Научная статья на тему 'Разработка методических подходов к изучению рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников'

Разработка методических подходов к изучению рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
220
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМИ КАДРАМИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ / ИНФОР-МАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PHARMACEUTICAL PERSONNEL MANAGEMENT / DISTANCE LEARNING / INTERNET-SITES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ежова Т. В., Стрелкова Е. В.

Цель исследования разработка методических подходов к изучению рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников в сети Интернет для совершенствования управления фармацевтическими кадрами.С использованием методов структурного и контент-анализа, группировки, экспертной оценки изучены 450 интернет-сайтов, оказывающих образовательные услуги, и результаты опроса менеджеров по персоналу 16 аптечных сетей г. Ярославля. Определены типы и число сайтов, оказывающих электронные образовательные услуги (всего 58 сайтов), типы рубрик с информацией об образовательных услугах, частота встречаемости средств и форм обучения (электронные учебные материалы на 94,74% сайтов, компьютерные системы контроля знаний на 66,67% и др.) и их востребованность в аптеках. Разработаны и апробированы методики экспертной и экспресс-оценки сайтов по таким показателям, как информативность, актуальность и доступность.Таким образом, разработаны методические подходы к анализу рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников, заключающиеся в анализе (структурный и контент-анализ) и оценке (экспресс-оценка и экспертная) интернет-сайтов, предоставляющих образовательные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF DISTANCE LEARNING FOR PHARMACEUTICAL WORKERS

The purpose of this study is to develop methodological approaches to the study of educational services market of distance training of pharmaceutical workers on the Internet for improving the management of pharmaceutical personnel.Methods of structural and content analysis, grouping, peer assessment were used to study 450 Internet sites that provide educational services and the results of a survey of HR managers of 16 pharmacy chains of the city of Yaroslavl.The types and the number of sites providing electronic educational services (a total of 58 sites), types of sections with information about the educational services, the frequency of means and forms of education (e-learning materials 94,74% of the sites,computer systems of knowledge control of 66.67%, etc.) and their relevance in pharmacies were determined. We developed andtested the methods of expert and rapid assessment of sites by such indicators as informative content, relevance and accessibility.Thus, we developed methodological approaches to the analysis of the market of educational services of distance learning for pharmaceutical workers, consisting of the analysis (structural and content analysis) and evaluation (Express and expert) of Internet sites, which provide educational services.

Текст научной работы на тему «Разработка методических подходов к изучению рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников»

Выводы

1. Разработаны и апробированы методические подходы к оценке интернет-сайтов, содержащих фармацевтическую информацию по критерию «информативность» на основании анализа размещенных на нем типов АИП и тематики рубрик сайта.

2. Апробация методики анализа и оценки сайтов по типам АИП была проведена на примере нескольких типов сайтов, содержащих сведения о ЛП, в том числе сайтов аптек, про-

изводителей, справочников по ЛП. Для проведения анализа составлена характеристика типов АИП по видам и типам фармацевтической информации, разработана шкала оценки.

3. Анализ и оценка тематики рубрик сайта по методике, заключающейся в экспресс-анализе карты сайта, были апробированы на сайтах аптек и в результате предложены стандарты для структуры сайта для аптечной сети (9-15 рубрик) и интервальной оценки сайта (26-44 балла).

Сведения об авторе статьи:

Ежова Татьяна Вадимовна - д.фарм.н, доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, 5. Тел./факс: 8(4852)72-56-33. E-mail: [email protected].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежова, Т.В. Изучение профессиональных информационных интернет-сайтов в области фармации / Т.В. Ежова, Е.П. Удачина, Н.Е. Ставская// Университетская наука: взгляд в будущее: сб. тр. науч. конф. КГМУ и сессии Центр.-Чернозем. науч. центра РАМН, посвящен. 70-летию КГМУ. - Курск, 2005. - Т. 2. - С.225-226.

2. Ежова, Т.В. Методические подходы к анализу Интернет-сайтов на примере сайтов Интернет-провайдеров / Т.В. Ежова, Н.Е. Ставская // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 4. - С. 39-43.

3. Ежова, Т.В. Создание ВЕБ-представительств в сети Интеренет - перспективы развития аптечных сетей // Новая Аптека. Эффективное управление. - 2009. - N° 11. - С. 36-38.

4. Ежова, Т. В. Особенности рекламирования лекарственных препаратов в сети Интернет на сайтах их фирм-производителей // Фармация и общественное здоровье: матер. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 25 февраля 2010 г. - Екатеринбург, 2010. - С. 377-380.

5. Ежова, Т. В. Изучение возможности использования Интернет-сайтов фирм-производителей для получения сведений о препаратах природного происхождения // Создание лекарственных средств на основе продуктов природного происхождения: матер. росс. науч.-практ. конф., г. Пермь, 19-23 окт. 2010 г. - Пермь, 2010. - С. 69-72.

6. Ежова, Т.В. Оценка информативности Интернет-сайтов для специалистов в области фармации / Т.В. Ежова, Л.В. Мошкова // Фармация. - 2011. - № 2. - С. 50-52.

7. Ежова, Т.В. Информации о лекарственных средствах: методические подходы к использованию ресурсов сети Интернет - специалистами в области фармации / Т.В. Ежова // Безопасность жизнедеятельности. - 2011. - № 1. - С. 44-48.

8. Коржавых, Э.А. Терминологические аспекты фармацевтической информации / Э.А. Коржавых, Л.В. Мошкова // Фармация. -2001. - №1. - С. 11-16.

УДК 615.4:681.31

© Т.В. Ежова, Е.В. Стрелкова, 2016

Т.В. Ежова, Е.В. Стрелкова РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», Минздрава России г. Ярославль

Цель исследования - разработка методических подходов к изучению рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников в сети Интернет для совершенствования управления фармацевтическими кадрами.

С использованием методов структурного и контент-анализа, группировки, экспертной оценки изучены 450 интернет-сайтов, оказывающих образовательные услуги, и результаты опроса менеджеров по персоналу 16 аптечных сетей г. Ярославля.

Определены типы и число сайтов, оказывающих электронные образовательные услуги (всего 58 сайтов), типы рубрик с информацией об образовательных услугах, частота встречаемости средств и форм обучения (электронные учебные материалы на 94,74% сайтов, компьютерные системы контроля знаний на 66,67% и др.) и их востребованность в аптеках. Разработаны и апробированы методики экспертной и экспресс-оценки сайтов по таким показателям, как информативность, актуальность и доступность.

Таким образом, разработаны методические подходы к анализу рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников, заключающиеся в анализе (структурный и контент-анализ) и оценке (экспресс-оценка и экспертная) интернет-сайтов, предоставляющих образовательные услуги.

Ключевые слова: управление фармацевтическими кадрами, дистанционная форма обучения, интернет-сайты, информационно-коммуникационные технологии.

T.V. Ezhova, E.V. Strelkova DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF DISTANCE LEARNING FOR PHARMACEUTICAL WORKERS

The purpose of this study is to develop methodological approaches to the study of educational services market of distance training of pharmaceutical workers on the Internet for improving the management of pharmaceutical personnel.

Methods of structural and content analysis, grouping, peer assessment were used to study 450 Internet sites that provide educational services and the results of a survey of HR managers of 16 pharmacy chains of the city of Yaroslavl.

The types and the number of sites providing electronic educational services (a total of 58 sites), types of sections with information about the educational services, the frequency of means and forms of education (e-learning materials - 94,74% of the sites, computer systems of knowledge control - of 66.67%, etc.) and their relevance in pharmacies were determined. We developed and tested the methods of expert and rapid assessment of sites by such indicators as informative content, relevance and accessibility.

Thus, we developed methodological approaches to the analysis of the market of educational services of distance learning for pharmaceutical workers, consisting of the analysis (structural and content analysis) and evaluation (Express and expert) of Internet sites, which provide educational services.

Key words: pharmaceutical personnel management, distance learning, Internet-sites, information and communication technologies.

Основой современного менеджмента фармацевтических кадров является непрерывное повышение квалификации персонала. Динамичное развитие национального и зарубежного фармацевтических рынков вызывает потребность модернизации профессионального образования в фармации и прежде всего активного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных форм обучения, что в первую очередь повышает доступность образовательных услуг для более широкого круга потребителей.

Федеральный закон (ФЗ) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разрешает использовать при реализации образовательных программ различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и др. [14].

В связи с актуальностью проблемы использования ИКТ в аптечной практике нами была поставлена задача: изучить возможности использования современных ресурсов сети Интернет для последипломного обучения специалистов аптек. Для решения этой задачи необходимо было разработать методические подходы к изучению рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения в сети Интернет фармацевтических работников.

Сеть Интернет была выбрана базой исследования как самый доступный на сегодняшний день вид ИКТ, который активно внедряется в учебный процесс всех медицинских вузов страны. О ее преимущественном использовании говорится в ГОСТе «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» о том, что «...применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования обусловливает развитие образовательных технологий, появление новых

форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга пользователей к электронным образовательным ресурсам преимущественно на основе сети Интернет» [1, 2].

Кроме того, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требует введение непрерывного профессионального образования [14]. Специалистам необходимо будет набирать баллы-кредиты, что, по-нашему мнению, наиболее удобно делать на основе использования интернет-технологий и прежде всего информационных ресурсов на интернет-сайтах.

В предыдущих исследованиях нами был проведен анализ предпосылок развития дистанционной формы обучения в фармации и установлено, что специалисты аптек готовы к ее использованию [11, 12]. Также были предварительно изучены ресурсы сети Интернет и их использование в кадровой политике аптек и для самообразования [3,4,7,10,13].

Нормативно-правовой основой исследования по разработке методических подходов к изучению рынка образовательных услуг стало изучение нормативной базы дистанционной формы обучения, в которую вошли ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ Р 53620-2009 и приказы Министерства образования и науки РФ: № 499 от 01.07.2013 и № 2 от 09.01.2014 [2,8,9,14].

Было выявлено, что под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [14].

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [14].

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и мета-данные о них [2].

Целью работы стала разработка методических подходов к изучению рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения специалистов аптек в сети Интернет для совершенствования управления фармацевтическими кадрами.

В задачи исследования входили: выбор методов анализа и оценки сайтов, предоставляющих образовательные услуги в виде дистанционной формы обучения; разработка методик анализа и оценки; апробация методик.

Материал и методы

Объектами исследования стали 450 интернет-сайтов, оказывающих образовательные услуги и результаты опроса менеджеров по персоналу 16 аптечных сетей г. Ярославля.

Были использованы следующие методы исследования: структурный и контент-анализ, группировка, экспертная оценка.

Основой для разработки методических подходов стали такие этапы, как: поиск, контент-анализ и группировка - с целью типоло-гизации сайтов, предоставляющих информацию для обучения специалистов аптек.

Методика поиска сайтов заключалась в анализе первых 100 ссылок в 3-х поисковых системах. При этом наиболее продуктивными для поиска запросами были: «Медицинские вузы России», «Кадровые агентства, фармацевтика», «Обучающие сайты, фармацевтика».

Результаты и обсуждение

В результате поиска были выделены 450 интернет-сайтов, оказывающих образовательные услуги. Контент-анализ главных страниц сайтов позволил провести типологизацию сайтов и определить 4 типа ресурсов, которые оказывают образовательные услуги: сайты вузов; сайты кадровых агентств; сайты фармацевтических периодических изданий; специальные обучающие сайты.

Контент-анализ по критерию «образовательные услуги для фармацевтических специалистов» установил, что из 450 интернет-ресурсов их оказывают только 145 сайтов, контент-анализ по критерию «дистанционные

образовательные технологии» установил их наличие на 58 сайтах, из которых 34 сайта являются сайтами вузов (70,83% всех сайтов медицинских вузов, осуществляющих подготовку фармацевтических кадров) [10].

На специальных обучающих сайтах, например, 8ша1!РЬагша, РЬагшБ^ и других поиск дистанционных образовательных услуг показал их наличие на 50% сайтов, что составило 14 ресурсов.

Доля сайтов кадровых агентств и фармацевтических периодических изданий, оказывающих дистанционные образовательные услуги, в настоящее время не велика и составляет 3 и 4 ресурса соответственно.

Методической основой следующего этапа исследования стал структурный анализ сайтов с целью выявления способов представления информации о дистанционных образовательных технологиях и электронных образовательных ресурсах.

Установлено, что получить сведения о видах, условиях и способах предоставления образовательных услуг и материалов можно путем изучения соответствующих рубрик и подрубрик, а также с помощью гиперссылок, при этом элементы электронного образования и информация о них заключены преимущественно в рубрики (57,14% сайтов).

Структурный анализ сайтов по критерию «тематика рубрик» выявил 6 основных типов рубрик для сайтов вузов и 19 рубрик для других типов сайтов, а также частоту их встречаемости (табл. 1, 2).

Таблица 1

Анализ сайтов вузов по критерию «тематика рубрик»

Тематика рубрик Частота встречаемости

абс. %

Дистанционные образовательные технологии 34 100,00

Электронные учебные материалы (лекции, методические пособия, тесты и т.д.) 12 35,29

Электронная библиотека 11 32,35

Вебинары 3 8,82

Ссылки на другие образовательные

ресурсы 2 5,88

Выездные циклы повышения ква-

лификации 1 2,94

Всего... 34 100

Методом контент-анализа рубрик и подрубрик, было установлено, что электронное образование реализуется с помощью следующих средств обучения: электронные учебные материалы (94,74% сайтов); компьютерные системы контроля знаний (66,67%); мультимедиа- и видео- лекции (26,32%); ве-бинары (12,28%).

На следующем этапе исследования была поставлена задача проанализировать использо-

вание изученных нами ресурсов в аптечных организациях г. Ярославля методом экспертных оценок в виде формализованного опроса, экспертами которого выступили менеджеры по персоналу 16 аптечных сетей г. Ярославля [13].

Таблица 2

Анализ сайтов фармацевтических периодических изданий, кадровых агентств и образовательных сайтов по критерию

«тематика рубрик»

Тематика рубрик Частота встречаемости Ранг

Тренинги 11 1

Фармкружок 8 3,5

Семинары 8 3,5

Повышение квалификации 6 5

Нормативные документы 5 6,5

Тесты 5 6,5

Библиотека 4 9

Документы по УЭФ 4 9

Форум 4 9

Психология общения 3 12

Лекции 3 12

Вебинары 3 12

Личный карьерный рост 2 14

Конференции 1 17,5

Ситуационные задачи 1 17,5

Методические пособия 1 17,5

Внешние ссылки на ресурсы (в т.ч. образовательные) 1 17,5

Аптечный учебный центр 1 17,5

Охрана труда 1 17,5

тронные лекции (37,50%), компьютерная система контроля знаний и видеолекции (по 31,25%).

Анализ форм обучения показал высокую частоту использования такой формы, как вебинары - 43,75%.

Данные об оценке форм и средств обучения на сайтах, представленные в табл. 3 и 4, свидетельствуют об отсутствии высшей оценки 5 баллов.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранжированный ряд форм и средств обучения на сайтах вузов

Респонденты должны были оценить предложенный им перечень форм и средств обучения, которые встречаются на изученных сайтах, по 5-балльной шкале, а также отметить те формы, которые они сами чаще всего используют.

Анализ использования средств электронного обучения на сайтах показал, что среди электронных учебных материалов наиболее востребованными являются элек-

Наименование формы /средства обучения Средний балл Ранг

Дистанционные образовательные технологии 4,6 1

Вебинары 4,3 2

Электронная библиотека 4,0 3

Электронные учебные материалы (лекции, методические пособия, тесты и др.) 3,6 4

Выездные циклы повышения квалификации 3,3 5

Таблица 4 Ранжированный ряд форм и средств обучения на сайтах фармацевтических периодических изданий, кадровых агентств и специальных образовательных сайтов

Наименование формы /средства обучения Средний балл Ранг

Нормативная документация 4,8 1

Повышение квалификации 4,2 2

Библиотека 4,1 3

Фармкружок 4,0 4

Тренинги 3,9 5,5

Семинары 3,9 5,5

Лекции 3,8 7

Тесты 3,5 8

Для полного анализа сайтов была разработана методика экспресс-анализа, которая включает оценку по 10 параметрам, соответствующим 3-м критериям: информативность, актуальность и доступность, которые предложено оценивать по 3-бальной шкале [6] (табл. 5).

Описание критериев оценки сайтов сети Интернет, содержащих образовательные ресурсы

Таблица 5

Критерий Параметры Оценка

Информативность Число рубрик, содержащих образовательные услуги Умножается на 3 балла

Число подрубрик, содержащих образовательные услуги Умножается на 1 балл

Количество средств электронного обучения Умножается на 1 балл

Наличие архива 3 балла

Актуальность Периодичность обновления информации 1-3 балла

Наличие аккредитации - официального права на присвоение зачетных баллов-кредитов 6 баллов

Доступность Необходимость регистрации 0 баллов

Отсутствие регистрации 3 балла

Наличие каналов обратной связи 3 балла

Наличие связи с социальными сетями 3 балла

Выводы

1. Разработанные методические подходы к анализу рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения специалистов аптек в сети Интернет заключаются в анализе и оценке интернет-сайтов, предоставляющих образовательные услуги для профессионалов в области фармации в целях совершенствования

управления фармацевтическими кадрами.

2. Для решения задачи анализа сайтов предложены методы структурного анализа и контент-анализа, разработаны и апробированы методики их проведения.

3. Для решения задачи оценки сайтов разработаны и апробированы методики экспресс-оценки и экспертной оценки сайтов.

Сведения об авторах статьи: Ежова Татьяна Вадимовна - д. фарм. н, доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, 5. Тел./факс: 8(4852)72-56-33. E-mail: [email protected].

Стрелкова Елена Владимировна - ст. преподаватель кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, 5. Тел./факс: 8(4852)72-56-33. E-mail: [email protected].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадакшанов, А.Р. Применение электронного Интернет-ресурса в учебном процессе кафедры «Управление и экономика фармации» / А.Р. Бадакшанов, Г.Ф. Лозовая, С.Н. Ивакина, Е.С. Нурмуханбетова// Электронные образовательные технологии реализации программ ФГОС ВО по подготовке специалистов: матер. межвуз. учебно-метод. конф. с международ. участием. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2016. - С.44-46.

2. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».

3. Ежова, Т.В. Использование имиджевой рекламы в кадровой политике фармацевтических организаций / Т.В. Ежова, Е.В. Стрелкова// Ремедиум. - 2011. - № 8. - С.47-52.

4. Ежова, Т.В. Методические подходы к анализу Интернет-сайтов на примере сайтов Интернет-провайдеров / Т.В. Ежова, Н.Е. Ставская // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - N° 4. - С. 39-43.

5. Ежова, Т.В. Оценка информативности Интернет-сайтов для специалистов в области фармации / Т.В. Ежова, Л.В. Мошкова // Фармация. - 2011. - № 2. - С. 50-52.

6. Ежова, Т.В. Разработка и апробация методики экспресс-оценки интернет-сайтов, содержащих образовательные услуги для фармспециалистов [Электронный ресурс] / Т.В. Ежова, Е.В. Стрелкова// Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международ. уч., посвященной 50-летию фармацевтического факультета Курского государственного медицинского университета, г. Курск, 20-21 октября 2016г. - Курск: КГМУ, 2016. URL: www.kurskmed.com

7. Ежова, Т.В. Ресурсы сети Интернет и подбор кадров фармацевтическими организациями / Т.В. Ежова, Е.В. Стрелкова// Фармация. - 2012. - № 1. - С.31-33.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

10. Стрелкова, Е.В. Анализ Интернет-сайтов, содержащих образовательные ресурсы для фармспециалистов [Электронный ресурс]/ Е.В. Стрелкова, Т.В. Ежова// Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международ. уч., посвященной 50-летию фармацевтического факультета Курского государственного медицинского университета, г. Курск, 20-21 октября 2016г. - Курск: КГМУ, 2016. URL: www.kurskmed.com

11. Стрелкова, Е.В. Анализ предпосылок развития дистанционной формы обучения в фармации [Электронный ресурс] / Е.В. Стрелкова, Т.В. Ежова// Перспективы внедрения инновационных технологий в фармации: матер. науч.-практ. конф. с международ. уч., г. Орехово-Зуево Московской обл., 24-25 ноября 2014г. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014.URL: www.mgogi.ru/nash-institut

12. Стрелкова, Е.В. Изучение факторов, влияющих на востребованность дистанционной формы обучения в фармацевтическом образовании [Электронный ресурс] / Е.В. Стрелкова, Т.В. Ежова// Фармация XXI века: актуальные проблемы и перспективы: матер. международ. науч.-практ. конф., г. Кемерово, 20 ноября 2014 г. - Кемерово: КемГМА, 2014. URL: www.kemsma.ru/mediawiki

13. Стрелкова, Е.В. Использование специалистами аптек образовательных услуг в сети Интернет [Электронный ресурс]/ Е.В.Стрелкова, Т.В.Ежова// Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международ. уч., посвященной 50-летию фармацевтического факультета Курского государственного медицинского университета, г. Курск, 20-21 октября 2016г. - Курск: КГМУ, 2016. - URL: www.kurskmed.com

14. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

УДК 615.4,614.2

© Г.Я. Ибрагимова, Р.В. Насыров, Н.Х. Хафизов, 2016

Г.Я. Ибрагимова1, Р.В. Насыров2, Н.Х. Хафизов1 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ НОРМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННЫМ ПРИ АВАРИЯХ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

Минздрава России, г. Уфа 2 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа

Республика Башкортостан является потенциально опасным регионом возникновения химических катастроф. На ее территории располагаются 10 химически опасных городов, где имеются более 30 объектов, на которых хранится 25 000 тонн аварийно-опасных химических веществ. Согласно данным МЧС и РАН Республика Башкортостан по степени «индекса опасности» относится к территориям с высоким риском возникновения ЧС.

В статье рассмотрены вопросы формирования запаса лекарственных средств для оказания помощи пострадавшим при авариях, связанных с токсическими поражениями. Предложен методический подход к разработке норм лекарственных средств и медицинских изделий. Разработаны номенклатура и состав резервов лекарственных средств и медицинских изделий для оказания помощи пораженным при авариях на химически опасных объектах.

На основании полученных результатов были разработаны методические рекомендации «Разработка норм лекарственных средств для оказания медицинской помощи пораженным при авариях на химически опасных объектах», утвержденные Министерством здравоохранения Республики Башкортостан.

Ключевые слова: помощь пораженным, нормы лекарственных средств, аварийно-опасные химические вещества, методический подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.