Научная статья на тему 'Разработка математической модели сроков выполнения проекта мини-гостиницы, повышающей ее конкурентоспособность'

Разработка математической модели сроков выполнения проекта мини-гостиницы, повышающей ее конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МИНИ-ГОСТИНИЦЫ / ТЕОРИЯ КАТЕГОРИЙ / КАТЕГОРНОФУНКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / ПРОЕКТ / КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ МіНіГОТЕЛЮ / ТЕОРіЯ КАТЕГОРіЙ / КАТЕГОРНО-ФУНКТОРНА МОДЕЛЬ / УПРАВЛіННЯ ПРОЕКТОМ / MINI-HOTEL COMPETITIVENESS / THEORY OF CATEGORIES / CATEGORY-FUNCTORIAL MODEL / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левыкин В. М., Дэвон В. В.

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности мини-гостиницы. Разработана математическая модель сроков выполнения проекта мини-гостиницы, играющая важнейшую роль в повышении ее конкурентоспособности и позволяющая любому менеджеру мини-гостиницы находить оптимальные значения продолжительностей работ при заданном крайнем сроке завершения проекта, страховых резервах времени для каждой операции, отношениях предшествования, верхних и нижних пределах продолжительности для каждой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of mathematical models of mini-hotel project terms that upgraded its competitiveness

After analyzing the situation of the hotel market in Kharkov, it was found that one of the major problems in projecting of mini-hotels is the excess time and on budget, affecting the competitiveness level. In the current market situation for hosting a successful competition mini-hotels it is should update the ACS hotel management and hotel equipment, study the internal and external markets, conduct market research, implement the innovations and technology, notice vulnerabilities of competitors, exert control action on its own competitiveness and identify its main focus. Market conditions for the Ukrainian mini-hotel functioning require a new strategic approaches to address their competitiveness. The mini-hotel functioning efficiency at market conditions implies an active search and development of each of its unique competitiveness strategy. In this regard, the need to develop a mathematical model of mini-hotel project terms is actual. Mathematical model developed in this paper allows any manager of mini-hotels to find the optimal values of continuous operation at the specified deadline for completion of the project, insurance time reserves for each operation, order relations, the upper and lower limits for duration of each work. The solution to this problem will give a mini-hotel manager to determine the optimal combination of continuous operation at a predetermined duration of the project, which is significantly simplify the progress of the project and minimize the risks, making the project a success and, thereby, increasing its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Разработка математической модели сроков выполнения проекта мини-гостиницы, повышающей ее конкурентоспособность»

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, МОДЕЛИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

УДК 658.012.32 Б01: 10.15587/2312-8372.2014.29597

левыкин в. м., разработка математической

Дэв0н в. в.

д МОДЕЛИ СРОКОВ выполнения проекта

мини-гостиницы, повышающей ее

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности мини-гостиницы. Разработана математическая модель сроков выполнения проекта мини-гостиницы, играющая важнейшую роль в повышении ее конкурентоспособности и позволяющая любому менеджеру мини-гостиницы находить оптимальные значения продолжительностейработ при заданном крайнем сроке завершения проекта, страховых резервах времени для каждой операции, отношениях предшествования, верхних и нижних пределах продолжительности для каждой работы.

Ключевые слова: конкурентоспособность мини-гостиницы, теория категорий, категорно-функторная модель, управление проектом, проект.

1. введение

На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает лидирующие позиции в экономике Украины. Одновременно с этим, повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом. Cерьезное значение приобретает конкурентоспособность мини-гостиницы, как определенного звена экономики Украины. Несмотря на огромное количество факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособность мини-гостиницы, главнейшим и лидирующим из них остается ее способность оказывать конкурентоспособные пользующиеся спросом услуги, и создавать условия для продвижения их на рынке гостиничных услуг.

В настоящее время для мини-гостиниц Украины задача повышения конкурентоспособности оказываемых услуг становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ, сильнейшим образом ослабили их позиции на внутреннем рынке Украины и на зарубежных рынках. Плачевное состояние основных фондов и высокие издержки делают затруднительным для многих мини-гостиниц решать эту задачу.

В сложившейся на рынке гостеприимства ситуации для успешной конкурентной борьбы мини-гостиницам необходимо не только сопровождение автоматизированных информационных систем (АИС) управления гостиницей и гостиничное оборудование, но и изучение внутреннего и внешнего рынка и ведение маркетинговых исследований, кроме того нахождение своих возможностей,

замечание слабых сторон и уязвимых мест конкурентов, но также и оказание управляющего воздействия на собственную конкурентоспособность и выявление ее основных направлений.

Рыночные условия функционирования отечественных мини-гостиниц требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования мини-гостиницы в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждой из них своей уникальной стратегии повышения конкурентоспособности. Конкурентная стратегия играет весомую роль, т. к. определяет направление деятельности мини-гостиницы в нахождении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала ее реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств гостиничных услуг, которые создают для мини-гостиниц определенные преимущества над их непосредственными конкурентами. Одновременно с этим, количественная оценка уровня конкурентоспособности мини-гостиницы позволяет ей целенаправленно создавать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать ее конкурентоспособность.

2. Анализ литературных данных и постановка проблемы

Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся

на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства [1]. Конкурентная борьба мини-гостиниц заключается в улучшении или сохранении позиции мини-гостиницы на рынке гостеприимства и консьержа, что достигается за счет отличия оказываемых мини-гостиницей услуг от услуг мини-гостиниц-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на их удовлетворение. Широко известен факт, что один удовлетворенный клиент принесет гостинице еще 10 клиентов! Как утверждает М. Хорназадэх, получение знаний о клиентах позволяет руководителям находить новые и персонализированные предложения для клиентов, тем самым влияя на выбор клиентов и, добившись их удовлетворения и сохранив их лояльность, как результат — более высокие доходы, рентабельность и даже привлечение новых клиентов! [2]. В выиграше остается та мини-гостиница, которая в состоянии выдерживать конкурентную борьбу на рынке Украины и зарубежных рынках. Конкуренция помогает мини-гостинице внедрять научно-технические достижения, использовать эффективные технику и технологию, новейшие методы организации оказания услуг, одновременно повышая их качество. Так, Портер, утверждал, что «фирмы создают конкурентное преимущество постигая или открывая новые и лучшие пути конкурентной борьбы в индустрии и привнося их на рынок, что в конечном счете представляет собой акт инноваций» [3]. Наряду с инновациями, технология является важным стратегическим активом, который позволяет сети отелей повышать их производительность и конкурентоспособность. По мнению П. Нихейма, в глобальном масштабе, роль технологий в укреплении конкурентного преимущества отеля очень важна, т. к. неразрывно связана с успехом отеля [4].

Практика ведения успешного гостиничного бизнеса показывает, что наряду с рыночными постулатами, нормами и принципами, крупнейшие игроки рынка гостеприимства и консьержа, отдают предпочтение иметь безупречную бизнес репутацию и честное имя для мини-гостиницы. Борьба на отечественном рынке гостеприимства и консьержа достаточно жесткая и серьезная, расширение рынка и рост качества услуг приводит к ежедневному столкновению интересов, и, мудрый менеджер мини-гостиницы, должен уважать своих конкурентов, использовать наличие конкурентов в своей нише рынка в свою пользу, путем укрупнения и расширения своего бизнеса и оказания уникальных услуг, пользующихся спросом, кроме того, он должен быть согласен с Фридрихом Ницше, который утверждал: «Что не убивает меня, то делает меня сильнее» [5]. Победить в конкурентной борьбе просто. Все, что для этого должен сделать менеджер мини-гостиницы — это не душить гостиницу-конкурента, а наоборот, по-

ставить конкурента на «пьедестал», считаться с ним, извлечь максимальную выгоду из факта наличия конкурента на своей нише, благодаря появлению стремления работать еще лучше, чем конкурент, а также, благодаря совмещению и ювелирной огранке различных факторов, направленных, в первую очередь, на удовлетворение потребностей клиентов-гостей мини-гостиницы, путем совершенствования оказываемых услуг и расширения ассортимента услуг, пользующихся у туристов наибольшим спросом.

Так, резюмировать вышеизложенное наилучшим образом, можно приведя высказывание Г. Форда, который, в свое время, сделал переворот в искусстве менеджмента, являлся талантливым иннова-тором и всегда приветствовал коллег словами — «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела — преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы» [6].

П. Кругман в своем труде «Конкуренция: Опасная зависимость» рассматривает понятие «конкуренция», как опасную зависимость [7].

В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [8]. Дополнил модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, немецкий экономист, социолог, политический деятель, основоположник научного коммунизма К. Маркс в своей работе «Капитал» [9].

В туризме, конкурентоспособность гостиниц очень важна, т. к. они играют ключевую роль в улучшении сектора туризма и развитии конкретного региона [10]. Понятие конкурентоспособности рассматривается Р. Хаггинсом с точки зрения элементов производительности, эффективности и рентабельности, и определяется как средство достижения повышения уровня жизни и повышения социального благосостояния [11]. Наиболее важными для понятия конкурентоспособности являются местоположение, общая стоимость и безопасность, которые находятся вне контроля сектора туризма, но играют главную роль в конкурентоспособности места назначения [12]. Стремление к повышению качества стало высоко желаемой целью в сегодняшних интенсивно конкурентных рынках [13, 14].

Однако на рынке имеет место и недобросовестная конкуренция, защита от нее гарантирована Конституцией Украины и Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», согласно которому, недобросовестной конкуренцией считаются «любые действия в конкуренции,

противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности» [15].

Проведенный анализ литературных источников, указывает на тот факт, что существуют три различных подхода к определению конкуренции. Так, например, первый подход, описывает конкуренцию как состязательность на рынке. Чаще всего его придерживаются отечественные специалисты. Что же касается второго подхода, то он представляет конкуренцию с точки зрения элемента рыночного механизма, который дает возможность уравновесить спрос и предложение. Характерен для классической экономической теории. А в третьем подходе, конкуренция — это критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. В свою очередь, базируется на современной теории морфологии рынка.

Конкурентоспособность разработки проекта предусматривает завершение проекта в более сжатые сроки по сравнению с аналогичным проектом конкурентов. Длительность реализации и дата внедрения проекта определяют его конкурентоспособность и успешность. Что же касается формализации концептуального понятия конкурентоспособности, проанализированные в настоящей статье публикации периодических научных изданий, не позволяют оценить влияние конкурентоспособности на сроки разработки и конкретные даты внедрения системы. Разработка математической модели сроков выполнения проекта мини-гостиницы дает возможность установить оптимальные сроки разработки и даты внедрения системы.

3. Цель и задачи исследования

Цель исследования — это разработка проекта мини-гостиницы с учетом его длительности и сроков внедрения.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Раскрыть сущности понятий конкуренции, как движущей силы развития мини-гостиниц.

2. Реализовать стратегии повышения конкурентоспособности мини-гостиницы посредством автоматизации управленческих решений в рамках АИС.

3. Разработать математические модели длительностей выполнения проекта мини-гостиниц.

4. Разработка математической модели сроков выполнения проекта мини-гостиницы

Управление любым проектом состоит в поиске оптимального соотношения между сроками и расходами [16]. Немаловажным фактором эффективности проекта является его надежность, т. к. компромисс

важно не только найти, но и обеспечить его выполнение без нарушения запланированных сроков.

Обычно на стадии планирования основное внимание уделяют решению вопроса более быстрого выполнения операций проекта за счет увеличения интенсивности использования ресурсов, влекущего за собой изменение стоимости.

Изменение сроков проведения работ происходит за счет изменения интенсивности использования ресурсов, т. е. количества ресурсов, затрачиваемых на выполнение операции в единицу времени. Управление ресурсной структурой операций позволяет осуществлять оптимизацию параметров проекта в целом.

Если на один месяц раньше своих конкурентов мини-гостиница оказывает услуги клиентам, то сокращается и длительность реализации проекта и срок внедрения, поэтому минимизируется время выполнения всех операций. В этом случае важным фактором планирования проекта является продолжительность всех его операций, с учетом зависимостей затрат от продолжительности для каждой операции проекта.

Разработаем математическую модель проекта мини-гостиницы для определения продолжительности всех операций (оптимальной структуры ресурсов), позволяющую минимизировать совокупные затраты. Изменение длительностей операций должно происходить при сохранении заданного качества, как операции, так и проекта в целом.

Стоимостной аспект вводится в схему календарного планирования проекта мини-гостиницы путем определения зависимости «затраты (стоимость) — продолжительность» для каждой операции проекта. При этом следует рассматривать не только элементы так называемых прямых затрат, но и косвенные затраты типа административно-управленческих расходов [16].

Прямые и косвенные затраты вместе представляют собой общие затраты по проекту:

F = C + V, (1)

где F — совокупные (общие) затраты; C — суммарные прямые затраты на реализацию всех операций проекта с учетом изменения их продолжительно-стей; V — суммарные косвенные затраты за весь период проекта.

Если косвенные затраты являются функцией только от длительности проекта, то их можно представить следующей формулой:

V = T ■ V, (2)

где Т — общая продолжительность проекта; V -косвенные затраты на каждый день проекта.

В случае, если структура косвенных затрат является функцией не только от длительности, но

и от прочих показателей, то ее можно задать таблично либо кусочно-линейно на каждый временной интервал проекта. Тогда совокупные косвенные затраты будут описываться следующим образом:

У = £ г

(3)

j=1

где Vj —косвенные затраты в ] период времени, ) = 1, Т.

На рис. 1 показана типичная линейная зависимость стоимости операции от ее продолжительности, используемая для большинства проектов. Точка (йп, Сп), где йп — продолжительность операции, а Сп — ее стоимость, соответствует, так называемому, нормальному режиму выполнения операции и может быть расположена в любом месте на отрезке (1, 2) (на рис. 1 он выделен жирной линией).

X

а

а

Ci

1

С„)

¿1С с{п б/£

Рис. 1. Зависимость затрат от изменения длительности операции

у

По оси х — продолжительность операции; по оси у — затраты на операцию;1 — критическая точка; 2 — поздняя точка.

Продолжительность операции йп можно уменьшить (сжать) или увеличить (растянуть), однако существует предел, называемый минимальной/максимальной продолжительностью операции. За точкой, соответствующей этому пределу (точкой максимально/минимально интенсивного режима), дальнейшее увеличение/снижение интенсивности использования ресурсов ведет лишь к увеличению затрат без сокращения продолжительности операции или растяжению операции без снижения стоимости операции соответственно. Эти пределы обозначены на рис. 1 точками с координатами (йс, Сс) и (¿1, СО.

В общем виде зависимость «затраты — продолжительность» можно аппроксимировать кусочно-линейной функцией с различными интервалами продолжительности. В этом случае операция раз-

бивается на части, каждая из которых соответствует одному линейному отрезку [16]. Наклоны этих отрезков при переходе от точки нормального режима к точке максимально интенсивного (сжатого) режима возрастают, а при переходе от нормального к минимально интенсивному (растянутому) режиму уменьшаются.

Возможно представление зависимости затрат от времени и в нелинейном виде, что значительно усложнит вычислительный процесс, в то время как наибольший интерес представляет минимизация стоимости с учетом других параметров проекта.

Стоит заметить, что изменять длительности операций следует таким образом, чтобы конечная их комбинация обеспечивала минимальную стоимость проекта при общей длительности, не превышающей заданных временных ограничений (крайнего срока выполнения проекта).

При выборе оптимального решения следует учитывать такой параметр работы, как уровень риска, отражаемый математическим ожиданием и дисперсией операции. Данные показатели можно определить с помощью PERT-анализа. В то же время PERT-анализ не учитывает такие показатели внутренней и внешней среды как погода, сложности финансирования, человеческий фактор и прочее, которые с достаточной степенью достоверности учитывает опытный менеджер проекта. Следовательно, необходимо создать инструмент, с помощью которого менеджер может формировать страховые резервы времени для рискованных операций. Страховым резервом времени назовем запас времени, определяемый менеджером проекта для снижения риска невыполнения операции в срок.

С введением страхового резерва времени появляется управление риском уже на стадии планирования в рамках рассматриваемого подхода. Зачастую менеджеры не используют математические методы в управлении проектами, т. к. последние не позволяют учитывать их опыт, накопленный за долгие годы работы в этой сфере. Описанный подход лишен этого недостатка и позволяет учесть опыт менеджера при определении страховых резервов для снижения риска, что является эффективным инструментом повышения надежности проекта.

Предлагаемая математическая модель, позволяет найти оптимальные значения продолжительностей работ при заданном крайнем сроке завершения проекта, страховых резервах времени для каждой операции, отношениях предшествования, верхних и нижних пределах продолжительности для каждой работы. При необходимости возможно определить оптимальную комбинацию длительностей работ при заданной продолжительности проекта.

Модель продолжительности работ (Шй) представим в следующем виде:

Md = (d,

v, Lij, Hij, Lij ,T, rij, DL,W, w, Cj),

(3)

Совокупный штраф за превышение крайнего срока проекта вычисляется по формуле:

где dij — продолжительность i-й работы в j-й период времени, j = 1,

Т; L

j

нижний

продолжительности работы; Hy продолжительности работы; T ность проекта; rij — для работы (i, j); DL

предел верхний предел продолжитель-страховой резерв времени - крайний срок завершения

проекта без выплаты штрафов и неустоек;^ — совокупный штраф за превышение крайнего срока проекта; т — штраф за единицу времени превышения крайнего срока проекта;Су — стоимость работы (г,у), как функция ее продолжительности dif

W=

(T - DL) ■ w, (T - DL) > 0, 0, (T - DL) < 0,

T = X dij

(i, j )eZ

при условии, что:

< dij < Hij,

(i, j) e A, i Ф j.

(6) (7)

(8)

Cij aij + bij dij,

(4)

где ац — начальные затраты по г'-й работе в у-й период времени; Ьу — наклон стоимость/время (рис. 1).

Следует отметить, что функция Су может определяться нелинейно. В этом случае будет получена задача выпуклого программирования.

В качестве верхнего предела принимаем «растянутую» продолжительность работы, нижний предел соответствует максимально интенсивному режиму выполнения работы.

При заданной продолжительности проекта Т и линейном соотношении между затратами и продолжительностью работ проекта требуется выяснить какие работы необходимо ускорить, а для каких сохранить нормальную продолжительность.

Представим сетевую модель «Дуга — работа» в виде:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G = N А),

При всех изменениях длительности операций для каждого события критического пути предшествующие ему участки некритических (альтернативных) путей, входящих в это событие, не превышают длительности участка критического пути от начала до этого события:

X dj> X dr,m = 1, f, k = 1,А.

(i,j )eQi

(9)

(i, j )eZ t,j <k

Для определения длительности операций, необходимо учитывать предпочтение и опыт менеджера проекта через страховой резерв времени Гц длительности операции (г', у). Для этого введем:

dr = d - + r ■

ij ij ij

(10)

тогда выражение (9) примет вид:

где N = {0, ..., n} — множество узлов и 0 — означает начало проекта, а n — окончание проекта; А — множество дуг; Z — множество дуг критического пути, Z e A; Zk — множество дуг критического пути, предшествующих событию k; Q^ -множество дуг m-го альтернативного (некритического) пути, m =1, ..., f, где f — количество альтернативных путей, Qm e A; Qm — множество дуг m-го альтернативного пути предшествующих событию k, включая входящую в него дугу, т. е. все (i, j) e Qm V (i, j) < k; k — событие критического пути, k = 1, ., А, где А — количество событий в критическом пути.

Тогда совокупная стоимость проекта определяется выражением вида:

F = X Cij + W + V ^ min, (5)

(i, j )eA

где V — косвенные затраты, вычисляются по формуле (2).

I dЦ > I dЦ, т = 1, /, к = 1, А. (11)

(г,})е1к (г, у

Замечание. Данную оптимизационную задачу можно решить и для заданного фиксированного значения Dф, Dij е Dф (длительность проекта). Для этого необходимо добавить следующее ограничение:

I dlJ< Dф. (12)

(г, У )ег

После чего, задав требуемую длительность проекта, решить задачу. При этом будет найдено оптимальное решение при (фиксированном) Dф. В этом случае решением получившейся ЗЛП (задачи линейного программирования) является оптимальная комбинация длительностей операций проекта, обеспечивающая минимальную стоимость при указанной длительности проекта.

5. обсуждение результатов исследований влияния конкурентоспособности на разрабатываемые проекты мини-гостиниц

Одним из существенных недостатков в разработке проектов мини-гостиниц является превышение сроков и бюджета, влияющие на уровень конкурентоспособности. Кроме того, в деятельности мини-гостиниц наблюдаются существенные недостатки, связанные с низким качеством оказываемых услуг, что также оказывает негативное воздействие на ее конкурентоспособность. В сложившейся на рынке гостеприимства ситуации для успешной конкурентной борьбы мини-гостиницам необходим не только реинжениринг АИС управления гостиницей и гостиничного оборудования, но также изучение внутреннего и внешнего рынка и ведение маркетинговых исследований, кроме того нахождение своих возможностей, замечание слабых сторон и уязвимых мест конкурентов, оказание управляющего воздействия на собственную конкурентоспособность и выявление ее основных направлений.

Рыночные условия функционирования Украинских мини-гостиниц требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Поэтому эффективность функционирования мини-гостиницы в условиях рынка должна обеспечиваться активным поиском и разработкой своей уникальной стратегии повышения конкурентоспособности.

Разработанная в настоящей статье математическая модель, позволяет менеджерам мини-гостиницы находить оптимальные значения про-должительностей работ при заданном крайнем сроке завершения проекта, страховых резервах времени для каждой операции, отношениях предшествования, верхних и нижних пределах продолжительности для каждой работы. Кроме того, математическая модель дает руководителю мини-гостиницы возможность определения оптимальной комбинации длительностей работ при заданной продолжительности проекта, что значительно упрощает ход реализации проекта с минимизацией рисков, делая проект успешным и, тем самым, повышая его конкурентоспособность.

6. выводы

В рамках поставленной цели, в статье рассмотрено влияние конкурентоспособности мини-гостиницы на необходимость автоматизации ее функций в рамках АИС, позволяющей реализовать функциональные задачи по приему, планированию, обслуживанию клиентов. Данные задачи, реализуемые в рамках проекта на информационную си-

стему, прежде всего, ориентированы на разработку проекта в строго установленные сроки. В связи с этим, разработана математическая модель определения продолжительностей и стоимости проекта. Использование такой модели дает возможность разработчикам находить оптимальные значения продолжительностей работ, страховых резервов для каждой операции, что дает возможность выполнить установленный объем работ в соответствии с установленными сроками его реализации.

литература

1. Чайникова, Л. Н. Конкурентоспособность предприятия [Текст]: учеб. пособие / Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 192 с.

2. Honarzadeh, M. A Conceptual Model for Using Identification Technology via Radio Frequency to Improve CRM System in Tourism Industry / M. Honarzadeh, S. J. Hosseini Ezabady, Y. Zare Mehrjerdi // The 7th National & 1th International Conference on Electronic Commerce and Economy, April, 2013. — Tehran, Iran, 2013.

3. Porter, M. E. The Competitive Advantage of Nations [Electronic resource] / M. E. Porter. — New York: The Free Press, 1990. — 91 p. — Available at: \www/URL: http://kkozak.wz.cz/Porter.pdf

4. Nyheim, P. Technology strategies for the hospitality industry [Text] / P. Nyheim, F. McFadden, D. Connolly. — Ed. 2. — NJ: Pearson Prentice-Hall, Upper Saddle River, 2011. — 366 p.

5. Ницше, Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом [Электронный ресурс]: сочинения в 2-х томах / Ф. Ницше; пер. с нем. Н. Полилова. — Москва: «Мысль», 1990. — Т. 2. — Режим доступа: \www/URL: http://philosophy.ru/library/ nietzsche/gotzen.html

6. Латфуллин, Г. Р. Теория менеджмента [Текст]: учеб. для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. С. Никитин, С. С. Серебренников. — СПб: Питер, 2014. — 2-е изд. — 464 с. ISBN 978-5-496-00576-0

7. Krugman, P. Competitiveness: A Dangerous Obsession [Text] / P. Krugman // Foreign Affairs. — 1994. — Vol. 73, № 2. — P. 28-44. doi:10.2307/20045917

8. Портер, М. Международная конкуренция [Текст]: пер. с англ. / М. Портер; под ред. В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 2004. — 896 с.

9. Маркс, К. Капитал: критика политической экономии [Электронный ресурс] / К. Маркс; под ред. Ф. Энгельса. — 1894. — Т. 3, Кн. III, Ч. 1. — Режим доступа: \www/URL: http://www.esperanto. mv.ru/Marksismo/Kapital3/kapital3-00.html

10. Hessamaldin, M. S. Customer Satisfaction in Four Star Isfahan Hotels. An Application of SERVQUAL Model [Electronic resource] / M. S. Hessamaldin. — Lulea University of Technology, 2008. — 115 p. —

Available at: \www/URL: http://epubl.ltu.se/1653-0187/2008/059/LTU-PB-EX-08059-SE.pdf

11. Huggins, R. Creating a UK Competitiveness Index: Regional and Local Benchmarking [Text] / R. Hug-gins // Regional Studies. — 2003. — Vol. 37, № 1. — P. 89-96. doi:10.1080/0034340022000033420

12. Enright, M. J. Tourism destination competitiveness: a quantitative approach [Text] / M. J. Enright, J. Newton // Tourism Management. — 2004. — Vol. 25, № 6. — P. 777-788. doi:10.1016/j.tour-man.2004.06.008

13. Johns, N. Measuring service quality of travel agents: evidence from Northern Cyprus [Text] / N. Johns, T. Avcí, O. M. Karatepe // The Service Industries Journal. — 2004. — Vol. 24, № 3. — P. 82-100. doi:10.1080/0264206042000247777

14. Sureshchandar, G. S. Customer perceptions of service quality in the banking sector of a developing economy: a critical analysis [Text] / G. S. Sureshchandar, C. Rajendran, R. N. Anantharaman // International Journal of Bank Marketing. — 2003. — Vol. 21, № 5. — P. 233-242. doi:10.1108/02652320310488411

15. Про захист вщ недобросовiсноï конкуренцП [Елект-ронний ресурс]: Закон Украши № 237/96-ВР вщ 07.06.96 // Вщомосп Верховноï Ради Украь ни (ВВР). — 1996. — N 36. — ст. 164. — Режим доступу: \www/ URL: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/236/96-вр

16. Бурков, В. Н. Математические основы управления проектами [Текст]: учебн. пос. / С. А. Баркалов, В. И. Воропаев, Г. И. Секлетова и др.; под ред. В. Н. Буркова. — М.: Высш. шк., 2005. — 423 с.

Р03Р0БКА МАТЕМАТИЧНО1 М0ДЕЛ1 CP0KIB ВИК0НАННЯ ПРОЕКТУ М1Н1-Г0ТЕЛШ, ШДВИЩУШЧА И КОНКУРЕНТОСПРОМОЖШСТЬ

У статт розглянуто поняття конкурентоспро-можност мш-готелю. Розроблено математичну модель термшв виконання проекту мшьготелю, яка грае найважлившу роль у шдвищенш li конку-рентоспроможностi та дозволяе будь-якому менеджеру мшьготелю знаходити оптимальш значення тривалостi робiт при заданому крайньому термшу завершення проекту, страхових резервах часу для кожно1 операцп, вiдносинах передування, верхнiх i нижшх межах тривалостi для кожно1 роботи.

Ключов1 слова: конкурентоспроможнiсть мшь готелю, теорiя категорiй, категорно-функторна модель, управлшня проектом, проект.

Левыкин Виктор Макарович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных управляющих систем, Харьковский национальный университет радиоэлектроники, Украина, e-mail: [email protected]. Дэвон Валерия Викторовна, кафедра информационных управляющих систем, Харьковский национальный университет радиоэлектроники, Украина, e-mail: [email protected].

Левикж Вжтор Макарович, доктор техтчних наук, профе-сор, затдувач кафедри тформащонних керуючих систем, Хар-твський нацональний утверситет рад1оелектротки, Украгна. Девон Валерiя Вiкторiвна, кафедра тформащонних керуючих систем, Хартвський нащональний утверситет радю-електротки, Украгна.

Levykin Viktor, Kharkiv National University of Radio Electronics, Ukraine, e-mail: [email protected]. Devon Valeriia, Kharkiv National University of Radio Electronics, Ukraine, e-mail: [email protected]

УДК 338.484

DOI: 10.15587/2312-8372.2014.31402

самойленко к. в. НЕОБХЩШСТЬ ВНКОРНСТАННЯ

ШФ0РМАЩйн01 лопстики

В К0НТЕКСТ1 ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ

корисност туристичного продукту

У статтг дослгджено особливостг формування та забезпечення корисностг туристичного продукту. Розглянуто основт пгдходи до визначення сутностг корисностг. Видглено домгнуючг компо-ненти споживчог корисностг туристичного продукту. Конкретизовано споживчг характеристики, що в1дображають домгнуючг компоненти споживчог цгнностг туристичного продукту. Дослгджено гнформацшнг потоки, що функцгонують на всгх етапах створення туристичного продукту.

клпчов1 слова: кориснгсть, споживча кориснгсть, тформацгя, тформацшна логгстика.

1. Вступ

Туристичний продукт розглядаеться як сукуп-шсть матер1альних i нематер1альних елеменив,

кожний з яких на певному еташ життевого циклу потребуе коригування маркетингового шстру-ментарш для ефектившшого функцюнування [1]. Ниш туристична сфера характеризуеться значними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.