Педагогическая мастерская
Кадыкова О.М.,
заместитель директора по НМР ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ТРАНСЛЯЦИИ
результатов экспериментальной деятельности
Фрагмент отчёта по экспериментальной работе
Актуальность эксперимента. Инновационная парадигма обучения вызывает к жизни новые запросы и заказы к образованию. В частности, становится актуальным диссеминиция результатов педагогического опыта, апробированного в эксперименте. Понимая сложность и объемность проблемы диссеминации опыта, нами была актуализирована потребность в трансляции результатов экспериментальной деятельности.
Поэтому целью эксперимента было выбрано разработать механизм трансляции результатов эксперимента.
Задачи:
1) Разработать элементы образовательной технологии на основе исследовательской деятельности учащихся, необходимые для трансляции опыта.
2) Разработать различные формы трансляции опыта, включая: исследовательскую деятельность, проектную деятельность, творческие мастерские, проектные группы.
3) Осуществить анализ и рефлексию образцов педагогического опыта, значимого для трансляции.
4) Оформить продукты экспериментальной деятельности для их трансляции в разных видах и конфигурациях.
В результате решения каждой задачи были получены определенные результаты. В частности, в процессе решения задачи разработки элементов образовательной технологии на основе исследовательской деятельности учащихся был получен материал, представленный на рис.1
Решение второй задачи позволило в рамках образовательного пространства Центра приобрести и оформить богатый опыт исследовательской и проектной деятельности, практикумов, работы творческих мастерских, проблемных групп, конференций, круглых столов.
В качестве примера приведем материалы одной из конференций школьного научного общества (ШНО) «Эврика».
Цель конференции: обобщить систему работы над проектно-исследовательскими темами, рефератами.
Задачи конференции: активизировать и повысить мотивацию к научно-исследовательской, проектной, реферативной деятельности учащихся в текущем учебном году; поднять значимость ШНО, усилить педагогический и общественный интерес к научно-
исследовательской, проектной, реферативной деятельности как способу организации образовательного процесса.
Повестка:
1. Роль ШНО «ЭВРИКА» в организации проектной, исследовательской деятельности в школе.
2. .Деловая игра с участниками конференции.
3. Анонс проектно-исследовательских работ на социально-значимые темы.
4. Представление Совета ШНО «ЭВРИКА», Экспертного совета.
5. Утверждение графика работы ШНО «ЭВРИКА», принятие решения конференции.
Перед конференцией был проведен социологический опрос среди 10-11 классов, в ходе которого было выяснено отношение учащихся к компьютеру. Предлагались варианты ответов: «Компьютер для меня: собеседник, партнёр для общения, деловой партнёр, друг, способ развлечения, источник информации, помощник в учёбе, форма проведения досуга, свой вариант»; участники строили иерархию приоритетов.
Конференция утвердила состав экспертного совета и его основные полномочия. Так, в частности, определено, что экспертный совет:
- утверждает темы исследований, проектов, рефератов, творческих работ;
- принимает защиту и обсуждение работ;
- осуществляет консультирование авторов и научных руководителей;
- утверждает рецензии и экспертные заключения;
- рекомендует работы для представления на конкурсах;
- утверждает решения Экспертного Совета ШНО «Эврика».
Кроме этого на конференции была проведена деловая игра с участниками по теме: «Глобализация в современном мире».
Задание участникам: придумайте универсальную компьютерную игру, такую, чтобы она была источником информации; помощником в учёбе; формой досуга; партнёром в общении.
Учащиеся с блеском выполнили это задание. Были придуманы и защищены четыре игры.
На конференции проведен анонс тем экзаменационных итоговых работ в форме проекта или реферата:
«Исследование санитарно- гигиенических качеств различных наполнителей для кошачьих туалетов», «Уход, систематика и борьба с вредителями расте-
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
55
Педагогическая мастерская
Рис. 1. «КАДЫКОВА РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ»
56
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
Педагогическая мастерская
ний в условиях школьного зимнего сада», «Влияние пищевых добавок на здоровье человека», Агитационно- массовый проект « Живая вода планеты», «Восприятие и изображение Царского Села в русской поэзии XVIII-XX веков», «Образы-перевёртыши в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Понтий Пилат и Воланд», «Проблемы развития института частной собственности в России», «Проблема образования в России», «Социальные аспекты макроэкономики», «Неоднозначность трактовки награждения советскими орденами. (Орден Кутузова, Суворова, Богдана Хмельницкого)», «Леонардо да Винчи как великий анатом. Анатомические рисунки в работах Леонардо да Винчи», «Значение ультрамикроэлементов в физиологических процессах животной и растительной клетки», «Основные стрессы мегаполисов», «Социальная адаптация выпускника 11 класса», «Проблема социальной адаптации мусульман в московском регионе», «Социально незащищённые слои населения. (На примере проблемы инвалидов в нашей стране)», Пакт Молотова - Риббентропа: историческая ошибка или вынужденная необходимость», «Значение макроэлементов в строении животной и растительной клетки», «Эволюция пищеварительной системы и органов выделения», «Эволюция кровеносной и дыхательной систем органов», «Петербург в творчестве Н.В. Гоголя», «Роль символа райского сада как архетипического образа в произведениях А.П.Чехова», «Концепция вечности в поэзии Фета», «Роль эпиграфа в художественном произведении, его функции».
Решение четвертой задачи по оформлению продуктов экспериментальной деятельности для их трансляции было представлено довольно разнообразно:
- ученические материалы были оформлены для участия в различных конкурсах: Всероссийский конкурс экологических проектов: «Зелёный город»; Университетский конкурс проектов: «Школа 21 века глазами молодого поколения»; Окружной тур «Юные таланты Московии»; Город Ярмарка идей МФЮА- 2008г.;
- ученические работы были представлены в журналах: «Литературный альманах», «Наша школа»;
- учительские проекты были также представлены на пяти конкурсах;
- были подготовлены публикации работ педагогов в журналах и сборниках: «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» за 2008; газете «Педагогические вести» ЮВАО за 2007г. №9; сборник статей: «Педагогические технологии и учебное проектирование», МИОО, Москва 2006;
- отчетные материалы размещены на школьном сайте.
Анализ экспериментальной деятельности позволил выявить позитивные тенденции за отчетный период:
о Повышение качества проектных, реферативных и исследовательских работ учащихся.
о Активизация проведения и повышение качества исследовательской деятельности на уроке: проектный урок, проектное задание, ученическое учебное исследование.
о Вариативность использования методов исследования.
о Активизация работы учителей - экспериментаторов по обобщению опыта своей работы.
о Повышение мотивации учителей и учащихся к исследовательской деятельности.
о Результативность на конкурсах.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2
57
Педагогическая мастерская
проблема...
не достаточно сформированы у выпускников шкопы
Ценностно-
смысловые
компетенции
Музейная
педагогика
Исследовательские
компетенции
Проектноисследовательская деятельность учащихся
Деятельностные
компетенции
Профильное
обучение
Общешкольные проекты
Создание развивающейся среды для освоения учащимися требуемых компетенций, формирования конкурентоспособности на основе применения инноваций и эксперимента
о Расширение круга учителей экспериментаторов.
о Создание системы работы ШНО» Эврика», как элемента самоуправления и элемента технологии.
о Переход на системный уровень экспериментальной деятельности: а) урок, дополнительное образование, углубление в предмет, профили-зация; б) исследование на уроке, творческая ра-бота,индивидуальная поисковая деятельность.
Выявились и проблемные (негативные) моменты, над которыми предстои т работать: отсутствие активной исследовательской деятельности в рамках прикладных предметов: физика, астрономия, алгебра, геометрия, информатика, география, экономик; недостаточная исследовательская деятельность в области химии, иностранного языка, истории; формальное использование межпредметных связей и интегративных возможностей предметных областей; недостаточная мотивация учителей для освоения теоретических основ проектно- исследовательской деятельности; слабый уровен ь подготовки урока с позиции внедрения методики ученического исследования; отсутствие грамотного психологического сопровождения экспериментальной деятельности; отсутствие системы диагностики эксперимента на всех этапах деятельности.
В связи с позити вными изменениями и выявленными проблемами были сформулированы цели и задачи н а 2008-2009 учебный год.
Можно зафиксировать, что назрела необходимость завершения одного этапа эксперимента и перехода на новый его уровень. На сегодня мы (учитель и ученик) в той или иной степени умеем разрабатывать проекты
и ученические исследования, выполнять проектные задания и осваивать поисковый, творческий уровень обучения. Пришло время поставить вопрос: Зачем? Проектно-исследовательская деятельность ради неё самой никому не нужна.
Результатом обучения является социализация личности, уровень компетенций, степень успешности лич-ности,ёе конкурентоспособность.
Поэтому необходимо на теоретическом, концептуальном уровне, а затем и на пр актическом в рамках системных элементов осуществить следующие преобразования.
- Сделать социум предметом проектного преобразования.
- Овладеть реальной социальной коммуникацией (группа, корпорация, ролевое взаимодействие).
- Субъективизировать деятельности (личностная значимость, присвоение результата на субъектном уровне.)
- Инициировать критическое отношение к социуму, предъявление претензий, осуществление деятельности по и зменению существующих условий.
- Обучить проектному действию.
- Активизировать воспитательное воздействие: перейти от примата социальной адаптации к примату социального действия, позитивному изменению существующих условий.
- Начать формирование образовательного пространства в форме взаимодейств ия с социумом (власть, общество, корпорации, семья, внешние факторы).
Таким образом, были выявлены позитивные изменения, проблемы и намечены шаги по их устранению.
58
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2