Научная статья на тему 'Разработка методического подхода к классификации готовой продукции при оперативном управлении производственной программой предприятия пищевой промышленности'

Разработка методического подхода к классификации готовой продукции при оперативном управлении производственной программой предприятия пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классификация / оперативное управление / неопределенность / дифференцированный подход. / classification / operational management / uncertainty / differentiated approach.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доможирова Ирина Владимировна

Предложена трехступенчатая классификация номенклатуры готовой продукции по предлагаемому критерию «степень риска невыполнения заказов клиентов», использование которой позволяет реализовать дифференцированный подход к оперативному управлению каждой товарной группой и своевременно разработать регулирующие воздействия в организации производственно-сбытовой деятельности для товарных позиций предприятия в условиях изменяющегося спроса на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF A METHODOLOGICAL APPROACH TO THE CLASSIFICATION OF FINISHED PRODUCTS AT THE OPERATIONAL MANAGEMENT OF THE PRODUCTION PROGRAM OF THE ENTERPRISES OF FOOD INDUSTRY

The proposed three-stage classification of the finished goods according to the proposed criterion of "degree of risk in fulfilling customer orders", which allows you to implement a differentiated approach to the operational management of each group of goods in a timely manner and to develop the regulatory impact of manufacturing and sales activities for market positions of the enterprise in the conditions of changing demand on the market.

Текст научной работы на тему «Разработка методического подхода к классификации готовой продукции при оперативном управлении производственной программой предприятия пищевой промышленности»

The paper shows the role of modern logistics information systems in the operational management of production.

Key words: production planning, information systems, logistics information systems integration.

Sorvina Olga Vladimirovna, doctor of economics, professor, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.984

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КЛАССИФИКАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И.В. Доможирова

Предложена трехступенчатая классификация номенклатуры готовой продукции по предлагаемому критерию «степень риска невыполнения заказов клиентов», использование которой позволяет реализовать дифференцированный подход к оперативному управлению каждой товарной группой и своевременно разработать регулирующие воздействия в организации производственно-сбытовой деятельности для товарных позиций предприятия в условиях изменяющегося спроса на рынке.

Ключевые слова: классификация, оперативное управление, неопределенность, дифференцированный подход.

В современных условиях хозяйствования предприятия пищевой промышленности, работающие на рынке, отличающемся высоким динамизмом своего развития, сезонными колебаниями и отклонениями спроса, высоким уровнем конкуренции при организации своей деятельности регулярно сталкиваются с невыполнением заказа клиента.

Для учета данного фактора общепринятую классификацию готовой продукции [3] необходимо дополнить критерием «степень риска невыполнения заказа клиентов», в соответствии с которым рекомендуется различать:

- продукцию с высокой степенью риска, под которой предлагается понимать готовую продукцию, для которой характерны наибольшие колебания рыночного спроса и сбои в поставках;

- продукцию со средней степенью риска, к которой относится продукция, имеющая либо достаточно высокую точность прогнозирования спроса на нее и отличающаяся сезонностью, либо высокую степень доступности необходимых материалов для ее производства и короткий производственный цикл;

- продукцию с низкой степенью риска, к которой относится продукция, отличающаяся стабильным уровнем потребления и достаточно высокой надежностью поставщиков.

Выделение указанных групп на основе предлагаемого критерия позволяет повысить эффективность принимаемых оперативных управленческих решений при построении комплексной системы управления снабжением, производством и сбытом для предприятий пищевой промышленности серийного типа.

Предлагаемый методический подход к классификации готовой продукции по признаку «степень риска невыполнения заказов клиентов» включает три ступени выполнения:

- на первой ступени выполняется АВС-классификация готовой продукции, в качестве критериев которой рекомендуется использовать показатели доходности и востребованности;

- на второй ступени при выполнении XYZ-классификации предлагается рассчитывать коэффициент вариации, и в соответствии с полученными значениями осуществить группировку товарных позиций с учетом стабильности спроса;

- на третьей ступени выполняется QRS-классификация готовой продукции, в качестве критерия которой рекомендуется использовать коэффициент выполнения договорных обязательств, характеризующий надёжность функционирования снабженческой подсистемы предприятия.

Таким образом, проведение АВС-ХУ/^ЯБ-классификации позволяет выделить 27 групп готовой продукции с различными уровнями доходности и востребованности на рынке, различными стабильностью спроса и степенью доступности ресурсов для их производства. Для указанных на рисунке 1 товарных групп необходимо спрогнозировать спрос с учетом риска [2].

Доходность товарной позиции, %

X Стабильность спроса, доли

(Зяб

Надежность снабжения, доли

Рис. 1. Предлагаемая трехмерная матрица «доходность/риск

невыполнения заказа»

Увеличение неопределенности спроса на готовую продукцию приводит к росту возможных ошибок в прогнозировании объема продаж, а значит к возникновению маркетинговых рисков, приводящих к потере прибыли предприятия. Снижение надежности системы снабжения хозяйствующего субъекта вследствие ненадежности поставщиков приводит к возникновению коммерческих рисков, что также снижает эффективность деятельности предприятия.

Воздействие маркетинговых и коммерческих рисков, приводящих к увеличению риска невыполнения заказа клиента, величину которого на рисунке 1 отражают оси «стабильность спроса» и «надежность снабжения», необходимо учитывать при формировании производственной программы предприятия.

В зависимости от характеристик группы готовой продукции, к которой отнесена та или иная товарная позиция (рис. 1), используются определенные методы прогнозирования спроса на них, позволяя своевременно разрабатывать регулирующие воздействия для оперативного управления каждой товарной позицией предприятия [1].

Следует заметить, что предлагаемая классификация готовой продукции предприятия значительно упрощает процесс формирования производственной программы для каждой выделенной товарной группы, позволяя определять оптимальные размеры заказов и запасов, что дает возможность снизить производственно-сбытовые затраты предприятия.

Апробация предложенного методического подхода к классификации готовой продукции выполнялась на базе ОАО «Компания Росинка» -

предприятия серийного типа, работающего на рынке безалкогольной продукции.

Классификация готовой продукции предприятия, выполненная с применением предлагаемой трехмерной матрицы «доходность/риск невыполнения заказа клиента», позволила определить, что достаточно большая доля высокодоходной и востребованной на рынке продукции предприятия (57,45%) отличается высокой неопределенностью спроса и непредсказуемым потреблением.

Сложившаяся ситуация может свидетельствовать об имеющихся проблемах в комплексной системе оперативного управления производственной программой, охватывающей процессы снабжения, производства и сбыта, принятой на предприятии.

Группировка группы 7, т.е. готовой продукции с высокой неопределенностью спроса со средней степенью риска невыполнения заказа, полученная в результате проведения классификации готовой продукции ОАО «Компания Росинка» в 2016 г., представлена на рисунке 2.

о с

га т га а: га т

к

Е ш

.0 с

т с

ш ^

I о.

*

и 5 СР

15 5

I р

и

-20

Доля в объеме продаж, %

Рис. 2. Группировка группы Z готовой продукции ОАО «Компания Росинка»

Известно, что отсутствие в нужный момент необходимой товарной позиции на складе предприятия означает неудовлетворенный спрос, снижение качества обслуживания и, возможно, потерю клиентов, что, в свою очередь, ведет к снижению прибыли в долгосрочной перспективе и утрате рыночных позиций.

В целях оптимизации оперативного управления производственной программой ОАО «Компания Росинка» был использован разработанный дифференцированный подход к оперативному управлению каждой товар-

ной группой и разработаны регулирующие воздействия для каждой товарной позиции с учетом уровня риска невыполнения заказа, уровня доходности и сезонности спроса.

Предложенные рекомендации позволили повысить точность прогноза объема продаж и сформировать оперативный план производства продукции с учетом спроса на рынке и имеющихся ресурсов предприятия.

Данные мероприятия позволили оптимизировать структуру готовой продукции предприятия. Так, по итогам 2016 г. к группе готовой продукции, отличающейся стабильным уровнем потребления, было отнесено 15,6%, что выше значения 2015 г. на 2,8%. В группы Y и Ъ попали соответственно 29,8% и 54,6%. При этом необходимо отметить сокращение общего количества выделенных групп.

Группировка группы Ъ после реализации дифференцированного подхода к оперативному управлению производственной программой ОАО «Компания Росинка» представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Группировка группы Z готовой продукции ОАО «Компания Росинка» после проведения мероприятий

Полученный результат свидетельствует о том, что доля высокодоходных товарных позиций с непредсказуемым потреблением была снижена на 2,55% и составила после оптимизации 40%, причем в основном речь идет о продукции, характеризующейся высокой степенью доступности необходимых материалов для ее производства и коротким производственным циклом, что позволяет в случае дефицита товарной позиции быстро осуществить выпуск необходимой партии товара.

Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о снижении среднего уровня риска невыполнения заказа клиентов по товарным группам и увеличении объемов продаж предприятия.

Таким образом, предложенная трехступенчатая классификация готовой продукции по предлагаемому критерию «степень риска невыполне-

ния заказов клиентов», а также разработанный дифференцированный подход к оперативному управлению каждой товарной группой позволили перевести некоторые высокодоходные и востребованные на рынке товарные позиции предприятия из категории продукции с непредсказуемым потреблением в группы X и Y, что позволило снизить производственно-сбытовые затраты предприятия, а также сократить величину упущенной прибыли в результате дефицита отдельных товарных позиций.

Список литературы

1. Доможирова, И.В., Михалева, Е.П. Оперативное управление производственной программой предприятия по производству безалкогольных напитков / И.В. Доможирова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3. Ч. I. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - С. 82-87 (0,5 п.л.).

2. Кучиева, З. З. Риски в управлении производственной программой предприятия / З.З. Кучиева // Экономика и эффективность организации производства. - 2011. - №15. - С. 115 - 119.

3. Стерлигова, А.Н., Фель, А.В. Операционный (производственный) менеджмент: Учебное пособие / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 187 с.

Доможирова Ирина Владимировна, асс., irina_domozhirov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE DEVELOPMENT OF A METHODOLOGICAL APPROACH TO THE CLASSIFICATION OF FINISHED PRODUCTS

AT THE OPERATIONAL MANAGEMENT OF THE PRODUCTION PROGRAM OF THE ENTERPRISES OF FOOD INDUSTRY

I.V. Domozhirova

The proposed three-stage classification of the finished goods according to the proposed criterion of "degree of risk in fulfilling customer orders", which allows you to implement a differentiated approach to the operational management of each group of goods in a timely manner and to develop the regulatory impact of manufacturing and sales activities for market positions of the enterprise in the conditions of changing demand on the market.

Keywords: classification, operational management, uncertainty, differentiated approach.

Domozhirova Irina Vladimirovna, assistant, irina_domozhirov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.