Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь
Лозовская М.В.1, Белянина Л. А.2, Колокольцева М.А.2, Смирнова Н.В.3
1 Доктор биологических наук, 2кандидат педагогических наук, 3кандидат биологических наук Астраханский государственный университет
Работа выполнена при поддержке научного гранта Астраханской области (договор № НГ-1.10-2015) РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ МЕТОДИКИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ
Аннотация
В статье рассмотрено конструирование модели методики адаптации образовательного процесса для студентов с ОВЗ на основе системного подхода. Разработанная модель является открытой и динамической системой, включающей ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, состоящих из совокупности задач, содержания, элементов деятельности субъектов инклюзивного образования, эффективных методов и методических приёмов, диагностики и результата.
Ключевые слова: модель, методика, инклюзивное образование.
Lozovskaya M.B.1, Belyanin L.A.2, Kolokoltsev M.A.2, Smirnova N.V.3 1PhD in Biology, 2PhD in Pedagogy, 3PhD in Biology, Astrakhan state University MODEL DEVELOPMENT METHODOLOGY ADAPTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS
FOR STUDENTS WITH DISABILITIES
Abstract
The article describes the construction of the model adaptation techniques of the educational process for students with disabilities on the basis of system approach. The developed model is an open and dynamic system, which includes a number of interrelated and interdependent components, consisting of a set of objectives, content, elements of activity of subjects of inclusive education, effective methods and instructional techniques, diagnosis and outcome.
Keywords: model, methodology, inclusive education.
С принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу. Новый закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497) обозначены целевые ориентиры в области инклюзивного образования.
В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования - 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, - 70% к 2020 г.».
Специализация базового профессионального образования педагогов, переходящих на инклюзивное образование, нацелена на ознакомление с особенностями развития детей с ОВЗ, нормативно-правовой и методической базой (A. De Boer, S. J. Pijl, A. Minnaert, B., 2011; Cagran, M. Schmidt, 2011).
Проблемы интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в общество, а также выявление уровня толерантности по отношению к ним у их здоровых сокурсников, широко освещаются и в отечественной профессиональной литературе (Гладилина Л.С., 2011; Зайцев Д. В., 2011; Наберушкина Э. К., 2009).
Проблемы практической реализации инклюзивного образования, прежде всего, связаны с разработкой методического обеспечения учебного процесса. Известно множество исследований, посвященных этой проблеме как в России, так и за рубежом.
Большое значение отечественные исследователи придают педагогическим дистанционным технологиям как наиболее экономически целесообразным. Так, по мнению ряда авторов (Кондракова Э.В., 2014; Егоров П.Р., 2012), в экономическом контексте именно дистанционная технология образования помогает не только обучать студентов с особыми образовательными потребностями в оптимальных для них условиях, но и стимулировать их социализацию. Разработана и внедрена модель организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных, компьютерных технологий (Егоров П.Р., 2014).
Несмотря на интенсивность ведущихся разработок, проблема полноценного участия человека с ограниченными возможностями здоровья в различных сферах социальной жизнедеятельности, в том числе в реализации права на образование, остается нерешенной.
Обобщение российского и зарубежного опыта организации инклюзивного образования в высших учебных заведениях показало, что проблема адаптации образовательных программ к условиям инклюзивного образования в высшей школе изучена недостаточно. Исследования по данной проблеме носят бессистемный характер, разработка учебно-методического обеспечения процесса обучения студентов с ОВЗ, в том числе и в дистанционной форме, фрагментарны. Преподаватели высшей школы испытывают на практике затруднения при обучении студентов с ОВЗ, т.к. рабочие программы дисциплин разработаны без учета особых образовательных потребностей студентов с различными видами нарушений.
Определение теоретико-методических основ обучения детей с ОВЗ и анализ возможностей для его реализации в студенческой среде позволило нам перейти к конструированию модели методики адаптации образовательного процесса для студентов с ОВЗ (далее модель).
При разработке модели мы выделили взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты, образующие единство и целостность: целевой, методологический, содержательный, организационно-процессуальный и результативно -диагностический.
24
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь
Целевой компонент включает основную цель разрабатываемой методики - адаптация образовательного процесса для получения образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальное развитие лиц с ОВЗ.
Методологический компонент включает базовые понятия методики, образовательную парадигму, методологические подходы, психо лого-педагогические закономерности и принципы инклюзивного образования, что составляет теоретическую основу разрабатываемой модели.
Содержательный компонент включает алгоритм адаптации основной образовательной программы ВПО, предусматривающий процесс адаптации рабочих программ дисциплин и разработку индивидуальных вариативных рабочих программ спецдисциплин.
Организационно-процессуальный компонент содержит этапы адаптации образовательного процесса, комплекс методов, необходимых для реализации поставленной цели.
Результативно-диагностический компонент состоит из комплекса диагностических методик, позволяющих определить степень достижения поставленной цели, и результата, заключающегося в адаптации образовательного процесса для студентов с ОВЗ.
Внутреннее функционирование системы инклюзивного образования обеспечивают системообразующие связи между компонентами модели. Важнейшими из них являются связи между целевым и содержательным компонентами, между содержанием биологического образования и выбором методов и методических приёмов обучения, между целеполаганием и результатами адаптации образовательного процесса.
В ходе теоретического исследования был сформулирован ряд положений, на основе которых проводили конструирование модели методики адаптации образовательного процесса для студентов с ОВЗ.
Методологической основой, разработанной нами модели, являются личностно-ориентированный, коррекционноразвивающий, деятельностный подходы к организации образовательного процесса, ориентированного на создание организационно-педагогических условий для получения высшего профессионального образования студентами с ОВЗ.
Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.
В системе высшего профессионального образования необходимо создание организационно-педагогических условий для успешного обучения и социализации студентов с ОВЗ, решение проблемы адаптации образовательного процесса в высшей школе к особым образовательным потребностям студентов с ОВЗ. Важнейшей составляющей данного процесса является адаптация основных образовательных программ, программ учебных дисциплин, а также разработка рабочих программ дисциплин вариативной части по выбору с учетом особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ.
В ходе исследования нами были выделены три основных этапа адаптации образовательного процесса для студентов с ОВЗ:
- подготовительный, направленный на выявление особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ;
- организационный, включающий создание специальных условий обучения для студентов с ОВЗ, адаптация образовательных программ, в т.ч. разработка индивидуальных вариативных учебных планов и программ с учётом актуальных и потенциальных возможностей студентов;
- практический, заключающийся в реализации адаптированных программ.
А также разработаны критерии оценки результатов адаптации образовательного процесса в высшей школе к особым образовательным потребностям студентов с ОВЗ по заданным критериям: готовность преподавателей, тьюторов и волонтёров к работе и взаимодействию со студентами с ОВЗ; готовность адаптивной образовательной среды; включенность студентов с ОВЗ в образовательный процесс; включенность студентов с ОВЗ в самоуправленческую деятельность, их социализация.
Мониторинговые исследования проводились на основе комплекса диагностических методик: анкетирование, наблюдение за студентами, самоанализ, экспертиза и самообследование адаптивной образовательной среды, анализ конкретных ситуаций, методики диагностики развития качеств личности (коммуникабельность, волевые качества).
Полученные результаты диагностики позволят определять уровень адаптации образовательного процесса для студентов с ОВЗ.
Сконструированная модель послужила основой для разработки методики адаптации образовательного процесса в высшей школе к особым образовательным потребностям студентов с ОВЗ.
Литература
1. Гладилина Л. С. Исследование процесса социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и развития толерантности по отношению к ним / Л. С. Гладилина. - (Образовательный процесс. Взгляд молодых) // Современный детский сад N 1. - С. 56-59
2. Егоров П. Р. (кандидат педагогических наук). Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании детей с проблемами зрения / П. Р. Егоров. - (Информатизация в образовании) // Инновации в образовании№ 7. - С. 101-106. - Библиогр.: с. 105-назв. ). - ISSN
3. Зайцев Д. В. Трансформация социльно-образовательной политики России / Д. В. Зайцев. - (Проблемы образования) // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология N 4.
4. Наберушкина Э. К. (кандидат социологических наук ; доцент). Образование инвалидов: социальные технологии преодоления барьеров / Э. К. Наберушкина. - (Образование инвалидов) // Социология образованияN 1. - С. 84-96. -Библиогр.: с. 94назв. ). - Государственное учреждение культуры Днепропетровская областная универсальная научная библиотека. - code, sbrz. - year, 2009. - no, 1. - ss, 84. - ad, 1. - d, 2009, 61##, 0, y. - RUMARS-sbrz09_no1_ss84_ad1. -ISSN.
25
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь
5. Кондратьева, Сардана Ивановна. (аспирант каф. Прикладной математики Моск. гос. ун-та экономики, статистики (МЭСИ)). Применение нейронных сетей в оценке качества инклюзивного образования = Application of Neural Networks in an Estimation of Quality of Inclusion Education / С. И. Кондратьева, И. Н. Мастяева. - (Контроль качества подготовки специалистов) // Качество. Инновации. ОбразованиеN 7. - С. 11-15. - Библиогр.: с. 14назв. ). -Научная библиотека Уральского государственного экономического университета. - code, kaio. - year, 2009. - no, 7. -ss, 11. - ad, 1. - d, 2009, 43##, 0, y. - RUMARS-kaio09_no7_ss11_ad1.
6. Cagran B., Schmidt M. Attitudes of Slovene teachers towards the inclusion of pupils with different types of special needs in primary school // Educational Studies. 2011. V. 37, № 2.
7. De Boer A., Pijl S.J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers’ attitudes towards inclusive education: a review of the literature // International Journal of Inclusive Education. 2011. V. 15, № 3.
References
1. Gladilina L. S. study of the process of socio-psychological adaptation of students with disabilities and the development of tolerance towards them / HP Gladilina. - (The educational process. Look young) // Modern kindergarten N 1. - P. 56-59
2. Egorov, P. R. (PhD). Adaptive computer technology in inclusive education of children with vision problems / P. R. Egorov. - (Informatization in education) // Innovations in education No. 7. - S. 101 to 106. - Bibliogr.: S. 105-name. ). - ISSN
3. Zaitsev D. V. The transformation of socially-educational policy of Russia / D. V. Zaitsev. - (Issues in education) // Bulletin of Moscow University. Ser. 18, Sociology and political science # 4.
4. Nabiullina E. K. (candidate of sociological Sciences, Professor). Education for persons with disabilities: social technologies to overcome barriers / E. K. Nabiullina. - (Education for persons with disabilities) // Sociology образованияN 1. -
S. 84 to 96. - Bibliogr.: S. notv. ). - State institution of culture of the Dnipropetrovsk oblast universal scientific library. - code sbrz. - year 2009. - no, 1. - ss, 84. - ad 1. - d, 2009, 61##, 0, y.
5. Kondratyev, Sardana Ivanovna. (graduate student, DEP. Applied mathematics, Moscow. state University of Economics, statistics (MESI). Application of neural networks in the evaluation of the quality of inclusive education = Application of Neural Networks in an Estimation of Quality of Education Inclusion / S. I. Kondratieva, I. N. Mustaev. - (Quality control training) // Quality. Innovation. ОбразованиеN 7. - S. 11-15. - Bibliogr.: S. notv. ). - Scientific library of the Ural state economic University. - code, kaio. - year 2009. - no, 7. - ss, 11. - ad 1. - d, 2009, 43##, 0, y.
6. Cagran B., Schmidt M. Attitudes of Slovene teachers towards the inclusion of pupils with different types of special needs in primary school // Educational Studies. 2011. V. 37, № 2.
7. De Boer A., Pijl S.J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers’ attitudes towards inclusive education: a review of the literature // International Journal of Inclusive Education. 2011. V. 15, № 3.
Максимова Е.Л.
Аспирант, кафедра социального образования,
Санкт - Петербургская академия постдипломного педагогического образования ДИАЛОГ ИСКУССТВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопросов междисциплинарного подхода, организации диалога искусств. Автор подробно останавливается на изучении сказки Х.-К. Андерсена «Соловей» в начальной школе. В статье показано как методически грамотно организовать работу над анализом текста, способствующую формирования культурного поля ребёнка.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, диалог искусств, культурное поле, смежные искусства, анализ текста.
Maksimova E. L.
Postgraduate student, Department of social education,
St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education DIALOGUE OF ARTS AT THE LESSON OF LITERARY READING IN PRIMARY SCHOOL
Abstract
The article is devoted to an interdisciplinary approach, dialogue of arts. The author dwells on the study of fairy tales by Hans Christian Andersen "the Nightingale" in elementary school. This article shows you how methodically competently to organise work on the analysis of the text that contributes to the formation of the cultural field of the child.
Keywords: Interdisciplinary approach, dialog arts, cultural field, related art, analysis of the text.
Являясь частью художественной культуры, литература находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства. Связи искусства слова с другими видами искусств сложны и многогранны. Современные классификации искусств (В.В.Ванслов [1], М.С.Каган [2], В.В.Кожинов [3] и др.), имея разные основания, вместе с тем подчеркивают особую роль и универсальность литературы как словесного вида искусства в общей системе художественной культуры. При помощи слова можно назвать и определить все многообразие действительности, доступное различным органам чувств. М.С.Каган писал: «Изобразительные возможности слова ничем в принципе не ограничены, поскольку абсолютная условность словесного обозначения лишает его какой-либо внешней связи с обозначаемыми предметами» [2,285].
Одна из возможностей реализации междисциплинарного подхода - организация диалога искусств. Диалог искусств предполагает углубление восприятия каждого из привлеченных на урок произведений, овладение языками разных искусств. Диалог как столкновение разных точек зрения, языков искусств, столкновение ради
26