Тюлюбаева Д.М., Бахарева А.Д.
Разработка маршрутов для пользователей услуги «Carpool» на основе подвижности ...
УДК 656.11
Тюлюбаева Динара Муратбековна, к.т.н., доцент факультета инженерно-экономических наук Казахстанско-Немецкого Университета, e-mail: [email protected]
Бахарева Алена Дмитриевна, магистрант факультета инженерно-экономических
наук Казахстанско-Немецкого Университета,
e-mail: [email protected]
Казахстанско-Немецкий Университет
050010, г. Алматы Казахстан, ул. Пушкина, 111
РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ УСЛУГИ «CARPOOL» НА ОСНОВЕ ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. АЛМАТЫ
Ключевые слова: сервис «Carpool», подвижность городского населения, маршруты движения, загруженность дорог, мобильность, общественный транспорт, устойчивые виды транспорта, нехватка парковочных мест.
Аннотация. В статье описана одна из основных транспортных проблем города Алматы - загруженность дорог. Предложено решение по снижению количества автомобилей посредством применения концепции «Carpool», широко используемой в странах Европы. Так как в г. Алматы данная концепция не представлена, была изучена потребность в данных услугах. На основе анализа подвижности населения города Ал-маты предложены наиболее востребованные маршруты движения для пользователей услуги «Carpool». При написании статьи были использованы такие методы, как наблюдение, сравнение и анализ. Результаты исследования могут быть применены в стратегиях развития транспортной отрасли города Алматы, а также могут использоваться как способ снижения количества автомобилей на дорогах и разгрузка общественного транспорта. Благодаря привлечению населения к использованию системы «Carpool» возможно снизить уровень автомобилизации в городе, уменьшить уровень пробок на дорогах. При сокращении количества автомобилей уменьшаются выбросы выхлопных газов, выделяемых при сгорании топлива. Также будет снижено шумовое загрязнение городского пространства.
Введение
Алматы, подобно любому крупному городу, развивается стремительными темпами, что способствует росту автомобилизации и возникновению проблем с транспортной инфраструктурой города. Населению приходится сталкиваться с такими проблемами, как заторы на дорогах, отсутствие свободных парковочных мест, экологическое загрязнение воздуха выхлопными газами и шумовые воздействия от работающих автомобилей на органы слуха людей, проживающих в городе. На сегодняшний день одним из современных решений транспортных проблем Алматы является концепция «Carpool», означающая использование частного автомобиля для подвоза людей, не направленное на получение заработка от попутчиков [1]. При таком использовании автомобиля расходы на топливо распределяются пропорционально среди всех участников, и выбирается оптимальный маршрут поездки без значительных отклонений от основного маршрута владельца автомобиля [2].
Концепция с продолжительного периода времени применяется в странах Европы и в США, где правительство мотивирует население к пользованию услугой различными способами [3]. Были выделены отдельные полосы движения для автомобилей с полной загруженностью пассажирами, предоставлены отдельные парковочные места, льготы на проезд по платным дорогам. Все эти меры повлияли на крупномасштабное
развитие и распространение услуги «Сагроо1», которая и в настоящее время пользуется достаточным спросом. В «Программе развития Алматы 2020» одной из целей является внедрение тренда совместного пользования автомобилем. В проекте «Устойчивый транспорт города Алматы» также упоминается о системе «Сагроо1», как способе снижения загруженности дорог, но четко не указывается последовательность внедрения концепции непосредственно в городе Алматы, и не принимаются меры по информированию и мотивированию населения к пользованию системой «Сагроо1» [4].
Актуальность данной работы связана с тем, что Алматы нуждается в применении мер по регулированию транспортного потока и в сокращении количества автомобилей в пределах города. С помощью концепции «Сагроо1» можно будет снизить транспортную загруженность города без масштабных затрат, таких как строительство развязок и расширения дорожного пространства. Основной задачей остается привлечение населения к пользованию услугой «Сагроо1», в связи с этим необходимо предоставить разработанные маршруты, по которым пользователи могут передвигаться в рамках данной концепции.
Новизна исследования заключается в том, что концепция «Сагроо1» в настоящее время не работает в городе Алматы, поэтому можно на основе подвижности населения разработать маршруты, по которым автомобилисты и попутчики смогут осуществлять свои поездки.
Работа исходит из гипотезы, что благодаря разработкам маршрутов «Сагроо1» в Алматы данная концепция будет использоваться населением в масштабных размерах и повлечет за собой положительные экономические и экологические факторы.
Цель - разработать маршруты для пользователей услуги «Сагроо1» с учетом подвижности населения г. Алматы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить подвижность населения города Алматы;
- разработать маршруты для пользователей движения «Сагроо1»;
- определить места для парковки в случае использования предложенных маршрутов.
Теоретическая и методологическая основы заключаются в использовании при написании данной статьи методов эмпирического исследования, а именно: наблюдения, сравнения и методов, используемых как в эмпирических, так и в теоретических исследованиях, это: анализ зарубежной и отечественной литературы, метод классификации, методы прогнозирования.
Основная часть
Объемы пассажирских перевозок обусловлены численностью и транспортной подвижностью населения. Подвижность населения - это статистический показатель, определяющий среднее число перемещений на человека в год. Подвижность населения может зависеть от разных обстоятельств, таких как уровень жизни и благосостояния населения, численность жителей, транспортная обеспеченность территории, размеры и планировка города, расположение мест труда и отдыха населения [5].
Подвижность населения бывает двух видов, а именно: общая и транспортная. Общая подвижность населения характеризуется числом перемещений населения по территории города, включая передвижение на транспорте и пешие походы, транспортная подвижность показывает количество поездок населения на транспортных средствах[6]
Для определения подвижности все городское население делится на группы. В группу «А» входят работники градообразующих предприятий и учреждений; «Б» состоит из работников обслуживающих предприятий и учреждений; «В» - учащиеся университетов, колледжей; «Г» - неработающее население, к которому относятся де-
Тюлюбаева Д.М., Бахарева А.Д.
Разработка маршрутов для пользователей услуги «Сагроо!» на основе подвижности
ти, пенсионеры, инвалиды и домохозяйки [7, 31]. Для населения характерен следующий состав по группам (рис. 1).
Большей частью населения являются безработные по каким-либо причинам люди, при этом наибольшее число передвижений осуществляет население групп «А», «Б» и «В».
Транспортная подвижность населения, в первую очередь, зависит от размера города и расположения в нем объектов труда и отдыха, мест культурного значения и обслуживания населения. Так как в каждой поездке заложен смысл, то все передвижения населения характеризуются по целям. Основными являются трудовые поездки, и на них приходится больше половины передвижений, затем люди перемещаются по бытовым делам, меньшую часть занимают поездки на отдых, и оставшаяся часть поездок приходится на переезды [8]
По целевому назначению подвижность населения можно разделить на несколько групп: передвижения по рабочим делам, передвижения учащихся с учебными целями, передвижения к культурным местам и учреждениям, перемещения по бытовым целям и с целями активного отдыха [9].
32%
42%
18%
8° о
- «А»; - «Б»; - «В»; - «Г».
Рис. 1. Состав населения по группам [7]
В зависимости от дальности и цели передвижения можно определить среднестатистические коэффициенты пользования транспортом, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Среднестатистические коэффициенты пользования транспортом [7, с. 31]
Дальность передвижения, км До 1 1,5 2 2,5 3 Более 3
Трудовые передвижения 0,3 0,65 0,9 1 1 1
Культурно- бытовые передвижения 0,15 0,4 0,65 0,8 0,9 1
В заключение можно отметить, что на подвижность населения большое влияние оказывает развитость и функционирование транспортной сети. Основным ограничением развития транспортных систем и индустрии человеческого общества является ограниченность территории. Увеличение площади улично-дорожной сети города за счет сокращения площадей рекреации и за счет сокращения жилой застройки приведет к увеличению подвижности [10].
Проанализировав подвижность населения города Алматы, были сделаны выводы, что все движения в городе осуществляются в двух направлениях (рис. 2).
Ежедневно с утра в центр города перемещается население из спальных районов на работу, учебу, по личным делам, а вечером едут обратно в микрорайоны. Основными местами скопления бизнес-центров и офисных помещений являются Бостандыкский и Медеуский районы. К спальным районам относятся Наурызбайский, Ауэзовский, Турксибский и Алатауский. Красными пометками отмечены расположения основных бизнес-центров и большие скопления офисов, черными линиями - движение населения от спальных районов к центрам и в обратном направлении. Как видно на карте, спальные районы в основном находятся на окраинах, а это значит, что население будет передвигаться от окраин в центр.
Рис. 2. Ежедневное перемещение населения в пределах города Алматы
Вторым направлением поездок являются ежедневные перемещения людей из ближайших населенных пунктов в центр города и обратно. В город Алматы от крупных областных центров и городов-спутников ведут несколько трасс (рис. 3), по которым ежедневно осуществляются передвижения населения.
Рис. 3. Дороги, ведущие из областных центров в город Алматы
Из города Есик, центра Енбекшиказахского района Алматинской области, проложена трасса Кульжинский тракт, а из города Талгар, центра Талгарского района Ал-матинской области, ведет трасса Талгарский тракт. Эти трассы соединяются в развяз-
Тюлюбаева Д.М., Бахарева А.Д.
Разработка маршрутов для пользователей услуги «Сагроо!» на основе подвижности
ку и продолжаются Восточной объездной дорогой. От города Капчагай ведет высокоскоростная трасса Алматы - Капчагай, которая на въезде в город входит в развязку с улицами Бекмаханова, Северное Кольцо шоссе и Бурундайской. Через Каскелен, центр Карасайского района Алматинской области, в Алматы можно попасть двумя путями: по трассе Алматы-Бишкек, которая переходит в Ташкентский тракт и уже в городе является продолжением проспекта Райымбека, и по Верхней Каскеленской трассе, которая плавно переходит в улицу Жандосова.
Данные направления являются наиболее заполненными транспортными средствами, так как система общественного транспорта хорошо развита только в черте города, а в близлежащие населенные пункты достаточно тяжело добраться без собственного автомобиля рано утром или поздно вечером. Поэтому население вынуждено пользоваться личными транспортными средствами, что и сказывается на дорожном движении. В связи с этим необходимо разгрузить транспортный поток на данных участках с помощью концепции «Сагроо1». Люди из населенных пунктов близ Алматы должны кооперироваться друг с другом и въезжать в город, по возможности, на машинах с полной вместимостью пассажиров. Это сможет значительно уменьшить автомобильный поток на вышеобозначенных направлениях.
Для того, чтобы доказать правильность построения маршрутов для пользователей движения «Сагроо1», недостаточно изучить только подвижность населения, необходимо также изучить спрос на данный вид перевозок посредством маркетингового исследования - это наиболее эффективный инструмент для получения обратной связи с потребителями услуг [11].
Подводя итоги, можно сказать, что основная характерность движения в Алматы выглядит так: в утренние часы из спальных районов в центр города и в вечерние часы в обратном направлении, а также из близлежащих населенных пунктов в город Алма-ты и обратно. В результате, были обозначены основные загруженные трассы, которые и должны быть использованы как основные маршруты движения пользователей услуги «Сагроо1».
В настоящее время в пределах города существуют несколько самых крупных остановочных пунктов для поиска попутчиков: автовокзал «Саяхат», автовокзал «Сай-ран» и железнодорожный вокзал «Алматы - 1» (рис. 4).
На карте обозначены места расположения автовокзалов и направления движения населения с данных пунктов. С автовокзала Саяхат люди обычно добираются в город Талгар, город Иссык и в близлежащие поселки. С автовокзала «Сайран» можно добраться в направлении к городу Каскелен, а на вокзале «Алматы - 1» ищут попутчиков
Талга Талгар
Кызыл-Кай
Рис. 4. Остановочные пункты для поиска попутчиков
в г. Капчагай. Так как в данных местах нет специально оборудованных площадей под стоянку автомобилей и пунктов ожидания и поиска попутчиков, водители из-за нехватки мест занимают проезжую часть, тем самым мешают движению и в результате образуются заторы.
Для того, чтобы снизить загруженность дорог в местах сбора попутчиков, необходимо организовать удобные места парковки и ожидания пассажиров за городом Ал-маты. В результате создания комфортных условий пользователи услуги «Carpool» смогут назначать встречи в определенных местах, не мешая дорожному движению в городе [12]. В направлении города Есик и города Талгар место для парковки было выбрано на территории Спортивного комплекса «Халык Арена», где построена большая парковочная зона, но она пользуется спросом только во время спортивных олимпиад. В Каскелен ведут две дороги - Верхняя Каскеленская трасса и Ташкентский тракт. Между этими дорогами есть свободная территория для строительства парко-вочных мест. Выбранное место также недалеко расположено от города и там будет более рациональным создание узла для стыковки общественного транспорта и пользователей сервиса «Carpool». Тем самым возможно разгрузить улицу Толе би, на которой в настоящее время находится стоянка и места сбора попутчиков. В направлении к городу Капчагай вблизи трассы находятся много пустующих территорий, где может быть построена парковочная зона. Строительство стоянки для пользователей услуги «Carpool» сможет разгрузить транспортные потоки на трассе Алматы - Капчагай и освободить дорогу и парковки на железнодорожном вокзале «Алматы - 1 ».
В качестве вывода можно отметить, что строительство стоянок может показаться затратным, но не стоит отказываться от этого метода, так как без создания инфраструктуры концепция полноценно работать не сможет. И посредством перемещения мест стоянки пользователей услуги «Carpool» к окраинам разгрузятся основные трассы в центре города [13].
Заключение
Можно отметить, что на основе анализа подвижности населения города Алматы и близлежащих населенных пунктов была достигнута основная цель статьи - разработка маршрутов для пользователей концепции «Carpool». Были предложены основные дорожные пути, которые необходимо разгрузить от автомобильных заторов. На предложенных маршрутах указаны места для парковки и сбора автомобилистов и попутчиков. Все эти меры позволят привлечь население использовать систему «Carpool» и тем самым снизить количество автомобилей въезжающих в город, уменьшить уровень пробок на дорогах города Алматы [14]. Кроме этого, услуги «Carpool» в большей степени выгодны населению, проживающему в местах, не охваченных системой общественного транспорта. Выгода очевидна всем участникам движения, каждый сможет добраться на работу с комфортом на автомобиле и сэкономить время на проезд, водители экономят на топливе, количество машин на дорогах снижается, в результате уменьшается трафик движения и пробки, а самым главным достижением является снижение вредных выбросов в атмосферу [15]. С данной концепцией можно оптимизировать как движение в черте города, так и проблемы населения, связанные с общественным транспортом.
Список литературы:
[1] Бодня М.С. Управление транспортными потоками мегаполисов как способ снижения загрязнения атмосферного воздуха //Астраханский вестник экологического образования. - 2012. -№ 3. - С. 127-131.
[2] Iwan Stanislaw. Sustainable urban freight transport management - the challenge for municipalities // JLTM. 2014. №1. pp. 32-46.
Тюлюбаева Д. М. , Бахарева А. Д.
Разработка маршрутов для пользователей услуги «Carpool» на основе подвижности ...
[3] Ruimin Li, Zhiyong Liu, Ruibo Zhang. Studying the benefits of carpooling in an urban area using automatic vehicle identification data // Transportation Research Part C: Emerging Technologies, 2018. - pp. 367-380.
[4] Сайт комитета по статистике / Программа развития Алматы 2020 / http://www.almaty.gov.kz (был доступен 29 сентября 2018 года).
[5] Самойлов Д.С. Подвижность населения. Городской транспорт. - 2-еизд., перераб. и доп. -М.:Стройиздат, 1983. - 384 с.
[6] Momot A.V. General factors that affects the increase of population mobility and principles of optimization of high-speed passenger transportations // Вестник экономики транспорта и промышле-ности. - 2014. -№ 45. - С. 32-38.
[7] Лобанов Е.М. Транспортная планировка городов: Учебник для студентов вузов. - М: Транспорт, 1990. - 240 с.
[8] Jakub Zawieska, Jana Pieriegud. Smart city as a tool for sustainable mobility and transport decar-bonisation // Transport Policy. - 2018. pp. 36-50.
[9] Irina Makarova, Anton Pashkevich, Ksenia Shubenkova, Eduard Mukhametdinov Ways to increase population mobility through the transition to sustainable transport // Procedia Engineering 187. - 2017. pp. 756-762.
[10] Меркулов Вячеслав Валерьевич, Шемякина Татьяна Юрьевна. Стратегии создания и развития «умных городов» // Вестник ГУУ. - 2018. -№4. - C. 39-42.
[11] Мордовченков Н.В., Сироткин А.А. Специфика и возможности проведения маркетинговых исследований на рынке транспортных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. . - 2017. - № 53. - С. 190-197.
[12] Petervander Waerden, Andreas Lem, Wim Schaefer. Investigation of factors that stimulate car drivers to change from car to carpooling in city center oriented work trips // Transportation research Procedia, - 2015.
[13] Программа реализации мероприятий комплексной схемы организации дорожного движения в границах малого транспортного кольца г. Алматы на период 2017-2023 гг. с перспективой до 2030 г. // https://alatransit.kz/sites/default/files/11._ksodd_t._hoschanov.pdf (был доступен 08 апреля 2019 года)
[14] 2. Сайт Bla Bla Car // https://blog.blablacar.ru/about-us (был доступен на 09.04.2019).
[15] Сайт компании АЛДАвтомотив // Брошюра «Инновационные сервисы, повышающие мобильность» // https://www.aldautomotive.ru/Portals/russia/xBlog/uploads/2017/1/12/FS_WP_Innova-tions%20in%20Mobility%20Services%20_RS03.pdf (был доступен на 05.04.2019).
DEVELOPMENT OF THE ROUTES FOR «CARPOOL» SERVICE USERS BASED ON THE POPULATION MOBILITY IN ALMATY
Tyulyubaeva Dinara M., Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the Faculty of Engineering and Economic Sciences Kazakh-German University,
Bakhareva Alena D., undergraduate of the Faculty of Engineering and Economic Sciences Kazakh-German University,
111, Pushkin, Almaty, 050010, The Republic of Kazakhstan
Keywords: «Carpool» service, urban population mobility, routes, road congestion, mobility, public transport, sustainable modes of transport, lack ofparking spaces.
Annotation. The article describes one of the main transport problems of the city of Almaty -congestion of roads. A solution was proposed to reduce the number of cars through the use of the «Carpool» concept, widely used in Europe. Since this concept is not presented in Almaty, the need for these services has been studied. Based on the analysis of population mobility the most popular traffic routes for users of the Carpool service have been proposed. While writing the article, methods such as observation, comparison, and analysis were used. The results of the study can be applied in the development strategies of the Almatycity's transport industry, and can also be used as a way to reduce the number of cars on the roads
and unload public transport. Due to the involvement of the population, it is possible to use the «Carpool» system to reduce the level of motorization in the city and to reduce the level of traffic jams. By reducing the number of cars, the emissions of exhaust gases emitted during the combustion of fuel are decreased. The noise pollution of urban space will also be reduced.
References:
[1] Bodnya M. S. (2012). Upravlenie transportnymi potokami megapolisov kak sposob snizheniya zagryazneniya atmosfernogo vozdukha // Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. -№ 3. - p. 127-131.
[2] IwanS. (2014). Sustainable urban freight transport management - the challenge for municipalities // JLTM. - №1. - p. 32-46.
[3] Ruimin Li, Zhiyong Liu, Ruibo Zhang. (2018). Studying the benefits of carpooling in an urban area using automatic vehicle identification data // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. - p.367-380.
[4] Sayt komiteta po statistike. Programma razvitiya Almaty 2020.Available at: http://www.almaty. gov.kz (accessed 10 April 2019)
[5] Samoylov D. S. Podvizhnost' naseleniya . Gorodskoy transport. - 2-e izd., pererab. idop. M.:Stroyizdat, 1983. - 384 p.
[6] Momot A. V. (2014).General factors that affects the increase of population mobility and principles of optimization of high-speed passenger transportations // Vestnik ekonomiki transporta i promysh-lennosti. - №45. - p. 32-38.
[7] Lobanov E.M. Transportnaya planirovka gorodov. Uchebnik dlya studentov vuzov. M: Transport, 1990. - 240 p.
[8] J.Zawieska, J.Pieriegud. (2018). Smart city as a tool for sustainable mobility and transport decar-bonisation // Transport Policy. - p. 36-50.
[9] Makaroval., Pashkevich A., Shubenkova K., Mukhametdinov E. (2017). Ways to increase population mobility through the transition to sustainable transport. Procedia Engineering 187. 756-762.
[10] Merkulov V. V., Shemyakina T. Yu. (2018). Strategii sozdaniya i razvitiya «umnykhgorodov» // Vestnik GUU. - №4. -p. 39-42.
[11] Mordovchenkov N. V., Sirotkin A. A. (2017). Spetsifika i vozmozhnosti provedeniya marketin-govykh issledovaniy na rynke transportnykh uslug // Vestnik Volzhskoy gosudarstvennoy akademii vodnogo transporta. -№ 53. -p.190-197.
[12] Petervander Waerden,Andreas Lem Wim Schaefer (2015).Investigation of factors that stimulate car drivers to change from car to carpooling in city center oriented work trips // Transportation research Procedia.- p. 143-152.
[13] Programma realizatsii meropriyatiy kompleksnoy skhemy organizatsii dorozhnogo dvizheniya v granitsakh malogo transportnogo kol'tsa g. Almaty na period 2017-2023 gg. S perspektivoy do 2030. Available at: https://alatransit.kz/sites/default/files/11._ksodd_t._hoschanov.pdf (accessed 10 April 2019)
[14] Sayt Bla Bla Car. Available at: https://blog.blablacar.ru/about-us (accessed 10 April 2019)
[15] Sayt kompanii ALD Avtomotiv. Broshyura «Innovatsion nye servisy, povyshayushchie mobil'nost' «Available at: https://www.aldautomotive.ru/Portals/russia/xBlog/uploads/2017/1/12/FS_ WP_ Innovations%20in%20Mobility%20Services%20_RS03.pdf (accessed 10 April 2019)
Статья поступила в редакцию 11.04.2019 г.