Научная статья на тему 'Разработка методики оценки перспективных бизнес-проектов для розничных торговых сетей'

Разработка методики оценки перспективных бизнес-проектов для розничных торговых сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / КРИТЕРИИ ОТБОРА / RETAIL CHAIN STORES / BUSINESS PROJECT / ASSESSMENT TECHNIQUE / SELECTION CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бармина Э.Э., Старикова Л.Н.

В настоящее время одним из наиболее важных и быстро развивающихся секторов экономики России является розничная торговля, которая оказывает существенное влияние на динамику важнейших макроэкономических показателей страны: уровня занятости, объема национального производства, темпов роста ВВП. Поэтому торговля является одним из системообразующих элементов отечественной экономики. Наиболее активным сегментом розничной торговли являются предприятия розничной торговли сетевого формата, на которые приходится 25,0 % общего объема оборота розничной торговли, испытывающие потребность в интенсивном развитии. Поэтому необходимость планирования и анализа эффективности использования ресурсов предприятий сетевой розничной торговли, в частности, путем реализации эффективных бизнес-проектов, а также проблемы оценки бизнес-проектов являются актуальными на любом этапе развития предприятия. Рассмотрены проблемы современных методик оценки бизнес-проектов, предлагаемых учеными и практиками России. Предложена и апробирована авторская методика по оценке бизнес-проектов, основанием которой служит уровень оценки эффективности проекта, согласно разработанным критериям, оцениваемым по совокупности определенных показателей. Разработанная методика оценки перспективных бизнес-проектов состоит из четырех уровней: «Входной контроль», «Контроль разработки», «Контроль на этапе реализации», «Контроль результатов». Она позволяет оценить результативность бизнес-проекта на всех этапах реализации, помогает наглядно увидеть дальнейшие перспективы внедрения и оптимизировать затраты, исключая внедрение неэффективных бизнес-проектов на первых двух уровнях оценки. Оценка бизнес-проектов от этапа зарождения идеи до реализации позволит уменьшить расходы руководства и получить максимальную прибыль от бизнес-проекта, направленного на стратегическое развитие компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EVALUATION METHODS FOR PROSPECTIVE BUSINESS PROJECTS IN RETAIL TRADE NETWORKS

Currently, one of the most important and rapidly developing sectors of the Russian economy is retail trade, which has a significant impact on the dynamics of the most important macroeconomic indicators of the country: the level of employment, the volume of national production, GDP growth. Therefore, trade is one of the backbone elements of the domestic economy. The most active segment of retail trade is represented by network retailers that account for 25.0 % of the total turnover of retail trade, experiencing a need for intensive development. Hence, there is a need to plan and analyze the effectiveness of network retailer resources, in particular, through the implementation of effective business projects as the issues of evaluating business projects are relevant at any stage of corporate development. The problems of modern methods of business projects evaluation, devised by scientists and practitioners of Russia are considered. The author's methodology of business projects evaluation is described, the basis of which is the level of evaluation of the project effectiveness, in accordance with the developed criteria assessed by a set of certain indicators. The developed method of evaluation of promising business projects consists of four levels: input control, development control, implementation control, results control, and allows to evaluate the effectiveness of a business project at all stages of its implementation, helping to clearly see the future prospects of implementation and optimize costs, excluding promotion of inefficient business projects at the first two levels of evaluation. Evaluation of business projects from the stage of idea generation to implementation will reduce management costs and maximize profits from the business project aimed at the strategic development of the company.

Текст научной работы на тему «Разработка методики оценки перспективных бизнес-проектов для розничных торговых сетей»

Б01: 10.15593/2224-9354/2019.3.16 УДК 658.873

Э.Э. Бармина, Л.Н. Старикова

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ ДЛЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

В настоящее время одним из наиболее важных и быстро развивающихся секторов экономики России является розничная торговля, которая оказывает существенное влияние на динамику важнейших макроэкономических показателей страны: уровня занятости, объема национального производства, темпов роста ВВП. Поэтому торговля является одним из системообразующих элементов отечественной экономики. Наиболее активным сегментом розничной торговли являются предприятия розничной торговли сетевого формата, на которые приходится 25,0 % общего объема оборота розничной торговли, испытывающие потребность в интенсивном развитии. Поэтому необходимость планирования и анализа эффективности использования ресурсов предприятий сетевой розничной торговли, в частности, путем реализации эффективных бизнес-проектов, а также проблемы оценки бизнес-проектов являются актуальными на любом этапе развития предприятия.

Рассмотрены проблемы современных методик оценки бизнес-проектов, предлагаемых учеными и практиками России. Предложена и апробирована авторская методика по оценке бизнес-проектов, основанием которой служит уровень оценки эффективности проекта, согласно разработанным критериям, оцениваемым по совокупности определенных показателей. Разработанная методика оценки перспективных бизнес-проектов состоит из четырех уровней: «Входной контроль», «Контроль разработки», «Контроль на этапе реализации», «Контроль результатов». Она позволяет оценить результативность бизнес-проекта на всех этапах реализации, помогает наглядно увидеть дальнейшие перспективы внедрения и оптимизировать затраты, исключая внедрение неэффективных бизнес-проектов на первых двух уровнях оценки. Оценка бизнес-проектов от этапа зарождения идеи до реализации позволит уменьшить расходы руководства и получить максимальную прибыль от бизнес-проекта, направленного на стратегическое развитие компании.

Ключевые слова: розничные торговые сети, бизнес-проект, методика оценки, критерии отбора.

В условиях современной экономической ситуации одной из важнейших задач предприятий розничной торговли является развитие устойчивого успеха в бизнесе, в том числе удовлетворение потребности населения в качественных товарах и услугах, внедрение инноваций в торговой деятельности

© Бармина Э.Э., Старикова Л.Н., 2019

Бармина Элеана Эмильевна - канд. мед. наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», e-mail: barminar@mail.ru.

Старикова Людмила Николаевна - канд. социол. наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», доцент кафедры металловедения, термической и лазерной обработки металлов ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний», e-mail: starikovaln2@mail.ru.

[1, 2]. Необходимо планировать эффективное развитие предприятия, постоянно проводить мониторинг и анализ внутренних и внешних факторов функционирования предприятия, а также определять перспективные направления деятельности [3, с. 103]. Необходимо не только точно представлять потребности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия, в частности, путем реализации эффективных бизнес-проектов, которые позволят повысить эффективность торговой деятельности. Таким образом, проблемы оценки бизнес-проектов предприятий сетевой розничной торговли (РТ) являются актуальными на любом этапе развития предприятия.

В настоящее время одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики России является розничная торговля. Торговля оказывает существенное влияние на важнейшие макроэкономические показатели страны: уровень занятости, объем национального производства, темпы роста ВВП, что позволяет говорить о том, что торговля является одним из системообразующих элементов отечественной экономики [4]. Доля розничной торговли в 2017 г. по сравнению с 2016 г. выросла на 4,5 % [5, с. 199]. Одной из составляющих розничной торговли являются розничные торговые сети. На розничные торговые сети приходится 25,0 % общего объема оборота розничной торговли [6].

Современные розничные торговые сети сталкиваются с рядом проблем, обусловленных: снижением платежеспособного спроса населения; контролем государства за ценами на социально значимые товары в сетевой торговле; повышением потребительской грамотности; развитием омниканальной торговли; усилением конкуренции со стороны федеральных сетей [7, с. 738].

Бизнес-проектирование в сетевой розничной торговле играет важную роль, так как в процессе комплексной разработки и анализа дается ответ о целесообразности и эффективности намеченных изменений, прогнозируются и контролируются стоимостные, трудовые, временные затраты [8, с. 248]. Современная экономическая теория выделяет четыре функции бизнес-проектов: оценка перспектив; оценка возможностей базис-контроля; привлечение денежных средств; привлечение партнеров [9, с. 156]. Конкретный бизнес-проект должен решать одну или несколько проблем рынка. Для этого требуется выполнение различных видов деятельности, которые проектируют с помощью функциональных планов: организации производства товара или создания услуги; материально-технического обеспечения; управления человеческим ресурсом; финансирования; маркетинга; страхования рисков [10].

В научной литературе встречаются различные подходы к оценке бизнес-проектов, основанные на разных методиках, а также практической деятельности компаний; некоторые из них закреплены в нормативных документах. Бы-

ли проанализированы авторские методики, а также методики оценки бизнес-проектов, предложенные Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Мировым банком реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорацией (МФК) - структурой Мирового валютного фонда, а также UNIDO - специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности, а также Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [11]. Различие между методиками вытекает из приоритетных направлений бизнес-проектирования. В методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в методике МБРР - оценке ситуации на рынке, где действует или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком проекта. В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования выделено четыре основные группы показателей, оценивающих эффективность инвестиционного проекта [12]. Однако в практической деятельности сетевых предприятий РТ возникает необходимость оценки разнонаправленных проектов не только по критериям экономической эффективности, но и по повышению лояльности покупателей, показателям социальной эффективности, влиянию на организационную стабильность компании, что требует значительных усилий для их оценки и реализации. Также необходимо учитывать особенности организации и функционирования конкретных сетевых предприятий РТ в современных условиях [13, с. 80]. Таким образом, в рамках бизнес-проекта финансовые, маркетинговые, организационные и социальные аспекты деятельности компании должны рассматриваться не изолированно, а в комплексе, что позволяет оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений [14]. В процессе изучения литературы универсальных критериев оценки разнонаправленных бизнес-проектов торговых сетей не встретилось, а многокритериальная оценка затрудняет принятие решения о дальнейшей реализации проекта [15, с. 218].

Далее рассмотрим методику разработки и апробации ее при оценке бизнес-проектов на примере сетевого предприятия розничной торговли Пермского края. Были разработаны общие подходы и методика оценки бизнес-проектов [16, с. 201]. Схематично принципиальная сущность оценочного подхода представлена на рис. 1.

Рис. 1. Предлагаемый подход к оценке бизнес-проектов (составлено авторами)

Уровень оценки эффективности бизнес-проекта способствует созданию критериев оценки, состоящих из единичных показателей. Таким образом, методика включает четыре уровня оценки перспективности и результатов бизнес-проектов по группам критериев, каждому из которых соответствуют свои показатели. Согласно данной методике была разработана схема «Оценка перспективных бизнес-проектов» (рис. 2).

Входной контроль Финансовая ценность

Стратегическое развитие предприятия

Сложность реализации проекта

+

Контроль разработки Экономический критерий оценки

Маркетинговый критерий оценки

Технический критерий оценки

Организационный критерий оценки

Социальный критерий оценки

1

Контроль на этапе реализации Социологическое исследование с помощью метода SER.VQU.AL

Экономический критерий оценки

Критерии стратегического развития торговой сети

+

Контроль результатов Экономический критерий оценки

Маркетинговый критерий оценки

Критерий организационной стабильности компашш

Рис. 2. Методика оценки перспективных бизнес-проектов (составлено авторами)

В связи с тем, что в науке термин «перспективный бизнес-проект» отсутствует, была предложена собственная трактовка понятия. Перспективный бизнес-проект - это мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение запланированных целей, получение определенных результатов в 100 % объеме.

На первом уровне «Входной контроль» бизнес-проект анализируется по трем критериям оценки: финансовая ценность; стратегическое развитие предприятия; сложность реализации. Финансовая ценность бизнес-проекта базируется на системе экономических показателей предприятия. У каждой розничной торговой сети индивидуальная система экономических показателей, оценка которых может проводиться различными методами. Примером могут быть показатели: окупаемость, превышение доходов над расходами, КРУ, источники финансирования проекта, планируемая внутренняя норма доходности и др. Однако помимо экономических показателей далее производится оценка каждого бизнес-проекта по частным показателям и написание итогового комментария по проекту. Балльная оценка, в соответствии с разработанной вербально-числовой шкалой, может принимать значения в интервале от 0 до 5, при этом, чем выше балл, тем положительнее мнение эксперта

0 рассматриваемой составляющей проекта. Шкала оценки перспективности бизнес-проекта разрабатывалась в соответствии со следующим правилом:

1 балл - «не удовлетворительно»; 5 баллов - «отлично». Если вероятность реализации бизнес-проекта понесет за собой финансовый ущерб компании, по соответствующему показателю ставится 0. Оценка критерия вычисляется с помощью взвешенного суммирования соответствующих ему частных показателей [17, с. 21]. Решение о перспективности бизнес-проекта принимается на основании табл. 1.

Таблица 1

Рекомендации к принятию решения о внедрении бизнес-проекта на этапе входного контроля*

Количество баллов Рекомендуемое решение

0 ^ 25 Проект с очень низкой эффективностью, стратегические и инновационные позиции слабые. Проект не принимается к реализации

26 ^ 50 Проект с низким уровнем прогнозируемой эффективности. Приоритет работы над данным бизнес-проектом низкий, требуется внесение глобальных корректировок

51 ^ 70 Проект со средним уровнем прогнозируемой эффективности, бизнес-проект может быть принят к дальнейшей реализации с учетом корректировок, приоритет работы над проектом средний

71 ^ 85 Проект с уровнем эффективности выше среднего, приоритет разработки высокий, необходимо внесение корректирующих мероприятий

Т 85 Высокоэффективный проект, отдается предпочтение при внедрении, приоритет бизнес-проекта очень высокий

* Составлено авторами на основе практической деятельности.

Был проанализирован один из проектов, цель которого состояла в повышении лояльности покупателей за счет ввода нового ассортимента под брендом «Прямо с фермы» в розничной торговой сети г. Перми. Разработанная

шкала оценки с критериями перспективности бизнес-проектов на уровне «Входной контроль» по критерию «Стратегическое развитие предприятия» на примере двух показателей представлена в табл. 2.

Таблица 2

Балльная шкала оценки перспективности бизнес-проекта «Прямо с фермы» на уровне «Входной контроль»*

Критерий Показатель Описание Количество баллов

Стратегическое развитие предприятия Характеристика региона, в котором реализуется проект Регион развивается, привлекается большое количество инвестиций 3

Характеристика отрасли, в которой реализуется проект Отрасль развивается, поддерживается государственной программой развития экономики 5

* Составлено авторами на основе практической деятельности.

Проект «Прямо с фермы» на этапе оценки, по всем критериям и сумме баллов показателей уровня «Входной контроль» набрал 82 балла, что соответствует диапазону 71-85 баллов - проект с уровнем выше среднего, следовательно, бизнес-проект допускается к следующему этапу реализации.

Второй уровень оценки эффективности «Контроль разработки» включает подготовки и согласование проектной документации, однако до внедрения необходимо вновь обратиться к анализу экономической эффективности, которая зависит от выбранной предприятием индивидуальной системы экономических показателей.

Далее на этом уровне анализируются маркетинговые; технические; организационные; социальные критерии. Фактические результаты оценки бизнес-проекта «Прямо с фермы» на уровне «Контроль разработки» представлены в табл. 3.

На данном этапе оценка эффективности включает в себя: маркетинговые исследования рынка, которые подтверждают потребность в реализации бизнес-проекта, выявление конкретных будущих потребителей, определение имеющихся технических возможностей компании, анализ подготовленности персонала к работе с подобными проектами, изучение уровня общественной стабильности. При положительных ответах на показатели эффективности, указанные в табл. 3, бизнес-проект допускается к реализации, далее оценка производится на уровне «Внедрение».

Бизнес-проект «Прямо с фермы» набрал 14 положительных ответов из 15, что соответствует высокому показателю - 93,3 %. По маркетинговым, техническим, организационным, социальным критериям оценки эффективности получены положительные ответы, однако до реализации необходимо было выяснить у покупателей, готовы ли они покупать предложенную продукцию и за какую цену.

Таблица 3

Оценка проекта «Прямо с фермы» по критериям на уровне «Контроль разработки»*

Критерий Показатель Условие принятия положительного решения по показателю оценки эффективности бизнес-проекта Комментарий

Маркетинговый Выявление потребностей Покупатели и/или сотрудники заинтересованы в данном проекте, обозначены целевые группы Анализ заинтересованности покупателей в покупке весовой молочной продукции не проводился

Временной аспект Актуальность проекта более 1 года Соответствует

Ориентация на покупателей Бизнес-проект рассчитан на основной сегмент покупателей Соответствует

Уровень конкуренции Продукт-результат бизнес-проекта более привлекателен для покупателей, чем аналог конкурентов; бизнес-проект обеспечит значительные преимущества компании в сравнении с конкурентами Соответствует

Каналы распределения Оптимизация каналов распределения, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость проекта Соответствует

Оценка особенностей продвижения товара и предполагаемые затраты на маркетинговые мероприятия Затраты на маркетинговые мероприятия окупаются полученной прибылью Соответствует

Технический Доступность всех видов частных ресурсов Сырьевая и техническая база доступны, способствуют в успешной реализации бизнес-проекта Соответствует

Гибкость производства Производство способно производить новые изделия и выпускать их с издержками, обеспечивающими конкурентоспособную цену Соответствует

Критерий Показатель Условие принятия положительного решения по показателю оценки эффективности бизнес-проекта Комментарий

Технический Степень использования существующих технологий и оборудования Осуществление выпуска с учетом существующего оборудования. Закуп оборудования для дальнейшего усовершенствования всех технологических процессов компании Соответствует

Условия внедрения производства в конкретной местности Соответствие бизнес-проекта утвержденным регионально-правовым актам местными органами власти Соответствует

Организационный Трудовые ресурсы Наличие трудовых ресурсов в нужном количестве и нужной квалификации Соответствует

Производительность Повышение производительности труда персонала; полное привлечение персонала для реализации проекта Соответствует

Социальный Степень социальной нестабиль-ности Низкий или средний уровень социальной нестабильности Соответствует

Условия труда Улучшение условий труда сотрудников компании Соответствует

Влияние на социально-экономические показатели региона Высокая значимость для региона: уменьшение безработицы, рост числа занятого населения, забастовки, коэффициенты смертности, валовый региональный продукт на душу населения, потребление продуктов питания Соответствует

*Составлено авторами на основе практической деятельности.

Оценка эффективности на уровне «Контроль на этапе реализации» проводится для уменьшения издержек при реализации бизнес-проекта, которое необходимо в виде тестового внедрения в нескольких выбранных магазинах торговой сети. После внедрения оценивается мнение потребителей, анализируется выполнение запланированных экономических показателей, определяется факт достижения целей компании путем реализации бизнес-проекта. На данном уровне принципиальным аспектом является применение методов оценки удовлетворенности покупателей, что редко применяется на предприятиях региональной сетевой РТ. Универсальным инструментом для измерения качества в сфере торговых услуг на этапе реализации бизнес-проекта является метод SERVQUAL. Его задача - установить степень разрыва между ожиданиями и восприятием покупателей или потребителями данного бизнес-проекта. Данная методика предполагает проведение анкетирования потребителей либо экспертов-специалистов торговых предприятий и обработку результатов и не использовалась ранее сетевыми предприятиями торговли города [18, с. 90].

Экономические показатели и методика расчета экономической эффективности определяются в соответствии с системой экономических показателей, принятой конкретным предприятием торговли [19]. Целью реализации бизнес-проекта является увеличение таких экономических показателей торговой деятельности розничной сети, как товарооборот, EBITDA, чистая прибыль, валовая прибыль, выручка, рентабельность, среднее количество чеков, снижение издержек обращения, чистого убытка, валового убытка. Далее анализируются показатели стратегического развития предприятия сетевой РТ, и по результатам анализа возможны различные варианты принятия решений о целесообразности дальнейшей реализации проекта (не проводить дальнейшее внедрение; внедрить бизнес-проект во вторую проектную группу, с дальнейшей оценкой эффективности; внедрить бизнес-проект в торговую сеть).

Оценка эффективности на уровне «Контроль результатов» проводится после реализации проекта в торговую сеть. Оцениваются экономические, маркетинговые, организационные критерии и группы показателей.

После анализа результатов для вышестоящего руководства заполняется форма, подкрепленная числовыми значениями (табл. 4).

В результате оценки реализации проекта «Прямо с фермы» были получены данные об окупаемости затрат на закупку, доставку и списание весовой молочной продукции, о положительной оценке покупателей данного проекта, увеличении прибыли за счет реализации тестового внедрения бизнес-проекта в нескольких выбранных магазинах торговой сети.

Стоит отметить, что часть полученных маркетинговых результатов и данных по организационной стабильности компании достигается путем анкетирования покупателей, часть данных - путем анализа результатов кон-

трольно-кассовых аппаратов и систем подсчета посетителей магазина. Положительные значения столбца «Результаты» указывают на эффективность бизнес-проекта, перспективность которого была выявлена на всех этапах оценки [20, ^ 189].

Таблица 4

Оценка эффективности бизнес-проектов на этапе

«Контроль результатов»*

Критерий Показатель Результаты

Экономический Увеличение прибыли за счет реализации бизнес-проекта +

Уменьшение издержек компании +

Окупаемость бизнес-проекта +

Маркетинговый Увеличение доли сегментов покупателей +

Положительный прирост лояльных покупателей +

Уменьшение количества неудовлетворенных клиентов +

Высокая привлекательность весовой молочной продукции (внешний вид, цвет, запах) +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокое качество обслуживания клиентов в рамках реализации весовой молочной продукции +

Повышение узнаваемости бренда +

Организационная стабильность компании Намерение в дальнейшем пользоваться услугами данной торговой сети +

Положительная оценка весовой молочной продукции +

Намерение употреблять продукцию «Прямо с фермы» +

* Составлено авторами на основе практической деятельности.

Представленная методика позволяет оценить результативность бизнес-проекта на входе, в процессе разработки и внедрения, помогает наглядно увидеть дальнейшие перспективы реализации и оптимизировать затраты, исключая внедрение неэффективных бизнес-проектов на первых двух уровнях оценки. Особенностями предлагаемой методики являются:

1) многокритериальная балльная оценка проекта на уровне «Входной контроль» с последующим принятием решения о разработке бизнес-проекта;

2) соответствие маркетинговым, техническим, организационным, социальным показателям, анализируемым на этапе «Контроль разработки»;

3) применение метода SERVQUAL для выявления мнения потребителей и оценки лояльности и качества обслуживания на уровне «Контроль реализации»;

4) комплексная оценка, отражающая влияние разработки и внедрения бизнес-проектов на организационную стабильность компании.

Для региональных предприятий торговли, функционирующих в сетевом формате является актуальным применение данной методики оценки бизнес-проектов на всех уровнях - от «Входного контроля» до «Контроля реализации». Также особое внимание уделено анализу удовлетворенности потребителей методом SERVQUAL, который ранее не применялся предприятием торговли, где проводилась апробация предложенной методики. Таким образом, методика является унифицированной и может быть использована для предприятий сетевой розничной торговли.

Список литературы

1. ГОСТ Р 51773-2009. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли, - Введ. 2011-01-01 - М.: Стандартинформ, 2010.

2. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года [Электронный ресурс]: Приказ М-ва промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. № 2733. - URL: http://base.garant.rU/70836814/#friends#ixzz4bBQBsvff (дата обращения: 28.09.2018).

3. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределенности / В.М. Аньшин, И.В. Демкин, И.М. Никонов, И.Н. Царьков; Рос. гос. тех-нол. ун-т им. К.Э. Циолковского; МАТИ. - М., 2008. - 194 с.

4. Российский ритейл в 2017 году: долгожданная «оттепель» после долгой зимы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.retail-loyalty.org/news/ rossiyskiy-riteyl-v-2017-godu-dolgozhdannaya-ottepel-posle-dolgoy-zimy/ (дата обращения: 10.12.2018).

5. Бармина Э.Э., Гостева Е.С. Обзор основных тенденций развития региональных розничных сетей продовольственного ритейла // Экономика и социум. - 2017. - № 4 (35). - С. 197-205.

6. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 17.11.2018).

7. Антипин Ф.А. Омниканальная торговля в России в рамках современной экономической ситуации. Российское предпринимательство // Креативная экономика. - 2017. - Т. 18, № 05. - С. 733-746.

8. Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика / Моск. фин.пр. ун-т «Синергия». - М., 2012. - 815 с.

9. Уткин Э.А., Котляр Б.А., Рапопорт Б.М. Бизнес-планирование: курс лекций. - М.: Тандем: ЭКМОС, 2001. - 319 с.

10. Траченко В.В. Управление проектной деятельностью в группе компаний: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2008. - 16 с.

11. Коломиец Т.Д. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - URL: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook346/index.html?go= part-002*page.htm (дата обращения: 27.10.2018).

12. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (вторая ред., испр. и доп.) [Электронный ресурс]: утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477. - URL: https://zakonbase.ru/content/nav/7730 (дата обращения: 02.09.2018).

13. Парсегова Т. А., Парфеньева И.Е. Оценка удовлетворенности потребителей в системе менеджмента качества организации // Инновации в науке: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. / СибАК. - Новосибирск, 2016. - № 10(59). - С. 75-84.

14. Бармина Э.Э., Гостева Е.С. Анализ подходов к оценке бизнес-проектов и их влияния на эффективность деятельности розничной торговой сети // Экономика и социум. - 2017. - № 4 (35). - С. 1769-1775.

15. Старикова Л.Н. Инновационный подход к совершенствованию бизнес-процессов на предприятии розничной торговой сети // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 212-222.

16. Лосев А.С. Оценки предпринимательских сетей регионального уровня // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 2. -С.195-205.

17. Бармина Э.Э., Гостева Е.С. Разработка направлений совершенствования проектной деятельности посредством применения метода SERVQUAL // Инновационные технологии в экономике как фактор развития современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2017. - С. 18-24.

18. Топорова П.К. Применение методики SERVQUAL относительно банковских услуг (на примере Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России») // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по материалам XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2014. -№ 4 (19). - С. 86-96.

19. Емец А.В., Игуменова Н.Ю. Сравнительный анализ методов оценки эффективности маркетинговых мероприятий // Молодой ученый. - 2013. -№ 2.- С. 120-124.

20. Рыбкина Е.А. Мультипликативные эффекты реализации проектов и программ развития муниципальных образований // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 186-198.

References

1. GOST R 51773-2009 Uslugi torgovli. Klassifikatsiia predpriiatii torgovli [GOST R 51773-2009 Trade services. Classification of trade enterprises]. Vved. Jan. 01, 2011, Moscow, Standartinform, 2010.

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiia torgovli v Rossiiskoi Federatsii na 2015-2016 gody i period do 2020 goda [On approval of the Trade Development Strategy in the Russian Federation for 2015-2016 and the period until 2020]. An order of Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of Dec. 25, 2014 no. 2733, available at: http://base.garant.ru/70836814/#friends#ixzz4bBQBsvff (accessed 28 September 2018).

3. An'shin V.M., Demkin I.V., Nikonov I.M., Tsar'kov I.N. Modeli upravleniia portfelem proektov v usloviiakh neopredelennosti [Project portfolio management models in uncertainty conditions]. Moscow, MATI, 2008, 194 p.

4. Rossiiskii riteil v 2017 godu: dolgozhdannaia "ottepel" posle dolgoi zimy [Russian retail in 2017: Long-awaited "thaw" after a long winter]. Available at: https://www.retail-loyalty.org/news/rossiyskiy-riteyl-v-2017-godu-dolgozhdannaya-ottepel-posle-dolgoy-zimy/ (accessed 10 December 2018).

5. Barmina E.E., Gosteva E.S. Obzor osnovnykh tendentsii razvitiia regional'nykh roznichnykh setei prodovol'stvennogo riteila [Overview of the main trends in the development of regional retail networks of food retail]. Ekonomika i sotsium, 2017, no. 4(35), pp. 197-205.

6. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal state statistics service]. Available at: http://www.gks.ru (accessed 17 November 2018).

7. Antipin F.A. Omnikanal'naia torgovlia v Rossii v ramkakh sovremennoi ekonomicheskoi situatsii [Omni-channel trade in Russia in current economic situation]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo. Kreativnaia ekonomika, 2017, vol. 18, no. 5, pp. 733-746.

8. Sooliatte A.Iu. Upravlenie proektami v kompanii: metodologiia, tekhnologii, praktika [Project management in a company: Methodology, technologies, practice]. Moscow, Moscow University of Industry and Finance "Synergy", 2012, 815 p.

9. Utkin E.A., Kotliar B.A., Rapoport B.M. Biznes-planirovanie: Kurs lektsii [Business planning: Lecture course]. Moscow, Assotsiatsiia avtorov. Tandem, EKMOS, 2001, 319 p.

10. Trachenko V.V. Upravlenie proektnoi deiatel'nost'iu v gruppe kompanii [Project management in a group of companies]. Abstract of Ph. D. thesis, Moscow, 2008, 16 p.

11. Kolomiets T.D. Biznes-planirovanie [Business planning]. Available at: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook346/index.html?go=part-002*page.htm (accessed 27 October 2018).

12. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke effektivnosti investitsionnykh proektov i ikh otboru dlia finansirovaniia (vtoraia red., ispr. i dop.) [Guide on investment project assessment and selection]. 2nd ed. Available at: https://zakonbase.ru/content/nav/7730 (accessed 02 September 2018).

13. Parsegova T.A., Parfen'eva I.E. Otsenka udovletvorennosti potrebitelei v sisteme menedzhmenta kachestva organizatsii [Evaluation of customer satisfaction

in the quality management system of the organization], Innovatsii v nauke. Proceeding of LXII Int. Sci.-Pract. Conf. no. 10(59), Novosibirsk, SibAK, 2016, pp.75-84.

14. Barmina E.E., Gosteva E.S. Analiz podkhodov k otsenke biznes-proektov i ikh vliianiia na effektivnost' deiatel'nosti roznichnoi torgovoi seti [Analysis of the approaches to the evaluation of business projects and their impact on the efficiency of the retail trade network]. Ekonomika i sotsium, 2017, no. 4 (35), pp. 1769-1775.

15. Starikova L.N. Innovatsionnyi podkhod k sovershenstvovaniiu biznes-protsessov na predpriiatii roznichnoi torgovoi seti [Innovative approach to the improvement of business processes at retail trade network enterprise]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 3, pp. 212-222.

16. Losev A.S. Otsenki predprinimatel'skikh setei regional'nogo urovnia [Business networks assessment at the regional level]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 2, pp. 195-205.

17. Barmina E.E., Gosteva E.S. Razrabotka napravlenii sovershenstvovaniia proektnoi deiatel'nosti posredstvom primeneniia metoda SERVQUAL [Development of the directions of improvement of design activity by means of application of the Serqvual methods]. Innovatsionnye tekhnologii v ekonomike kak faktor razvitiia sovremennogo obshchestva. Proceedings of Int. Sci.-Pract. Conf., 2017, pp.18-24.

18. Toporova P.K. Primenenie metodiki SERVQUAL otnositel'no bankovskikh uslug (na primere Zapadno-ural'skogo banka OAO "Sberbank Rossii") [Application of SERVQUAL methodology to banking services (the case of the West Ural Bank of OAO "Sberbank of Russia")]. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiia. Ekonomicheskie nauki. Proceedings of XIX Int. Stud. Sci.-Pract. Conf. 2014, vol. 4 (19), pp. 86-96.

19. Emets A.V., Igumenova N.Iu. Sravnitel'nyi analiz metodov otsenki effektivnosti marketingovykh meropriiatii [Comparative analysis of methods of effectiveness evaluation of marketing activities]. Molodoi uchenyi, 2013, no. 2, pp. 120-124, available at: https://moluch.ru/archive/49/6267/ (accessed 05 January 2019).

20. Rybkina E.A. Mul'tiplikativnye effekty realizatsii proektov i programm razvitiia munitsipal'nykh obrazovanii [Multiplicative effects in implementing projects and programs of municipal development]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 1, pp. 186-198.

Оригинальность 83 %

Получено 11.01.2019 Принято 11.02.2019 Опубликовано 04.10.2019

E.E. Barmina, L.N. Starikova

DEVELOPMENT OF EVALUATION METHODS FOR PROSPECTIVE BUSINESS PROJECTS IN RETAIL TRADE NETWORKS

Currently, one of the most important and rapidly developing sectors of the Russian economy is retail trade, which has a significant impact on the dynamics of the most important macroeconomic indicators of the country: the level of employment, the volume of national production, GDP growth. Therefore, trade is one of the backbone elements of the domestic economy. The most active segment of retail trade is represented by network retailers that account for 25.0 % of the total turnover of retail trade, experiencing a need for intensive development. Hence, there is a need to plan and analyze the effectiveness of network retailer resources, in particular, through the implementation of effective business projects as the issues of evaluating business projects are relevant at any stage of corporate development.

The problems of modern methods of business projects evaluation, devised by scientists and practitioners of Russia are considered. The author's methodology of business projects evaluation is described, the basis of which is the level of evaluation of the project effectiveness, in accordance with the developed criteria assessed by a set of certain indicators. The developed method of evaluation of promising business projects consists of four levels: input control, development control, implementation control, results control, and allows to evaluate the effectiveness of a business project at all stages of its implementation, helping to clearly see the future prospects of implementation and optimize costs, excluding promotion of inefficient business projects at the first two levels of evaluation. Evaluation of business projects from the stage of idea generation to implementation will reduce management costs and maximize profits from the business project aimed at the strategic development of the company.

Keywords: retail chain stores, business project, assessment technique, selection criteria.

Elena E. Barmina - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Merchandising and Examination of Goods, Perm Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: barminar@mail.ru.

Lyudmila N. Starikova - Candidate of Sociolological Sciencts, Associate Professor, Department of Commodity Science and Goods Expertise, Perm Institute (branch) "Russian University of Economics G.V. Plekhanov", FSBEI HE "Perm National Research Polytechnic University", Associate Professor of the Department of Metal Science, Thermal and Laser Processing of Metals, Federal State Educational Institution of Higher Education Perm Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments, Teacher of the Department of Humanitarian and Socio-economic Disciplines, e-mail: starikovaln2@mail.ru.

Received 11.01.2019 Accepted 11.02.2019 Published 04.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.