- умение оформлять результаты своей деятельности в виде докладов, проектов (ОУД-2).
Вышеперечисленные компетенции формируются в соответствии с разделами изучаемой дисциплины. На-глядно это можно отразить в матрице распределения компетенций (табл. 1) Проектируя учебно-методический комплекс по дисциплине, основываясь на компетентностном подходе, мы можем добиться приоритетной ориентации на цели образования (обучае-
Библиографический список
мость, самоопределение, самоактуализация, саморазвитие, интеллектуальное, нравственное, физическое самосовершенствование, социализация и развитие индивидуальности), поскольку признаками данного подхода являются:
- "результатоцентрированность";
- студентоцентрированность;
- создание благоприятной развивающей среды;
- обновление содержания образования.
1. Хуторский, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
3. Суходольский, ГВ. Основы психологической теории деятельности. - М: Изд-во ЛКИ, 2008.
4. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностр. яз. в шк.: науч.-метод. журн. - 2004. - №7.
Статья поступила в редакцию 07.09.10
УДК 373(571)
Л.В. Веснина, канд. пед. наук, соискатель ТГУ, Томск, E-mail: [email protected]
PАЗPАБOTКА МЕЩИКИ ЭКСПРЕСС-ДИА^СШИ ИHHOBЙЦИOHHOГO ПOTEHЦИЙЛЙ HАУЧHO-OБPАЗOBАTEЛbHOЙ СИНЕМЫ1 РЕШНЙ
Методика экспресс-диагоностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона призвана решать, прежде всего, управленческие задачи при формировании региональных инновационных систем (РИС). В качестве интегральных показателей оценки рассматриваются оценка содержания инновационной деятельности, оценка инновационного ресурса и образовательного потенциала региона. В основу разработанной методики экспресс-диагностики положены международные и российские методологии, методы и методики.
Ключевые слова: методика экспресс-диагностики, региональные инновационные системы (РИС), управление инновационной деятельностью, оценка инновационного потенциала научно-образовательной системы, элементы инновационной
инфраструктуры.
Утвержденные Президентом России "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и одобренная Правительством России "Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации" определяют дальнейшее социально-экономическое развитие страны за счет перехода на инновационный путь развития экономики. Базой для развития инновационной деятельности в наукоемкой сфере является научно-образовательный и технологический комплексы страны, представляющие собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и научно-образовательную деятельность, и технологический комплекс, представленный производственными предприятиями различных форм собственности. Масштабность задач требует для их решения согласованных действий научно-образовательного комплекса.
В связи с этим все более актуальной становится решение задачи перехода экономики страны на инновационный путь развития и формирование экономики основанной на знаниях. Как отмечается в Правительственном документе связанным с развитием инновационной системы в РФ, подписанным Председателем Правительства РФ в 2005 году "Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации" [1].
Создание инновационной системы страны в целом естественно будет формироваться через создание региональных инновационных систем. Здесь и возникает проблема правильного выстраивания действий научно-образовательного комплекса, власти и бизнеса в регионе для скорейшего решения данной задачи.
Ряд регионов России уже в течение нескольких лет создает региональные инновационные системы, они прошли определен-
ный путь в этом направлении и получили опыт при решении данной задачи. Этот опыт могли бы использовать другие регион в России для более быстрого и максимально взвешенного формулирования целей, задач и мероприятий по построению своих региональных инновационных систем.
В Томской области целенаправленная работа по построению региональной инновационной системы началась с момента принятия в 1999 году Закона Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области" и разработки и реализации Инновационной стратегии Томской области на период 20022010 годы (далее "Стратегия"). В рамках Стратегии на территории Томской области была успешно реализована областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Томской области" (ОЦП)" [2].
Специалистам, выполнявшими формирование и организацию работ по реализации Стратегии и ОЦП, была разработана методика экспресс-диагоностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона, являющейся основой для создания региональных инновационных систем (РИС). Экспресс-диагностика призвана решать, прежде всего, управленческие задачи при формировании региональной инновационной системы. Авторы методики экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона предлагают ее для обсуждения со специалистами в области создания региональных инновационных систем.
В основу разработанной методики экспресс-диагностики положены международные и российские методологии, методы и методики:
1. "Оценка институтов" - методология, разработанная для оценки эффективности и коммерческого потенциала институтов, которая широко применяется при реорганизации государственных научных учреждений в Великобритании и других странах. Эта методология в рамках проекта TACIS FINRUS 9804 реализована в виде двух методик оценки "Коммерческой зрелости
организации" и "Стадии развития разработки" и использовалась для оценки организаций во время томской фазы проекта. В настоящей методике "Оценка институтов" представлены разделы "Уровень менеджмента организации (коллектива). Коммерческая зрелость" и "Стадия развития разработки", переработанные с учетом российского и международного опыта.
2. Методики экспертизы научных, научно-технических и инновационных проектов, используемые в России различными федеральными и региональными структурами при проведении конкурсов.
3. Методология управления качеством, реализованная в международных стандартах серии КО 9000. При этом определение качества применяется не только к продукции или услугам организации, но и к самой организации.
4. Методы оценки интеллектуальной собственности и ее использования, при чем интеллектуальная собственность рассматривается и как самостоятельная ценность, и как инструмент усиления конкурентных преимуществ инновационного продукта.
5. Методология анализа социальных групп и формирования команд, примененная к оценке коллектива инновационного проекта.
6. Методология оценки промышленных предприятий;
7. Методика оценки инновационного содержания образовательного проекта;
8. Инновационная стратегия Томской области.
Основные задачи, решаемые в процессе разработки
методики.
Обоснование методологии оценки инновационной системы региона.
Разработка содержания, структуры, индикаторов и показателей, процедуры ор-ганизации и проведения экперсс-диагнос-тики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона, включает в себя:
• оценку текущих показателей и потенциала развития элементов инновационной инфраструктуры региона;
• первичную оценку инновационного потенциала научнообразовательной системы региона;
• предложение первоочередных мер по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы.
Для построения методики экспресс диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона выделены области оценки [3]:
• нормативная правовая база по основным направлениям оценки;
• инновационный потенциал региона;
• научный потенциал региона;
• потенциал образовательной сферы, направленный на решение задач кадровой политики по сопровождению инновационного сектора;
• деятельность созданных и создаваемых элементов инновационной инфраструктуры региона.
По каждой из областей оценки формируются аналитические матрицы. В качестве интегральных показателей оценки рассматриваются оценка содержания инновационной деятельности, оценка инновационного ресурса и образовательного потенциала региона [4].
Методика экспресс-диагностики инновационного потенциала и ресурса научно-образовательного комплекса рассматривается экспертами как одно из средств формирования инновационной системы в регионе.
Содержание этапов проведения экспесс-диагностики (оценки)
Построение любой региональной инновационной системы (РИС) предполагает достижение следующих целей:
- обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями региона,
- создание в регионе условий для развития существующих и образования новых предприятий, компаний, фирм на основе
использования научно-технологического потенциала региона и/или научно-технических достижений полученных в России, за рубежом,
- обеспечение рыночной ориентации деятельности вузов и научных организаций региона (коммерциализация научных разработок).
В процессе исследования была разработана наиболее эффективная, с точки зрения экспертов, последовательность осуществления экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы, являющейся основой для построения региональных инновационных систем (табл.).
Полученные результаты: инновационность
1. В обоснованной методологии заключены особенности эк-спересс-диагностики, раскрывающие возможность получения объективных оценок инновационного потенциала научно-образовательного комплекса системы, которая является основой для формирования инновационной системы региона по ряду направлений:
• обеспечению роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями региона;
• развитию инновационной инфраструктуры на основе использования научно-образовательного и технологического потенциала региона;
• эффективности коммерциализации научных разработок вузов и научных организаций региона.
2. В ходе исследования было выделено и сформулировано несколько принципиальных тезисов, определивших разработку методики:
• методика основана на оценке тех параметров, характеризующих состояние научно-образовательного комплекса, которые признаны в мировой практике при построении региональных инновационных систем и адаптированных в регионах России (на примере Томской области, Хабаровского края, Ставропольского края);
• на основе данных направлений сформированы индикаторы и показатели оценки состояния и развития научно-образовательной системы региона;
• на основе данных экспресс-диагностики возможна разработка рекомендаций по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы региона.
Практические результаты
В управлении инновационными процессами методика выполняет такие функции, как оценка результативности, состояния инновационной деятельности (на основе развития научнообразовательной системы) и принятия решения о способах и механизмах создания инновационной системы; оценка влияния инновационного потенциала и ресурса научно-образовательной комплекса на социально-экономическое развитие региона.
Использование методики экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона позволяет более эффективно осуществлять базовые функции управления: мотивирование, контроль и организацию деятельности, а также специальные функции управления - выявление потенциала и ресурса для инновационного развития региона.
В результате исследований выявлено, что разработанная методика экспресс-диагностики, ее организация и проведение позволяет:
- построить систему обратных связей в управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;
- обеспечить возможность органам управления власти региона перейти на организацию мониторинга и оценки эффективности создания инновационной системы региона;
- согласовать качественные и количественные показатели успешности формирования инновационной системы региона;
- определить инвестиционную привлекательность научнообразовательных инновационных проектов и коммерциализиру-емость продуктов и услуг;
- определить влияние инноваций на формирование социально-экономической, в том числе научно-образовательной политики региона.
Таблица
Этапы работы Содержание
Этап 1. Обоснование методологии экпресс-диагностики и определение параметров оценки. На основе выделенных целей необходимо в регионах развивать деятельность по следующим направлениям: - Стимулировать существующие кампании, работающие в регионе к использованию инноваций. - Стимулировать создание малых инновационных предприятий. - Привлекать в регион внешние инвестиции, преимущественно в высокотехнологическую сферу - Создавать эффективно работающую инфраструктуру для развития и поддержки инновационной деятельности в регионе - Создавать систему подготовки кадров для всех видов инновационной деятельности - Повышать уровень инновационной культуры в регионе, обеспечивать информационную поддержку по мероприятиям направленным на создание региональной инновационной системы.
Этап 2. Определение индикаторов оценки. Индикативная оценка перечисленных параметров будет иметь особенности в каждом регионе, но как показал опыт создания региональной инновационной системы в Томской области, в каждом из вышеперечисленных направлений необходимо в регионе оценивать следующее: Направление 1: - Наличие кластеров, работающих в ключевых технологических сферах - Наличие системы обеспечивающей участников кластеров информацией об имеющихся завершенных научных разработках и ведущихся научных исследованиях в организациях научно-образовательного комплекса региона - Наличие системы финансовой поддержки НИОКР, ведущихся по заказам компаний, а также системы финансовой поддержки работ студентов, аспирантов, молодых ученых (государственно-частное партнерство) - Наличие системы финансовой поддержки инновационных проектов - Наличие системы финансовой и организационной поддержки проведения совместных семинаров, форумов информационных площадок ученых и предпринимателей.
Направление 2: - Создание офисов коммерциализации, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов как центров генерации новых предприятий - Формирование каналов финансирования новых предприятий: фонды, венчурное финансирование, бизнес-ангелы - Организация системы продвижения продукции новых предприятий: центры трансфера технологий, наличие регионе системы выхода в международные сети типа RTTN - Организация региональных конкурсов среди молодых инновационных предприятий - Наличие системы обучения для начинающих предпринимателей, например, в виде мастер-классов
Направление 3: - Наличие системы обеспечивающей его представление внешним инвесторам как инвестиционнопривлекательного региона - Наличие планов мероприятий направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона - Наличие на территории региона международных исследовательских лабораторий, центров
Направление 4: - Наличие динамики в создании недостающих элементов инфраструктуры по развитию инновационной деятельности: офисов коммерциализации, бизнес-инкубаторов, центров сертификации, дизайна, маркетинга, по международному патентованию и т.п. - Создание «карты компетенции» имеющихся и создающихся элементов инновационной инфраструктуры. - Наличие системы оценки эффективности действующих элементов инновационной инфраструктуры
Направление 5: - Наличие системы подготовки кадров (например, бизнес-команд) для создаваемых новых компаний. - Наличие системы подготовки кадров для растущих инновационных производств (сетевые образовательные программы, центры переподготовки и подготовки кадров для инновационной деятельности). - Наличие системы подготовки высокопрофессиональных консультантов для работы в организациях инновационной инфраструктуры. - Наличие системы подготовки (переподготовки) по основам инновационной деятельности сотрудников средств массовой информации. Направление 6: - Информационная поддержка в средствах массовой информации действия региональных властей направленных на развитие инновационной деятельности в регионе. - Выпуск специализированных информационных бюллетеней. - Проведение региональных инновационных форумов, конференций и т.п. - Наличие системы обмена информацией по развитию инновационной деятельности в регионе с другими регионами. - Мониторинг и оценка реализации процесса развития инновационной деятельности в регионе в средствах массовой информации.
Этап 3. Формирование информационной базы. Информационная база для осуществления экспресс-диагностики должна быть сформирована из данных полученных в результате: - анализа законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность в регионе; - анализа соответствующих данных статистики; - изучения материалов/ данных открытых информационных источников, включая Интернет-ресурсы; - проведения рабочих встреч и интервью с представителями Администрации региона, руководителями крупных промышленных, малых и средних инновационных предприятий; - проведения опроса / анкетирования представителей образовательных, научных, научно-технических, производственных, финансовых и инновационных организаций региона; - выборочного посещения и анализа деятельности организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, консалтинговые организации, и т.д.); - использование результатов аналогичных исследований в регионах.
Этап 4. Определение методов и инструментов сбора информации. Основным методом сбора информации при экспресс-диагностики может являться оформление запросов в адрес соответствующих властных структур региона. Это позволяет обеспечить оперативность в получении соответствующей информации. Важным инструментом позволяющим обеспечить сбор необходимой информации по перечисленным в Этапе 2 индикаторам является анкетирование. Для проведения экспесс-диагностики были разработаны соответствующие анкеты по целевым группам или организациям для оценки: - инновационного ресурса и потенциала сферы образования субъекта РФ, - потенциала и активности организации инновационной инфраструктуры региона, - инновационного потенциала и инновационной активности предприятия, - инновационного потенциала и активности научной организации (вуза) региона.
Этап 5. Анализ полученной информации. Анализ данных, полученных в ходе обработки анкет, экспертных интервью и рабочих встреч, базируется на их статистической обработке и экспертной интерпретации с помощью количественных и качественных методов по алгоритму: - описание фактической ситуации; - сравнение фактических показателей/результатов с целевыми (запланированными); - анализ рисков; - формирование и обоснование результатов экспресс-диагностики.
Этап 6 Разработка рекомендаций по развитию инновационной системы региона. Разработка экспертами рекомендаций по развитию инновационного потенциала научно-образовательной системы по запросу региональных властей может быть сведена к следующему: - разработке инновационной стратегии региона на 5-7 лет, - разработке региональной целевой программы по развитию инновационной деятельности на 2-3 года, - разработке региональной целевой программы по развитию малого предпринимательства в регионе на 2-3 года, - разработка региональной целевой программы по созданию системы подготовки кадров для развития инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Основные направления политики Российской федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Аппарат Правительства РФ № 2473п-П7 от 05.08.2005 г.
2. Межведомственная программа "Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области". Результаты 2006-2008 годов. - Томск, 2009.
3. Зинченко, В.И. Концепция и принципы разработки и применения методики комплексной оценки и мониторинга инновационных проектов / В.И. Зинченко, Е.А. Монастырный, С.А. Погребняк, А.Б. Пушкаренко, Н.Е. Родионов, ГИ. Тюльков, А.А. Шапошников, Н.К. Шумихина // Журнал "Инновации". - 2003. - № 6 (63).
4. Прозументова, ГН. Методика оценки инновационного содержания образовательного проекта / ГН. Прозументова, Л.В. Веснина // Открытое и дистанционное образование. - 2010. - № 1(37).
Статья поступила в редакцию 12.09.10
УДК 376.4:616.31-07
М.Е. Пермякова, преп. "Центра проблем детства", г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
BАPИАHT СКPИHИHГOBOЙ И УГЛУБЛЕНИЙ ДИАГМСШИ TPУДHOСTEЙ OБУЧEHИЯ У ДETEЙ 7-8-AETHETO BOЗPАСTА
Предложен вариант скрининговой диагностики, включающей пробу на понимание сложных логико-грамматических конструкций языка и методику "Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица", позволяющий выявлять среди детей 7-8 лет группу риска по трудностям обучения и задержке психического развития. Комплексная нейропсихологическая диагностика позволяет дифференцировать факторы, лежащие в основе трудностей обучения и требующие различного коррекционного подхода.