Разработка модели для построения оценки проекта на основе стоимостного инжиниринга
сч
1Л £
Б
а
2 ©
Топоркова Алина Финатовна
аспирант, кафедра экономики, управления и финансов, Санкт-Петербургский Горный Университет, alinafinatovna@mail.ru
Статья рассматривает разработку модели для построения оценки проекта на основе методов стоимостного инжиниринга. Разработка модели оценки на основе принципов и подходов стоимостного инжиниринга (на основе методологического каркаса АССЕ - общества стоимостных инженеров, позволит повысить эффективность проектов нефтегазодобычи в Российской Федерации.
Применение методов и инструментов стоимостного инжиниринга значительно повышает эффективность проектов, повышает управляемость и позволяет достигать ключевые показатели эффективности, ожидаемые от стейкхолдеров компании в рамках маржинальности инвестиционной деятельности.
Применение стоимостного инжиниринга позволит повысить конкурентную способность российских компаний на международном рынке, в том числе увеличит шансы на победу в тендерах, преимущество в которых на настоящий момент имеют западные компании, имеющие выстроенную систему стоимостного инжиниринга.
В статье рассмотрены критерии для формирования стоимостной модели оценки. Ключевые слова: стоимостной инжиниринг, эффективность инвестиционных проектов, нефтегазовая промышленность, стоимостная модель оценки
Актуальность исследования: в условиях ухудшения качества нефтегазовых месторождений и падения объемов добычи нефти особую важность приобретает минимизация и корректный учет затрат на строительство объектов добычи. Наиболее развитые компании нефтегазовой отрасли России, такие как ПАО «Газпромнефть», начинают осваивать методы стоимостного инжиниринга, которые позволяют существенно оптимизировать затраты по проекту и осуществлять более качественное управление затратами.
Согласно определению АССЕ, стоимостной инжиниринг - это логично следующий друг за другом комплекс инструментов и методов формирования разумной стоимости проекта на основе расчетов, которые позволяют организовать эффективное управление стоимостью объектов в составе проекта на каждом этапе процесса инвестирования. Стоимостные нженеры ищут решения проблем, и экономическая жизнеспособность каждого потенциального решения обычно рассматривается наряду с техническими аспектами. По сути, инженерная экономика включает формулирование, оценку и оценку экономических результатов, когда имеются альтернативы для достижения определенной цели
Как было отмечено ранее, лидером нефтедобывающей промышленности РФ по внедрению стоимостного инжиниринга являются компании «Росатом» и «Газпром нефть». Знакомство Росатома с принципами стоимостного инжиниринга и необходимостью создания интегрированных стоимостных моделей стало неизбежным в парадигме развития современного зарубежного рынка. Для того, чтобы обеспечить себе конкурентоспособность на тендерах по строительству атомных станций, где одним из требований в последнее время стало соблюдение принципов стоимостного инжиниринга.
ПАО «Газпромнефть» с целью наиболее эффективного управления затратами крупных проектов организация внедряет современные методы стоимостного инжиниринга. Интегрированные модели для оценки стоимости строительства инфраструктуры (электростанций, ВЛ, УПСВ, дорог и зимников, газопроводов и трубопроводов, обустройства кустов) активно реализуются в компании и используются в процессе планирования стоимости объектов капитального строительства при обосновании эффективности вложения инвестиций в проект. Планирование основывается на стоимости необходимых объектов, строительных объемах по объектам, с учетом интеграции с техническими решениями по проекту. Данный подход позволяет уже на стадии концептуального проектирования обеспечить прозрачность данных и их соответствие КР1. Принцип проецируется на весь период (этапы) проекта до момента его завершения.
По данным официального сайта ПАО «Газпромнефть» в настоящее время в компании ведется глобальная разработка стоимостных моделей по площадным объектам подготовки газа, в состоянии высокой готовности находятся стоимостные модели по площадным объектам подготовки нефти. [Хасанов]. Для оптимизации трудозатрат при планировании стоимости объектов разработан перечень типовых наборов сооружений площадных объектов и сооружений, что в том числе облегчает задачу оценщика при большой вариативности рассматриваемых опций.
В рамках данного исследования предлагается разработать универсальную модель оценки для широкого применениями всеми нефтегазовыми компаниями России с учетом опыта компании «Газпромнефть» как первопроходца в области реализации стоимостного инжиниринга в России. На основе исследования методик АССЕ и разработок Газпромнефти были систематизированы основные критерии оценки стоимости проектов в зависимости от этапа реализации. На каждом этапе предлагаются разные уровни и элементы оценки (рис.1).
На стадии принятия решения вхождения в проект первичными данными для оценки стоимости строительства могут являться следующие элементы:
1. сценарные условия (регион, уровень цен, необходимые параметры строительства и др.),
+/-50%
+/- 30%
+/-20-10%
+/-5%
1. Подъем жидкости
2. Система поддержания пластового давления
3.Подготовка нефти
4.Транспорт нефти
5.Сбор и транспорт газа
6.РсМОИГ скважин
7. Коммерческие расходы
1.Подъем жидкости -Статья 1 -Стенд 2 -Статья „.
2.Сисгсиа
цидцержания пластового давлен ил
3.Подготовка нефти
4. Транспорт ] [сфги
5. Сбор н ipaneiiopi газа
6. Ремонт с:-шажип
7. Коммерчески с
Рис. 1. Структура параметров стоимостной модели пр оценке эксплуатационных затрат (на основе разработок ПАО «Газпромнефть»)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
- чфп насосных усгаЕаовок
- Периодичность то и кр
- расход материалов хоммуналытыс затраты СТОИМОСТНЫЕ ПОКА5ЛТЕЛИ
- СТОИМОСТЬ прока 1а -11 ■
-стоимость содержания 1 км дорог -сгцныцсть 1 мсгра проходки сеиемики
- стоимость услуг связи
2. данные по объектам-аналогам; ?
3. фактические данные о затратах (на основе прошлых периодов с учетов индексации); ?
4. параметры оборудования, ранее запроектированные заводами-
1. Анализ на основе аналогов (ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА)
На данном этапе формирование стоимости объектов осуществляется посредством оценки затрат по основным технологическим процессам операционной деятельности предприятия.
Консолидированные данные по стоимостным, количественным, техническим и физическим параметрам систематизируются в системе (базе) данных предприятия с учетом ранее накопленных данных. На основе уже собранных ретроспективных данных по уже реализовыва-ющимся активам в зависимости от региона и способа эксплуатации определяются основные факторы, влияющие на стоимость разных вариантов в производственной деятельности. Эти драйверы используются при оценке новых, в том числе крупных, проектов. Выбранный метод позволяет выполнить экспресс-расчет затрат при минимальном наборе исходных данных с высокой точностью.
2. Комплексный анализ
Следующим в цепочке методов выделяется комплексный анализ, данный этап отличается от этапа «экспресс оценка», в первую очередь, детальностью планирования затрат. Комплексный анализ предполагает проведение глубокого анализа, в том числе стоимостную оценку технических параметров инвестиционного проекта строительства скважин, внут-
рипромысловой инфраструктуры, дорого и т.д. с целью выбора наиболее эффективного вариант развития проекта. Постатейная декомпозиция затрат обеспечивает значительно более высокий уровень детализации с возможностью выявления оптимального расположения промыслов и кустовых площадок, схему ремонтов и эксплуатационного обслуживания оборудования. На данном этапе применяются созданные модули по стоимостной оценке.
3. Окончательная оценка
Данный вид оценки реализуется после второго этапа. Дальнейшие инженерные работы, которые направлены на получение и представление информации, такой как предварительные материальные и энергетические балансы, списки оборудования и технические характеристики материалов, номинальная нагрузка и размеры всего технологического оборудования, а также КИП и планирующегося обустройства. Предельная стоимость, которую может достичь проект не может иметь вероятную ошибку более 20%. По таким статьям как изоляционные работы, электрические приборы, КИП и трубопроводы, оценка выводится путем применения коэффициентов к расчетным затратам на основные элементы оборудования.
4. Детальная оценка
На данном этапе производится детальный расчет узловых технических решений. Вероятная точность оценки находится в пределах 5% (рис 1.).
Важным шагом является интеграция
разработанных стоимостных моделей по оценке капитальных вложений с существующим программным обеспечением компании. Инструмент для интегрированного концептуального проектирования - это разрабатываемое программное обеспечение (ПО) для реализации комплексного подхода к проектированию разработки и обустройства месторождений и получения максимального экономического эффекта для каждого актива.
В зависимости от зрелости проекта предлагается моделирование различного набора параметров.
Важным шагом является интеграция разработанных стоимостных моделей по оценке капитальных вложений с существующим программным обеспечением компании. Инструмент для интегрированного концептуального проектирования -это разрабатываемое программное обеспечение (ПО) для реализации комплексного подхода к проектированию разработки и обустройства месторождений и получения максимального экономического эффекта для каждого актива.
Синергия инструментов и методов стоимостного инжиниринга достигается также разработкой специального программного продукта по стоимостной оценке: модель должна учитывать актуальные макроэкономические изменения, интегрироваться со стоимостным справочниками цен и базой ретроспективных стоимостных показателей.
Литература
1. Хасанов М.М., Максимов Ю.В., Ску-дарь О.О., Третьяков С.В., Пашкевич Л.А., Сугаипов Д.А. Стоимостной инжиниринг в ПАО «Газпром нефть»: текущая ситуация и перспективы развития // Нефтяное хозяйствою - 2015. - № 12. - С. 30-33.
2. Топоркова А.Ф., Подолянец Л.А. Стоимостной инжиниринг в нефтедобывающей отрасли РФ. XIV Международная научно-практическая конференция «Современная экономика: Актуальные вопросы, достижения и инновации»: сборник статей. - Изд-во Наука и Просвеще-ние.2018. С. 236-238.
3. Бланк Л., Таркин Э. Экономический инжиниринг. Техасский университет. 2012. С. 534
4. Дубовицкая Е. А., Ткаченко М. А. Существующие проблемы оценки стоимости нефтегазовых объектов // Вестник ПМСОФТ - С.16-20
5. Хасанов М.М., Сугаипов Д.А., Уш-маев О.С., Бахитов Р.Р., Исмагилов Р.Р., Курков С.М. Развитие костинжиниринга в ОАО «Газпромнефть» // Нефтяное хо-
© 3
В
S
г
5
3HMCTB0. - 2013. - № 12. - C. 14-16
6. Factors Influencing the construction cost of industrialised building system (IBS) projects / Nor Azmi Ahmad Bari, Rosnah Yusuff, Napsiah Ismail, Aini Jaapar, Rizan Ahmad // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 35. Pp. 689-696.
7. Adams, J. R. and Barndt, S. E. Organizational Life Cycle Implications for Major Projects // Project Management. Vol. IX. No. 4. 2008. Pp. 32-39.
8. Wideman R. M. Project Management Examined // Lecture material. 2000. No. 12. Pp 44-49.
9. Avery W., The Business Modern Management System // Project Management. 2009. No. 15. Pp. 24-27.
Development of a model to construct the project evaluation based on cost engineering Toporkova A.F.
St. Petersburg Mining University The article considers the development of a model for constructing a project assessment based on value engineering methods. The development of an assessment model based on the principles and approaches of value engineering (based on the methodological
framework of ACCE, the society of value engineers, will improve the efficiency of oil and gas production projects in the Russian Federation.
The article considers the development of a model for constructing a project assessment based on value engineering methods. The development of an assessment model based on the principles and approaches of value engineering (based on the methodological framework of ACCE, the society of value engineers, will improve the efficiency of oil and gas production projects in the Russian Federation.
The application of cost engineering techniques and tools significantly increases the efficiency of projects, improves manageability and allows you to achieve key performance indicators expected from the company's stakeholders in the framework of investment margins.
The use of value engineering will increase the competitiveness of Russian companies on the international market, including increasing the chances of winning in tenders, in which Western companies that have a built-up value engineering system have an advantage.
The article discusses the criteria for the formation of the valuation pricing model.
Keywords: engineering economy, investment project efficiency, value engineering, investment project efficiency, oil and gas industry, valuation pricing model
References
1. Khasanov MM, Maksimov Yu.V., Skudar OO, Tretyakov S.V., Pashkevich LA, Sugaipov D.A.
Cost engineering at Gazprom Neft PJSC: current situation and development prospects // Oil industry - 2015. - № 12. - P. 30-33.
2. Toporkova A.F., Podolyanets L.A. Cost
engineering in the oil industry of the Russian Federation. XIV International Scientific and Practical Conference «Modern Economy: Actual Issues, Achievements and Innovations»: a collection of articles. - Publishing House Science and Enlightenment. Pp. 236-238.
3. Blank L., Tarkin E. Economic Engineering.
University of Texas. 2012. p. 534
4. Dubovitskaya E. A., Tkachenko M. A. Existing
Problems of Estimating the Value of Oil and Gas Objects. Vestnik PMSOFT - P.16-20.
5. Khasanov MM, Sugaipov DA, Ushmaev OS,
Bakhitov R. R., Ismagilov R. R., Kurkov S.M. The development of cosengineering in OAO Gazpromneft // Oil industry. - 2013. - № 12. - P. 14-16
6. Factors Influencing the construction cost of
industrialized building systems (IBS) projects: Ahmad Bari, Rosnah Yusuff, Napsiah Ismail, Aini Jaapar, Rizan Ahmad // Procedures - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 35. Pp. 689-696.
7. Adams, J.R. and Barndt, S.E. Organizational Life
Cycle Implications for Major Projects // Project Management. Vol. Ix. No. 4. 2008. Pp. 3239.
8. Wideman R. M. Project Management Examined
// Lecture material. 2000. No. 12. PP 44-49.
9. Avery W., The Business Modern Management
System // Project Management. 2009. No. 15. Pp. 24-27.
СЧ
in £
6
2 ©