реализации определенного заказа. На уровне виртуальной инфраструктуры определяются основные подходы стандарты, технологии и способы коммуникаций организаций при реализации проектов. Уровень виртуального управления состоит из проектных команд, представляющих услуги по формированию и управлению виртуальными предприятиями. Последний уровень представляет сформированное виртуальное предприятие.

3. Модель жизненного цикла виртуального предприятия

Реализация виртуального предприятия имеет под собой проектную основу.

Рис.1 Модель создания виртуального предприятия

№6, 2011

Поэтому его жизненный цикл представляет последовательность фаз проекта, задаваемую исходя из потребностей управления проектом. На основе мирового опыта, представленного в научных публикациях по данной тематике [3,4,5,7] автор статьи структурировал основные процессы жизненного цикла виртуального предприятия и построил следующую модель (рис.2).

Импульсом создания виртуального предприятия является определенный заказ. На этапе создания виртуального предприятия происходят процессы анализа рынка и его участников и формирование информационной инфраструктуры для последующего создания сети потенциальных партнеров для работы над заказом. Определяются стандарты и технологии работы, способы взаимодействия. На данном этапе ключевыми задачами являются разработка соответствующих механизмов поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения участников динамической сети без привязки к конкретному рыночному заказу. Далее выполняется разработка механизмов балансировки потока заказов, состава, компетенций и целей компаний-участников.

Этап инициации включает процессы определения конкретных требований, задач, организационной структуры в соответствии с процессным подходом для решения необходимых вопросов реализации заказа. Ключевым процессом является оптимальный отбор участников виртуального партнерства, удовлетворяющих техническим и ресурсным требованиям проекта, основными критериями которого являются, как правило, опыт, компетенция, ресурсы, стоимость. Таким образом, для эффективной организации и управления виртуальными предприятиями необходима разработка соответствующих методов и процедур поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения участников динамической сети и партнеров для выполнения отдельных заказов с учетом целей и задач отдельных участников и предприятия в целом [4]. В результате коллективной ответственности все отношения имеют договорной характер, и поэтому следует выделить в отдельный блок работу с контрактами. В зависимости от цели создания виртуального предприятия могут быть реализованы процессы обучения и интеграции партнеров, лоббирования,

бюджетирования, маркетинга.

На этапе планирования происходит определение стратегических задач, целей, показателей эффективности и разработка соответствующих регламентов, потоков работ, определение сфер ответственностей и ролей в проекте. Данные задачи могут быть реализованы системами управления эффективностью класса BPM (Business Performance Managment). BPM объединяет решения в области бизнес-аналитики с задачами консолидации управленческой отчётности, стратегического планирования, бюджетирования, управления ИТ и мониторинга деятельности организации. Системы класса BPM предоставляют возможность комплексного непрерывного циклического управления результативностью функциональных задач основных бизнес-процессов виртуальной организации на этапах выполнения и контроля.

На этапе выполнения центральное управление операционной деятельностью виртуального предприятия может быть реализовано системами и технологиями, представленными в таблице 1 «Методы, технологии, стандарты виртуального предприятия»[7].

Рис. 2. Жизненный цикл функционирования виртуального предприятия

Экономика, Статистика и Информатика

№6, 2011

На этапе контроля необходим анализ и корректировка показателей эффективности в результате динамики внешней среды.

По окончанию функционирования виртуального предприятия (этап завершения) сеть расформировывается, а данные о результатах проекта архивируются в системах управления знаниями и будут использованы предприятием при принятии решений в будущих подобных проектах. Данные системы должны решать задачи систематизация корпоративных знаний и опыта, создания распределенных баз производственных знаний, разрабатывать интеллектуальные производственные системы, в которых подсистемы способны к автономным оценкам, рассуждениям и действиям.

4. Заключение

В статье автором на основе опыта западных компаний структурирован алгоритм создания и управления виртуальными предприятиями, определены основные задачи и современные системы на каждом этапе модели. Особенностью данной модели является создание виртуального предприятия «под заказ» - под реализацию поступившего заказа. Интеграция современных информационных систем и подходов управления виртуальными предприятиями позволяет реализовать для определенного заказа выбор наилучших ресурсов из доступных с наименьшими временными и финансовыми затратами для достижения существенного синер-гетического эффекта.

Литература

1. Громов А.И., Каменнова М.С. Технологии для виртуального предприятия // Открытые системы. s 2000. s №4.

2. Зайкова С. С. Подход к организации электронного обмена данными между системами управления и исполнения цепей поставок на основе Electronic Data Interchange (EDI). 13-ая научно-практическая конференция "Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями" (РБП-СУЗ 2010): Сборник научных-трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики s М., 2009.

3. Иванов Д.А. Виртуальные предприятия и логистические цепи: комплексный подход к организации и опе-

Таблица 1. Методы, технологии, стандарты создания виртуального предприятия

Наименование Основное назначение

Системы управления Объектно-ориентированные PEER системы Агентно-ориентированные системы InfoSleuth Подходы администрирования, такие как IRO-DB, UniSQL/M, Pegasus, VHDBS, VODAK, DISCO и др.

Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI) EDI позволяет организовать «передачу структурированных данных в виде стандартных сообщений между компьютерными приложениями по электронным средствам при минимальном участии человека» [2]. Концепция EDI предусматривает использование стандартов идентификации субъектов и объектов обмена данными, форматов сообщений и способов передачи данных. Обмен электронными данными посредством сообщений в формате EDI служит основой для оптимизации бизнес -процессов, посредством содержащихся внутри сообщения операционных и аналитических данных.

Распределенные бизнес-процессы (Distributed business processes, DBPs) Концепция распределенных бизнес-процессов в контексте управления виртуальными предприятиями подразумевает, что реализация целей и задач виртуального предприятия реализовывается посредством бизнес-процессов осуществляемых каждым партнером в цепи.

Совокупность стандартов ISO 10303 используемая в САПР (Standard for the Exchange of Product Model Data, STEP) Цель международного стандарта ISO (STEP) для компьютерного представления и обмена данными о продукте - дать нейтральный механизм описания данных о продукте на всех стадиях его ЖЦ, не зависящий от конкретной системы. Природа такого описания делает его подходящим не только для нейтрального файла обмена, но и в качестве базиса для реализации и распространения баз данных о продукте, а также для архивирования.

Модель онтологий и понятий Онтологии позволяют развернуть эффективные системы обмена информацией, задача которых накапливать не разрозненную информацию, а структурированные, формализованные данные, позволяющие решать реальные производственные и экономические задачи. При этом основная цель системы обмена информацией сделать информацию доступной и повторно используемой на уровне всей системы.

Системы управления потоком работ (W orkflow management techniques) Системы управления потоком работ автоматизируют процессы, выходящие за границы компании, в рамках всей цепочки добавленного качества виртуального предприятия -«производитель-клиент», «поставщик-производитель». Преимущество этих систем заключается в их способности легко «сшивать» различные приложения, поддерживая бизнес-процесс путем интеграции пользователей и других систем [1].

Стандарты веб-приложений и технологий (Advanced Web application support mechanisms) Стандарты веб-приложений и технологий играют важную роль в поддержке инфраструктур виртуальных предприятий. Например, развитие инфраструктуры на основе Интернет протоколов связи, Java-приложения и XML обеспечивает высокую степень мобильности и открывает новые возможности для решения связанных с этим проблем неоднородности предприятия.

Распределенное объектное управление Технологии типа CORBA созданы для поддержки разработки и развёртывания сложных объектно-ориентированных прикладных систем. CORBA является механизмом в программном обеспечении для осуществления интеграции изолированных систем, который даёт возможность программам, написанным на разных языках программирования, работающих в разных узлах сети, взаимодействовать друг с другом так же просто, как если бы они находились в адресном пространстве одного процесса.

Много-агентны е системы (МАС) МАС представляют из себя объединение отдельных интеллектуальных систем, основанных на знаниях. Любая МАС состоит из следующих основных компонентов: множество организационных единиц, в котором выделяются подмножество агентов, манипулирующих подмножеством объектов; множество задач; среда, т.е. некоторое пространство, в котором существуют агенты и объекты; множество отношений между агентами; множество действий агентов (например, операций над объектами). К системам класса МАС относят системы класса Business Intelligence, способных постоянно приобретать новые знания и изменять свою структуру и функции, развиваясь и адаптируясь вместе с предприятием к задачам [6].

№6, 2011

ративному управлению в новых формах производственной кооперации. s СПб.: Изд-во СПбГУ- ЭФ, 2003. s i76 с.

4. Катаев А.В. Виртуальные бизнес-организации. s СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. s i20 с.

5. Лейнонен Л.А., Русинов В.М. Организация и управление виртуальными объединениями // Труды Балтийского института экологии, политики и права. Выпуск i : Сборник научных трудов. s СПб: Изд-во СЗГТУ, 2009.

6. Тарасов В.Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления // Автоматизация проектирования. s i998. s №№4. s С. 45-52.

7. Ulrich J.F. Managing Virtual Web Organizations in the 2ist Century: Issues and Challenges. - London: Published by Idea Group Publishing, 2002. - p. 365.

References

1. Gromov A.I., Kamennova M. S. Technologies for the virtual enterprise//Open systems. s 2000. s №4.

2. Zaykova S.S. Approach to the organization of electronic data exchange between control systems and executions of chains of deliveries on the basis of Electronic Data Interchange (EDI). 13th scientifically-practical conference "Reengineering of business processes on the basis of modern information technology. Control systems of processes and knowledge" (RbP-SUZ 2010): the Collection scientific-works / the Moscow state university of economy, statistics and computer science s M, 2009.

3. Ivanov D.A. Virtual the enterprises and logistical chains: the complex approach to the organization and an operational ad-

ministration in new forms of industrial cooperation. s SPb.: St.Petersburg State University - EF Publishing house, 2003. p 176.4. Kataev A.V Virtual of the business organization. s SPb.: Publishing house of Polytechnical university, 2009. s p. 120.

5. Lejnonen L.A., Rusinov V.M. Organization and management of virtual asso-ciations//Works of the Baltic institute of ecology, a policy and the right. Release 1: the Collection of proceedings. s SPb: Publishing house SZGTU, 2009.

6. Tarasov VB. Entarprises of the XXI -century: designing and management prob-lems//designing Automation. s 1998. s №4. . p. 45-52.

7. Ulrich J.F. Managing Virtual Web Organizations in the 21st Century: Issues and Challenges. - London: Published by Idea Group Publishing, 2002. - p. 365.

Экономика, Статистика и Информатика

187

№6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.