УДК 621.64
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК СТЕНДОВ ДЛЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
© 2002 С.П. Прохоров
Самарский государственный аэрокосмический университет
На базе анализа мирового опыта разработана конструкция стенда для виброакустических исследований двигателей внутреннего сгорания. Большое внимание при проектировании уделено задаче снижения "паразитных" шумов приводных элементов стенда. Приведены результаты экспериментального определения уровня " паразитных" шумов. Предложены мероприятия по улучшению акустического качества стенда. Представлены экспериментальные результаты, показывающие эффект снижения уровня "паразитного" шума от внедрения разработанных мероприятий на 25.. .30 дБА.
Процесс развития и совершенствования автомобильного транспорта сопровождается непрерывным ужесточением требований национальных и международных стандартов, предъявляемых к шумовым характеристикам наземных транспортных средств и их силовым энергетическим установкам, как доминирующим источникам шума транспортных средств в целом. Одновременно с этим возрастают потребительские требования к виб-роакустическому качеству (комфорту) этих объектов. Таким образом, все более актуальным становится вопрос увеличения объема экспериментальных исследовательских работ при проектировании и доводке автомобилей.
Качество исследовательских работ во многом определяется техническими характеристиками и возможностями стендового оборудования, применяемой высокотехнологичной испытательной техникой. В последнее время все большее значение приобретает комплекс мероприятий, включающий специальные инженерно-конструкторские, технологические решения, применение специальных материалов, конструкций, обеспечивающих объективные измерения.
Важное значение имеет разработка методов и мероприятий по улучшению характеристик стендов для виброакустических исследований двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Особенностью экспериментальных исследований виброакустических характери-
стик является необходимость борьбы с источниками паразитного виброакустического излучения самого стендового оборудования, непосредственно не связанными с реальными рабочими процессами, протекающими в узлах и системах объектов исследований, так как именно они в наибольшей степени влияют на адекватность результатов экспериментов натурным условиям. В стендах для исследования виброакустических характеристик ДВС такими источниками являются приводные агрегаты и несущие конструкции стенда, инженерное оборудование и т. п.
В качестве базового оборудования стенд для виброакустических испытаний ДВС, как правило, содержит:
- автономный (виброизолированный) фундамент для поглощения вибрации, возникающей из-за действия в ДВС неуравновешенных сил и моментов, и ослабления передачи корпусного звука на строительные структуры помещения бокса;
- фундаментную плиту для установки исследуемого ДВС и тормоза;
- стойки для установки и крепления ДВС на фундаментной плите;
- нагрузочный тормоз (гидравлический, электрический) для поглощения развиваемой ДВС мощности с устройством измерения крутящего момента на валу двигателя (тормоза);
- вал и специальные муфты для соединения коленвала ДВС с валом тормоза;
- устройства и коммуникации для подачи в ДВС охлаждаемого смазочного масла, охлаждающей жидкости системы охлаждения ДВС, отвода в атмосферу отработавших и кар-терных газов ДВС;
- устройства и коммуникации для питания ДВС топливом и воздухом с соответствующими датчиками и приборами для измерения расхода, температуры, давлений воздуха и топлива;
- специальные устройства для регулирования и определения отдельных параметров, влияющих на рабочий процесс и показатели ДВС (угол опережения зажигания, состав смеси, угол опережения начала впрыска);
- системы, обеспечивающие регулирование и управление работой ДВС в процессе испытаний;
- пульт с размещенными на нем органами пуска и управления ДВС;
- приборы для контроля работы двигателя и приборы для регистрации замеряемых величин;
- дополнительные устройства и приборы, предназначенные для специальных исследований с целью определения отдельных параметров ДВС (токсичности, дымности, тепловой напряженности, деформаций отдельных деталей и т.п.).
Для проведения качественных стендовых исследовательских и доводочных работ, направленных на определение виброакусти-ческих характеристик ДВС, нашли широкое применение специализированные низкошумные нагрузочные стенды, устанавливаемые в специальных акустических (полузаглушен-ных или безэховых) камерах [1-4]. Более прогрессивным и объективным методом исследования и регистрации виброакустических характеристик ДВС в стендовых условиях, является использование концепций акустических моторных стендов, применяемых в исследовательских центрах фирм "РогвсЬе" и "BMW" [3, 4]. В моторном стенде фирмы "РогесЬе" [3] предусматривается применение тормозного (нагрузочного) стенда, установленного по центру камеры, внизу под поверхностью пола полностью заглушенной безэ-
ховой акустической камеры. Передача тормозного (крутящего - на режимах прокрутки двигателя внутреннего сгорания без реализации в нем рабочего процесса) момента осуществляется гладкоременной передачей. Использование гладкоременной передачи вместо приводных валов [1, 2] позволяет исключить проблемы их балансировки и центровки, изгиб-ных колебаний валов, сопровождающихся интенсивным шумо- и виброизлучением на гармониках частоты вращения. Пол акустической камеры выполнен полностью вибро-изолированным от автономного фундамента, виброизолированного, в свою очередь, от пола здания, на котором установлен приводной (тормозной) стенд. Внутренняя поверхность камеры покрыта эффективным шумопоглощающим материалом (специальными шумопоглощающими клиньями). В моторном стенде фирмы "ВМШ" [4] тормозная (приводная) установка стенда находится на уровне объекта испытаний (оси валов коленвала и вала тормозной установки совмещены) вне помещения акустической камеры и располагается за стенами камеры в отдельном помещении машинного зала. Исследуемый ДВС с тормозной балансирной машиной соединяется с помощью специальных приводных валов (валов отбора мощности). И в том, и другом случае, корпус ДВС, как объект исследования, располагается вблизи геометрического центра воздушного пространства камеры, т. е. в зоне наиболее удаленной от частично отражающих звук поверхностей стен, потолка и пола камеры (с "наилучшей акустикой"). Нижняя зона исследуемого ДВС, которая является наиболее шумо- и виброактивной и представляет наибольший практический интерес при доводочных испытаниях, в этом случае является свободной и открытой для качественных, объективных измерений параметров акустического поля ДВС.
Однако, и анализируемые конструкции акустических моторных стендов, выполненных по концептуальным схемам фирм "РогесЬе" и "ВМШ", как показал опыт их эксплуатации, обладают рядом весьма существенных недостатков с точки зрения их виброа-
кустических качеств.
Автором предложена концепция и разработана конструкция стенда для виброакус-тических исследований двигателей внутреннего сгорания, внедренная в комплексе специальных испытаний АО "АВТОВАЗ". На рис.1 представлена конструктивная схема разработанного стенда.
Стенд смонтирован в безэховой акустической камере 1. Под поверхностью пола акустической камеры установлена приводная (тормозная) балансирная машина 2 на виб-роизолированном специальными пружинами автономном фундаменте. Внутренняя бетонная оболочка камеры 1 установлена по периметру пола 3 на специальных пружинах и полностью изолирована от внешней бетонной оболочки (принцип строительства "камера в камере"). Пол акустической камеры 1 виброшумоизолирован от фундамента, на ко -тором установлена балансирная машина 2, резиновыми уплотнениями 4. Поверхность пола, стен и потолка камеры 1 покрыта специальными шумопоглощающими клиньями (кулисами). Балансирная машина 2 передает крутящий (тормозной) момент через нижний вал, установленный в корпусе 5 нижнего
опорного подшипникового узла, приводнои ремень 6, верхний вал 7, закрытый защитным кожухом 8. Область вращения приводного ремня 6 закрыта защитным кожухом приводного ремня 9. Объект испытаний - ДВС 10 монтируется через специальные упругие резинометаллические опоры и усиленные кронштейны на вертикальных стойках, имеющих возможность перемещаться по поперечным направляющим и фиксироваться в необходимом положении. Поперечные направляющие, в свою очередь, могут свободно перемещаться при выполнении монтажных работ, и фиксироваться вдоль продольных направляющих. Продольные направляющие балки устройства крепления ДВС на стенде, стойки защитного кожуха 8, корпус 11 верхнего опорного подшипникового узла смонтированы на несущем силовом каркасе. Пол испытательной камеры 1 представляет собой звукопрозрачные решетки, изолированные от рамы несущего силового каркаса. Воздушная полость камеры 1 вентилируется высокопроизводительной приточной и вытяжной вентиляцией.
Основные технические характеристики разработанного стенда для исследований
Рис.1. Схема стенда для исследования виброакустических характеристик ДВС
Таблица 1. Технические характеристики стенда для исследований виброакустических свойств ДВС
Параметр Величина (свойства)
Максимальная частота вращения 7500 мин-1
Максимальный тормозной момент 318 Н*м
Максимальный двигательный момент 292 Н*м
Максимальная тормозная мощность 150 кВт
Максимальная двигательная мощность 137 кВт
Момент инерции балансирной асинхронной машины 0.74 кг/м2
Принцип строительства камеры «камера в камере»
Объем воздушной полости камеры 491 м3
Низшая резонансная частота колебаний воздушного объема камеры 60 Гц
Собственная частота колебаний бетонной оболочки камеры на пружинах 3 Гц
Собственная частота колебаний виброизолированного автономного фундамента балансирной машины 6 Гц
Производительность приточно-вытяжной вентиляции помещения камеры 10000 м3/час
виброакустических свойств ДВС приведены в таблице 1.
Для оценки акустического качества стенда необходимо проведение экспериментальных исследований " паразитного" шумоизлучения от работы приводных агрегатов стенда, инженерного оборудования, несущих конструкций стенда и его сравнение с уровнем акустического излучения от работающего ДВС. На рис.2 представлены результаты замеров уровня шума на расстоянии 1 м от корпуса исследуемого двигателя по шкале А для
3 типов ДВС в зависимости от частоты вращения коленвала п, об/мин. Анализ графиков позволяет отметить монотонный характер увеличения уровня шума, излучаемого ДВС, с ростом частоты вращения - от 69.. .76 дБА на 1000 об/мин до 98.101 дБА на 6000 об/мин. Также на рис.2 представлена кривая уровня шумоизлучения приводных элементов стенда при прокрутке от приводной машины (ДВС не работает) в зависимости от частоты вращения. Характер шумоизлучения при этом с ростом частоты вращения носит нестабильный характер при общей тенденции к увеличению уровня шума - от 45 дБА при 1000 об/мин до 56 дБА при 6000 об/мин. При этом имеются локальные максимумы шумо-
излучения (например, при п = 4500 об/мин -58 дБА, при п = 5600 об/мин - 58 дБА). Анализ графических зависимостей рис.2 показывает, что уровень шумоизлучения от приводных элементов стенда на всех режимах рабо-
Ь , дБА 110 -
2
і \
1 - ''■'V Г
л! \ /
4
/
У
1000 2000 3000 4000 5000 6000
п, об/мин
Рис.2. Результаты замеров уровня шума от работающих ДВС и " паразитного" шума приводных элементов стенда в зависимости от частоты вращения коленвала двигателя:
1 -__________^— - двигатель ВАЗ 21214-36;
2 - — - двигатель ВАЗ 21233;
3- —- двигатель ВАЗ 2111;
4 - — - приводные элементы
стенда при прокрутке от приводной машины
ты как минимум на 20.. ,З0 дБА ниже, чем от работающего ДВС. Это позволяет говорить
о соответствии разработанного стенда для исследования виброакустических характеристик ДВС требованиям [5]. Однако для проведения более качественных измерений виб-роакустических характеристик ДВС с учетом тенденции к снижению излучаемого ими шума необходима доработка стендового оборудования с целью дополнительного уменьшения "паразитного" шумоизлучения от работы приводных агрегатов, инженерного оборудования, несущих конструкций и т.п.
Проведенный анализ конструкции стенда позволил выделить следующие возможные источники повышенных "паразитных" виброакустических нагрузок при прокрутке двигателя от приводной машины:
- корпус приводной (тормозной) машины;
- корпус нижнего опорного подшипникового узла;
- корпус верхнего опорного подшипникового узла;
- верхний вал;
- рама несущего каркаса;
- продольные и поперечные направляющие балки;
- вертикальные стойки;
- приводной ремень;
- электробензонасос.
Выделение источников "паразитного" шумо- и виброизлучения позволяет наметить и реализовать ряд технических мероприятий, среди которых можно выделить нижеследующие.
1. Несущая рама, вертикальные стойки и диагональные растяжки несущего силового каркаса выполняются из полых профилей. Полости профилей заполняются эффективным сыпучим или пенистым вибродемпфирующим веществом. Наружные поверхности футеруются звукопоглощающим материалом.
2. Несущая рама силового каркаса выполняется в виде перевернутого П-образно-го профиля, полость которого заполняется бетоном, играющим роль шумовибропогло-щающей опоры. На верхней поверхности рамы закрепляются металлические плиты с образованием зазора между плитой и бето-
ном. Указанный зазор заполняется вибродемпфирующим веществом.
3. Привод стенда, использующий гладкоременную передачу, закрывается звукоизолирующим кожухом, стенки которого выполнены из виброшумодемпфирующей структуры. Внутренние стенки защитного кожуха футерованы звукопоглощающим материалом. На наружные стенки нанесен вибродемпфирующий материал.
4. Пространство между бетонным полом испытательной камеры и монтажной плитой тормозной машины в районе технологического проема со всех сторон закрывается звукоизолирующими кожухами.
5. Металлическое основание корпуса верхнего опорного подшипникового узла закрывается сверху съемным звукоизолирующим кожухом. Несущий металлический корпус кожуха с внутренней и внешней сторон покрыт слоем вибродемпфирующего материала.
6. Корпус верхнего опорного подшипникового узла с зазором охватывается акустической капсулой, установленной на несущей раме на упругой резиновой подложке. Капсула выполнена в виде тонкостенного металлического каркаса. Стенки капсулы футерованы эффективными звукопоглощающими панелями.
7. Поперечные и продольные направляющие балок устройства крепления ДВС на стенде выполняются в виде металлического прямоугольного профиля с пустотелым сечением. Внутреннее пространство профиля направляющих балок заполнено сыпучим вибродемпфирующим веществом.
8. Внешние поверхности продольных, поперечных направляющих и вертикальных стоек крепления ДВС на стенде по всему их периметру футерованы звукопоглощающим пористым, волокнистым или открытоячеистым пенистым материалом, который облицован защитным звукопрозрачным слоем.
9. Защитный кожух ограждения привода, кинематически связывающего приводной вал ДВС с приводным валом тормозной машины, выполняется в виде многослойной шумовибродемпфирующей структуры, включающей несущую металлическую оболочку
кожуха, внутренний и внешний звукопоглощающий слой и внешний защитный звукопрозрачный материал.
10. Верхняя горизонтальная поверхность несущей рамы по всему ее периметру содержит объемные поглотители, выполненные из пористого, волокнистого или пенистого звукопоглощающего материала. Высота поглотителей составляет не менее % длины волны излучаемого ДВС звука самой низкой доминирующей частоты звукового спектра.
11. В зазор между верхней плитой фундамента тормозной машины и полом камеры по периметру устанавливается виброшумоизолирующий уплотнитель. Он образует разделительную полость между пространствами безэховой камеры и машинного отделения.
12. Конструкция защитного звукоизолирующего кожуха ограждения привода, связывающего приводной вал ДВС с приводным валом тормозной машины, содержит % -вол-новый резонатор.
В предлагаемых технических решениях по уменьшению шумовиброактивности конструктивных составных элементов стенда для исследования виброакустических характеристик ДВС использованы следующие основные принципы виброшумодемпфирования структур, такие как: виброизоляция, звукоизоляция, увеличение жесткости несущих элементов, снижение вибровозбудимости и вибропроводности структур за счет применения пустотелых профилей, заполненных сыпучим вибродемпфирующим веществом, "капсули-рование" основных источников "паразитного" шумоизлучения, использование вибродемпфирования битумными ламинатами тонкостенных металлических конструкций, внутренняя звукопоглощающая футеровка, внешние звукопоглощающие элементы, ослабляющие звукоотражающие процессы, применение акустических экранов, глушителей воздушного шума. Следует отметить, что приведенные выше технические решения по улучшению акустических свойств стенда, не связаны с принципиальным изменением конструкции и принципа работы стенда, что, таким образом, обуславливает относительно небольшие материальные затраты по модер-
низации стенда.
Оценка виброакустической эффективности разработанных средств снижения "паразитного" шумоизлучения приводных элементов стенда может быть проведена на базе анализа результатов экспериментальных исследований.
Для оценки эффективности разработанных средств улучшения акустических характеристик проводились замеры шума работающего стенда при отсоединенном (неработающем) ДВС. Большое значение при проведении экспериментов имеет правильный выбор схемы испытаний и мест установки первичных преобразователей - микрофонов. Схема, иллюстрирующая точки установки измерительных микрофонов, представлена на рис.3. Уровень шума определяется как осред-ненное значение показателей по 5 использу-
Точка 4
Точка 1 Точка 5
Рис.3. Схема установки измерительных микрофонов при проведении экспериментальных исследований
Ьд, дБА 100 -
60
1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000
п, об/мин
Рис.4. Зависимость уровня шума по шкале
А от частоты вращения верхнего вала стенда при отсоединенном ДВС:
1 - — в исходном состоянии;
2- —после выполнения
мероприятий по п.1
емым микрофонам [5].
Ниже представлены некоторые результаты экспериментальных исследований по оценке эффективности разработанных средств снижения " паразитных" акустических нагрузок в рассматриваемом стендовом оборудовании. На рис.4 изображена в графическом виде зависимость уровня шума, скорректированного по шкале А, от частоты вращения верхнего вала стенда в исходном состоянии и после выполнения мероприятий по пункту 1 представленного выше списка разработанных мероприятий. Анализ графика рис.4 позволяет сделать следующие выводы:
- на низких частотах вращения привода (п < 1500 об/мин) выполнение несущей рамы, вертикальных стоек и диагональных растяжек несущего силового каркаса из полых профилей, заполнение их сыпучим материалом и футеровка наружных поверхностей звукопоглощающим материалом не приводит к снижению уровня "паразитного" шума от приводных элементов стенда;
- наибольшая эффективность предлагаемого мероприятия зафиксирована при частотах вращения привода 4500.6000 об/мин и составляет 6.9 дБА;
- при прочих режимах работы стенда эффективность мероприятия - 2.5 дБА.
Следует отметить, что неэффективность рассматриваемого мероприятия на малых режимах работы стенда определяется в первую очередь наличием на этих частотах вращения более мощных источников шума, таких как гладкоременная передача, опорные подшипниковые узлы, поперечные и продольные направляющие балки и т.п. В том случае, когда эти источники создают уровень шума на 5.10 дБА больший, чем несущая рама и вертикальные стойки, основное внимание следует уделять снижению шумоизлучения именно этих элементов.
На рис.5 представлена в графическом виде зависимость изменения уровня шума, скорректированного по шкале А, от частоты вращения верхнего вала стенда в исходном состоянии и после выполнения мероприятий по п.2. На основании анализа графической зависимости рис.5 можно судить о высокой акустической эффективности выполнения несущей рамы силового каркаса в виде перевернутого П-образного профиля с заполнением полости бетоном, ее закрытии металлическим перфорированным листом и наполнении зазора между листом и бетоном вибродемпфирующим веществом. Указанная группа мероприятий позволяет существенно уменьшить виброакустическую активность
1-Л. дБА
100
40 ч——————————————
1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000
п, об/мин
Рис.5. Зависимость уровня шума по шкале А от частоты вращения верхнего вала стенда при отсоединенном ДВС:
1 - — в исходном состоянии;
2- ^4.-----после выполнения
мероприятий по2
368
Таблица 2. Сводные результаты экспериментальной оценки акустической эффективности разработанных мероприятий
№ п/п Условия проведения эксперимента Акустический эффект от мероприятия при частоте вращения привода, об/мин
1000 1400 1800 2200 2600 3000 3400 3800 4200 4600 4900 5200 5500 5800 6100 6400 6700 7000
1 Подобрано оптимачьное усилие натяжения приводного ремня -2 +2 +2 +3 + 1 +3 +4 -8 +3 +3 +6 +4 + 1 +5 +3 +6 +2 н 14
2 Строка 1 + выполнены мероприятия по п. 4, 5, 12 +5 + 10 +5 + 1 1 -10 -ю +13 +9 + 13 +5 +4 + 10 +2 +8 +6 -5 +3 + 15
3 Строка 2 + произведена замена роликовых подшипников на шарик. +7 + 12 + 1 1 + 14 -1 1 -ю +12 +5 +6 + 10 +8 +10 +7 +9 +7 +4 +6 + 18
4 Строка 3 + выполнены мероприятия по п. 7, 8 +4 + 10 +8 + 12 -12 -14 +16 + 12 +16 +13 -13 +17 + 11 + 18 +8 +8 +5 +18
5 Строка 4 + выполнены мероприятия по п. 1,3 +9 + 14 + 11 + 15 +15 +17 +18 + 15 + 19 + 15 +15 +16 +15 +23 + 17 +11 +10 +20
6 Строка 5 + выполнены мероприятия по п. 2, 6, 9, 11 +22 +26 +20 +28 +28 +28 +30 +28 +35 +25 +31 +33 +25 +36 +30 +25 +26 +34
7 Выполнены мероприятия по п. 1 -1 0 +3 +2 +2 +4 +3 +2 +3 +8 +8 +6 +9 +1 1 +2 +8 +3 +3
8 Выполнены мероприятия по п. 2 +6 +8 + 15 + 10 -7 +8 + 13 +6 +8 +4 +6 +6 +9 + 1 1 + 13 +20 +5 + 12
9 Выполнены мероприятия по п. 3 +4 +6 +5 +5 +5 +5 +4 +5 +5 +4 +4 -1 +6 -7 + 1 1 -5 +6 +4
10 Выполнены мероприятия по п. 7 +7 +7 +5 +5 +6 +5 +4 +3 +3 +6 +6 +8 +10 + 1 1 +3 +6 +2 +3
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.4, №2, 2002
несущей рамы, обладающей весьма существенной площадью поверхности звукоиз-лучения. Акустическая эффективность при этом на всех режимах работы стендового оборудования составляет не менее 5дБА, что позволяет рекомендовать указанное средство улучшения виброакустических характеристик на всех конструкциях аналогичных стендов. На ряде режимов эффект снижения шума превышал 10 дБА (п = 1500.2300 об/мин и п > 5700 об/мин) и доходил до 15.17 дБА.
Сводные результаты экспериментальной оценки эффективности разработанных мероприятий представлены в таблице 2 в зависимости от частоты вращения приводного вала.
На рис.6 представлены графики зависимостей от частоты вращения приводного вала уровней шума в акустической камере разработанного стенда в первоначальном (исходном) состоянии и после выполнения всего комплекса предложенных мероприятий. Видно, что реализация всего комплекса предложенных средств весьма существенно улучшила акустическое качество разработанного стенда для испытаний ДВС во всем диапазоне рабочих режимов. Большая эффективность характерна для режимов п >2500 об/мин и составляет 25.35 дБА. Несколько меньшая эффективность - 20.25 дБА - на частотах вращения приводного вала п < 2500 об/мин объясняется в первую очередь тем, что на малых режимах работы в спектре шумоизлучения приводных элементов присутствует больше низкочастотных составляющих, борьба с которыми существенно сложнее. Кроме того, на малых режимах работы уровень шумоизлучения приводных элементов стендового оборудования ниже, а как известно, снизить шум, например, источника в 90 дБ гораздо легче, чем источника в 70 дБ.
Проделанная работа позволяет предложить последовательность выполнения мероприятий по акустической доводке стендов для исследования виброакустических характеристик ДВС. В первую очередь необходима оценка текущего уровня " паразитных" шу-
Ьд, дБА
1 /^
/ '“Г /
2
1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000
п, об/мин
Рис.6. Зависимость уровня шума приводных элементов стенда для исследования виброакустических характеристик ДВС от частоты вращения приводного вала:
1 - первоначальное (исходное) состояние стенда; 2 - состояние стенда после проведения всего комплекса разработанных мероприятий
мов приводных элементов стендового оборудования при отсоединенном ДВС и его сравнение с уровнем шума работающего двигателя на всех нормируемых режимах эксплуатации. Это позволяет определить количественные показатели необходимой акустической доводки стенда. Далее для каждого режима работы идентифицируются все наиболее шумо- и виброактивные источники и разрабатывается комплекс мероприятий, аналогичных описанным выше, в первую очередь именно для выделенных шумоизлучающих элементов. После проведения экспериментальных исследований эффективности внедренных мероприятий рассматривается и решается вопрос о достаточности достигнутого акустического качества стенда или о повторении комплекса работ по совершенствованию виброакустических характеристик стенда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Gavine A. The American Way // Testing Technology International. November 2000.
2. Акустический центр выполнит // Автомобильная промышленность. 2000. №11.
3. Gutzmer P., Pilgrim R. Motorakustische Versuchs und Mebbtechnik bei Porsche, MTZ,
Motortechnische Zeitschrift. 1987. №48(2).
4. Brandstatt P., Fuchs H.V., Roller M. Novel 5. silencers and absorbers for wind tunnels and acoustic test cells, Noise Control Eng. J. Mar-
Apr 2002. №50(2).
ОСТ 37.001.266-83. Шум автомобильных двигателей. Допустимые уровни и методы измерения. М., 1983.
DEVELOPMENT OF MEASURES TO IMPROVING OF THE EXPERIMENTAL EQUIPMENT PERFORMANCE FOR VIBROACOUSTICAL RESEARCHES OF
INTERNAL-COMBUSTION ENGINES
© 2002 S.P. Prokhorov
Samara State Aerospace University
On the basis of the analysis of world experience the design of a experimental equipment for vibroacoustical research of internal-combustion engines is designed. Keen attention at the designing is given to problem of "spurious" noise decrease for drive elements of an experimental equipment. Results of the experimental investigations of "spurious" noise level are presented. The measures on improvement of acoustic quality of an experimental equipment are offered. Experimental results demonstrate noise reduction effect in 25.. .30 dBA due to application of the proposed measures.