2. Никитенко, П. Формирование и развитие ТПС: научный подход / П. Никитенко // Товаропроводящая сеть Республики Беларусь. - 2QQ7. - № З. -С. ЗЗ-З4.
3. Котлер, Ф. Управление каналами распределения. / Ф. Котлер // Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер [и др.]. - Пер с англ., 2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.: Изд. дом "Вильямс", 2QQQ. - С. Зб7-Зб8.
4. Глубокий, С. Проблемы идентификации положения оптовых и розничных дистрибьюторов в товаропроводящих сетях белорусских предприятий / С. Глубокий, Н. Макаревич // Маркетинг, реклама и сбыт. - 2QQ6. - № 5. - С. 59-бЗ.
5. Darley, M. Multi level marketing / М. Darley. - New Jork: Printice Hall, Englewood. - 2003. - 412 p.
6. Robert A. Peterson Marketing Research / А. Robert. - Dallas: Business Publication, 1992. - 34Q p.
Информация об авторе
Цеван Алеся Дмитриевна - ассистент кафедры организации производства в АПК УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. ( моб.) 8(Q29) 137-Q3-85. E-mail: alesya82@bk.ru
Дата поступления статьи - 5 мая 2009 г.
УДК 338.57(47б)
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБОСНОВАНИЯ ЦЕНОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ ДАВАЛЬЧЕСКОГО СЫРЬЯ
А. А. ЦЫГАНКОВ, кандидат экономических наук, доцент УО " Белорусский государственный экономический университет"
DEVELOPMENT OF METHODS OF SUBSTANTIATION OF PRICE DECISIONS IN RECYCLING OF CUSTOMER-OWNED RAW MATERIALS
A. TSYGANKOW, the candidate of economic sciences The Establishment of Education "The Belorussian state Economic University"
Предложена методика обоснования ценовых решений, принимаемых при заключении договоров на переработку давальческого сырья, позволяющая обеспечить эффективность толлинговых операций для предприятия-переработчика. В статье раскрывается содержание толлинговых операций, рассматриваются особенности согла-
The author offers the method of substantiation of price decisions which are made when concluding contracts about recycling of customer-owned raw materials. This method allows to provide effectiveness of tolling deals for the processing enterprise. The article presents the contest of tolling operation, features of harmonization of price on
сования цен на услуги по переработке services ofrecycling of customer-owned
сырья на давальческихусловиях. При- raw materials. The author presents
водятся алгоритмы принятия реше- algorithms for deciding whether the deal
ния о целесообразности заключения of recycling of customer-owned raw
сделки по переработке давальческо- materials is reasonable in the case of an
го сырья в случае предложения со offer made by the customer on the
стороны предприятия-давальца по criterion of profit from providing
критерию прибыли от оказания ус- services, as well as profit sharing
луги, а также распределения прибы- between enterprises. ли между предприятием-переработчиком и предприятием-давальцем.
Введение. Развитие толлинговых операций, в том числе с зарубежными странами, странами СНГ, определяет необходимость исследования специфики формирования цен на давальческие услуги, разработки методических рекомендаций для субъектов хозяйствования, которые бы способствовали разъяснению особенностей ценообразования при осуществлении толлинговых операций и, соответственно, позволяли бы принимать обоснованные управленческие решения при заключении сделок по переработке давальческого сырья, а также отстаивать собственные интересы в процессе заключения сделки и согласования размера цены на услугу по переработке сырья.
Толлинг, или производство продукции из давальческого сырья, уже давно получил широкое распространение в мировой экономической практике и узаконен Всемирной торговой организацией как одна из форм разделения труда. Работа на давальческом сырье позволяет предприятиям дозагру-жать производственные мощности, обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции, гарантирует ее сбыт, расширяет возможности изучения опыта работы, снижает потребность в кредитах на приобретение сырья.
В белорусской экономике толлинг распространился в первой половине 90-х годов, когда многие предприятия получили возможность поработать с ведущими западными фирмами на их сырье, с их брендами, по их технологиям. В Республие Беларусь на давальческом сырье работают многие предприятия химической, нефтехимической, швейной, целлюлозно-бумажной промышленности, предприятия черной металлургии и многие другие.
Вопросы установления цен освещались в работах современных западных (Т.Т. Нэгла, Р.К. Холдена [1]), отечественных (И. Полещук [2], В. Тарасова [3]) и российских ученых-экономистов (И. Липсица [4], П. Шуляк [5], И. Салимжанова [6] и др.). Однако предложенные решения не позволяют обосновать целесообразность внешнеторговых толлинговых операций. Это предопределило необходимость проведения иссле-
дования и разработки методики обоснования ценовых решений и определения целесообразности выполнения толлинговых операций.
Материалы и методы. Методологической основой исследования послужили экономические законы, а также базовые положения теории маркетинга и менеджмента. В процессе проведения исследования применялись общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.), методы системного, ситуационного анализа, эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), логический анализ результатов, полученных на всех этапах исследования, и их обобщение. Информационную базу составили законодательные акты и нормативные документы Министерства экономики Республики Беларусь.
Результаты и предложения. Давальческое сырье (давальческий продукт) - это исходный, сырьевой продукт, принадлежащий на праве собственности субъекту хозяйствования (заказчику) Республики Беларусь или субъекту хозяйствования иностранного государства и передаваемый заказчиком продукции ее изготовителю с целью переработки и получения товарных продуктов (готовой продукции) определенного ассортимента, качества и объема, оговоренных заключенным контрактом между предприятием-переработчиком и заказчиком (собственником сырья).
К основным операциям по переработке давальческого сырья относят: переработку, обработку, технологическую доработку, включая розлив подакцизных видов готовой продукции. Так как при толлинге производственный процесс изготовления и реализации конечной продукции разделен между партнерами, то системы управления предприятием у каждого участника производственного процесса структурно упрощаются по сравнению с вариантом полного производственного цикла на одном предприятии. Подобная кооперация позволяет каждому партнеру повысить эффективность своей системы управления за счет специализации на более однородных функциях.
Заказчик (он же собственник сырья и готовой продукции) может вступать в толлинговые отношения одновременно с несколькими изготовителями, распределяя таким образом материальные и финансовые потоки между своими контрагентами. Это распределение может быть обусловлено в каждый конкретный момент времени как состоянием рыночной конъюнктуры на отдельных географических рынках сырья и сбыта готовой продукции, так и техническим состоянием производства отдельного партнера.
В настоящее время выделяют внешний и внутренний толлинг.
При внешнем (классическом) толлинге заказчиком является не просто организация, а организация, имеющая иностранный статус, и при передаче сырья на переработку и вывозе готовой продукции товарно-материальные ценности не просто делают круг " собственник - подрядчик - собственник", а пересекают таможенную границу.
При классическом толлинге собственник сырья является и собственником конечной продукции. Он обеспечивает производство партнера основным сырьем и вспомогательными материалами, он же, как собственник, несет все риски сбытовой политики. Переработчик, получая оплату за переработку исходного сырья в готовый продукт, не озабочен ни материальным обеспечением производства, ни разработкой стратегии сбыта. Отличие внутреннего толлинга от внешнего заключается в том, что партнер не ввозит сырье из-за рубежа, а закупает его внутри страны и здесь же перерабатывает на условиях толлингового соглашения. Таким образом, понятие толлинг является обширным и предполагает использование различных схем сотрудничества.
Действующий в Республике Беларусь порядок формирования цен на продукцию (товары), вырабатываемую из давальческого сырья, характеризуется определенной свободой предприятия-переработчика и это определяет многовариантность его ценового поведения. В такой ситуации согласование уровня цены на услугу по переработке давальчес-кого сырья с заказчиком во взаимосвязи с финансовым результатом переработки является одной из основных задач предприятия-переработчика. В связи с этим возникает необходимость разработки алгоритма принятия решения о целесообразности заключения сделки по переработке давальческого сырья, а также распределения прибыли между предприятием-переработчиком и предприятием-давальцем.
В основу разработки алгоритма положена методика " встречных расчетов" [2], суть которой состоит в одновременном осуществлении нескольких расчетов относительно некоторого показателя деятельности предприятия, выбранного в качестве критерия эффективности в соответствии с преследуемой целью деятельности.
В предлагаемом нами варианте алгоритма принятия решения о целесообразности заключения сделки по переработке давальческого сырья и распределения прибыли между участниками сделки с позиции предприятия-переработчика все действия и расчеты предприятия-переработчика по обоснованию сделки можно условно разделить на две части: расчеты, направленные на определение целесообразности заключения сделки по переработке давальческого сырья в случае предложения со стороны предприятия-давальца по критерию прибыли от оказа-
ния услуги, и расчеты, связанные с распределением прибыли между предприятием-переработчиком и предприятием-давальцем.
При разработке алгоритма принятия решения о целесообразности заключения сделки по переработке давальческого сырья предложение о давальческой сделке поступает от предприятия-давальца (рис. 1).
Потенциальная цена на услугу по переработке давальческого сырья уже установлена и предлагается предприятию-переработчику. Критерием целесообразности заключения сделки по переработке сырья выступает размер рентабельности предприятия-переработчика.
Для определения рентабельности услуги по переработке переработчик вычитает из предложенной предприятием-давальцем цены на услугу по переработке косвенные налоги и неналоговые платежи, планируемые затраты на оказание услуги по переработке давальческого сырья. На основании полученного размера прибыли рассчитывается рентабельность услуги по переработке (Яр).
Если расчетная рентабельность услуги по переработке больше или равна целевой (нормативной) рентабельности (Яц), установленной предприятием-переработчиком, то оказание услуги для предприятия выгодно, и принимается решение о целесообразности заключения сделки. Как результат - принимается предложение о переработке сырья от заказчика.
В противном случае принимается решение о нецелесообразности переработки давальческого сырья, а предприятию-давальцу отправляется отказ на переработку сырья или предложение на пересмотр условий заключения сделки по переработке сырья.
В процессе согласования цены услуги по переработке давальческого сырья у предприятия-переработчика может возникнуть задача обоснования необходимого увеличения цены услуги по переработке. В данной ситуации основным аргументом может выступать уровень рентабельности, который имеет предприятие-давалец от реализации товара, произведенного по давальческой схеме и предприятие-переработчик этого сырья.
В соответствии с представленным на рисунке 2 алгоритмом принятия решения о возможности перераспределения прибыли между предприятием-переработчиком и предприятием-давальцем необходимо определить и сопоставить расчетные рентабельности по предприятию-переработчику и предприятию-давальцу сырья.
Для определения рентабельности предприятия-давальца следует провести ряд исследований и расчетов. На первом этапе необходимо собрать информацию о ценах на товар, реализуемый предприятием-давальцем в стране реализации, определить стоимость сырья, отправляемого на переработку на давальческих условиях предприятию-перера-
_^ Предложение предприятия-давальца ^_
Потенциальная цена на услугу по переработке давальческого сырья
о
Соглашение на переработку сырья
/\ I ^
1 п?
/у а 8 > Яц сиУ ё I
_о о
\ / и
и и
С я
и
х
Отказ или пересмотр условий переработки
Рисунок 1 - Алгоритм принятия решения о целесообразности заключения
сделки по переработке давальческого сырья в случае предложения со стороны предприятия-давальца по критерию прибыли от оказания услуги
Если I Если I
ботчику, размер транспортных расходов, которые понесет предприятие-давалец по доставке сырья на переработку и транспортировке готовой продукции.
На следующем этапе выполняется "очистка" потенциальной цены на товар от косвенных налогов и неналоговых платежей в стране реализации, далее исключается стоимость сырья, отправляемого на переработку на давальческих условиях, и транспортные расходы по доставке сырья на переработку и транспортировке готовой продукции. Полученная разница будет представлять собой прибыль от реализации продукции предприятия-давальца. Итогом расчетов выступает определение рентабельности предприятия-давальца (Я^).
Аналогично рассчитывается рентабельность предприятия-переработчика (Яр) (алгоритм представлен на рисунке 1).
Заключительным этапом представленного на рисунке 2 алгоритма является принятие решения о возможности изменения условий сделки по критерию прибыли от реализации (переработки) продукции. Для этого предприятие-переработчик сравнивает свою расчетную рентабельность услуги (Яр) по переработке давальческого сырья с расчетной рентабельностью предприятия-давальца (Я^) от реализации товара, произведенного по давальческой схеме.
Если расчетная рентабельность предприятия-давальца (Я^) меньше или равна расчетной рентабельности предприятия-переработчика (ЯД то перераспределение прибыли в пользу предприятия-переработчика не целесообразно и следует сохранить достигнутое соглашение о цене услуги по переработке сырья.
В противном случае, если расчетная рентабельность предприятия-давальца больше расчетной рентабельности предприятия-переработчика, то переработчик принимает решение о целесообразности ведения переговоров об изменении предложенных условий сделки в сторону увеличения цены услуги по переработке давальческого сырья.
Заключение. Таким образом, предложенная автором методика обоснования ценовых решений, принимаемых при заключении договоров на переработку давальческого сырья, включающая алгоритмы принятия решения о целесообразности заключения сделки по переработке да-вальческого сырья, а также распределения прибыли между предприятием-переработчиком и предприятием-давальцем, позволит обеспечить эффективность толлинговых операций с точки зрения изготовителей продукции, а также наиболее эффективно подходить к вопросу об установлении цен, сохранять и улучшать показатели их хозяйственной деятельности.
Страна реализации
Сбор информации о ценах
на товар, реализуемый предприятием-давальцем
Потенциальная цена на товар в стране реализации
Косвенные налоги и неналоговые платежи
Транспортные р асх оды по доставке сырья на переработку и готовой продукции
Прибыль от реализации предприятия-давальца
Рентабельность (Яв) предприятия-давальца
Рекомендуется пересмотреть соглашение о цене услуги по переработке сырья
О
Таможенная
Цена услуги по переработке давальческого сырья
Республика Беларусь
Косвенны е налоги и неналоговы е платежи
О
Прибыль от реализации услуги по переработке
Рентабельность (Яр) услуги по переработке
О
Себестоимость услуги
по переработке давальческого сырья
О
Стоимость сырья, отправляемого на переработку на давальческих условиях
граница
Если Яв > Яр Если Яв < Яр
Следует сохранить достигнутое соглашение о цене услуги по переработке
Рисунок 2 - Алгоритм принятия решения о возможности перераспределения прибыли между предприятием-переработчиком и предприятием-давальцем
Список использованной литературы
1. Нэгл, Т.Т. Стратегия и тактика ценообразования / Т.Т Нэгл, Р.К. Холден. - СПб. : Питер, 2004. - 544 с.
2. Полещук, И.И. Ценообразование: учебник / И.И. Полещук, В.В. Терё-шина. - Минск: БГЭУ, 2001. - 303 с.
3. Тарасов, В.И. Ценообразование: учебник / В.И. Тарасов. - Минск: Книжный дом, 2005. - 256 с.
4. Липсиц, И.В. Коммерческое ценообразование / И.В. Липсиц. - М.: БЕК, 2008. - 527 с.
5. Шуляк, П.Н. Ценообразование / П.Н. Шуляк. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2008. - 196 с.
6. Цены и ценообразование: учебник для вузов / И.К. Салимжанов [и др.]; под общ. ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2008. - 304 с.
Информация об авторе
Цыганков Александр Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и ценовой политики УО "Белорусский государственный экономический университет". Информация для контактов: тел. (раб.) 8(017) 209-88-52; тел. (моб.) 8(029) 682-60-03. E-mail: tsygankow@bseu.by
Дата поступления статьи - 5 мая 2009 г.
УДК635.21.001.573
МОДЕЛЬ ОБОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЗОН ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ
С. А. ШАЛАЕВА, ассистент УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"
MODEL OF SUBSTANTIATION OF SPECIALIZED ZONES OF POTATO MANUFACTURE
S. SHALAYEVA, the assistant The Establishment of Education "The Belorussian State Agricultural Academy"
Разработана экономико-математическая модель рационального размещения картофелеводства в сырьевой зоне перерабатывающего предприятия, позволяющая обосновать экономическую целесообразность расширения посевных площадей иувеличения производства картофеля для конкретных сельскохозяйственных организаций. Установленыраз-
The economic-mathematical model of rational placing ofpotato growing in the raw zone of a processing enterprise is developed. It allows to substantiate economic feasibility of expansion of areas under crops and increase in potato manufacture for the concrete agricultural organisations. The sizes of branch of potato growing, the scheme of placing of culture