Научная статья на тему 'Разработка методики самомаркетинга будущего выпускника ВУЗа'

Разработка методики самомаркетинга будущего выпускника ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОМАРКЕТИНГ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОАНАЛИЗ / САМОПРОДВИЖЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАРЬЕРА / ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / УСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник К.В.

В статье рассмотрен новый подход к пониманию самомаркетинга как технологии карьерного роста. Предложена концепция обучения самомаркетингу студентов ВУЗа, в будущем специалистов по антикризисному управлению. Описана исследовательская проблема и стадии разработки методики самомаркетинга студента для апробации в условиях учебного процесса. Дана характеристика этапов реализации методики самомаркетинга с акцентом на самостоятельную организацию студентом своего позитивного отношения к будущей трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики самомаркетинга будущего выпускника ВУЗа»

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ САМОМАРКЕТИНГА БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА ВУЗА

© Колесник К.В.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье рассмотрен новый подход к пониманию самомаркетинга как технологии карьерного роста. Предложена концепция обучения самомаркетингу студентов ВУЗа, в будущем специалистов по антикризисному управлению. Описана исследовательская проблема и стадии разработки методики самомаркетинга студента для апробации в условиях учебного процесса. Дана характеристика этапов реализации методики самомаркетинга с акцентом на самостоятельную организацию студентом своего позитивного отношения к будущей трудовой деятельности.

Ключевые слова самомаркетинг, самоорганизация, самоанализ, самопродвижение, антикризисное управление, карьера, позитивное мышление, успешность.

Стремление личности с наибольшей эффективностью реализовать себя как специалиста на рынке труда является наивысшей социальной потребностью. Активно меняющийся рынок труда в России формирует запросы на современных специалистов, которые, помимо основополагающих профессиональных компетенций, должны уметь выгодно представить себя на рынке труда, ориентироваться на нем и достойно соперничать с другими соискателями рабочих мест. Соответственно система высшего профессионального образования должна быть ориентирована на подготовку именно таких конкурентоспособных специалистов [2].

Для развития своей профессиональной карьеры будущему выпускнику необходимо провести большую подготовительную работу:

- проанализировать рынок и запросы потребителей;

- выявить свои конкурентные преимущества;

- использовать технологию успешной реализации своих профессиональных способностей на рынке труда;

- установить максимально выгодную цену за свои профессиональные способности.

Каждая стадия такой работы - отдельная и важная проблема, которую необходимо изучать и успешному решению которой нужно учиться.

Наблюдения показали, что большинство людей, окончивших высшие учебные заведения, из-за недостатка умений и навыков самопродвижения,

Студент.

Профессиональное развитие менеджера в образовательной среде

227

не умеют преподносить себя, как квалифицированного специалиста, не готовы к анализу и оценке своих достижений или вовсе не способны к сверхнагрузкам. В свете этого будущим выпускникам необходимо овладеть инструментами самомаркетинга. Так как именно самомаркетинг является одной из важнейших технологий повышения конкурентоспособности, успешности и саморазвития личности на профессиональном поприще.

В современной нестабильной экономической ситуации актуальной становится профессиональная подготовка антикризисного управляющего для различных сфер экономики. Особенность такой подготовки определяется тем, что, обучаясь по направлению «менеджмент», выпускник приобретает ключевые профессиональные компетенции менеджера, которые в кризисных ситуациях позволяют ему принимать эффективные управленческие решения [2]. Образовательная программа, по которой собственно обучается автор данной статьи, направлена на то, чтобы дать знания и инструменты антикризисного управления, научить понимать механизмы зарождения и развития кризиса организации, научить своевременно распознать опасность и быстро разработать комплекс антикризисных мероприятий. Все это позволит в будущем подготовленному руководителю самостоятельно поддерживать репутацию своей компании, вызывать доверие со стороны общественности, и добиваться самых амбициозных целей [1].

Однако, проблема заключается в том, что будущий выпускник, в ожидании скачкообразного перехода от студента к топ-менеджеру, не всегда реально готов к этому. Выявленное противоречие в ходе изучения ожиданий выпускников факультета «Мировая экономика и право» Сибирского государственного университета путей сообщения по профилю «Антикризисное управление» сформировало потребность в изучении технологии самомаркетинга.

В нашем понимании самомаркетинг представляет собой определенную программу действий по созданию оптимальных условий для самореализации, самопродвижения личности на рынке труда в качестве рабочей силы, обладающей определенными навыками, умениями и знаниями.

Самомаркетинг как фактор продвижения оказывает прямое влияние на карьеру антикризисного управляющего и повышает конкурентоспособность этого работника на рынке труда. Технология самомаркетинга позволяет сделать планирование карьеры продуманным и максимально реалистичным [3], т.е. приближенным к тем возможностям, которыми располагает или рассчитывает вскоре получить студент. Нельзя быть всем и для всех одинаковым -вот ключевая идея планирования карьеры. Самомаркетинг помогает наиболее эффективно позиционировать себя в профессиональной сфере и добиваться желаемых результатов, соблюдая профессиональные нормы и этику [1].

Так, в ходе первого этапа исследования обнаружено, что лишь половина опрашиваемых имеют представление и использует самомаркетинг для успешного продвижения на рынке труда. Хотя большинство опрошенных (76 %)

228

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

согласились с тем, что формирование маркетинговой культуры личности и развитие ее конкурентоспособности напрямую зависит от самомаркетинга.

Молодым специалистам необходимо знать и понимать, что разумное сочетание профессиональных навыков и комплекса самомаркетинга: самоориентация, самопозиционирование, самопродвижения, самоорганизации, может существенным образом содействовать успеху в карьерном вопросе.

Таким образом, была поставлена цель в разработке маркетинговой концепции управления личной карьерой, повышения конкурентоспособности, успешности будущего выпускника и содействия его трудоустройству.

Данная концепция была учтена при разработке спецсеминаров, состоящих из 4 блоков соответственно комплексу самомаркетинга, планируемых для исследуемой группы студентов. При этом каждый блок наполнен определенным содержанием теории и практических упражнений, направленных на принятие студентом самомаркетинга.

В первом блоке предполагается сформировать представление об основных понятиях самомаркетинга и его элементах. Здесь же будут представлены текущие запросы на рынке труда, соответствующие будущей профессии, составлен потенциальный перечень будущих профессий и потенциальных работодателей. Ожидаемый итог семинара - самоориентация студентов на отраслевом рынке.

Ключевая тема второго блока - формирование портфолио как базы для самопозиционирования. Основной целью создания портфолио является самоанализ, и представление значимых результатов профессионального и личностного становления будущего специалиста.

После анализа своих компетенций и личностных качеств необходимо им найти правильное применение. Содержание третьего блока включает практику применения инструментов успешного самопродвижения и формирования позитивного мышления будущего специалиста. Позитивное мышление, по нашему мнению, это такое осознанное состояние души и тела, которое делает человека успешным на профессиональном поприще. Это означает, что человек с позитивом всегда будет востребован как специалист.

Среди инструментов, формирующих позитивное мышление, наиболее известными являются рефрейминг, «окно Джохари», матрица Эриха Эйзенхауэра и др. В то же время наиболее эффективными инструментами установок на позитивное мышление могут быть, например, такие, как: умение ошибаться, умение быть благодарным, умение видеть проблему со стороны. Итогом третьего блока должна стать установка студента на позитивное мышление.

Логическим завершением реализации данной концепции, как видится автором, может стать разработка алгоритма самомаркетинга. По сути, алгоритм самомаркетинга должен в себя включать осознание выпускником необходимости самоориентации на рынке, самопозиционирования, самопродвижения и самоорганизации. Под самоорганизацией мы понимаем разработку выпуск-

Профессиональное развитие менеджера в образовательной среде

229

ником плана действий как тактического (на блажащую перспективу), так и стратегического характера, который бы помог сконцентрировать ресурсы будущего специалиста на нужном направлении карьерного роста.

Однако алгоритм самомаркетинга ни в коей мере не исключает, а наоборот, предполагает дальнейшее самосовершенствование работника в трудовой карьере. Ведь человек, продвигающий свой товар - рабочую силу на рынке труда, не должен переставать совершенствоваться, иначе его модель «товара» устареет, и он станет менее конкурентоспособным. Исследование будет продолжено в направлении отслеживания успешности решения карьерного вопроса выпускников профиля «Антикризисное управление» СГУПСа.

Список литературы:

1. Орлова М.Г Антикризисная функция комплаенс // Проблемы развития современных социально-экономических систем (ПАУЭР-2014), Новосибирск, 11-12 ноября 2014 г.: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2015. - С. 323-329.

2. Орлова М.Г. Технологии сорсинга в образовании // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 143-147.

3. Перерва П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесмена. - Издательство: Феникс, 2003. - С. 8.

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА ВУЗА

© Орлова М.Г.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье представлен новый взгляд на феномен комплаенса в условиях действия российского антикоррупционного законодательства. Показано, что комплаенс можно применить к образованию как совокупность знаний, умений и навыков работников организации «все делать правильно» (и в частности, в сфере высшего профессионального образования). На основе анализа факторов эффективности ВУЗа, общих требований к работнику соблюдать стандарты, сформулировано предположение о синергетическом эффекте приумножения положительной деловой репутации ВУЗа в ходе реализации программы образовательного комплаенса.

Ключевые слова комплаенс, репутация, кризис, образовательная программа, стандарты, регламент, кодекс, профессиональная этика, антикоррупционный, антикризисный.

* Доцент кафедры «Экономическая теория и антикризисное управление», кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.