Научная статья на тему 'Разработка модели оценки критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными стандартами по направлению 08. 03. 01 "Строительство"'

Разработка модели оценки критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными стандартами по направлению 08. 03. 01 "Строительство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION COMPETENCE / СПЕЦИАЛИСТ / МОДЕЛЬ / ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / SPECIALIST MODEL / ASSESSMENT OF INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Юрьев Алексей Владимирович

В статье представлены результаты научного исследования, связанные с разработкой модели оценки критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными стандартами. Авторы представляют модель оценки критериев, а также показатели оценки сформированности информационной компетенции у студентов специальности «Строительство». Отмечено, что способ работы с информацией является обязательным требованием в любой профессии. Доказано, что повышение уровня сформированности информационной компетенции и совершенствование системы оценивания требуют необходимости перейти к другим способам формирования информационных компетенций, соответственно и к другим методам их оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Юрьев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели оценки критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными стандартами по направлению 08. 03. 01 "Строительство"»

6. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.

7. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 408 с.

8. Колесникова И.Д. Технология применения супервизии и копинг-стратегии поведения в образовательном процессе // Проблемы педагогики, 2016. № 2 (13). С. 64-68.

9. Виниченко И.В., Нехаенко А.В. Организация проектной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 29 (71). С. 72-74.

10. Осадчук О.Л. Групповые исследовательские проекты по психологии как средство развития познавательной самостоятельности студентов медицинского вуза // Омский научный вестник, 2014. № 2 (126). С. 133-136.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КРИТЕРИЕВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 08.03.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО» Ахметжанова Г.В.1, Юрьев А.В.2 Em ail: Akhmetzhanova1796@scientifictext.ru

'Ахметжанова Галина Васильевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра педагогики и методики преподавания; 2Юрьев Алексей Владимирович — преподаватель, кафедра городского строительства и хозяйства, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Аннотация: в статье представлены результаты научного исследования, связанные с разработкой модели оценки критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными стандартами. Авторы представляют модель оценки критериев, а также показатели оценки сформированности информационной компетенции у студентов специальности «Строительство». Отмечено, что способ работы с информацией является обязательным требованием в любой профессии. Доказано, что повышение уровня сформированности информационной компетенции и совершенствование системы оценивания требуют необходимости перейти к другим способам формирования информационных компетенций, соответственно и к другим методам их оценивания.

Ключевые слова: компетенция, информационная компетенция, специалист, модель, оценка, критерии информационной компетенции.

DEVELOPMENT OF MODEL EVALUATION CRITERIA INFORMATION COMPETENCE IN ACCORDANCE WITH PROFESSIONAL STANDARDS IN THE SPECIALTY 08.03.01 "CONSTRUCTION" Akhmetzhanova G.V.1, Yuryev A.V.2

'Akhmetzhanova Galina Vasilievna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Chair, CHAIR PEDAGOGY AND TEACHING METHODS; 2Yuryev Alexey Vladimirovich - the teacher, DEPARTMENT URBAN CONSTRUCTION AND ECONOMY, TOLYATTI STATE UNIVERSITY, TOLYATTI

Abstract: the results ofscientific research connected with development ofmodel of an assessment of criteria of information competence according to professional standards are presented in article. Authors represent model of an assessment of criteria, and also indicators of an assessment of formation of information competence at students of specialty "Construction ". It is noted that the mode of work with information is the

obligatory requirement in any profession. It is proved that increase in level of formation of information competence and improvement of system of estimation demands need to pass to other ways of formation of information competences, according to and to other methods of their estimation.

Keywords: competence, information competence, specialist model, assessment of information competence.

УДК 378.2

Сегодня информация конкурирует по ценности с материальными ресурсами, стремительно увеличивается её объём, а обработка требует специальных знаний умений и навыков -компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза. Начиная с ФГОС 3 и ФГОС 3+, для каждой специальности прописаны необходимые для выпускников компетенции, часть из которых связана с обработкой информации [11]. Способность работать с информацией является обязательным требованием большинства работодателей.

По результатам исследования Мосоловой Е.Н. «Ключевые компетенции специалиста: взгляд работодателей» информационная компетенция является одной из главных для работодателя [8]. Важным является тот факт, что информационные компетенции являются обязательными как для студентов, так и для выпускников. Так 97,8% образовательных стандартов технических специальностей бакалавриата содержат информационные компетенции в обще-профессиональном и общекультурном блоке [8]. Процесс обучения невозможен без работы с информацией. Поиск, отбор, преобразование и передача информации являются неотъемлемой частью учебного процесса и, по сути, составляют информационную компетенцию.

В данном исследовании под информационной компетенцией (ИК) специалиста мы будем понимать способность специалиста выполнять познавательные и коммуникационные операции информационной деятельности с целью реализации его общих и профессиональных информационных потребностей не только как отправителя информации (сообщение другим субъектам о познанном и пережитом; управление поведением других субъектов), но и как ее получателя (получение новых знаний, эмоциональных импульсов, советов или указаний; управление собственным поведением в процессе управления другими субъектами) [1].

Основным выводом из литературного обзора информационной компетенции [3, 4, 5, 6, 10] является отсутствие объективной системы оценки уровня её сформированности в процессе обучения, неразработанным остается аспект, связанный с разработкой и внедрением комплексной системы оценки критериев ИК у специалистов, обучающихся по специальности 08.03.01 «Строительство».

Анализируя публикации на тему оценки компетенций, можно выявить, как минимум, три точки зрения:

- первая: учёные считают, что на этапе подготовки студентов в вузе «говорить об измерении компетенции не представляется возможным», так как профессиональная компетенция должна проявиться в реальной производственной среде при выполнении профессиональной задачи [9]. Этот подход подразумевает обязательный адаптационный период для выпускников вузов после трудоустройства. Кроме того, в таком подходе в какой-то мере снижается ответственность за качество подготовки специалистов, так как это качество невозможно оценить ни в ходе, ни по окончании обучения, а после окончания обучения на компетентности специалиста в значительной мере сказывается множество посторонних факторов;

- вторая: компетенцию можно измерить на выходе образовательного процесса студента с помощью итогового государственного экзамена и выпускной квалификационной работы [12]. Такой подход не в полной мере учитывает необходимость оценки деятельности составляющей компетенции;

- третья: компетенцию можно измерить или оценить в процессе обучения в вузе, при изучении дисциплин [7]. Этот подход представляет наибольший интерес, так как оценка уровня сформированности компетенцией в процессе её формирования и в процессе обучения будущего специалиста позволяет вносить корректировки в процесс обучения и таким образом управлять формированием компетенции.

В новых стандартах поколения 3 и 3+ предусмотрено все большее предоставление свободы образовательным учреждениям для разработки новых форм оценочных средств. Однако, подобная «свобода» в формировании оценочных средств для многих российских вузов является новой и непривычной [6].

Перед профессиональным сообществом педагогов стоит задача обсуждения и сравнения традиционных и инновационных способов оценки уровня сформированности компетенций

студентов и выпускников. Возникает потребность в смещении фокуса от оценки теоретических знаний к оценке практической профессиональной деятельности. Приходится отказываться от существующих методов оценки результатов обучения, которые использовались в реализации ГОС первого и второго поколения. Необходимо создавать инновационную систему оценивания компетенций студентов. Очевидно, разработка подобной системы является обязательной для включения университета в международное образовательное пространство.

Повышение эффективности информационной компетенции в соответствии с реалиями и требованиями современного информационного общества, можно осуществить с помощью моделирования.

Одним из основных методологических принципов построения модели является системный подход, позволяющий рассматривать относительно самостоятельные элементы модели не изолированно, а в их взаимосвязи друг с другом, а её функциональным ядром при системном подходе оценка критериев информационной компетенции информационной компетенции рассматривается нами как совокупность следующих взаимосвязанных элементов (их выделение является условным, для упрощения схемы, так как взаимосвязь может быть более вариативной, что усложнит восприятие всей модели): нормативного, прогностическо-целевого, технологического, методического, организационно -функционального и результативного блоков.

Целью созданной нами модели является оценка критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными стандартами, в идеале, до высокого уровня. По нашему мнению, выпускник должен обладать следующими компетенциями, выделяемыми нами в рамках информационной компетентности, а именно: компетенцией в области использования стандартных средств обработки информации, компетенцией в сфере организации учебной работы с помощью компьютерных технологий в предметной области и терминологической компетенцией.

Модель оценки критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными стандартами представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель оценки критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными

стандартами

В предложенной модели используется трёхуровневая система формирования ИК. В целом под уровнем сформированности конкретных информационных компетенций понимается степень их выраженности, проявляющаяся в умении реализовывать общеучебные и профессиональные действия с использованием компьютерных технологий.

В рамках данного исследования разработаны критериальные показатели, которые служат оценкой сформированности как отдельных информационных компетенций, так и ИК в целом. Эти критерии используются в поэлементном анализе для определения уровня информационной компетентности каждого студента. При этом критерии, на основании которых производится отслеживание и оценка динамики и результатов формирования информационной компетентности, должны быть комплексными, но дифференцированными.

В результативном блоке структурно-функциональной модели нами определены критерии оценки показателей сформированности ИК студентов на примере специальности 08.03.01 «Строительство» по каждому структурному элементу ИК (таблица 1).

Таблица 1. Критериальные показатели оценки сформированности ИК студентов специальности

08.03.01 «Строительство»

Уровень сформированности Характеристики компетенций

Высокий (профессиональный) Решение учебной задачи в области применения стандартных средств обработки информации студентами осуществляется на основе самостоятельно разработанного алгоритма; помощь преподавателя при выполнении лабораторной работы не требуется; демонстрируется творческий подход при решении типовых задач с помощью ПК. Оперирование терминами информационно-технологической направленности на творческом уровне с высоким потенциалом самостоятельности и индивидуальности; на основе знания сущности конкретного термина обучаемый дает свою редакцию определения, демонстрирует креативность мышления.

Средний (достаточный) Обучаемый выбирает один или несколько из предложенных алгоритмов для выполнения работы; полученные ранее знания, умения и способы деятельности применяются редко; возникает потребность в технической помощи преподавателя. Выделение существенных и несущественных признаков определяемого термина; обучаемый способен указать на формы проявления сущности.

Низкий (фрагментарный) Решение образовательной задачи студентами осуществляется по заданному алгоритму; довольно часто возникает потребность помощи преподавателя; отсутствие креативности. Решение образовательной задачи студентами осуществляется по заданному алгоритму; полученные ранее знания, умения и способы деятельности в области использования компьютерных технологий не демонстрируются; требуется регулярная организационная поддержка со стороны преподавателя, а также консультации по теории и практике использования ПО. Знание терминов на уровне воспроизведения без выделения существенных и несущественных признаков.

При анализе экспериментальных данных выделяется «нулевой уровень», свидетельствующий о несформированности информационной компетенции. Этот уровень в модель формирования ИК не включается, хотя учитываются теоретические положения, представленные в четырёхуровневой системе оценки знаний обучаемых В.П. Беспалько [2]. На первом уровне, по мнению учёного, происходит узнавание объектов, свойств и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации. Достижение второго уровня предполагает репродуктивное воспроизведение и применение полученной информации. Третий уровень предусматривает продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности, а на четвёртом уровне у обучаемого наблюдается возможность творческого применения информации.

При оценке уровня сформированности информационной компетентности по каждому из предложенных нами критериев в первую очередь оцениваются: качество выполнения учебных заданий, степень самостоятельности в использовании компьютерных технологий для решения учебных задач, умение воспринимать, анализировать и ретранслировать информацию, умение изготовления собственных информационных продуктов, умение осуществлять поиск информации.

Таким образом, предложенная модель оценки критериев информационной компетенции в соответствии с профессиональными стандартами предполагает раскрытие связей между структурными и функциональными характеристиками профессиональной подготовки в области владения компьютерными технологиями, при частичном игнорировании остальных характеристик.

Список литературы / References

1. Ахметжанова Г.В. Многоуровневая педагогическая система формирования готовности личности к педагогической деятельности. Г.В. Ахметжанова. Саратов, 2002. 212 с.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. [Текст]. В.П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1977. С. 24.

3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. Образование и наука, 2005. № 3.

4. Иванова М.А. Сущность и содержание процесса развития профессиональной компетентности у студентов технических вузов в условиях глобального кризиса. М.А. Иванова, И.С. Лебедева. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/109.html/ (дата обращения: 12.01.2017).

5. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность». Ю.С. Кострова. Молодой ученый, 2011. № 12. Т. 2. С. 102-104.

6. Мальчик А.Г. Оценка компетенций студентов согласно требованиям ФГОС: инновационные и традиционные формы. Современные проблемы науки и образования, 2014. № 2.

7. Минин М.Г., Янушевская М.Н. Оценка развития бизнес-аналитических компетенций бакалавров в области управления качеством // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 5.

8. Мосолова Е.Н. Ключевые компетенции специалиста: взгляд работодателей. Профессиональное образование в России и за рубежом, 2012. № 5.

9. Пиралова О.Ф. Компетентностный подход в системе многоуровневого обучения инженера. Успехи современного естествознания, 2011. № 1. С. 69-71.

10. Смородинова М.В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция». М.В. Смородинова. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа, 2013. С. 16-18.

11. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm./ (дата обращения: 12.01.2017).

12. Karavaeva E.V., Kovtun Y.N. Adapting the Tuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education. Tuning Journal for Higher Education ISSN: 2340-8170. Issue № 1, November 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.