УПРАВЛЕНИЕ КА ЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
УДК 658.51; 331.1
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-2-566-567
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ИЕРАРХИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРА-ТЕХНОЛОГА НА БАЗЕ МЕТОДА РАЗВЕРТЫВАНИЯ ФУНКЦИЙ КАЧЕСТВА
А.М. Ковалева, А.И. Хаймович, Е.А. Колеганова
Статья посвящена разработке методики квалиметрической оценки компетенций на базе метода развертывания функций качества. Разработанная методика ранжирует компетенции на основе их интеграционной взаимосвязи с надпрофессиональными навыками. По итогам исследования была построена иерархия компетенций инженера-технолога на основе оценки руководства по критерию значимости для стратегического развития предприятия.
Ключевые слова: метод развертывания функций качества, дом качества, ключевые компетенции, ком-петентностный подход, надпрофессиональные компетенции, должностные обязанности инженера-технолога, иерархия компетенций.
В условиях развитой конкурентной среды предприятиям необходимо постоянно совершенствовать технологии, товары и услуги, чтобы не отставать от мировых тенденций и успевать за желаниями потребителей. Успех деятельности организации во многом определяют его сотрудники, а точнее их компетентность. Изучение и развитие компетенций персонала является основой эффективного управления и позволяет достигать стратегические цели предприятия.
Для разработки плана развития персонала предлагается применить компетентностный подход, определив актуальный набор компетенций сотрудников и соотнеся их с желаемой картиной для рассматриваемой должности, что послужит основанием для стратегического управленческого воздействия по приближению к «эталонному» профилю компетенций сотрудника.
Целью настоящего исследования является адаптация и апробация известного метода управления качеством - развертывание функции качества к задачам выявления ключевых компетенций персонала, способствующих его профессиональному росту и развитию предприятия в целом. Основой подхода к проблеме выявления ключевых компетенций является структурированная методика ранжирования, характерная для метода развертывания функции качества, на основе перевода качественных показателей в количественные. Иерархия строится на основе оценки руководства по критерию значимости для стратегического развития подразделения предприятия.
Разработка методики. Развертывание ил структурирование функции качества (QFD - Quality Function Deployment) - метод управления качеством, предназначенный для выявления связи между фактическими показателями качества продукта или услуги и их техническими характеристиками.
Метод реализовывается посредством матричной диаграммы, названной «Дом качества», содержащей функциональные блоки [1], [2]: требования потребителя, их важность; сравнение с конкурентами; оценка технических характеристик и развитие целей; технические характеристики, необходимые для удовлетворения нужд потребителя; матрица взаимодействий между техническими характеристиками и требованиями потребителей; матрица корреляции технических характеристик; анализ технических характеристик аналогичной продукции, целевые значения и важность технических характеристик продукции.
Воспользовавшись методом развертывания функций качества можно создать систему развития компетенций персонала организации. Тогда, по аналогии с «требованиями потребителя» в методе QFD можно рассмотреть компетенции персонала, а по аналогии с «характеристиками продукции» в методе QFD, обеспечивающими требуемые потребителем функции продукции, можно рассмотреть характеристики должности, необходимые для осуществления рабочего процесса. «Целевые значения» можно сопоставить с «эталонным» профилем компетенций сотрудника. В результате подобной оценки можно сформировать управленческие решения, способствующие развитию компетенций сотрудников.
Для учета тенденций развития индустрии промышленности при анализе компетенций инженера-технолога предполагается выявить интеграционную взаимосвязь между должностными обязанностями и надпрофес-сиональными навыками сотрудников при помощи метода развертывания функций качества. Должностные обязанности инженера-технолога (технолога) представлены в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» [3]. Пул надпрофессиональных компетенций для анализа сформирован на основе данных, представленных в атласе новых профессий 3.0 [4], в котором определены наиболее важные для успеха в будущем навыки по мнению работодателей:
1) Мультиязычность и мультикультурность (владение иностранными языками, понимание специфики отрасли в других странах);
2) Технический кругозор (Т^аре специалист, компетенции в смежных сферах знаний: материаловедение, электроника, прикладное программирование, робототехника, ЧПУ);
3) Клиентоориентированность (умение работать с запросами потребителей);
4) Управление проектами (лидерские качества, способность расставить приоритеты, способность сформулировать цель (целевые показатели), поставить задачи и обоснованно определить методы их решения для достижения цели);
5) Работа с информацией (способность быстро найти актуальную информацию из доступных ресурсов и грамотно интерпретировать ее для решения поставленной задачи);
6) Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (способность быстро принимать решения и реагировать на изменения, эффективно распределять свои ресурсы и управлять временем в условиях неполной информации, стрессоустойчивость);
7) Креативность (творческое мышление, способность решения задач нестандартными способами);
8) Работа с людьми (умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты, ведение переговоров);
9) Программирование ИТ-решений / управление сложными автоматизированными комплексами / работа с искусственным интеллектом;
10) Системное мышление (умения понимать, как устроены сложные системы, видеть взаимосвязи, находить причины, определять этапность задач для решения обозначенной проблемы);
11) Бережливое производство - подход к управлению производственным процессом, основанный на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь;
12) Экологическое мышление (бережливое отношение к используемым природным ресурсам, уменьшение объема производимых отходов).[4]
На основании приведенных выше надпрофессиональных навыков была создана анкета, в которой опрашиваемому предлагается оценить связь каждой должностной обязанности с данными компетенциями по 3-х бальной шкале: 3 - сильная связь, 2 - средняя связь, 1 - слабая связь или отсутствие связи (далее данная шкала преобразуется в соответствии с весом связи: 9, 3, 1). Также опрашиваемому предлагается оценить важность предложенных компетенций для должности инженера-технолога и желаемую степень их развитости у сотрудников предприятия по 5-ти бальной шкале.
Согласно результатам данного анкетирования, строится «Дом качества» для выявления интеграционной взаимосвязи компетенций инженера-технолога. Данный «Дом качества» реализуется в виде матричной диаграммы, состоящей из функциональных блоков (рис. 1):
блок 1а: надпрофессиональные компетенции;
блок 1б: относительная важность компетенций;
блок 2: анализ надпрофессиональных компетенций сотрудников;
блок 3: целевые значения развития компетенций у сотрудников;
блок 4: должностные обязанности инженера-технолога;
блок 5: матрица взаимодействий;
блок 6: матрица корреляции должностных обязанностей; блок 7: анализ должностных обязанностей инженера-технолога.
Рис. 1. Матричная диаграмма «Дом качества» для компетенций инженера-технолога
В матрице корреляции указывается положительное или отрицательное влияние должностных обязанностей друг на друга и определяется коэффициент корреляции. Коэффициент парной корреляции представляет собой число, характеризующее силу корреляционной взаимосвязи между элементами: -1 - отрицательная корреляция, 0 -отсутствие зависимости, +1 - положительная корреляция. Итоговый коэффициент корреляции определяется суммой
коэффициентов парной корреляции для данной должностной обязанности. Чем он больше, тем больше данная должностная обязанность связана с остальными, то есть ее развитие повлечет за собой развитие большего количества связанных с ней должностных обязанностей.
В рамках анализа надпрофессиональных компетенций рассчитаем их абсолютную и относительную важность. Расчет абсолютной важности выполняется перемножением числовых значений элементов матрицы взаимосвязи на оценку важности компетенции и суммированием полученных значений по строке. Таким образом, для 1-ой надпрофессиональной компетенции абсолютная значимость рассчитывается по формуле (1):
16
А . = а.-Ух.., (1)
ню I / V }
}=1
где ху - элемент матрицы взаимосвязи; 1 - номер строки матрицы; ^ номер столбца матрицы; а1 - оценка важности компетенции.
Для анализа должностных обязанностей инженера-технолога рассчитаем их абсолютную и относительную важность. Расчет абсолютной важности выполняется перемножением числовых значений элементов матрицы взаимосвязи на соответствующую оценку важности компетенции, суммированием полученных значений по столбцу. Таким образом, для ]-ой должностной обязанности абсолютная значимость рассчитывается по формуле (2):
А . = У а. ■ х.., (2)
доу 11}
1=1
где ху - элемент матрицы взаимосвязи; 1 - номер строки матрицы; ^ номер столбца матрицы; а1 - оценка важности компетенции.
По итогам вычислений компетенции ранжируют и выявляют ключевые компетенции, на основании которых можно принимать обоснованные управленческие решения по профессиональному росту сотрудников и стратегическому развитию предприятия.
Построение иерархии компетенций. Для формирования представления о интеграционной взаимосвязи между должностными обязанностями инженера-технолога и надпрофессиональными навыками сотрудников было проведено анкетирование начальника лаборатории технологических проблем предприятия авиационной промышленности. Результаты анкетирования приведены на рис. 2 и в таблице.
Мультиязычность И мул ьти культурность Технический кругозор Клигктоориектироеэнность Управление проектами
Работа с информацией
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач
Креативность Работа с людьми
Программирование ИТ-решений / управление сложными автоматизированными комплексами / работа с ИИ
Системное мышление Бережливое производство
Экологическое мышление
Рис. 2. Итоги анализа надпрофессиональных компетенций
Полученные результаты (рис.2) необходимо анализировать в контексте специфики работы лаборатории технологических проблем, которая занимается проблемными местами в производстве и предлагает решения по их устранению. В данном случае мы видим, что для работы в такой лаборатории необходимы специалисты с широким кругозором в технической сфере, способные быстро и грамотно анализировать большие объемы информации и систематизировать ее. Из чего можно заключить, что при подборе специалистов в рассматриваемое подразделение необходимо сделать акцент именно на эти надпрофессиональные компетенции, ведь такой сотрудник будет более эффективен и конгруэнтен целям лаборатории.
Итоги иерархизации должностных обязанностей инженера-технолога на основании построения «Дома качества» приведены в таблице.
Статистический анализ результатов ранжирования должностных обязанностей в форме диаграммы размаха рангов (рис. 3) по данным таблицы показывает, что наиболее востребованные компетенции инженера-технолога должны обеспечить выполнение должностных обязанностей с 1 по 4 строки таблицы.
Ранжирование должностных обязанностей инженера-технолога по результатам анкетирования
Ранг Должностные обязанности [3] Относительная важность, %
1 2 3
1 Согласовывать разработанную документацию с подразделениями предприятия 9,69
2 Участвовать в разработке технически обоснованных норм времени (выработки), линейных и сетевых графиков, в отработке конструкций изделий на технологичность, рассчитывать нормативы материальных затрат, экономическую эффективность проектируемых технологических процессов 7,96
2 Вносить изменения в техническую документацию в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства 7,96
4 Разрабатывать технологические нормативы, инструкции, схемы сборки, маршрутные карты, карты технического уровня и качества продукции и другую технологическую документацию 7,46
5 Разрабатывать технические задания на проектирование специальной оснастки, инструмента и приспособлений, предусмотренных технологией, технические задания на производство нестандартного оборудования, средств автоматизации и механизации 6,85
6 Составлять планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования 6,40
7 Анализировать причины брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, принимать участие в разработке мероприятий по их предупреждению и устранению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию. 6,29
8 Изучать передовой отечественный и зарубежный опыт в области технологии производства, разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда. 6,07
9 Осуществлять контроль над соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования. 5,68
10 Рассматривать рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и давать заключения о целесообразности их использования 5,62
11 Проводить патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых объектов техники и технологии 5,46
12 Разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции. 5,34
13 Участвовать в проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в разработке программ совершенствования организации труда, внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий по своевременному освоению производственных мощностей, совершенствованию технологии и контролировать их выполнение 5,23
14 Принимать участие в разработке управляющих программ (для оборудования с ЧПУ), в отладке разработанных программ, корректировке их в процессе доработки, составлении инструкций по работе с программами 5,01
15 Участвовать в составлении патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения и промышленные образцы. 4,79
16 Устанавливать порядок выполнения работ и пооперационный маршрут обработки деталей и сборки изделий 4,20
□ Медиана * &.В76
□ 25^75%
= (5 296. 7.155]
Л Размах ваз выбр = ¡Л.2. 9.69)
□ ВыбрЛ£ы
к Крайнееточки
Рис. 3. Диаграмма размаха рангов должностных обязанностей.
Анализ интеграционной взаимосвязи должностных обязанностей инженера-технолога с надпрофессио-нальными навыками по данным QFD-анализа свидетельствует, что наиболее востребованные компетенции связаны с разработкой и сопровождением документации. Учитывая специфику работы лаборатории, можно предположить, что внедрение новых технологических решений требует большого количества согласований технической документаций
связанных с адаптацией принимаемых технических решений под конкретные условия их реализации. Следовательно, для большей эффективности бизнес-процессов разработки и согласования, потребуются коррелирующие с этими процессами компетенции по анализу несоответствий существующих технологий и условий их обеспечения требованиям к продукции, т.е. необходимы компетенции в области навыков предиктивного анализа. Кроме того, изложенное позволяет прийти к выводу, что оптимизация и цифровизация документооборота будет способствовать сокращению «рутинных» процессов и высвобождению времени для развития и освоения других компетенций, что в дальнейшем приведет к развитию сотрудника и предприятия в целом.
Заключение. В результате проведенного исследования метод развертывания функции качества адаптирован к задачам выявления ключевых компетенций персонала и апробирован по производственной площадке. Разработанная методика рассматривает стандартные требования к инженеру-технологу в контексте пожеланий и ожиданий от сотрудников со стороны руководства. Методика позволяет перевести качественные требования в количественные, что позволяет ранжировать компетенции и выбрать приоритетное направление по развитию сотрудников, при выборе кандидатов на должность, в принятии управленческих решений, способствующих успешному функционированию подразделения.
По результатам проведенного исследования можно сформировать рекомендацию по пересмотрению существующих бизнес процессов организации, а также внедрению в повседневную практику методик оценки компетентности сотрудников и динамики освоения новых компетенций, что поможет оценить эффективность принятых управленческих решений и деятельности предприятия в целом. [5] - [8]
Список литературы
1. Вашуков, Ю. А. QFD: разработка продукции и технологических процессов на основе требований и ожиданий потребителей [Электронный ресурс]: [метод. указания] / М-во образования и науки РФ, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. акад. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т); Сост. Ю. А. Вашуков и др. Самара: СГАУ, 2012. 33 с.
2. A. Mohsin, Using the QFD Matrix as a Major Continuous Improvement Tool to Improve Organizational Quality / A. Mohsin, F. Padro, K. Trimmer // Research Anthology on Preparing School Administrators to Lead Quality Education Programs, 2021. P. 34.
3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Ред. от 27.03.2018.
4. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021. 472 с.
5. Ковалева А.М., Хаймович А.И., Колеганова Е.А. Разработка методики построения иерархии компетенций инженера-технолога на базе матрицы соответствия // Известия Самарского научного центра РАН. 2023. Т. 25. № 2. С. 72-78.
6. Ковалева А.М., Хаймович А.И., Калакова Е.С. Разработка основных принципов и методов оценки ключевых компетенций инженера-технолога // V Международная научно-практическая конференция "Производственные технологии будущего: от создания к внедрению". 2022. С. 432-434.
7. Ковалева А.М., Колеганова Е.А., Хаймович А.И. Разработка методики квалиметрической оценки компетенций на базе метода анализа иерархий // VI Всероссийская национальная научная конференция молодых учёных «Молодёжь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований». 2023. Ч. 3. С. 74-76.
8. Колеганова Е.А., Хаймович А.И., Ковалева А.М. Управление рисками заказного мелкосерийного производства // Известия Самарского научного центра РАН. 2023. Т. 25. № 4. С. 29-35.
Ковалева Анастасия Михайловна, аспирант, [email protected]. Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.
Хаймович Александр Исаакович, д-р техн. наук, профессор. заведующий кафедрой, a. i.khaimovich@ssau. ru. Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
Колеганова Екатерина Александровна, аспирант, koleganova. e@yandex. ru. Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR BUILDING A HIERARCHY OF COMPETENCIES OF A A PROCESS ENGINEER ON THE BASIS OF THE QUALITY FUNCTION DEPLOYMENT
A.M. Kovaleva. A.I. Khaimovich. E.A. Koleganova
The article is devoted to the development of a methodology for qualimetric assessment of competencies on the basis of the quality function deployment method. The developed methodology ranks competencies according to their integration relationship with over-professional competencies. As a result of the study. a hierarchy of competencies of a process engineer was built based on management's assessment of the criterion of significance for the strategic development of the enterprise.
Key words: quality function deployment. house of quality. key competencies. competency-based approach. overprofessional competencies. job responsibilities of a process engineer. hierarchy of competencies.
Kovaleva Anastasia Mikhailovna. postgraduate. [email protected]. Russia. Samara. Samara National Research University.
Alexander Khaimovich. doctor of technical sciences. professor. head of chair. a. i.khaimovich@ssau. ru. Russia. Samara. Samara National Research University.
Ekaterina Koleganova. postgraduate. [email protected]. Russia. Samara. Samara National Research
University