Научная статья на тему 'Разработка методических основ адаптивного управления качеством строительной продукции'

Разработка методических основ адаптивного управления качеством строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КАЧЕСТВО / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / QUALITY / ADAPTIVE MANAGEMENT / BUILDING PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магдиев Абакар Шихабудинович

The problems of management provision quality final building are Analysed. It Is Offered methods of adaptive management quality to product in unpredictably changing condition market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магдиев Абакар Шихабудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT METHODICAL

The problems of management provision quality final building are Analysed. It Is Offered methods of adaptive management quality to product in unpredictably changing condition market.

Текст научной работы на тему «Разработка методических основ адаптивного управления качеством строительной продукции»

МАГДИЕВ А.Ш.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Анализируются проблемы управления обеспечением качества конечной строительной. Предлагается методика адаптивного управления качеством продукции в непредсказуемо изменяющихся условиях рынка.

MAGDIEV A.SH

DEVELOPMENT METHODICAL ОСНОВ ADAPTIVE MANAGEMENT

QUALITY TO BUILDING PRODUCT

The problems of management provision quality final building are Analysed. It Is Offered methods of adaptive management quality to product in unpredictably changing condition market.

Ключевые слова: строительная продукция, качество, адаптивное управление.

Keywords: building product, quality, adaptive management.

Введение. В условиях современного рынка существенное повышение качества строительной продукции является важнейшим условием интенсивного развития строительной отрасли в целом и повышения конкурентоспособности ее первичных звеньев.

Низкий уровень качества снижает экономическую эффективность капитальных вложений и отрицательно влияет на всю экономику страны, затрудняет решение социально - экономических задач. Однако при этом необходимо помнить, что завышенный уровень качества, превышающий потребности заказчиков определенного сегмента рынка, в силу высокой стоимости производимой в этом случае конечной строительной продукции, может также нанести не меньший ущерб строительному предприятию, чем низкое качество продукции. В этой связи возникает необходимость эффективного управления качеством строительной продукции, обеспечивающим приемлемое для потребителей соотношение ее цены и качества на различных сегментах современного нестабильного рынка.

Анализ современных методов управления качеством строительной продукции показывает, что они слабо приспособлены к решению поставленных перед ними задач при априори непредсказуемых изменениях характерных для современного рынка. Обойти указанную трудность позволяют адаптивные методы управления качеством строительной продукции, способные адекватным образом реагировать на изменения спроса и предложения на товарную строительную продукцию на различных сегментах рынка.

Общие положения и проблемы управления качеством строительной продукции. В общем случае, под управлением качества строительной продукции понимается разработка и выполнение комплекса технических, экономических и организационных мероприятий на всех этапах ее создания и эксплуатации, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, которые осуществляются на основе анализа результатов систематического контроля.

Под качеством законченных строительных объектов следует понимать совокупность свойств пусковых комплексов, очередей строительства и объектов различного назначения, обуславливающую их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением продукции в конкретных условиях эксплуатации[1].

Данное определение характеризует потребительский уровень качества законченных строительных объектов, который устанавливается на предпро-ектной стадии при разработке нормативной документации (стандартов, норм и правил) и обеспечивается при проектировании, изготовлении материалов, конструкций, деталей и изделий, производстве строительно-монтажных работ и поддерживается в процессе эксплуатации.

Рассмотрение этапов формирования качества позволяет выделить такие понятия уровня качества конечной продукции строительства, как "нормативный", "фактический" и "эксплуатационный" ( см. Рис. 1)[1,2].

Рис. 1. Этапы формирования качества строительной продукции.

Нормативный уровень качества определяется требованиями СНиП, ГОСТов, СН, ТУ и других нормативных документов, и этот уровень должен быть общественно необходимым, так как повышение требуемого уровня качества продукции является благом для общества. Нормативный уровень качества конечной продукции строительства устанавливается на стадиях научных и экспериментальных исследований, исходя из требований решения социально-экономических задач, перспектив развития научно-технического прогресса, технических и экономических возможностей государства. Меняя нормативный уровень качества конечной продукции в сторону увеличения можно реализовать адаптивный принцип управления качеством на различных сегментах рынка. При этом, для каждого сегмента рынка, в соответствии с покупательской способностью относящихся к нему потребителей строительной продукции, целесообразно устанавливать соответствующий ему уровень качества, удовлетворяющий заданным требованиям стоимости строительной продукции на данном сегменте. Таким образом, в системе показателей оценки качества строительной продукции целесообразно различать:

❖ нормативные уровни технических показателей качества (в основном определяющие прочность используемых конструкций и материалов), выполнение которых является обязательным для всех сегментов рынка, т.к. они обеспечивают требуемую надежность строительной продукции;

❖ нормативные уровни экономических показателей или рекомендуемые для данного сегмента рынка уровни качества продукции в основном ограничиваются стоимостью производимой строительной продукции и отражают ее эстетические свойства и архитектурные особенности. Другими словами, экономические уровни качества фактически обеспечивают равновесие спроса и предложения строительной продукции на соответствующем сегменте рынка и определяются в основном дополнительной стоимостью используемых при строительстве стройматериалов.

Фактический уровень - это достигнутый уровень качества конечной продукции строительства на стадиях проектирования и осуществления проекта. Он характеризует уровень качества проекта, качество работы строителей. Фактический уровень качества на стадии проектирования зависит от степени соблюдения его нормативного уровня. На стадии исполнения проекта, т.е. производства, фактический уровень качества обуславливается степенью выполнения требований проекта. Однако уровень качества конечной продукции строительства окончательно выявляется в процессе эксплуатации. На этой стадии он характеризует степень фактического удовлетворения потребителей, формируя тем самым эксплуатационный уровень качества.

Фактический уровень качества конечной продукции строительства зависит от качества научно-исследовательских и экспериментальных работ, нормативной и проектной документации, строительных материалов, конструкций и оборудования, применяемых строительных машин и механизмов, а

также качества труда непосредственных исполнителей и технико-экономических особенностей строительства.

Эксплуатационный уровень качества проявляется и поддерживается в процессе эксплуатации законченных строительных объектов.

Приведенные выше составляющие определения уровней качества указывают на тесную взаимосвязь единого процесса воспроизводства качества конечной продукции строительства, которую следует рассматривать в динамике в соответствии с изменением требований рынка.

Это обстоятельство свидетельствует о межотраслевом характере проблемы качества конечной продукции строительства и о сложности ее решения. Другими словами, чтобы решить все проблемы качества конечной продукции строительства, надо эффективным образом решить проблемы качества промежуточной продукции, включающей нормативную и проектную документацию, строительные материалы, конструкции и оборудование, строительно-монтажные работы, а также проблему качества эксплуатации зданий и сооружений.

Установление необходимого уровня качества конечной строительной продукции предполагает обоснование минимального количества показателей для объективной оценки качества продукции, методов расчета и количественного измерения этих показателей в соответствии с изменением требований рынка, отражение их в нормативных документах. На стадии установления уровня качества продукции решается порядок разработки, накопления, изучения, хранения, пользования и пересмотра нормативных документов, а также предусматривается систематическое повышение технико-экономического и архитектурно-технического уровней качества строительной продукции в соответствии с требованиями потребительского рынка. Процесс установления связан с формированием нормативных уровней качества промежуточной и конечной продукции строительства. Низкий уровень нормативного качества не может быть скомпенсированным даже самым тщательным выполнением работ на последующих стадиях цикла определения качества продукции.

Обеспечение качества конечной продукции строительства достигается разработкой и осуществлением комплекса взаимосвязанных мероприятий, разрабатываемых на основе изучения условий и факторов для достижения стабильного выполнения требований нормативной документации на этапе формирования фактически достигнутого уровня качества этой продукции. Обеспечение охватывает проектирование и производственную стадию, включающую изготовление строительных конструкций, материалов, изделий, оборудования, строительно-монтажные и специальные работы. Для достижения необходимого уровня качества должен быть обеспечен соответствующий уровень качества труда на каждом рабочем месте и качество промежуточной продукции на всех этапах создания конечной продукции [3].

Поддержание достигнутого уровня качества конечной продукции строительства (после производственная стадия) заключается в разработке и реализации мероприятий, позволяющих сохранить фактически достигнутый

уровень качества при эксплуатации объектов в течение заданного периода в определенных условиях эксплуатации.

Комплексная же система управления качеством строительной продукции (КСУКСП) и строительно-монтажных работ представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительных объектов требованиям нормативных документов и проектной документации. Состав и содержание этой системы в строительно-монтажных трестах, производственных строительно-монтажных объединениях, домостроительных комбинатах и других организациях, строительных министерствах и ведомствах определен "Основными положениями по разработке комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ".

При этом к основным задачам, решаемым комплексной системой управления качеством относится[4]:

❖ обеспечение установленного качества строительно-монтажных работ (СМР) на стадиях подготовки строительного производства и производства строительно-монтажных работ;

❖ планомерное повышение уровня качества СМР;

❖ постоянное совершенствование организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ;

❖ совершенствование методов оценки качества СМР;

❖ улучшение экономических показателей деятельности строительных организаций.

Общее руководство разработкой и внедрение КСУКСП осуществляется руководителем строительной организации (фирмы). Разработка КСУКСП осуществляется под руководством и при участии ведомственных базовых организаций по управлению качеством, назначенных из числа головных институтов министерств и ведомств. Ответственным за организацию разработки и внедрения КСУКСП и осуществление всех технических мероприятий является главный инженер строительной организации.

Организационно-методической основой КСУКСП, определяющей механизм управления качеством в строительной организации, являются стандарты предприятия (СТП), разрабатываемые, как правило, соответствующими службами и подразделениями этой организации с привлечением в необходимых случаях институтов под методическим руководством и при участии ведомственных базовых организаций. СТП по управлению качеством строительной продукции подразделяются на основные, общие и специальные.

Основные стандарты характеризуют КСУКСП в целом. Они разрабатываются на начальном этапе создания системы. Общие СТП регламентируют порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения СТП, проведение дней (месячников) качества и их регламент, работу комиссий (по качеству, по культуре производства и др.).

Специальные СТП устанавливают методы определения и оценки качества строительной продукции по видам работ, регламентируют выполнение функций управления качеством СМР и организацию трудовой деятельности.

Разработку и внедрение КСУКСП, стандартов предприятия (строительной организации), регистрацию и учет состояния ее разработки и внедрения следует осуществлять в соответствии с "Основными положениями по разработке комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ"[5].

Разработка методических основ адаптивного управления качеством. Комплексная система адаптивного управления качеством строительной продукции должна строиться на следующих основных принципах: системного подхода, стандартизации, комплексного решения задач рационального ограничения, прямой и обратной связи, динамичности, оптимальности, адаптивности к изменяющимся требованиям рынка, интеграции и модульного построения, автоматизации и новых задач.

Принцип системного подхода предусматривает: необходимость управления качеством на всех уровнях; распределение процессов управления качеством на все стадии жизненного цикла; охват всех функций управления по отношению к управляемому объекту.

Принцип стандартизации указывает на то, что все основные требования к качеству продукции и функции комплексной системы управления качеством должны регламентироваться или обеспечиваться стандартами и нормативно-технической документацией.

Принцип комплексного решения предусматривает комплексный подход к проблеме качества конечной продукции строительства, в частности, выделение задач по управлению качеством промежуточной и конечной продукции строительства по уровням управления (по вертикали и по горизонтали). А это в свою очередь предполагает разработку и осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий (технических, экономических, юридических, воспитательных организационных и др.) на всех этапах цикла качества строительной продукции.

Принцип рационального ограничения предполагает постоянную реализацию эффекта фильтрации информации для рассмотрения из всей совокупности лишь тех явлений, условий и факторов, которые в наибольшей степени влияют на качество конечной продукции строительства.

Принцип прямой и обратной связи предполагает постоянное взаимодействие субъекта и объекта в системе управления на стадиях: "контроль -получение информации - критическая оценка - принятие и реализация решений", наличие связи между всеми элементами комплексной системы управления качеством.

Принцип динамичности предусматривает непрерывный процесс совершенствования комплексной системы управления качеством в процессе ее функционирования с учетом научно-технического прогресса, изменений требований нормативно-технической документации и рынка строительной продукции, а также накопленного опыта строительства объектов. Принцип предполагает несколько этапов развития системы. Развитие системы должно происходить вначале на отраслевом, а затем на общегосударственном уровнях, рассматривая ее как открытую систему, подлежащую расширению

по мере развития производства и управления, а также с учетом изменения требований рынка.

Принцип оптимальности предусматривает обеспечение решения поставленных задач на основе выбора наилучшего варианта при минимальных затратах на разработку системы и ее эксплуатацию.

Принцип адаптивности обеспечивает приспособление принятых экономических нормативов качества к изменяющимся требованиям рынка на каждом его сегменте.

Принцип интеграции и модульного построения указывает на то, что комплексная система управления качеством должна состоять из отдельных модулей, которые могут рассматриваться как самостоятельные системы, действующие на различных уровнях управления и жизненного цикла.

Принцип автоматизации и новых задач ориентирует на автоматизированное решение задач на основе применения вычислительной техники. Для этого необходимо сформулировать формальным образом решаемые задачи и методы их реализации с учетом последних достижений науки и техники.

При этом следует иметь в виду, что экономические интересы участников строительного производства требуют достижения не только высокого качества строительной продукции, но и учета и снижения дополнительных затрат при достижении этого уровня качества. Такой подход к оценке уровня качества строительной продукции особенно актуален в условиях рыночных отношений. Другими словами, уровень качества и затраты на его обеспечение должны быть сбалансированы в соответствии с требованиями (потребительским спросом) каждого сегмента рынка строительной продукции. Данные условия могут выполняться только при адаптивном управлении качеством строительной продукции, когда требования по уровню качества должны отражаться в критериях и показателях по ее обеспечению в соответствии с изменениями потребностей потребителей, происходящими на различных сегментах рынка строительной продукции.

В настоящее время имеется достаточно большое количество способов для оценки уровня качества продукции. Однако всем им свойствен недостаток, который состоит в том, что все они базируются на чисто инженерном подходе и понятии качества продукции как совокупности свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Это создает определенные трудности при подсчете экономического эффекта от внедрения мероприятий, направленных на повышение качества продукции. Не создается и реальная база для экономического стимулирования труда работников.

Опыт развитых стран показывает, что объективность оценки качества продукции повышается, если в ней сочетаются одновременно инженерный и экономический подходы. Это подтверждается и тем, что введенная после отмены балльной системы альтернативная система оценки не способствовала повышению качества сдаваемых в эксплуатацию объектов. Анализ показывает, что при этом в эксплуатацию сдаются объекты различного качества, а подрядные организации, сдающие объекты с уровнем качества, превышаю-

щим соответствующий или ниже нормативного, стимулируются одинаково в виду высокого спроса на рынке жилья. В соответствии же с условиями альтернативной оценки приемка объектов не должна производиться, если уровень качества строительной продукции не соответствует требованиям норм. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин, это требование не выполняется.

При выборе метода оценки качества необходимо исходить из того, что оценка должна быть объективной и определяться расчетным путем на основе информации, поступающей от независимой контролирующей службы. Критерием оценки должна быть степень соответствия показателей качества выполненных работ и продукции требованиям норм при минимальных затратах на их достижение. Любые отклонения от требований норм приводят к дополнительным затратам, перерасходу материально-технических ресурсов. Поэтому оценка качества должна иметь экономическое содержание и отражать потери, возникающие в результате недополучения требуемого качества. Эта важнейшая характеристика оценки должна быть учтена при определении значимости показателей качества. Критерием значимости показателей качества являются трудозатраты на устранение дефектов в процессе производства работ, а также размер возможного ущерба на стадии эксплуатации строительной продукции.

Таким образом, задачу адаптивного управления качеством строительной продукции можно сформулировать в следующем виде. Системе управления необходимо обеспечить качество строительной продукции, полностью удовлетворяющей требованиям технических норм (установленных в соответствии с требованиями региона, например, требованиями на повышенную сейсмостойкость) при минимальных затратах на их достижение, а также обеспечить экономические нормы качества в соответствии с требованиями потребителей на каждом сегменте рынка. Следовательно, для решения поставленной таким образом задачи необходимо сформулировать адаптивный критерий качества, определяющий достижение общих для всех сегментов рынка обязательных технических норм качества в заданном регионе при минимальных затратах, а также адаптивные критерии, отражающие экономические нормы обеспечивающие качество в соответствии с требованиями потребителей на каждом сегменте рынка строительной продукции.

В общем же случае процесс адаптивного управления качеством продукции можно сформировать следующим образом (см. рис. 2). Здесь база данных представляет собой структурированную модель знаний экспертов по управлению качеством в различных ситуациях. Цель определяется моделью качества (эталоном), который необходимо получить в результате качественного строительства объекта. Обычно в такую модель входят характеристики и показатели качества выполняемых строительно-монтажных работ. На основании модели качества и внешних условий среды (спрос потребителей и т.д.) формируется план по повышению качества продукции и реализации, связанных с этим мероприятий. Оценка ситуации, которая проводится на основании отклонения фактических и целевых значений показателей качества

строящегося объекта. Выбор метода управления происходит на основе оценки ситуации в соответствии с характером факторов, влияющих на качество строительной продукции.

Рис.2. Процесс адаптивного управления качеством строительной продукции.

Для объективной оценки качества строительной продукции необходимо на каждом предприятии создать службу контроля качества, к функциям которой относится осуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества, поступающей в процессе операционного контроля. На основе этой информации можно управлять процессом обеспечения нормативных значений показателей качества в соответствии с ситуацией, сложившейся в проблемной среде, отражающей состояние всех участников строительного производства (заказчика, подрядчика, поставщиков, финансовых структур и т.д.).

Рис.3. Методика реализации адаптивного управления качеством строительной продукции по отклонению.

Для этого, прежде всего, необходимо установить нормативы обеспечения качества в соответствии с требованиями потребителя, определить причину возникновения отклонений от технологических режимов, место и время их возникновения и выявлять конкретных виновников появления дефектов. Поле этого сформировать программу мероприятий, направленных на устранение выявленных отклонений.

При этом адаптивное управление качеством строительной продукции по отклонению, в изменяющихся условиях рынка, можно реализовать по следующей методике (см. рис. 3).

В приведенной структурной схеме под проблемной средой понимаются все участники строительного процесса: заказчик, подрядчик, субподрядчики, поставщики, состояние рынка строительной продукции, финансовые структуры, взаимодействующие со строительным предприятием и т.д.

Выводы. Предложенные в работе методические основы формирования адаптивного управления позволяют строительному предприятию обеспечить требуемое на заданном сегменте рынка соотношения цены и качества товарной строительной продукции в нестабильных условиях современной экономической среды.

_Литература_

1. Львов Д.С. Экономика качества продукции. -М.: Экономика, 1972.

2. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Издательство стандартов, 1992.

3. Погребной Я.Ф. и др. Комплексная система управления качеством строительной продукции. - М.: Стройиздат, 1989.

4. Брячихин А.М. Управление качеством продукции строительства. - М.: Стройиздат, 1989.

5. Чайка И.И. Конкурентная борьба предприятий - это соревнование систем управления качеством // Стандарты и качество. - 1996.- №12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.