Научная статья на тему 'Разработка методики экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона'

Разработка методики экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (РИС) / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / REGIONAL SYSTEM OF INNOVATION (RIS) / EXPRESS-DIAGNOSIS METHODOLOGY / INNOVATION MANAGEMENT / EVALUATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SYSTEM / ELEMENTS OF INNOVATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веснина Л. В.

Методика экспресс-диагоностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона призвана решать, прежде всего, управленческие задачи при формировании региональных инновационных систем (РИС). В качестве интегральных показателей оценки рассматриваются оценка содержания инновационной деятельности, оценка инновационного ресурса и образовательного потенциала региона. В основу разработанной методики экспресс-диагностики положены международные и российские методологии, методы и методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY OF INNOVATIVE POTENTIAL EXPRESS DIAGNOSIS FOR REGIONAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SYSTEM

Methodology of innovative potential express diagnosis for regional scientific and educational system is expected to address primarily managerial tasks in the formation of regional systems of innovation (RSI). The integral assessment indicators include estimation of the innovation activity, and evaluation of innovative resource and educational potential of the region. The elaborated methodology is based on different Russian and international methodologies, methods and techniques.

Текст научной работы на тему «Разработка методики экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона»

- умение оформлять результаты своей деятельности в виде докладов, проектов (ОУД-2).

Вышеперечисленные компетенции формируются в соответствии с разделами изучаемой дисциплины. На-глядно это можно отразить в матрице распределения компетенций (табл. 1) Проектируя учебно-методический комплекс по дисциплине, основываясь на компетентностном подходе, мы можем добиться приоритетной ориентации на цели образования (обучае-

Библиографический список

мость, самоопределение, самоактуализация, саморазвитие, интеллектуальное, нравственное, физическое самосовершенствование, социализация и развитие индивидуальности), поскольку признаками данного подхода являются:

- "результатоцентрированность";

- студентоцентрированность;

- создание благоприятной развивающей среды;

- обновление содержания образования.

1. Хуторский, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

3. Суходольский, ГВ. Основы психологической теории деятельности. - М: Изд-во ЛКИ, 2008.

4. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностр. яз. в шк.: науч.-метод. журн. - 2004. - №7.

Статья поступила в редакцию 07.09.10

УДК 373(571)

Л.В. Веснина, канд. пед. наук, соискатель ТГУ, Томск, E-mail: [email protected]

PАЗPАБOTКА МЕЩИКИ ЭКСПРЕСС-ДИА^СШИ ИHHOBЙЦИOHHOГO ПOTEHЦИЙЛЙ HАУЧHO-OБPАЗOBАTEЛbHOЙ СИНЕМЫ1 РЕШНЙ

Методика экспресс-диагоностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона призвана решать, прежде всего, управленческие задачи при формировании региональных инновационных систем (РИС). В качестве интегральных показателей оценки рассматриваются оценка содержания инновационной деятельности, оценка инновационного ресурса и образовательного потенциала региона. В основу разработанной методики экспресс-диагностики положены международные и российские методологии, методы и методики.

Ключевые слова: методика экспресс-диагностики, региональные инновационные системы (РИС), управление инновационной деятельностью, оценка инновационного потенциала научно-образовательной системы, элементы инновационной

инфраструктуры.

Утвержденные Президентом России "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и одобренная Правительством России "Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации" определяют дальнейшее социально-экономическое развитие страны за счет перехода на инновационный путь развития экономики. Базой для развития инновационной деятельности в наукоемкой сфере является научно-образовательный и технологический комплексы страны, представляющие собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и научно-образовательную деятельность, и технологический комплекс, представленный производственными предприятиями различных форм собственности. Масштабность задач требует для их решения согласованных действий научно-образовательного комплекса.

В связи с этим все более актуальной становится решение задачи перехода экономики страны на инновационный путь развития и формирование экономики основанной на знаниях. Как отмечается в Правительственном документе связанным с развитием инновационной системы в РФ, подписанным Председателем Правительства РФ в 2005 году "Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации" [1].

Создание инновационной системы страны в целом естественно будет формироваться через создание региональных инновационных систем. Здесь и возникает проблема правильного выстраивания действий научно-образовательного комплекса, власти и бизнеса в регионе для скорейшего решения данной задачи.

Ряд регионов России уже в течение нескольких лет создает региональные инновационные системы, они прошли определен-

ный путь в этом направлении и получили опыт при решении данной задачи. Этот опыт могли бы использовать другие регион в России для более быстрого и максимально взвешенного формулирования целей, задач и мероприятий по построению своих региональных инновационных систем.

В Томской области целенаправленная работа по построению региональной инновационной системы началась с момента принятия в 1999 году Закона Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области" и разработки и реализации Инновационной стратегии Томской области на период 20022010 годы (далее "Стратегия"). В рамках Стратегии на территории Томской области была успешно реализована областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Томской области" (ОЦП)" [2].

Специалистам, выполнявшими формирование и организацию работ по реализации Стратегии и ОЦП, была разработана методика экспресс-диагоностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона, являющейся основой для создания региональных инновационных систем (РИС). Экспресс-диагностика призвана решать, прежде всего, управленческие задачи при формировании региональной инновационной системы. Авторы методики экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона предлагают ее для обсуждения со специалистами в области создания региональных инновационных систем.

В основу разработанной методики экспресс-диагностики положены международные и российские методологии, методы и методики:

1. "Оценка институтов" - методология, разработанная для оценки эффективности и коммерческого потенциала институтов, которая широко применяется при реорганизации государственных научных учреждений в Великобритании и других странах. Эта методология в рамках проекта TACIS FINRUS 9804 реализована в виде двух методик оценки "Коммерческой зрелости

организации" и "Стадии развития разработки" и использовалась для оценки организаций во время томской фазы проекта. В настоящей методике "Оценка институтов" представлены разделы "Уровень менеджмента организации (коллектива). Коммерческая зрелость" и "Стадия развития разработки", переработанные с учетом российского и международного опыта.

2. Методики экспертизы научных, научно-технических и инновационных проектов, используемые в России различными федеральными и региональными структурами при проведении конкурсов.

3. Методология управления качеством, реализованная в международных стандартах серии КО 9000. При этом определение качества применяется не только к продукции или услугам организации, но и к самой организации.

4. Методы оценки интеллектуальной собственности и ее использования, при чем интеллектуальная собственность рассматривается и как самостоятельная ценность, и как инструмент усиления конкурентных преимуществ инновационного продукта.

5. Методология анализа социальных групп и формирования команд, примененная к оценке коллектива инновационного проекта.

6. Методология оценки промышленных предприятий;

7. Методика оценки инновационного содержания образовательного проекта;

8. Инновационная стратегия Томской области.

Основные задачи, решаемые в процессе разработки

методики.

Обоснование методологии оценки инновационной системы региона.

Разработка содержания, структуры, индикаторов и показателей, процедуры ор-ганизации и проведения экперсс-диагнос-тики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона, включает в себя:

• оценку текущих показателей и потенциала развития элементов инновационной инфраструктуры региона;

• первичную оценку инновационного потенциала научнообразовательной системы региона;

• предложение первоочередных мер по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы.

Для построения методики экспресс диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона выделены области оценки [3]:

• нормативная правовая база по основным направлениям оценки;

• инновационный потенциал региона;

• научный потенциал региона;

• потенциал образовательной сферы, направленный на решение задач кадровой политики по сопровождению инновационного сектора;

• деятельность созданных и создаваемых элементов инновационной инфраструктуры региона.

По каждой из областей оценки формируются аналитические матрицы. В качестве интегральных показателей оценки рассматриваются оценка содержания инновационной деятельности, оценка инновационного ресурса и образовательного потенциала региона [4].

Методика экспресс-диагностики инновационного потенциала и ресурса научно-образовательного комплекса рассматривается экспертами как одно из средств формирования инновационной системы в регионе.

Содержание этапов проведения экспесс-диагностики (оценки)

Построение любой региональной инновационной системы (РИС) предполагает достижение следующих целей:

- обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями региона,

- создание в регионе условий для развития существующих и образования новых предприятий, компаний, фирм на основе

использования научно-технологического потенциала региона и/или научно-технических достижений полученных в России, за рубежом,

- обеспечение рыночной ориентации деятельности вузов и научных организаций региона (коммерциализация научных разработок).

В процессе исследования была разработана наиболее эффективная, с точки зрения экспертов, последовательность осуществления экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы, являющейся основой для построения региональных инновационных систем (табл.).

Полученные результаты: инновационность

1. В обоснованной методологии заключены особенности эк-спересс-диагностики, раскрывающие возможность получения объективных оценок инновационного потенциала научно-образовательного комплекса системы, которая является основой для формирования инновационной системы региона по ряду направлений:

• обеспечению роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями региона;

• развитию инновационной инфраструктуры на основе использования научно-образовательного и технологического потенциала региона;

• эффективности коммерциализации научных разработок вузов и научных организаций региона.

2. В ходе исследования было выделено и сформулировано несколько принципиальных тезисов, определивших разработку методики:

• методика основана на оценке тех параметров, характеризующих состояние научно-образовательного комплекса, которые признаны в мировой практике при построении региональных инновационных систем и адаптированных в регионах России (на примере Томской области, Хабаровского края, Ставропольского края);

• на основе данных направлений сформированы индикаторы и показатели оценки состояния и развития научно-образовательной системы региона;

• на основе данных экспресс-диагностики возможна разработка рекомендаций по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы региона.

Практические результаты

В управлении инновационными процессами методика выполняет такие функции, как оценка результативности, состояния инновационной деятельности (на основе развития научнообразовательной системы) и принятия решения о способах и механизмах создания инновационной системы; оценка влияния инновационного потенциала и ресурса научно-образовательной комплекса на социально-экономическое развитие региона.

Использование методики экспресс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона позволяет более эффективно осуществлять базовые функции управления: мотивирование, контроль и организацию деятельности, а также специальные функции управления - выявление потенциала и ресурса для инновационного развития региона.

В результате исследований выявлено, что разработанная методика экспресс-диагностики, ее организация и проведение позволяет:

- построить систему обратных связей в управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;

- обеспечить возможность органам управления власти региона перейти на организацию мониторинга и оценки эффективности создания инновационной системы региона;

- согласовать качественные и количественные показатели успешности формирования инновационной системы региона;

- определить инвестиционную привлекательность научнообразовательных инновационных проектов и коммерциализиру-емость продуктов и услуг;

- определить влияние инноваций на формирование социально-экономической, в том числе научно-образовательной политики региона.

Таблица

Этапы работы Содержание

Этап 1. Обоснование методологии экпресс-диагностики и определение параметров оценки. На основе выделенных целей необходимо в регионах развивать деятельность по следующим направлениям: - Стимулировать существующие кампании, работающие в регионе к использованию инноваций. - Стимулировать создание малых инновационных предприятий. - Привлекать в регион внешние инвестиции, преимущественно в высокотехнологическую сферу - Создавать эффективно работающую инфраструктуру для развития и поддержки инновационной деятельности в регионе - Создавать систему подготовки кадров для всех видов инновационной деятельности - Повышать уровень инновационной культуры в регионе, обеспечивать информационную поддержку по мероприятиям направленным на создание региональной инновационной системы.

Этап 2. Определение индикаторов оценки. Индикативная оценка перечисленных параметров будет иметь особенности в каждом регионе, но как показал опыт создания региональной инновационной системы в Томской области, в каждом из вышеперечисленных направлений необходимо в регионе оценивать следующее: Направление 1: - Наличие кластеров, работающих в ключевых технологических сферах - Наличие системы обеспечивающей участников кластеров информацией об имеющихся завершенных научных разработках и ведущихся научных исследованиях в организациях научно-образовательного комплекса региона - Наличие системы финансовой поддержки НИОКР, ведущихся по заказам компаний, а также системы финансовой поддержки работ студентов, аспирантов, молодых ученых (государственно-частное партнерство) - Наличие системы финансовой поддержки инновационных проектов - Наличие системы финансовой и организационной поддержки проведения совместных семинаров, форумов информационных площадок ученых и предпринимателей.

Направление 2: - Создание офисов коммерциализации, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов как центров генерации новых предприятий - Формирование каналов финансирования новых предприятий: фонды, венчурное финансирование, бизнес-ангелы - Организация системы продвижения продукции новых предприятий: центры трансфера технологий, наличие регионе системы выхода в международные сети типа RTTN - Организация региональных конкурсов среди молодых инновационных предприятий - Наличие системы обучения для начинающих предпринимателей, например, в виде мастер-классов

Направление 3: - Наличие системы обеспечивающей его представление внешним инвесторам как инвестиционнопривлекательного региона - Наличие планов мероприятий направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона - Наличие на территории региона международных исследовательских лабораторий, центров

Направление 4: - Наличие динамики в создании недостающих элементов инфраструктуры по развитию инновационной деятельности: офисов коммерциализации, бизнес-инкубаторов, центров сертификации, дизайна, маркетинга, по международному патентованию и т.п. - Создание «карты компетенции» имеющихся и создающихся элементов инновационной инфраструктуры. - Наличие системы оценки эффективности действующих элементов инновационной инфраструктуры

Направление 5: - Наличие системы подготовки кадров (например, бизнес-команд) для создаваемых новых компаний. - Наличие системы подготовки кадров для растущих инновационных производств (сетевые образовательные программы, центры переподготовки и подготовки кадров для инновационной деятельности). - Наличие системы подготовки высокопрофессиональных консультантов для работы в организациях инновационной инфраструктуры. - Наличие системы подготовки (переподготовки) по основам инновационной деятельности сотрудников средств массовой информации. Направление 6: - Информационная поддержка в средствах массовой информации действия региональных властей направленных на развитие инновационной деятельности в регионе. - Выпуск специализированных информационных бюллетеней. - Проведение региональных инновационных форумов, конференций и т.п. - Наличие системы обмена информацией по развитию инновационной деятельности в регионе с другими регионами. - Мониторинг и оценка реализации процесса развития инновационной деятельности в регионе в средствах массовой информации.

Этап 3. Формирование информационной базы. Информационная база для осуществления экспресс-диагностики должна быть сформирована из данных полученных в результате: - анализа законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность в регионе; - анализа соответствующих данных статистики; - изучения материалов/ данных открытых информационных источников, включая Интернет-ресурсы; - проведения рабочих встреч и интервью с представителями Администрации региона, руководителями крупных промышленных, малых и средних инновационных предприятий; - проведения опроса / анкетирования представителей образовательных, научных, научно-технических, производственных, финансовых и инновационных организаций региона; - выборочного посещения и анализа деятельности организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, консалтинговые организации, и т.д.); - использование результатов аналогичных исследований в регионах.

Этап 4. Определение методов и инструментов сбора информации. Основным методом сбора информации при экспресс-диагностики может являться оформление запросов в адрес соответствующих властных структур региона. Это позволяет обеспечить оперативность в получении соответствующей информации. Важным инструментом позволяющим обеспечить сбор необходимой информации по перечисленным в Этапе 2 индикаторам является анкетирование. Для проведения экспесс-диагностики были разработаны соответствующие анкеты по целевым группам или организациям для оценки: - инновационного ресурса и потенциала сферы образования субъекта РФ, - потенциала и активности организации инновационной инфраструктуры региона, - инновационного потенциала и инновационной активности предприятия, - инновационного потенциала и активности научной организации (вуза) региона.

Этап 5. Анализ полученной информации. Анализ данных, полученных в ходе обработки анкет, экспертных интервью и рабочих встреч, базируется на их статистической обработке и экспертной интерпретации с помощью количественных и качественных методов по алгоритму: - описание фактической ситуации; - сравнение фактических показателей/результатов с целевыми (запланированными); - анализ рисков; - формирование и обоснование результатов экспресс-диагностики.

Этап 6 Разработка рекомендаций по развитию инновационной системы региона. Разработка экспертами рекомендаций по развитию инновационного потенциала научно-образовательной системы по запросу региональных властей может быть сведена к следующему: - разработке инновационной стратегии региона на 5-7 лет, - разработке региональной целевой программы по развитию инновационной деятельности на 2-3 года, - разработке региональной целевой программы по развитию малого предпринимательства в регионе на 2-3 года, - разработка региональной целевой программы по созданию системы подготовки кадров для развития инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Основные направления политики Российской федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Аппарат Правительства РФ № 2473п-П7 от 05.08.2005 г.

2. Межведомственная программа "Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области". Результаты 2006-2008 годов. - Томск, 2009.

3. Зинченко, В.И. Концепция и принципы разработки и применения методики комплексной оценки и мониторинга инновационных проектов / В.И. Зинченко, Е.А. Монастырный, С.А. Погребняк, А.Б. Пушкаренко, Н.Е. Родионов, ГИ. Тюльков, А.А. Шапошников, Н.К. Шумихина // Журнал "Инновации". - 2003. - № 6 (63).

4. Прозументова, ГН. Методика оценки инновационного содержания образовательного проекта / ГН. Прозументова, Л.В. Веснина // Открытое и дистанционное образование. - 2010. - № 1(37).

Статья поступила в редакцию 12.09.10

УДК 376.4:616.31-07

М.Е. Пермякова, преп. "Центра проблем детства", г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

BАPИАHT СКPИHИHГOBOЙ И УГЛУБЛЕНИЙ ДИАГМСШИ TPУДHOСTEЙ OБУЧEHИЯ У ДETEЙ 7-8-AETHETO BOЗPАСTА

Предложен вариант скрининговой диагностики, включающей пробу на понимание сложных логико-грамматических конструкций языка и методику "Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица", позволяющий выявлять среди детей 7-8 лет группу риска по трудностям обучения и задержке психического развития. Комплексная нейропсихологическая диагностика позволяет дифференцировать факторы, лежащие в основе трудностей обучения и требующие различного коррекционного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.