Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

РАЗРАБОТКА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегии развития / санкции / международная среда / стратегии российских предприятий / development strategies / sanctions / international environment / strategies of Russian enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.В. Виноградова

В данной статье рассмотрена проблема стратегического развития компаний в условиях санкции, а также рассмотрен пример реализаций стратегий российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN INTERNATIONAL STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE COMPANY IN THE CONTEXT OF SANCTIONS

This article considers the problem of the strategic development of companies under sanctions, and also considers an example of the implementation of the strategies of Russian companies.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

УДК 330

РАЗРАБОТКА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

К.В. Виноградова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ksyushа-vinogrаdovа@mаil.ru

В данной статье рассмотрена проблема стратегического развития компаний в условиях санкции, а также рассмотрен пример реализаций стратегий российских компаний.

Ключевые слова: стратегии развития, санкции, международная среда, стратегии российских предприятий.

DEVELOPMENT OF AN INTERNATIONAL STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE COMPANY IN THE CONTEXT OF SANCTIONS

K.V. Vinogradova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ksyusha-vinogradova@mail.ru

This article considers the problem of the strategic development of companies under sanctions, and also considers an example of the implementation of the strategies of Russian companies.

Key words: development strategies, sanctions, international environment, strategies of Russian enterprises.

Экономические санкции веками использовались. В Европе 17-го и 18-го веков экономические санкции часто применялись странами друг против друга. Они включали запреты на торговлю полностью, закрытие портов для врагов или запреты на торговлю некоторыми видами товаров. Экономические санкции продолжают использоваться и по сей день [1]. Реализация политики санкций часто приводят к тому, что они не достигают желаемых результатов в отношении определённой страны, а действуют наоборот в отношении других стран. Сложная геополитическая ситуация определяет необходимость поиска кардинально новых стратегических альтернатив, выстраивания моделей международного бизнеса и логистических цепочек.

Конечно же, экономические санкции имеют огромное влияние на российскую экономику, стратегическое развитие компаний на международной арене. Компаниям приходится адаптироваться и перестраиваться под изменяющиеся условиях окружающей среды. Перестраивать менеджмент таким образом, чтобы компания смогла выжить даже при самых серьезных ограничениях, наложенных на государство.

В независимости от размера компании и рынков, с которыми она работает, в структуре предприятия всегда присутствует персонал, решающий текущие задачи, и персонал, занимающийся стратегией. Причём первых всегда значительно больше, чем вторых, они формируют основу компании. Если стратегам в условиях резкоменяющегося рынка проще

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

переориентироваться и начать принимать быстрые, эффективные решения, то основной костяк команды будет продолжать делать то, что и делал всегда [2].

Руководителю нужно скорректировать стратегию и внедрить в работу команды системный подход в условиях кризиса.

Стратегия зависит от ресурсов и возможностей компании, восприятия руководителем угроз и возможностей и широких организационных, рыночных, институциональных и культурных аспектов. Рынки капитала, труда и товаров, где действуют субъекты экономики, чувствительность субъектов экономики к экономическому спаду и широкий институциональный контекст, включая объем и качество государственной поддержки бизнеса, существенно влияют на адаптацию субъектов экономики к условиям ухудшающейся экономической обстановки и их последующую деятельность [3].

Ресурсы и возможности предприятий могут быть использованы для повышения эффективного производства на международной арене, или могут быть сформированы динамические способности для поиска новых технологических возможностей. Чтобы использовать свои возможности, фирмы применяют различные стратегии:

1. портфельные стратегии (отчуждение, приобретение, заключение альянсов, разработка нового продукта);

2. стратегии роста (консолидация, вывод с рынка, запуск новых продуктов, выход на новые рынки);

3. корпоративные стратегии (например, ценовая направленность, дифференциация или гибрид);

4. стратегию финансирования (реструктуризация задолженности, повышение капитала)

[3].

Стратегии реализуются с помощью целого ряда мероприятий, направленных на получение дохода и повышение эффективности. Показатели эффективности деятельности включают достигнутые объемы продаж, прибыли и доли рынка.

Виды санкций, направленных на Россию на текущий момент, в условиях которых менеджерам необходимо разрабатывать новые стратегии управления:

1. госдолг и инвестиции;

2. экспорт и импорт;

3. авиасообщение;

4. банки;

5. персональные санкции;

6. медиа и интернет;

7. визы и дипломатические сообщения;

8. разрыв деловых связей[4];

Общее количество ограничений достигло 5532 санкций против России [4]. Конечно, это оказало значительное влияние на экономику страны. Российской экономике из-за санкций однозначно предстоит период адаптации, перестройки внутриэкономических процессов. Однако, при этом некоторые эксперты оценивают возможности для роста и развития, подчеркивая потенциал России. Например, заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев вовсе говорит о том, что введенные санкции против Росси еще в 2014 году пошли стране на пользу [5]. И в самом деле, в России стало активно развиваться и продвигаться импортозамещение во всех отраслях, особенно стало больше внимания уделяться технологиям, производствам необходимых товаров жизнедеятельности. Специалисты подчеркивают, что импортозамещение начнет развиваться еще активнее в нынешней политической ситуации под наложенными санкциями в 2022 году.

На примере России в период экономических санкций большинство российских промышленных предприятий адаптировались за счет переориентации бизнеса, контроля над издержками, особенно за счет сокращения рабочих и ликвидации предприятий. Расширение

или сужение продуктовой линейки наблюдается гораздо реже. Эго можно объяснить тем, что во время рецессии, когда доходы растут, а эти стимулы низки, у фирм появляются дополнительные стимулы к сокращению затрат, в отличие от периодического повышения. Во-первых, можно утверждать, что большинство российских компаний в период рецессии использовали стратегию «Остановка и выжидание» (pit-stop) [3].

Инновационная активность имеет тенденцию к снижению во время рецессий на мировой арене. В данном случае можно сказать, что стратегия по инновациям будет направлена на оптимизацию затрат, а не на повышение качества. Большинство компаний следовали общепринятой тенденции еще несколько лет назад, сокращали расходы, откладывая запланированные инвестиции и концентрируясь на ключевых рынках. Однако целесообразность этих мер вызывает сомнения, так как итоги показали, что наилучших результатов добились компании, которые экспериментировали с внедрением новых бизнес-моделей, приобретали стратегически важные активы и осваивали новые рынки, включая нишевые рынки. Например, экспорт ООО «Натура Сиберика», первого сертифицированного бренда органической косметики, обеспечивает около 10% общей выручки компании. Три международные награды за последние несколько лет подтверждают признание продукта за рубежом. В настоящее время компания осуществляет прямой и непрямой экспорт [3].

Поэтому в условиях рецессии российские промышленные компании в основном рассчитывают на стратегию сокращения в краткосрочной перспективе. Введенные санкции и проводимая государством стратегия импортозамещения послужили стимулом для отраслей промышленности пересмотреть свои портфели активов, сосредоточиться на профильных активах, сократить операционные расходы и продать непрофильные активы. В то же время сокращение затрат и активов снижает способность промышленных предприятий продолжать расти и развиваться при улучшении производственной среды на мировой арене.

Библиографические ссылки

1. What do sanctions help achieve? An expert explains. - Текст :электронный // WorldEconomicForum: [сайт]. - URL: https://www.weforum.org/agenda/2022/03/what-do-sanctions-help-achieve-an-expert-explains/ (дата обращения: 8.04.2022).

2. Как действовать бизнесу в период санкций и падении рубля, чтобы защитить прибыль. - Текст : электронный // Vc.ru: [сайт]. - URL: https://vc.ru/marketing/377184-kak-deystvovat-biznesu-v-period-sankciy-i-padenii-rublya-chtoby-zashchitit-pribyl (дата обращения: 8.04.2022).

3. Стратегии российских компаний в сложных экономических условиях. - Текст :электронный // Стратегические решения и риск-менеджмент: [сайт]. - URL: https://www.jsdrm.ru/jour/article/view/769?locale=ru_RU (дата обращения: 8.04.2022).

4. Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций. - Текст : электронный //Forbes: [сайт]. - URL: https://www.forbes.ru/society/458287-rossia-stala-mirovym-liderom-po-kolicestvu-vvedennyh-protiv-nee-sankcij (дата обращения: 7.04.2022).

5. Решетников оценил влияние санкций на экономику России //газета.т: [сайт]. - URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2022/03/20/17451607.shtml (дата обращения: 7.04.2022).

© Виноградова К.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.