Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности торгового предприятия'

Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5436
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко В.А.

В представленной статье анализируется и делается вывод об эффективности мероприятий, направленных на повышение экономических результатов, конкурентоспособности деятельности торгового предприятия ООО «Оборудование-Сервис».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности торгового предприятия»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

135

2. Журавлёв П.В. Теория системного менеджмента: учебник / П.В. Журавлев, Р.С. Седегов, В.Г. Янчевский. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. -512 с.

3. Курдюков С.И. Методологические аспекты оценки социально-экономической эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса // Российское предпринимательство. - 2012. - № 4, Вып. 1 (88). - С. 21-25.

4. Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие / Л.И. Лу-кичева. - М.: Омега-Л, 2013. - 360 с.

5. Практические подходы к повышению эффективности организации производственных процессов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hrm.ru/prakticheskie-podkhody-k-povisheniju-ehffektivnosti-orgamzacii-proizvodstvennykh-processov.

6. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия) / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - М.: Юрайт, 2013. - 672 с.

7. Ветошкевич В.Г., Казанцева А.К. Роль молодежи в развитии Дальневосточного нефтегазохимического кластера [Текст] / В.Г. Ветошкевич, А.К. Казанцева // Российский научный журнал Экономика и Управление. - СПб., 2014. - № 6 (104). - С. 15-18.

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Романенко В.А.*

Институт заочного и дистанционного обучения Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

г. Владивосток

В представленной статье анализируется и делается вывод об эффективности мероприятий, направленных на повышение экономических результатов, конкурентоспособности деятельности торгового предприятия ООО «Оборудование-Сервис».

Ключевые слова повышение эффективности, финансовое состояние, маркетинговая деятельность, финансово-хозяйственная деятельность, рентабельность.

Актуальность данной темы очевидна, поскольку любая деятельность, связанная с потреблением определенных ресурсов в целях получения прибыли, требует постоянного контроля и анализа, на базе которых проводится перспективное планирование развития, нацеленное на увеличение отдачи вложенных средств.

Студент кафедры Экономики и менеджмента.

136 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Объектом исследования данной бакалаврской работы является хозяйственная деятельность ООО «Оборудование-Сервис», основными видамидея-тельности которого являютсяоптовая и розничная продажа торгового, холодильного, технологического оборудования, оборудования и посуды для предприятий общественного питания; посредническая деятельность; оказание услуг по перевозке грузов.

Компания является официальным представителем нескольких известных фирм (МВ, CARRIER, ВАЕЬи, ТНЕRMOSCREENS, TOILER, МDV систем МГОEA) во Владивостоке и имеет государственные лицензии по монтажу торгового, холодильного, технологического оборудования, оборудования для общественного питания, штат опытных специалистов, полный набор технологического оборудования, что позволяет с высоким качеством производить на объектах Заказчика монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования. Целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия по результатам финансово-хозяйственного анализа.

Предметом исследования является оценка результатов деятельности данного предприятия и их улучшения за счет разработки комплекса мероприятий.

Для достижения поставленной цели в бакалаврской работе поставлены следующие основные задачи:

- раскрыть сущность эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рассмотреть основные показатели, характеризующие эффективность деятельности, и резервы ее повышения;

- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; сделать выводы из проведенного анализа;

- по итогам анализа сформулировать основные направления повышения эффективности деятельности предприятия и провести технико-экономическое обоснование предлагаемых мероприятий, рассчитать их рентабельность и целесообразность реализации на данном предприятии.

Эффективность функционирования предприятия за три года оценим по-его основным технико-экономическим показателям.

Динамика показателей свидетельствует о том, что за три года компания существенно расширила масштабы своей деятельности: выручка от реализации увеличилась в 1,6 раза, а себестоимость товаров - в 1,61 раза. Рост себестоимости вызван увеличением товарооборота и ростом текущих расходов (например, заработной платы). В 2012 году темп роста выручки выше, чем темп роста затрат, поэтому наблюдается существенный рост прибыли от продаж-139 %. В 2013 году себестоимость увеличивалась быстрее, чем выручка, поэтому рост прибыли замедлился - всего 118 %.

Коэффициент оборачиваемости всех оборотных средств в 2012 году снизился на 3,62 оборота, а в 2013 увеличился на 1 оборот. За три года продолжительность одного оборота увеличилась на 11,1 дня.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

137

Финансовое положение ООО «Оборудование-Сервис» не вызывает серьезных опасений, так как все финансовые показатели находятся в пределах нормативных границах. Финансовое состояние исследуемого предприятия можно назвать устойчивым, тип финансовой устойчивости - абсолютный. Но по некоторым показателям наметилась тенденция замедления роста, на это следует обратить внимание руководителю предприятия. Показатели ликвидности позволяют сделать выводы о высоких платежных возможностях предприятия и абсолютной ликвидности компании

За три года наблюдается нестабильная динамика изменения показателей рентабельности. Так, в 2012 г. рост рентабельности продаж составил 1,93 %, а в 2013 показатель снизился на 1,61 %. Такая же тенденция наблюдается по рентабельности товаров - рост в 2012 на 2,53 %, и снижение в 2013 на 2,11 %.

Наиболее сильное снижение наблюдается по показателю рентабельности активов (имущества), за три года показатель снизился почти на 18 %. Анализ рентабельности всего капитала в динамике показывает общее снижение эффективности использования имущества предприятия.

Еще одной проблемой является отсутствие на предприятии системной и регулярной маркетинговой деятельности: в штате предприятия нет маркетолога, поэтому вопросы, связанные с исследованиями рынка, маркетинговым планированием, ценообразованием, решаются эпизодически, без должного контроля со стороны руководства.

Для устранения внешних угроз ООО «Оборудование-Сервис» потребуется увеличить:

- производственные возможности - путем внедрения новых услуг, материалов;

- увеличить сбытовую сеть своих услуг (с помощью внедрения новых услуг и правильной рекламной акции возможно привлечение новых клиентов) либо предложить новые формы торговли (н-р, интернет торговлю);

- определить имидж предприятия - допустим можно ввести новый лозунг «Качество - Ваш выбор», при этом, чтобы не потерять свой имидж на рынке услуг ООО, нужно ему соответствовать, т.е. вести правильную ценовую политику, выполнять качественно монтажные и наладочные работы, а так же сервисное обслуживание в гарантийный период, быстро реагировать на возникшие проблемы у клиентов;

- уделять больше внимания маркетинговой деятельности и рекламе -проводить опросы основных потребителей, таким образом выявлять достоинства и недостатки своей деятельности и тщательно над ними работать. С помощью внедрения новой услуги, провести рекламную компанию в местных печатных изданиях, на телевидении, для привлечения новых клиентов.

Для совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ООО «Оборудование-Сервис» необходимо внедрить в организационную

138 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

структуру управления службу маркетинга, которая в свою очередь, будет занята целенаправленной работой по постоянному исследованию рынка, что со временем приведет к привлечению новых клиентов. При организации отдела маркетинга, он будет заниматься свойственными ему вопросами - вопросами управления производственно-сбытовой деятельностью организации, в целях получения оптимальной величины прибыли посредством учёта и активного влияния на внешнюю и внутреннюю среду. Качественно организованный маркетинг поможет наладить постоянный контроль за ходом бизнес-процессов в ООО «Оборудование-Сервис». Созданный отдел маркетинга должен производить постоянную оценку реализуемых предприятием услуг на предмет их прибыльности.

Кроме этого, отдел маркетинга будет проводить постоянный анализ новых технологических новинок в области торгового, холодильного оборудования, а так же оборудования для общественного питания с учётом требований потребителя. Результатом этого анализа должен быть определённый бизнес-план с учётом всех требований, предъявляемых к бизнес-планам.

Задачами реорганизации службы маркетинга в ООО «Оборудование-Сервис» является создание организационной структуры маркетинговой службы, направленной на поддержку выполнения бизнес-процессов; повышение уровня качества работы бизнес-процессов службы маркетинга; создание информационной системы поддержки выполнения бизнес-процессов. Способом решения поставленных задач является детальное описание, всесторонний анализ, моделирование бизнес-процессов, оценка их эффективности. В рамках разработки проекта создания службы маркетингав ООО «Оборудование-Сервис» проводится функциональное и информационное обследование, определяются задачи и цели реорганизации в зависимости от приоритетов и показателей развития данного предприятия. Основные пути совершенствования системы управления маркетингом в ООО «Оборудование-Сервис» можно разделить на три крупных блока.

Основные предложения по повышению эффективности деятельности и ожидаемые результаты показаны в таблице 1.

В качестве мероприятий предлагается изменение организационной структуры путем создания службы маркетинга и увеличение объемов продаж за счет развития нового направления - электронной коммерции.

Для реализации данных мероприятий потребуются дополнительные финансовые ресурсы, их источником будет выступать чистая прибыль предприятия.

Основные пути совершенствования системы управления маркетингом в ООО «Оборудование-Сервис» можно разделить на три крупных блока. Первый блок затрагивает совершенствование структуры маркетинговой службы, второй - совершенствование системы управления персоналом коммерческого отдела, третий - совершенствование методов маркетингового планирования.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

139

Таблица 1

Основные проблемы в деятельности предприятия и пути их решения

Основные проблемы Пути решения проблем Ожидаемый результат

Отсутствие на предприятии маркетинговой службы (специалиста-мар-кетолога); работа по исследованию рынка, изучению основных конкурентных преимуществ компании ведется эпизодически Создание службы маркетинга Разработка и проведение маркетинговых мероприятий, как следствие - улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, приведение уровня доходности компании к среднеотраслевому значению

Проблемы результативности использования ресурсов организации - темпы роста затрат выше, чем темпы роста выручки, замедление роста показателей прибыли и рентабельности Увеличение доходов предприятия за счет электронной коммерции Повышение прибыли и рентабельности

Невысокие показатели оборачиваемости Ускорение оборачиваемости оборотного капитала, снижение потребности в финансировании, повышение ликвидности и фин. устойчивости, повышение прибыли

Первый блок. Совершенствование службы маркетинга в ООО «Оборудование-Сервис» предполагает разработку организационной структуры. Наименование отдела - «Коммерческий отдел», в который будут входить менеджеры по продажам, маркетолог и логист, все они будут подчинены непосредственно директору ООО «Оборудование-Сервис».

Предлагаем создать коммерческий отдел. ВООО «Оборудование-Сервис» все обязанности маркетолога выполняются менеджерами по продажам. Так как предприятие небольшое, то все обязанности в области маркетинга могут быть возложены на одного человека. Предлагаем ввести в штат одного человека, который непосредственно будет заниматься организацией маркетинга, рекламной деятельностью предприятия, анализом рынка, поиском поставщиков и покупателей, координацией деятельности всех подразделений предприятия на основе маркетинга.

Второй блок. Совершенствование системы управления персоналом коммерческого отдела, - в целом предполагает проведение конкретных мероприятий, направленных на:

- разработку системы мотивации персонала (премирование);

- совершенствование методов постановки целей и доведения их до всех сотрудников предприятия;

- закрепление методов планирования деятельности и системы

- отчетности на каждом уровне управления с разработкой типовых форм отчетности;

- разработку и введение системы периодической оценки деятельности ключевых управленческих кадров и сотрудников маркетинга (сравнение запланированных действий с результатами работы не реже одного раза в квартал);

140 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- дальнейшую работу по конкретизации должностных инструкций, которые должны отвечать реально сложившимся условиям работы каждой должности коммерческого отдела и включать предлагаемые меры по совершенствованию данной системы [3, 4];

- обеспечение маркетолога регулярным доступом к отчетности и плановой информации по затратам на товарную продукцию, а также к плану денежных выплат и поступлений, развития фондов предприятия.

Эффектом от организации отдела маркетинга будет оптимально сформированный портфель заказов с учетом спроса, возможность выполнения различных заказов клиентов, увеличение выручки и финансовых результатов предприятия. Предполагается, что в результате работы отдела прирост продаж уже в 1-й год работы составит 10 % (~3115 тыс. руб.).

С целью увеличения объемов продаж и снижения издержек ООО «Оборудование-Сервис» предлагаем открыть Интернет-магазин.

Проанализировать уровень спроса и существующую конкуренцию в выбранной нише можно при помощи сервисов поисковых систем - wordstat. yandex.ru и adwords.google.com. Они помогут узнать, как часто пользователи ищут тот или иной товар в выбранном регионе. Количество конкурентов, в выбранной тематике, проанализировать тоже достаточно просто, для этого необходимо в строке поиска ввести название выбранного вами товара и просмотреть несколько страниц (около 30-40 ссылок) [5].

Для этого компании понадобится дополнительное компьютерное оборудование и специальное программное обеспечение.

Общая стоимость затрат по созданию Интернет-магазина составит 440 тыс. руб., в т.ч. инвестиционные затраты - 383,5 тыс. руб. Финансирование инвестиционных затрат планируется произвести за счет собственных средств предприятия (чистой прибыли). Прогноз выручки основан на опыте подобных предприятий и основывается на том, что Интернет-магазин по объемам продаж выходит на уровень продаж обычного магазина в течение первого года. Можно отметить рост всех показателей коммерческой деятельности.

Интегральные показатели эффективности проекта следующие:

- КРУбольше нуля (157,0 тыс. руб.), значит компания получит дополнительную прибыль от реализации данного проекта;

- индекс рентабельности (1,41) больше единицы, следовательно, данный проект вполне реализуем и привлекателен при заданных условиях;

- внутренняя норма прибыли равная 41,65 % также подтверждает экономическую эффективность проекта;

- срок окупаемости около 4 месяцев, что является привлекательным показателем для развития компании.

Положительная динамика большинства показателей свидетельствует о том, что предложенные мероприятия приведут к повышению эффективно-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

141

сти деятельности ООО «Оборудование-Сервис». Таким образом, цель работы достигнута.

Список литературы:

1. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - 4-е издание. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 892 с.

2. Самарина В.П., Черезов Г.В., Карпов Э.А. Экономика организации / В.П. Самарина, Г.В. Черезов, Э.А. Карпов. - М.: КНОРУС, 2012. - 320 с.

3. Менеджмент / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М.: ФБК-Пресс, 2009. - 504 с.

4. Менеджмент в торговле: учебник / Г.А. Короленок, Г.Г. Гоцкий. - Мн.: БГЭУ 2012. - 334 с.

5. Создание интернет-магазина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://predprinimatel.ru/practice/sozdanie_internet_magazina /sozdanie_inter-net-magazina.

6. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2014.

7. Маслов Б.Г., Маслова И.А., Попова Л.В. Экономический анализ: учебное пособие / Б.Г. Маслов, И.А. Маслова, Л.В. Попова. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 336 с.

АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

© Финько С.С.*

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В статье рассматриваются основные подходы к оценке эффективности развития предприятия с целью отбора показателей, характеризующих уровень эффективности. Выявлены недостатки каждого метода. В результате определено, что для оценки эффективности развития предприятия необходима интеграции показателей, сгруппированных в подсистемы, что позволит учесть изменчивые факторы внутренней и внешней среды в интересах роста отрасли.

Ключевые слова оценка эффективности развития, подходы, методы оценки, показатели, характеризующие эффективность развития, конкурентоспособность.

Предприятиям машиностроительной отрасли должна быть предоставлена возможность проведения объективной оценки степени обеспеченности уровня экономической устойчивости, выявления имеющихся недостатков, а также принятия мер по их устранению с целью эффективного развития предприятий.

Экономист ОАО «АВТОВАЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.