Научная статья на тему 'Разработка модели массовой оценки недвижимости в городе Москве'

Разработка модели массовой оценки недвижимости в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели массовой оценки недвижимости в городе Москве»

Разработка модели массовой оценки недвижимости в городе Москве

И.В. Пресняков

заместитель руководителя Департамента имущества города Москвы

В последнее время оценочное сообщество широко обсуждает инициативу Департамента имущества города Москвы (далее -ДИГМ) по созданию модели массовой оценки нежилой недвижимости в столице. На самом деле эта инициатива Департамента вызвана необходимостью практического выполнения задач, возложенных на ДИГМ «Концепцией управления собственностью».

Главными из этих задач являются следующие:

• повышение эффективности использования городской недвижимости;

• создание равных условий для предпринимателей, то есть развитие конкурентной среды;

• повышения прозрачности принятия решений, качества и доступности государственных услуг;

• создание механизма оперативного управления городской недвижимостью на основе информации о ее стоимости.

Разработку одного из элементов этого механизма, а именно системы «массовой оценки» для повышения эффективности управления городской собственностью совместно с ДИГМ выполняет один из ведущих научных центров в этой области - Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации.

Безусловно, всем известно, что существующее федеральное законодательство обязывает публичного собственника при совершении сделок с объектами государственной собственности привлекать независимого оценщика. Однако хочу обратить внимание на то, что процедура независимой оценки стоимости выполняется тогда, когда решение о совершении сделки уже принято. Иными словами, действующая

система независимой оценки не предназначена для целей разработки упреждающих управленческих решений. (Она не дает возможности оперативного прогнозирования изменений стоимости недвижимого имущества в зависимости от решения собственника.)

Вместе с тем стоимостная оценка необходима для подготовки управленческих решений, связанных с такими вопросами, как:

• прогнозирование неналоговых доходов;

• анализ эффективности использования недвижимого имущества, в том числе покупка недвижимости для нужд города или его изъятие для государственных нужд;

• страхование и залог недвижимости;

• осуществление инвестиционной деятельности;

• планирование развития территорий.

Если говорить о неналоговых доходах администрируемых ДИГМ, то более 60 процентов из них составляют доходы от аренды городской собственности.

На рисунке 1 представлены основные характеристики сдаваемого в аренду недвижимого имущества города. Диаграммы, представленные на этом рисунке, показывают, что вплоть до 2005 года общее количество арендуемых площадей последовательно уменьшалось, и только по итогам 2005 года эта тенденция изменилась. Анализ структуры площадей показывает, что большую часть из них составляют офисные - 53 процента и торговые - 21 процент помещения.

Тем не менее (рис. 2) при уменьшении количества арендуемых площадей поступления в городской бюджет от этого источника постоянно растут.

тыс. кв.

Общая площадь объектов недвижимости, 2005 год » 7,3 млн кв. м

Общее количество объектов аренды »27,8 тыс.

Распределение сдаваемого в аренду имущества по видам функционального использования по площади и состоянию на 1 января 2005 года

5

Площадь объектов недвижимости, сдаваемых в аренду

53%

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

1 Офис

2 Торговое

3 Общественное

4 Производство (склад)

5 Другое

Рис. 1. Основные характеристики сдаваемого в аренду недвижимого имущества

Поступления в городской бюджет от Распределение арендной сдачи в аренду недвижимого имущества платы по административным

округам, 2005 год*

9

12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000

44%

и К г 1-1—' 1-1—' г-1—'' г-1—'' г-1—'' 1-1—• г- Ч / \ / 1999 г. 2000г. 2001 г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.* — 3/6% 8% 2 1

* Прогноз (расчет) ^ Центральный 6 Северный

2 Северо-Восточный / Восточный

3 Юго-Восточный 8 Южный

4 Юго-Западный 9 Западный

5 Северо-Западный 10 Зеленоградский

Рис. 2. Сдача в аренду нежилой недвижимости города Москвы

За последние 7 лет поступления от этого вида неналоговых доходов увеличились в 4,5 раза и в 2005 году составили более 12 миллиардов рублей. Основную часть поступлений арендной платы обеспечивает Центральный административный округ - 44 процента.

Представленные рисунки, безусловно, свидетельствуют о повышении эффективности использования городской собственности, по крайней мере в количественном выражении. За счет чего это происходит?

До 2005 года действующая в Москве система установления арендной платы за нежилые помещения реализовывалась посредством применения нормативного (или косвенного) подхода. В соответствии с ним, а именно на основании утвержденной правительством Москвы методики, арендная плата рассчитывалась путем умножения ры-

ночной стоимости объекта на нормативные коэффициенты и в дальнейшем ежегодно индексировалась. Таким образом, на 2006 год коэффициент индексации составлял 30 процентов (1,3).

Начиная с 2005 года по вновь заключаемым договорам аренды стал использоваться рыночный (прямой) метод установления арендной платы по результатам аукциона или по результатам индивидуальной рыночной оценки размера годовой арендной платы. Согласно этому методу арендная плата ежегодно индексируется в соответствии с индексом инфляции, установленным Правительством Российской Федерации на соответствующий год. Таким образом, на 2006 год этот индекс равен 12 процентам (1,12).

На рисунке 3 представлены две указанные системы.

Рыночный подход (РП)

Нормативный подход (НП)

12%

Общей площади объектов недвижимости

88%

Рис. 3. Действующие системы установления арендной платы за объекты недвижимости

В настоящее время рыночные размеры арендной платы установлены в отношении порядка 12 процентов площадей объектов недвижимости, сдаваемых городом в аренду.

Анализ применения двух существующих подходов к установлению арендной платы выявил ряд существенных проблем, основные из которых указаны в таблице 1.

Таблица 1

Проблемы действующих систем установления арендной платы за объекты недвижимости

Рассматриваемый фактор Подходы

Рыночный Нормативный

Дифференциация арендной платы недостаточно отражает различия в местоположении, функциональном назначении и состоянии объектов недвижимости +

Арендная плата не в полной мере зависит от физических и экономических характеристик объектов недвижимости +

Ежегодная индексация ставок арендной платы недостаточно экономически обоснована и не отражает изменения ставок аренды на рынке + +

Высокие затраты на проведение индивидуальных оценок объектов недвижимости + +

Недостаточная эффективность управления развитием территории города с позиции стоимости + +

Коротко рассмотрим указанные проблемы.

1. Как видно из таблицы, использование нормативного подхода объективно не позволяет полностью учесть такие важные факторы, формирующие рыночную стоимость аренды, как местоположение, функциональное назначение и состояние объектов недвижимости. Например, в Центральном административном округе города Москвы различия рыночных ставок арендной платы за офисные помещения по районам достигают 2-х и более раз (помещения, расположенные у станций метро и на расстоянии 10 минут ходьбы от метро).

Вместе с тем, как видно из рисунка 4, по районам средние ставки арендной платы

160

140

120

| 100

т /-

о 00

ф

* 60

40

20

0 /

/ / *

за офисные помещения различаются не более чем на 35-45 процентов. При использовании нормативного подхода арендная плата, например в районе станции метро Алексеевская, чуть меньше, чем в районе станции метро Свиблово, что не соответствует московскому рынку (то есть нормативный метод усредняет ставки).

На рисунке 5 показаны нормативные, фактические (с учетом льгот) и реальные рыночные ставки для офисов по районам Центрального административного округа (ЦАО) города Москвы. Как видно из рисунка, нормативные ставки существенно отличаются от рыночных.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Рис. 4. Средняя фактическая ставка арендной платы за офисные помещения класса С, расположенные в районе станций метро, за 1 квадратный метр без НДС и эксплуатационных расходов

□ Фактическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Нормативная

■ Рыночная

Арендная плата:

фактическая - по

договорам ДИГМ

нормативная -

рассчитанная в соответствии с Методикой, утвержденной ППМ от 14.10.2003 г. № 861 -ПП

рыночная - ставка, установленная рынком

Рис. 5. Средняя ставка арендной платы за офисные помещения класса С по районам ЦАО за 1 квадратный метр без НДС и эксплуатационных расходов

Это говорит о том, что существующий нормативный порядок расчета не в полной мере увязывает величину арендной платы с ценностью (стоимостью) объекта недвижимости. В результате возникает ситуация, когда одни арендаторы за худшие помещения платят больше, чем другие арендаторы за помещения, расположенные в более выгодных местах и находящиеся в лучшем состоянии.

Такая ситуация не позволяет достичь наибольшей эффективности использования

городской собственности и не способствует созданию справедливой конкурентной среды на рынке недвижимости.

2. Ежегодная индексация ставок арендной платы недостаточно экономически обоснована и не отражает изменения ставок аренды на открытом рынке. На рисунке 6 представлены два графика: кривая изменения темпов роста стоимости недвижимости в городе Москве, полученная на основе анализа рынка и кривая официального уровня инфляции в стране.

- Рынок -Дефлятор

Рис. 6. Ежегодная индексация ставок арендной платы

До 2000 года индекс инфляции был выше темпов роста рынка недвижимости, а начиная с 2000 года по настоящее время темпы роста цен на рынке недвижимости значительно (на 15-30 процентов) превышют инфляцию. В связи с этим при индексации рыночных ставок арендной платы на индекс

дефлятора происходит постепенное отставание ставок, определенных с использованием индивидуальной оценки, от рыночного уровня инфляции в стране.

3. Достаточно высоки финансовые и временные затраты на проведение индивидуальных оценок объектов недвижимости (рис. 7).

250

200 /

о. I 150 /

С

2

100 /

50 /

0 Л

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Рис. 7. Затраты на проведение индивидуальных оценок объектов недвижимости

Затраты на оценку стоимости объектов, сдаваемых в аренду, в течение 3 последних лет превышали 200 миллионов рублей. Кроме этого, отвлекались ресурсы на осуществление экспертизы отчетов об индивидуальной оценке и разрешение конфликтных ситуаций. Средняя стоимость индивидуальной оценки составляет 1-1,2 у. е. за 1 квадратный метр площади. Трудозатраты составляют 3-5 человекодней на один объект недвижимости.

Недостаточная эффективность управления развитием территории города с позиции стоимости:

• отсутствует возможность определения стоимостного потенциала отдельных территорий города;

• ограничена возможность перспективного прогнозирования поступлений в бюджет от арендной платы за объекты недвижимости;

• отсутствует возможность оценки эффективности использования и сдачи в аренду недвижимости.

4. Теория стоимости не в полной мере используется для эффективного управления развитием территории города. В первую

очередь в отсутствие стоимостной информации отсутствует и возможность определения потенциала развития территории и изменения стоимости недвижимости, расположенной на этой территории, например при строительстве транспортной развязки, открытии новой станции метро и т. д.

Таким образом, городские органы власти не имеют таких эффективных инструментов, как:

• перспективное прогнозирование поступлений в бюджет города от арендной платы за объекты недвижимости;

• контроль за эффективностью совершения сделок или иного распоряжения объектами недвижимости;

• определение потенциала развития отдельных территорий города с позиции стоимости;

• оценка эффективности принятия градостроительных и инвестиционных решений.

Действенным способом решения перечисленных задач, на наш взгляд, является внедрение системы массовой оценки стоимости объектов недвижимости в городе Москве, которая позволяет, используя ре-

зультаты мониторинга рынка недвижимости и статистические методы математического моделирования, определять стоимость, максимально приближенную к рыночной.

Безусловно, главной целью системы массовой оценки объектов недвижимости является повышение эффективности управления объектами недвижимости и создание цивилизованного и конкурентного рынка.

Система массовой оценки стоимости объектов недвижимости позволит решить такие задачи, как:

1)прогнозирование тенденций развития рынка недвижимости и потенциала увеличения доходов бюджета (рыночные ставки помещений для офиса, торговли и склада существенно отличаются);

2) снижение затрат на проведение работ по оценке стоимости при разработке проектов управленческих решений;

3) обеспечение контроля отчетов об индивидуальной оценке;

4)формирование системы поддержки принятия городских управленческих решений, ориентированных на увеличение стоимости объектов недвижимости;

5) создание эффективной информационной инфраструктуры рынка недвижимости;

6)обеспечение расчета индексов изменения размера арендной платы на основе мониторинга рынка;

7)создание предпосылок перехода к налогообложению имущества местным налогом на недвижимость.

Для достижения поставленной цели и решения задач была разработана Концепция применения методов массовой оценки, которая позволяет заложить основу создания системы массовой кадастровой оценки в городе Москве.

Концепция применения методов массовой оценки. Основные положения

1. Общие положения

1.1. Настоящая Концепция определяет основные положения применения методов массовой оценки в отношении находящихся в собственности и расположенных в границах территории города Москвы объектов

недвижимости, входящих в состав нежилого фонда (далее - объекты оценки).

Под объектами нежилого фонда для целей настоящего документа понимаются отдельно стоящие здания и помещения в зданиях, не предназначенные для проживания, а также автостоянки и гаражные комплексы.

1.2. Настоящая Концепция разработана в целях:

• повышения эффективности управления объектами оценки;

• создания информационного ресурса, содержащего регулярно обновляемые достоверные данные о стоимости объектов оценки;

• расчета индексов изменения размера арендной платы, в отношении сданных в аренду объектов оценки;

• прогнозирования тенденций развития рынка недвижимости, выработки решений о составе городской собственности и изменения форм и методов ее использования;

• обеспечения контроля отчетов об оценке рыночной стоимости объектов оценки, подготовленных оценщиками.

2. Основные положения использования методов массовой оценки

Определение стоимости объектов оценки осуществляется в соответствии со следующими основными положениями использования методов массовой оценки, предусмотренными настоящим разделом Концепции. Для проведения массовой оценки:

2.1. Осуществляется формирование перечня объектов оценки на основании Единого реестра собственности города Москвы.

2.2. Осуществляется классификация объектов оценки. При этом, в том числе, выделяются следующие классы объектов оценки: класс «Объекты административного (офисного) назначения», класс «Объекты торгового назначения», класс «Объекты производственно-складского назначения», а также иные классы, выделение которых обуславливается существенными особенностями ценообразования на рынке недвижимости. В случае если такие особенности существуют внутри классов, то в рамках классов объектов оценки по доминирова-

нию одного или нескольких специальных ценообразующих признаков выделяются более низкие уровни классификации объектов оценки.

Использование методов массовой оценки осуществляется отдельно для каждого из нижних уровней сформированной классификации объектов оценки.

2.3. Определяется перечень факторов, оказывающих существенное влияние на стоимость объекта оценки (далее - факторов стоимости).

Определение факторов стоимости осуществляется отдельно для каждого из нижних уровней сформированной классификации объектов оценки на основе корреляционного анализа.

2.4. Определяются значения факторов стоимости для каждого объекта оценки.

2.5. Осуществляется группировка объектов оценки каждого из нижних уровней сформированной классификации объектов оценки на основе сходства значений факторов стоимости. Группировка объектов оценки по сходству (близости) значений их соответствующих факторов стоимости базируется на предположении, что удельные показатели рыночной цены или рыночной стоимости объектов, близких по описаниям в разрезе факторов стоимости, также будут близкими.

2.6. Осуществляется сбор достаточных для определения стоимости объектов оценки сведений о рынке недвижимости. Сведения о рынке недвижимости считаются достаточными в случае, если они обеспечивают формирование статистически значимой модели расчета. Модель считается статистически значимой, если результаты оценки с использованием этой модели слабо изменяются в зависимости от увеличения размера выборки, на основании которой строилась модель.

Для сбора сведений о рынке недвижимости используются источники, не запрещенные законом и содержащие достоверную информацию о рынке недвижимости.

В случае если в результате сбора сведений о рынке недвижимости были, в том числе, собраны сведения о рыночных ценах объектов недвижимости, соответствующие

календарным датам, отличным от даты, по состоянию на которую производится оценка (далее - даты проведения оценки), то осуществляется их приведение к дате проведения оценки на основе формулы, характеризующей соответствующее изменение во времени рыночных цен объектов недвижимости либо рыночных размеров арендной платы объектов недвижимости.

2.7. Проводится статистический анализ связи между удельными показателями рыночной цены или рыночной стоимости объектов оценки и факторами стоимости. Формулы такой связи (модели) устанавливаются с использованием методов регрессионного анализа. Для каждой группы объектов оценки устанавливается несколько формул связи (определяются несколько регрессионных моделей разных типов).

2.8. Осуществляется проверка статистической значимости формул связи (моделей) между удельными показателями рыночной цены или рыночной стоимости объектов оценки и факторами стоимости.

Определение статистической значимости модели расчета производится с использованием статистического критерия Фишера.

Статистически значимые модели для каждой группы объектов оценки отбираются с целью последующего сравнения их качества оценки.

Для тех групп объектов оценки, для которых сформированная связь не является статистически значимой, производится либо объединение соседних групп с целью построения общей для этих групп модели расчета, либо используются методы индивидуальной оценки.

В случае если ни одна из моделей не соответствует требованию статистической значимости, осуществляется пересмотр факторов стоимости и проведение новой группировки.

2.9. Проводится сравнительный анализ качества статистически значимых моделей (далее - анализ качества) для каждой группы объектов оценки.

Анализ качества осуществляется путем сравнения известных удельных показателей рыночных цен или рыночных стоимостей объектов оценки с их аналогами, полу-

чаемыми с использованием статистически значимых формул связи. При этом используются стандартные статистические показатели качества, такие как коэффициент детерминации R2, средняя относительная погрешность оценки, среднеквадратичная ошибка оценки и др.

В результате анализа качества из статистически значимых моделей выбирается та модель для группы объектов оценки, которая характеризуется лучшим качеством по сравнению с другими моделями.

В случае если ни одна из моделей для группы объектов оценки не характеризуется приемлемым качеством, то эти модели считаются неудовлетворительными. В этом случае осуществляется установление новых формул связи для объектов оценки данной группы, проверка их статистической значимости и проводится анализ качества на основании соответствующих положений настоящей Концепции.

2.10. Осуществляется расчет удельных показателей стоимости каждого объекта оценки. Расчет осуществляется путем подстановки в формулу связи, установленную путем выбора модели расчета, индивидуальных значений факторов стоимости объектов оценки.

Такой расчет также может осуществляться на основе прямого сравнения объекта оценки с объектами недвижимости, рыночная цена или рыночная стоимость которых известна, и внесения поправок соответственно в удельные показатели рыночных цен или рыночных стоимостей, сглаживающих отличия объектов оценки от объектов сравнения.

2.11. Осуществляется расчет стоимости каждого объекта оценки путем умножения удельного показателя стоимости объекта оценки на его площадь.

3. Ожидаемые результаты применения методов массовой оценки объектов нежилой недвижимости в городе

Москве

3.1. Массовая оценка, методы которой применяются для определения стоимости объектов оценки, характеризуется следующими аспектами:

• единством методического обеспечения, которое способствует сопоставимости стоимостей объектов оценки на всей территории города Москвы;

• сбалансированностью интересов органов власти и управления города Москвы и интересов участников рынка нежилой недвижимости;

• зависимостью размера арендной платы в отношении сданных в аренду объектов оценки от их стоимости;

• прозрачностью и доступностью информации, используемой при применении методов массовой оценки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• автоматизацией процесса оценки.

3.2. Учитывая аспекты массовой оценки, указанные в пункте 3.1 настоящей Концепции, применение методов массовой оценки для определения стоимости объектов оценки позволит достигнуть следующих результатов:

• определить потенциал увеличения доходов городского бюджета от сдачи в аренду недвижимого имущества;

• существенно сократить время и расходы, требуемые для оценки объектов оценки;

• обеспечить достоверность, прозрачность и обоснованность результатов работ по оценке;

• выявлять и прогнозировать тенденции развития рынка нежилой недвижимости в городе Москве на основе актуальной и достоверной информации о стоимости объектов оценки;

• создать основы для принятия рациональных градостроительных и инвестиционных решений;

• обеспечить публичность сведений об объектах оценки и прозрачность системы определения ставок арендной платы в отношении сданных в аренду объектов оценки.

Ожидаемыми результатами от внедрения этой системы для органов городской власти будет решение указанных задач. Для арендаторов и инвесторов система массовой оценки должна обеспечить:

• публичность сведений о стоимости объектов недвижимости;

• прозрачность системы определения ставок аренды;

• увеличение инвестиционном привлекательности городского рынка недвижимости за счет снижения рисков вложения капитала.

Предварительные расчеты результатов внедрения системы массовой оценки объектов недвижимости (рис. 8) показывают, что:

• потенциал увеличения ставок арендной платы до рыночного уровня оценивает-

ся от 2,0 до 3,5 раз (без учета льгот) от существующего уровня арендной платы;

• снижение затрат на проведение индивидуальных оценок недвижимого имущества будет весьма существенным: с 240 до 70 миллионов рублей;

• достигается значительное сокращение времени для принятия предварительных управленческих решений.

Средняя ставка арендной платы за офисные помещения класса С по административным округам за 1 кв. м, 2005 г.

I Методика ■ Рынок □ Массовая оценка

потенциал увеличения ставок арендной платы до рыночного уровня - 250-350%*

снижение затрат на оценку

результаты моделирования ставок арендной платы с использованием методов массовой оценки сопоставимы с рыночными ставками арендной платы

* без учета льгот

Рис. 8. Ожидаемые финансовые результаты от внедрения системы массовой оценки объектов недвижимости

Наличие стоимостной информации о городских объектах недвижимости будет способствовать повышению открытости и прозрачности принимаемых решений, так как сегодня предпринимательскому сообществу не хватает обобщенной информации о стоимости недвижимости классов С и D (эти категории составляют основу городского портфеля недвижимости).

При наличии системы массовой оценки как инструмента предварительно контроля Департамент имущества города Москвы сможет более оперативно и с наименьшими затратами осуществлять прием результатов оценочных работ (по обязательным независимым оценкам), выполняемых по его заказу.

В перспективе система массовой оценки недвижимости позволит в рабочем порядке

снимать конфликтные ситуации в отношении установления размера арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, или при решении вопросов по изъятию недвижимости для городских нужд.

Заключение

Во всем мире налогообложение недвижимости является одним из основных источников налоговых доходов местной казны.

В настоящее время в России на федеральном уровне прорабатывается вопрос введения местного налога на недвижимость и установления порядка расчета налогооблагаемой базы по этому налогу на основе массовой оценки ее стоимости. Для такого

мегаполиса, как столица России, в котором одним из наиболее значимых активов является недвижимость, такие проработки представляются крайне важными и актуальными. Создание и внедрение адекватных механизмов налогообложения, позволяющих создать систему поддержки приоритетных видов бизнеса через соответствующие преференции в системе налогообложения, должно проходить при активном участии субъектов Российской Федерации.

Модель массовой оценки может использоваться и в целом ряде других областей.

Для ее практического внедрения ДИГМ в рамках Городской целевой программы «Электронная Москва» предлагает предусмотреть создание информационной подсистемы массовой оценки всех объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы и расположенных на территории города. Создание такого информаци-

онного ресурса позволит органам государственной власти и местного самоуправления, а также субъектам предпринимательства получать объективную стоимостную информацию, что, в свою очередь, повысит прозрачность и инвестиционную привлекательность рынка недвижимости и других смежных рынков.

Создание в столице модели массовой оценки недвижимости и ее использование не умаляют роли и значимости сложившейся системы независимой оценки стоимости. Москва не собирается отступать от соблюдения норм федерального законодательства, обязывающего публичного собственника при совершении сделки с объектом (в том числе и при передаче его в аренду) привлекать независимого оценщика. Привлечение подрядчиков для выполнения оценки стоимости будет строиться, как и сейчас, на конкурсной основе.

*...ПОКУПАТЕЛЬ НЕДВИЖИМОСТИ, ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ НА ПРАВЕ АРЕНДЫ, ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НЕ ПРИЗНАЕТСЯ

Если покупатель недвижимости приобретает право пользования земельным участком, занятым этой недвижимостью, на праве аренды, то налогоплательщиком земельного налога он не признается. В случае приобретения земельного участка, занятого недвижимостью, в собственность у него возникает обязанность по уплате земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. При этом документом, подтверждающим переход права собственности на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации права (Письмо Минфина России от 10.10.2005 № 03-06-02-04/84).

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ БУДУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НА УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

При этом государственное финансирование инвестиционных проектов допускается в качестве преобладающего. В соответствии с утвержденным «Положением об Инвестиционном фонде Российской Федерации», которое должно вступить в силу с 1 января, участвующие в реализации проектов коммерческие организации должны предоставить не менее 25 процентов сметной стоимости проекта, а размер государственных гарантий, которые являются одной из форм государственной поддержки, может составлять до 60 процентов от фактически предоставляемых кредиторами средств (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2005 № 694).

* При подготовке информации использованы материалы сайта «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.