Программные системы и вычислительные методы
Правильная ссылка на статью:
Решетникова Е.С., Усатая Т.В., Курзаева Л.В. — Разработка метода визуализации производственных объектов с применением технологий дополненной реальности // Программные системы и вычислительные методы. -2021. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0714.2021.1.32708 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=32708
Разработка метода визуализации производственных объектов с применением технологий дополненной реальности
Решетникова Елена Сергеевна
кандидат технических наук
доцент кафедры проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, ауд. 298
И [email protected] Усатая Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова"
455000, Россия, Челябинская Обл. область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
Курзаева Любовь Викторовна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный
технический университет им. Г. И. Носова"
455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Пр. Ленина, 38
Статья из рубрики "Компьютерная графика, обработка изображений и распознавание образов"
DOI:
10.7256/2454-0714.2021.1.32708
Дата направления статьи в редакцию:
23-04-2020
Дата публикации:
24-03-2021
Аннотация.
В статье рассматривается опыт применения VR-AR технологий (технологий виртуальной и дополненной реальности) для наглядной демонстрации производственных объектов в процессе проектирования и эксплуатации. Сегодня принято использовать трехмерное моделирование в CAD-системах как средство разработки конструкторской документации, визуализации работы на различных этапах проектирования и подготовки объектов к инженерному анализу. Авторы считают, что использование AR-решений не параллельно, а во взаимодействии с современными САПР для решения инженерных и конструкторских задач позволит избежать ошибок проектирования и упростит процесс демонстрации проектов. На основе рабочих чертежей и созданных в Компас 3D трехмерных моделей деталей и сборки двухступенчатого редуктора, применяемого для поднятия заслонки термической печи в металлургическом производстве, в среде разработки мультимедийных приложений Unity разработано AR-приложение для наглядной демонстрации устройства. В качестве метки для визуализации выбран сборочный чертеж редуктора в цифровом графическом формате, обработанный на портале Vuforia. База меток импортирована в среду Unity, скриптами прописана логика реализации сценария для демонстрации сборки устройства и отдельных деталей. Приложение загружено на смартфон и протестировано - при наведении камеры на распечатанный сборочный чертеж позволяет увидеть 3D модель редуктора с разных сторон, скрыть любые детали и изучить устройство полностью. Разработанные по предложенному методу AR-приложения могут использоваться в процессе обучения производственного персонала, что позволит повысить производительность и качество работ при монтаже и обслуживании промышленных объектов, а также для представления проектов во время выставок и презентаций новых продуктов.
Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровые технологии, проектирование, AR-приложение, производство, 3D модель, демонстрация, сборочный чертеж, обучение
Введение. Технологии виртуальной (VR - Virtual Reality[a]) и дополненной (AR -Augmented Reality[b]) реальности находят широкое применение в современном мире. За последние годы произошли существенные изменения в плане совершенствования устройств, программного обеспечения и контента. VR/AR-технологии из области
развлечений и игр постепенно переходят в различные сферы промышленности-111. Заинтересованность крупных компаний и промышленных предприятий в продуктах на основе технологий виртуальной и дополненной реальности и применение таких решений
в производственных процессах, начиная с двухтысячных годов, активно растет [2~61. Аналитики, изучающие использование иммерсивных технологий - технологий, обеспечивающих полный эффект погружения в среду, рассматривая нефтегазовую, металлургическую и энергетическую промышленность, отмечают повышение спроса на применение VR/AR-технологий для создания обучающих программ и виртуальных
лабораторий [7-9]. Однако эксперты не прогнозируют стремительный переход промышленного сектора к массовому внедрению технологий виртуальной и дополненной
реальности в связи с отсутствием на данный момент на рынке готовых решений I10!. В то же время по мере роста доверия к VR/AR ожидается замещение традиционных подходов к процессу проектирования и эксплуатации изделий [10~121.
Согласно результатам исследований, в которых приняли участие более 100 крупнейших российских компаний нефтегазовой, металлургической, транспортной и других важнейших отраслей экономики, за цифровыми технологиями будущее —141.
Исследователями определены восемь наиболее популярных цифровых технологий: анализ больших данных и предиктивная аналитика, роботизация, интернет вещей, чат-боты, искусственный интеллект, оптическое распознавание, блокчейн, VR/AR-технологии
Î13!. Технологии виртуальной и дополненной реальности уже сегодня используются российскими компаниями в среднем по исследуемым индустриям в объеме 21%, причем объем использования в металлургии составляет 33%. В планы компаний, которые приняли участие в опросе, входит развитие и внедрение на своих предприятиях передовых цифровых решений. По мнению экспертов, цифровые технологии станут ключевыми технологиями четверной промышленной революции, а технологии дополненной и виртуальной реальности могут лечь в основу новой вычислительной платформы
Опыт внедрения VR/AR-технологии в европейских и американских корпорациях доказал свою эффективность J15!:
- применение специального приложения и умных очков Google Glass в аэрокосмическом концерне Boeing позволило ускорить процесс соединения кабелей между компонентами бортовых систем самолетов: пошаговые инструкции по сборке и точные шаблоны сотрудники получают без отрыва от непосредственной работы. В результате время на прокладку проводов сократилось на 25%, при этом уменьшилось и количество ошибок;
- благодаря применению очков дополненной реальности Epson Moverio BT-200, оснащенных фронтальной камерой, во время сборки истребителя F-35 в американской корпорации Lockheed Martin инженер имеет возможность видеть 3D-модели деталей, которые нужно установить и реальные объекты с инструкцией по сборке. Согласно отчетам, скорость работы инженеров увеличилась на 30%, точность сборки возросла до 96%;
- технологии дополненной реальности, применяемые в автомобильном концерне Fiat Chrysler Automobiles, позволили повысить производительность на 38% и качество на 80%: специальная AR-программа помогала специалистам в сборке зубчатых передач и цепей.
В России крупные промышленные предприятия только присматриваются к технологиям виртуальной и дополненной реальности и оценивают их с точки зрения затрат и эффективности, однако первые результаты использования уже получены [15, 16]:
- AR-проект, созданный компанией из Санкт-Петербурга ArPoint для «Норильского никеля», позволил при наведении планшета на панно с изображением технологии обработки и очистки серной кислоты наглядно продемонстрировать сложный технологический процесс от начала до конца;
- приложение AR/VR разработчика интерактивных решений eks.works г. Екатеринбургдля американской гидроисследовательской компании Ocean Infinity наглядно демонстрирует заказчикам оборудование для подводного сканирования.
Возможности применения VR/AR-технологий в машиностроении. В машиностроении применение технологий виртуальной и дополненной реальности оправдано для решения инженерных и конструкторских задач на различных этапах проектирования и
эксплуатации [17, 18]:
- на начальном этапе работы над проектом VR-технологии позволяют наглядно
продемонстрировать дизаин изделия и его компоновку;
- на этапе конструкторской проработки при помощи УЯ/АЯ разработчики могут тщательно проверить и оценить результат работы, своевременно внести корректировки в проект;
- на этапе технологической подготовки производства технологии УЯ/АЯ эффективны в качестве дополнения к конструкторской и технологической документации для монтажа и проведения сборочных операций;
- на этапе эксплуатации АЯ-технологии позволяют совмещать виртуальные и реальные объекты с инструкцией по монтажу и сборке.
УН/АЯ-технологии позволяют в реальном масштабе увидеть дин пни. компоновку и мели я. понять принцип его работы
Разработка технического проекта
Визуализации в УИ.'ДК решения* дог ар ¡с я и сборочных узлов (юзномнстиспользовать
Н проектном цинге гощьво
киртуальный ПРОТОТИП
УР/АР* РЕШЕНИЯ
Разработка конструкторской
АЧ-ПрИЛО*енцн гримеииитсн пополнительно к проекпно-конструкторекой документами для демонстрации сборочных узлов и операций
ДН ли ложен ия применяются как инструкции ло сборке и монтажу оборудовании, как тренажер для обучения
АН инструкции по ремонту и обслуживанию оборудования ловоляют уменьшить слияние
человеческого фактора и повысить качество ремонта
АЯ-лриожение позволяет демонстчровать готовый п роду кт заказчика ч на выставках и презентациях
Рис. 1. Применение УЯ/АЯ-технологий в машиностроении в рамках жизненного цикла
продукции
Кроме того, УЯ/АЯ-технологии можно эффективно использовать для демонстрации проектов во время выставок, переговоров и презентаций новых продуктов, применять в процессе обучения производственного персонала.
Создание AR-приложения для наглядной демонстрации устройства редуктора. В настоящее время потребителю предлагается несколько средств разработки УЯ/АЯ -
приложений. Наиболее популярными считаются Unity, Unreal Engine и Simlab. В данные приложения осуществляется импорт 3D моделей практически из всех популярных систем автоматизированного проектирования - Autodesk Inventor, Autodesk Autocad, Компас 3D, SolidWorks.
Авторами разработано AR-приложение для демонстрации сборки и изучения устройства двухступенчатого редуктора, применяемого для поднятия заслонки термической печи в металлургическом производстве. Редуктор выбран для наглядности, как широко применяемый механизм, входящий в состав приводов различных производственных объектов.
Алгоритм создания AR-приложения состоит из нескольких этапов.
На первом этапе составлен сценарий использования AR-приложения в соответствии с задачами:
- определена последовательность наглядной демонстрации сборки редуктора и отдельных деталей в трехмерном виде;
- сборочный чертеж (рис. 2) выбран в качестве метки для наведения камеры устройства (смартфона или планшета) с будущим приложением.
Рис. 2 Сборочный чертеж редуктора
На втором этапе по рабочим чертежам созданы 3D модели деталей редуктора и 3D сборка устройства в САПР Компас 3D. Модели сохранены в формате .stl и после интеграции в Autodesk 3dsMax подготовлены к дальнейшей работе.
Третий этап связан непосредственно с разработкой приложения. Представленное AR-приложение создано в популярной среде разработки мультимедийных приложений Unity[c]. Выбор данного средства разработки обусловлен относительной простотой его использования и интеграцией с Vuforia[d].
Сборочный чертеж редуктора (рис. 2) в цифровом графическом формате (возможны форматы .jpg .png, со специальным разрешением для дополненной реальности) обработан на портале Vuforia, который является средством обработки изображений путем установления реперных точек, т.е. тех точек, по которым будет иде нтифициров а тьс я из обр а ж е ние .
Выгруженная с портала Vuforia база меток импортирована в среду Unity, скриптами (программный код) прописана логика реализации сценария для демонстрации сборки устройства и отдельных деталей. На рисунке 3 представлена иерархия объектов сцены и вид сцены в среде Unity.
Рис.3 Иерархия объектов приложения В каждый Image Target добавлен UI-объект Canvas с кнопками (рис. 4).
<3 Urerty 2019Л. Persons! - Samp I eSteive. unity - reductorS - Android «DX11»
Rie Ectil Atsftt SimtObfKt СотромМ 'Иф
IО * с * |И ^^ЩШШЯ^Г 11 w
Е Hierflrchf il Animator â Asset Srare »=
Рис.4 UI-объекты приложения
Функционал кнопок определяется скриптом (рис.5)
using System.Collections: using System.Colleetions.Generic using UnityEngine:
public class viz : MonoBehaviour {
¡1 Start is called before the first frame update
plibIic void viztru[) {
this ,gameObject.SetActive(true):
>
// Update is called once per fl ame
PLIbIiC V&id Vizctrf) {
if [this ,gameObject.activeSelf==true) {
this ,gameObject.SetActive(false); }
else {
this ,gameObject.SetActive[true)j
>
}
y
Рис.5 Скрипт viz
Пример использования скрипта события ОпСПск() кнопок «Восстановить» и «Корпус», представлены на рисунках 6 и 7.
On Click 0
Runtime Onl/ T | | viz.viztru M
5546 (viz) ГЦ
Runtime Only r viz. viztru i 1
2168 [viz)
+ "
Рис.6 Применение метода viztru () на кнопке «Восстановить»
On Click о
Runtime Only T 1 [ ViZrViZCtl' J
■ 216Ë (viz) 131
+ - 1
Рис.7 Применение метода vizctr() на кнопке «Корпус»
Далее приложение загружено на мобильный телефон и протестировано. При наведении камеры смартфона на распечатанный сборочный чертеж можно увидеть трехмерную модель редуктора в целом, скрыть детали и подробно изучить устройство и принцип работы (рис. 8).
Рис. 8 Демонстрация работы AR-приложения
Преимущества использования данного приложения заключаются в том, что продемонстрировать устройство можно без включения компьютера с установленной CAD - системой, в которой создан проект. Рассмотреть сборку полностью снаружи и внутри, скрывая различные детали, можно со всех сторон путем наведения камеры на соответствующее поле чертежа и поворота смартфона. Подобная демонстрация проекта будет понятна и заказчикам, и работникам предприятия, не владеющими САПР. В связи с тем, что данный редуктор входит в состав привода термической печи и работает в условиях повышенной опасности, созданное AR-приложение может быть использовано в качестве тренажера для обучения персонала, обслуживающего данный производственный объект и позволит повысить безопасность проведения ремонтных работ.
Технологии виртуальной и дополненной реальности постепенно внедряются в образовательный процесс в высших и средних учебных заведениях и показывают свою
эффективность Г19~241. разработанное AR-приложение применяется в процессе обучения студентов по направлению Машиностроение в ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Авторами ведется работа по созданию комплекса приложений для визуализации основного механического оборудования металлургического производства.
Заключение. Применение современных CAD/CAM/CAE - систем для проектирования различных производственных объектов, процессов изготовления и проведения инженерных расчётов на большинстве промышленных предприятий стало привычным инструментом конструктора и технолога. Применение технологий трехмерного моделирования в САПР является стандартом подачи демонстрационных материалов проектов в любой отрасли промышленности.
Однако в ближайшем будущем этого будет недостаточно. Стремительное развитие цифровых технологий и положительный опыт их использования зарубежными и российскими компаниями привели к высокому росту спроса на применение VR/AR-
технологий предприятиями в России I25!. Ведущие предприятия нашей страны уже приступили к реализации или планируют внедрение VR/AR-технологий в качестве проведения виртуальных тренировок по монтажу, ремонту и обслуживанию оборудования, по моделированию поведения при ликвидации аварий и виртуальному осмотру производственных площадок. Экономический эффект от внедрения VR/AR-
решений уже сегодня достигает 10-15 % -126!, что подчеркивает актуальность применения и расширения возможностей VR/AR-технологий в процессе проектирования и эксплуатации оборудования промышленных предприятий.
[a] Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) - это специальная трехмерная среда, созданная средствами трехмерного моделирования, либо панорамной съемкой, которая окружает человека и отвечает на его действия через специальные иммерсивные устройства - шлемы, очки, костюмы. Такие устройства виртуальной реальности распознают жесты, отслеживают положения конечностей человека и тела, содержат средства обратной связи. При этом реальный мир человек не видит и не воспринимает.
[b] Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) - это сочетание реальных объектов окружающего мира и различных дополнений - текстов, графиков, трехмерных моделей, видео в режиме реального времени с помощью какого-либо устройства, например смартфона, планшета или очков дополненной реальности. Разница между виртуальной и дополненной реальностью заключается в присутствие реального мира.
[c] Unity — межплатформенная среда разработки приложений для дополненной, виртуальной реальности, компьютерных игр. Unity позволяет создавать приложения, работающие с различными операционными системами, включающими персональные компьютеры, игровые консоли, мобильные устройства, шлемы и очки виртуальной реальности.
Уи^па — это платформа дополненной программного обеспечения дополненной разработанные компании Qualcomm.
Библиография
реальности и инструментарий разработчика реальности для мобильных устройств,
1. Трофимова Е. AR-технология, несущая экономический эффект // Control engineering Россия. 2017. №5 (71). С. 19-25. - URL:
https ://controlengrussia.com/innovatsii/dopolnennaya-real-nost/ar/
2. Augmented and Virtual Reality in Operations. A guide for investment. - Available at: https ://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2018/09/AR-VR-in-Operations1.pdf
3. The virtual Compact Strip Production mill. Millennium Steel, 2005, pp. 132-135. -Available at: https://www.millennium-steel.com/wp-content/uploads/articles/pdf/2005/pp132-135%20MS05.pdf
4. Shahyar Ziaei. Virtual rolling mills: bar and structural mill design and optimization using computer simulations. AISE Steel Technology, 2000, September. p.
5. Mike Walker. Hype Cycle for Emerging Technologies, Gartner Group, 2017. - Available at: https ://www.gartner.com/smarterwithgartner/top-trends-in-the-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2017/
6. Virtual Expertise аt Real Disposal. Metals & Mining, 2009, no. 3. pp. 100-114.
7- «Газпром нефть» совместно с HTC и Modum LAB внедряет иммерсивные
образовательные технологии [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1733297/
8. Белов В.В., Образцов И.В. Использование виртуальных тренажеров для работников заводских лабораторий // Строительные материалы. 2015. № 3. С. 67-72.
9. Осика Л.К. Виртуальное моделирование как единый инструмент управления жизненным циклом тепловых электростанций / Л. К. Осика, В. С. Журавлев // Электрические станции. 2013. № 4. С. 2 - 10.
10. Могилевец Ф.А. Опыт применения дополненной реальности в системах технического обслуживания и ремонта энергопредприятий // Техническое обслуживание и ремонт. 2019. № 5. С. 41- 42.
11. Круглый стол: Компоненты Индустрии 4.0. AR/VR-технологии // Автоматизация проектирования. 2018. С. 41-61. - URL: http://www.remmag.ru/upload_data/files/2018-01/RT.pdf
12. Технологии виртуальной реальности для российской промышленности [Электронный ресурс] // URL: https://korusconsulting.ru/press-center/pubNcations/tekhnologii-virtualnoy-realnosti-dlya-rossiyskoy-promyshlennosti/
13. Цифровые технологии в российских компаниях. Результаты исследования [Электронный ресурс] // URL:
https ://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf
14. Шустиков В. Это не игрушки: как VR-тренажеры и AR-очки меняют работу реального сектора экономики [Электронный ресурс] // Сколково. 2019. 29 августа. URL:
https ://sk.ru/news/b/press/archive/2019/08/29/eto-ne-igrushki-kak-vrtrenazhery-i-arochki-menyayut-rabotu-realnogo-sektora-ekonomiki.aspx
15. Как дополненную реальность подружить с российской промышленностью [Электронный ресурс] // INNOPROM VIEW. 2017. 17 ноября. URL:
https ://www.innoprom.com/media/letters/kak-dopolnennuyu-realnost-podruzhit-s-rossiyskoy-promyshlennostyu/
16. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. (3):88-107. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-88-107
17. Феофанов А. Н., Охмат А. В., Бердюгин А. В. VR/AR-технологии и их применение в машиностроении // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2019. №4 (6). С. 44-48.
18. Дерябин А. А. Проектирование промышленных изделий в рамках проектно-процессного подхода / А. А. Дерябин, Л. В. Дерябина, Е.С. Решетникова // Механическое оборудование металлургических заводов. - 2017. - № 1 (8). - С. 2933.
19. Старчик Ю. Ю. Дополненная реальность как эффективный электронный образовательный ресурс в современной высшей школе // Ю. Ю. Старчик, М. А. Аль-Ханани, А. В. Катыгин // Строительные и дорожные машины. - 2017. № 5. С. 45 -49.
20. Уваров А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. №4. С. 108-117.
21. Андрушко Д. Ю. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе. Проблемы и перспективы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 6. С. 5-10.
22. Набокова Л.С., Загидуллина Ф.Р. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 2. С. 27102719. DOI: 10.1S372/PEMW 20190208
23. Черкасов К. В., Чистякова Н. С., Чернов В. В. Применение дополненной реальности в образовании // Проблемы педагогики. 2017. №1. С. 40-41.
24. Таран В. Н. Применение дополненной реальности в обучении // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 333-337.
25. Соснило А.И., Устюжанина М.Д. Технологии виртуальной и дополненной реальности как факторы государственной экономической политики и роста
конкурентоспособности бизнеса // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. №2. С. 204-219.
26. Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] // URL: https ://futurerussia.gov.ru/cifrovaya-ekonomika
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Авторами рецензируемой статьи в качестве предмета исследования выбрана визуализация производственных объектов с применением технологий дополненной реальности - перспективное направление развития цифровой экономики, которое должно найти применение как в решении инженерных и конструкторских производственных задач, так и при маркетинговом продвижении товаров в условиях наметившегося устойчивого тренда роста интернет-продаж. Методология исследования базируется на обобщении опыта работы крупнейших российских компаний нефтегазовой, металлургической, транспортной и других важнейших отраслей экономики, анализе отечественных и зарубежных научных публикаций, обзоре имеющихся средств разработки VR/AR-приложений: Unity, Unreal Engine, Simlab, в которые осуществляется импорт 3D моделей популярных систем автоматизированного проектирования: Autodesk Inventor, Autodesk Autocad, Компас 3D, SolidWorks. Актуальность статьи авторы связывают с тем, что технологии виртуальной и дополненной реальности находят широкое применение в современном мире, а крупные компании и промышленные предприятия заинтересованы в продуктах на основе таких решений, что представляется вполне убедительным аргументированием своевременности проведения рассматриваемых исследований. Научная новизна состоит в разработке приложения для наглядной демонстрации в трехмерном виде сборки и изучения устройства двухступенчатого редуктора для поднятия заслонки термической печи в металлургическом производстве, позволяющее рассмотреть сборку полностью снаружи и внутри, скрывая различные детали, со всех сторон путем наведения камеры на соответствующее поле чертежа и поворота смартфона. Стиль изложения в целом соответствует общепринятой практике научных публикаций, не требует какой-либо дополнительной правки или сокращения объема публикации. Изложение материала в статье в целом представляется логически стройным, однако, в ней, за исключением выводов по работе, структурно не выделены принятые в научных публикациях компоненты, такие как введение, материал и методы исследования, результаты их обсуждения. Кроме этого представляется целесообразным уменьшить размеры рис. 4 (UI-объекты приложения), обрезав его снизу - вряд ли стоить занимать столь обширную
площадь листа не несущем смысловой нагрузки черным фоном. Характеризуя содержание статьи, следует отметить, что автор последовательно говорит об актуальности тематики статьи, имеющемся зарубежном опыте применения соответствующих разработок в аэрокосмическом концерне Boeing, в американской корпорации Lockheed Martin, в автомобильном концерне Fiat Chrysler Automobiles, а также передовых практиках отечественной компании ArPoint из Санкт-Петербурга для «Норильского никеля», разработчика интерактивных решений eks.works из Екатеринбурга для американской гидроисследовательской компании Ocean Infinity. В статье изложен алгоритм создания AR-приложения, описаны основные этапы разработки, начиная с составления сценария использования приложения и заканчивая тестированием приложения на телефоне с иллюстрацией рисунками отдельных этапов работы. Авторами изложены возможные направления предлагаемого метода визуализации с применением технологий виртуальной и дополненной реальности как в сфере металлургического производства, так в образовательном процессе в высших и средних учебных заведениях. Авторы используют отечественные и зарубежные публикации по рассматриваемой проблеме, материалы круглых столов и интернет-сайтов. Библиография включает обширный перечень литературных источников информации, список которых насчитывает двадцать шесть позиций, на большинство из них имеются ссылки по тексту статьи. Однако, ссылка в первом абзаце статьи сразу на пятнадцать источников выглядит не конкретной, расплывчатой, не способствует адресной апелляции к оппонентам, не позволяет читателю сформировать представление о позиции каждого из авторов упоминаемых источников. В выводах содержатся рекомендации по применению авторских разработок при проведении виртуальных тренировок, затрагивающих монтаж, ремонт и обслуживание оборудования, моделирование поведения при ликвидации аварий и виртуальный осмотр производственных площадок. Здесь же приводится ожидаемый экономический эффект. Рецензируемая статья может представлять практический интерес как для заказчиков изделий, так и для работников предприятия, осуществляющих сборку механического оборудования металлургического производства. Опыт разработки приложения для визуализации производственных объектов с применением технологий дополненной реальности может найти применение также во многих других сферах и, безусловно, вызовет интерес у широкого круга читателей, связанны как с разработкой подобного рода программных приложений, так и с применением предлагаемого метода при маркетинговом позиционировании самых различных товаров, их описанием в руководствах для потребителей продукции. Тема статьи актуальна, соответствует тематике журнала, ее содержание раскрывает указанную в названии тему, предлагаемые разработки имеют практическую направленность. Все это позволяет после редактирования рис. 4, а также надлежащего структурирования и рубрикации текста статьи с выделением общепринятых в научных публикациях частей (введение, материалы и методы исследования, результаты и их обсуждение, заключение) рекомендовать ее к опубликованию.