Научная статья на тему 'Разработка методических рекомендаций специалистам образовательных учреждений по работе с родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе бу во "Череповецкий центр ппмсп"'

Разработка методических рекомендаций специалистам образовательных учреждений по работе с родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе бу во "Череповецкий центр ппмсп" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукина Ольга Сергеевна, Маркевичус Ирина Викторовна, Шалкина Анна Николаевна

Процесс реформирования современного российского образования и, прежде всего, его отдельной части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и (или) инвалидностью, требует от образовательных организаций своевременного и широкомасштабного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щукина Ольга Сергеевна, Маркевичус Ирина Викторовна, Шалкина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методических рекомендаций специалистам образовательных учреждений по работе с родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе бу во "Череповецкий центр ппмсп"»

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

26

УДК 159.9

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА БАЗЕ БУ ВО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ЦЕНТР ППМСП»

Маркевичус И. В., учитель-логопед; Шалкина А.Н., учитель-дефектолог; Щукина О.С., учитель-дефектолог бюджетного учреждения Вологодской области «Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Череповец

Процесс реформирования современного российского образования и, прежде всего, его отдельной части - образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и (или) инвалидностью, требует от образовательных организаций своевременного и широкомасштабного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность детей с легкой умственной отсталостью, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития [2]. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей для двух групп детей.

Остановимся подробнее на второй группе обучающихся. Для данной категории детей, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами

аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение

[3]. Данная группа детей относится к категории «обучающиеся с ОВЗ».

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим процесс образования данной группы детей в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Данный законодательный акт регламентирует право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, основываясь на решении психолого-медико-педагогической комиссии [1].

Исходя из вышеперечисленных особенностей данной группы обучающихся, важно организовать специальные условия для реализации АООП и обеспечить их полноценное психолого-педагогическое сопровождение. Основываясь на содержании инструктивно-методических писем по созданию специальных условий, необходимых для обучения детей данной категории в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, важно организовать психолого-педагогическое сопровождение не только самого обучающегося, но и его родителей - как непосредственных участников образовательного процесса. Для этого образовательной организацией создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества родителей обучающихся и специалистов организации по вопросам воспитания и обучения детей. Учитывая заинтересованность родителей детей с ОВЗ процессом и результатом обучения, помимо традиционных форм взаимодействия школы и родителей, особое внимание стоит обратить на организацию мероприятий по просвещению родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка, согласованию требований к ребенку и выбору единых подходов к воспитанию и обучению в рамках школы и семьи, созданию домашней предметно-развивающей среды, проведению коррекционной работы в домашних условиях, организации регулярных контактов со специалистами с целью обмена информацией о ходе реализации образовательной программы и результатах её освоения и т.д.

Исходя из особенностей психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, воспитание ребенка требует от родителей серьезной психолого-педагогической грамотности, во многих случаях такая подготовка становится жизненно необходимой. Родителю, не включенному в коррекционно-педагогический процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

27

коррекции имеющихся нарушений. Поэтому именно включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, активная работа с родителями является важнейшим условием полноценного развития, обучения и адаптации к обществу ребенка с особыми образовательными потребностями.

Исходя из вышесказанного, особенно актуальным является практическое решение вопроса о создании специальных образовательных условий получения образования. А именно создание методических рекомендаций специалистам, которые работают с родителями, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями, для оказания коррекционно-развивающей помощи в домашних условиях при реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2.

Данные методические рекомендации разработаны специалистами БУ ВО «Череповецкий центр ППМСП» в рамках реализации проектной деятельности по осуществлению психолого-медико-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Использование методических рекомендаций специалистами образовательных организаций может осуществляться при реализации коррекционно-развивающей области АООП. Но следует отметить, что данная система рекомендаций лишена методической рецептурности: приводимые примеры приемов и методов работы не определяются как единственно возможные и правильные. Они нацеливают на дальнейший творческий поиск, вариативность методических решений, так как обучение данной категории детей строится с учетом их индивидуальных

психофизических возможностей. Педагоги, основываясь на данные рекомендации, разрабатывают свои подходы к коррекционно-развивающей работе и индивидуальные методические продукты, опираясь на особые образовательные потребности ребенка и компетентность родителей.

Использование родителями обучающихся методических продуктов, разработанных на основе данных методических рекомендаций, будет способствовать:

-формированию эффективной родительской позиции (принятие ответственности за процесс развития ребёнка и проявлении активности родителей в этом направлении);

-пониманию возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, формированию умения строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей;

-развитию умения осуществлять качественный уход за ребёнком, эффективно выстраивать процесс его развития и обучения, проводить коррекционные мероприятия с учётом его психофизических особенностей и особенностей личности.

В методических рекомендациях кратко и доступно представлены цель, задачи, примерное содержание и последовательность коррекционно-

развивающей работы, возможные результаты обучения по определенным направлениям коррекционных курсов. В содержании выбранных направлений курсов предлагаются возможные специальные методы и приемы обучения, дается их пошаговое описание, иллюстрации. Также в приложении к рекомендациям представлены варианты возможных заданий и иллюстраций к ним, описание инструкций, примерные конспекты заданий и т.д. Особое внимание уделяется материально-техническому обеспечению проводимой коррекционной работы. А именно рассматриваются варианты наглядного материала, дидактических пособий, графических средств, электронных устройств, информационно-програмного обеспечения, аудио и видеоматериалов, вспомогательного оборудования и т.д. Также предложен список рекомендуемой литературы и полезные ссылки по соответствующей тематике. В содержании рекомендаций описываются возможные варианты индивидуализации обучения -особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды. Например, предлагаются возможные варианты пропедевтической работы, подробных пошаговых инструкций при выполнении домашних заданий, рекомендаций для закрепления изученного материала с учетом имеющегося нарушения у ребенка (например, рассматриваются особенности выполнения одного и того же задания с говорящим и неговорящим ребенком).

Таким образом, разработанные методические рекомендации могут использоваться родителями и педагогами при реализации коррекционно-развивающей области АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью организации продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса.

Источники и литература:

1. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Москва, ГБОУ ВПО «МГППУ», 2015 г. - 125 с.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Министерство образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Москва, ФГБОУ ВПО РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. - 478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.