Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
226
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ДИАГРАММА ВАРИАНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ДИАГРАММА КЛАССОВ / ДИАГРАММА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ / ДИАГРАММА СОСТОЯНИЙ / ДИАГРАММА РАЗВЕРТЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кулева Н.С.

В работе рассматривается создание универсальной модели виртуального музея с применением CASE-технологий. Разработана объектно-ориентированная модель в нотации языка UML, которая специфицирует пользовательский интерфейс и логическую структуру проектируемого программного обеспечения.This paper discusses the development of a universal model of virtual museum using CASE. There was developed object-oriented model in UML notation. It specifies user interface and logical structure of the projected software.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ»

возрастает. Остается надеяться, что социальная сущность внутреннего маркетинга, которая заключается в идее «управленческой человекочуткости», т.е. в развитии руководством благоприятного для работы климата психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия и уважения, войдет в практику управленческой деятельности российских компаний.

Использованные источники:

1. Ahmed P., Raffia M., Internal Marketing (London: Butterworth Heinemann, 2010), стр. 3.

2. Berry L., Discovering the soul of service: The nine drivers of sustainable business success (New York: The Free Press, 2009), стр. 142.

3. Ahmed P., Rafiq M., A Meta-model of Internal Marketing in Varey R., Lewis B.(eds), Internal Marketing: Directions for Management. (New York: Routledge, 2010), стр. 223 — 224.

4. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб. СПб: Питер, 2011.

5. Иванова Л.А. Совершенствование подходов к персоналу организации на основе концепций внутрифирменного маркетинга. Материалы VIII Международной научно-практической конференции в 4-х томах. Днепропетровск: Белая К.О., 2013. Стр. 64-69

Кулева Н.С. студент 4 курса

факультет «Информационные системы и технологии» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Россия, г. Самара РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В работе рассматривается создание универсальной модели виртуального музея с применением CASE-технологий. Разработана объектно-ориентированная модель в нотации языка UML, которая специфицирует пользовательский интерфейс и логическую структуру проектируемого программного обеспечения.

Ключевые слова: электронные коллекции, моделирование, модель, виртуальный музей, CASE-технологии, UML, диаграмма вариантов использования, диаграмма классов, диаграмма последовательности, диаграмма состояний, диаграмма компонентов, диаграмма развертывания, StarUML.

DEVELOPING MODEL OF VIRTUAL MUSEUM

This paper discusses the development of a universal model of virtual museum using CASE. There was developed object-oriented model in UML notation. It specifies user interface and logical structure of the projected software.

Keywords: digital collections, modeling, model, virtual museum, CASE, UML, use case diagram, class diagram, sequence diagram, statechart diagram, component diagram, deployment diagram, StarUML.

Виртуальный музей представляет собой веб-приложение с

Администратор

Сервер

интерактивным, «отзывчивым» интерфейсом, позволяющим пользователю полноценно знакомиться с музейными материалами. Такая организация музея отвечает основным принципам новой музеологии, позволяя многим культурным учреждениям выйти за традиционные рамки [3 с. 8].

Анализ предметной области и моделирование - важный начальный этап, от качества результатов которого зависит эффективность всего проекта. Поэтому непосредственной разработке программного продукта предшествует создание его формализованной модели. Эта модель должна быть наглядной, адекватной цели и задачам проектируемой информационной системы (ИС), полноценно отражать ее структуру. Модель может быть создана с применением различных подходов и методологий.

Одна из них - методология объектно-ориентированного анализа и проектирования (ООАП), которая тесно связана с концепцией автоматизированной разработки программного обеспечения - CASE (Computer Aided Software Engineering). CASE-средства вместе с системным программным обеспечением и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС [1, с. 5].

В качестве эффективного средства разработки модели виртуального музея выбран пакет StarUML - программный инструмент моделирования, который поддерживает UML (Унифицированный язык моделирования) [4, с. 8]. Возможности UML позволяют создать систему визуальных диаграмм, специфицирующих различные аспекты функционирования проектируемого приложения виртуального музея. Первая диаграмма - диаграмма вариантов использования (use case diagram), отражающая особенности функционального предназначения системы. Она определяет контекст предметной области и представляет собой концептуальную модель системы. Последующие диаграммы конкретизируют и дополняют предыдущие в форме логических и физических моделей.

Часть диаграммы вариантов использования автоматизированной системы виртуального музея представлена на рис.1.

Рис. 1 Часть диаграммы вариантов использования

<<boundary>> Зкра н_экз ем пл л ра

+Ш_экземпляра

+получить_ГО_экземпляраО +11нициализироБать_экранО 4еыБести_информащ1гс_об_экземпллреСЮ_экземпляра)

!

<<boundary>> Клпен тское_прило>нение

+Ю_зкземпляра

7

< iinterface >> Графическнй_интерфейс

+показать_форму_авторизации()

+Бывести_спиаж_разделов_музеяО

+вывести_список_экспозицийО

+показать_результаты_поиска0

+показать_информаццю_о6_о6ьекте(Ю_экземпляра)

<<boundary>> CMS

+Ю_экемпляра

+Ю_пользователя

+путь_к_файлу

+ред актироБать_информациго[Ю_экземпляра)

+добавить_экземпляр(Ш_экземпляра)

+удалить_экземпляр(Ю_экемпляра)

+загрузить_файл(путь_к_файлу)

+установпть_роль_пользоБателя(ГО_пользователя)

+назначить_праБа_доступаСЮ_пользоБателя)

+удалить_учетную_запись[Ю_пользоБателя)

Пользователь

Администратор

Рис.2 Некоторые классы диаграммы классов Следующий этап проектирования - разработка основной логической модели системы в форме диаграммы классов (рис.2). Диаграмма классов (class diagram) служит для представления статической структуры модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования [2]. CASE-средства позволяют сгенерировать программные шаблоны на основе этой диаграммы на выбранном языке программирования (например, C++ или Java).

Диаграмма, рассматривающая взаимодействие объектов во времени, называется диаграммой последовательности (sequence diagram). В UML под взаимодействием объектов подразумевается обмен между ними некоторой информацией - сообщениями. Временная ось вертикальна и направлена сверху вниз. Таким образом, сообщения, расположенные выше по оси времени, инициируются раньше (рис. 3).

Рис.3 Диаграмма последовательности для варианта использования

«Просмотр экспозиции» Динамическое поведение элементов модели в течение жизненного цикла характеризуется совокупностью состояний и переходов, которые описаны на диаграмме состояний (рис.4). Все рассмотренные ранее диаграммы отражали концептуальные аспекты построения модели системы и относились к логическому уровню представления. Для создания

конкретной физической системы необходимо некоторым образом реализовать все элементы логического представления в конкретные материальные сущности. Для описания таких реальных сущностей предназначен другой аспект модельного представления - физическое представление модели, выражающееся посредством диаграмм компонентов (component diagram) и развертывания (deployment diagram) [2].

Рис.4 Часть диаграммы состояний

Рис.5 Часть диаграммы компонентов Диаграмма развертывания (рис.6) завершает процесс ООАП и позволяет определить распределение компонентов системы по физическим узлам, показать связи между ними [2]. Таким образом, использование CASE-инструмента StarUML позволило разработать исчерпывающую формализованную модель виртуального музея, не зависящую от языка программной реализации и СУБД, что обеспечивает удобство администрирования системы, ее кроссплатформенность, гибкость и поддержку электронных коллекций.

/ /

«processor >> Web server

/

<<execution environment > Apache

r~j~~l Main.php

/

/

<<net>> Net

<<processor>> User1 s workstation

<<artifact>> n

Browser

Рис.6 Часть диаграммы развертывания Использованные источники:

1. Александров Д.В. CASE-технологии: учеб. пособие / Д.В. Александров, И.В. Грачев, Д.Н. Фадин; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2006. - 64 с.

2. Леоненков А.В. Самоучитель UML. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 432 с.: ил.

3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. - М.: РГГУ, 2007. - 204 с.

4. Руководство пользователя StarUML: [Электронный ресурс] / Перевод Д.В. Летуновского, 2007. - URL: http://staruml.sourceforge.net/docs/user-guide(ru)/user-guide.pdf. (Дата обращения 24.07.16).

Мишина О.С., к.с..х.н. старший преподаватель кафедра биологии и экологии

ГГТУ Мусакова В.Г. студент 5 курса факультет биологии, химии и экологии

ГГТУ

Российская Федерация, г. Орехово-Зуево ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИТОРЕГУЛЯТОРА НА РОСТ И РАЗВИТИЕ ГРЕЧИХИ

Гречиха посевная - важная сельскохозяйственная культура, являющаяся продовольственным резервом России. Усовершенствование элементов технологии возделывания гречихи, обеспечивающих рост урожайности, имеет весьма актуальное значение. Использование рост регулирующих препаратов при выращивании гречихи подтверждается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.