Матико К.С , Савинцева А А , Наумов С Б РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕРМО-ДЕРМОГРАФИИ
Для получения информации о состоянии индивидуального здоровья пригоден любой анатомически законченный элемент тела человека (стопа, ладонь, нос, ушная раковина, глаз и ДР ) [1] Ушная раковина выбрана в качестве источника информации по причине отсутствия потовых желез, секреция которых затрудняет анализ результатов исследования, легко доступна для съема информации, не требует специальной подготовки пациента [1,2.3] Авторами метода предлагается, определять степень зависимости базовых функций отражающих влияние ЦНС на автономные вегетативные рефлексы, по распределению полей инфракрасного излучения сегментарных зон матрицы \шной раковины
Рис 1 Зависимость ЦНС на автономные вегетативные рефлексы
С целью исключения влияния внешних и внутренних факторов на измеряемую величину (активная температура эпидермиса), разработчиками предложено вычислять нормальное отклонение от общего среднего температурного значения в определенной измеряемой зоне в условных единицах Эти вычисления производятся ЭВМ автоматически После съема термофизиологических параметров 266 микро зон наружной поверхности правой и левой ушных раковин осуществляется дискретный ввод информации в память ЭВМ, где формируются две карты состояния эпидермиса с обеих ушных раковин Основываясь на физиологических данных и математических расчетах пространственно-временной организации эпидермиса, эти карты преобразуются в две матрицы функционального состояния трофического отдела ЦНС, построенные в соответствии с принципами соматической сегментации Матрица представлена «столбцами» и «строками» ( рис 2).
Рис.2 Сегментарное изображение поверхности ушной раковины и прямоугольная матрица
ушной раковины.
«Строки» отражают сегментарное строение спинного мозга от шейных до копчиковых сегментов и разбиты на 6 отделов группами сегментов спинного мозга (С 1-7 - шейный, ТЬ1-12 -грудной; Ы-5 - поясничный, 81-5 — крестцовый, К — копчиковый). «Строки» имеют определенную сегментарную привязку к различным органам, которая была определена по известной из литературы вегетативно-сегментарной иннервации органов (ГринштеЙн, Попова, 1971; Вейн, Соловьева, 1981) и подтверждена анализом результатов диагностики на системе ДгКТД-01 у пациентов с верифицированными диагнозами. «Столбцы» отражают функциональную обособленность различных участков дерматома по его длине и связана с различными группами рецепторов в рефлекторных звеньях. Развертка матрицы по одному «сттолбцу» представляет собой «базовую функцию», которая может быть выражена графически. «Базовая функция» (Р) отражает распределение тонической активности в центральных структурах мозга вдоль спинномозговой оси в условных единицах. Анализ входных данных выражается в виде графиков базовых функций;, проводится в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Для анализа желательно использовать не менее двух съемов (обследований) пациентов проведенных с функциональной пробой, что значительно повышает вероятность выявления дисфункций и очагов патологической активности. Каждому элементу вышеуказанных таблиц (Рис.2) соответствуют одна или несколько сегментарных зон ушной раковины. Это соответствие заранее задано, фиксировано и для каждого элемента таблиц оно свое. Значение элемента таблицы есть среднее от значений температурного значении сегментарных зон ушной раковины, соответствующих этому элементу. Далее таблицы нормируются по формуле:
А,.=
/
(1)
ср
где А/ - отклонение поверхностной температуры в данной сегментарной зоне от температуры фона, {ср - средняя поверхностная температура
^ср
U + U + +
366
(2)
- значение поверхностной температуры в сегментарной зоне ушной раковины, количество сегментарных зон ушной раковины. На основе анализа этих таблиц строятся графики, и производится обнаружение характерных признаков патологии.
г" «♦ « * t » i
1 ' I i « » « J I 1 » » « » I ( 1 1 I 1 i ) < Г « I 1» И U 1 ^ I < 9 t ) 1 4 I »
I»
Рис.3 Графики основных функций организма, как аналитический материал для медперсонала, продукт программного обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шабанов Г.А., Соломонов В.Т., Рыбченко A.A. Модель пространственно-временной организации физиологических функций организма человека// Материалы 6-го Пражского симпозиума соц. Стран «Иммитация систем в биологии и медицине». Прага. 1988. - сообщ. 753.-c.104.
2. Шабанов Г.А. и др. Модель пространственно-временной организации физиологических функций организма человека// В сб. Хронобиология и хрономедицина. Тез. 4-го симпоз. СССР-ГДР, Астрахань. 1988. -сгр. 74-75.
3. Шабанов Г.А и др. К вопросу о пространственно-временной организации распределения ЭКС человека в норме// В сб Проблемы хронобиологии, хрономедицины, хронофармакологии. Уфа. 1985.-е 139-141.