Научная статья на тему 'Разработка методологического аппарата оценки эффективности профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава военного вуза'

Разработка методологического аппарата оценки эффективности профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / РУКОВОДЯЩИЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / CRITERIA AND INDICATORS / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / EXPERT ASSESSMENT / LEADING PERSONNEL AND TEACHERS / PROFESSIONAL AND PEDAGOGY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И Н. Караваев

В статье раскрывается теоретический подход и методика определения эффективности профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава военного вуза на основе методов экспертного опроса и математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the methodological apparatus for evaluating the effectiveness of the professional and educational training of the teaching staff at the Military University

The article reveals the theoretical approach and the methodology for determining the effectiveness of professional and educational training of the teaching staff at the military institution on the basis of the expert inquiry techniques and mathematical statistics.

Текст научной работы на тему «Разработка методологического аппарата оценки эффективности профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава военного вуза»

ции при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена: Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 // СПС Гарант.

5. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188. URL: http://www.referent.ru/1/85179

6. Об утверждении Положения об обеспечении без-

опасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных: Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. № 781 // СПС Гарант.

7. О принятии на снабжение программно-технических комплексов: приказ МВД России от 19 июня 2009 г. № 465.

8. О принятии на снабжение оборудование системы удостоверяющих центров: приказ МВД России от 21 октября 2009 г. № 795.

9. Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну: приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. № 152.

10. Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты

информации (Положение ПКЗ—2005): приказ ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66.

11. О проектах документов, разрабатываемых в рамках проводимых научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ: распоряжение МВД России от 28 октября 2009 г. № 1/8577.

12. Рекомендации органам внутренних дел в области проведения мероприятий по технической защите информации: исх. МВД России № 1/7221 от 26 августа 2010 г.

13. Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации: утв. 8 Центром ФСБ России 21 февраля 2008 г., № 149/5-144.

14. Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных: утв. 8 Центром ФСБ России 21 февраля 2008 г., № 149/5-144.

E-mail: [email protected]

И.Н. КАРАВАЕВ,

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

кандидат педагогических наук, доцент (Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия

Вооруженных cил Российской Федерации»)

Разработка методологического аппарата оценки эффективности профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава военного вуза

В статье раскрывается теоретический подход и методика определения эффективности профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава военного вуза на основе методов экспертного опроса и математической статистики.

военный вуз, руководящий и преподавательский состав, профессионально-педагогическая подготовка, критерии и показатели, экспертная оценка.

Под профессионально-педагогической подготовкой (ППП) руководящего и преподавательского состава военных вузов в контексте исследования понимается совокупность логически взаимосвязанных структурных образований, должностных лиц и реализуемых ими функций, дидактических процессов, специальных мероприятий и различных видов обеспечения, объединенных единым замыслом и целями, а также самостоятельная деятельность руководящего и преподавательского

67

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

68

состава в области обучения и воспитания, направленная на самоформирование специалиста-профессионала.

Профессионально-педагогическая подготовка как педагогический процесс в военном вузе — это системная подготовка руководящего и преподавательского состава для решения военно-педагогических, управленческо-педагогических, научно-

педагогических, социально-психологических, информационно-технологических и других профессионально-педагогических задач; формирование умений адекватного выбора методов и средств поиска, преобразования и использования профессионально-важной информации с позиции реализации педагогической деятельности; формирование положительной моти-вационной основы деятельности в процессе реализации профессионально-педагогических функций.

Важнейшим этапом разработки системы профессионально-педагогичес кой подготовки в вузе является выбор критериев и показателей ее эффективности. Критерий (кгИегюп (греч.) — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки [5]. Научно обоснованные критерии должны отвечать таким требованиям, как высокая надежность, адекватность объективной и субъективной оценок, конкретность, точность, интегративность [4].

Выделение критериев и показателей оценки эффективности профессионально-педагогической подготовки основалось на исследовании основных компонентов ее модели — целевого, деятельностного, содержательного и результативного, которые были выбраны в качестве основных [9].

Анализ научной литературы [3, 1, 7—9] показал, что в современных условиях данные критерии не в полной мере отражают все стороны профессионально-педагогической подготовки как педагогического процесса и необходимо выделить дополнительные критерии, такие как управляющий и обеспечивающий (из состава деятельностного) компоненты, а также оптимальность и инновационность. Первый позволит оценить вопросы управления профессионально-педагогической подготовкой, второй — уровень ее обеспечения, степень реализации перспективных моделей и технологий образования в вузах, третий — наилучшее состояние профессионально-педагогической подготовки в вузе, четвертый — степень ее соответствия инновационному развитию системы военного образования.

Итоговая оценка эффективности профессионально-педагогической подготовки в вузе

осуществляется комплексно, с использованием интегрального критерия, который складывается из частных критериев и соответствующих им показателей. Таким критерием является наличие в вузе профессионально-педагогической подготовки и соответствие ее предназначению.

К основным показателям целевого компонента, как показало исследование, следует отнести наличие и разработанность центральными органами управления военным образованием концепции (программы) развития системы военного образования [2, 4], государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, определяющих цели, основные задачи, этапы развития системы профессионально-педагогической подготовки, структуру подготовки офицеров по каждой специальности (специализации), а также учебным дисциплинам; отражение целей подготовки офицеров в нормативно-правовых актах на вузовском, факультетском и кафедральном уровнях, в других структурных подразделениях вуза; конкретность целей подготовки офицеров в вузах с отражением требуемого уровня развития представлений, знаний, умений и навыков; способы достижения целей подготовки офицеров (централизованно — децентрализованно) в контуре функционирования системы или составляющих ее подсистем и элементов; направленность целей, в частности на развитие мотивации к продолжению профессиональной деятельности и всестороннему самосовершенствованию; определение механизма их коррекции и др.

Основные показатели деятельностного (процессуального) компонента составляют динамика и основные этапы процесса подготовки; степень взаимодействия руководящего, преподавательского и переменного состава; состояние педагогической культуры руководящего и преподавательского состава вуза; характер отношений между участниками образовательного процесса.

Содержательный компонент подготовки офицеров характеризуется следующими основными показателями: степенью соответствия вузовской подготовки будущей профессиональной деятельности, государственным и ведомственным образовательным стандартам; соотношением теоретической и практической частей подготовки в течение цикла обучения и др.

Основными показателями управляющего компонента являются эффективность управляющего воздействия, отношение должностных лиц, преподавательского состава к управляющему воздействию руководителей подготовки, органов управления военным образованием; целесообразность применяемой модели управления; профессиональная компетентность руководящего состава; глубина знаний педагогических основ обучения руководящим и преподаватель-

ским составом вуза; развитость у переменного состава вузов навыков и умений к управленческой деятельности и др.

По результативному компоненту интегральным показателем нами избрана готовность руководящего и преподавательского состава к реализации военно-педагогических функций, выработке личностных профессионально важных качеств, а также устойчивое обладание совокупностью систематизированных представлений, знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, удовлетворенность подготовкой.

Основными показателями обеспечивающего компонента являются показатели качества, характеризующие виды обеспечения образовательного процесса (методическое, научное, информационное, учебно-материальное, тыловое, финансовое, правовое, кадровое, редакционно-издательское и др.).

Критерий оптимальности, который в совокупности с остальными критериями и показателями позволяет оценить степень наилучшего состояния профессионально-педагогической подготовки в вузе во всех ее видах и направлениях, раскрывается в соответствии процесса, расходов времени и усилий установленным целям и другим показателям.

Наличие критериев и показателей эффективности профессионально-педагогической подготовки характеризует ее как целенаправленный, организованный, управляемый, содержательный, обеспечиваемый, результирующий, диагностируемый процесс. Для оценки организации ее системы, как показал анализ научной литературы [2, 4, 6, 9], наиболее приемлемым является использование экспертного метода. Основные этапы данного метода включают анкетный опрос экспертов, расчет значений показателей, определение их веса значимости, расчет коэффициента вариации и построение лепестковой диаграммы.

Для составления анкеты—опроса экспертной группы, в которую входили начальники филиалов, их заместители, начальники учебных отделов, начальники кафедр и преподаватели филиалов и Военного учебно-научного центра Сухопутных войск, были взяты за основу частные показатели эффективности системы профессионально-педагогической подготовки.

Анкета включала восемь блоков вопросов, которые были сгруппированы для оценки соответствующих обобщенных показателей (табл. 1).

Опрос позволил выявить весовые коэффициенты критериев, коэффициент вариации. Затем были выведены значения обобщенных критериев и отображены на лепестковой диаграмме в соответствии с коэффициентами значимости.

В научной литературе приводится множество методов определения коэффициентов весомости критериев, однако, руководствуясь просто-

Таблица 1

Шкала сопоставления уровневой оценки с числовой

Показатели уровня Оценочное значение (в баллах)*

Очень высокий уровень 9-10

Высокий уровень 8-9

Выше среднего 7-8

Средний уровень 6-7

Низкий уровень 4-6

Критически низкий уровень 2-4

Недопустимо низкий уровень 0-2

* от 1 до 10 баллов.

той и объективностью их определения, экспертами был применен метод парных сравнений: в анкете, построенной в виде матрицы, где строки и столбцы соответствуют одним и тем же показателям, при оценке, продвигаясь по строкам, эксперт должен был сопоставить критерии, стоящие в начале строки, с показателями, стоящими в столбцах. Преимущество одного критерия перед другим отразилось на пересечении строки или столбца по определенной шкале баллов. Предлагалась шкала, содержащая три градации — 1, 0 и 0,5. В случае если эксперт отдает предпочтение критерию строки на пересечении, ставится 1, если предпочтение отдается критерию столбца — 0, если эксперт затруднялся отдать предпочтение тому или иному показателю или считал показатели равнозначными, каждый из них получал оценку 0,5. Таким образом, эксперт заполнил одну половину матрицы по отношению к ее диагонали, вторая была заполнена по результатам первой половины (табл. 2).

Таблица 2 Анкета-матрица парных сравнений

Критерии Р1 Р2 Рп 5

Р1

Р2

Рп

Средневзвешенное значение экспертной оценки веса значимости (Cj ) по каждому критерию эффективности профессионально-педагогической подготовки рассчитывается по формуле:

1

Г =-У^ Г ,

(1)

где Сц — оценка j-го блока показателей, данная 1 - м экспертом, п — число экспертов.

Весовой коэффициент критерия рассчитывается по формуле:

<Р] =

— ч

у™ С-■

(2)

69

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

70

Для определения степени разброса отдельных оценок и согласованности мнений экспертов рассчитываются дисперсия, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации по формулам:

Di

О;

— ч2

- ПЕ?= 1 (cij cj) = № ;

«=2-,

J Г.- .■ '

(3)

(4)

(5)

где Б — дисперсия экспертных оценок .¡-го критерия, оу — среднее квадратичное отклонение, ^ — коэффициент вариации.

Экспертная оценка позволила рассчитать коэффициенты значимости (приложение) для каждого критерия (табл. 3).

Обобщенные результаты оценки показателей ППП

Критерии Оценка (в баллах) Коэффициент значимости Согласованность

Целевой 9 0,15 0,003

Содержательный 8 0,14

П роцессуал ьно-деятел ьностны й 8 0,14

Управляющий 8 0,14

Обеспечивающий 7 0,122

Результативный 6 0,105

Оптимальности 6 0,105

Инновационности 5 0,08

Рассчитав значение критериев и весовой коэффициент каждого из них, можно отобразить данные на лепестковой диаграмме (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспертный опрос позволил обосновать интерпретацию числовых оценок эффективности следующим образом:

— отлично — первые четыре критерия находятся в областях 10—8 баллов, а остальные (диаграмма смотрится по часовой стрелке, критерии эффективности располагаются в соответствии с весовыми коэффициентами) — не ниже семи баллов;

— хорошо — первые четыре критерия располагаются в областях не ниже семи баллов, а остальные — не ниже шести баллов;

— удовлетворительно — все критерии не ниже шести баллов;

— неудовлетворительно — один из первых четырех критериев находится ниже уровня четырех баллов, остальные показатели имеют оценки не выше шести баллов.

При переходе от количественных к качественным оценкам эффективности можно выделить три уровня состояния функционирования профессионально-педагогической подготовки в военном вузе [2, 8, 9].

Высокий уровень состояния (отлично) характеризуется разработанностью целей профессионально-педагогической подготовки в вузах и нормативно-правовых документах; сбалансированным функционированием вузовских подсистем и их элементов, их направленностью на овладение офицерами военно-педагогическими функциями профессиональной деятельности и развитие мотивов к постоянному самообразованию; оптимально разработанным и функционирующим механизмом своевременной коррекции целей профессионально-педагогической подготовки в вузах; наличием определенных взаимоотношений между ее субъектами, при которых их взаимодействие носит характер взаимного участия в образовательном процессе и профессионального сотрудничества; высокая общая и педагогическая культура руководящего и преподавательского состава вузовских систем; соответствием содержания стандартизированной подготовки будущей профессиональной деятельности; разработкой и внедрением в образовательный процесс перспективных образовательных технологий; транс- и междисциплинарной интеграцией циклов дисциплин вузовской системы;

Таблица 3

Рис. 1. Лепестковая диаграмма эффективности системы профессионально-педагогической подготовки

высоким научным уровнем управляющего воздействия на образовательный процесс вузовской системы; всеобъемлемой сформированностью готовности к реализации военно-педагогических функций в профессиональной деятельности руководящего и преподавательского состава.

Средний уровень состояния (хорошо), характеризует разработанность лишь основных целей профессионально-педагогической подготовки, которые непосредственно не направлены на развитие готовности обучаемых к реализации военно-педагогических функций профессиональной деятельности, механизм коррекции целей не отлажен; в основном определенность отношений между обучаемыми, процесс подготовки колеблется от оптимального до минимально необходимого состояния; педагогическая культура постоянного состава удовлетворительная; содержание профессионально-педагогической подготовки в целом соответствует содержанию педагогических задач профессиональной деятельности; реализация требований государственных и ведомственных образовательных стандартов в образовательном процессе; фрагментарная реализация лишь отдельных элементов перспективных образовательных (педагогических) технологий; неотлаженность транс- и междициплинарных интегративных связей; сосредоточение основных усилий вузовской системы на профессионально-педагогической подготовке; использование руководящим составом при управлении вузовской системой в основном личного опыта.

Низкий уровень состояния (удовлетворительно) характеризуется отсутствием или незначительной выраженностью вышеизложенных признаков, при этом результаты профессионально-педагогической подготовки находятся на уровне первичного опыта реализации военно-педагогических функций профессиональной деятельности должностных лиц.

Недопустимый уровень состояния соответствует неудовлетворительной оценке.

Таким образом, практическая оценка эффективности профессионально-педагогической подготовки в вузе должна осуществляется комплексно, с использованием критериев (целевого, управляющего, деятельностного, содержательного, результативного, критерия оптимальности) и соответствующих им показателей. В военном вузе ее можно оценить, используя три уровня состояния ее функционирования — высокий, средний, низкий.

Список литературы

1. Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 // Красная звезда. 2010. 10—16 февр.

2. Аксенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки в вузе командного профиля: автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2002.

3. Актуальные проблемы реформирования системы высшего образования // Социальная работа: теоретические знания и связь с практикой. М., 2000.

4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.

5. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. - СПб., 2000.

6. Лазукин А.Д. Развитие теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2001.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1993.

8. Новиков В.Н. Развитие теории и практики военно-педагогического образования. М., 1999.

9. Самойлов В.Д. Развитие теории и практики военного образования в вузах ВС РФ: монография М., 2002.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.