Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ'

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ИНВЕСТИЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корниенко Елена Викторовна, Лысенко Виктор Вячеславович

В данной статье рассмотрены пути совершенствования управления государственной и муниципальной собственностью. Выработаны положения о необходимости формирования информационной базы муниципального имущества и о его ранжировании по инвестиционной привлекательности. На уровне региона произведен анализ динамики изменения регионального и муниципального имущества. Рассмотрены пути и этапы управления государственной и муниципальной собственностью на конкретном примере (проект «Молодежный парк»). Использованы доступные способы управления, направленные на реализацию социального проекта, произведен анализ выявленных проблем, связанных с управлением социальным объектом и финансами социального проекта, и муниципального имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

Актуальные проблемы экономики и управления

Е.В. КОРНИЕНКО

Кандидат социологических наук, доцент Доцент кафедры управления ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

В.В. ЛЫСЕНКО

Магистрант ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

В данной статье рассмотрены пути совершенствования управления государственной и муниципальной собственностью. Выработаны положения о необходимости формирования информационной базы муниципального имущества и о его ранжировании по инвестиционной привлекательности. На уровне региона произведен анализ динамики изменения регионального и муниципального имущества. Рассмотрены пути и этапы управ-

Государственная собственность, муниципальная собственность, управление собственностью, инвестиции, деятельность муниципальных образований.

Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 10.16.04.

ления государственной и муниципальной собственностью на конкретном примере (проект «Молодежный парк»). Использованы доступные способы управления, направленные на реализацию социального проекта, произведен анализ выявленных проблем, связанных с управлением социальным объектом и финансами социального проекта, и муниципального имущества.

В современных реалиях государственную собственность необходимо использовать для того, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств. Результатом эффективного использования государственной и муниципальной собственности станет экономия средств дотаций и привлечение капиталов извне. Местные бюджеты могут использовать собственность, объекты хозяйственного и социально-бытового назначения, расположенные на территории муниципального образования, а также имеющиеся в собственности муниципального образования объекты местного и районного значения [1]. Муниципальная собственность как источник дополнительного дохода, а также эффективность ее использования являются факторами, от которых во многом зависит качество жизни местного населения. Вопросам управления собственностью на муниципальном уровне не уделялось должного внимания, что привело к обветшанию и полной потере муниципальной собственности и, в свою очередь, к утрате экономического потенциала [2].

Таким образом, управление муниципальной собственностью предполагает процесс коммерческого пользования собственностью, т.е. увеличения дохода от имеющейся собственности за счет ее использования, передачи в аренду, создания организаций с государственным участием в уставном капитале. Но увеличение устойчивых предпосылок для экономического прогресса и привлечения инвестиций возможно только при максимальном использовании объектов муниципальной собственности в коммер-

ческой деятельности, при создании материальной базы для улучшения экономических показателей на определенной территории, а также при формировании рынка аренды недвижимого имущества, движимого имущества в муниципальных образованиях.

Процесс управления государственной собственностью на сегодняшний день требует больших усилий, что обусловливает необходимость реформирования и поиска новых подходов к управлению, главная цель которых - увеличение скорости реакции на быстроменяющиеся рыночные и социально-экономические условия среды. Целесообразно начинать с планирования и прогнозирования стоимости муниципальной собственности, должно быть экономическое обоснование стоимости, что приведет к возможности решения конкретных управленческих задач, с определением ожидаемых экономических и социальных эффектов при выполнении государственных программ и достижении требуемого результата.

Необходимо определить основные направления совершенствования процессов управления муниципальной собственностью [3]:

1) проведение работ, связанных с выявлением брошенного имущества, с последующим его оформлением и постановкой на учет;

2) инвентаризация объектов имущества государственной собственности с последующим их ранжированием по инвестиционной привлекательности;

3) ведение реестра муниципальной собственности, группировка объектов имущества;

4)

6)

формирование и расширение сферы действия государственно-частного партнерства; 5) передача имущества в аренду при условии последующего привлечения инвестиций; привлечение к управлению муниципальным имуществом профессиональных участников рынка [4]. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, когда существует большое количество имущества, находящегося на территориях муниципальных образований, собственники которого не определены. Остались брошенными производственные и социальные объекты, в рамках законодательства о местном самоуправлении объекты социальной сферы были признаны бесхозяйными и оформлены в собственность муниципальных образований. Но остается огромный объем недвижимости и земельных участков, а также сооружений производственной сферы, собственник которых до сих пор не определен.

Следовательно, каждому муниципальному образованию необходимо провести работу по выявлению бесхозяйного имущества, которое позволит формировать конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны. Это позволит, с одной стороны, провести работу по формированию инвестиционной политики, сформировать инвестиционный паспорт муниципального образования, ориентируясь на объекты, которые уже оформлены в собственность муници-

25000

пального образования, и объекты, которые считаются бесхозяйными. Данные меры позволят определить хозяйственные приоритеты в долгосрочной перспективе, планировать структурные изменения инвестиционной деятельности муниципальных образований, необходимость которых вытекает из долгосрочного прогноза экономической конъюнктуры. Статистические данные подтверждают динамику увеличения принятия в собственность объектов имущества на примере Ростовской области (рис.1) [5].

Таким образом, эффективность инвестиционной деятельности напрямую связана с управлением государственным и потенциально государственным имуществом. Наибольший эффект от управления имуществом достигнут органами местной власти, так как они заинтересованы в улучшении инвестиционной привлекательности и социально-экономического эффекта от приходящих инвестиций в муниципальное образование. Деятельность местных органов власти по эффективному управлению во многом будет зависеть от состояния муниципального бюджета, его сбалансированности.

Следует отметить, что в 2016 году зарегистрировано право собственности на 21561 объект, но только часть объектов учитывается в реестрах федеральной собственности, что наглядно продемонстрировано на рис. 2.

0

2015 2016 2017

Рис. 1. Количество объектов федерального недвижимого имущества (за исключением земельных участков), по которым зарегистрировано право собственности в Ростовской области

Рис. 2. Количество объектов федерального недвижимого имущества, находящихся в государственной казне Ростовской области и учтенных в реестре федерального имущества

Таким образом, стоит отметить, что большая часть имущества, принимаемого в собственность, остается в органах местной власти, что, в свою очередь, требует проведения эффективной инвестиционной деятельности, напрямую связанной с управлением государственным и потенциально государственным имуществом. Наибольший эффект от управления имуществом получат органы местной власти, так как они заинтересованы в улучшении инвестиционной привлекательности и повышении социально-экономического эффекта от приходящих инвестиций в муниципальное образование.

Одной из мер по улучшению социально-экономического климата на определенной территории является проведение работ по благоустройству, что, в свою очередь, ведет к увеличению привлекательности территории для жизни населения и увеличению кадастровой стоимости объектов, расположенных вблизи благоустроенных территорий. Проведение мероприятий по благоустройству общественных территорий с. Лысогорка осуществляется с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также с учетом следующих критериев привлекательности: востребованность, наличие пешеходных потоков и сервисов для жителей, существование постоянно действующих факторов, способствующих постоянному притоку посетителей на данную территорию (парк, детские площадки), наличие целевой аудитории, потребностям которой соответствует данная территория (пожилые люди, молодые мамы с колясками, подростки, школьники).

Применение программного метода позволяет поэтапно осуществлять комплексное благоустройство общественных территорий с учетом мнения граждан, а именно:

- повышает уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (делает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами);

- запускает реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами;

- запускает механизм финансового и трудового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству;

- формирует инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий по благоустройству на территории Лысогорского сельского поселения. Таким образом, комплексный подход к реализации мероприятий по благоустройству, отвечающих современным требованиям, позволяет создать современную городскую комфортную среду для проживания граждан, а также комфортное современное «общественное пространство».

В соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере благоустройства, стратегическими документами по формированию комфортной городской среды федерального уровня, стратегией развития Ростовской области была разработана муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды Лысогорского сельского поселения Куйбышевского района Ростовской области на 2018-2022 годы». Основной целью муниципальной программы является повышение уровня благоустройства нуждающихся в благоустройстве общественных территорий. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- организация мероприятий по реализации муниципальной программы по благоустройству общественных территорий с. Лысогорка;

- повышение уровня вовлеченности заинтересованных лиц в реализацию мероприятий по осуществлению муниципальной программы по благоустройству общественных территорий Лысогорского сельского поселения.

Социальный проект молодежного парка Лысогор-ского сельского поселения финансируется в рамках муниципальной программы.

Объем финансирования, согласно муниципальной программе, утвержденной 30.11.2017, в 2018-2022 годах за счет всех источников изначально составил 7509,0 тыс. руб.

1716,1; 23% 0; 0% 390; 5%

5403; 72%

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Бюджет Лысогорского сельского поселения

Внебюджетные средства

Рис. 3. Объем и источники финансирования социального проекта молодежного парка

(на 30.11.2017)

10; 0,08% ,1716,016; 14,36% 1329,4; 11,12%

8896,5; 74,44%

■ Федеральный бюджет

■ Областной бюджет

Бюджет ■ Лысогорского сельского поселения

■ Внебюджетные средства

Рис. 4. Объем и источники финансирования социального проекта молодежного парка

в 2018 г. (на 25.04.2018)

Таблица 1

Итоги по смете

Итоги по смете: Стоимость, руб.

Итого строительные работы 1322402

Итого монтажные работы 26363

Итого 1348765

Непредвиденные затраты 2% 26975,31

Итого с непредвиденными 1375740

Пересчет в текущий ур. цен на IV кв. 2017г. (Письмо Минстроя РО от 12.12.2017г №26/4895) К= 7,02 9657695

Затраты на строительный контроль 1,4% 135207,7

Затраты на утилизацию мусора 1569,75т*497,78р/1,18 662195

Итого с учетом доп. работ и затрат 10455098

НДС 18% 1881918

ВСЕГО по смете 12337016

Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке. После принятия дизайн-проекта молодежного парка источники и объем финансирования в муниципальной программе были пересмотрены.

Общая сумма финансирования социального проекта молодежного парка к концу 2018 г. увеличилась до 11951,916 тыс. руб. Изменились источники финансирования. Большая часть (74,44%) финансов теперь поступит из федерального бюджета, при этом финансирование за счет областного бюджета снизилось до 11,12%, доля сельского поселения снизилась до 0,08%, а доля внебюджетных средств составила 14,36%.

Пересмотр источников и объемов финансирования, вероятно, был связан с разработкой и принятием социального проекта молодежного парка, и в частности его сметы.

Проведем анализ основных статей расходов в смете. Итоговые значения по всей смете в ценах 2017 г. представлены в табл. 1.

С учетом строительных и монтажных работ стоимость проекта по смете составила 1322402 руб. в ценах 2000г. При этом монтажные работы составили в общей стоимости 2%, а строительные - 98%. Далее в смете были учтены непредвиденные расходы, на

которые отводится 2% от общей стоимости. Итоговая сумма с учетом непредвиденных затрат была пересчитана в ценах IV кв. 2017 г., для чего был использован коэффициент К=7,02, установленный Минстроем РО. Затем в смете были учтены затраты на строительный контроль (1,4%), а также рассчитаны затраты на утилизацию мусора. К итоговой сумме с учетом дополнительных работ и затрат был применён налог на добавленную стоимость в размере 18%. В итоге сметная стоимость социального проекта «Молодежный парк» составила 12337016 руб.

Таким образом, проведенный анализ показал, что объемы финансирования и смета социального проекта «Молодежный парк» отличаются по итоговым значениям.

Реализация подпрограммы «Благоустройство общественных территорий Лысогорского сельского поселения» осуществлялась посредством благоустройства территории Молодежного парка, расположенного по адресу: Ростовская область, Куйбышевский район, с. Лысогорка, а также расходов на мероприятия по формированию современной городской среды в части благоустройства общественных территорий.

Таблица 2

Сведения об использовании бюджетных и внебюджетных средств на реализацию социального проекта _«Молодежный парк»_

Объем расходов,

Источники финансирования предусмотренных муниципальной программой (тыс. руб.) Фактические расходы (тыс. руб.) Факт/план (%)

Областной бюджет 1329,4 1202,5 90,45

Федеральный бюджет 8896,5 8047,7 90,46

Местный бюджет 10 8,1 81

Внебюджетные источники 1716 1716 100

Всего 11951,9 10974,3 91,82%

На реализацию мероприятий по благоустройству территории Молодежного парка в 2018 г. было предусмотрено 11951,9 тыс. руб., в том числе средств бюджета поселения - 10 тыс. руб., субсидий из областного бюджета - 1329,4 тыс. руб., субсидий из федерального бюджета - 8896,5 тыс. руб., из внебюджетных источников - 1716,0 тыс. руб. Фактическое освоение средств составило 10974,3 тыс. руб., или 91,82%, то есть экономия составила 8,2%, или 977,6 тыс. руб. (табл. 2.)

Земля, на которой размещен Молодежный парк, находится в муниципальной собственности. Участок поставлен на учет 17.12.2016, свидетельство о регистрации собственности от 26.12.2019. Данный участок относится к категории земель населенного пункта и разрешен для использования в целях размещения объектов общественно-делового значения, обеспечивающих жизнь граждан. Земельный участок по документам числится как спортивные площадки. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором находится Молодежный парк, составляет 2773665 руб. Дата определения стоимости -17.12.2016, т.е. еще до начала строительства Молодежного парка.

Построен парк, т.е. тротуары, трава, цветы, вело-парковка, скамейки, беседки, амфитеатр, верёвочный парк, рампы, качели и т.п. Произведены большие затраты (10,974 млн руб.). Следующим шагом является передача парка на обслуживание городским службам, но для передачи необходимо зарегистрировать право в Росреестре, а затем оформить на баланс Администрации сельского поселения. Возникает вопрос: как зарегистрировать право на парк и что регистрировать (траву, деревья, скамейки и т.п.)? Нужно ли регистрировать объекты в парке или только земельный участок под парком?

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и пред-

назначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Таким образом, скамейки, трава и другие объекты на территории парка к недвижимости не относятся и регистрации не требуют, тем более в Росреестре. Недвижимость - это земля под парком. Необходимо зарегистрировать только право собственности на земельный участок. Право собственности на скамейки, деревья и другие объекты принадлежит тому, кто их построил, посадил.

Таким образом, в проекте имеет место экономия бюджета, которая составила 1362,7 тыс. руб. Данную экономию удалось получить за счет организации конкурсных процедур по заключению муниципальных контрактов на выполнение работ. Следовательно, можно сделать вывод: реализация социальных проектов в рамках целевых муниципальных программ эффективна, т.к. позволяет снизить фактическую стоимость социального проекта.

Проведенный анализ показал, что доля внебюджетных средств в финансировании социального проекта составила всего 14%, что говорит о недостаточном использовании такого механизма, как государственно-частное партнерство, что является проблемой на уровне федерального законодательства.

В условиях децентрализации власти и реформирования местного самоуправления стратегии и проекты развития муниципальных образований рассматриваются как основополагающие инструменты программирования развития территорий. Перенос к публичному сектору положительных практик управления проектами имеет достаточно ощутимую специфику. Некорректное использование технологий проектного подхода приводит к недостаточной эффективности существующих государственных региональных целевых программ, ненадлежащей проработке проектов местного развития на уровне муниципальных образований. И очевидно, что причины кроются не только в технологиях проектного управления, но и в существовании «мягкого» фактора, связанного с недостаточной подготовкой муниципальных служащих к разработке и реализации специфических проектов сферы местного самоуправления. Очевидно, что применение проектного подхода предполагает наличие хотя бы исходного уровня

готовности муниципальных служащих для осуществления проектной деятельности. О невысокой готовности муниципальных служащих к осуществлению проектной деятельности говорит тот факт, что муниципальная программа, в рамках которой реализо-вывался социальный проект «Молодежный парк», в течение года пересматривалась шесть раз, при этом изменения касались в основном финансового обеспечения проекта. Основным инструментом управления компетенциями участников проектной деятельности является обучение проектному управлению. Для решения этой задачи целесообразна организация курсов повышения квалификации и переподготовки на базе специализированных учебных заведений.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лыскова Н.А. Совершенствование управления муниципальной собственностью как условие реализации муниципальных экономических интересов / Н.А. Лыскова. - Текст : электронный // Пространство экономики. - 2010. - №3-2. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovershenstvovanie-upravleniya-munitsipalnoy-sobstvennostyu-kak-uslovie-realizatsii-munitsipalnyh-ekonomicheskih-interesov (дата обращения: 01.02.2020).

2. Бокаев А.В. Проблемы и пути формирования и эффективного использования муниципальной собственности / А.В. Бокаев. - Текст : электронный // Известия БГУ. - 2011. - № 5. - URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/problemy -i-puti-for mirovaniya-i-eflektivnogo-ispolzovaniya-munitsipal noy-sobstvennosti (дата обращения: 07.07.2020).

3. Аничкова А.А. Особенности управления муниципальной собственностью в условиях экономического кризиса / А.А. Аничкова. - Текст : электронный // ПСЭ. - 2011. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravle niya-munitsipalnoy-sobstvennostyu-v-usloviyah-eko nomicheskogo-krizisa (дата обращения: 07.09.2020).

4. Чудинов С.А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути совершенствования / С.А. Чудинов. - Текст : электронный // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - № 2. - URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/upravlenie -munitsi palnoy-sobstvennostyu-problemy-i-puti-sovershen stvovaniya (дата обращения: 09.09.2020).

5. Миничкина В.П. Совершенствование системы управления государственной и муниципальной собственностью в регионе / В.П. Миничкина. -Текст : электронный // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 42. -URL: https ://суЬег1етпка. ru/artide/n/sovershenstvo vanie-sistemy-upravleniya-gosudarstvennoy-i-munitsi palnoy-sobstvennostyu-v-regione (дата обращения: 10.10.2020).

6. Багаутдинова Р. Г. Муниципальная собственность как институт территориально локализованной социально-экономической системы / Р.Г. Багаутдинова. - Текст : электронный // Вестник ТГУ. -2018. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/munitsipalnaya-sobst:vennost-kak-instit:ut-ter ritorialno-lokalizovannoy-sotsialш-ekonomicheskoy-sistemy (дата обращения: 10.09.2020).

7. Бокаев А.В. Проблемы и пути формирования и эффективного использования муниципальной собственности / А.В. Бокаев. - Текст : электронный // Известия БГУ. - 2011. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-for mirovaniya-i-effektivnogo-ispolzovaniya-munitsipal noy-sobst:vennosti (дата обращения: 10.09.2020).

8. Буравков С.В. Особенности управления муниципальной собственностью / С.В. Буравков. - Текст : электронный // Вестник ПАГС. - 2016. - № 1 (30). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-munitsipalnoy-sobstvennostyu (дата обращения: 10.09.2020).

9. Лысенко В.В. Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике / В.В. Лысенко. -Текст : электронный: электронный сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. - Москва: НИЦ МИСИ, 2018. - С. 174-180. - URL: http://conference-nicmisi.ru/innovatsionnye ^^о vaniya-kak-lokomotiv-razvitiya-sovremennoj-nauki-ot-teoreticheskih-paradigm-k-praktike.html (дата обращения :11.09.2020).

10. Лысенко В.В. Молодежная наука: вызовы и перспективы : материалы II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Макеевка: ГОУ ВПО Донбасская аграрная академия, 2019. - С. 52-55.

© Елена Викторовна Корниенко, 2020 © Виктор Вячеславович Лысенко, 2020 © Частное образовательное учреждение высшего

ия «Таганрогский институт управления и экономики», 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.