Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ТРАНСЛЯЦИИ результатов экспериментальной деятельности'

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ТРАНСЛЯЦИИ результатов экспериментальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадыкова О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ТРАНСЛЯЦИИ результатов экспериментальной деятельности»

Педагогическая мастерская

Кадыкова О.М.,

заместитель директора по НМР ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ТРАНСЛЯЦИИ

результатов экспериментальной деятельности

Фрагмент отчёта по экспериментальной работе

Актуальность эксперимента. Инновационная парадигма обучения вызывает к жизни новые запросы и заказы к образованию. В частности, становится актуальным диссеминиция результатов педагогического опыта, апробированного в эксперименте. Понимая сложность и объемность проблемы диссеминации опыта, нами была актуализирована потребность в трансляции результатов экспериментальной деятельности.

Поэтому целью эксперимента было выбрано разработать механизм трансляции результатов эксперимента.

Задачи:

1) Разработать элементы образовательной технологии на основе исследовательской деятельности учащихся, необходимые для трансляции опыта.

2) Разработать различные формы трансляции опыта, включая: исследовательскую деятельность, проектную деятельность, творческие мастерские, проектные группы.

3) Осуществить анализ и рефлексию образцов педагогического опыта, значимого для трансляции.

4) Оформить продукты экспериментальной деятельности для их трансляции в разных видах и конфигурациях.

В результате решения каждой задачи были получены определенные результаты. В частности, в процессе решения задачи разработки элементов образовательной технологии на основе исследовательской деятельности учащихся был получен материал, представленный на рис.1

Решение второй задачи позволило в рамках образовательного пространства Центра приобрести и оформить богатый опыт исследовательской и проектной деятельности, практикумов, работы творческих мастерских, проблемных групп, конференций, круглых столов.

В качестве примера приведем материалы одной из конференций школьного научного общества (ШНО) «Эврика».

Цель конференции: обобщить систему работы над проектно-исследовательскими темами, рефератами.

Задачи конференции: активизировать и повысить мотивацию к научно-исследовательской, проектной, реферативной деятельности учащихся в текущем учебном году; поднять значимость ШНО, усилить педагогический и общественный интерес к научно-

исследовательской, проектной, реферативной деятельности как способу организации образовательного процесса.

Повестка:

1. Роль ШНО «ЭВРИКА» в организации проектной, исследовательской деятельности в школе.

2. .Деловая игра с участниками конференции.

3. Анонс проектно-исследовательских работ на социально-значимые темы.

4. Представление Совета ШНО «ЭВРИКА», Экспертного совета.

5. Утверждение графика работы ШНО «ЭВРИКА», принятие решения конференции.

Перед конференцией был проведен социологический опрос среди 10-11 классов, в ходе которого было выяснено отношение учащихся к компьютеру. Предлагались варианты ответов: «Компьютер для меня: собеседник, партнёр для общения, деловой партнёр, друг, способ развлечения, источник информации, помощник в учёбе, форма проведения досуга, свой вариант»; участники строили иерархию приоритетов.

Конференция утвердила состав экспертного совета и его основные полномочия. Так, в частности, определено, что экспертный совет:

- утверждает темы исследований, проектов, рефератов, творческих работ;

- принимает защиту и обсуждение работ;

- осуществляет консультирование авторов и научных руководителей;

- утверждает рецензии и экспертные заключения;

- рекомендует работы для представления на конкурсах;

- утверждает решения Экспертного Совета ШНО «Эврика».

Кроме этого на конференции была проведена деловая игра с участниками по теме: «Глобализация в современном мире».

Задание участникам: придумайте универсальную компьютерную игру, такую, чтобы она была источником информации; помощником в учёбе; формой досуга; партнёром в общении.

Учащиеся с блеском выполнили это задание. Были придуманы и защищены четыре игры.

На конференции проведен анонс тем экзаменационных итоговых работ в форме проекта или реферата:

«Исследование санитарно- гигиенических качеств различных наполнителей для кошачьих туалетов», «Уход, систематика и борьба с вредителями расте-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

55

Педагогическая мастерская

Рис. 1. «КАДЫКОВА РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ»

56

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Педагогическая мастерская

ний в условиях школьного зимнего сада», «Влияние пищевых добавок на здоровье человека», Агитационно- массовый проект « Живая вода планеты», «Восприятие и изображение Царского Села в русской поэзии XVIII-XX веков», «Образы-перевёртыши в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Понтий Пилат и Воланд», «Проблемы развития института частной собственности в России», «Проблема образования в России», «Социальные аспекты макроэкономики», «Неоднозначность трактовки награждения советскими орденами. (Орден Кутузова, Суворова, Богдана Хмельницкого)», «Леонардо да Винчи как великий анатом. Анатомические рисунки в работах Леонардо да Винчи», «Значение ультрамикроэлементов в физиологических процессах животной и растительной клетки», «Основные стрессы мегаполисов», «Социальная адаптация выпускника 11 класса», «Проблема социальной адаптации мусульман в московском регионе», «Социально незащищённые слои населения. (На примере проблемы инвалидов в нашей стране)», Пакт Молотова - Риббентропа: историческая ошибка или вынужденная необходимость», «Значение макроэлементов в строении животной и растительной клетки», «Эволюция пищеварительной системы и органов выделения», «Эволюция кровеносной и дыхательной систем органов», «Петербург в творчестве Н.В. Гоголя», «Роль символа райского сада как архетипического образа в произведениях А.П.Чехова», «Концепция вечности в поэзии Фета», «Роль эпиграфа в художественном произведении, его функции».

Решение четвертой задачи по оформлению продуктов экспериментальной деятельности для их трансляции было представлено довольно разнообразно:

- ученические материалы были оформлены для участия в различных конкурсах: Всероссийский конкурс экологических проектов: «Зелёный город»; Университетский конкурс проектов: «Школа 21 века глазами молодого поколения»; Окружной тур «Юные таланты Московии»; Город Ярмарка идей МФЮА- 2008г.;

- ученические работы были представлены в журналах: «Литературный альманах», «Наша школа»;

- учительские проекты были также представлены на пяти конкурсах;

- были подготовлены публикации работ педагогов в журналах и сборниках: «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» за 2008; газете «Педагогические вести» ЮВАО за 2007г. №9; сборник статей: «Педагогические технологии и учебное проектирование», МИОО, Москва 2006;

- отчетные материалы размещены на школьном сайте.

Анализ экспериментальной деятельности позволил выявить позитивные тенденции за отчетный период:

о Повышение качества проектных, реферативных и исследовательских работ учащихся.

о Активизация проведения и повышение качества исследовательской деятельности на уроке: проектный урок, проектное задание, ученическое учебное исследование.

о Вариативность использования методов исследования.

о Активизация работы учителей - экспериментаторов по обобщению опыта своей работы.

о Повышение мотивации учителей и учащихся к исследовательской деятельности.

о Результативность на конкурсах.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

57

Педагогическая мастерская

проблема...

не достаточно сформированы у выпускников шкопы

Ценностно-

смысловые

компетенции

Музейная

педагогика

Исследовательские

компетенции

Проектноисследовательская деятельность учащихся

Деятельностные

компетенции

Профильное

обучение

Общешкольные проекты

Создание развивающейся среды для освоения учащимися требуемых компетенций, формирования конкурентоспособности на основе применения инноваций и эксперимента

о Расширение круга учителей экспериментаторов.

о Создание системы работы ШНО» Эврика», как элемента самоуправления и элемента технологии.

о Переход на системный уровень экспериментальной деятельности: а) урок, дополнительное образование, углубление в предмет, профили-зация; б) исследование на уроке, творческая ра-бота,индивидуальная поисковая деятельность.

Выявились и проблемные (негативные) моменты, над которыми предстои т работать: отсутствие активной исследовательской деятельности в рамках прикладных предметов: физика, астрономия, алгебра, геометрия, информатика, география, экономик; недостаточная исследовательская деятельность в области химии, иностранного языка, истории; формальное использование межпредметных связей и интегративных возможностей предметных областей; недостаточная мотивация учителей для освоения теоретических основ проектно- исследовательской деятельности; слабый уровен ь подготовки урока с позиции внедрения методики ученического исследования; отсутствие грамотного психологического сопровождения экспериментальной деятельности; отсутствие системы диагностики эксперимента на всех этапах деятельности.

В связи с позити вными изменениями и выявленными проблемами были сформулированы цели и задачи н а 2008-2009 учебный год.

Можно зафиксировать, что назрела необходимость завершения одного этапа эксперимента и перехода на новый его уровень. На сегодня мы (учитель и ученик) в той или иной степени умеем разрабатывать проекты

и ученические исследования, выполнять проектные задания и осваивать поисковый, творческий уровень обучения. Пришло время поставить вопрос: Зачем? Проектно-исследовательская деятельность ради неё самой никому не нужна.

Результатом обучения является социализация личности, уровень компетенций, степень успешности лич-ности,ёе конкурентоспособность.

Поэтому необходимо на теоретическом, концептуальном уровне, а затем и на пр актическом в рамках системных элементов осуществить следующие преобразования.

- Сделать социум предметом проектного преобразования.

- Овладеть реальной социальной коммуникацией (группа, корпорация, ролевое взаимодействие).

- Субъективизировать деятельности (личностная значимость, присвоение результата на субъектном уровне.)

- Инициировать критическое отношение к социуму, предъявление претензий, осуществление деятельности по и зменению существующих условий.

- Обучить проектному действию.

- Активизировать воспитательное воздействие: перейти от примата социальной адаптации к примату социального действия, позитивному изменению существующих условий.

- Начать формирование образовательного пространства в форме взаимодейств ия с социумом (власть, общество, корпорации, семья, внешние факторы).

Таким образом, были выявлены позитивные изменения, проблемы и намечены шаги по их устранению.

58

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.