Научная статья на тему 'Разработка методов и инструментов информационного взаимодействия промышленных предприятий на основе коммуникативной системы'

Разработка методов и инструментов информационного взаимодействия промышленных предприятий на основе коммуникативной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ЗНАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БАРЬЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБМЕН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ / SYSTEM / KNOWLEDGE / INNOVATION / INTERACTION / BARRIERS / MANAGEMENT / SHARING / EFFICIENCY / COMPETITIVE ADVANTAGE / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гантимуров Андрей Павлович

В статье изложена актуальность создания системы обмена инновациями. Описаны возможные барьеры на пути накопления, использования и распространения знаний, как фундамента для генерации инноваций. Рассматриваются подходы к построению систем управления инновациями. Предлагаются этапы работ по созданию системы управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOP METHODS AND TOOLS OF INFORMATION INTERACTION INDUSTRIAL ENTERPRISES BASED COMMUNICATION SYSTEM

The article was described importance of the exchange of innovations. Were considered obstacles to the accumulation and dissemination of knowledge as a basis for innovation and the approaches to the construction of innovation management system. Were offered steps works to create a knowledge management system.

Текст научной работы на тему «Разработка методов и инструментов информационного взаимодействия промышленных предприятий на основе коммуникативной системы»

УДК: 330

ББК: 65.011

Гантимуров А.П.

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Gantimurov A.P.

DEVELOP METHODS AND TOOLS OF INFORMATION INTERACTION INDUSTRIAL ENTERPRISES BASED COMMUNICATION SYSTEM

Ключевые слова: система, знание, инновации, взаимодействие, барьеры, управление, обмен, эффективность, конкурентное преимущество, оптимизация.

Keywords: system, knowledge, innovation, interaction, barriers, management, sharing, efficiency, competitive advantage, optimization.

Аннотация: в статье изложена актуальность создания системы обмена инновациями. Описаны возможные барьеры на пути накопления, использования и распространения знаний, как фундамента для генерации инноваций. Рассматриваются подходы к построению систем управления инновациями. Предлагаются этапы работ по созданию системы управления знаниями.

Abstract: the article was described importance of the exchange of innovations. Were considered obstacles to the accumulation and dissemination of knowledge as a basis for innovation and the approaches to the construction of innovation management system. Were offered steps works to create a knowledge management system.

Современная экономика определяет новые правила организации деятельности предприятий. Ей характерен стремительный рост наукоемких товаров и услуг, интеллектуализация используемых технологий, обеспечивающих кратное повышение производительности труда, возникновение крупного сегмента рынка интеллектуальных продуктов и услуг (патенты, лицензии, транзакции, консалтинг), быстрый темп обновления знаний и необходимость их постоянного пополнения. В новых товарах содержится все больший объем новых знаний.

Возник и новый вид управленческой деятельности - управление инновациями (рассматривается как частный случай управления знаниями), который является крупным и растущим активом современных компаний. Происходит определенная трансформация организационных механизмов и структур в сторону целевых команд, матричных, виртуальных и сетевых и других структур с целью повышения эффективности в использовании знаний. Следует при этом отметить, что при всей актуальности проблемы теория управления иннова-

циями находится еще на начальной стадии, а все более возрастающая доля нематериальных активов компаний регулируется и управляется пока слабо и не системно. Знания, интеллектуальный капитал, нематериальные активы, интеллектуальная собственность рассматриваются ими как новый источник богатства, как важный фактор приобретения конкурентных преимуществ.

Актуальность исследований в области обмена инноваций связана, прежде всего, с тем, что сегодня конкуренция разворачивается уже не за скорость бизнес-процессов и даже не за скорость изменений: конкурентное преимущество на стороне тех компаний, которые быстрее обучаются. Можно констатировать, что актуальность и важность проблематики управления инновациями осознается большинством специалистов, занимающихся корпоративным управлением и 1Т-технологиями для целей управления. Концептуальное единство распространяется и на существо процесса управления знаниями, важнейшими элементами которого признается создание, хранение, поиск, передача и использование знаний.

Создание эффективной структуры обмена инновациями становится приоритетной и актуальной задачей. Налаживание коммуникаций между всеми заинтересованными лицами - одна из главных задач, которую стремятся достигнуть организации.

На пути создания коммуникативной системы необходимо решить проблему информационной прозрачности, минимизировать коммуникационные барьеры межведомственных отношений. Разрабатываемая модель единой коммуникативной среды организации позволит повысить коэффициент утилизации ресурсов, за счет эффективного использования ресурсов знаний. Результатом успешно работающей системы единой коммуникативной среды должна стать самообучающаяся и развивающаяся организация.

Целью системы управления знаний как инновациями является доставка необходимой информации нужным людям в нужное для эффективной реализации бизнес-процессов время. Смысл управления знаниями заключается в том, чтобы помочь людям лучше работать вместе, используя растущие ресурсы знаний и эффективно управляя этими знаниями. Результатом успешно работающей системы управления знаниями должна стать самообучающаяся и развивающаяся организация.

На пути накопления, использования и распространения знаний возникает ряд естественных барьеров, схематически представленных на рисунке 1 (1).

Прежде всего, это барьер различий в уровнях образования людей. За ним следует барьер готовности личностей и групп к совместной интеллектуальной деятельности. Многие люди не готовы делиться своими знаниями с другими, для этого необходимы стимулы. Так же возникает и коммуникационный барьер, без преодоления которого невозможен оперативный обмен и распространение разных форм и видов знаний даже в пределах коллектива, не говоря уже об организации в целом. Для транснациональных корпораций свойственен пространственно-географический барьер, вызванный удаленностью мест приложения труда.

Существуют два значительно отличающихся подхода к построению систем

управления инновациями (1). Первый можно назвать классическим, когда системы управления инновациями строятся на основе комбинирования существующих, уже зарекомендовавших себя технологий для работы со знанием. Речь идет о стандартных и широко используемых технологиях: E-mail, информационные порталы, дискуссионные форумы, общие каталоги документов, метаданные, а также о специфических технологиях искусственного интеллекта, таких как автоматическая классификация, автоматическое аннотирование документов, распознавание образов и речи и т.д.

Второй подход можно определить как семантический. Он основан на использовании взаимосвязанного набора методов и технологий по работе с семантикой данных, информацией и знаниями. В их числе онтологии предметных областей, технологии их построения и сопровождения, семантические метаданные, семантический поиск, системы логического вывода, семантическое профилирование знаний экспертов, семантические порталы и сети и т.п. И все это с соответствующей технологической поддержкой в части языков описания, моделей, программных инструментов и систем (1). Семантический подход не отвергает классический. По сути, семантический подход -это некое усовершенствование классического подхода. Добавляются новые алгоритмы поиска и обработки информации, которые используются в классическом подходе. Необходимо научиться технически предоставлять информацию так, чтобы пользователь был способен понять и текст, и смысл сообщения. Под словом «понять» подразумевается то, что компьютер будет способен обработать смысл с помощью некоторого логического языка, а также будет способен вывести новые факты и знания из данного документа. На рисунке 2 показано движение знаний между отправителем и получателем.

Формулой 1 представлен пример онтологической модели представления инновации как частного случая знания (1).

Общая величина подобия sim(I1,I2) экземпляров I1 и I2 определяется формулой (1):

Рисунок 1 - Барьеры на пути совместной интеллектуальной деятельности

Рисунок 2 - Движение знаний между отправителем и получателем

где:

^ г, a - веса различных измерений подобия, которые могут быть подобраны в зависимости от важности учета разных измерений подобия:

TS(Ii,Ij) - таксономическое (по близости в иерархии онтологии);

RS(Ii,Ij) - реляционное (по сходству отношений экземпляров);

AS(Ii,Ij) - атрибутивное (по близости значений атрибутов).

Организациям необходимо научиться легко распространять ценную информацию через созданную у них инфраструктуру управления знаниями. Актуальные сведения могут включать запасы явных знаний (бумажные документы, электронные документы, базы данных, сообщения электронной почты, текстовые файлы, изображения и даже видеофрагменты), полученные из любых источников, а также неявные знания, хранящиеся в головах специалистов и экспертов. Необходимо, чтобы инфраструктура управления знаниями организации позволяла эффективно и многократно использовать запасы явных и неявных знаний. Неявное знание, которым обладает сотрудник, трудно формализуемо и поэтому его трудно передать другим (2). Неявное знание также глубоко связано с действием и личной приверженностью в каждой конкретной ситуации: мастерство или профессия, особенная технология или рынок продукта, работа группы или команды. Неявное знание частично состоит из технического мастерства

— разновидности-неформального-трудно-выразимого знания, характеризуемого термином «ноу-хау». Мастер своего дела после многих лет практики развивает особые навыки, что называется, «на кончиках пальцев». Но часто он оказывается не в состоянии облечь в слова научные или технические принципы, стоящие за его знаниями

(3).

Неявное знание состоит из устоявшихся ментальных моделей, убеждений и мнений, настолько укоренившихся, что мы считаем их разумеющимися и поэтому не можем легко объяснить. Такие неявные моде-

ли на подсознательном формируют наше восприятие окружающего мира.

Разница между неявным и явным знанием предполагает четыре схемы создания знания в любой организации (3):

1. От неявного — к неявному. Иногда один индивид непосредственно делится неявным знанием с другим. Ученик обучается искусству мастера. Но ни ученик, ни мастер не приобретают какого-либо систематизированного понимания своего профессионального знания. Поскольку их знание никогда не становится явным, оно не может быть с легкостью использовано организацией в целом.

2. От явного — к явному. Индивид может также объединить разрозненные части явного знания в новое целое. Например, когда инспектор компании собирает информацию по всей организации и сводит ее воедино в финансовом отчёте, этот отчет является новым знанием с точки зрения того, что он синтезирует информацию из множества разных источников. Но эта комбинация по сути также не расширяет уже существующую в компании базу знания. Но когда неявное и явное знания приходят во взаимодействие, происходит нечто впечатляющее.

3. От неявного — к явному. Как пример можно привести финансового контролера, который, вместо того чтобы просто составлять традиционный финансовый план для своей компании, разрабатывает новый инновационный подход к бюджетированию, основываясь на своем интуитивном знании, развившемся за годы работы.

4. От явного — к неявному. Далее, по мере того как явное знание распространяется внутри компании, другие сотрудники начинают его усваивать, используя его для расширения, углубления и реструктурирования своего собственного неформализованного знания. Предложение контролера вызывает пересмотр системы финансового контроля в компании. Другие сотрудники используют инновацию и в конце концов начинают рассматривать ее как само собой разумеющуюся составляющую в системе основных инструментов и ресурсов, необходимых для их работы.

Для преобразования неявного знания в явное необходимо найти способ выражения того, что выразить невозможно. К сожалению, один из наиболее действенных методов для этого также чаще всего остается незамеченным: это тот запас образов и символов, который менеджеры могут использовать для артикуляции своей интуиции и догадок. В японских компаниях этот ассоциативный и подчас необыкновенно поэтичный язык играет особенно заметную роль в разработке продукции.

Управление знаниями представляет систематический процесс создания, обработки и накопления индивидуального и группового опыта таким образом, чтобы знания могли стать инновационными и были перенесены в процессы организации с тем, чтобы увеличивалась продуктивность и доходы организации. На рисунке 3 показаны элементы и связи системы обмена знаниями как генератора инноваций (1).

Фундаментом для создания системы управления инновациями могут быть технологии, состоящие из совокупности аппаратных и программных компонентов, обеспечивающих эффективное взаимодействие специалистов в процессе выполнения работы и в процессе воспроизводства знаний. Систему управления инновациями можно рассматривать как некоторую подсистему над информационной системой компании, развивающую ее функциональность.

В данной статье я хочу представить возможный состав и последовательность этапов по созданию системы управления знаниями как генератора инноваций крупной компании. Решение о создании данной системы не должно приниматься без учёта ряда факторов, определяющих состояние компании. Ситуация в каждой компании уникальна, и потому решения о путях и способах создания системы могут различаться.

Рассматриваемая компания располагает современной инфраструктурой и персоналом, владеющим информационными технологиями. Применительно к этой компании возможен следующий состав и последовательность этапов работ по созданию системы управления знаниями. Можно выделить следующие основные этапы, кото-

рые в дальнейшем будут детализированы до уровня состава работ (1):

1. Аудит компании, информационной системы и существующих активов знаний.

2. Проектирование системы управления знаниями.

3. Развертывание и создание системы управления знаниями.

4. Оценка эффективности и совершенствование системы управления знаниями.

5. Аудит, осуществляемый на первом этапе, включает обследование, оценку и анализ:

6. Стратегии развития компании.

7. Основных направлений деятельности.

8. Организационной структуры компании.

9. Структуры и состава информационной системы.

10. Инфраструктуры информационной системы

11. Информационных ресурсов информационной системы.

12. Программного обеспечения информационной системы.

13. Аудит может выполняться аутсорсинговой компанией или специальной группой экспертов, сформированной руководством компании.

Проектирование системы управления знаниями предполагает:

1. Определение роли системы управления знаниями в бизнес-стратегии и корпоративной культуре компании.

2. Разработка концепции системы управления знаниями.

3. Формирование и/или привлечение команды для разработки проекта системы управления знаниями.

4. Разработка проекта системы управления знаниями.

5. Разработка инфраструктуры системы управления знаниями (корпоративная память, среды и технологии поиска, сотрудничества).

6. Выбор программных систем и инструментов инфраструктурного и технологического характера.

7. Разработка технологии функционирования подсистем, сред и сервисов.

Миссия и цели

Распространение знаний

Г 1 г V

П И а

Накопление

-Сборка и оценка— —Поиск и обмен—

Система \ ч.

управления ьизнес-процессы

инновациями

.У, — И \ N N

Ч=Ъ

Новые продукты и услуги

Ч

Портал

Коллективная

\ память у

^ ' \ N

Поиск

знаний

п

Маркетинг

знаний

Рисунок 3 - Элементы и связи СУИ

Поэтапное развертывание и создание системы управления знаниями предполагает:

1. Приобретение и инсталляцию инфраструктурных и программных элементов.

2. Формирование баз данных, репозитария и баз знаний.

3. Внесение усовершенствований в организационные и технологические регламенты выполнения работ.

4. Управление изменениями, культурой отношений и вознаграждениями.

5. Оценка эффективности системы управления знаниями предполагает:

6. Определение совокупности количественных и качественных критериев эффективности нововведений и методики их агрегации.

7. Оценка возврата инвестиций ^01).

8. Совершенствование системы управления знаниями по опыту ее развертывания и функционирования.

Ряд перечисленных этапов и работ носят общий характер в методологии проектирования и создания информационных и управляющих систем. Системы управления знаниями, как специфическая система, имеют ряд отличительных особенностей, которые проявляются в создании таких компонентов, как онтологии, репозитарии знаний, поисковые системы, среды для взаимодействия экспертов и проектных групп. Далее приводится состав задач по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специфическим для системы управления знаниями компонентам.

Построение инженерной среды системы управления знаниями:

- анализ «узких мест» в инфраструктуре ИС, исходя из потребностей системы управления знаниями.

- инсталляция и освоение дополнительных программных систем;

- тестирование их функциональных возможностей и адаптация к требованиям системы управления знаниями;

- определение состава дополнительно разрабатываемых программных средств;

- определение специализации и расстановка серверов системы управления знаниями в информационные системы компании.

Построение онтологий системы:

- определение состава онтологий верхнего уровня;

- определение программных средств для работы с онтологиями в распределенной среде (закупка или разработка);

- инсталляция программных средств;

- формирование групп для создания онтологий по отдельным направлениям и организация их работы;

- определение языка метаописаний.

Создание репозитария знаний:

- разработка (или освоение, адаптация) программных средств работы пользователя с репозитарием;

- разработка (или освоение, адаптация) языковых и программных средств составления метаописаний объектов хранения в репозитарии (категоризация объектов);

- создание (адаптация) программных средств для работы с репозитарием (публикация, получение, просмотр).

Создание средств семантического поиска в репозитарии и компьютерных сетях:

- поиск знаний в отдельных документах на основе понятий онтологии;

- поиск в репозитарии явных знаний;

- поиск в базе знаний профилей компетентности специалистов;

- поиск в интранет и Интернет-сетях (периодический, по заявкам);

- создание среды для форумов и дискуссионных групп специалистов компании:

- разработка (адаптация) программных средств поддержки форумов и дискуссионных групп;

- организация базовых дискуссионных групп;

- проведение организационно-методической работы по включению дискуссионных групп в практику работы компании.

Создание сети экспертов:

- разработка (адаптация) программных средств для описания и поиска экспертов;

- разработка (адаптация) программных средств для проведения консультаций с экспертом;

- определение профилей компетентности специалистов;

- определение статуса эксперта;

- определение состава экспертов.

Создание среды для работы распределенных проектных групп:

- определение регламента работы проектных групп;

- разработка средств для работы участников и руководителей проектных групп;

- разработка средств ведения библиотеки проектной группы;

- разработка средств для on-line общения участников проектных групп;

- фиксация структуры и состав результатов работы проектных групп.

Перечисленные варианты этапов и работ раскрывают суть того, что предстоит сделать в процессе создания системы управления знаниями. Необходимо иметь в виду связанность решений и результатов на каждом этапе. Данный подход является универсальным и может быть применим в качестве начального варианта для планирования и организации работ по созданию системы управления знаниями.

Создание эффективной структуры обмена инновациями становится приоритетной и актуальной задачей. Необходимо создавать системы обмена инновациями, так как сегодня конкуренция разворачивается уже не за скорость бизнес-процессов и даже не за скорость изменений, а конкурентное преимущество на стороне компаний, которые быстрее обучаются. Концептуальное единство распространяется и на существо процесса управления знаниями, важнейшими элементами которого признаются создание, хранение, поиск, передача и использование знаний. Компании, создающие и эффективно использующие знания, отличает более высокая компетентность, оперативность, производительность, эффективность. Инновационные предприятия любого масштаба должны эффективно взаимодействовать с партнерами, опираться на корпоративные знания и знания сотрудников для выработки стратегии развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Тузовский, А.Ф., Чириков, С.В., Ямпольский, В.З. Системы управления знаниями (методы и технологии). - Томск : НТЛ, 2005.

2. Дресвянников, В.А. Управление знаниями организации. - М.: КНОРУС, 2012. - C.

344.

3. Nonaka, Ikujiro. The Knowledge-Creating Company. Harvard Business Review, Т. Managing for the long term, best of hbR., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.