Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ УЗБЕКИСТАНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ'

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ УЗБЕКИСТАНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / международный рынок / механизмы / конкурентоспособность. / competition / international market / mechanisms / competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакаров А. Б.

В статье обоснована важность повышения конкурентоспособности товаров и услуг Республики Узбекистан на внешнем рынке. Также проведен анализ уровня конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке и изучены возможности повышения теоретикометодических основ и разработок практических рекомендаций на примере по повышению конкурентоспособности текстильной промышленности Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the importance of increasing the competitiveness of goods and services of the Republic of Uzbekistan in the foreign market.The analysis of the level of competitiveness of national enterprises in the world market was also carried out, and the possibilities of improving the theoretical and methodological foundations and developing practical recommendations for improving the competitiveness of the textile industry in Uzbekistan were studied.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ УЗБЕКИСТАНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ»

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ УЗБЕКИСТАНА

НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Шакаров А.Б.

к.э.н., доцент СамИЭС

Аннотатция: В статье обоснована важность повышения конкурентоспособности товаров и услуг Республики Узбекистан на внешнем рынке. Также проведен анализ уровня конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке и изучены возможности повышения теоретико-методических основ и разработок практических рекомендаций на примере по повышению конкурентоспособности текстильной промышленности Узбекистана.

Ключевые слова: конкуренция, международный рынок, механизмы, конкурентоспособность.

Abstract:The article substantiates the importance of increasing the competitiveness of goods and services of the Republic of Uzbekistan in the foreign market.The analysis of the level of competitiveness of national enterprises in the world market was also carried out, and the possibilities of improving the theoretical and methodological foundations and developing practical recommendations for improving the competitiveness of the textile industry in Uzbekistan were studied.

Key words: competition, international market, mechanisms, competitiveness.

На сегодняшний день промышленность является основой экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута.

Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. В связи с этим особенно актуальным становится анализ проблем, связанных с развитием конкуренции и повышением конкурентоспособности национальной промышленности. Поэтому формирование и совершенствование экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия является непременным условием обеспечения и/или укрепления конкурентных преимуществ предприятий и национальной экономики в целом.

Серьезной проблемой национальных экономики остается ее низкая конкурентоспособность на мировых рынках, обусловленная, прежде всего отставанием в производительности труда, отсутствием крупных транснациональных корпораций и перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Какой должна быть в этих условиях

промышленная политика Узбекистана? Многочисленные международные исследования, посвященные анализу успеха стран - лидеров мировой экономики, показали, что такие факторы как:

• стабильность национальной валюты и низкая инфляция;

• наличие дешевой рабочей силы;

• протекционистская политика государства;

• наличие значительных природных ресурсов;

• национальная практика менеджмента;

• налоговый режим.

Являются важными, но в тот, же момент, не определяющими. С другой стороны, единственным и самым важным фактором, обеспечивающим экономическое лидерство стран, является наличие в стране национальных корпораций, способных успешно конкурировать на глобальном рынке.

Таким образом, только формирование, развитие и усиление конкурентоспособности национальных предприятий может обеспечить сильную конкурентную позицию Узбекистан на международных рынках и рынках капитала, а, следовательно, экономическое процветание.

По данным всемирного экономического форума от 8 октября 2019 г. по уровню конкурентоспособности Узбекистан в 2019 г. находится на 91 месте в мире (из 134 стран), в 2018 - 78 место._Основные преимущества Узбекистан заключаются в большом размере рынка и улучшающихся показателях макроэкономической стабильности (частично это обусловлено влиянием роста цен на нефть). Ее опережает Китай (30-е место), за ним следует Индия (50-е место), Бразилия находится на 64 месте. Несмотря на заметный экономический рост последних восьми - десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем национальной экономики.

Целью данной статьи является проанализировать уровень конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке и изучить возможности его повышения теоретико-методических основ и разработка практических рекомендаций на примере по повышению конкурентоспособности текстильной промышленности Узбекистана.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

• оценить конкурентоспособность национальных предприятий в настоящее время;

• выявить возможности и необходимые способы повышения конкурентоспособности предприятий;

• определить и рассмотреть реальные перспективы действия политики государства для решения этой проблемы.

Объектом исследования статью является конкурентоспособность национальных промышленных предприятий в составе интегрированных структур текстильной промышленности.

Предметом исследования статью является разработка механизма повышения конкурентоспособности товаров и услуг Узбекистана на Мировом рынке.

Методологические основы исследования составили труды классиков экономической теории, монографии и статьи современных исследователей, нормативно-правовые акты Республики Узбекистан.

Проблема конкурентоспособности промышленных предприятий является крайне важной, поскольку дальнейшее экономическое развитие страны напрямую связано с формированием эффективного механизма повышения конкурентоспособности предприятий, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности были заложены в работах классиков мировой экономической мысли:

А. Смита, К. Маркса, Дж. Робинсона, Й. Шумпетера, Дж. К. Гэлбрейта, М. Портера, Г. Л. Азоева, Л.Г. Раменского, Д.Ю Юданова, Р.А. Фатхутдинова, М.И. Гельвановского. Развитие конкурентоспособности экономики также было рассмотрено в трудах наших соотечественников, таких как Кадыров А.А., Назарова Р.Р., Ахмедов. Д.К., Вахабов А. и другие.

Рассмотрение конкурентоспособности предприятия представляет перспективный подход, как для научного исследования, так и для определения основных направлений ее повышения. Необходимость промышленных предприятий во внедрении теоретических разработок по вопросам конкурентоспособности является важным шагом в сторону повышения конкурентоспособности предприятия. Что, в свою очередь, обусловило выбор темы статью.

В статью использованы общенаучные методы познания: системный,

статистический, логический, сравнительный, диалектический и другие.

Информационной базой исследования послужили справочные материалы Госкомстата Республики Узбекистан, а также данные учета, отчетности и публикации обследуемых промышленных предприятий, собранные автором в ходе исследования.

К научной новизне исследования можно отнести следующие:

- основываясь на всестороннем исследовании, предложена авторская трактовка конкурентоспособности предприятия, как его способность занять преобладающую долю рыночного сегмента, благодаря уникальному набору значимых показателей, отличающихся превосходством по сравнению с конкурентами и подкрепленных предпочтениями потребителей.

- предложен экономический механизм повышения конкурентоспособности промышленных предприятий с точки зрения современной теории менеджмента качества на базе процессного подхода, в рамках которого экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия рассматривается как открытая система по разработке основных инструментов повышения конкурентоспособности, находящихся под воздействием факторов внешней и

внутренней среды и требований заинтересованных сторон (на «входе»), главенствующей целью, функционирования которой является определение основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия (на «выходе»).

- на основе детального изучения сущности конкурентоспособности предприятия, методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия и анализа деятельности ряда промышленных предприятий предложена авторская двухуровневая методика оценки конкурентоспособности предприятия, состоящая из:

а) рейтинговой оценки деятельности предприятий на основе двух групп показателей: абсолютных и относительных;

б) определения конкурентной позиции предприятия с последующим выявлением основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий.

- в результате проведенных оценки и анализа конкурентоспособности изучаемого предприятия определены основные направления повышения конкурентоспособности предприятия: активизация продаж, разработка и внедрение новой технологии производства продукции.

Теоретическая значимость статье определяется актуальностью поставленных задач и ее практической направленностью на решение поставленной проблемы. Сделанные в статью выводы могут быть использованы в дальнейшем развитии предприятия, точнее, для совершенствования экономического механизма повышения конкурентоспособности. Предлагаемый подход к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет определить позицию предприятия по сравнению с конкурентом и наметить основные направления повышения конкурентоспособности.

Практическая значимость статье заключается в прикладном характере сформулированных выводов и возможности их использования в развитии конкурентоспособности национальных товаров и услуг на международном рынке.

Во статье дано обоснование актуальности темы, определены предмет, объект, цели и задачи исследования, информационная база, методология исследования, его теоретическое значение и практическая значимость, научная новизна, гипотеза исследования и степень изученности темы статью.

Обобщая проведенный анализ содержания понятия конкурентоспособности и факторов, влияющих на развитие конкурентоспособности можно сделать следующие выводы.

Конкурентоспособность - это процесс, органически присущего рыночной системе ведения хозяйства, при котором одни производители с целью наилучшим образом удовлетворить потребности рынка и тем самым достигает на нем господствующего положения.

В числе ключевых предпосылок, обеспечивающих уровень конкурентоспособности можно выделить нацеленность производителей факторами производства, а также качество и цена.

В целях сохранения достигнутого уровня конкурентоспособности процесс формирования конкурентных преимуществ должен стать непрерывным.

Следовательно, конкурентоспособность это не только экономическое явление, но и процесс поиска нововведений и инноваций, позволяющих совершенствовать не только сам продукт, но и его производство и распределение.

Государство заинтересовано в увеличении доли крупных корпораций на мировом рынке и превращении их в полноценные транснациональные компании. Необходима также поддержка средних по размеру региональных компаний для постоянного увеличения их доли на внутреннем рынке, превращения их в скрытых «национальных чемпионов». Наконец, малый бизнес должен подпитывать крупный и средний инновациями, новыми видами продукции и услуг.

Проведенный анализ известных определений конкурентоспособности позволяют выделить ряд моментов, безусловно важных для объяснения данного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

1. Конкурентоспособность как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

2. Конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры;

3. Проблема конкурентоспособности относится лишь к нестационарному недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

4. Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый объект.

Анализируя состояние отечественного промышленного производства, автором было выявлены следующие проблемы повышения конкурентоспособности, актуальные для всех или большинства отраслей:

- ресурсосбережение. Основным фактором низкой конкурентоспособности отечественных производств в абсолютном большинстве отраслей промышленности являются высокие издержки производства, и в первую очередь топливно-энергетические и материальные затраты. Следовательно, ресурсосбережение должно рассматриваться как важнейшее проявление влияния новых технологий на конкурентоспособность производства, а ресурсосберегающая эффективность становится одним из главных критериев выбора государственных приоритетов в инновационной сфере;

- увеличение доли продукции высокой степени переработки. Изменение структуры производства в этом направлении является необходимым условием преодоления сырьевого уклона производственной структур экономики и

рассматривается как одна из ключевых задач промышленной политики. Поэтому особое значение приобретает освоение новейших технологий конечных переделов (на которых в основном формируются высокие потребительские свойства продукции и создается основная часть добавленной стоимости), а также технологий, позволяющих повысить степень готовности продукции к последующей переработке;

- расширение сырьевой базы производства. В связи с тем, что традиционные источники сырья для ряда отраслей промышленности остались на территории стран СНГ и резко сократился импорт сырья из стран дальнего зарубежья, а также в связи с исчерпанием богатых месторождений на территории Республики Узбекистан, чрезвычайно высокую актуальность приобретает проблема эффективной переориентации производств на новые виды сырья, либо вовлечение хозяйственный оборот сырья с более низким содержанием полезных компонентов, а также повышение глубины переработки первичного сырья. Решение этой проблемы для некоторых отраслей промышленности является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач их технологического перевооружения;

- обеспечение гибкости производства. Высокие темпы обновления продукции как условие сохранения конкурентных позиций на рынке предъявляют особые требования к технологической структуре производств, которая должна обеспечить их адекватную реакцию на изменения рыночной конъюнктуры. Проблема гибкости производства, его способности к быстрому обновлению номенклатуры продукции во многом обусловливает выбор перспективных технологий в большинстве отраслей производства промышленных товаров.

Основная проблема, возникающая перед руководителями, борющимися за конкурентоспособность, заключается в неумении выделить главное направление, решая текущие вопросы предприятия, они занимаются решением текущих проблем, что не приводит к успешному развитию и повышению конкурентоспособности. Следовательно, необходимость экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия очевидна, даже с целью устранения основных причин утраты конкурентоспособности.

Экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия

- открытая система по разработке основных инструментов повышения конкурентоспособности (разработка и использование методики оценки конкурентоспособности предприятия, активизация продаж за счет практического улучшения характеристик продукции, формирование конкурентных преимуществ за счет активизации инновационных процессов), находящихся под воздействием факторов внешней и внутренней среды и требований заинтересованных сторон (на «входе»), главенствующей целью функционирования которой является определение основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия (на «выходе»).

Внедрение экономического механизма повышения

конкурентоспособности предприятия позволит:

- определить приоритеты и сбалансировать цели операционной, инвестиционной, финансовой, маркетинговой стратегий предприятия;

- системно и комплексно решать задачи разработки и оптимизации производственной, инвестиционной и финансовой политики;

- эффективно использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы;

- обеспечить конкурентоспособность предприятия.

Представить механизм повышения конкурентоспособности предприятия с позиций организационных структур и форм хозяйствования можно только применительно к конкретному предприятию на определенном этапе его деятельности. Структура механизма должна соответствовать принципам функционирования механизма и форме хозяйствования. Эффективное функционирование механизма повышения конкурентоспособности позволит предприятиям мобилизовать потенциал и конкурировать на рынке определенный временной период.

При проведении анализа отраслевых тенденций важно не замыкаться на анализе тенденций на традиционных рынках. Особенностью текстильной отрасли является постоянно изменяющиеся вкусы и предпочтения потребителей, которые чувствительны к незначительным изменениям качества продуктов питания и восприимчивы к новинкам. Следовательно, перспективным направлением деятельности предприятий данного сектора являются нововведения.

Список использованной литературы:

1. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные отношения. Глобалистика: учебник. - М.: КНОРУС, 2016. - 320 с.

2. Суворов А.Г. Международные экономические отношения. М.Конус. 2016, стр 135

3. Степанов Г.А., Легкая промышленность, Учебное пособие, изд.: Москва, ИЦ «Академия, 2016 год, 251 стр.

4. Григорьев К. А., Легкая промышленность, Издание: 4-е, исправ., Москва -2016 год, 184 стр.

5. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. / Пер. с англ. М.:Дело, 2014.

6. Волосов А.И., Теория и методология государственного управления инвестиционной деятельностью, Санкт-Петербург, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.