социально-педагогические и психологические исследования (social-pedagogical & psychological research)
Б01: 10.12731/2218-7405-2015-1-37 УДК 159.9.075
разработка методики диагностики нравственных ориентаций
славинская и.с., наследов А.д., дворецкая м.Я.
В статье изложена процедура разработки и стандартизации методики психодиагностики нравственных ориентаций для юношеского возраста. Дано определение нравственных ориентаций, как предмета диагностики и обосновывается выбор стимульно-го материала. Методика включает в себя 13 ценностей, выраженность которых в своем поведении респондент оценивает в отношении 7 категорий людей (от ««родных» до «врагов»). Выборка стандартизации методики - учащиеся юношеского возраста от 17 до 21 года (330 чел.). Факторная валидность шкал методики проверена при помощи кон-фирматорного факторного анализа: обоснована иерархическая структура методики, включающая одну общую шкалу и три независимые субшкалы. Показатели Альфа-Крон-баха свидетельствуют о высокой надежности шкал методики по внутренней согласованности их пунктов. Критерильная валидность шкал определялась по социально-демографическим характеристикам выборки. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности производилась путем установления статистических связей с близкими по содержанию конструктами. Разработаны тестовые нормы для шкал методики. Результаты свидетельствуют об адекватности данной методики для диагностики нравственных ориентаций молодежи.
ключевые слова: нравственные ориентации; нравственные ценности; ценностные ориентации; юношеский возраст; факторная валидизация; конфирматоный факторный анализ; альфа Кронбаха; критериальная, конвергентная и дискриминантная валидность шкал; тестовые нормы.
DEVELOPMENT OF THE DIAGNOSTIC METHOD OF MORAL ORIENTATIONS Slavinskaya I.S., Nasledov A.D., Dvoretskaya M.Y.
The article outlines the developing and standardization of psychodiagnostics test that measures moral orientations for adolescence. The definition of moral orientations as a matter of diagnosis and the justification of chosen stimuli are provided. Respondents evaluate the degree to which 13 values are expressed in the behavior of seven categories of people (from the «native» to the «enemies»). Youthful students from 17 to 21 years (N = 330) were used as a standardization sample. Factorial validity of the scales used was tested by using confirmatory factor analysis (CFA). A hierarchical structure of the test (including the common scale and three subscales) is confirmed by the CFA. Cronbach's alpha indicated a high consistency between separate items of the test, demonstrating high reliability of the test's scales. Criterion validity of the scales is assessed on the basis of the socio-demographic characteristics of the sample. The convergent and discriminant validity was assessed by establishing close statistical relations with constructs similar in content. The standards for test's scales are developed. The results testify the adequacy of this method for the diagnosis of youth moral orientations.
Keywords: moral orientation; moral values; values; adolescence; factor validation; confirmatory factor analysis; Cronbach's alpha; criterion, convergent and discriminant validity of the scales; test standards.
Психология становления духовно-нравственной сферы личности оказалась чрезвычайно востребованной в последние десятилетия, что объясняется необходимостью профилактики и коррекции различных форм аддиктивного поведения молодежи.
Сегодня изучение нравственной сферы личности стало предметной областью многих как философских, так и других научных дисциплин: аксиологии, социологии, педагогики, психологии и др., что оказалось возможным после существенного пересмотра методологических оснований научного знания и разработки новых диагностических методов.
Нравственные характеристики являются наиболее важными для понимания экзистенциальной направленности формирования личности [6]. Рубинштейн С.Л., уделяя в своих трудах много внимания нравственной стороне личности писал: - «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком
определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку, он способен устанавливать» [23, с. 262-263].
Несмотря на свою важность, нравственная проблема, остается на сегодняшний день одной из малоизученных, и в тоже время очень сложной для исследования. Очень часто при переходе от теоретического рассмотрения к эмпирическому исследованию наблюдается недостаток стандартизированных диагностических методов, позволяющих всесторонне изучить особенности нравственной сферы, в том числе и нравственные ориентации личности. На это указала в своей диссертационной работе одна из исследователей нравственных ориентаций -Г.Ю. Иконникова: «.. .в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии практически отсутствуют современные методы исследования и методики, прямонаправленные на изучение нравственных ориентаций» [9, с. 6].
Эта проблема и легла в основу представленной коллективной работы по разработке и стандартизации методики направленной на изучение одной из категорий нравственной сферы -«нравственных ориентаций», освещение результатов которой, является целью данной статьи.
Термин «нравственные ориентации» как психосоциальный феномен и как категория нравственной сферы личности вошел в обиход наук, изучающих нравственную проблему в середине 90-х гг. прошлого столетия, и стал активно исследоваться.
В результате изучения нравственных ориентаций исследователи пришли к выводу, что данный феномен является важнейшей характеристикой личности, определяющей содержательную сторону ее направленности [11], [13], [22] и составляющей основу ее мировоззрения и жизненной позиции [11]. Нравственные ориентации являются частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру, к себе, придающей смысл личностным позициям и поступкам [13]. Оказывают влияние на все формы проявления сознания, на создание и формирование собственного образа [22] и на выбор поведения [11], [13], [22], [28].
Современный отечественный исследователь, один из ведущих ученых в области психологии нравственности - Б.С. Братусь, обозначил, что «нравственная ориентация составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья» [3, с. 3]. Таким образом, указав на значимость нравственной ориентации для нормального личностного развития и здоровья.
Нравственные ориентации как психологическая категория, и как категория нравственной сферы личности в современной отечественной науке еще активно проходит этап дефиниции [27].
Так, на современном этапе, нравственные ориентации понимаются как многокомпонентное психическое образование (Э.И. Кякинен) [13]; как духовное образование, социально-психологический феномен (Т. А. Рассадина) [22]; как сложный выбор (Г.Ю. Иконникова) [9]; как ядро аксиосферы личности (Н.В. Космачева) [11]; как система интегративных качеств и поведенческий образец (Л.П. Гадзаова) [5]; как направленность личности на нравственные ценности (Н.Х. Ворокова) [4].
Отмечаются различия в трактовке данного феномена. Но, несмотря на эти различия, представляется возможным выделить некое смысловое содержание, очерчивающее границы данного психологического феномена.
Нравственные ориентации характеризуются наличием у человека личностно значимых критериев добра и зла, позволяющих ему осуществлять нравственную идентификацию, что способствует проявлению доброты в межличностном взаимодействии (Э.И. Кякинен) [13]; они являются результатом отражения в сознании человека индивидуальной интерпретации общественных моральных ценностей, интериоризированных личностью в качестве нравственных ценностей, влияющих, в свою очередь, на отношение личности к себе и к другому человеку, что сказывается на социальных отношениях (Т. А. Рассадина) [22]; нравственные ориентации, как выбранная личностью система общечеловеческих, смысложизненных, мировоззренческих ценностей и этических норм, определяют функционирование совести (Г.Ю. Иконникова) [9] и избирательность отношения, поведения и деятельности (Н.В. Космачева) [11]; нравственные ориентации оказывают влияние на созидание собственного ценностно-смыслового образа, ими определяется способ поведения в профессиональной, общественной и семейной деятельности, так как они являются основанием при формировании поведенческого образца, представляющего собой совокупность качеств, обеспечивающих позитивное восприятие осмысленных и оцененных субъектом артефактов в соотнесении с идеалом и личностным опытом в области морального сознания (Л.П. Гадзаова) [5], а также они определяют направленность формирования личности, посредством избрания системы нравственных ценностей с ориентацией на социально-исторический или собственный жизненный опыт (Н.Х. Ворокова) [4].
В зарубежных исследованиях нравственные ориентации определяются однозначно [27]: как ориентация на справедливость, присущая мужчинам (мужской тип), описанная Л. Коль-бергом (КоЫЬе^, L) [39], [40]. И как ориентация на заботу (уход), обнаруженную К. Гиллиган (вИ^аи, С) [37] и присущую, по мнению автора, женщинам (женский тип) и особенно выраженную у замужних представительниц. Такое понимание данного феномена ложиться в основу зарубежных исследований [27].
Обобщение приведенных выше смыслов, наполняющих содержанием психологическую категорию «нравственные ориентации», сопоставление ключевых понятий «ориентация» и «нравственность», а также соотношение данного феномена с близкой психологической категорией «ценностные ориентации» позволило нам сформулировать следующее определение.
«Нравственные ориентации» - это интериоризированные личностью духовные ценности, отображающие содержание идеального образа, и определяющие направленность формирования личности, отношение человека к себе и к другому, нормирующие естественным нравственным законом (совестью) содержание поведения и деятельности человека в различных сферах жизни: духовной, профессиональной, семейной и досуговой.
Нравственные ориентации как категория находит место в системе психологических знаний в структуре ценностных ориентаций. Так, современные отечественные исследователи отмечают, что нравственные ориентации является видом ценностных ориентаций [22], ядром аксиос-феры личности [11].
Некоторые исследователи нравственных ориентаций такие как: Абидова Н.Т., Аргунова Г.А., Ворокова Н. Х., Дождикова Г.Н., Гадзаова Л.П., Зауторова Э.В., Копусова В.В., Косма-чева Н.В., Калинина Л.В., Минова М.Е., Набиулина Н.Г., Ромашкина Т.В., Садовникова Т.Ю., Тлисова С.М., Тутиков А.В. прямо указывают на принадлежность данного феномена к ценностным ориентациям, обозначая их как «нравственные ценностные ориентации».
Нравственные ориентации занимают определенное место в структуре ценностных ориен-таций, находясь на высшем уровне. Так, один из первых ведущих исследователей ценностных ориентаций личности В.А. Ядов отмечал, что: «наряду с общей направленностью интересов личности в определенные сферы деятельности высший уровень диспозиционной иерархии образуют ценностные ориентации. В свою очередь имеется иерархия и в системе ценностей. Вершину ее составляет «жизненный идеал» - социально-политический и нравственный образ желаемого будущего» [24, с. 47]. М.Я. Дворецкая в авторской концепции целостного человека [7] также относит нравственные ориентации к высшему экзистенциальному уровню жизнедеятельности человека. Это выявляется и в результате рассмотрения и анализа различных классификационных моделей ценностных ориентаций, где нравственные ориентации выступают как высшие, внутренние, духовные, гуманистические ценности. В противоположность низшим, внешним, материальным, эгоистическим ценностям. Так, у А. Маслоу нравственные ориентации представлены ценностью «праведность» (благожелательность) представляющую одну из высших ценностей Бытия [16, с. 116-118]. У Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна (Dici & Ryan) [36] как внутренние ценности (любовь, стремление к близости с другими людьми, служения
обществу) [14, с. 137]. У Э.Фромма как гуманистические ценности, являющиеся, по мнению автора официально признанными [32, с. 285]. У В.Ф. Сержантова как моральные, относящиеся к духовным ценностям [26, с. 176].
Разработка стимульного материала
В основу методики легло авторское понимание нравственных ориентаций, являющееся результатом обобщенного современного отечественного понимания, которое в отличие от однозначной зарубежной трактовки является более содержательным, расширенным и объемным, а также является результатом сопоставления ключевых понятий «ориентация» и «нравственность» и соотношения данного феномена с категорией «ценностные ориентации».
Стимульный материал разрабатывался на основе представления о том, что нравственные ориентации как высший вид ценностных ориентаций, тоже имеет иерархическую, многомерную, нелинейную, динамическую структуру.
Если структура ценностных ориентаций включает любые ценности признанные личностью важными, то структура нравственных ориентаций представляет собой набор только персонально признанных нравственных ценностей.
Современные отечественные исследователи, описывая нравственные ориентации, также характеризуют их через нравственные ценности. Так, Т.А. Рассадина, определяет нравственные ориентации как результат интернализации личностью нравственных ценностей [22]; Н.Х. Во-рокова, как направленность личности на систему нравственных ценностей [4]; Г.Ю. Иконникова, как сложный и противоречивый выбор личностью определенной системы общечеловеческих, смысложизненных, мировоззренческих ценностей [9]; Н.В. Космачева, как присвоенные субъектом моральные ценности [11]; Н.В. Сотникова, как способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, совершенствовать окружающий мир на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм морального поведения [28].
Нравственные ценности выражают человеческое измерение, как самого человека, так и общественных отношений, их качество. Приобщение к нравственным ценностям, мера их освоения и интериоризация есть важнейшие критерии и показатели нравственности человека. [2, с. 135].
В нравственных ценностях соединяется забота о человеке, его признание как ценности, любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью [1, с. 35]. Общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра [Там же].
Таким образом, высшей нравственной ценностью, определяющей другие ценности, представленных в методике, является «добро». Добро понимаемое как благо [19], [29], [31], как все хорошее [8], [15], приносящее счастье, благополучие, пользу [8], [30], противоположное злу [8], [15], [29], [30], [31], являющееся положительным началом в нравственности [30] и нравственно положительной категорией, отраженной в религиозно-философских концепциях, в основе которой лежит любовь к человеку, любовь к животному миру и природе.
На первом этапе разработки стимульного материала проводился отбор нравственных ценностей среди множества ценностей, описанных в философской, религиозной, педагогической и психологической литературе (красота, истина, патриотизм, уважение к труду, справедливость, милосердие, скромность, прощение, чувство долга, целомудрие, трудолюбие, благородство, честь и др.) и отбирались только те, которые характеризуют нравственные взаимоотношения между людьми. То есть, такие взаимоотношения, в основе которых лежит чувство совести, свободное и безусловное стремление осуществлять идеалы добра, отраженные в религиозно-философских концепциях. В результате чего были отобраны 13 нравственных ценностей, являющиеся производными от высшей нравственной ценности - «добро»: прощение, помощь, благотворительность, сочувствие, сопереживание, сострадание, любовь, заботливость, внимательность, жертвенность, доброжелательность, благородство и милосердие.
На втором этапе разрабатывались пояснения к нравственным ценностям с целью обеспечения единого смыслового содержания и минимизации личных представлений, которые не всегда являются общепринятыми, и отражающими суть данных понятий. Эта процедура была выполнена для получения достоверных результатов. Пояснения к нравственным ценностям формулировались на основе словарных определений, взятых из 24 словарей и энциклопедий. По своей форме данные пояснения не являются прямыми определениями.
На третьем этапе пояснения к нравственным ценностям корректировались экспертами, занимающимися вопросами нравственности: д-р психол. наук М.Я. Дворецкой (Россия, Санкт-Петербург), канд. пед. наук И.А. Пархоменко (Казахстан, г. Костанай).
На четвертом этапе разрабатывался вид бланка методики, в результате которого он приобрел форму матрицы. Данный вид позволяет просматривать особенности нравственных ори-ентаций, а именно для какой группы лиц испытуемому личностно значимо проявлять нравственные ценности. Такой формат методики основан на двух предположениях: во-первых, что нравственные ценности в индивидуальном представлении обладают разной степенью значимости, а во-вторых, и разные категории людей, тоже обладают различной степенью личностной значимости. Таким образом, было определено 7 групп. От самых близких людей, куда
вошли родные, близкие и друзья до недругов и врагов. При определении групп лиц за основу был взят принцип личностной и географической удаленности/ приближенности.
Стимульный материал разработан так, что испытуемому предлагается оценить значимость предъявляемых нравственных ценностей к разным категориям людей (см. Приложение). По данным оценкам просматривается особенность нравственных ориентаций: иерархия значимости нравственных ценностей; индивидуальная картина нравственных ориентаций; персонально значимые нравственные ценности; незначимые или отвергаемые нравственные ценности.
выборка
Диагностическая пригодность методики проверялась на репрезентативной выборке, состоящей из 330 юношей и девушек г.Костаная, Казахстан (Северный регион Казахстана, граничащий с Россией).
Выборка сбалансирована по полу: 165 юношей и 165 девушек. А также по возрасту: 5 возрастных групп на каждый пол: юноши с 17 л. до 21 г., девушки с 16 л. до 20 л. В итоге выборка составлялась из 10 групп по 33 человека.
Вероисповедание представителей выборки: православные - 161 ч. (48,8%), мусульмане -120 ч. (36,4%), атеисты и неопределившиеся с верой - 49 ч. (14,8%).
Национальный состав выборки: русские - 131 ч. (40%), казахи - 127 ч. (38,5%), украинцы 30 ч. (9,1%). А также 41 ч. (12,42%) - представители других национальностей: немцы, татары, белорусы, корейцы, поляки, азербайджанцы, грузины, мордовцы, армяне, башкиры, ингуши, китайцы.
С целью минимизации влияния фактора «Учебное заведение» на особенности нравственных ориентаций и показатель их развития, исследование проводилось в нескольких учебных заведениях, включающих три образовательные ступени:
1) школа (Среднеобразовательная школа г. Костаная №2) - 72 ч. (21,8%);
2) средние специальные учебные заведения («Костанайский бизнес-колледж», «Костанай-ский индустриально-педагогический колледж», «Костанайский колледж автомобильного транспорта) - 143 ч. (43,3%);
3) высшее учебное заведение («Костанайский государственный университет им. А. Бай-турсынова) - 115 ч. (34,8%).
Для минимизации влияния фактора «специальность» и «учебная группа» исследованием были охвачены основные направления специальностей: гуманитарные, технические, производственные, экономические, а также сфера обслуживания (всего 14 специальностей).
конструирование шкал опросника
Априорно нами предполагалось, что 13 пунктов методики составляют одну достаточно надежную шкалу. Дополнительным предположением было то, что, возможно, эти 13 пунктов могут быть индикаторами нескольких субшкал, соответствующих более частным конструктам нравственных ориентаций. Для проверки этих предположений был проведен эксплораторный факторный анализ методом Альфа-факторизации [17]. Было выделено 3 фактора с суммарной дисперсией 63,68%. Однако факторная структура оказалась недостаточно простой для однозначной интерпретации: ряд пунктов входили в разные факторы с близкими по величине факторными нагрузками. Поэтому далее был применен конфирматорный факторный анализ (КФА) для проверки трехфакторной структуры опросника. В качестве исходной (априорной) модели для проверки были использованы результаты эксплораторного факторного анализа, в предположении, что 3 фактора (образующих субшкалы), идентифицируют общий конструкт «Нравственная ориентация» (рис. 1).
КФА проводился при помощи программы IBM SPSS AMOS, реализующей метод моделирования структурными уравнениями (SEM) [18], [35].
В процессе применения SEM проверяется два условия применимости метода: достаточность численности выборки и многомерная нормальность распределения переменных. Выборка является приемлемой по численности (N), если выполняется соотношение N >> 5T (где T - число оцениваемых параметров) [18], [38]. В нашем случае N = 330, Т = 45, т.е. для нашей модели численность выборки является приемлемой. Многомерная нормальность распределения переменных проверяется по значению многомерного эксцесса (Multivariate Kurtosis) и его C.R., вычисляемых программой AMOS. Требование многомерной нормальности признается выполненным, если C.R. незначительно превышает 5 [18], [38]. В нашем случае C.R. = 44,846, что свидетельствует о существенном отклонении многомерного распределения переменных от нормального. В этом случае стандартные (принятые по умолчанию) методы анализа SEM не приемлемы. Однако, в программе AMOS предусмотрен метод оценки параметров (анализа), допускающий существенное отклонение от многомерной нормальности: Asymptotically distribution-free (Приблизительно свободный от распределения), который и был применен в нашем случае. Итоговая модель представлена на рисунке 1.
Модель признается соответствующей исходным данным по показателям индексов согласия [38, с. 350]. Основные из них приведены под схемой на рисунке 1. Индексы свидетельствуют о хорошем соответствии модели исходным данным. Не менее важным условием соответствия моделей исходным данным является статистическая достоверность оцениваемых параме-
тров: регрессионных коэффициентов, дисперсий латентных переменных и ковариаций (между ошибками, в данном случае). Все указанные оцениваемые параметры для итоговой модели статистически достоверны (р < 0,01).
СМ1М=62,143; с№=46; р=,056; №1=923; СР1=,978; вР!" 952; АСР1=,905; РМБЕА-ОЗЗ; Рс1озе=,928 Рис. 1. Итоговая апостериорная модель структуры методики (числа у направленных стрелок - стандартизованные коэффициенты регрессии, числа у ненаправленных стрелок - величины корреляций между ошибками).
Результаты конфирматорного факторного анализа свидетельствуют об иерархической структуре опросника. Общей шкале соответствует вторичная латентная переменная (фактор F4). О существовании соответствующего конструкта и о его дифференцирующей способности свидетельствует его дисперсия, статистически значимо отличающаяся от 0 (р < 0,001). Однако, внутри этой шкалы выделяются 3 первичных фактора (Р1, F2 и F3), как самостоятельные шкалы. О факторной валидности этих шкал свидетельствует отсутствие «пересечений» конструктов: каждый пункт (вопрос) опросника связан только с одним из факторов. Таким образом, это свидетельствует о самостоятельности выделяемых этими шкалами латентных конструктов. Следует отметить высокие значения стандартизованных регрессионных коэффициентов,
связывающих общий (вторичный) фактор с тремя первичными факторами ( > 0,9). Это свидетельствует о том, что первичные факторы (шкалы) выявляют самостоятельные конструкты, которые, однако, сильно положительно коррелируют друг с другом.
В соответствии с содержанием входящих в факторы пунктов, шкалам были присвоены следующие названия:
F4: «Нравственная ориентация» (все 13 пунктов). Данный общий фактор можно охарактеризовать как персональное признание важности проявления нравственных ценностей к значимым категориям людей.
F1: «Сострадание» (Сострадание, Сопереживание, Благородство, Доброжелательность, Милосердие). Данный фактор можно интерпретировать как эмоциональный компонент нравственных ориентаций. Милосердное и благородное поведение, вызванное и сопровождающееся доброжелательностью, состраданием и сопереживанием.
F2: «Заботливость» (Внимательность, Заботливость, Любовь, Жертвенность). Данный фактор можно описать как внимательное и заботливое отношение к людям, жертвенное поведение, основанное на любви. Результаты исследования показали, что наибольшие значения этой субшкалы по отношению к самым близким, родным и друзьям. Это может свидетельствовать о том, что это самое глубокое, интимное и сильное проявление нравственных ориентаций.
F3: «Помощь» (Сочувствие, Благотворительность, Помощь, Прощение). Данный фактор можно интерпретировать как готовность к помощи, сочувствию и прощению.
Проверка надежности шкал
Надежность шкал проверялась по внутренней согласованности входящих в них пунктов с применением метода Альфа-Кронбаха, с вычислением общего показателя Альфа и Альфа для шкалы, если пункт удален. Результаты приведены в таблице 1. Ни один из пунктов каждой шкалы не является «лишним»: при удалении любого из пунктов надежность шкалы снижается. Полученные результаты позволяют говорить о высокой надежности каждой из шкал.
Таблица 1
Шкала (фактор) Альфа-Кронбаха Кол-во пунктов
F4 - «Нравственная ориентация» 0,930 13
F1 - «Сострадание» 0,890 5
F2 - «Заботливость» 0,864 4
F3 - «Помощь» 0,825 4
взаимосвязь шкал с социально-демографическими показателями
Анализировалась связь шкал нравственных ориентаций со следующими социо-демографи-ческими показателями: возраст, пол, вероисповедание, религиозность семьи.
Корреляционный анализ (корреляции Спирмена) не выявил статистически достоверных связей возраста и шкал нравственных ориентаций.
Влияние остальных показателей на шкалы нравственных ориентаций анализировалось при помощи многомерного дисперсионного анализа (зависимые переменные - шкалы нравственных ориентаций, факторы - пол, вероисповедание, религиозность семьи, соблюдение национальных и религиозных традиций). Проверялись главные эффекты и все двухфакторные взаимодействия.
Статистически достоверных эффектов влияния пола, возраста и вероисповедания (атеисты, христиане, мусульмане) на шкалы нравственных ориентаций не выявлено.
Обнаружен статистически достоверный главный эффект фактора «Религиозность семьи» в отношении общей шкалы «Нравственная ориентация» ^(2,327)=4,661; р=0,01; R2=0,028) и шкал «Сострадание» (Б(2,327)=5,058; р=0,007; R2=0,030) и «Помощь» (Б(2,327)=5,760; р=0,003; R2=0,034): в семьях с неверующими родителями значения по этим шкалам статистически значимо ниже, чем в семьях, где хотя бы один родитель - верующий.
Обнаружен статистически достоверный главный эффект фактора «Соблюдение национальных и религиозных традиций» (1 - нет, 2 - иногда, 3 - да) в отношении общей шкалы «Нравственная ориентация» (Т(2,327)=3,435; р=0,033; R2=0,021) и в отношении шкалы «Помощь» ^(2,327)=8,399; р<0,001; R2=0,049): чем в большей степени соблюдаются традиции (выше уровень фактора), тем выше значения по этим шкалам.
Анализ влияния порядка рождения в семье (единственный, младший, старший) на шкалы нравственной ориентации выявил следующее (метод контрастов): старшие имеют статистически достоверно более высокие показатели по шкалам «Нравственная ориентация» (Т(1,293)=4,773; р=0,03; R2=0,016), «Заботливость» и «Помощь» ^(1,293)=4,991; р=0,026; R2=0,017), чем единственные или младшие в семье.
Таким образом, выявлено, что на выраженность измеряемых показателей нравственности существенно влияют такие традиционные факторы формирования нравственности, как религиозность семьи и соблюдение национальных и религиозных традиций, а также старшинство в семье. Это служит свидетельством в пользу критериальной валидности разрабатываемых шкал.
Оценка конвергентной и дискриминантной валидности шкал
Проверка этих типов валидности осуществлялась для определения того, с какими известными психологическими конструктами связаны разрабатываемые шкалы (конвергентная ва-лидность), а с какими - не связаны (дискриминантная валидность).
Для этих целей использовались следующие методики:
1. Методика, изучающая нравственную сферу личности: Методика «погружения» в ситуации морального выбора «Друг-советчик» Е.К. Веселовой, С.А. Черняевой [33].
2. Методика, изучающая ценности: «Опросник терминальных ценностей» Г.И. Сенина [25].
3. Методики, изучающие личностные особенности: «Исследование локуса контроля» Е.Г. Ксенофонтовой [12]; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [10], [21].
Для анализа взаимосвязей многократно применялся множественный регрессионный анализ. В качестве зависимых переменных последовательно выступали шкалы нравственной ориентации. В качестве независимых переменных - показатели соответствующей методики. Применяемый метод шаговой регрессии обеспечивал статистически значимый коэффициент множественной корреляции (КМК) и статистически значимые регрессионные коэффициенты. В связи с обилием результатов и тем, что квадрат КМК не превышал 0,2, далее в качестве показателей связей приводятся лишь значения и статистическая значимость стандартизированных коэффициентов регрессии (бета), прежде всего - для общей шкалы «Нравственная ориентация». Результаты в отношении остальных шкал мало отличались от результатов в отношении этой шкалы, поэтому они следуют как дополнения.
1. Выявлены статистически значимые положительные корреляции между шкалой «Нравственная ориентация» с показателем «развития нравственности» (0,296, р<0,001) и показателем «нравственный релятивизм» (-0,144, р =0,006) (Методика «погружения» в ситуацию морального выбора «Друг-советчик» Е.К. Веселовой, С.А. Черняевой).
2. Показатель нравственных ориентаций положительно коррелирует терминальной ценностью «общественная жизнь» (0,362, при р<0,001), и отрицательно - с терминальной ценностью «высокое материальное положение» (-0,181, р = 0,006) («Опросник терминальных ценностей» Г.И. Сенина). Дополнительно шкала «Заботливость» связана с терминальной ценностью «Креативность» (0,274, р<0,001).
3. Корреляционный анализ с методикой «Исследование локуса контроля» Е.Г. Ксенофонто-вой выявил значимые положительные корреляции общего показателя нравственных ориента-
ций с общей интернальностью (0,157, р=0,004). Дополнительно, шкала «Сострадание» связана с «Готовностью выполнять трудную деятельность» (0,178, р < 0,001). А шкала «Заботливость» связана с «Интернальностью в сфере семейных отношений» (0,144, р=0,009).
4. В результате проведенного корреляционного анализа между методикой «Изучение нравственных ориентацию» и «16-факторным личностным опросником» Р.Кеттелла показатель нравственных ориентаций обнаружил значимую положительную корреляцию с фактором Н (смелость в социальных контактах) (0,196, р<0,001), и отрицательную корреляцию с фактором L (подозрительность) (-0,144, при р=0,008).
Таким образом, подтверждением конвергентной валидности шкал «Нравственной ориентации» являются их положительные связи с показателем «развития нравственности» (методика Е.К. Веселовой, С.А. Черняевой), с терминальной ценностью «Общественная жизнь» (методика Г.И. Сенина), с общей интернальностью (методика Е.Г. Ксенофонтовой), с фактором Н (опросник Р. Кеттелла) и т.д. Дополнительно, шкала «Заботливость» связана с «Интерналь-ностью в сфере семейных отношений», а шкала «Сострадание» - с «Готовностью выполнять трудную деятельность», что свидетельствует о конвергентной валидности этих субшкал, а также о дивергентной их валидности по отношению к третьей субшкале - «Помощь». О дискри-минантной валидности разрабатываемых шкал свидетельствуют их преимущественно слабые связи с сопоставляемыми конструктами.
стандартизация шкал опросника «нравственная ориентация»
Стандартизация шкал опросника производилась для всей выборки (№ = 330), так как возрастные и половые различия статистически не достоверны. Для стандартизации использовался алгоритм нелинейной стандартизации, предложенный А.Г. Шмелевым [20, с. 57], [34, с. 272].
В таблице 2 приведены тестовые нормы для общей шкалы «Нравственная ориентация». В качестве «сырого балла» выступает сумма всех значений заполненного бланка методики (или сумма значений последнего столбца/строки) (см. Приложение).
Таблица 2
Тестовые нормы для общей шкалы «Нравственная ориентация»
методики «Диагностика нравственных ориентаций» (таблица перевода сырых баллов в стены)
Уровни низкий ниже среднего средний выше с реднего высокий
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
% 2,42 4,24 9,39 14,85 19,09 18,48 16,06 8,79 4,55 2,12
Баллы < 98 98-119 120-145 146-189 190-222 223-267 268-304 305-347 348-375 >375
В таблице 3 приведены тестовые нормы для трех субшкал методики «Диагностика нравственных ориентаций». В качестве сырого балла выступает сумма значений для тех строк заполненного бланка, которые соответствуют входящим в шкалу пунктам (См. Приложение).
Таблица 3
Тестовые нормы для субшкал опросника «Нравственная ориентация»
(таблицы перевода сырых баллов в стены)
Таблица перевода сырых баллов в стены субшкалы F1: «Сострадание»
(сумма пунктов: 5 (сопереживание), 6 (сострадание), 11 (доброжелательность),
12 (благородство), 13 (милосердие))
Уровни низкий ниже с эеднего средний выше среднего высокий
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
% 2,12 4,55 9,39 14,85 18,48 19,39 15,45 8,79 4,55 2,42
Баллы <41 41-47 48-58 59-80 81-101 102-117 118-139 140-151 152-167 >167
Таблица перевода сырых баллов в стены субшкалы F2: «Заботливость» (сумма пунктов: 7 (любовь), 8 (заботливость), 9 (внимательность), 10 (жертвенность))
Уровни Низкий ниже с реднего средний выше с реднего высокий
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
% 2,42 4,24 8,18 15,76 19,09 19,09 15,45 9,39 3,94 2,42
Баллы <17 17-24 25-33 34-43 44-56 57-69 70-83 84-95 96-105 >105
Таблица перевода сырых баллов в стены субшкалы F3: «Помощь»
(сумма пунктов: 1 (прощение), 2 (помощь), 3 (благотворительность), 4 (Помощь))
Уровни низкий ниже с реднего средний выше с реднего высокий
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
% 2,12 4,85 8,48 14,85 19,09 20,30 14,55 9,09 4,24 2,42
Баллы <29 29-35 36-42 43-52 53-67 68-81 82-95 96-108 109-123 >123
Заключение
Конфиматорный факторный анализ подтвердил иерархическую структуру методики с одной общей шкалой и тремя субшкалами. Результаты психометрической проверки характеристик разработанной методики «Изучение нравственных ориентаций» показали высокую степень надежности шкал. Получены свидетельства в пользу критериальной, конвергентной и дивергентной валидности шкал методики. Разработанные тестовые нормы позволяют применять данную методику для диагностики лиц юношеского возраста (от 16 до 21 года).
В дальнейшем требуется более углубленная проверка валидности шкал с использованием более широкого набора внешних критериев и с привлечением расширенного перечня психологических конструктов. Есть основания полагать, что содержательная интерпретация шкал станет более детальной в ходе практического применения методики. В перспективе также планируется проверка тестовых норм на выборке российских юношей и девушек, а так же стандартизация данной методики на выборке взрослых.
Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ 8.38.520.2013.
Приложение
Методика диагностики нравственных ориентаций
инструкция: Вам предлагается список из 13 ценностей. Пожалуйста, прочитайте внимательно понятия и их определения. Подумайте, насколько важно и значимо для Вас поведение, соответствующее описанию. Обращение к подобному поведению с различными категориями людей просим оценить в соответствующей графе цифрой, выбранной из таблицы:
Не надо проявлять к данной категории людей Неважно проявлять к данной категории людей Важно проявлять к данной категории людей Очень важно проявлять к данной категории людей
-1 0 1 2 3 4 5
Бланк для ответов
нравственные ценности родные, лизкие и друзья знакомые преставтели своей национальности одногорожане односельчане сограждане незнакомые недруги враги
1. Прощение (недержание зла, забвение обид)
2. Помощь (готовность отозваться на просьбу о помощи: спасти от нападения, преследования, выручить, заменить при необходимости на работе, готовность отодвинуть на второй план свои дела и прийти на помощь)
3. Благотворительность (готовность пожертвовать частью своего имущества, сбережениями на нужды или для спасения другого человека)
4. Сочувствие (умение проявить участие в страдании и горе другого человека)
5. Сопереживание (умение прочувствовать любое эмоциональное состояние позитивное или негативное вместе с другим человеком)
6. Сострадание (способность испытывать жалость к человеку оказавшимся в беде, испытывающему боль утраты)
7. Любовь (Интимное и глубокое чувство, устремленное на другого человека. Самоотверженная любовь -любовь, которая для ближнего заставляет делать боль ше, чем для себя самого, принося иногда в жертву свою жизнь. Присутствие постоянной духовной радости)
8. Заботливость (готовность взять на себя ответственность или часть дел другого человека, обеспечить его всем необходимым)
9. Внимательность (проявление чуткости к просьбам или нуждам другого человека)
10. Жертвенность (отказ от своей выгоды в пользу другого человека, способность отдать самое ценное за благо, жизнь человека, вплоть до собственной жизни)
11. Доброжелательность (искреннее желание человеку добра, блага)
12. Благородство (добро осуществляемое человеком по зову сердца, а не вследствие исполнения закона, запрета, правил)
13. Милосердие (деятельное сострадание к нуждающимся и немощным людям: путникам, больным, заключенным, престарелым, обездоленным, раненным, беспризорным и др.)
Подсчет «сырых баллов»
1. Подсчитать по строкам оценки и полученные суммы вписать на бланке в пустом столбце. Подсчитать по столбцам оценки и полученные суммы вписать на бланке в пустой строке.
2. Подсчитать полученные суммы по столбцам и по строкам, они должны быть равны. Это общ ее суммарное значение вписывается в нижнюю правую ячейку бланка, и является «сырым» по общей шкале «Нравственная ориентация» -91 до 455.
3. Подсчитать «сырые» баллы для субшкал методики, как суммы значений по строкам, соответствующим общему «ключу» методики.
Общий «КЛЮЧ»
Шкала Номера пунктов (строк) Диапазон возможных значений
Общая - «Нравственная ориентация» 1 - 13 - 91 - 455
F1 - «Сострадание» 5, 6, 11, 12, 13 -35 - 175
F2 - «Заботливость» 7, 8, 9, 10 -28 - 140
F3 - «Помощь» 1, 2, 3, 4 -28 - 140
Для интерпретации индивидуальных результатов применяются таблицы тестовых норм,
приведенные выше: тестовые нормы для общей шкалы «Нравственная ориентация» (табл. 2),
тестовые нормы для 3-х субшкал нравственных ориентаций (табл. 3).
Список литературы
1. Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса: Дис. ... кадидата пед. наук. - Нижний Новгород, 2003. 228 с.
2. Бражникова А.Н. Нравственные ценности современной молодежи в системе ценностных ориентаций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2012. №1. С. 135138.
3. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. 1997. №5. С. 3-19.
4. Ворокова Н.Х. Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся колледжа на основе использования проблемных жизненных ситуаций: Автореф. дис. ... кандидата пед. наук. - Майкоп, 2012. 26 с.
5. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования: Ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Владикавказ, 2010. 49 с.
6. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология. Учебное пособие. - СПб.: Институт Практической психологии. 2003. 611 с.
7. Дворецкая М.Я. Концепция человека в религиозно-философском учении Восточно-христианский Церкви эпохи Средневековья: психологический аспект. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена. 2004. 250 с.
8. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
9. Иконникова Г.Ю. Нравственные ориентации субъектов пенитенциарной системы: Дис. ... кандидата психол. наук. - Санкт-Петербург, 2008. 254 с.
10. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: Учеб метод пособие. -СПб.: Речь, 2004. 104 с.
11. Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: Дис. ... кандидата пед. наук. - Коломна, 2009. 222 с.
12. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локуса контроля личности - новая версия методики «УСК» // Психологический журнал. 1999. №2. С.18-26.
13. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: дис. ... кандидата психолог. наук. - Санкт-Петербург. 2003. 225 с.
14. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. 1. №3. С. 137-142.
15. Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евге-ньева А.П.. 1957-1984.
16. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. 304 с.
17. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. - М.: УМК «Психология», 2001. 169 с.
18. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: «ПИТЕР», 2013. 416 с.
19. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. - М.: Мысль / Под ред. В.С. Стёпина. 2001.
20. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: МГУ, 1987. 304 с.
21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2001. 672 с.
22. Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции // Социологические исследования (СОЦИС). 2004. №7. С. 52-61.
23. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. 322 с.
24. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядо-ва. - Ленинград: Наука. 1979. 264 с.
25. Сенин Г.И. Опросник терминальных ценностей. - Ярославль: НИЦ «Психодиагностика». Фонд гражданской инициативы «Содействие». 1991. 19 с.
26. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990. 360 с.
27. Славинская И.С. Проблема изучения нравственных ориентаций: современное состояние // «Байтурсыновские чтения - 2014». Образование и наука Казахстана начала XXI века: проблемы, поиски, решения: матер. конф. - Костанай, 2014. С. 159-164.
28. Сотникова Н.В. Формирование нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы: Дис. ... кандидата пед. наук. - Оренбург, 2006. 230 с.
29. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. В 4 томах. - М.: Изд-во Диамант, Золотой век. 1999. 704 с.
30. Толковый словарь русского языка: В 4 т / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940.
31. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики / Под ред. А.А. Ивина. 2004.
32. Фромм Э. Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik (1946) / Сост. С.Я. Левит. - М.: Аст, 1998. 568 с.
33. Черняева С.А. Влияние христианской религиозности на нравственные представления // Известия Российского Гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена. 2008. №78. С. 199-205.
34. Шмелев А.Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. - М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2013. 688 с.
35. Byrne B.M. (2010). Structural Equation Modeling With AMOS: Basic Concepts, Applications,and Programming (2nd ed.) (Multivariate applications series). - New York: Taylor & Francis Group. 396 p.
36. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination and intrinsic motivation in human behavior. 1985.
37. Gilligan С. In a different voice: Women's conceptions of self and morality. Harvard Educational Review, 1977. 47. 481-517 p.
38. Kline R. B. Principles and practice of structural equation modeling. 3nd ed. - New York: The Guilford Press, 2011. 432 p.
39. Kohlberg L. Essays on moral development. The psychology of moral development. - New York: Harper & Row. 1981. Vol. 1, 2.
40. Kohlberg L. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages // Kohlberg L. Essays on moral development. Vol. 2. - San Francisko: Harper & Row. 1984.
References
1. Akutina S.P. Vospitanie nravstvennykh tsennostey u starsheklassnikov kak napravlenie deyatel'-nosti klassnogo rukovoditelya v usloviyakh tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Education of moral values among high school students as an activity of the class teacher in a holistic educational proces]: Dis. ... kadidata ped. nauk. - Nizhniy Novgorod, 2003. 228 p.
2. Brazhnikova A.N. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the North Caucasus Federal University], no.1 (2012): 135-138.
3. Bratus' B.S. Voprosypsikhologii [Questions of Psychology], no.5 (1997): 3-19.
4. Vorokova N.Kh. Formirovanie nravstvenno-tsennostnykh orientatsiy uchashchikhsya kolledzha na osnove ispol'zovaniyaproblemnykh zhiznennykh situatsiy [Formation of the moral and value orientations of college students through the use of the life problematic situations]: Avtoref. dis. ... kandidata ped. nauk. - Maikop, 2012. 26 p.
5. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-tsennostnykh orientatsiy studentov vuza sredstvamiprepoda-vaniya inostrannogo yazyka v usloviyakh etnoregional'noy sistemy obrazovaniya [The development of moral and value orientations of the high school students by means of the foreign language teaching in terms of the ethnoregional education system]: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Vladikavkaz, 2010. 49 p.
6. Dvoretskaya M.Ya. Integrativnaya antropologiya [Integrative anthropology]. - St. Petersburg: Institut Prakticheskoy psikhologii, 2003. 611 p.
7. Dvoretskaya M.Ya. Kontseptsiya cheloveka v religiozno-filosofskom uchenii Vostochno-khristian-skiy Tserkvi epokhi Srednevekov'ya: psikhologicheskiy aspect [The concept of human religious teachings of the East Christian Church of the Middle Ages: the psychological aspect]. - St. Petersburg: RGPU im. A.I. Gertsena, 2004. 250 p.
8. Efremova T.F. Sovremennyy tolkovyy slovar' russkogoyazyka [Modern Dictionary of the Russian Language]: in 3 tomakh. - Moscow: AST, Astrel', Kharvest, 2006.
9. HKonnikova G.Yu. Nravstvennye orientatsii sub»ektovpenitentsiarnoy sistemy [Moral orientation subjects penitentiary system]: Dis. ... kandidata psikhol. nauk. - Sankt-Peterburg, 2008. 254 p.
10. Kapustina A.N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R. Kettella: Ucheb metod posobie [Multi-factor personality technique R. Cattell]. - St. Petersburg: Rech', 2004. 104 p.
11. Kosmacheva N.V. Formirovanie nravstvennykh tsennostnykh orientatsiy u doshkol'nikov [Formation of moral value orientations in preschoolers]: Dis. ... kandidata ped. nauk. - Kolomna, 2009. 222 p.
12. Ksenofontova E.G. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], no.2 (1999): 18-26.
13. Kyakinen E.I. Nravstvennye orientatsii detey mladshego shkol'nogo vozrasta s zaderzhkoy psi-khicheskogo razvitiya [The moral orientation of primary school children with mental retardation]: Dis. ... kandidata psikhol. nauk. - St. Petersburg, 2003. 225 p.
14. Linch M. Psikhologiya: Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki [Psychology: The Journal of the Higher School of Economics], no.1 (2004): 137-142.
15.Malyy akademicheskiy slovar' [Small Collegiate Dictionary]. - Moscow: Institut russkogo yazyka Akademii nauk SSSR. Evgen'eva A.P., 1957-1984.
16. Maslou A. Psikhologiya bytiya [Psychology of Being.]: Per. s angl. - Moscow: Refl-buk; Kiev: Vakler, 1997. 304 p.
17. Mitina O.V., Mikhaylovskaya I.B. Faktornyy analiz dlya psikhologov [Factor analysis for psychologists]. - Moscow: UMK «Psikhologiya», 2001. 169 p.
18. Nasledov A.D. IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: professional'nyy statisticheskiy analiz dannykh [Professional statistical analysis]. - St. Petersburg: «PITER», 2013. 416 p.
19. Novayafilosofskaya entsiklopediya [The New Encyclopedia of Philosophy]: V 4 tomakh. - Moscow: Mysl' / Pod red. V.S. Stepina, 2001.
20. Obshchayapsikhodiagnostika [General psychodiagnosis] / Pod red. A.A. Bodaleva, V.V. Stolina. - Moscow: MGU, 1987. 304 p.
21. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychological testing. Techniques and tests]. - Samara: Izdatel'skiy Dom «Bakhrakh-M», 2001. 672 p.
22. Rassadina T.A. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], no.7 (2004): 52-61.
23. Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. - Moscow, 1957. 322 p.
24. Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti [Self-control and prediction of social behavior of the individual. Under. Ed .: VA Poisons] / Pod. red. V.A. Yadova. - Leningrad: Nauka, 1979. 264 p.
25. Senin G.I. Oprosnik terminal'nykh tsennostey [Questionnaire terminal values]. - Yaroslavl: NITs «Psikhodiagnostika». Fond grazhdanskoy initsiativy «Sodeystvie», 1991. 19 p.
26. Serzhantov V.F. Chelovek, egopriroda i smysl bytiya [A man, his nature and meaning of life]. -Moscow, 1990. 360 p.
27. Slavinskaya I.S. «Baytursynovskie chteniya - 2014». Obrazovanie i nauka Kazakhstana nachala XXIveka:problemy, poiski, resheniya [«Baytursynovskie reading - 2014». Education and Science of Kazakhstan beginning of the XXI century: problems, finding solutions]. - Kostanay, 2014. Pp. 159-164.
28. Sotnikova N.V. Formirovanie nravstvenno-esteticheskikh orientatsiy podrostkov v usloviyakh sel'skoy shkoly [Formation of moral and aesthetic orientations of teenagers in rural schools]: Dis. ... kandidata ped. nauk. - Orenburg, 2006. 230 p.
29. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka V.I. Dalya [Dictionary of Russian Language VI Dahl].V 4 tomakh. - Moscow: Izd-vo Diamant, Zolotoy vek. 1999. 704 p.
30. Tolkovyy slovar' russkogoyazyka [Dictionary of Russian language]. V 4 t. / Pod red. D.N. Usha-kova. - Moscow: Sov. entsikl.: OGIZ, 1935-1940.
31. Filosofiya: Entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophy: Encyclopedic Dictionary]. - Moscow: Gardariki / Pod red. A.A. Ivina. 2004.
32. Fromm E. Psikhoanaliz i etika [Psychoanalysis and Ethics] (1946) / Sost. S. Ya. Levit. - Moscow: Ast, 1998. 568 p.
33. Chernyaeva S.A. IzvestiyaRossiyskogo Gos. Ped. Univ im. A.I. Gertsena [Proceedings of the Russian State. Ped. Zap them. AI Herzen] no.78 (2008): 199-205.
34. Shmelev A.G. Prakticheskaya testologiya. Testirovanie v obrazovanii, prikladnoy psikhologii i upravlenii personalom [Practical testers. Testing in education, applied psychology and human resource management]. - Moscow: OOO «IPTs «Maska», 2013. 688 p.
35. Byrne B. M. Structural Equation Modeling With AMOS: Basic Concepts, Applications and Programming (2nd ed.) (Multivariate applications series). - New York: Taylor & Francis Group, 2010. 396 p.
36. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination and intrinsic motivation in human behavior. 1985.
37. Gilligan С. In a different voice: Women's conceptions of self and morality. Harvard Educational Review, 1977. 47. 481-517 p.
38. Kline R. B. Principles and practice of structural equation modeling. 3nd ed. - New York: The Guilford Press, 2011. 432 p.
39. Kohlberg L. Essays on moral development. The psychology of moral development. - New York: Harper & Row. Vol. 1, 2. 1981.
40. Kohlberg L. The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages // Kohlberg L. Essays on moral development. Vol. 2. - San Francisko: Harper & Row. 1984.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Славинская Ирина Сергеевна, соискатель кафедры психологии развития и образования Российского Государственного Педагогического университета им. А.И. Герцена, психолог, координатор и специалист по мониторингу социально-значимых проектов Общественный фонд «Помощь» ул. 5 апреля, д. 67. г. Костанай, 110000, Казахстан e-mail: [email protected]
Наследов Андрей Дмитриевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
Санкт-Петербургский государственный университет наб. Макарова, д. 6, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия e-mail: andrey. [email protected]
дворецкая марианна Ярославовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека
Российский Государственный Педагогический университет им. А.И. Герцена наб. реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Slavinskaya Irina Sergeevna, aspirant of the Department of Developmental Psychology and Education of the Russian State Pedagogical University, psychologist, coordinator and specialist of the social monitoring projects Public Foundation «Help» 5 April st, 67, Kostanay, 110000, Kazakhstan e-mail: [email protected]
Nasledov Andrey Dmitrievich, Ph.D., Associate professor, Division of Pedagogy and Educational Psychology, Department of Psychology Saint Petersburg State University nab. Makarova, 6, St. Peterburg, 199034, Russia e-mail: andrey. [email protected]
Dvoretskaya Marianna Yaroslavovna, Doctor of Psychology, Professor the Department of human psychology
Russian State Pedagogical University
nab. reki Moyki, 48, St. Peterburg, 191186, Russia
e-mail: [email protected]