Научная статья на тему 'Разработка методики рейтинга студентов (выпускников) вуза как средства стимулирования сотрудничества вузов и коммерческих организаций'

Разработка методики рейтинга студентов (выпускников) вуза как средства стимулирования сотрудничества вузов и коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко Л.П., Пономарев М.А.

Одним из эффективных направлений стимулирования сотрудничества вузов и коммерческих организаций является информирование потенциальных работодателей о качестве подготовленных вузом студентов (выпускников). В статье рассмотрены применяемые в настоящее время в сфере высшего образования отечественные и зарубежные подходы к формированию рейтингов специальностей, образовательных программ, вузов. Предложена авторская методика формирования рейтинга студента (выпускника) вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики рейтинга студентов (выпускников) вуза как средства стимулирования сотрудничества вузов и коммерческих организаций»

М^етодика рейтинга

Выпускников- Ву$оВ

разработка методики рейтинга студентов (выпускников) вуза как средства стимулирования сотрудничества вузов

и коммерческих организаций

Л.П. ГОНЧАРЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента инвестиций и инноваций

М.А. ПОНОМАРЕВ

ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова»

Эффективное сотрудничество высших учебных заведений и коммерческих организаций предполагает непрерывный обмен информацией о предоставляемых услугах. Один из способов информирования вузами коммерческих организаций о качестве предоставляемых услуг — рейтинг высшего учебного заведения. Рейтинг (to rate — англ. — оценивать) — числовой показатель, характеризующий предпочтение одного оцениваемого объекта перед другим; условный интегральный показатель, базирующийся на совокупности отдельных признаков1. Идея рейтинга восходит к известному французскому математику эпохи Великой французской революции Кондорсе (Condorcet), на основе которой он пытался построить теорию справедливых выборов — рейтинг политиков, программ, партий.

От положения высшего учебного заведения в официальном рейтинге зависит: востребованность услуг вуза абитуриентами, организациями, государством, иностранными партнерами; стоимость обучения и подготовительных курсов; зарплата административ-

1 Карелина И. Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. — 181 с.

ного и преподавательского состава; привлечение государственного и частного финансирования; участие в различных научно-исследовательских проектах; привлечение своих и иностранных студентов.

Большинство рейтингов предназначены для абитуриентов, поскольку на международном образовательном рынке обострилась конкурентная борьба, появились транснациональные учебные заведения, стремящиеся привлечь как можно больше иностранных студентов.

Цели данной статьи — дать характеристику основных рейтингов вузов и разработать методику рейтинга студентов (выпускников) вузов как средства стимулирования сотрудничества вузов с коммерческими организациями.

В условиях глобализации рынка образовательных услуг разработка критериев качества образования особенно актуальна; анализировать учебные заведения и программы должны независимые эксперты, способные оценить участников этого рынка.

Объективный рейтинг высших учебных заведений необходим России по следующим причинам:

1) увеличение потребности в специалистах на рынке интеллектуального труда стимулирует

Методика рейтинга ВипускНикоВ ByyoB

3 (132) - 2009

интерес общества и личности в доступной и достоверной информации о качестве образования в различных вузах;

2) усиление конкурентной борьбы вузов за ресурсы на рынке образовательных услуг. В условиях коммерциализации науки и образования потенциальные инвесторы нуждаются в объективных данных об уровне исследований и качестве образовательных услуг в различных вузах для принятия решений о целевых инвестициях;

3) в условиях развития международного сотрудничества в научной и образовательной сферах для зарубежных вузов-партнеров и организаций нужна надежная информация о том who is who в среде российских университетов2.

Можно выделить следующие виды рейтингов высших учебных заведений:

1) рейтинги вычисления единого итогового балла для ранжирования вуза в целом; составля-

ются Министерством образования и науки РФ, журналом «Перспективы» (Польша);

2) рейтинги вузов по конкретным дисциплинам, программам обучения или предметам — отражают качество учебных программ любого уровня; публикуются Центром по развитию высшего образования совместно с журналом «Stern» в Германии, «Financial Times» в Великобритании;

3) комбинированные подходы — единый рейтинг, в рамках которого составляется также рейтинг по отдельным дисциплинам3. Например, комбинированный подход используется в рейтинге «Рекрут» (Япония), где в рейтинг по каждому показателю включаются только 50 лучших вузов.

В табл. 1 приведена характеристика основных рейтингов вузов.

Приведенные выше глобальные рейтинги вузов, на наш взгляд, имеют как сильные, так и слабые стороны.

Таблица 1

Характеристика основных рейтингов вузов

Наименование рейтинга Характеристика рейтинга

I. Отечественные рейтинги

1. Рейтинг Министерства образования и науки РФ Официальный рейтинг составлен в интересах крупных вузов (университетов); количественные показатели доминируют почти по всем критериям. Не делается расчет на одного студента по ряду нуждающихся в этом показателей, слабо учтен аспект трудоустройства выпускников, нет оценки качества (востребованности) образовательных программ4

2. Рейтинг агентства «Рейтор» Рейтинги вузов по критериям общественной оценки, опираясь на собственные социологические исследования и официальную информацию государственных органов. Деятельность по ранжированию осуществляется по двум направлениям: • проводится опрос руководителей вузов, преподавателей, студентов и выпускников, работодателей и экспертов; • обрабатываются и анализируются данные по уникальной для России системе общественной оценки качества образования, включающей в себя более 50 критериев, разбитых на три подсистемы: оценки работодателей; оценки старшекурсников (выпускников); оценки преподавателей и руководителей вузов5

3. Рейтинг журнала «Карьера»6 («Формула карьеры») Включает 3 группы показателей, характеризующих: • контингент студентов • научно-педагогических работников • программы и условия обучения

4. Ежегодный общий рейтинг вузов - участников стипендиальной программы благотворительного фонда Владимира Потанина В качестве критериев оценки вузов фонд использует интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей в целях повышения эффективности использования средств фонда по предоставлению стипендий одаренным студентам

5. Деловой рейтинг высшего образования (ДРеВО) Цель - выявить вузы, наиболее полно удовлетворяющие потребности организаций в специалистах. Показатели для оценки: • востребованность выпускников у работодателей • карьерный рост выпускников • усилия вуза по обеспечению качества подготовки

2 Модели рейтинга вузов и образовательных программ / 4 http://www.mon.gov.ru. Ю. Похолков, А. Чучалин, Б. Агранович, С. Могильницкий // 5 http://www.reitor.ru. Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 3 - 21. 6 http://kariera.idr.ru.

3 Карелина И. Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 181 с.

Продолжение табл. 1

Наименование рейтинга Характеристика рейтинга

II. Национальные рейтинги

1. Система рейтингов в Великобритании Предусматривает многоступенчатую систему аккредитации университетов и их образовательных программ при главенствующей роли правительственной организации Quality Assurance Agency (QAA). Британские вузы оценивают образовательные программы других учебных заведений по согласованным с QAA критериям7. Рейтинги вузов формируют также газеты Times, Daily Telegraph, Financial Times и др.

2. Рейтинг специальностей в Германии (разработчик рейтинга — Центр по развитию высшего образования (CHE) совместно с Национальным фондом оценки товаров и услуг, журналом Stern) Цель — выявление лучших образовательных программ и факультетов. Рейтинг сравнивает обучение по определенным специальностям. Каждый показатель ранжируется отдельно, поэтому пользователь может самостоятельно выбрать наиболее важные для себя критерии8

3. Рейтинги вузов в Японии Рейтинги вузов отражают: качество преподавания; объем правительственного финансирования НИР; количество научных публикаций и их цитирование в других исследованиях; вклад университета в развитие социальной сферы9

4. Рейтинги вузов в Китае Ранжированием вузов занимаются 6 государственных организаций: • NETBIG. competences (China) Limited • Институт менеджмента провинции Гуаньдун • Научно-исследовательский центр оценки науки Китая, университет Вухань • ассоциация выпускников китайских университетов • Шанхайский институт педагогических наук • Центр по развитию академических степеней и аспирантского образования Китая. Показатели, используемые в рейтинге NETBIG: • репутация • академические ресурсы • результаты исследований • студенты • преподаватели • физические ресурсы

5. Рейтинг университетов в Канаде Universities Rankings (проводится журналом «Maclean's Weekly Newsmagazine») Цель рейтинга — популяризация вузов, предоставление информации относительно подготовки в вузах

6. Рейтинг вузов в Польше Table of Universities (разработчики рейтинга — организация «Перспектива» и газета «Ржечь Поспо-лита») Цель рейтинга — помощь молодежи в выборе вузов и образовательных программ

III. Глобальные (международные) рейтинги

1. Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities10 (ARWU) - проводится Шанхайским университетом Шао Тонг с 2003 года) При составлении рейтинга применяются 6 показателей: • Alumni (10 %) — общее число выпускников вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса • Award (20 %) — общее число работников вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса • HiCi (20 %) — число часто цитируемых исследователей, работающих в 21 предметной области • N&S (20 %) — количество статей, опубликованных в журналах Nature и Science • SCI (20 %) — общее число статей, вошедших в SCIE и/или SSCI • Size (10 %) — результат деления суммы баллов по предыдущим пяти показателям на число эквивалентов полной ставки (FTE) академического персонала. В 2008 г. в данном рейтинге представлены 2 российских вуза — МГУ им. М. В. Ломоносова (70 место), Санкт-Петербургский государственный университет (303 — 401 места)

7 Галкин Г. Рейтинг вузов Министерства образования РФ// 9 http://www.reitor.ru. http://www.ed.vseved.ru. 10 http://www. arwu. org/rank2008/EN2008.htm.

8 Там же.

Окончание табл. 1

Наименование рейтинга характеристика рейтинга

2. Мировой рейтинг университетов The Times Higher Education Supplement11 (проводится газетой The Times с 2004 г.) Рейтинг складывается из ряда показателей: • Peer Review (40 %) — число упоминаний вуза академическим сообществом • Recruitment Review (10 %) — число упоминаний вуза профессиональными рек-рутерами • International Students (5 %) — доля иностранных студентов в вузе • International Faculty (5 %) — доля иностранных сотрудников в вузе • Student/Faculty (20 %) — соотношение числа студентов и числа сотрудников в вузе • Citation/Faculty (20 %) — соотношение индекса цитируемости и числа сотрудников в вузе. В 2008 г. в топ-200 вошел только МГУ им. М. В. Ломоносова (183 место)

3. Профессиональный мировой рейтинг университетов Professional Ranking of World Universities12 (проводится с 2007 г. французской организацией Qcole nationale supqrieure des mines de Paris) Базовый показатель оценки — число выпускников, занимающих пост генерального директора или эквивалентный в одной из 500 ведущих мировых организаций (входящих в список Fortune Global 500). В 2008 г. в данном рейтинге были представлены следующие российские вузы: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (89 место), Тюменский государственный университет нефти и газа (89 место), Уфимский нефтяной институт (212 место) и др.

4. Вебометрический рейтинг мировых вузов Webometrics Ranking of World Universities (проводится с 2004 г. Центром информации и документации при Высшем совете по научным исследованиям Испании) Цель рейтинга — отразить исследовательскую активность университетов, активность по публикации результатов исследовательских работ на официальных сайтах университетов, а также развитость сетевых научных коммуникаций исследователей и научно-педагогических работников. Рейтинг формируется на основании 4 показателей: 1. Size (25 %) — число страниц сайта, покрываемых поисковыми системами Google, Yahoo, Live Search и Exalead (российские поисковые системы, такие как Yandex, Rambler и др. не принимаются во внимание). 2. Visibility (50 %) — число уникальных внешних ссылок на страницы сайта университета через поисковые системы Yahoo Search, Live Search и Exalead. 3. Rich Files (12,5 %) — число размещенных на сайте файлов с данными (файлы публикаций результатов исследований и научных работ). Подсчитывается число файлов четырех форматов: Adobe Acrobat (. pdf), Adobe Postscript (. ps), Microsoft Word (. doc), Microsoft PowerPoint (. ppt). 4. Scholar (12,5 %) — число страниц и ссылок на сайт вуза, полученных с использованием специализированной (для поисков научных трудов, представителей научного сообщества и т. п.) поисковой машины Google Scholar13. В 2008 г. по числу вузов, включенных в топ-500 (1 вуз, МГУ им. М. В. Ломоносова — 129-е место), Россия заняла 26 место

5. Рейтинг научной работы (формируется с 2007 г. Советом по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования республики Тайвань) Цель рейтинга — сравнительная оценка научной деятельности вуза в части подготовки статей. В 2007 г. рейтинг основывался на 9 показателях: • Art11 (10 %) — число статей за последние 11 лет • Art1 (10 %) — число статей за последний год • Cit11 (10 %) — число цитирований за последние 11 лет • Cit1 (10 %) — число цитирований за последний год • AvCit11 (10 %) — среднее число цитирований на 1 статью за последние 11 лет • H — index2 (20 %) — Н-Индекс за последние 2 года • HiCiArt11 (10 %) — число высокоцитируемых статей за последние 11 лет • ArtJourn1 (10 %) — число статей в высокоцитируемых журналах за последний год • SubField11 (10 %) — число профессиональных областей, где университет демонстрирует успехи за последние 11 лет. В 2007 г. МГУ им. М. В. Ломоносова занял 243-е место

11 http://www. timeshighereducation.co.uk.

12 http://www.ensmp.fr.

13 http://www.reitor.ru.

Методика рейтинга ВипускНикоВ ВузоВ

3 (132) - 2009

К сильным сторонам рейтингов можно отнести:

1) учет как накопленного во времени, так и приобретаемого ежегодно потенциала вуза. Данный фактор позволяет конкурировать друг с другом старейшим и молодым вузам;

2) периодичность проведения рейтингов (например, ежегодно) и сохранение используемой методики оценки дает возможность наблюдать объективную динамику развития вузов;

3) многообразие применяемых рейтингов обеспечивает всестороннюю оценку деятельности вузов.

В то же время необходимо отметить слабые стороны рейтингов:

1) ограниченность источников получения информации (например, в Вебометрическом рейтинге не в полном объеме учтены поисковые системы Интернета, форматы файлов для хранения данных);

2) преобладание в рейтингах показателей, характеризующих научную составляющую деятельности вузов, при недостаточном использовании показателей качества образовательных услуг;

3) подбор весовых коэффициентов показателей рейтингов осуществляется субъективно; нет теоретического обоснования степени их значимости;

4) недостаточная детализация объекта оценки в условиях приоритетного значения человеческого капитала для развития экономики, основанной на знаниях. В связи с этим наряду с формированием рейтингов вузов, специальностей, отдельных направлений деятельности целесообразно формировать индивидуальные рейтинги научно-педагогических работников и студентов вуза.

Для решения выявленной в процессе рассмотрения существующих рейтингов задачи мы предлагаем методику формирования рейтинга студента (выпускника) вуза, включающую в себя оценку:

— качества подготовки абитуриентов;

— образовательного процесса;

— качества выпускников.

Предлагаемая методика определения рейтинга студента (выпускника) вуза приведена в табл. 2.

Итоговый рейтинг студента (выпускника) вуза рассчитывается по формуле:

Я = ЯА + Яв + Яс, где ЯА — рейтинг абитуриента (сумма баллов всех показателей, входящих в группу «Абитуриенты»);

Яв — рейтинг студента (сумма баллов всех показателей, входящих в группу «Студенты»);

Яс — рейтинг выпускника (сумма баллов всех показателей, входящих в группу «Выпускники»).

Итоговый рейтинг (развернутое резюме) студента (выпускника) вуза — включает в себя количественные и качественные показатели — может быть использован:

1) работодателем:

— для принятия решения о приеме студента (выпускника) на работу;

— для самостоятельного выбора наиболее важных для себя критериев отбора;

— для минимизирования издержек на доводку специалиста до требуемого уровня;

— для привлечения студентов к участию в научно-исследовательских проектах и прикладных разработках;

2) вузами-партнерами в процессе отбора наиболее перспективных студентов для программ встроенного обучения;

3) администрацией вуза:

— для корректировки образовательного процесса и применяемых методик в процессе обучения;

— для дифференциации студентов в зависимости от их способностей и профессиональных интересов.

Таблица 2

Методика определения рейтинга студента (выпускника) вуза

Группа Предмет оценки Показатели Оценка в баллах

1. Абитуриенты (А) 1.1. Уровень школьной (средней, профессиональной) подготовки Наличие золотых и серебряных медалей (диплома с отличием) (X) 1 — серебряная; 2 — золотая

Средний балл по аттестату (диплому) 3 - 5

Победы в олимпиадах и конкурсах различного уровня 1 — 2 (в зависимости от уровня)

1.2. Дополнительное довузовское образование Уровень знания иностранных языков 1 — 5

Стажировки и обучение за рубежом 1 (за одну месячную стажировку/обучение)

1.3. Результаты вступительных испытаний Набранные баллы на вступительных экзаменах; Результаты ЕГЭ 3 — 5 (за каждую дисциплину)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 2

Группа Предмет оценки Показатели Оценка в баллах

2. Студенты (B) 2.1. Академическая успеваемость студентов Средний балл по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин 3 — 5 (за каждую дисциплину)

Средний балл по циклу математических и естественно-научных дисциплин 3 — 5 (за каждую дисциплину)

Средний балл по циклу общепрофессиональных дисциплин 3 — 5 (за каждую дисциплину)

Средний балл по циклу специальных дисциплин 3 — 5 (за каждую дисциплину)

Средний балл по циклу дисциплин специализации 3 — 5 (за каждую дисциплину)

2.2. Участие в российских и международных конкурсах, олимпиадах, конференциях Участие и призовые места в российских и международных конференциях Российская (1 — участие, 2 — призовое место) Международная (2 — участие, 4 — призовое место)

Участие и призовые места в российских и международных профессиональных конкурсах Российский (1 — участие, 2 — призовое место) Международный (2 — участие, 4 — призовое место)

Участие и призовые места в российских и международных олимпиадах Российская (1 — участие, 2 — призовое место) Международная (2 — участие, 4 — призовое место)

2.3. Вовлеченность в научные исследования Число подготовленных научных работ совместно с руководителем по заказу организаций 1 (за каждую работу) + бонус (до 2 баллов) по оценке организации

Число публикаций в российских и зарубежных изданиях Российское — 1, международное — 2

2.4. Участие в программах встроенного обучения; стажировки за рубежом Степень освоения образовательной программы 1 - 5

2.5. Опыт практического закрепления теоретических дисциплин Производственная практика 3 - 5

Преддипломная практика 3 - 10

Работа в организациях на условиях частичной занятости в период обучения 3 - 10

2.6. Параллельное обучение по другим образовательным программам Да/нет Да - 2; нет - 0

2.7. Стипендии в процессе обучения Академическая стипендия по результатам успеваемости За каждый семестр: 1 - обычная; 2 - повышенная

Именные стипендии за высокие результаты в обучении и в научных исследованиях 3 - 5 за каждый семестр

3. Выпускники (C) 3.1.Результативность полученных знаний Результаты тестов на проверку остаточных знаний 3 - 5

Оценка работодателем приобретенного набора компетенций по освоенной образовательной программе: универсальных и профессиональных 1 - 10

Средний балл по диплому 3 - 5

Наличие диплома с отличием 5

Уровень владения иностранными языками (наличие сертификатов TOEFL и т. п.) 1 - 5

Окончание табл. 2

Группа Предмет оценки Показатели Оценка в баллах

Уровень владения информационны- 1 — 5

ми технологиями (наличие сертифи-

катов Консультант плюс, Майкро-

софт и т. п.)

Направление выпускной квали- 1 — 10

фикационной работы студента и

ее практическая значимость для

организации

3.2. Процесс трудоуст- Продолжительность трудоустройства До 1 мес. — 4

ройства До 2 мес. — 3 До 3 мес. — 2 До 6 мес. — 1

Уровень начального вознаграждения До 15000 — 1

при трудоустройстве, руб. До 20000 — 2 До 25000 — 3 До 30000 — 4 Свыше 30000 — 5

Соответствие полученных знаний и 1 — 5

навыков требованиям организации

Соответствие полученной специаль- 1 — 5

ности месту работы

3.3.Психологическая Наличие лидерских и организаторс- 1 — 5

готовность к практи- ких качеств

ческой деятельности Продолжительность периода адаптации в организации 1 — 5

Умение работать в команде 1 — 5

Разработанную нами методику формирования рейтинга студента (выпускника) вуза необходимо вводить последовательно для снижения психологического давления на студентов в период обучения. Одновременно целесообразно проводить непрерывный мониторинг качества подготовки

студентов для внедрения более эффективных и востребованных работодателем методик обучения.

Достоверные результаты этапа «Выпускники» могут быть получены только при условии привлечения к оценке работодателей и независимых экспертов, а также укреплении обратной связи с выпускниками.

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90

Http://www.fin-izdat.ru Е-таП: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.