Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по совершенствованию порядка проведения камеральной налоговой проверки'

Разработка мероприятий по совершенствованию порядка проведения камеральной налоговой проверки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ожерельева Татьяна Сергеевна

Камеральная налоговая проверка проводится налоговыми органами по предоставлению налогоплательщиком налоговой декларации или расчетов. В данной статье автором предлагаются меры по совершенствованию порядка проведения камеральной налоговой проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по совершенствованию порядка проведения камеральной налоговой проверки»

значимым является d, а Ь - незначим, имеем второй вариант структурных изменений. Наконец, третий вариант имеем в случае, если оба коэффициента Ь и d являются статистически значимыми.

В заключение следует отметить, что преимущество метода Гуйарати перед тестом Чоу состоит в том, что нужно построить только одно, а не три уравнения регрессии.

Список литературы

1. Айвазян С.А. Основы эконометрики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 432 с.

2. Бородин С.А. Эконометрика: учебное пособие. М.: Новое издание, 2001. 408 с.

3. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002. 479 с.

4. Доугерти К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, 1997. 402 с.

5. Елисеева И.И. Эконометрика. М.: Финансы и статистика, 2002. 344 с.

6. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 311 с.

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ Ожерельева Т.С.

Ожерельева Татьяна Сергеевна - магистр, направление подготовки: государственное и муниципальное управление, кафедра менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: камеральная налоговая проверка проводится налоговыми органами по предоставлению налогоплательщиком налоговой декларации или расчетов. В данной статье автором предлагаются меры по совершенствованию порядка проведения камеральной налоговой проверки.

Ключевые слова: камеральная налоговая проверка, ресурсное обеспечение процессов проведения камеральных проверок, налоговый контроль, налогоплательщик, налоговые органы, налоговая декларация.

На основе анализа порядка проведения камеральных проверок и выявленных проблем, автором данной статьи разрабатывается комплекс мероприятий по совершенствованию порядка проведения камеральной налоговой проверки.

1. Рекомендации по устранению выставления повторных требований.

Важно, что бы инспекторы ИФНС 9 четко следовали налоговому законодательству не допуская возможности выставления повторных требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, процентов. Важно чтобы инспекторы понимали под изменением обязанности по уплате налога — это когда под воздействием определенных обстоятельств изменились либо срок уплаты, либо сумма налога. Вместе с тем принятие судебного акта не является основанием для изменения налоговых обязанностей и, соответственно, выставления требования. В случае нарушений можно лишать инспектора премии.

2. Устранение повторных камеральных проверок

Повторные требования, направленные с нарушением закона, можно устранить с помощью составления четкого распорядка для проведения проверок.

Исключение — подача «уточненки». Тогда предметом повторной камеральной проверки должны быть только те сведения, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога.

3. Оптимизация встречных проверок.

В Налоговом кодексе установить жесткие рамки, при которых может проводиться встречная проверка. Необходимость в ней обусловить наличием несоответствий и (или) противоречий в представленных проверяемой компанией документах.

По встречным проверкам контрагентов инспекторы должны получать ответы и это не основание для отказа в возмещении НДС и признания налоговой выгоды необоснованной.

4. Нельзя установить штраф расчетным путем.

Контролеры нередко определяют количество несвоевременно представленных документов не по факту, а постфактум расчетным путем.

Налоговый орган ИФНС 9 должен рассматривать вопросы о том, какие документы были истребованы, уже представлены ранее, а также представление каких из уже поданных документов не предусмотрено налоговым законодательством, или они и не могли быть истребованы.

5. Не следует проверять достоверность регистрации контрагента.

Плательщик не обязан проверить достоверность регистрации своего контрагента.

6. Внедрение информационных систем для ввода декларации сдавших лично в ИФНС.

7. На основании статьи 88 Налогового Кодекса РФ налоговый орган может потребовать у налогоплательщика сведенья или объяснения. [2]

В связи с этим, благодаря камеральным проверкам, налоговые органы поднимают эффективность налоговой инспекции связанное с тем, что они помогаю вернуть те недочисленные налоги налогоплательщиков. Но законодательная база, регулирующая правоотношения налоговой проверки, несет многочисленные изменения, но одна из проблем- это организационное обеспечение камеральной проверки, о чем свидетельствует практика судов и налоговых органов в настоящее время.

Налоговое законодательство в области проведения камеральной проверки на данный момент не окончательно урегулировано, но на практике огромное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщика. В ИФНС есть отдел, который занимается правовым обеспечением, при обращении налогоплательщика данный отдел может разъяснить все обстоятельства и предложить выход из ситуации, но обращаться нестрого обязательно, а по желанию, в связи с этим налогоплательщиком обратившиеся в суд не полностью оценивают ситуацию проходящая в зале заседания. После изучения за последние 2-3 года судебных дел между налогоплательщиком и налоговых органов в большинство, даже в многих случаях, налогоплательщик проигрывает дело и уплачивает те пении и штрафы, накопившиеся по его неуплате. Налогоплательщики неправильно исчисляют налоги, так же неправильно заполняют декларации, в налоговый орган они подают заявление о становлении на учет в ИФНС и указывают какие налоги они будут уплачивать, или на какой специальный режим они хотели бы перейти. Но есть случаи, когда бухгалтер подает в налоговый орган заявление о поставке на учет, но оплачивают по другой ставке или другому налогу. Так как налогоплательщики не обращаются с вопросами в налоговый орган для разъяснения, то и получается, что ошибки, которые выявил налоговый орган налогоплательщики пытаются оспорить, и доказать, что все равно они правы. Это самое большое их заблуждения.

В Определении ВС РФ от 25.01.16 г. № 302-КГ15-17939 по делу № А78-14492/2014 суд отказал в оспаривании решения ИФНС.

Рассмотрим некоторые материалы судебной практики.

ООО «ВостСибНефть» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения инспекции в отношении доначисления налога на прибыль организации в сумме 1 438

350 руб., НДС — 50 551 506 руб., пеней по указанным налогам в общей сумме 16 787 759 руб. 28 коп., привлечения к ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 4 288 131 руб. 93 коп.

Но суды не были однозначны в решении данного спора.

Решением суда первой инстанции от 3.03.2015 заявленное требование общества удовлетворено частично [3].

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8.06.2015 решение суда первой инстанции отменено [4].

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 23.09.2015 постановление суда апелляционной инстанции отменил, оставив в силе решение суда первой инстанции [5].

Точку поставил Верховный суд РФ, указав на вину самого заявителя, не представившего первичных и иных документов для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Следовательно, по мнению суда, доначисление налогов правомерно.

Позиция ИФНС. Налогоплательщиком никак не были презентованы основные учетные, бухгалтерские и другие документы, позволяющие инспекции произвести надлежащие деяния сообразно осуществлению событий налогового контроля и определению реальных налоговых обязательств общества.

В связи с непредставлением документов инспекция в соответствии с положениями п.п. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ определила размер сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся информации об аналогичных налогоплательщиках, в результате чего обществу доначисленный налог на прибыль и НДС.

По основанию непредставления документов был доначислен НДС в размере 50 551 506 руб., пени в общей сумме 16 787 759 руб. 28 коп.

Рекомендации налогоплательщикам. Главной рекомендацией считается осторожное отношение к документам и представление документов по запросу проверяющих. Запросы к присутствию и обеспечиванию сохранности документов явно предусмотрены законодательно как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. При этом для бухгалтерского учета момент хранения составляет 5 лет, для налогового учета — 4 года. В силу п. 4 ст. 283 НК РФ налогоплательщик налога на прибыль организаций должен хранить документы, поддерживающие объем понесенного ущерба в течение всего времени, когда он уменьшает налоговую базу нынешного налогового периода на суммы раньше полученных ущербов. Для того чтобы избежать риска споров с контролирующими, нужно целенаправленно определить наиболее долгие сроки сохранения документов..

Многие торговые организации, а также компании, осуществляющие деятельность в области общепита, сталкиваются с вопросом работы с наличностью. И в случае не отражения выручки предусмотрены штрафные санкции.

За нарушение кассовой дисциплины ИФНС может одновременно оштрафовать (часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

организацию — на сумму от 40 000 до 50 000 руб.;

должностное лицо организации — на сумму от 4000 до 5000 руб.

Однако дело о доначислении 1 млрд руб. является своего рода рекордсменом в подобных делах.

Суть спора. В решении Арбитражного суда города Москвы от 24.05.16 г. по делу А40-249895/2015 суд признал правомерным доначисление налогов сети ресторанов «Тарас Бульба». Доначисления налога, пени и штрафа, в совокупности, достигающие 1 млрд руб. по указанным проверкам, обусловлены установленными в ходе мероприятий налогового контроля фактами сокрытия ресторанами сети «Корчма Тарас Бульба» реальных сведений о доходах (выручке).

Позиция ИФНС. Налоговый орган доначислил налоги, имея информацию в виде свидетельских показаний о фактах «скручивания кассы», неполного отражения выручки.

Рекомендации налогоплательщикам. Понизить риски позволит совершенное отражение выручки при проведении кассовых операций. Не считая того, что понизить риски позволительно путем перехода в новые кассы с передачей данных через интернет в налоговый орган. В 2016 г. распорядок перехода на кассы нового вида считается добровольным, а с 2017 г. все фирмы и предприниматели обязаны перейти на новое ККТ. При осуществлении расчетов компании и индивидуальные предприниматели должны образовать в момент расчета кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме и навести фискальные данные, держащиеся в кассовом чеке в налоговые органы через оператора фискальных данных, дать клиенту кассовый чек в электронной форме.

Таким образом, в ходе камеральной налоговой проверки внедрение механизмов, которые будут позволять более эффективно выполнять задачи налоговых органов по сбору налогов, обеспечивать проведения проверок с максимальным охватом благодаря соглашениям некоторых стран взаимодействовать в данном направлении. Некоторые налогоплательщики не предоставляют налоговым органам, документы или сведенья об организации.

В соответствии с п.6 ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации говорится, что налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие льготы по налогам. Но в ст.88 и 172 Налогового Кодекса Российской Федерации не указывают на конкретный перечень документов при предоставлении льгот, таким образом, налоговый орган может потребовать в ходе камеральной налоговой проверки широкий круг документов. Поэтому в законодательстве РФ, регулирующее камеральные проверки, есть много нечеткостей в некоторых нормах Налогового Кодекса Российской Федерации. Анализируя ст. 31 и 32 НК РФ, посвященных правам и обязанностям налоговых органов, не позволяет сделать однозначный вывод о внесении исправлений в представленные в составе отчетности документы.

На основание выше сказанного можно сделать вывод,что налоговый орган не предупредил налогоплательщика о выявленных нарушениях в ходе камеральной налоговой проверки, что он не может привлечь к налоговой ответственности. В соответствии с п. 3 ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации указано, что по требованию налогового органа о внесении изменений в декларацию или подтверждающих документов данные изменения, полагаю, что надо ввести изменения в отношении срока и ответственности за неправильные составленные документы.

Таким образом, в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в статье 88 указываются положения о проведении камеральной налоговой проверки, есть срок проведения проверки- 3 месяца, указаны примерные документы, которые могут потребовать налоговые органы, но нет точного перечня. Налогоплательщик из-за этого заблуждается, какие документы он может предъявить налоговому органу. Но, в арбитражной практике, налогоплательщики обращаются в суд с неправильностью требования налогового органа, какие-либо документы, и суд решает данные вопросы в положительную сторону налогового органа и в отрицательную сторону налогоплательщика, так как там указывается, что налоговый орган вправе потребовать документы относящееся к камеральной налоговой проверки и данной организации.

Совершенствование налогового контроля на данный момент в России, это наиболее важная задача налоговых органов. Главной задачей является контроль над соблюдением налогового законодательства. В ходе камеральной налоговой проверки налоговые органы осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля [6].

Наиболее важным фактором, повышением эффективности работы налогового органа, является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

При рассмотрении главной задачи налогового контроля по соблюдению налогового законодательства можно сделать следующие выводы. Если бы налогоплательщики платили вовремя налоги и сдавали декларации, то налоговый контроль имел маленькое место в бюджете страны. Но поскольку налогоплательщика нельзя заставить платить все налоги по своему заработку в статье 57 Конституции РФ указано, что налогоплательщик сам обязан платить налоги [1]. Не все налогоплательщики соблюдают законодательство РФ и при возможном случае пытаются откатиться от уплаты налогов незаконным способом. Борьба с коррупцией в наше стране ничтожна по сравнению с тем, какая большая проблема перед нами стоит. Для этого необходимо соблюдать налоговое законодательство РФ В налоговом контроле участвуют две стороны — это налоговый орган и налогоплательщик. Налогоплательщик в ходе налоговой проверки пытается уклониться от уплаты и скрывает документы, а налоговый орган требует эти документы для подтверждения иных сумм законодательством установлено обширный список документов. Поэтому в законодательстве считаю нужным установить:

1) список документов, который налоговый орган может истребовать у налогоплательщика;

2) право на принятие решение о привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности использовать материалы органов Внутренних дел;

3) перечень документов, который налоговый орган может произвести выему;

4) если возникают ситуации, в которых налоговый орган может произвести выему документов без постановления, так как налогоплательщик попросту может поменять документы, за время которое будет готовиться постановление.

Данные меры помогут преодолеть часть проблем, возникающие в камеральной проверке.

Налоговый контроль будет эффективен тогда, когда все методы, этапы, формы будут, соблюдаться налогоплательщиками и налоговыми органами не только в каком-то конкретном городе, но и в субъекте нашей страны в целом. Так же ИФНС должна выполнять все поставленные задачи ФНС России, чтоб улучшить качество обслуживания, сделать более широкий выбор представленных услуг налогоплательщикам, а также предоставлять декларации и иные документы в электронном виде. На данный момент есть такая практика что ФНС разрешила сдавать часть отчетности в электронном виде на сайте налог.ру. в связи с выше сказанным можно поставить следующие задачи:

1) проводить открытые занятия по правильности заполнения налоговой декларации (так как многие бухгалтера заполняют налоговую декларацию не правильно, чтоб этих ошибок было меньше, данные занятия помогут в этом, в ходе камеральной налоговой проверки поможет налоговому органу тем, что проверка пройдет быстрей, в этом заинтересованы все участники налогового контроля)

2) усилить контроль возмещения средств из федерального бюджета (это в тех случаях, когда возвращаю налоги из федерального бюджета, например по НДС данная процедура проходит быстро для этого надо собрать документы, указанные в законодательстве, но в отношении возврат денежных суммы проходит долго)

3) объяснить и предложить налогоплательщикам отправлять налоговую декларацию в электронном виде (данная процедура поможет быстрее подать декларацию в налоговый орган занимает меньше затрат, то есть находясь в помещении организации они могут отправить данный документ).

Из выше перечисленного мы выяснили, что камеральная налоговая проверка в системе налогового контроля занимает высокую ступень.

1) камеральная проверка позволяет выявить нарушения на ранней стадии налогового планирования;

2) по итогам камеральной налоговой проверки проходит отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки;

3) камеральная проверка является основным методом налогового контроля.

По изучению арбитражной практики можно сказать, что большое количество дел в сфере налогового правонарушения возбуждается именно по результату камеральной налоговой проверки. Именно в ходе камеральной налоговой проверки выявляются налоговые правонарушения по налогам и сборам. Поэтому, большую значимость приобретает знание налогоплательщика своих обязанностей и прав при осуществлении камеральной налоговой проверки, а также прав и обязанностей налоговых органов.

В заключении хотелось бы отметить, если законодательство не будет совершенствоваться в области налогообложения, то положительных результатов может и не быть.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принято на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 07.02.2020).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Принята Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года (действующая редакция от 15.02.2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 07.02.2020).

3. Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2015 № 306-КГ14-2876 по делу № А57-8533/2013.

4. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 № 04АП-1948/2015 по делу № А19-18978/2014.

5. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2015 № Ф02-4242/2015, Ф02-4354/2015 по делу № А78-14492/2014.

6. Налоги и налогообложение: Функции отдела камеральных проверок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.financelike.ru/dzms-643-1.html/ (дата обращения: 07.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.