Научная статья на тему 'Разработка методики классификации и кодирования информации о детали для технической подготовки и управления производством в авиастроении'

Разработка методики классификации и кодирования информации о детали для технической подготовки и управления производством в авиастроении Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
402
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОДИРОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДИКА КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ДЕТАЛИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ширялкин Александр Фёдорович, Угасин Александр Николаевич

Рассмотрены аспекты систематизации авиастроительных производственных сред при создании системы технической подготовки и управления производством в авиастроении. Разработка методики классификации и кодирования информации о детали неотъемлемая часть этой системы, необходимая для стабильного функционирования авиастроительной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ширялкин Александр Фёдорович, Угасин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методики классификации и кодирования информации о детали для технической подготовки и управления производством в авиастроении»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 621.058.013.8

А. Ф. ШИРЯЖИН, А. Н. УГАСИН

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ДЕТАЛИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В АВИАСТРОЕНИИ

Рассмотрены аспекты систематизации авиастроительных производственных сред при создании системы технической подготовки и управления производством в авиастроении. Разработка методики классификации и кодирования информации о детали - неотъемлемая часть этой системы, необходимая для стабильного функционирования авиастроительной среды.

Ключевые слова: систематизация, классификация, кодирование, производственная авиастроительная среда предприятия, методика классификации и кодирования информации о детали, техническая подготовка производства, технологическая подготовка производства, генетический подход.

Технологические аспекты генетического

подхода

В рамках генетического подхода [1] структурное построение информации о детали в производственно-технологической среде предприятия предполагает её последовательное рассмотрение в соответствии с эволюцией производственного процесса по этапам жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в основном касаясь поддержки его четырёх этапов (выделено), рис. 1.

Указанные 4 этапа представляют сущность технической подготовки производства (ТеПП), а последние 3 - технологической подготовки производства (ТПП). Поэтому процесс построения информации, реализованный в методике классификации и кодирования информации о детали (МККД), начинается с классификации самых общих свойств детали, позволяющих поддерживать решение организационно-технологических

г

Рис. 1. Информационная модель жизненного цикла продукции

12. Утилизация после использования

11.

деятельность

1. Маркетинг

2. Проектирование и/или разработка технических требований, разработка

продукции

Материально-техническое снабжение

10. Техническая помощь: обслуживание

4. Подготовка производства и разработка технологических

процессов

9. Монтаж и эксплуатация (потребление)

8. Реализация и распределение продукции)

7. Упаковка и хранение

Производство

6. Контроль, проведение испытаний и обследований

© Ширялкин А. Ф., Угасин А. Н., 2012

задач на начальных этапах ЖЦИ. Данный вариант МККД включает правила и порядок классификации и кодирования информации о детали 1-го и 2-го уровней.

Методика классификации и кодирования разработана в рамках реализации комплексной системы технической подготовки и управления производством (КАС ТеПУП) [2] для формирования базы данных (БД) информации о детали. Эта процедура является первой стадией разработки информационно-аналитической системы конструкторско-технологического назначения (ИАС КТН), которая практически организует и использует структуру информации БД. При этом технологическая проработка и унификация проводится параллельно с созданием названной структуры и углубляется по мере разработки необходимого программно-информационного обеспечения.

Вторая стадия - проведение более тонкой структуризации информационного производственного пространства с одновременной организацией обратной связи с верхними управляющими уровнями, т. е. разработка системы автоматизированного расчёта трудоёмкости (СAPT). Третья -- разработка системы опера-тивно-календарного планирования (АС ОКП) с ежесуточной выдачей чёткого и гибкого графика запуска заготовок деталей машин в производство. Эта система - результат информационного взаимодействия и слияния двух предыдущих, она логически закапчивает процесс первичной информационной структуризации производства в рамках КАС ТеПУП. Обобщённая функциональная схема реализации первого этапа разработки комплексной системы приведена на рис. 2.

Рис. 2. Обобщённая функциональная схема КАС ТеПУП

Структура базы данных строится на базе классификационной системой информации об объектах производства (КС), адекватной структуре рассматриваемого производства. Ядро указанной системы реализуется с помощью многоуровневого элементно-технологического классификатора деталей машин (МЭТК). Особенностью данного классификатора является принцип тех-

нологической геометризации, т. е. рассмотрения геометрическо-конструктивных элементов детали на фоне изменяющейся динамики технологии их изготовления.

Методика классификации и кодирования информации о детали предназначена для получения оптимизированного набора исходных данных в целях проведения качественной технической подготовки и эффективного управления производством на различных этапах (уровнях) развития производственного процесса.

Задачи, решаемые с помощью методики на этапах ТПП:

• получение набора исходных данных для проведения системно-оптимизированной технологической подготовки производства;

• информационная поддержка производст-венно-технологической среды предприятия при организации наполнении и ведении БД (БЗ);

© поддержка и развитие в специалисте-технологе системно-технологического сознания.

Основным документом, реализующим и узаконивающим первичный этап подготовки информации, является «Ведомость информации о детали» (ВИД), который также является исходным для системы конструкторско-техноло-гической информации при решении задач технической подготовки производства. В этом варианте информация ВИД предназначена для автоматизированного решения следующих задач ТеПП:

1) конструкторского поиска деталей - аналогов при проектировании новых изделий;

2) технологической проработки деталей и их унификации;

3) поиска ТП - аналогов для их последующей корректировки при проектировании новых техпроцессов;

4) группирования деталей по конструктивно-технологическим признакам;

5) проведения расцеховки деталей по подразделениям предприятия;

6) выбора и расчёта количества оборудования, в том числе станков с ЧПУ;

7) выбора деталей для их обработки на

станках с ЧПУ;

8) укрупнённого расчёта трудоёмкости обработки деталей;

9) укрупнённого расчёта трудоёмкости изготовления пресс-форм для литья;

10) укрупнённой оценки технологической жёсткости деталей

11) присвоения чётких системных наименований;

12) разработки трёхмерных видовых моделей (представителей групп) деталей для создания

системного определителя и модульной основы для проектирования новых деталей;

13) присвоения чётких системных наименований видовым моделям и деталям;

14) расчёта загрузки цехов и участков;

15) проектирования планировок цехов и участков;

16) выбора и расчёта количества инструмента и приспособлений;

17) выбора и расчёта количества заготовок;

18) формирования маршрута обработки групп и единичных деталей;

19) информационной поддержки при проектировании ТП обработки деталей;

20) автоматизированного расчёта трудоёмкости обработки деталей; (САРТ);

21) а также в виде информационной основы для разработки логистических систем:

22) учёта и планирования инструментообес-печения;

23) учёта и планирования материалообеспе-чения.

Классифицированная и закодированная информация о детали 1-го уровня предполагает поддержку решения первых 10 задач.

Отличительной особенностью информационной системы ВИД является возможность использовать её как в неавтоматизированном, «ручном» режиме, так и производить автоматизированное кодирование путём интерактивного диалога пользователя с ЭВМ. В этом случае ВИД используется как удобный промежуточный документ.

Удобству и простоте его использования способствует нахождение большинства классификационно-кодовых таблиц на поле бланка. Ещё одним преимуществом, отличающим данный вид документа, является то, что с его помощью можно осуществить первый этап предварительного группирования, как для ручного, так и для автоматизированного группирования. В целом отметим, что ВИД есть как раз тот документ, использование которого максимально приближает работу технолога-систематика к режиму реального времени, что и определяет максимальную эффективность системной видовой технологии.

Заметим, что данный набор организационно-технологических данных о детали также является оптимизированным. Он необходим и достаточен для решения одной из самых сложных задач ТПП - расчёта трудоёмкости обработки детали на данном (1-м, оценочном) системно-технологическом уровне представления информации. Способ представления указанной информации также максимально прост, что, по сравне-

нию с известными КС, значительно сокращает время классификации и кодирования деталей. Например, в сравнении с ТКД все указанные признаки в табл. 5.3 представлены не в кодовом, а в истинном виде, что освобождает от необходимости потери времени на поиск кодовых таблиц, а также затрат ментальной энергии на операцию кодирования. Практика показывает, что время кодирования и ввода информации для номенклатуры деталей цеха 245 (изд. 476) при этом сокращается в 2-3 раза и составляет в среднем 5-15 минут в зависимости от сложности детали. Следует также заметить, текстовый объём самой методики кодирования, по сравнению с ТКД, сокращается примерно в 10 раз.

Научные основы и принципы

классификации и кодирования

Важным свойством любой системы, принципом её действия, во многом определяющим качество функционирования, является эмерд-жентностъ. Это свойство означает принципиальную несводимость свойств системы к простой сумме свойств её составных частей и невыводимость из последнего свойств целого объекта. Такое явление объясняется дополнительным влиянием связей, от которых зависит эффективность и качество функционирования системы.

Заметим, что для достижения эффективности и качества классификации, а значит и её естественности, таких связей должно быть как можно больше. В целом естественная система по количеству и свойствам связей её объектов должна удовлетворять критерию Любищева: «... естественной следует назвать такую, где количество свойств объекта, поставленных в функциональную связь с его положением в системе, является максимальным».

Для эффективного функционирования человеко-машинной системы, которое и представляет производственно-технологическая среда авиастроительного производства, необходимо чёткое распределение системно-информационных связей между человеком и машиной, в первую очередь на этапе технологической подготовки производства. На этом этапе к конструкторской информации о детали присоединяется информация о других элементах технологической системы (ТС) (заготовок, оборудования, оснастки и инструмента), многократно умножая её количество. Это скачкообразно усложняет производственную систему и делает её многомерной и многоуровневой. Вот поэтому ТПП является едва ли не самым узким местом производственного процесса, существенно замедляющим его ход, особенно в условиях внедрения новой техники.

Указанные факторы в первую очередь требует правильного решения вопроса по систематизации и автоматизации процесса проектирования ТП как взаимодействия указанных элементов ТС. При этом решающая роль отдаётся процессу подготовки систематизированной информации, необходимой для автоматизации решения задач ТПП. Поэтому следует говорить о создании классификации вышеуказанных компонентов ТС (заготовок, оборудования, оснастки и инструмента), как и о разработке других классификаторов элементов производственно-технологической среды, в том числе:

- Классификатор технологического оборудования;

- Классификатор станочных приспособлений;

- Классификатор слесарного инструмента;

- Классификатор измерительного инструмента;

- Классификатор технологических операций и переходов;

- Классификатор нормативно-технической документации;

- Классификатор материалов и сортаментов;

- Классификатор стандартных изделий;

- Классификатор покупных изделий.

- Классификатор унифицированных деталей;

- Классификатор покрытий.

Однако все они должны исходить из классификатора информации о деталях основного производства - позвоночного столба всей производственной системы. Этот процесс и реализует данная методика.

Для качественной реализации процесса классификации и кодирования как элемента системной ТПП целесообразно начать сверху, в частности, овладеть принципами и приёмами системного технологического мышления. Поэтому сопутствующей целью для правильной работы с методикой является овладение «системным технологическим сознанием», т. е. использования при классификации и кодировании постоянной рефлексии, своего рода «обратной связи», ориентированной на соответствующие данному этапу изготовления детали технологические методы. Такое видение рассматриваемого признака детали в иерархии естественно-классификационных связей придаёт надёжную опору этому процессу, способствуя правильности (естественности) кодового описания и минимизируя эффект разнокодирования. При этом полнее реализуются принципы информационного отбора:

в принцип технологической геометризации (ПТГ);

• принцип приоритетности применения большего размера (ПБР);

® принцип информационной преемственности (ПИП).

Информация о деталях основного производства реализована в виде многоуровневого элементно-технологической классификатора (МЭТК) [2]. Данные о деталях, структурированные в этой системе отвечают за их формообразование, т. е. количество, качество и взаиморасположение всех её конструктивно-технологических элементов (КТЭ). При этом форма детали определяется как взаимосвязанная совокупность КТЭ с обязательным наличием хотя бы одного основного элемента (ОЭ) и вероятным присутствием дополнительных (ДЭ) и вспомогательных элементов. Главным, определяющим элементом формы детали является её ОЭ. Классификационные группировки - таксоны, наиболее обобщённо определяющие визуально-представимую форму КТЭ - классы деталей (вращения, невращения, модульные) [2]. Далее информация о детали разделяется ещё на ряд таксономических категорий (подкласс, надсемейство, семейство, род). Основная таксономическая категория системы элементов деталей машин - это Вид, который, конкретизируя форму элементов, составляющих деталь, даёт ей чёткое визуальное представление. Вместе с тем она доводит степень дискретности информационного описания детали до уровня различимости, позволяющего достичь конструкторскому описанию КТЭ соответствия компонентам маршрутной технологии их обработки. Обобщённый процесс развития поуровневой структуры соответствия системы КТЭ деталей компонентам технологической системы их обработки показан в табл. 1.

Общий порядок классификации

и кодирования

Классификация, кодирование и ведение информации о детали с помощью системы МЭТК может осуществляться в двух режимах: «ручном» и автоматизированном. При «ручном» режиме информация заносится в «Ведомость информации о детали» (ВИД) [2].

Автоматизированное кодирование проводится путём интерактивного диалога пользователя и ЭВМ в системе ИАС КТН. Классификацию и кодирование деталей предпочтительно проводит технолог соответствующего производственного подразделения (цеха, участка) или специально обученный технолог-систематик. Общий порядок классификации заключается в следующем:

- деталь мысленно располагается в положении первоначальной обработки (после обработки баз в заготовительном цехе);

Основные таксоны системы деталей их основных элементов

Таблица 1

Название таксона Определение таксона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип наивысшая таксономическая категория, различающая детали по сложности, исходя из состава ОЭ конкретных классов и их технологической значимости в общей форме детали

Подтип одна из высших таксономических категорий, различающая элементы по величине их технологической значимости при рассмотрении пространственного положения отдельных ОЭ

Класс одна из высших таксономических категорий системы ОЭ деталей, различающая их по изначальной визуально-представимой форме, соответствующей определённому виду технологической обработки и определяющей присущий этому элементу вид работы или тип оборудования

Подкласс одна из высших таксономическая категории системы деталей и ОЭ, различающая их по признакам, определяющим вероятность их обработки на определённых подтипах оборудования данного типа

Надсемейство надвидовая таксономическая единица системы деталей и ОЭ, включающих в себя совокупность их видов, определяющих схожую маршрутную схему обработки по характеристике оборудования

Семейство надвидовая таксономическая единица системы деталей и ОЭ, включающих в себя совокупность их видов, уточняющих схожую маршрутную схему обработки и имеющих единый тип СТО

Подсемейство надвидовая таксономическая единица системы деталей и ОЭ, включающих в себя совокупность их видов, уточняющих схожую маршрутную схему обработки по характеристике жёсткости детали

-Род размерное закрепление общих границ поверхности путём введения основных размеров Ь, и с! (Ь, В, Н, 1г, 1;), расчёта отношения ЬАЭ, (Ь/ В), при этом уточняется схема маршрута обработки ОЭ, типоразмер оборудования и СТО

вид основная структурная и классификационная таксономическая единица системы элементов деталей машин, уровень дискретности информационного описания в которой соответствует маршрутной технологии обработки этих элементов

- вводятся конструктивно-технологические данные о детали, которые в зависимости от уровня представления показаны в ведомости информации о детали;

- кодируется подкласс детали с помощью табл. 2 и заносится в соответствующие графы ВИД, (определения классов и подклассов и других основных таксонов системы информации о деталях представлены в табл. 1);

- при наличии альтернативы отнесения детали к тому или иному подклассу, следует кодировать более простым (подкласс элементарных деталей).

Форма детали определяется как взаимосвязанная совокупность КТЭ с обязательным наличием хотя бы одного ОЭ и вероятным присутствием дополнительных и вспомогательных элементов. Главными определяющим элементом формы детали является её ОЭ. Заметим, что детали могут состоять и из одного ОЭ, поэтому таксономия деталей их основных элементов совпадают. Например, таксон, наиболее обобщённо определяющий визуально-представимую форму детали или её ОЭ, - класс (см. табл. 2).

Так как форма детали может определяться несколькими основными элементами одного

или разных классов, введём понятия типа и подтипа детали. Определим типы деталей:

Деталь элементарная - деталь, в состав которой входит только один основной элемент (вращения, невращения, многооперационный), соответственно, имеющая один тип основной механической обработки.

Деталь однородно-комбинированная ~ деталь, состоящая из двух или нескольких основных элементов одного класса, также имеющего один тип основной механической обработки, но высокую вероятность нескольких операций и (или) переходов.

Деталь неоднородно-комбинированная - деталь, состоящая из двух или нескольких элементов разных классов, соответственно, имеющих один тип основной механической обработки.

Описанный таксон даёт наиболее общие представления о детали, характеризуя её первоначальную сложность. Для описания относительного положения основных элементов при разделении однородно-комбинированных деталей на подтипы воспользуемся понятием центральной продольной оси, как наиболее обобщённым, простым и наиболее удобным для данной постановки задачи.

Таблица 2

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЫСШИХ ТАКСОНОВ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

го

о

X S

я

£

to

to о

h—А

to

(Исходная структура классификации)

гчигая' "АТ" VЯ'ЧЗИШг- л тт^уД1 -.у- - -¿г^у,»>.47;. [у у^гг-; ¿у—т I■ ¿у ЧУлУГТГ- Г? Т

однородно-комбинированные (из двух и более ОЭ одного класса)

неоднородно-комбинированные (из двух и более ОЭ разных классов)

Типы

элементарные (из одного ОЭ)

КЛАССЫ ДЕТАЛЕЙ И ИХ.

ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

3 вида комби нации ОЭ двух разных классов

3 вида комбинаций ОЭ двух разных классов

6 видов комбинаций ОЭ трёх разных классов

С совмещёнкы ми осями, при значительном отличии основных размеров ОЭ (соосные ОЭ)

с одной или несколькими изогнутыми осями

с двумя или несколькими параллельными прямыми осями

с двумя или несколькими прямыми осями под углом друг другу

с одной пря мой центральной продольной осью

круглые, (дис ки, шестерни, кольца, валы, штоки и др.)

Круглые (01/02 .> 1,6) - (диски, шестерни, кольца, валы, штоки и

др.)

комбинации на основе элементов вращения,(корпусные)

эксцентриковые (эксцентрики, кривошипы, коленвалы)

разветвленные

вращения

(угольники,

тройники,

крестовины)

круглые с

изогнутыми

осями

(пружины,

индукторы,

змеевики и

др.)

ВИ

вращения-

невращения

(кулачковые)

вращения-многооперационные (тяги, серьги и др.)

объемно-профильные (уголки, тавры, швеллеры и др. НО

комбинации на основе элементов иевращения (корпуса, кронштейны) MIC

разветвленные невращения (плоскостные профильные)

плоскооораз-ные (аэродинамические, пружины невращения и

др.) , НИ

ушкообраз-ные изогнутые

плоско-ком-бинированные (планки, листы, плиты и

невращения -вращения (фланцы, кор пуса, кронштейны)

НВ

плоско-ком-бинированные (планки, листы, плиты и

др.)

НН

невращения-многооперационные (корпуса, кронштейны)

(тяги, серьги, и др.)

(рычаги, ша

туны,

кулисы)

(тяги, серьги, петли и др.)

ушкообразные (ушки, вилки, бонки, хомуты)

многоопераци онные-вращения (тяги, переключа тели и т.д.)

многооперационные-невращения

комоинации на основе многооперационных элементов

КОМПЛЕКСНЫЙ (МОДУЛЬНЫЙ)

tO

чо

Параллелъноосная (эксцентриковая) - однородно-комбинированная деталь, состоящая из двух или нескольких ОЭ одного класса, центральные оси которых расположены параллельно друг другу.

Разветвлённая - однородно-комбинированная деталь, состоящая из двух и более ОЭ одного класса, оси которых находятся под некоторым углом относительно друг друга.

При разделении на подтипы неоднородно-комбинированных деталей учитывается как количество входящих классов, так и относительные размеры каждого ОЭ. Элемент большего размера, согласно принципу ПБР, называется главным и при кодировании указывается первым. Например, неоднородно-комбинированные детали вращения-невращения, см. табл. 2.

Тогда целесообразно тем деталям, формы которых определяются ОЭ соответствующего класса, дать название этого таксона. Например, детали класса вращения имеют в качестве основного элемент класса вращения. Заметим, что порядок расположения ОЭ в коде детали определяет и порядок (маршрут) её обработки. Дадим определение классам деталей.

Деталь - тело вращения (деталь вравдемия) - деталь, состоящая из одного или нескольких основных элементов вращения и вероятным при-

сутствием дополнительных и вспомогательных элементов.

Деталь - тело невращения (деталь невращения) - деталь, состоящая из одного или нескольких основных элементов невращения и вероятным присутствием дополнительных и вспомогательных элементов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексной (модульной) деталью называется деталь, состоящая из одного или нескольких модулей основных элементов. Форма модульных деталей в общем случае представляет собой комбинацию поверхностей вращения и невращения и исторически связана с возникновением и развитием механических систем управления.

Модулем ОЭ следует считать некоторую совокупность ОЭ, связанную общей конструкцией, определяющей её общее функциональное назначение.

Подкласс детали можно определить в виде некоторой совокупности сведений о её классе и подтипе и соответственно кодировать двумя знаками. Эта информация является результатом взаимодействия двух её видов, по существу представляя матричную ячейку, вбирающую в себя наиболее обобщённую первичную информацию о форме детали. Этот уровень представления назовём нулевым (0-м), или исходным. Приведём определения подклассов (таблица 3).

№ п/п Наименование подкласса Системное определение подкласса детали на основе количества и качества форм ОЭ

Детали класса вращения:

1 Круглая - (элементарная деталь вращения) деталь, которая кроме дополнительных и вспомогательных элементов состоит из одного основного элемента вращения

2 Эксцентриковая (парал-лельноосная деталь вращения) однородно-комбинированная деталь вращения, состоящая из двух или более ОЭ вращения, оси которых параллельны друг другу

т 3 Разветвлённая деталь вращения однородно-комбинированная деталь, состоящая из ОЭ вращения, продольные оси которых находятся под некоторыми углами друг другу

Детали класса невращения:

1 Деталь плоскообразная элементарная или однородно-комбинированная деталь невращения, форма которой образована одним или несколькими ОЭ невращения, лежащими в одной плоскости

2 Объёмно-профильная (параллельноосная деталь невращения) однородно-комбинированная деталь невращения, имеющая вид одного из стандартных профилей и состоящая из двух или нескольких параллельных друг другу ОЭ кевращения

Разветвлённая деталь невращения однородно-комбинированная деталь, состоящая ОЭ невращения, продольные оси которых находятся под некоторыми углами друг другу.

Детали класса модульных

1 ч Элементарная комплексная (модульная) деталь деталь, состоящая из одного комплексного ОЭ типа ушек, вилок и т. д.

2 Параллельноосная комплексная (модульная) однородно-комбинированная деталь, состоящая из двух или нескольких комплексных параллельных друг другу ОЭ

3 Разветвлённая комплексная (модульная) деталь однородно-комбинированная деталь, состоящая из комплексных элементов, продольные оси которых находятся под некоторыми углами друг другу

Таблица 3

Определения подклассов элементарных и однородно-комбинированных деталей

В целом комбинированные детали представляют следующие образования:

Комбинированная деталь вращения - деталь, имеющая в своём составе или несколько элементов вращения (однородно-комбинированные детали вращения), или имеющая элементы другого типа, не превосходящие основные элементы по габаритам или трудоёмкости обработки (неоднородно-корлбинированные детали вращения).

Комбинированная деталь невращения - комбинированная деталь, имеющая в своем составе или несколько элементов невращения (однород-но-комбинированные детали невращения), или имеющая элементы другого типа, не превосходящие другие элементы по габаритам или трудоёмкости обработки (неоднородно-комбинированные детали невращения).

Комбинированная комплексная деталь - комбинированная деталь, состоящая из нескольких однотипных модулей (однородно-комбинированные детали) или имеющая элементы другого типа, не превосходящие по габаритам или трудоёмкости обработки (модульные неоднородно-комбинированные детали).

Следующими знаками кодируется надсемей-ство и семейство, и подсемейство детали.

Для объёмно-профильных деталей, которые в основном составляют номенклатуру цеха 245, таковыми язляются:

в первым признаком (надсемейство) будет характер наклона обрабатываемых рёбер, что кардинально влияет на выбор типа оборудования (п. 2.4.),

© вторым (семейство) - параллельность боковых сторон, которая влияет на выбор типа приспособления;

© код подсемейства определяет наличие поперечных рёбер и характер ребрения (сотово-сти);

® кодом рода является комплексная размерная характеристика технологичности детали, определяющая, в частности, предварительную оценку её жёсткости

в код вида для 1-2 уровней не кодируется; • присутствие ТК (теоретический контур детали) обозначается цифрой его количества в чертеже.

Ведомость информации о детали ВИД состоит из четырёх частей:

- эскиза детали-представителя;

- системы таблиц кодового описания;

- общей информации о детали (группе деталей),

- классифицированной информации о детали 1-го и 2-го уровней.

Последняя часть содержит:

1. Общую информацию о геометрической форме детали (группе деталей): класс, подкласс, надсемейство и семейство и подсемейство и т. д.;

2. Кодового описания основных элементов детали (ОЭ);

3. Кодового описания дополнительных элементов детали (ДЭ).

Кодовое описание элементов имеет два уровня представления: 1-й уровень, включающий символьную информацию о геометрической форме этих элементов, и 2-й уровень, определяющий их размерную характеристику.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ширялкин, А. Ф. О качестве автоматизацки авиастроительных производственных сред при создании РЬМ / А. Ф. Ширялкин // Вестник УлГТУ. - 2011.-№.1.-С. 50-53.

2. Ширялкин, А. Ф. Основы формирования многоуровневых классификаций естественного типа для создания эффективных производственных сред в машиностроении / А. Ф. Ширялкин. -Ульяновск : УлГТУ, 2009. - 298 с.

3. Ширялкин, А. Ф. Разработка системы категориальных рядов признаков конструктивно-технологических элементов деталей / А. Ф. Ширялкин, П. Н. Куприн, М. А. Василенко // Автоматизация и современные технологии. - 2007. - №10. -С.3-10.

вов®в®«»©©во®в»э®в®в

Ширялкин Александр Фёдорович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление качеством» УлГТУ. Область научных интересов - организация производства, стандартизация, классификация.

Угасни Александр Николаевич, аспирант кафедры «Управление качеством» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.