Научная статья на тему 'Разработка мобильных взлетно-посадочных площадок для малой авиации'

Разработка мобильных взлетно-посадочных площадок для малой авиации Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
821
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ АЭРОДРОМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ / КОМПОЗИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СБОРНО-РАЗБОРНЫЕ ПЛОЩАДКИ / MOBILE AIRFIELD COMPLEXES / RUNWAY PLATFORMS / COMBINED FOLDING PLATFORMS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Самохина С.С., Морозов А.О.

Представлен проект создания мобильных взлетно-посадочных площадок для приема беспилотных летательных аппаратов, вертолетов, самолетов. ВПП состоит из плит, изготовленных с примененеием композитных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Самохина С.С., Морозов А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING MOBILE LANDING PLATFORMS FOR SMALL AIRCRAFT

The project of creating mobile runway platforms for of UAVs, helicopters, airplanes is presented. The runway platform consists of the plates made from composite materials.

Текст научной работы на тему «Разработка мобильных взлетно-посадочных площадок для малой авиации»

Окончание таблицы

Подпроцессы Риски

Техническое обслуживание и ремонт средств измерений оборудования - наличие неподготовленного персонала на рабочих местах - нарушение процедуры технического обслуживания и ремонта средств измерений - неправильное управление документацией по техническому обслуживанию и ремонту средств измерений - неправильный выбор комплектующих для ремонта средств измерений

Создание и актуализация фонда стандартов и нормативных документов метрологического обеспечения производства - наличие неподготовленного персонала на рабочих местах - неправильный выбор состава и последовательности работ по актуализации фонда

Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений - наличие неподготовленного персонала на рабочих местах - неправильный выбор состава и последовательности выполнения работ по устранению установленных нарушений метрологических норм

По итогам анализа можно сделать вывод, что в процессе деятельности организации по МО производства существенное влияние на элементы процесса оказывают технология, персонал, документация, комплектующие и материалы и средства измерения.

Такой подход может применяться при планировании в рамках реализации требований стандарта ИСО 9001:2015.

Библиографические ссылки

1. Малахова Ю. Г., Жирнова Е. А. Управление качеством на основе функционально-стоимостного анализа и процессного подхода // Сертификация. 2015. № 4.

2. Екатеринин М. В. Менеджмент рисков как основа планирования деятельности организации // Сертификация. 2015. № 4.

3. Екатеринин М. В. Вопросы применения требований стандартов на системы менеджмента качества для разных отраслей экономики // Сертификация. 2012. № 2.

References

1. Malakhova Yu. G., Zhirnova E. А. Upravleniye ka-chestvom na osnove funktsional'no-stoimostnogo ana-liza i protsessnogo podkhoda // Sertifikatsiya. 2015. № 4.

2. Ekaterinin M. V. Menedzhment riskov kak os-nova planirovaniya deyatel'nosti organizatsii // Ser-tifikatsiya. 2015. № 4.

3. Ekaterinin M. V. Voprosy primeneniya trebo-vaniy standartov na sistemy menedzhmenta kachestva dlya raznykh otrasley ekonomiki // Sertifikatsiya. 2012. № 2.

© Садченко Ю. В., Малахова Ю. Г., 2016

УДК 625.717.2

РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНЫХ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ

С. С. Самохина, А. О. Морозов

Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева Российская Федерация, 432071, г. Ульяновск, ул. Можайского, 8/8 E-mail: Sv_samohina@rambler.ru

Представлен проект создания мобильных взлетно-посадочных площадок для приема беспилотных летательных аппаратов, вертолетов, самолетов. ВПП состоит из плит, изготовленных с примененеием композитных материалов.

Ключевые слова: мобильные аэродромные комплексы, взлетно-посадочные площадки, композитные материалы, сборно-разборные площадки.

<Тешетневс^ие чтения. 2016

DEVELOPING MOBILE LANDING PLATFORMS FOR SMALL AIRCRAFT

S. S. Samokhina, A. O. Morozov

Ulyanovsk Institute of Civil Aviation 8/8, Mozhaiskogo Str., Ulyanovsk, 432071, Russian Federation E-mail: Sv_samohina@rambler.ru

The project of creating mobile runway platforms for of UAVs, helicopters, airplanes is presented. The runway platform consists of the plates made from composite materials.

Keywords: mobile airfield complexes, runway platforms. composite materials, combined folding platforms.

Потребности в использовании тяжелых БПЛА, легких самолетов и вертолетов в гражданской авиации, авиации специального назначения диктуют условия для организации аэродромных комплексов нового типа. Стационарные аэродромные комплексы экономически невыгодны в труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, а также на начальном этапе строительства объектов при выполнении задач по доставке грузов в условиях отсутствия транспортной сети [1; 2]. Содержание подобных аэродромных комплексов или их демонтаж после выполнения краткосрочных задач требует огромных финансовых затрат.

Объект исследования - структура аэродомных комплексов. Предмет - взлетно-посадочные площадки (ВПП) для приема воздушных судов различного назначения.

Цель проекта - разработать быстровозводимые сборно-разборные аэродромные посадочные площадки, пригодные для приема вертолётов, самолётов, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в составе нового типа объектов - мобильных аэродромных комплексов малой авиации (МАКМА).

Предлагается использовать объекты нового типа -мобильные аэродромные комплексы малой авиации (МАКМА) [3-5]. Главный элемент МАКМА - это взлётно-посадочная полоса или площадка с грунтовым или иным покрытием, достаточным для приёма воздушных судов различных классов грузоподъемности в зависимости от решаемых задач.

Известны технические решения по созданию морских и железнодорожных мобильных аэродромных комплексов. Для базирования вертолётов и самолётов с массой до 12-15 т использовались металлические плиты типа К-1 Д и плиты АСП-4, АСП-4М и ААП-3 (для базирования самолётов массой до 40 т). Недостатками подобных структур является то, что железнодорожный аэродромный комплекс не обеспечивает необходимого уровня безопасности при выполнении полётов. При эксплуатации как железнодорожного, так и морского аэродромного комплекса необходимы практически идеальные метеорологические условия и хорошо подготовленная поверхность для размещения ВПП.

Предлагается создать мобильные ВПП, которые могут быть передислоцированы из одного региона в другой по мере выполнения поставленных задач. Мобильность будет обеспечиваться тем, что быстро-возводимые плоскостные аэродромные посадочные

площадки (БВПП), пригодные для приема вертолётов, самолётов и БПЛА, будут сборно-разборными [6].

Мобильные наземные ВПП для приема самолётов, вертолётов, БПЛА массой до 10 т должны собираться из отдельных плит, которые быстро и легко соединяются при развертывании мобильного аэродрома и легко разбираются при демонтаже после выполнения задач и перебазирования на другую территорию.

Долговечность ВПП требует применения материалов с высокими прочностными характеристиками, низкой теплопроводностью и водопроницаемостью, широким температурным диапазоном эксплуатации. Подобным требованиям отвечает применение композитных материалов. Изучение прочностных и других специфических свойств материалов для сборно-разборных плит позволило сделать вывод о том, что наиболее приемлемым вариантом их реализации является сэндвич-структура. В качестве наполнителя для аэродромных композитных плит мы предлагаем использовать материалы типа пеноплекса, теплекса и техноплекса, которые обеспечат необходимый уровень прочности для приёма ВС 4, 5 и 6 классов.

Доставка аэродромных композитных плит к месту монтажа ВПП возможна с помощью вертолётов, самолётов и железнодорожного транспорта. Возводимая площадка не требует идеальной плоскостности подстилающей поверхности. Поэтому БВПП могут быть востребованы в местностях с различной подстилающей поверхностью: песчаных, глинистых, болотистых и снежных районах. Исключена коррозия, которая для металлических конструкций является одним из серьезных факторов деградации.

Жесткость конструкции, необходимая при ударных и сдвиговых нагрузках при посадке и взлете ЛА, обеспечивается монтажными соединительными элементами-замками и шипами-направляющими на боковой поверхности плит. Монтаж и демонтаж при переброске на другое место по мере выполнения задачи в данном регионе выполняется бригадой из 3-5 человек в течение нескольких часов. Размеры площадки определяются конкретной задачей.

Финансовые и временные затраты для строительства МАКМА с БВПП значительно ниже, чем при строительстве железнодорожного полотна или полноценного стационарного аэродрома. Такие площадки в перспективе могут быть востребованы при использовании тяжёлых беспилотных летательных аппаратов (в настоящее время они взлетают только со ста-

ционарных специализированных аэродромов), что ограничивает возможность их применения, например, в случае необходимости контроля границ Арктики и движения по Северному морскому пути.

Быстровозводимые сборно-разборные аэродромные посадочные площадки, пригодные для приема вертолётов, самолётов, беспилотных летательных аппаратов, могут, быть применимы в гражданской авиации при создании опорной маршрутной сети в труднодоступных районах страны; в авиации МЧС в периоды ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других государственных структурах.

Дальнейшее развитие проекта будет проводиться в плане оценки коммерческой привлекательности для инвесторов и экономических затрат, закрепления МАКМА в нормативно-правовых документах как нового типа наземных авиационных объектов.

Библиографические ссылки

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/docunient/902132678/ (дата обращения: 29.08.2016).

2. ФКП «Аэропорты Красноярья» [Электронный ресурс]. URL: http://www. fkpakras.ru/ (дата обращения: 29.08.2016).

3. Самохина С. С., Морозов А. О. Мобильные авиационные комплексы малой авиации // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск : ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2014. С. 82-83.

4. Самохина С. С., Морозов А. О. Разработка мобильных комплексов малой авиации в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока // Тр. XIX Междунар. форума по проблемам науки, техники и образования. М. : Академия наук о Земле, 2015. С. 75-76.

5. Морозов А. О., Самохина С. С. Разработка наземной инфраструктуры объектов малой авиации. // Молодежный инновационный форум Приволжского федерального округа : сб. аннотаций проектов. Т. 2

(13-15 мая 2015 г., г. Ульяновск). Ульяновск : УлГТУ,

2015. С. 107-108.

6. Морозов А. О., Самохина С. С. Разработка сборно-разборных аэродромных посадочных площадок [Электронный ресурс]. URL: http://ify.ulstu.ru (дата обращения: 29.08.2016).

References

1. Transportnaya strategiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda [The transport strategy of the Russian Federation for the period till 2030].Available at: http://docs.cntd.ru/docunient/902132678/.

2. FKP "Aehroporty Krasnoyar'ya". ["Airports of Krasnoyarya"]. Available at: http://www.fkpakras.ru/

3. Samohina S. S., Morozov A. O. Mobil'nye aviacionnye kompleksy maloj aviacii. / [Mobile aviation complexes of small aircraft.] // Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ul'yanovsk: FGBOU VPO "UlGPU im. I. N. Ul'yanova", 2014. S. 82-83.

4. Samohina S. S., Morozov A. O. Razrabotka mobil'nyh kompleksov maloj aviacii v trudnodostupnyh rajonah Sibiri i Dal'nego Vostoka. Development of mobile complexes of small aircraft in hardly accessible regions of Siberia and the Far East // Trudy XIX Mezhdunarodnogo Foruma po problemam nauki, tekhniki i obrazovaniya. M. : Akademiya nauk o Zemle, 2015. S. 75-76.

5. Morozov A. O., Samohina S. S. Razrabotka nazemnoj infrastruktury ob"ektov maloj aviacii. Development of ground infrastructure of objects of small aircraft. // Sbornik annotacij proektov. T.2. Molodezhnyj innovacionnyj forum Privolzhskogo federal'nogo okruga, Ul'yanovsk, UlGTU, 13-15 maya 2015 goda: Ul'yanovsk : UlGTU, 2015. S. 107-108.

6. Morozov A. O., Samohina S. S. Razrabotka sborno-razbornyh aehrodromnyh posadochnyh ploshcha-dok. Development of mobile landing platforms [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ify.ulstu.ru.

2016.

© Самохина С. С., Морозов В. Г., 2016

УДК 657.6

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Т. А. Селиванова, И. В. Федоренко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: fedorenko2@mail.ru

Рассматривается организация внутреннего контроля в акционерном обществе. По результатам исследования разработано Положение о внутреннем контроле затрат акционерного общества. Выделены уровни контроля и предложено соотнесение контролируемых областей с уровнями контроля и ответственными подразделениями и лицами.

Ключевые слова: внутренний контроль, контроль затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.